Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции»

Краткое содержание:
Статус: На публичном обсуждении
Версия проекта:   Версия 1
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 05/07/2023
Публичное обсуждение до: 2023-07-28 00:00:00.0
Государственный орган НПА: Агентство по защите и развитию конкуренции РК
Приложенные документы:

1. Описание проблемы:

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы Способы измерения проблемы
1 Рост тарифов и снижение качества услуг сотовой связи Вследствие монополизации государством и высокой концентрации рынка, наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами, увеличились жалобы на повышение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, а также на качество услуг связи и интернета.

За 2022 год и истекший период т.г. МЦРИАП было проведено 1492 проверок в отношении сотовых операторов по качеству услуг связи и выписано штрафов на сумму 3 млрд. 44 млн. тенге.

В МЦРИАП с 2022 года по начало т.г. поступили более 350 жалоб касательно увеличения тарифов и подключения дополнительных услуг в одностороннем порядке.

Кроме того, за аналогичный период в адрес Агентства поступило более 100 официальных жалоб граждан в части повышения тарифов.

К примеру, в Агентство поступили жалобы на оператора Билайн, связанные с ростом цены на тарифный план «Яркий+» на 52,4%, на Теле2 по тарифному плану «Зазвони» (рост 100%), и др.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
2 Недоступность радиочастот для новых операторов связи Ограниченность радиочастотного спектра, необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений.

На сегодня рынок сотовой связи в Казахстане является дуополистическим, в котором присутствуют всего 2 субъекта рынка – группа компании АО «Казахтелеком» (АО «Kcell», ТОО «Мобайл Телеком – Сервис») с долей 62%, а также частный оператор - ТОО «Кар-Тел» (38%). 

Рынок характеризуется высокой концентрацией рынка (CR-2) и преобладающей долей участия государства.

Соотношение доли по владению радиочастотами у группы АО «Казахтелеком» составляет - 82% (ТОО «КаР-Тел» - 18%).
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
3 Монопольное ценообразование на рынке реализации энергетического угля Отсутствие конкуренции

АЗРК проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оптовой реализации угля за временной период 2018 - 2021 годы и І полугодие 2022 года.

По итогам анализа определены объемы товарного рынка реализации угля для нужд энергопроизводящих организаций в котором неизменную долю доминирования показывает ТОО «Богатырь Комир» (далее-Товарищество), с практически монопольной долей в среднем 85%.

В связи с чем, Товарищество в одностороннем порядке определяет отпускную цену угля и влияет на рынок.

Справочно:

2022 год - с 1 августа до 2 282 тг/т; с 1 сентября до 2 396 тг/т; с 1 октября до 2 516 тг/т; с 1 ноября до 2 642 тг/т; с 1 декабря до 2 774 тг/т;

2023 год - с 1 января до 2 968 тг/т; с 1 июля до 3 092 тг/т.

с 1 апреля 2024 года до 3 235 тг/т.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
4 Низкое качество медицинских услуг в государственных поликлиниках Дефицит финансовых средств в государственных поликлиниках На сегодняшний день тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, являются мало финансируемыми, что зеркально отражается на качестве данных услуг. Таким образом, население в целях получения более оперативной и качественной мед.услуги обращается в частные медицинские организации, при этом стоимость мед.услуг по сравнению с государственными поликлиниками может отличаться в 2-3 раза. Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
5 Фактическое отсутствие государственного контроля в отношении товарных бирж Действие моратория на проведение проверок субъектов малого и микропредпринимательства

Действующие критерии отнесения субъектов предпринимательства к установленным категориям не применимы к товарным биржам

В частности, согласно ПК РК, для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

