Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 15/07/2021
Публичное обсуждение до: 29/07/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 03/08/2021 10:05:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/08/2021 12:00:00
Приложенные документы:

О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«О внесении изменения в Указ Президента

Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)»

 

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)».

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                       А. Мамин

 

 

 

 

 

 

О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан

от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)»

 

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря            2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)» следующее изменение:

Концепцию «Стратегия развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)», утвержденную вышеназванным Указом изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему Указу.

2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

 

 

           Президент

Республики Казахстан                                                     К. Токаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к

Указу Президента

Республики Казахстан

от «____» ____ 2021 года

№ 

 

Утверждена

Указом Президента               Республики Казахстан

от 28 декабря 2015 года

№ 148

 

 

Концепция
Стратегия развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)

                                                      

 

Содержание

Раздел 1. Паспорт

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Раздел 3. Обзор международного опыта

Раздел 4. Видение развития отрасли

Раздел 5. Основные принципы и подходы развития

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

Раздел 7. План действий по реализации Концепции

 

Раздел 1. Паспорт

1) наименование: Концепция «Стратегия развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)»;  

2) основание для разработки: во исполнение пункта 3 протокольного поручения Главы государства, данного на ХХVI сессии Ассамблеи народа Казахстана от 24 мая 2018 года № 18-35-3.1 «Разработать проект Указа о внесении изменений и дополнений в Концепцию развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года) с учетом приоритетов модернизации, социальной политики, программы «Рухани жаңғыру»;

3) государственный орган, ответственный за разработку и реализацию: Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан;

4) сроки реализации: 2021-2025 годы.

 

 

 

 

 

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

 

В настоящее время казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Назарбаева Н.А. признана одной из успешных в мире.

Реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы. 

Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года) и Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года) исполнены.

Организовано взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества в сфере обеспечения межэтнического согласия. 

Интегрированы усилия этнокультурных объединений в достижении целей и задач Ассамблеи.

Эффективно функционирует система мониторинга межэтнической ситуации и упреждающих механизмов в данной сфере.

Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана (далее – Ассамблея) была создана как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. На нее возложена межведомственная координация деятельности по развитию и укреплению межэтнических отношений.

Конституционная реформа 2007 года закрепила Ассамблею в качестве учреждения, имеющего конституционный статус. 

Ассамблее обеспечено гарантированное парламентское представительство.

В 2007 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Ассамблея народов Казахстана переименована в Ассамблею народа Казахстана.

В 2008 году принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», который определил нормативные правовые основы ее деятельности в сфере межэтнических отношений.

В 2011 году Указом Президента Республики Казахстан утверждено Положение об Ассамблее, где закреплены статус и полномочия Ассамблеи и ее общественных структур.

В 2018 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», направленный на дальнейшее совершенствование ее деятельности. 

Укреплена инфраструктура Ассамблеи, обеспечена ее интеграция в систему гражданского общества и государственной власти. 

При Ассамблее функционируют общественные фонды, развивается многофункциональный веб-портал, в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан создан депозитарий Ассамблеи.

По поручению Главы государства в 2009 году создан Научно-экспертный совет Ассамблеи. Во всех регионах на базе высших учебных заведений созданы Научно-экспертные группы Ассамблеи. 

Создан республиканский Клуб журналистов Ассамблеи. На региональном уровне действуют аналогичные структуры.

Во всех регионах сформированы советы общественного согласия, матерей, медиации Ассамблеи.

Указом Главы государства в 2014 году создано республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан (далее – РГУ «Коғамдық келісім») как исполнительный орган Ассамблеи. На региональном уровне созданы коммунальные государственные учреждения «Қоғамдық келісім» при аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы (далее – КГУ «Қоғамдық келісім»).  

В 2020 году РГУ «Қоғамдық келісім» передан в ведение Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, на региональном уровне КГУ «Қоғамдық келісім» – в ведение управлений внутренней политики/общественного развития местных исполнительных органов.

Также в 2020 году создан Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития.

В 2020 году создан ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», который проводит исследования в сфере межэтнических отношений и обеспечивает научный подход к совершенствованию государственной политики в данной области.

Сформированы уникальные элементы казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.

Во-первых, благодаря целенаправленной политике Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А. созданы и совершенствуются механизмы реализации гражданского равноправия независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Во-вторых, представительство и реализация интересов казахстанских этносов осуществляются на высшем государственном уровне – Председателем Ассамблеи является Президент страны, гарант Конституции.

