Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

Об утверждении Стандарта поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при проведении пограничного контроля

Краткое содержание:
Статус: На публичном обсуждении
Версия проекта:   Версия 1
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 25/12/2023
Публичное обсуждение до: 2024-01-10 00:00:00.0
Государственный орган НПА: Комитет национальной безопасности РК
Приложенные документы:

 

Экземпляр № 1

 

 

Приложение 1

к приказу Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

от «__» ______ 2023 года № __

 

 

«Об утверждении Стандарта поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при проведении пограничного контроля»

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Стандарт поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при проведении пограничного контроля (далее - Стандарт) определяет содержание и порядок проведения пограничного контроля, а также стандарт поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее - Пограничная служба) при проведении пограничного контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов и товаров.

2. Военнослужащие Пограничной службы являются представителями государственной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. Никто кроме лиц, специально уполномоченных на то законодательством Республики Казахстан не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению ими обязанностей по обеспечению пограничной безопасности, посягательство на жизнь, здоровье, честь
и достоинство, имущество военнослужащих Пограничной службы или членов их семей в связи с исполнением ими служебных обязанностей влекут за собой административную и уголовную ответственность предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

Пограничный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (далее - Государственная граница) осуществляется должностными лицами подразделений пограничного контроля.

3. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия:

1) документы на право въезда в Республику Казахстан или выезда из Республики Казахстан (далее – документы на право пересечения границы) – документы, предусмотренные международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, или признаваемые Республикой Казахстан на основании принципа взаимности, а также документы граждан Республики Казахстан, установленные законодательством Республики Казахстан, предоставляющие им право на пересечение Государственной границы;

2) действительный документ признаваемый Республикой Казахстан документ удостоверяющий личность, на право пересечения границы, все части и реквизиты, которого соответствуют установленным образцам, содержит данные, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, срок действия которого не истек, принадлежит предъявителю, соответствует правовому статусу и полу владельца, содержащиеся в нем данные и степень защиты подлежат идентификации, не числится в списках утерянных (похищенных) документов;

3) идентификация личности – процесс сличения фотоизображения лица в документе на право пересечения границы с личностью предъявителя, которая заключается в установлении тождества между лицом, предъявившим документ на право пересечения границы, с изображением на фотографии;

4) пограничный наряд – один или несколько военнослужащих Пограничной службы, выполняющих приказ на защиту и охрану Государственной границы.

 

Глава 2. Содержание и порядок проведения пограничного контроля

 

4. Пограничный контроль включает следующие мероприятия:

1) проверку документов и лиц, в том числе посредством процедуры подтверждения личности по дактилоскопической информации, обработки биометрических персональных данных;

2) предварительная проверка информации в отношении лиц;

3) опрос лиц;

4) проверка наличия разрешительных отметок всех контролирующих органов в пунктах пропуска на ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан транспортных средств, грузов и товаров;

5) досмотр транспортных средств, грузов и товаров, в необходимых случаях - специальный (углубленный);

6) досмотр лиц при наличии признаков нарушения порядка пересечения Государственной границы;

7) сопровождение транспортных средств.

5. Проверка документов на право пересечения границы и лиц осуществляется в целях:

1) установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них данных, правильности их оформления;

2) идентификации личности, для определения законности въезда (выезда) в Республику Казахстан;

3) выявления лиц, в отношении которых имеются установленные законами Республики Казахстан ограничения по въезду (выезду) в (из) Республику (-и) Казахстан.

6. Проверка документов на право пересечения границы подразделяется на общую и углубленную.

Общая проверка проводится у лиц, следующих через Государственную границу, и заключается в установлении действительности предъявляемых ими документов на право пересечения границы, которая осуществляется индивидуально, в порядке очередности.

7. В случае прибытия в пункты пропуска граждан Республики Казахстан, утративших в период пребывания за пределами Республики Казахстан документы на право въезда на территорию Республики Казахстан, остаются в добровольном порядке в пункте пропуска на время, необходимое для установления личности. Порядок их содержания осуществляется
в соответствии с Правилами содержания в пунктах пропуска граждан Республики Казахстан, утративших в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Республики Казахстан, утвержденными приказом Председателя КНБ от 30 октября 2013 года № 503 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативно – правовых актов за № 8939).

8. При проведении идентификации лица, пересекающие Государственную границу, по требованию пограничного наряда, должны убрать с лица волосы, снять очки, головной убор, шарф и другие предметы гардероба, затрудняющие осуществление данной процедуры.

При проверке документов и лиц, должностными лицами подразделений, могут применяться иные методы и способы контроля подлинности документов и идентификации личности, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.

