Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – КДРП)

Краткое содержание: «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
Статус: На публичном обсуждении
Версия проекта:   Версия 2
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 08/09/2023
Публичное обсуждение до: 2023-09-29 00:00:00.0
Государственный орган НПА: Министерство национальной экономики РК
Приложенные документы:

Консультативный документ регуляторной политики

к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»
(Налоговый кодекс)
(далее – КДРП)

 

 

  1. Описание проблемы:

 

п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

Способы измерения проблемы

  1.  

Пересмотр ставки и «порога» для постановки на учет по налогу на добавленную стоимость
(далее – НДС)

Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12%, тогда как в России, Беларуси, Армении – 20%, в странах ОЭСР – доходит до 27%.

При этом собираемость налога находится на низком уровне.

 

В Казахстане «порог» для постановки на учет по НДС (с 1 января 2022 года 20 тыс. МРП или 153,1 тыс. долл. США) является один из самых высоких, если сравнивать с постсоветскими странами и странами ОЭСР.

В Казахстане существует исключение из общего правила по «порогу» для индивидуальных предпринимателей, работающих в упрощенной форме налогообложения. Такие налогоплательщики не включают размер оборота по реализации для постановки на учет по НДС сумму безналичного оборота до 380 млн. тенге (874 тыс. долл. США) при условии использования программного продукта ТИС (трехкомпонентная интегрированная система).

Кроме того, как показывает сравнительный анализ, применяемая в настоящее время в Казахстане единая ставка НДС в размере 12% является одной из самых низких ставок НДС в мире.

В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. При этом постепенно с годами ставка постепенно снижалась. Целью такого снижения было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения «теневого» оборота товаров, работ, услуг.

При этом, в мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально-значимых и «чувствительных» товаров. Однако, как показывает международный опыт, низкие ставки для отдельных товаров применяются при высоких базовых ставках и наличие нескольких налоговых ставок существенно усложняет налоговое администрирование.

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Ставка корпоративного подоходного налога
(далее – КПН)

 

В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует.

При этом некоторые секторы экономики, такие как, финансовый сектор, игорный бизнес, недропользование имеют значительную прибыльность.

 

В целом порядок обложения КПН в Казахстане соответствует международной практике, при этом ставка 20% является относительно низкой по сравнению со ставками других стран.

В последние годы эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9% до 3,8%, что является низким показателем. Одной из основных причин этому является целый ряд налоговых льгот, в том числе, установленных для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т.д.), в зависимости от территории (специальной экономичекой зоны (далее – СЭЗ), Астана хаб и т.д.).

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

 Ставка индивидуального подоходного налога
(далее – ИПН)

 

В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода (плоская шкала).

Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», т.к. физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. 

Прогрессивная шкала является одной из мер, позволяющих устранить такую несправедливость, а также снизить налоговую нагрузку для населения с низким уровнем доходов.

 

В Республике Казахстан до 2006 года применялась 4-х ступенчатая прогрессивная шкала обложения ИПН с налоговыми ставками от 5 % до 20 % (5%, 10%, 15% и 20% при превышении пороговых значений). Переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке
10 процентов произведен в 2007 году с целью  снижения доли выдачи заработной платы в «конвертах».

Аналогично, «плоскую шкалу» ИПН применяют еще 29 стран. Остальные страны, в том числе страны ОЭСР, применяют прогрессивную шкалу.

Смысл прогрессивной шкалы налога в том, чтобы более высокооплачиваемые работники вносили больший вклад в развитие страны.

Справочно: на основании сведений по уплате обязательных пенсионных взносов
(далее – ОПВ) за 2020 год: заработная плата до
2 млн. тенге – у 6 041 761 человек (99,88 %) (включает плательщиков единого совокупного платежа (далее – ЕСП), свыше 2 млн. тенге –
у 7 376 человек (0,12%).

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Гармонизация ставок акцизов на табачные изделия

 

Договором о ЕАЭС предусмотрена гармонизация (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

 

Для соблюдения данного принципа действующим законодательством предусмотрено поэтапное увеличение ставки акциза на сигареты для достижения в 2024 году уровня 28 евро, что на 20% ниже индикативной ставки.

Кроме того, согласно положениям Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств–членов ЕАЭС (далее – Соглашение), предусматривается дальнейший пересмотр индикативной ставки.

В этой связи, при установлении новых индикативных ставок будут приняты меры по пересмотру ставок акцизов на сигареты.

Для соблюдения Соглашения предлагается в рамках нового Налогового кодекса предусмотреть ставки на сигареты на 5 летний период.

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Реформирование специальных налоговых режимов

В настоящее время существует множество специальных налоговых режимов, ставок, правил, ограничений видов деятельности.

 

Чрезмерное многообразие режимов, их условий, критериев существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование.

Широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных специальных налоговых режимов (далее – СНР).

Отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников.

 

Справочно: Сведения о количестве субъектов предпринимательства, применяющих СНР, за период с 2018 по 2022 годы:

 

СНР

2018

2019

2020

2021

2022

СНР на основе упрощенной декларации

486 343

604 751

1 383 813

1 521 581

2 128 570

СНР с использованием фиксированного вычета

57

231

1 139

2 935

5 157

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

122 013

130 712

174 414

175 252

185 539

СНР для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов

4 183

4 655

6 350

7 637

10 324

СНР розничного налога

 

 

 

 

2000

 

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Налогообложение транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц

 

Переход в 2025 году к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС приведет к существенному росту цен на ГСМ. Как следствие, возрастут совокупные издержки физических лиц на использование легковых транспортных средств с учетом налога на транспортные средства, утилизационный сбор, сбор за первичную регистрацию автомобильных транспортных средств (далее – АТС). 