При среднегодовой численности работников не более пятнадцати человек, сумма заключаемых сделок на товарной бирже составляет десятки миллиардов тенге, при этом среднегодовой доход может превышать 30 000 МРП.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
6 Несоблюдение требований по реализации биржевых товаров на товарных биржах Отсутствие государственного контроля выполнения требований по реализации биржевых товаров на товарных биржах. Невыполнение субъектами предпринимальства ресурсодержателями обязательств по реализации предусмотренной законодательством минимальной доли товара, подлежащей обязательной реализации через товарные биржи приводит к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляет законные права субъекта рынка или неопределенного круга потребителей, что в свою очередь имеет признаки злоупотребления доминирующим или монопольным положением. Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
7 Отсуствие фактического возмещения ущерба (вреда) по делам о нарушении прав неопределенного круга потребителей Недостаточность финансирования, а также «инертность» общественных объединений потребителей

Законом Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» предусмотрен статус общественных объединений потребителей и их место в системе защиты прав потребителей.

При этом, законы Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» определяют общее правовое положение общественных объединений как юридических лиц.

Однако, на сегодняшний день, основной и единственной проблемой общественных объединений потребителей является отсутствие финансирования, а также наблюдается «инертность» общественных объединений потребителей, которые в большинстве случаев представлены людьми пенсионного и предпенсионного возраста, работающих на общественных началах.

По республике зарегистрировано 178 общественных объединений потребителей, из них на сегодняшний день по данным налоговых органов действуют менее 40%.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 41 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе предъявлять иски в суд в защиту прав и законных интересов потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей.

При этом, общественные объединения потребителей при предъявлении указанных исков в суд не имеют возможности требовать возмещения ущерба (вреда), причинённого допущенным нарушением, в пользу потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
8 Отсутствие доступа антимонопольного органа к информации и базам данных государственных органов  

Указом Главы государства от 31 декабря 2020 года № 484 содействие развитию конкуренции и внедрение проактивной конкурентной политики в Республике Казахстан объявлено приоритетным направлением деятельности Президента, Правительства, центральных государственных и местных исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Одним из основных принципов государственной политики по развитию конкуренции определена приоритетность профилактических мер антимонопольного регулирования.

Вместе с тем, основная деятельность антимонопольного органа строится на сборе и обработке данных (информации), которые в последующем позволяют определить структуру рынков
и принимать меры антимонопольного реагирования.

Следовательно, качество и своевременность профилактических мер напрямую зависят от наличия и доступа к объективной
и достоверной информации.

Однако, на практике такой доступ к ведомственной информации государственных органов законодательно ограничен.

В этих условиях, антимонопольный орган вынужден увеличивать административную нагрузку на субъектов рынка многократными и объемными по своему содержанию запросами, так как проведение анализа рынков без необходимой информации не представляется возможным.

Доступ к сведениям, составляющим банковскую, налоговую тайну, тайну статистики позволит внедрить более эффективные и оперативные инструменты реагирования, в том числе в условиях риска социально-экономической дестабилизации и национальной безопасности (пандемия коронавируса, январские события 2022 года).
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
9 Невозможность демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию Предпринимательского кодексом для демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию, предусмотрены невыполнимые условия д по выявлению двух и более фактов злоупотребления доминирующим или монопольным положением в течение одного года.

С момента введения нормы по принудительному разделению субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию, в Законе Республики Казахстан от 19 января 2001 года            «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» инструмент принудительного разделения фактически не имеет случаев применения на практике.

Указанное, обуславливается длительными процедурами сбора фактических данных, подтверждающих совершение нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, а также судебными разбирательствами, которые могут длиться до одного года и более.

Справочно: срок проведения расследования составляет 3 месяца с возможностью продления на 2 месяца, также данный срок быть неоднократно приостановлен для проведения необходимых экспертиз и анализа состояния конкуренции на товарных рынках.

Между тем, в современных условиях олигопольного состояния экономики возможность демонополизации недобросовестных субъектов рынка, неоднократно злоупотребляющих своим положением, выглядит весьма актуальной.