При наличии технических средств дактилоскопии и соответствующей информации, размещенной в микросхеме документа, удостоверяющего личность, идентификация осуществляется путем проверки на совпадение папиллярных узоров пальцев рук физического лица с его дактилоскопической информацией, размещенной в микросхеме документа, удостоверяющего личность, и (или) базе данных дактилоскопической информации.

При наличии соответствующего оборудования пунктов пропуска процедура проверки документов на право пересечения границы может осуществляться лицами, пресекающими Государственную границу, самостоятельно с использованием автоматизированной системы паспортного контроля.

9. В случае выявления при проверке документов признаков их недействительности и (или) подделки, лицо вместе с документами направляется на углубленную проверку.

Углубленная проверка проводится должностными лицами подразделения пограничного контроля в специально выделенном помещении пункта пропуска с применением технических средств контроля подлинности документов.

10. При работе с документами на право пересечения Государственной границы должностные лица подразделений пограничного контроля выполняют следующие требования:

1) сохраняют исследуемые документы в неизменном виде;

2) не допускают нарушения целостности документов на право пересечения Государственной границы;

3) сгибают документы только по уже имеющимся складкам;

4) не допускают проставление отметок, резолюций и надписей, подчеркивание карандашом, чернилами и другими химическими составами.

11. Документы на право пересечения границы изымаются военнослужащим, входящим в состав пограничного наряда, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в случаях, если документ признан вещественным доказательством по административному правонарушению или преступлению, признан недействительным или поддельным, а также у лиц без права на въезд, выдающих себя за законных обладателей этих документов.

12. Предварительная проверка информации проводится при условии ее внедрения в пунктах пропуска в отношении лиц, имеющих намерение пересечь Государственную границу.

Предварительная проверка информации осуществляется заблаговременно до прибытия лица в пункт пропуска посредством специализированной автоматизированной системы, в том числе
с использованием информационных баз транспортных организаций.

Результаты предварительной проверки информации учитываются подразделением пограничного контроля при проведении других контрольно-проверочных действий, проводимых в отношении данных лиц непосредственно в пунктах пропуска.

13. Опрос лиц, в том числе являющихся представителями организаций, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров, проводится в целях получения (уточнения) сведений об основаниях на право въезда в Республику Казахстан или выезда из Республики Казахстан (цели прибытия, сроков, маршрута следования
и другие вопросы, касающиеся законности и сроков пребывания), а также выявления лиц, в отношении которых имеются установленные законами Республики Казахстан ограничения по въезду в Республику Казахстан
и выезду из Республики Казахстан.

14. Проверка наличия разрешительных отметок всех контролирующих органов в пункте пропуска проводится в целях определения законности перемещения через Государственную границу транспортных средств, грузов и товаров, выявления и пресечения нарушений порядка пересечения Государственной границы.

Процедура проверки заключается в определении наличия разрешительных отметок контролирующих органов в документах, предусмотренных законодательством, свидетельствующих о прохождении установленных видов государственного контроля и разрешающих ввоз транспортных средств, грузов и товаров в Республику Казахстан или их вывоз из Республики Казахстан.

Пропуск транспортных средств, грузов и товаров через электронный пункт пропуска информационной системы органов государственных доходов в пункте пропуска является подтверждением наличия разрешительных отметок всех контролирующих органов.

В случае отсутствия разрешительной отметки в документах, транспортное средство и лицо под контролем должностных лиц подразделения пограничного контроля направляется в орган государственных доходов или иной контролирующий орган в пункте пропуска для принятия соответствующего решения.

15. Досмотр транспортных средств, грузов и товаров (далее – досмотр),
в необходимых случаях - специальный (углубленный), проводится путем проверки грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, а также целостности пломб, печатей, упаковки товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей порядка пересечения Государственной границы.

В случаях нарушения целостности упаковки, печатей, пломб, а также при наличии признаков укрытия в них посторонних лиц (характерная реакция служебной собаки, сигнал технического средства досмотра
и другие), опломбированные в установленном порядке вагоны, контейнеры, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств, а также грузы и товары вскрываются по требованию Пограничной службы для совместного с органами государственных доходов досмотра.

Досмотр предполагает осмотр конструктивных особенностей транспортного средства со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) без вскрытия упаковки грузов и товаров, в присутствии обслуживающего персонала (водителей, членов поездных бригад, экипажа воздушного и морского суден).

Перед началом досмотра транспортных средств у обслуживающего персонала (водителей, членов поездных бригад, экипажа воздушного
и морского суден), пассажиров купе поезда (каюты теплохода), уточняются сведения о наличии в транспортном средстве, лиц и предметов, укрытых от досмотра.

