КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве»
Краткое содержание:Статус: На публичном обсуждении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект концепции проекта закона Дата создания: 21/10/2021 Публичное обсуждение до: 2021-11-04 00:00:00.0 Государственный орган НПА: Министерство обороны РК
1. Название проекта закона
КОНЦЕПЦИЯ
проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам службы в резерве»
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве» (далее – проект Закона).
3. Результаты публичного обсуждения
Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н. Назарбаев подчеркивает: «В нынешней геополитической обстановке защита национальных интересов государства от угроз военного характера является одним из приоритетных направлений государственной политики».
Современные вооруженные конфликты показывают, что угрозы военного характера возможно решать только при наличии модернизированной армии, имеющей подготовленные мобилизационные ресурсы.
В настоящее время большинство стран мира в мирное время, как и Республика Казахстан придерживаются смешанного способа обеспечения вооруженных сил людскими ресурсами.
При этом, в Республике Казахстан на военное время остается лишь один способ обеспечения вооруженных сил людскими ресурсами, это проведение массовой мобилизации населения, что является наследием советской школы проведения мобилизации.
События в Украине выявили ряд проблемных вопросов, связанных с мобилизацией Вооруженных Сил, подготовкой и наличием военно-обученного резерва, а также своевременным прибытием военнослужащих из запаса для восполнения потерь или ротации личного состава.
Таким образом, возникает необходимость пересмотра современных принципов обеспечения воинских частей Вооруженных Сил людскими ресурсами путем организации прохождения гражданами службы в резерве.
Необходимо отметить, что Республика Казахстан имеет достаточные мобилизационные ресурсы и военно-обученный резерв в количестве, необходимом для решения боевых задач.
Вместе с тем, отрицательный опыт зарубежных государств указывает на то, что необходимо определенное время для введения режима чрезвычайного положения природного и техногенного характера или военного положения.
В условиях быстро меняющейся обстановки каждая минута промедления может значительно повлиять на расклад сил в театре военных действий либо ухудшить состояние после чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
По этой причине необходимо мгновенное развертывания как частей постоянной боевой готовности, так и частей сокращенного состава и резерва, не дожидаясь введения военного или чрезвычайного положения природного или техногенного характера.
Ускоренное приведение частей резерва и территориальных войск в высшие степени боевой готовности позволит своевременно сконцентрировать большую группировку войск на угрожаемом направлении и нанести потенциальному противнику максимальный урон с привлечением большего количества войск, либо по планам применения своевременно вводить резервы или восполнять потери на театре военных действий.
Эти же условия будут соблюдены при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, когда непосредственно устранением их последствий будут заниматься не действующие военнослужащие, а резервисты в случае, если Президентом будет принято соответствующее решение о применении Вооруженных Сил.
Опыт конфликта в Украине показал, что несмотря на наличие военно-обученного резерва, существует проблемы с их подготовкой к реальным боевым действиям.
Так, со временем военнослужащие запаса теряют навыки, приобретенные в ходе службы или военной подготовки, приобретается новое вооружение и средства связи, которые требуют времени для их овладения, необходимо время для боевого слаживания подразделений, создаваемых из военнослужащих запаса.
По этой причине в Украине до введения в зону боевых действий вновь формируемые подразделения проходили на полигонах дополнительную подготовку на протяжении нескольких месяцев. Тем не менее, и этого времени не хватало, чтобы обеспечить боеспособность подразделений на должном уровне.
Проводимые регулярные сборы не решают проблем, связанных с подготовкой военнослужащих запаса, так как проводятся один раз в пять лет и охватывают ограниченное количество военнообязанных.
Увеличение количества сборов и привлекаемых лиц также не улучшит положения, так как навыки в любом случае в течение последующих пяти лет будут утрачиваться.
Главной задачей строительства вооруженных сил является содержание оптимального состава вооруженных сил мирного и военного времени.
Решение этой задачи базируется на реализации основополагающего принципа строительства вооруженных сил, соответствия состава вооруженных сил возлагаемых на них задач в мирное и военное время, и всестороннего учета экономических возможностей государства.
По этим причинам решением Совета Безопасности Республики Казахстан от 19 мая 2021 года №2 одобрено введение службы в резерве.