По налогу на имущество налоговая база по большей части объектов недвижимости, определяемая уполномоченным органом, значительно ниже их рыночной стоимости. Это особенно характерно для объектов постройки советского периода.

Справочно: Поступления по налогу на транспортные средства физических лиц в
2022 году составили 70 млрд. тенге.

В совокупную налоговую нагрузку при обложении транспортных средств можно включить следующие налоги и платежи:

  1. акциз на ГСМ. Чем больше объем двигателя автомобиля, тем выше налоговая нагрузка, обусловленная высоким потреблением ГСМ;
  2. налог на транспортные средства. Чем больше объем двигателя, тем выше налоговая нагрузка. При этом государство несет большие затраты на ежегодное администрирование исчисления и сбора налога;
  3. утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию автотранспортного средства.

При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в 2 раза) соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом «эконом» класса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения.

 

Справочно: Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2022 году составили 18 млрд. тенге. Вместе с тем, 68% объектов имеют оценочную стоимость до 2 млн. тенге, и сумма поступлений по ним составляет 741 млн. тенге или 6,73% от общей суммы поступлений по налогу. Только у 4% объектов оценочная стоимость имущества превышает 10 млн. тенге, а сумма поступлений составляет порядка 40%.

 

Налоговая база по налогу на имущество определяется расчетным путем по специальной методике НАО «Правительство для граждан».

При определении стоимости объектов для целей налогообложения используются многочисленные коэффициенты (этажность, расположение, материал стен, благоустройство и вид отопления), которые, однако, не позволяют определить стоимость объекта таким образом, чтобы она была максимально приближена к рыночной.

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Налогообложение предметов роскоши

Отсутствие налогообложения дорогостоящего имущества.

Часть населения, имеющие высокие доходы в соответствии с международным опытом уплачивают повышенные налоги с предметов роскоши.

В настоящее время в стране зафиксирован ввоз следующих предметов роскоши: крепких ликероводочных изделий – виски «MACALLAN 50YO» на сумму 5 995 968 тенге за 0,70 литр (сумма акциза – 714 тенге), коньяк «Cognac Remy Martin Louis XIII» на сумму 4 225 131 тенге за 3 литра (сумма акциза – 300 тенге), вино «Сhateau Petrus» на сумму 888 929 тенге за 0,75 литр (сумма акциза - 26 тенге). Также, завезены сигары «Cohiba» на сумму 143 100 тенге за 15 штук, сигары «Don Antonio Churchills» на сумму 120 000 тенге за 40 штук.

Яхты, частные самолеты имеются
у ограниченного круга лиц (490 яхт в собственности у физических лиц, 176 – у юридических лиц; 248 самолетов в собственности у физических лиц, 665 – у юридических лиц).

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Повышение эффективности налоговых льгот

 

Отсутствует комплексный подход к установлению налоговых льгот  с учетом всех аспектов, включая вопросы инициирования, предоставления, продления, отмены, учета, мониторинга, анализа налоговых льгот, а также межведомственной координации.

Также отсутствует регламентация порядка мониторинга за достижением заявленных целей при введении налоговых льгот.

В целом, предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором.

Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций. Ряд льгот имеют социальную направленность или направлены на сокращение издержек потребителей.

В то же время налоговые льготы сокращают собираемость налогов и могут порождать иждивенческое поведение у налогоплательщиков. Соответственно, их предоставление должно быть оправдано вескими причинами (экономическими, социальными или другими) и их актуальность и эффективность должны подвергаться постоянному мониторингу и анализу.

Как показывает анализ в Казахстане отсутствует  четкая регламентация понятия налоговых льгот. Кроме того, не все нормы, которые выглядят как льгота, по сути являются таковыми.

К примеру, сумма примененных льгот в 2021 году по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) составила
8,1 трлн.тенге, из них 3 трлн. тенге или 37% только за счет применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Это не льготная норма, а природа НДС, который уплачивается в стране назначения.

Из 8,1 трлн. тенге 1,6 трлн. тенге (19,8%) приходится на  перенос убытков прошлых лет.

Кроме того, не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности.

Действующие формы налоговой отчетности не до конца раскрывают детальную информацию по сумме и получателям налоговых льгот.

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Сервисная модель налогового администрирования

 

Необходимо продолжить работу по усилению взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками в формате удаленного оперативного доступа к информации.

В связи с развитием IT-технологий, необходимо их развитие при взаимоотношений государственных органов и налогоплательщиков путем расширения и пересмотра порядка оказания действующих услуг.

Простое исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками.

Применение такого формата взаимоотношений позволит не только облегчить налоговое администрирование, но и оперативно получать уведомления и государственные услуги налогоплательщикам.

Справочно: В Казахстане органами государственных доходов (ОГД) оказываются физическим и юридическим лицам
42 государственные услуги, из них 26-налоговые, 16-таможенные. Из 42 государственных услуг ОГД 38 услуг переведены в электронный формат (или 91%).  По итогам 1 полугодия 2023 года: ОГД оказано всего 12 млн государственных услуг (в 2022 году - 19,9 млн.), из них: электронно – 11,9 млн. или 99,3% (в 2022 году – 19,8 млн. или 99,3%); бумажно – 80,3 тыс. или
0,7% (в 2022 году -133 тыс. или 0,7%), наиболее востребованной электронной услугой ОГД является «Прием налоговой отчетности» -
6,9 млн. принятых форм (в 2022 году – 9,2 млн.). В целях цифровизации государственных услуг ОГД, из 38 электронных государственных услуг ОГД на мобильные приложения «eGov mobile» и «eGov Business» выведены 15 услуг и 8 сервисов, «e-Salyq Azamat» Комитета - 11 сервисов,
2 услуги, «e-Salyq Business» - услуга по приему налоговой отчетности (ф.250.00 и 270.00 в рамках всеобщего декларирования), Кaspi банка - доступно 14 сервисов, Onlinebank для бизнеса Halyk банка – услуга по приему налоговой отчетности (ф.910.00) с 1 августа 2022 года. Также на внешних платформах внедрены
42 сервисов ОГД: «eGov mobile» - 8, «eGov Business» - 8, «e-Salyq Azamat» - 11, «e-Salyq Business» - 1, Кaspi банка – 14.