С учетом изложенного, в целях реалистичности реализации задачи по демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию, предлагается увеличить период повторного злоупотребления субъектом рынка своим доминирующим или монопольным положением, являющегося основанием для обращения в суд с иском о принудительном разделении данного субъекта рынка или выделении из его состава на базе его структурных подразделений одного или нескольких юридических лиц, с одного календарного года до пяти.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер
10 Высокий уровень государственного участия в предпринимательстве  

По итогам анализов более чем на 50 % выявлено присутствие государства на базовых для экономики страны рынках производства электрической энергии, оптовой и розничной реализации товарным газом, грузовых, пассажирских железнодорожных перевозок, связи, гражданской авиации, медицинских, образовательных услуг.

Разгосударствление рассматривается как важное направление децентрализации национальной экономики, укрепления частного бизнеса, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества, ликвидации монополизма государственных предприятий.

Пунктом 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса определены основания участия государства в предпринимательской деятельности.

Также, постановлением Правительства от 28 декабря 2015 года № 1095 утвержден перечень видов деятельности, разрешенных для субъектов квазигосударственного сектора (далее – Перечень).

В 2020 году Перечень дополнен видами деятельности государственных предприятий (ППРК от 16 октября 2020 года № 666).

Идеология утверждения перечня видов деятельности заключалась в определении четкой границы участия государства в экономике Казахстана, соответственно с последующим сокращением участия государства в экономике страны.

Однако действующий перечень не включает множество видов деятельности, осуществляемых субъектами на уровне республиканской и коммунальной собственности, также дочерними организациями национальных холдингов.

В рамках работы по оптимизации расходов государственных органов 2019 году Национальной Палатой Предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен») совместно с антимонопольным органом проведен анализ товарных рынков на предмет целесообразности участия государства в предпринимательской деятельности. По результатам анализа перечень видов деятельности для АО, ТОО с участием государства более 50% сокращен на 107 видов деятельности.

Однако итоги проведенной работы, фактически, обнулены внесенным в 2020 году Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» изменением в статью 192 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК).

Согласно действующей норме ПК РК, перечень видов деятельности видов деятельности для АО, ТОО с участием государства не распространяется на ранее созданные государственные предприятия, юридическими лицами, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами.

Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в ПК РК, одним из оснований участия государства в экономике стала недостаточно развитая конкуренция на товарных рынках.

С учетом вышеизложенного, предлагается сокращение оснований участия государства в предпринимательской деятельности.
Описываемая проблема носит организационно-правовой характер

2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

Текущая ситуация Международный опыт
1

Вследствие монополизации государством и высокой концентрации рынка, наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами, увеличились жалобы на повышение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, а также на качество услуг связи и интернета.

К примеру, за 2022 год и истекший период т.г. МЦРИАП было проведено 1492 проверок в отношении сотовых операторов по качеству услуг связи и выписано штрафов на сумму 3 млрд. 44 млн. тенге.

Также неоднократно поступают жалобы потребителей на рост тарифов на услуги сотовой, а также проводной связи.

Так, в МЦРИАП с 2022 года по начало т.г. поступили более 350 жалоб касательно увеличения тарифов и подключения дополнительных услуг в одностороннем порядке.

Кроме того, за аналогичный период в адрес Агентства поступило более 100 официальных жалоб граждан в части повышения тарифов.

К примеру, в Агентство поступили жалобы на оператора Билайн, связанные с ростом цены на тарифный план «Яркий+» на 52,4%, на Теле2 по тарифному плану «Зазвони» (рост 100%), и др.

При этом, АО «Казахтелеком» в настоящее время в СМАС г. Астана оспаривается направленный Агентством запрос об обосновании роста его тарифов (Решением суда 1 инстанции запрос признан законным, не вступил в силу).

Кроме того, АО «Кселл» оспаривается запрос Агентства в рамках проведения мониторинга цен на сотовую связь.

Также, сотовые операторы совместно подали иск в СМЭС г. Астана об отмене некоторых норм Правил оказания услуг связи, которые были приняты по инициативе Агентства в рамках защиты прав потребителей (граждан).