В соответствии с Концепцией строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формировании Республики Казахстан предусмотрена реализация мероприятий по введению службы в резерве на 2021-2025 годы.
Создание воинской службы в резерве позволит, не увеличивая Вооруженные Силы в мирное время, получить определенное количество военнообязанных, которые будут готовы в профессиональном плане к выполнению задач на начальном этапе военного времени или военного положения либо чрезвычайного положения природного и техногенного характера до проведения полной или частичной мобилизации.
Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, военнослужащие в резерве будут применены в первую очередь, что позволит Вооруженным Силам РК (действующим военнослужащим) без ущерба боеготовности в плановом порядке продолжать боевую подготовку, не отвлекаясь на выполнение несвойственных функций.
Предполагается, что военнообязанные, заключившие контракт о прохождении воинской службы в резерве (далее – резервисты), будут проходить воинскую службу путем прохождения сборов и подготовки по имеющимся военно-учетным специальностям в мирное время в порядке, определенном Министерством обороны.
Для резервистов подготовка будет проходить один-два раза в месяц, а сборы 30 дней, в общей сложности не более двух месяцев в год.
При этом подготовка военно-обученного резерва путем проведения сборов для остальных военнообязанных будет продолжаться в плановом порядке с целью создания резерва для частей второго эшелона и восполнения потерь.
Во время сборов и занятий резервисты будут совершенствовать свои военные знания, умения и навыки, научатся слаженно действовать в составе подразделений (отделений, взводов, рот), узнают свой воинский коллектив, с которым придется служить.
Кроме того, появляется возможность допустить военнослужащих, проходящих воинскую службу в резерве, к военной технике и закрепить ее за ними. В этом случае, техника не просто будет находиться на длительном хранении, исчерпывая свой ресурс эксплуатации, но и обслуживаться, в готовности к немедленному применению.
Такие меры позволят сократить время для снятия техники с длительного хранения, что позволит приводить воинской части в высшие степени боевой готовности в максимально короткие сроки.
Вместе с тем, при возникновении угроз государству Вооруженные Силы еще до введения военного или чрезвычайного положения природного и техногенного характера, полной или частичной мобилизации будут готовы вместе со штатным количеством Вооруженных Сил иметь в воинских частях еще несколько тысяч подготовленных бойцов.
Количество военнослужащих, проходящих воинскую службу в резерве, на первоначальном этапе введения такого вида службы с целью апробирования и изучения правоприменительной практики будет незначительным, возможно до тысячи человек.
В дальнейшем возможно увеличение количества резервистов до нескольких бригад резерва и комплектование ими территориальных войск.
В случае, если служба в резерве покажет свою эффективность возможно введение в каждой бригаде постоянной боевой готовности службы в резерве до одного батальона. Бригада, за исключением одного батальона будет комплектоваться действующими военнослужащими, а один батальон будет являться батальоном резерва, который комплектуется резервистами.
В долгосрочной перспективе введение воинской службы в резерве позволит без ущерба боеспособности воинских частей постоянной боевой готовности сократить численность Вооруженных Сил и сэкономить бюджетные средства.
Таким образом, основной целью введения службы в резерве, является повышение гарантированного обеспечения воинских частей людскими ресурсами и создание боеготовых резервных сил.
Введение службы в резерве позволит:
удовлетворить мобилизационную потребность Вооруженных Сил;
улучшить и поддерживать военное обучение мобилизационных людских ресурсов на должном уровне;
сохранять заинтересованность граждан, пребывающих в запасе, к стремлению совершенствовать свои военные знания, умения и навыки.
В этой связи, предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы в резерве.
Для реализации выработанных подходов в частности предлагается:
1) касательно поступления и прохождения воинской службы в резерве
Так, предлагается ввести понятие «резервист - военнообязанный, заключивший в добровольном порядке с Министерством обороны контракт о прохождении воинской службы в резерве».
Законопроектом предлагается также предусмотреть понятие воинской службы в резерве, условия и сроки службы, а также перечень оснований для исключения из резерва.
Служба в резерве подразумевает под собой воинскую службу по контракту по принципу территориальности (по месту жительства), с совмещением гражданином его основной работы, сохранением заработной платы, дополнительными денежными выплатами и предоставлением льгот.