Досмотр проводится в установленных и специально оборудованных местах (в любое время суток, при необходимости независимо от установленного транспортной организацией времени убытия транспортного средства, в том числе и повторно) должностными лицами Пограничной службы совместно с органами государственных доходов Республики Казахстан без оформления акта.

16. Досмотр воздушных судов осуществляется:

при убытии из Республики Казахстан - до начала посадки пассажиров
и погрузки багажа;

при прибытии в Республику Казахстан - после высадки пассажиров
и выгрузки багажа.

Если вылет воздушного судна из Республики Казахстан по каким-либо причинам откладывается и производится высадка пассажиров, то досмотр судна производится повторно.

Администрацией аэропорта (аэродрома) время, отведенное для досмотра воздушных судов, включается в технологические графики обслуживания.

Воздушные суда, следующие транзитом через территорию Республики Казахстан и осуществляющие посадку только для проведения процедур наземного обслуживания, не досматриваются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

17. При досмотре морского (речного) судна во все досматриваемые помещения должностные лица подразделений входят после сопровождающих членов экипажа, а по окончании досмотра выходят первыми.

18. При наличии признаков нарушения порядка пересечения Государственной границы в пункте пропуска, получении соответствующей информации, наличия совпадений с профилями рисков либо иных оснований полагать о наличии предметов, запрещенных (ограниченных) к перемещению через Государственную границу, проводится специальный (углубленный) досмотр транспортных средств, грузов и товаров.

Специальный (углубленный) досмотр проводится должностными лицами в составе комиссии с выводом из общего потока на отведенную площадку (место), в том числе и со вскрытием опломбированного вагона, контейнера, автомобиля, трюма и иных помещений.

Проведение специального (углубленного) досмотра оформляется актом согласно форме, указанной в приложении 1, который подписывается членами комиссии. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров, который указывает согласие или несогласие
с результатами, а также с отдельными действиями должностных лиц.

19. Досмотр лица производится при наличии признаков нарушения порядка пересечения Государственной границы в соответствии
с законодательством Республики Казахстан, который включает в себя мероприятия по досмотру вещей, находящихся при физическом лице пересекающего Государственную границу, в целях выявления
и предупреждения правонарушений, обнаружения и изъятия вещей, документов и других предметов, которые запрещены или имеют ограничения к провозу, а также явившихся орудием совершения либо предметом административного или уголовного правонарушения.

Досмотр производится лицами одного пола с досматриваемым лицом
в специально выделенных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм. Запрещается производить
в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.

20. Сопровождение транспортных средств, грузов и товаров осуществляется в случае невозможности обеспечения непрерывного наблюдения за движением транспортных средств от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу (от места посадки воздушных судов до их стоянки в аэропорту) и обратно в целях исключения случаев бесконтрольной посадки (высадки) лиц и погрузки (выгрузки) грузов и товаров.

Сопровождение осуществляется путем посадки должностных лиц подразделений пограничного контроля на транспортное средство и их высадки в установленных для этих целей местах.

21. Основаниями для отказа в пропуске через Государственную границу по результатам пограничного контроля являются:

отсутствие действительного документа на право пересечения Государственной границы либо выявление признаков его подделки;

наличие предусмотренных законодательством ограничений на въезд лица в Республику Казахстан или выезд лица из Республики Казахстан;

выявление признаков совершения лицом, пересекающим Государственную границу, уголовного или административного правонарушения на период составления процессуальных документов
в соответствии с законодательством.

 

 

Глава 3. Стандарт поведения военнослужащих Пограничной службы при проведении пограничного контроля

 

22. При проведении процедур пограничного контроля военнослужащему Пограничной службы следует проявлять терпение, выдержку, корректность
и вежливость, готовность оказать помощь, а также придерживаться политики нулевой терпимости в отношении деструктивного поведения лиц, пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, угрожающего безопасности других лиц.

23. К линии поведения военнослужащего Пограничной службы отнесены:

профессионализм и компетентность;

скромность и сдержанность в поведении;

законность и справедливость принимаемых решений;

одинаковое толерантное обращение с лицами, пересекающими Государственную границу, независимо от их внешнего вида, служебного или социального положения и статуса;

вежливость и тактичность при обращении с лицами, пересекающими Государственную границу, особенно с детьми, женщинами, лицами
с ограниченными возможностями и пожилыми людьми, оказание им необходимой помощи, в том числе в случае необходимости первой медицинской;

обязательность в пределах своей компетенции разъяснения вопросов, связанных с пересечением Государственной границы при их возникновении
у лиц, доброжелательность и уважение к собеседнику;

пресечение и противодействие фактам коррупционных и других противоправных действий со стороны лиц, следующих через Государственную границу, работников транспортных организаций, обслуживающего персонала пункта пропуска и должностных лиц контролирующих органов;

недопущение совершения проступков и иных правонарушений, за которые законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;

предупреждение об использовании при проведении пограничного контроля служебных животных и средств видеофиксации;

изложение своих замечаний и требований в корректной и убедительной форме, проявление выдержки и самообладания;

умение разрешать конфликтные ситуации.