Тем самым, операторы всячески злоупотребляют своими процессуальными правами, оспаривая предусмотренные законодательством меры реагирования антимонопольного органа и затягивая в длительные судебные тяжбы.

В Казахстане на конец 2022 года было зарегистрировано порядка 25,1 млн абонентов. Количество новых пользователей мобильной связи ежегодно растет.

В соответствии с пп. 14) п. 3 ст. 116 ПК РК государство регулирует цены и тарифы на товары, работы, услуги субъектов предпринимательства на общественно значимых рынках.

Согласно ст. 124-7 государственное регулирование цен и государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляются в целях защиты интересов потребителей и субъектов общественно значимых рынков.

Справочно: сотовая связь регулировалась МЦРИАП до отмены в 2017 году Государственного реестра субъектов-доминантов.

При изложенных обстоятельствах и непрозрачности ценообразования на рынках, где присутствует квазигосударственный сектор, предлагается введение государственного регулирования цен на услуги сотовой связи до момента полной демонополизации рынка.
 
2

На сегодня рынок сотовой связи в Казахстане является дуополистическим, в котором присутствуют всего 2 субъекта рынка – группа компании АО «Казахтелеком» (АО «Kcell», ТОО «Мобайл Телеком – Сервис») с долей 62%, а также частный оператор - ТОО «Кар-Тел» (38%). 

Рынок характеризуется высокой концентрацией рынка (CR-2) и преобладающей долей участия государства.

Соотношение доли по владению радиочастотами у группы АО «Казахтелеком» составляет - 82% (ТОО «КаР-Тел» - 18%).

При этом, показатели по частотам существенно выросли у группы лиц АО «Казахтелеком» по результатам аукциона на РЧС используемого для сотовой связи пятого поколения (5G), где победителем разыгранных лотов признана только группа Казахтелеком.

Таким образом, технология нового поколения 5G монополизирована государством в лице группы АО «Казахтелеком», усилив и без того рыночную власть квазигосударственного сектора.

Так, частные операторы не способны конкурировать в аукционах с государственной компанией как по финансовым показателям, так и по техническим. Примером тому служит итоги аукциона на 5G, где оператор Билайн и потенциальный оператор Freedom Holding Corp., не смогли противостоять объединенному консорциуму в лице Казахтелеком и его мобильных операторов.

Несомненно, появление нового независимого игрока позволило бы привлечь частные инвестиции в отрасль, улучшить бизнес-климат, повлиять на тарифную политику действующих операторов, а также значительно усилить конкуренцию на высококонцентрированном рынке мобильной связи.

Справочно. Согласно конкурсной документации, было реализовано 2 лота:

- лот №1, в полосах радиочастот 3600-3700 МГц;

- лот №2, в полосах радиочастот 3700-3800 МГц.

При этом, каждый лот состоит из полос частот шириной 100 МГц на территории городов республиканского значения, областей и областных центров для обеспечения сотовой связью пятого поколения.

Кроме того, по условиям аукциона победитель торгов получит дополнительно частоты в диапазоне 694-790 МГц, что по мнению МЦРИАП дополнительно обеспечит устойчивое «ковровое» покрытие сети 5G на территории РК.

При этом, каждый победитель торгов принимает на себя обязательства по запуску 3500 базовых станции на территории РК с момента получения разрешений на использование РЧС (в течении 5 лет).

Из вышеуказанного следует, что в соответствии с принятыми обязательствами распределенные по итогам аукциона частоты в сети 5G на данном этапе достаточны для победителя торгов для целей покрытия территории РК связью.

В этой связи, в целях фундаментального развития конкуренции необходимо предусмотреть право уполномоченного органа по ограничению участия в аукционах по распределению радиочастот для оказания услуг сотовой связи в сети 5G операторов связи, в т.ч. с государственным участием, уже владеющих частотами в сети 5G.
 
3

АЗРК проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оптовой реализации угля за временной период 2018 - 2021 годы и І полугодие 2022 года.