Резервисты в период нахождения на занятиях и на воинских сборах будут иметь статус военнослужащих.
Подготовку данной категории граждан предлагается проводить
в пределах 60 (шестидесяти) дней в году, с учетом одного-двух занятий в месяц по программе боевой подготовки и проведения сборовых мероприятий (учений) (один раз в год на 30 дней) для слаживания подразделений в соответствии с программой обучения.
Введение службы в резерве позволит:
Таким образом, на законодательном уровне предлагается закрепить регламентацию:
Планируется установить порядок проведения мероприятий, направленных на обеспечение поступления на воинскую службу в резерве.
2) касательно трудовых прав
На законодательном уровне планируется предусмотреть, что за гражданином, поступившим на воинскую службу в резерве сохраняется место работы, занимаемая должность и сохраняется заработная плата,
а неработающему – минимальный размер заработной платы.
3) стимулирование работодателей
Предлагается предусмотреть налоговые и иные льготы для работодателей при приеме на работу военнослужащего резерва или альтернативным способам стимулировать работодателя на прием на работу военнослужащих резерва.
4) социальный пакет для резервистов
Предлагается медицинское обеспечение резервиста в период его нахождения на занятиях или воинских сборах осуществлять за счет бюджетных средств в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях).
При отсутствии по месту прохождения воинской службы или месту жительства резервиста военно-медицинских учреждений (организаций, подразделений) или соответствующих отделений в них, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь резервистам оказывается субъектами здравоохранения:
1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2) в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Резервистов, получивших ранения, контузии, травмы, увечья или заболевания при исполнении обязанностей воинской службы, планируется направлять на санаторно-курортное лечение за счет средств Вооруженных Сил, в структуре которых они проходят воинскую службу.
Резервистов планируется обеспечить за счет государства вещевым имуществом по нормам, утвержденным Министром обороны
Республики Казахстан по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, и в порядке, определяемом Министром обороны Республики Казахстан.
При этом с учетом воинской службы в резерве военнослужащие будут обеспечиваться только полевой формой одежды, а сроки носки будут рассчитываться только за период нахождения на сборах и занятиях.
Предлагается на период освоения программы подготовки резервистов обеспечить питанием по нормам, устанавливаемым Министром обороны
Республики Казахстан, по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
5) материальная ответственность военнослужащих
Резервист будет нести материальную ответственность в соответствии
с трудовым законодательством, законодательством о государственной службе и общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
С учетом изложенного, предлагается законодательно предусмотреть полную и ограниченную материальную ответственность резервистов.
6) иные вопросы прохождения службы в резерве
Учитывая, что резервисты в период обучения и прохождения воинских сборов будут обладать статусом военнослужащих, предлагается внести соответствующие поправки для закрепления правового и социального статуса по аналогии с военнослужащими (поступление, прохождение, увольнение, присвоение воинских званий, перемещение по службу, социальное, медицинское, вещевое и другие виды обеспечения), а также предусмотреть иные поправки для устранения правового пробела и коллизий по вопросам прохождения службы в резерве и стимулирования работодателей по сохранению места работы резервистам и принятию их на работу.
4. Цели принятия проекта закона
Целью принятия законопроекта является регламентация гарантированного доукомплектования Вооруженных Сил военно-обученными резервистами, как в период мобилизации, так и в период чрезвычайного положения природного или техногенного характера.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере прохождения службы в резерве.
6. Структура и содержание проекта закона
Законопроект состоит из двух статей.
Статья 1 определяет законодательные акты, в которые вносятся поправки, направленные на регламентацию прохождения службы в резерве: Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет», Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О мобилизационной подготовке и мобилизации», Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении», Закон Республики Казахстан «О военном положении», Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих», Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».
Статья 2 определяет сроки и порядок введения в действие законопроекта.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Правовыми последствиями принятия законопроекта является введение норм, предусматривающих регламентацию службы в резерве.
Негативных социально-экономических, политических и юридических последствий не предполагается.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Не требуется.
Институт «служба в резерве» в Республике Казахстан вводится впервые,
в связи с чем, действующим законодательством не предусмотрен и проведение правового мониторинга законодательных актов не требуется.