24. Внешний вид военнослужащего Пограничной службы при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного служащего.

Военнослужащий Пограничной службы должен иметь:

выглаженную, чистую и опрятную форму одежды;

начищенную обувь;

чистые, аккуратно подстриженные и причесанные волосы.

Для военнослужащих женщин основным требованием к парфюмерии, украшениям, макияжу и аксессуарам является умеренность и элегантность.

25. В общении с лицами, пересекающими Государственную границу со стороны военнослужащего Пограничной службы недопустимы:

любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

высокомерный тон, грубость, заносчивость;

угрозы, оскорбительные выражения или реплики;

использование жаргонной и ненормативной лексики;

беспричинные, необоснованные повторные проверки документов на право пересечения Государственной границы и документов, подтверждающих законность пребывания на территории Республики Казахстан;

принятие или передача предметов и ценностей от лиц, следующих через Государственную границу, работников транспортных организаций, обслуживающего персонала пункта пропуска и должностных лиц контролирующих органов;

передача служебной информации посторонним лицам и организациям вне установленного законодательством порядка.

26. Военнослужащему Пограничной службы необходимо учитывать, что, находясь в нашей стране, иностранцы обращаются к военнослужащему Пограничной службы как к представителю органов государственной власти, они не владеют или слабо владеют государственным или русским языком, что затрудняет правильное понимание обращения с их стороны, не в полной мере информированы о правилах пребывания в Республике Казахстан
и поведения в общественных местах, а также представляют другую культуру и могут недостаточно ясно понимать местные обычаи и традиции.

27. При возникновении конфликтных ситуаций в ходе проведения пограничного контроля военнослужащий Пограничной службы придерживается следующих требований:

ведет диалог в спокойной манере, не оказывая на собеседника психологического давления, тон его речи и слова должны быть направлены на снятие эмоционального напряжения;

сохраняет выдержку и достоинство, контролирует свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрирует уверенность
и спокойствие;

проявляет эмоциональную устойчивость при провоцировании конфликтных ситуаций, не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимает все законные меры к его разрешению и пресечению, в том числе осуществляет аудио и видеодокументирование;

разъясняет правонарушителю неправомерность его действий убедительно и ясно, со ссылкой на требования законодательства, воздерживается от резких высказываний.

28. Военнослужащему Пограничной службы рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, высказанных на улицах и в общественных местах, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию.

29. При отсутствии возможности разрешить конфликтную ситуацию,
а также в случае неповиновения требованиям военнослужащих Пограничной службы о прекращении противоправных действий в пункте пропуска военнослужащие Пограничной службы совместно с представителями других контролирующих органов в пункте пропуска принимают меры
к обеспечению функционирования пункта пропуска и локализации конфликтной ситуации, в том числе с применением оружия и специальных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Приложение 1

к Стандарту поведения военнослужащего Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан при проведении пограничного контроля

 

 

АКТ

специальный (углубленный) досмотр транспортных средств, грузов и товаров

 

на территории отдела (отделения) пограничного контроля «______________»

с применением технических средств: ______________________

 

«___» ______ 20__ года с ___ часов _____ минут до ____ часов ______ минут (время местное) провели комиссионной досмотр перевозимого груза через Государственную границу.

         На досмотр представлена автомашина марки ______________________ гос. № ___________________, прицеп № _______________________________.

 

Номер пломбы до вскрытия транспортного средства: ____________________,

 

Номер пломбы по окончанию досмотра транспортного средства ___________.

                   

Документ, удостоверяющий личность (паспорт): _____________ __________________________________________________________________,

                                                                                                        

Комиссионному досмотру подлежит:__________________________________

__________________________________________________________________.

(наименование груза)

 

Досмотр проводился в связи: ________________________________________.

__________________________________________________________________

 

Результаты досмотра:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Претензии к контролирующему органу-инициатору досмотра не имею (/ если имеются, указать какие)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Состав комиссии:

_____________________________________________________________________________________

(ФИО должностного лица контролирующего органа, подпись)

__________________________________________________________________ 

(ФИО должностного лица, подпись)

 

_______________________________________________________________________________

(ФИО должностного лица, подпись)