По итогам анализа определены объемы товарного рынка реализации угля для нужд энергопроизводящих организаций в котором неизменную долю доминирования показывает ТОО «Богатырь Комир» (далее-Товарищество), с практически монопольной долей в среднем 85%.

В связи с чем, Товарищество в одностороннем порядке определяет отпускную цену угля и влияет на рынок.

Справочно:

2022 год - с 1 августа до 2 282 тг/т; с 1 сентября до 2 396 тг/т; с 1 октября до 2 516 тг/т; с 1 ноября до 2 642 тг/т; с 1 декабря до 2 774 тг/т;

2023 год - с 1 января до 2 968 тг/т; с 1 июля до 3 092 тг/т.

с 1 апреля 2024 года до 3 235 тг/т.

Принимая во внимание наличие признака нарушения законодательства в области защиты конкуренции, в настоящий момент рассматривается вопрос о принятии мер антимонопольного реагирования в отношении Товарищества.

Однако, указанные меры антимонопольного реагирования имеют низкую эффективность с точки зрения влияния на поведение Товарищества на системном уровне.

С учетом неизменной доли субъекта и постоянного повышения цен, предлагается отнесение к общественно значимым рынкам (далее - ОЗР) с соответствующим ценовым регулированием.
 
4

На сегодняшний день тарифы на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, являются мало финансируемыми, что зеркально отражается на качестве данных услуг. Таким образом, население в целях получения более оперативной и качественной мед.услуги обращается в частные медицинские организации, при этом стоимость мед.услуг по сравнению с государственными поликлиниками может отличаться в 2-3 раза.

Однако несмотря на это, население активно обращается в частные поликлиники, при этом денежные средства, которые работодатель ежемесячно отчисляет в ФСМС не используются. В этой связи, в целях предоставления возможности населению использовать свои социальные отчисления необходимо внедрить механизм сооплаты на медицинские услуги, по аналогии с механизмом сооплаты на лекарственные средства.

Таким образом, населению будет предоставлена возможность доплачивать разницу за медуслуги, что в конечном итоге положительно отразиться на развитие и расширении частных медицинских поликлиник, которые приведут к конкуренции цен на мед.услуги.
 
5

Действующие критерии отнесения субъектов предпринимательства к установленным категориям не применимы к товарным биржам.

В частности, согласно ПК РК, для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

При среднегодовой численности работников не более пятнадцати человек, сумма заключаемых сделок на товарной бирже составляет десятки миллиардов тенге, при этом среднегодовой доход может превышать 30 000 МРП.

Принимая во внимание, что в целях поддержки предпринимательства в Казахстане введен мораторий на проведение проверок субъектов малого и микропредпринимательства, для полноценного осуществления государственного контроля в отношении товарных бирж, предлагается исключить товарные биржи из категории субъектов малого и микропредпринимательства.
 
6

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О товарных биржах», перечень биржевых товаров содержит в том числе по отдельным биржевым товарам – минимальную долю, подлежащую обязательной реализации через товарные биржи, а также категории субъектов, на которых распространяется такая обязанность.

Вместе с тем, КоАП предусматривает административную ответственность за реализацию товаров, включенных в перечень биржевых товаров, вне товарных бирж.

Невыполнение субъектами предпринимальства ресурсодержателями обязательств по реализации предусмотренной законодательством минимальной доли товара, подлежащей обязательной реализации через товарные биржи приводит к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляет законные права субъекта рынка или неопределенного круга потребителей, что в свою очередь имеет признаки злоупотребления доминирующим или монопольным положением.
 
7

Законом Республики Казахстан от 4 мая 2010 года
«О защите прав потребителей» предусмотрен статус общественных объединений потребителей и их место в системе защиты прав потребителей.

При этом, законы Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» определяют общее правовое положение общественных объединений как юридических лиц.

Однако, на сегодняшний день, основной и единственной проблемой общественных объединений потребителей является отсутствие финансирования, а также наблюдается «инертность» общественных объединений потребителей, которые в большинстве случаев представлены людьми пенсионного и предпенсионного возраста, работающих на общественных началах.