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

  1.  

Международное налогообложение

Возникают спорные вопросы по налогообложению и (или) декларированию доходов граждан РК, полученных за пределами РК.

При рассмотрении жалоб нерезидентов об отказе органов государственных доходов в возврате уплаченного подоходного налога у источника из бюджета необходимо участие коллегиального органа.

При осуществлении своей предпринимательской деятельности налоговые агенты при заключении сделок с нерезидентами в целях определения порядка налогообложения соответствующего нерезидента возникают случаи образования такими нерезидентами постоянного учреждения.

В настоящее время необходимо пересмотреть порядок применения льготы в отношении дивидендов, выплаченных нерезидентам и определить понятие «роялти» в целях единообразного применения и исключения спорных вопросов.

Правоприменительная практика последних лет привела к возникновению массы вопросов, в том числе в части:

принадлежности доходов к постоянному учреждению;

определения «взаимосвязанных контрактов»;

дата начала осуществления деятельности в РК;

даты образования постоянного учреждения.

Наличие таких вопросов свидетельствует об утрате концепции определения постоянного учреждения, заложенной изначально в нормах Налогового кодекса исходя из общепринятой мировой практики.

Кроме того, несмотря на текущую редакцию дефиниции «роялти» в Налоговом кодексе, возникает высокий риск признания в качестве роялти платежей нерезиденту за доступ к интернет-ресурсам, услуг по техническому сопровождению и обновлению программного обеспечения (ПО), а также другим сопутствующим услугам, связанным с использованием ПО. При этом действующая редакция дефиниции «роялти» не предусматривает исключения платежей за ПО в качестве конечного пользователя.

Также, действующие нормы Налогового кодекса предусматривают две частично дублирующие нормы по выплатам нерезидентам:

аванс (предоплата) признается доходом, если отсутствует Налоговая конвенция и срок договора с нерезидентом – более 2 лет;

аванс (предоплата) признается доходом, если с момента выплаты аванса прошло более 2 лет.

Указанные вопросы обуславливают усложнение налогового администрирования доходов нерезидентов, а также не соответствуют принципам международного налогообложения, сложившихся в мировой практике, что «отталкивает» иностранных инвесторов.

С другой стороны, имеется задача по недопущению незаконного вывода капитала из Казахстана, решение которой в то же время не должно нарушать законного права инвесторов на получение дивидендов по своим инвестициям.

Присоединение к MLI (Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения) ведет к существенным налоговым рискам при применении заключенных двусторонних Конвенций об избежании двойного налогообложения.

Также требуется решение других вопросов применения международных соглашений (требования к сертификатам резидентства, определение конечного бенефициара и др.).

 

Учитывая уровень и значимость описываемой проблемы, масштабы проблемы могут быть разными для отдельных отраслей.

 

 

  1. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

 

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

  1.  

Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12%. Тогда как в России, Беларуси, Армении – 20%, в странах ОЭСР – доходит до 27%.

 

В мировой практике применяются дифференцированные ставки НДС: высокие базовые ставки и низкие ставки для социально-значимых товаров.

Ставки НДС в России, Беларуси и Армении – 20%, в Кыргызстане – 12%, Дании и Норвегии – 25%, в Испании, Латвии, Литве и Нидерландах – 21%, во Франции – 19,6%, в Германии – 19%, в Азербайджане и Грузии – 18%.

20% - наиболее популярная ставка НДС

В Швеции, Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции, Люксембурге порога по НДС вообще нет. Все являются плательщиками НДС. В России порог около 25 тыс. долл. США, в Беларуси –
37,5 тыс. долл. США, в Кыргызстане – 52,5 тыс. долл. США, в Армении 100,7 тыс. долл. США, в Узбекистане – 100 тыс. долл. США, в Казахстане – 140,8 тыс. долл. США.

Соотношение налоговой нагрузки к номинальной ставке НДС значительно ниже идентичного соотношения в сравниваемых странах.

НДС более 20% применяется в Норвегии (25%) и Польше (23%), соответственно в этих странах и коэффициенты налоговой нагрузки сравнительно высокие 7,8% и 7,0%, соответственно.

В России, Украине, Беларуси, Азербайджане ставка НДС равна 20%. При этом, в Украине и Беларуси отмечаются наиболее высокие показатели налоговой нагрузки – 12,1% и 9%, соответственно. Несмотря на высокую ставку налога, довольно низкая налоговая нагрузка в Азербайджане – 6,3%.

18%-ная ставка НДС применяется в Турции и России. Однако в Турции налоговая нагрузка НДС практически вдвое превышает показатель России.

В Кыргызской Республике ставка НДС также, как и в Казахстане равна 12%, но налоговая нагрузка значительно выше чем в Казахстане, и приравнивается к уровню европейских стран. Соотношение налоговой нагрузки к номинальной ставке НДС в этой стране равно 0,6.

В Австралии и Малайзии применяется налог на товары и услуги с более низкими ставками. Так, в Малайзии ставка этого налога равна 6%, при том, что его налоговая нагрузка составляет 2,3%, столько же, сколько и в Казахстане при ставке по НДС вдвое выше.