По республике зарегистрировано 178 общественных объединений потребителей, из них на сегодняшний день по данным налоговых органов действуют менее 40%.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 41 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе предъявлять иски в суд в защиту прав и законных интересов потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей.

При этом, общественные объединения потребителей при предъявлении указанных исков в суд не имеют возможности требовать возмещения ущерба (вреда), причинённого допущенным нарушением, в пользу потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей.

С учетом изложенного, считаем целесообразным вопрос наделения общественных объединений потребителей правом подачи коллективных исков, направленных на возмещение ущерба (вреда) неограниченного круга потребителей.

Международный опыт показывает, что в США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Сингапур, КНР, Канаде, Австралии, Ирландии, Португалии, Финляндии, Норвегии, Дании, Испании действуют институты подачи имущественных групповых исков, направленных на возмещение ущерба (вреда) неограниченного круга лиц (потребителей), в том числе подаваемых общественными объединениями потребителей.

Таким образом, НПО указанных стран, обладая возможностями по самофинансированию своей деятельности реализуют ряд мероприятий направленных на защиту прав потребителей, таких как мониторинг потребительского рынка, в целях выявления структурных недостатков и потребительских проблем, также информирование, консультирование и просвещение потребителей и др.
8

Указом Главы государства от 31 декабря 2020 года № 484 содействие развитию конкуренции и внедрение проактивной конкурентной политики в Республике Казахстан объявлено приоритетным направлением деятельности Президента, Правительства, центральных государственных и местных исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Одним из основных принципов государственной политики по развитию конкуренции определена приоритетность профилактических мер антимонопольного регулирования.

Вместе с тем, основная деятельность антимонопольного органа строится на сборе и обработке данных (информации), которые в последующем позволяют определить структуру рынков и принимать меры антимонопольного реагирования.

Следовательно, качество и своевременность профилактических мер напрямую зависят от наличия и доступа к объективной
и достоверной информации.

Однако, на практике такой доступ к ведомственной информации государственных органов законодательно ограничен.

В этих условиях, антимонопольный орган вынужден увеличивать административную нагрузку на субъектов рынка многократными и объемными по своему содержанию запросами, так как проведение анализа рынков без необходимой информации не представляется возможным.

Доступ к сведениям, составляющим банковскую, налоговую тайну, тайну статистики позволит внедрить более эффективные и оперативные инструменты реагирования, в том числе в условиях риска социально-экономической дестабилизации и национальной безопасности (пандемия коронавируса, январские события 2022 года).
В международной практике антимонопольные органы имеют доступ к информации и (или) базам данных государственных органов, в частности в США, РФ, КНР и странах Европейского союза.
9

С момента введения нормы по принудительному разделению субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию, в Законе Республики Казахстан от 19 января 2001 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» инструмент принудительного разделения фактически не имеет случаев применения на практике.

Указанное, обуславливается длительными процедурами сбора фактических данных, подтверждающих совершение нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, а также судебными разбирательствами, которые могут длиться до одного года и более.

Справочно: срок проведения расследования составляет 3 месяца с возможностью продления на 2 месяца, также данный срок быть неоднократно приостановлен для проведения необходимых экспертиз и анализа состояния конкуренции на товарных рынках.

Между тем, в современных условиях олигопольного состояния экономики возможность демонополизации недобросовестных субъектов рынка, неоднократно злоупотребляющих своим положением, выглядит весьма актуальной.

С учетом изложенного, в целях реалистичности реализации задачи по демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию, предлагается увеличить период повторного злоупотребления субъектом рынка своим доминирующим или монопольным положением, являющегося основанием для обращения в суд с иском о принудительном разделении данного субъекта рынка или выделении из его состава на базе его структурных подразделений одного или нескольких юридических лиц, с одного календарного года до пяти.
 
10

По итогам анализов более чем на 50 % выявлено присутствие государства на базовых для экономики страны рынках производства электрической энергии, оптовой и розничной реализации товарным газом, грузовых, пассажирских железнодорожных перевозок, связи, гражданской авиации, медицинских, образовательных услуг.

Разгосударствление рассматривается как важное направление децентрализации национальной экономики, укрепления частного бизнеса, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества, ликвидации монополизма государственных предприятий.

Пунктом 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса определены основаниия участия государства в предпринимательской деятельности.

Также, постановлением Правительства от 28 декабря 2015 года № 1095 утвержден перечень видов деятельности, разрешенных для субъектов квазигосударственного сектора (далее – Перечень).

В 2020 году Перечень дополнен видами деятельности государственных предприятий (ППРК от 16 октября 2020 года № 666).

Идеология утверждения перечня видов деятельности заключалась в определении четкой границы участия государства в экономике Казахстана, соответственно с последующим сокращением участия государства в экономике страны.

Однако действующий перечень не включает множество видов деятельности, осуществляемых субъектами на уровне республиканской и коммунальной собственности, также дочерними организациями национальных холдингов.

В рамках работы по оптимизации расходов государственных органов 2019 году Национальной Палатой Предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен») совместно с антимонопольным органом проведен анализ товарных рынков на предмет целесообразности участия государства в предпринимательской деятельности. По результатам анализа перечень видов деятельности для АО, ТОО с участием государства более 50% сокращен на 107 видов деятельности.

Однако итоги проведенной работы, фактически, обнулены внесенным в 2020 году Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» изменением в статью 192 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК).

Согласно действующей норме ПК РК, перечень видов деятельности видов деятельности для АО, ТОО с участием государства не распространяется на ранее созданные государственные предприятия, юридическими лицами, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами.

Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в ПК РК, одним из оснований участия государства в экономике стала недостаточно развитая конкуренция на товарных рынках.

С учетом вышеизложенного, предлагается сокращение оснований участия государства в предпринимательской деятельности.
 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Решение Плюсы Минусы
1 При изложенных обстоятельствах и непрозрачности ценообразования на рынках, где присутствует квазигосударственный сектор, предлагается введение государственного регулирования цен на услуги сотовой связи путем отнесения данной сферы к общественно значимым рынкам.

Прозрачное ценообразование и доступность услуг для потребителей

Снижение инвестиционной привлекательности
2 В целях фундаментального развития конкуренции необходимо предусмотреть право уполномоченного органа по ограничению участия в аукционах по распределению радиочастот для оказания услуг сотовой связи в сети 5G операторов связи, в т.ч. с государственным участием, уже владеющих частотами в сети 5G. Обеспечение доступа к радиочастотам 5G для новых операторов связи Отсутствуют
3 С учетом неизменной доли субъекта и постоянного повышения цен, предлагается отнесение к общественно значимым рынкам (далее – ОЗР) с соответствующим ценовым регулированием. 

Прозрачное ценообразование и доступность товара для потребителей

Отсутствуют
4 В целях предоставления возможности населению использовать свои социальные отчисления необходимо внедрить механизм сооплаты на медицинские услуги, по аналогии с механизмом сооплаты на лекарственные средства.

Повышение доступности и качества медицины для населения

Отсутствуют
5 В целях осуществления государственного контроля в отношении субъектов малого и микропредпринимательства предлагается исключить товарные биржи из категории субъектов малого и микропредпринимательства Обеспечение контроля и соблюдение требований законодательства о товарных биржах Отсутствуют
6 Предлагается признать реализацию биржевых товаров субъектами доминантами вне товарных бирж злоупотреблением доминирующим положением Обеспечение соблюдения требований по реализации биржевых товаров на товарных биржах Отсутствуют
7 Считаем целесообразным наделить общественные объединения потребителей правом подачи коллективных исков, направленных на возмещение ущерба (вреда) неограниченного круга потребителей Обеспечение полного возмещения ущерба (вреда) по делам о нарушении прав неопределенного круга потребителей Отсутствуют
8 Обеспечить законодательный доступ антимонопольного органа к информации и базам данных государственных органов Повышение эффективности и оперативности мер антимонопольного реагирования Отсутствуют
9 Увеличение периода повторного нарушения, являющегося основанием принудительного разделении субъекта рынка с 1 года до 5 лет Демонополизация товарных рынков Отсутствуют
10 Сокращение оснований для участия государства в предпринимательской деятельности Стимулирование частного предпринимательства, улучшение условий для ведения бизнеса Отсутствуют