У действующего в Канаде гармонизированного налога с услуг ставка варьируется от 10% до 15% в зависимости от определяемых ставок каждой провинцией. При этом налоговая нагрузка составляет 4,4%.

 

  1.  

В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует.

 

 

В странах ОЭСР его уровень колеблется от 20% до 40% (США – до 40%, Франция – 38%, Япония – 33%, Германия – 30%, Норвегия – 27%, Канада - 26%, Финляндия – 20%).

Ставки КПН в странах ЕАЭС (России – 20%, Белоруссии – 18%, Кыргызстане – 10%, Армении – 20%).

Кроме того, во многих странах ставки подоходного налога варьируются в зависимости от отрасли либо доходы компаний в определенных отраслях облагаются дополнительными налогами. Например, ставки КПН в Узбекистане в зависимости от отрасли оставляет с 12% до 22%. В Норвегии для нефтедобывающих компаний есть специальный налог в размере 50% от прибыли, в Великобритании есть дополнительный налог на нефть и газ в размере 32%, в Китае есть специальный налог на прибыль от добычи нефти от 20% до 40%.

 

  1.  

В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода («плоская шкала»).

Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», т.к. физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. 

 

Ранее в соответствии с поручением Главы Государства данный вопрос был всесторонне рассмотрен. Изучен мировой опыт.

Плоскую ставку ИПН применяют 29 стран, остальные страны, в том числе страны ОЭСР применяют прогрессивную шкалу.

Страны с «плоской шкалой»: Чехия – 15%, Литва – 15%, Украина -18%, Россия – 13%, Белоруссия – 13%, Грузия – 12%, Кыргызстан – 10%.

Страны с прогрессивной шкалой: Франция – от 5% до 49%, Великобритания – от 20% до 45%, Австралия – от 19% до 45%, Германия – от 14% до 45%, КНР – от 3% до 45%, США – от 10% до 40%, Канада – от 15% до 29%.

Плоскую ставку ИПН применяют 29 стран, остальные страны, в том числе страны ОЭСР применяют прогрессивную шкалу.

Страны с «плоской шкалой»: Чехия – 15%, Литва – 15%, Украина -18%, Россия – 13%, Белоруссия – 13%, Грузия – 12%, Кыргызстан – 10%.

Страны с прогрессивной шкалой: Франция – от 5% до 49%, Великобритания – от 20% до 45%, Австралия – от 19% до 45%, Германия – от 14% до 45%, КНР – от 3% до 45%, США – от 10% до 40%, Канада – от 15% до 29%.

При этом с учетом исторических аспектов, форм правовых систем изученных стран и уровня динамичности законодательных изменений недопустимо простое прямое сравнение опыта зарубежных стран. Сложившаяся мировая практика не учитывает изменения в общей структуре востребованных видов деятельности и общей тенденции к цифровизации.

 

  1.  

Нивелирование возможных рисков при создании общих рынков как, в первую очередь, для населения, так и для экономики

С 1 января 2025 года планируется функционирование единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕвразЭС.

 

  1.  

Гармонизация ставок акцизов на табачные изделия

 

Анализ изменений ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах членах ЕАЭС (на основании среднего курса национальных валют к евро по годам):

  1. за период 2019-2023 гг. ставки акцизов на сигареты с фильтром в Республике Армения увеличились с 15 евро за 1000 сигарет
    до 34 евро (+19 евро). Среднегодовое значение темпа прироста ставок за 5 лет (2019-2023 года) составляет 15%. При сохранении текущего темпа роста, а также, учитывая средний курс драма к евро за рассматриваемый период, размер акциза на сигареты с фильтром в
    2024 году составит 33 евро за 1000 штук, что соответствует уровню индикативной ставки акциза, установленному Соглашением;
  2. ставка акциза на сигареты с фильтром I ценовой группы в Республике Беларусь за рассматриваемый период увеличилась с 7 до
    33 евро за 1000 штук (+26 евро). Среднегодовое значение темпа прироста за 5 лет составляет 67,3%. При сохранении текущего темпа прироста, а также учитывая средний курс белорусского рубля к евро за рассматриваемый период, размер акциза на сигареты с фильтром в
    2024 году будет составлять 55 евро за 1000 штук, что на 31% превышает верхний порог индикативной ставки, установленной Соглашением.

Ставка акциза на сигареты с фильтром II ценовой группы
(до 2022 года III ценовая группа) за рассматриваемый период увеличилась с 20 до 50 евро за 1000 сигарет (+30 евро). Среднегодовое значение темпа прироста за 5 лет составляет 34,5%. При сохранении текущего темпа прироста, а также, учитывая средний курс белорусского рубля к евро за рассматриваемый период, размер акциза на сигареты с фильтром по II ценовой группе будет составлять 68 евро за 1000 штук, что на 61% превышает размер индикативной ставки, установленной Соглашением;

  1. в Кыргызской Республике за рассматриваемый период ставка акцизов на сигареты с фильтром увеличилась с 19 до 28 евро за 1000 штук (+ 9 евро). Среднегодовое значение темпа прироста за 5 лет составляет 10,9% в год. При сохранении текущего темпа прироста акцизов, а также среднего уровня ставки сома к евро, ставка акциза на сигареты с фильтром в 2024 году составит 28 евро за 1000 штук, что соответствует нижнему порогу уровня индикативной ставки, установленного Соглашением;
  2. в Российской Федерации ставка акциза на сигареты с фильтром за рассматриваемый период увеличилась с 35 до 45 евро за 1000 штук (+10 евро). Среднегодовое значение темпа прироста за 5 лет составляет 8 %. В соответствии с данными, предоставленными Стороной, размер акциза на сигареты с фильтром в 2024 году составит 46 евро за
    1000 штук, что на 10% превышает предельный уровень индикативной ставки, установленный Соглашением.