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

  Плюсы Минусы
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)

- прозрачное ценообразование и доступность услуг для потребителей

- повышение доступности и качества медицины для населения

- обеспечение полного возмещения ущерба (вреда) по делам о нарушении прав неопределенного круга потребителей

Отсутствуют
2. Развитие предпринимательства

- обеспечение доступа к радиочастотам 5G для новых операторов связи

- демонополизация товарных рынков

-           Стимулирование частного предпринимательства, улучшение условий для ведения бизнеса
Отсутствуют
3. Органы государственной власти -           повышение эффективности и оперативности мер антимонопольного реагирования Отсутствуют
4. Экономическую систему

- демонополизация товарных рынков

-           обеспечение контроля и соблюдение требований законодательства о товарных биржах
Отсутствуют
5. Экологическую среду Отсутствуют Отсутствуют
6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета Отсутствуют Отсутствуют
7. Иные Отсутствуют Отсутствуют

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

Текущие показатели Результат Срок (обоснование)
1 Рост тарифов и снижение качества услуг сотовой связи Прозрачное ценообразование и доступность услуг для потребителей 2024–2025 годы
2 Недоступность радиочастот для новых операторов связи Появление новых операторов связи 2024–2025 годы
3 Монопольное ценообразование на рынке реализации энергетического угля

Прозрачное ценообразование и доступность товара для потребителей

2024–2025 годы
4 Низкое качество оказания мед.услуг в государственных поликлиниках Повышение доступности и качества медицины для населения 2024–2025 годы
5 Фактическое отсутствие государственного контроля в отношении товарных бирж Обеспечение контроля и соблюдение требований законодательства о товарных биржах 2024–2025 годы
6 Несоблюдение требований по реализации биржевых товаров на товарных биржах Обеспечение соблюдения требований по реализации биржевых товаров на товарных биржах 2024–2025 годы
7 Отсуствие фактического возмещения ущерба (вреда) по делам о нарушении прав неопределенного круга потребителей Обеспечение полного возмещения ущерба (вреда) по делам о нарушении прав неопределенного круга потребителей 2024–2025 годы
8 Отсутствие доступа антимонопольного органа к информации и базам данных государственных органов Повышение эффективности и оперативности мер антимонопольного реагирования 2024–2025 годы
9 Невозможность демонополизации субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию Демонополизация товарных рынков 2024–2025 годы
10 Высокий уровень государственного участия в предпринимательстве Стимулирование частного предпринимательства, улучшение условий для ведения бизнеса 2024–2025 годы

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия Сроки Ответственный государственный орган (должностное лицо) Бюджет
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции»

Ноябрь 2023 года – Аппарат Правительства и Администрация Президента РК.

Декабрь 2023 года – Мажилис Парламента РК.
Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Не требуется
       

7. Возможные риски:

Возможные риски (в том числе социальные риски) Причины возможных рисков Система управления рисками
 

 

 
Отсутствует Отсутствует Отсутствует

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

- центральные государственные органы;

- Национальная палата предпринимателей «Атамекен», ассоциации и другие объединения субъектов предпринимательства;

- граждане Республики Казахстан.

9. Способ публичного обсуждения:

Консультативный документ для публичного обсуждения размещается на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

10. Результаты публичного обсуждения.

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1    
2    

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта).

Законопроект состоит из 2 статей:

Статья 1 – предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательные акты;

Статья 2 – предусматривает порядок введения в действие Закона.


 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Для оценки эффективности предлагаемых изменений необходимо не менее одного года правоприменительной практики.