В свою очередь, в результате анализа динамики сближения ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах-членах ЕАЭС за период 2019-2023 гг., а также в прогнозируемом периоде 2024 года установлено, что Стороны систематически повышали ставки указанных акцизов. Темпы прироста ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах-членах ЕАЭС составили от 8% до 67%. Средний тем прироста ставок указанных акцизов по ЕАЭС составил 25%.

В связи с колебанием курсов национальных валют государств-членов ЕАЭС установлен ряд случаев, когда при фактическом увеличении ставки акциза на сигареты с фильтром в национальных валютах, при переводе указанной ставки в евро наблюдалась отрицательная динамика относительно прошлогоднего уровня (например, в Республике Беларусь (II ценовая категория), Кыргызская Республика, Российская Федерация).

По состоянию на 2023 год средняя ставка акцизов на сигареты с фильтром в государствах-членах ЕАЭС составляет 36 евро.

При прогнозировании ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах членах ЕАЭС на 2024 год установлено, что при сохранении текущей динамики темпов прироста ставок, а также уровня инфляции, все Стороны достигнут в отчетном периоде установленного Соглашением уровня индикативной ставки в 35 евро и допустимых диапазонов отклонения от нее
(-20% или 28 евро; + 20% или 42 евро).

 

  1.  

Реформирование СНР

 

Зарубежная практика применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего предпринимательства выглядит следующим образом.

Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. В зарубежных странах развитию малого предпринимательства придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95 % от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60 % занятых, а их доля в ВВП достигает 50 %.

По данным «Европейского обозрения малых и средних предприятий», вклад предприятий европейских стран с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий стран Европейского союза составляет: доля в общем количестве предприятий – 99,8 %; доля в общей занятости – 65,8 %; доля в общей сумме продаж – 56,7 %.

Однако малый и средний бизнес обладают не только количественной, но и качественной определенностью. Здесь главная черта – соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса.

Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности:

ускоряет и упрощает процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;

малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля над работниками и менеджерами; собственник сам организует производство, получая при этом экономию на накладных расходах;

благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивается более высокая интенсивность и дисциплина труда;

работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь в результате на меньшую, чем на крупных предприятиях, заработную плату.

Таким образом, малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. При этом критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать:

среднесписочная численность работников;

вид деятельности;

годовой оборот или баланс за предыдущий год;

состав учредителей – процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда МСП.

По статистике основными критериями в большинстве развитых стран являются доход компании и численность наемных работников. В таблице 5.30 представлены критерии отнесения субъектов бизнеса к малым и средним по рассматриваемым в данном разделе странам: Российская Федерация, Республика Беларусь, Канада, Польша, Сингапур, США, Южная Корея, Малайзия. Выбор стран основывался на уровне развитости предпринимательства и сопоставимости государственного строя с экономикой Казахстана.

Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам малого бизнеса два основных подхода:

1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль). Применение более низкой ставки корпоративного налога для малых предприятий широко распространено во многих развитых государствах;

2) введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Упрощенное налогообложение предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

 

  1.  

Налогообложение транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц

 

Согласно международному опыту при налогообложении транспортного средства и имущества учитывается стоимость.

Так, в Англии при покупке недвижимости уплачивается гербовый сбор на недвижимость в размерах 1% – для недвижимости стоимостью 125–250 тыс. фунт, 3% – для имущества стоимостью 250-500 тыс. фунт, 4% – для объектов дороже 500 тыс. фунт, 5% – для объектов стоимостью более 1,0 млн. фунт.

Транспортный налог в Австралии составляет для всех 10% от стоимости машины (5% для грузовиков) Кроме того, машины ценой более 57000 долларов облагаются налогом «на роскошь» - 33% от цены машины.

В Японии транспортный налог делится на три вида: при покупке автомобиля – около 5% от стоимости, при регистрации – зависит от массы автомобиля и объема двигателя, и существуют ежегодные выплаты, зависящие также от массы и объема двигателя (примерно
50 – 500 долларов).

В России для автомобилей со стоимостью 3-5 млн. рублей применяются повышающие коэффициенты по транспортному налогу в размере 1,1-1,5 в зависимости от года выпуска.

Также, в России, Украине, Великобритании, Кипре, Турции и Сингапуре функционирует повышенная ставка налога на имущество на дорогостоящее жилье.

 

  1.  

Налогообложение предметов роскоши

Во многих странах предусмотрено повышенное налогообложение предметов роскоши по налогам на имущество, транспорт и косвенным налогам. В ряде стран применяется отдельный налог для предметов роскоши. Некоторые страны имеют и отдельный налог, и повышенное налогообложение.

Так, в Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым: дорогие часы, парфюмерия, одежда, вино, электроника. Официальная ставка единого налога 15%.

Кроме того, введен и налог на недвижимость. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 1-56%. Это намного выше, чем в других странах мира.

В США в 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, закон не был принят.

В связи с этим, налог на богатство заменен повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в США существуют налог на недвижимость
(1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Во Франции предусмотрен солидарный налог на состояние: 0,25% с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн. евро, 0,5% с имущества стоимостью дороже 3 млн. евро.

Также, взимается налог на сверхдоходы в размере 1% с доходов в сумме более 1 млн. евро за год и в размере 75% с доходов, превышающих 1 млн. евро за год.

Применяется прогрессивная шкала налоговых ставок по налогу на собственность семейных пар, оцениваемую в совокупности свыше
750 тыс. евро.

В Швеции сбережения одиноких людей более 1,5 млн. шведских крон (214 тыс. долл. США) и сбережения семейных пар более 3 млн. шведских крон облагаются налогом на богатство в размере 1,5%.

 

  1.  

Повышение эффективности налоговых льгот

 

Изучение опыта политик различных стран (страны ОЭСР, ЕЭС, Сингапур, Таиланд и др.) в отношении налоговых льгот показало наличие ряда схожих принципов, которые на сегодня не находят применения в Казахстане:

- четкая идентифицируемость налоговых льгот в законодательстве;

- детальная регламентированность процессов предоставления налоговых льгот и контроля за их применением;

- наличие лимитов использования льгот, с целью ограничения объемов государственных расходов на налоговую поддержку.

Так, в Российской Федерации непосредственно в Налоговом кодексе механизму регулирования налоговых льгот посвящены отдельные разделы - определены виды льгот, права и обязанности налогоплательщиков, пользующихся льготами, регламентирован порядок предоставления, закреплено требование о наличии основания предоставления льготы.

Показателен опыт Сингапура, где принят отдельный нормативный акт, регулирующий исключительно налоговые льготы по налогу на прибыль – Закон «О налоговых льготах, способствующих экономическому развитию».

Что касается анализа эффективности налоговых льгот странами ОЭСР для соблюдения баланса между предоставлением налоговых льгот в целях стимулирования роста определенных сфер экономики и  налоговых расходов, сокращающих доходную часть бюджета, еще в 1960-е годы разработана концепция налоговых расходов бюджета, которая получила широкое распространение и внедрена во многих странах (Германия-1959, США – 1967, Австрия – 1978, Испания – 1978, Великобритания – 1979, Канада – 1979,  Швеция – 1979, Австралия – 1980, Франция – 1980, Голландия – 1987, Швейцария - 1997).

В соответствии с данной концепцией налоговые льготы рассматриваются в качестве одной из форм государственных расходов и для них предусмотрена отчетность по налоговым расходам бюджета, которая является инструментом анализа эффективности налоговых льгот и налоговой политики в целом.

 

  1.  

Концепция всеобщего декларирования физических лиц была утверждена в
2010 году, т.е. более десяти лет назад, когда преобладал бумажный документооборот и наличные расчет.

Десять лет назад уровень цифровизации налоговых и других государственных органов был существенно ниже. Кроме того, с тех пор существенно выросла доля безналичных расчетов. Заключен ряд международных договоров, предусматривающих обмен информацией, в том числе финансовой.

В настоящее время цифровизация процедур уполномоченными органами и третьими лицами позволяет упростить налоговый контроль доходов физических лиц.

 

 

 

  1. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

 

№ п/п

Решение

Плюсы

Минусы

  1.  

Поэтапное увеличение базовой ставки НДС

увеличение поступлений в бюджет

увеличение цен, снижение инвестиционной привлекательности в связи с нестабильностью налогообложения, усугубление проблемы возврата НДС по «0» ставке ввиду увеличения суммы дебетового сальдо, увеличение теневого оборота

 

  1.  

Введение дифференцированных ставок по КПН

справедливый подход с распределением уровня нагрузки в зависимости от рентабельности деятельности и учета совокупной налоговой нагрузки

ведение раздельного учета если налогоплательщик осуществляет деятельность в разных отраслях экономики, сопротивление заинтересованных сторон (отраслевые госорганы, ассоциации, налогоплательщики), перенаправление части прибыли в виде затрат через аффилированные (сервисные) компании

 

  1.  

Прогрессивная шкала ставок ИПН

при прогрессивной шкале более высокооплачиваемые работники вносят больший вклад в развитие страны. Основная суть прогрессивной шкалы – справедливость налогообложения и перераспределение доходов

повышение налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков приведет к сокрытию либо занижению доходов (выплата заработной платы «в конвертах» без налогов и отчислений); сложность при расчете и усложнение администрирования (сбор информации о совокупной сумме дохода физического лица, актуализация сведений, разъяснения, камеральный контроль, аудит, обжалование); увеличение нагрузки на работодателей и самих физических лиц ввиду усложнения расчетов налоговых обязательств и необходимости учета всех доходов совокупно

 

 

 

 

  1. Влияние предлагаемых путей решения на:

 

 

Плюсы

Минусы

1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала)

  •  
  •  

2. Развитие предпринимательства

Принимая во внимание значимость развития малого и среднего предпринимательства для экономики страны специальные налоговые режимы должны соответствовать текущей экономической ситуации.

Учитывая многообразие форм предпринимательской деятельности для независимых работников (осуществляющих деятельность в форме личного предпринимательства, без применения наемного труда) возможно упрощение исполнения обязательств по налогам и соцплатежам, путем применения мобильного приложения. Функционал такого приложения позволит на основании представленных сведений банков второго уровня и операторов электронных площадок автоматически формировать реестр доходов, рассчитать их обязательства по налогам и социальным платежам, выдавать чеки, а также освободить налогоплательщиков от представления налоговой отчетности.

Также должна быть продолжена работа в части совершенствования специального налогового режима розничного налога. Одной из таких мер может быть упрощение ведения налогового учета расходов путем представления информации, содержащейся в информационных системах КГД МФ РК.

 

  •  

3. Органы государственной власти

Модернизация налогового администрирования во многих индустриально развитых странах (США, Канада, Австралия, Израиль, страны Европейского союза) все более осуществляется в интересах налогоплательщиков и для налогоплательщиков, т.е. успешно применяется проактивная модель взаимодействия налогоплательщиков, налоговых органов и основывается на теории подталкивания (англ. nudge theory), которая развивает ответственное поведение граждан в налоговых отношениях, санкции зависят от того, были ли действия налогоплательщика умышленными, а также помогает ли налогоплательщик налоговым органам.

В этой связи предлагается переход на сервисную модель взаимодействия государства с предпринимателями - развитие налоговых электронных сервисов на различных интернет-платформах (КГД МФ РК, Банки второго уровня, др.), расширение информирования налогоплательщиков посредством email, sms рассылок, push уведомлений о налогах/наличии налоговых обязательств, списание налогов в один клик, предзаполнение и автоматическое декларирование.

 

  •  

4. Экономическую систему

Адекватное налогообложение лиц с низким уровнем доходов можно решить без введения дифференцированных ставок налога, через налоговые вычеты или иные формы уменьшения их налоговых обязательств (сейчас применяется стандартный вычет в размере 14 МРП, что эквивалентно 48300 тенге). В частности, при действующей структуре налогообложения увеличение суммы налогового вычета позволит часть средств физического лица освободить от налогообложения, соответственно, оставить в его распоряжении.

При этом увеличение необлагаемой суммы доходов предусматривает полное декларирование фактических доходов физическими лицами (иными словами легализацию доходов) в целях получения в дальнейшем социальных гарантий в виде социальных выплат, пенсионных накоплений, медицинского обслуживания.

Вместе с тем, при увеличении налоговой нагрузки на собственность, которая относится к предметам роскоши, соответственно, увеличится нагрузка на физических лиц с более высоким уровнем дохода. Тем самым, решится вопрос справедливого налогообложения и повышения доходов бюджета за счет других налогов на физических лиц, не затрагивая чувствительную зону обложения доходов и снижается риск негативного социального отклика.

 

  •  

5. Экологическую среду

  •  
  •  

6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета

  •  
  •  

7. Иные

  •  
  •  

 

      

  1. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

 

№ п/п

Текущие показатели

Результат

Срок (обоснование)

  1.  

Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12%. Тогда как в России, Беларуси, Армении – 20%, в странах ОЭСР – доходит до 27%.

 

Применение единых ставок без градации является одним из важных факторов, влияющих на простоту исполнения налоговых обязательств и ввиду однозначности норм, не влекут возникновение налоговых споров и последующих взысканий с налогоплательщика.

Таким образом, эффективнее сохранить действующий механизм применения единой ставки НДС, а также исключить налоговые льготы, являющиеся расходом для бюджета государства.

При этом следует отметить, что, напротив, страны СНГ такие как Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, которые рассматриваются как потенциальные страны, имеющие инвест привлекательность, применяют опыт Казахстана по применению ставки НДС не превышающей 12 %.

Учитывая вышеизложенное предлагается сохранить действующую ставку НДС 12% и вместо пониженной ставки НДС предусмотреть право на уменьшение исчисленного НДС.

Применение пониженных ставок НДС требует четкого определения товара, к которому будет применяться такая пониженная ставка НДС. Так как практика применения пониженной ставки НДС во время пандемии (2020 году) в первую очередь показала, что цены на товары, по которым применялась пониженная ставка не снизились.

В части четкого определения перечня товаров по которым будет применяться пониженная ставка НДС усматривается не решаемый вопрос классификации того или иного товара, к примеру, если установить пониженную ставку НДС на молоко, то возникает вопрос ко всем видам молока (сгущенное молоко, сухое молоко, саумал, т.д.) можно применять пониженную ставку или нет. Если же предусмотреть пониженную ставку на молочную продукцию, то перечень таких товаров будет намного увеличен и снова возникнет спорный вопрос можно ли признавать данный товар молочной продукцией.

Таким образом, введение пониженной ставки может привести к значительному количеству вопросов и соответственно, усложнению применения пониженной ставки и его администрирования.

Также возможно рассмотреть вариант понижения действующей ставки НДС, но при условии исключения всех льгот по НДС (освобождения от НДС).

Одним из негативных следствий может быть то, что не будут отменены все исключения.

Кроме того, важно рассмотреть вопрос того, что будут облагаться НДС ранее освобожденные товары, работы, услуги (медицина, образование и т.д.).

Вместе с тем, снижение базовой ставки возможно рассмотреть с точки зрения положительной стороны для инвестиционной привлекательности страны, так как это приведет к притоку инвестиций.

 

Согласно пункту 37 Плана действий по реализации предвыборной программы срок принятие Налогового кодекса – октябрь 2024 года.

  1.  

В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует.

 

Предлагаем ставки подоходного налога привязать к отрасли экономической деятельности. Это справедливо учитывать специфику отрасли.

При этом предлагается предусмотреть, что применение льготных пониженных ставок КПН возможно по решению местного исполнительного органа, которое выносится с учетом встречных обязательств для налогоплательщика.

Определение отраслей экономики, которыми будут применяться пониженные ставки КПН возможно с учетом международного опыта и в зависимости от того, какие сектора экономики требуют стимулирования для их развития.

Также предлагается рассмотреть сохранение действующего механизма применения единой ставки КПН и пересмотреть необходимость каждой действующей налоговой льготы по КПН, так как поступления КПН в бюджет зависит не от дифференциации ставки налога, а от наличия экономически необоснованных налоговых льгот.

Дифференциация ставок КПН приведет к созданию схем в целях минимизации налоговых обязательств посредством дробления бизнеса и создания дополнительных компаний в других отраслях экономики, для которых установлены пониженные ставки КПН. 

 

Согласно пункту 37 Плана действий по реализации предвыборной программы срок принятие Налогового кодекса – октябрь 2024 года.

  1.  

В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода («плоская шкала»).

Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», так как физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов. 

 

Предлагается рассмотреть введение погрессивной шкалы ставок ИПН.

Согласно концепции всеобщего декларирования, предполагалось, что с 1 января 2025 года все физические лица будут представлять декларации физических лиц:

1) декларация об активах и обязательствах с фиксацией имеющихся активов и обязательств по состоянию на 31 декабря 2024 года;

2) декларация о доходах и имуществе – ежегодное представление.

Вместе с тем, в целях снижения административной нагрузки на физических лиц и развитие информационного взаимодействия между государственными органами и организациями с 1 января
2025 года предполагается, что  ежегодную декларацию о доходах и имуществе будут представлять не все физические лица, а только те, которые получают доход, подлежащий самостоятельному налогообложению и  госслужащие.

При полном внедрении всеобщего декларирования предполагалось, что все физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели будут отражать свои доходы в ежегодной декларации о доходах и имуществе. Соответственно, применение прогрессивной шкалы ставок ИПН предусматривало применение шкалы ставок к общей сумме дохода (доход работника, от предпринимательской деятельности, доход лиц, занимающихся частной практикой и т.д).

Вместе с тем, в настоящее время это невозможно сделать, поскольку существует множество специальных налоговых режимов, предусматривающих низкую налоговую ставку. Соответвственно, доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих СНР, не будут входить в общую сумму дохода для применения прогрессивной шкалы ставок по ИПН. То есть, совокупное обложение всех полученных доходов физическими лицами с учетом политики поддержки предпринимательства и снижения административных барьеров не позволит обеспечить объективные сведения по получаемым доходам.

 

Согласно пункту 37 Плана действий по реализации предвыборной программы срок принятие Налогового кодекса – октябрь 2024 года.

  1.  

Меры, связанные с налоговым маневром в нефтяной отрасли в РФ

         Предлагается отмена коэффициента 0,5 к ставкам НДПИ при реализации нефти на внутренний рынок с 2024 года.

 

Общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС начнет функционировать с 1 января 2025 года согласно Соглашению о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС от 9 декабря 2010 года.

  1.  

Гармонизация ставок акцизов на табачные изделия

 

В Соглашении предусмотрено установление в 2024 году единой индикативной ставки акцизов на сигареты в размере 35 евро на 1000 штук. При этом определен диапазон отклонений от нее в размере 20%.

Предлагается поэтапное увеличение ставок акцизов на табачные изделия в рамках Соглашения.

 

Пунктом 1 статьи 3 Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза от
19 декабря 2019 года установлено, что гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется путем установления каждые 5 лет единой индикативной ставки на табачную продукцию, а также допустимый диапазонов отклонения фактических ставок акцизов на табачную продукцию от индикативной ставки.

В соответствии со статьей 4 Соглашения индикативная ставка акциза на сигареты с фильтром на 2024 год установлена в размере
35 евро, а также максимально возможные диапазоны отклонения от нее не более чем 20%
(в меньшую или большую сторону).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Соглашения государства-члены ЕАЭС не позднее 2 лет до окончания срока применения индикативной ставки в рамках работы консультативного органа при Коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам налоговой политики и администрирования вырабатывают предложения о мерах по гармонизации (сближению) ставок акцизов на табачную продукцию на следующий срок применения индикативной ставки.

  1.  

Реформирование СНР

 

Предлагаются следующие подходы:

– объединение режимов со схожими условиями;

– упразднение невостребованных режимов;

– пересмотр условий применений режимов с учетом данных фактического применения;

– совершенствование режима «розничного налога».

Согласно пункту 37 Плана действий по реализации предвыборной программы срок принятие Налогового кодекса – октябрь 2024 года.

  1.  

Налогообложение транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц

 

Предлагаются следующие меры:

– пересмотр базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости;

– привязка земельного налога к кадастровой стоимости;

  • упразднение налога на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным  объемом двигателя.

 

Согласно пункту 37 Плана действий по реализации предвыборной программы срок принятие Налогового кодекса – октябрь 2024 года.

 

      

  1. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный государственный орган (должностное лицо)

Бюджет

Принятие нового Налогового кодекса

Октябрь 2024 года

Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан

Не требуется

 

 

  1. Возможные риски:

 

Возможные риски (в том числе социальные риски)

Причины возможных рисков

Система управления рисками

Явные риски отсутствуют

Форс мажорные обстоятельства

Ввиду отсутствия явных рисков не требуется система управления рисками

     

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

Государственные органы, некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Государственные органы являются ключевыми участниками по реализации вводимых норм.

Некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.

Консультации будут проводиться с представителями государственных органов, некоммерческих организаций и налогоплательщиками.

      

 

9. Способ публичного обсуждения:

Планируется размещение КДРП на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.

 

 

10. Результаты публичного обсуждения

 

п/п

Предлагаемое решение

Отношение общественности (целевых групп)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)

Структура и содержание проекта будет определена после утверждения КДРП.

 

 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Основные направления налоговой политики позволяют бизнесу определить свой бизнес-ориентир на десятилетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Республики Казахстан.

Концепция налоговой политики представляет собой базу для подготовки Правительством Республики Казахстан предложений в налоговое законодательство. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что также имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения. 

Налоговая политика будет способствовать обеспечению макроэкономической и бюджетной стабильности, достижению устойчивости бюджета в среднесрочном периоде и соответствовать долгосрочным целям Правительства в области экономического развития.

Темпы и масштабы восстановления мировой экономики остаются неопределенными. На фоне роста государственного долга и высоких бюджетных дефицитов в мире доступ к внешнему финансированию будет ограничен, финансирование крупных дефицитов остается трудной задачей, учитывая ограниченные возможности увеличения доходов.

Предлагаемые подходы налоговой политики направлены на укрепление доходной части бюджета.