Решения высшего органа Ассамблеи в лице Сессии – обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.

В-третьих, гарантированное представительство интересов этносов в Парламенте страны обеспечивается избранием Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса.

В-четвертых, сформирована ценностная основа, базирующаяся на общегражданских принципах, общих духовно-культурных ценностях и общенациональном историческом сознании.

В-пятых, государством созданы условия и оказывается поддержка для развития традиций, языков и культуры народа Казахстана.

В-шестых, казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства развивается на основе гражданской инициативы и конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства.

В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо.

В Казахстане внедрены общепризнанные нормы в сфере межэтнических отношений.

В целом функционирует эффективная политико-правовая и институционально-управленческая система обеспечения и укрепления общественного согласия и общенационального единства.

Депутатская группа от Ассамблеи в Парламенте принимает активное участие в рассмотрении законопроектов на предмет соответствия национального законодательства стандартам в области соблюдения прав граждан вне зависимости от этнической принадлежности, недопущения дискриминации по этническому признаку.

Депутатская группа Ассамблеи готовит и направляет в Правительство Республики Казахстан и государственные органы запросы касательно прав этнических групп, взаимодействует с госорганами и неправительственным сектором по совершенствованию сферы межэтнических отношений, принимает участие в мероприятиях Ассамблеи, участвует в работе Сессии и Совета Ассамблеи, ведет информационно-разъяснительную работу с населением.

На сегодняшний день в Республике Казахстан созданы все условия для развития языков этносов.

Законодательство Республики Казахстан в сфере языковой политики предусматривает право граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государственным языком является казахский язык, наравне с которым официально употребляется русский язык (при необходимости другие языки). 

Ассамблея способствует развитию и популяризации государственного языка среди этносов. По всей стране в домах дружбы функционируют воскресные школы при этнокультурных объединениях, среди которых около 130 школ проводят курсы по изучению государственного языка, 208 – по изучению родного языка этносов Казахстана.

Казахстанская модель общественного согласия и единства презентована на 56 языках стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и распространена в посольствах Республики Казахстан за рубежом.

Подписаны меморандумы о сотрудничестве с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Центром глобального диалога и сотрудничества, государственными и негосударственными структурами ряда стран.

В 2014 году подписан Меморандум о взаимопонимании между Ассамблеей и Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее – СВМДА).

Новые вызовы XXI века – турбулентность мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост роли этнорелигиозного фактора в современных международных конфликтах, усиление миграционных потоков и беженцев – требуют дальнейшего укрепления единства, сплоченности и патриотизма народа Казахстана.

Ключевые проблемы сферы: 

1) попытки политизации межэтнических отношений, а также деструктивного влияния на межэтническую ситуацию в стране со стороны внешних сил, стремления использовать межэтнические отношения в Казахстане в геополитическом противостоянии;  

2) недостаточный уровень социально-культурной интеграции этносов казахстанского общества, особенно в местах компактного проживания этнических групп; 

3) слабое взаимодействие Ассамблеи и ее структур с другими институтами гражданского общества и средствами массовой информации; 

4) недостаточная вовлеченность молодежи и молодежных организаций в деятельность Ассамблеи и ее структур;

5) усиление информационных атак в отношении Ассамблеи и государственной политики в межэтнической сфере.

 

Раздел 3. Обзор международного опыта

 

Межэтнические отношения остаются одними из сложнейших видов социальных и международных отношений. На протяжении веков усилия государств и международных организаций направлены на поиск путей и средств предотвращения межэтнических конфликтов, создание условий для мирного сосуществования этнических групп. Международные нормы и мировой опыт представляют большую ценность и предлагают решения, предостерегая от ошибок в реализации государственной политики в сфере обеспечения межэтнического согласия.

На сегодняшний день в мире существуют свыше 2 000 наций и крупных этнических групп, а число государств составляет около 200. Абсолютное большинство современных государств имеет и будет иметь сложный в этническом отношении состав населения, который порой порождает противоречия и провоцирует конфликты.

В Республике Казахстан проживает более 100 этносов и, в этой связи государство изучает и применяет международный опыт, международно-правовые нормы по вопросам обеспечения общественного согласия и единства в стране.

В международной практике, касающейся прав человека, недискриминация и равенство перед законом возведены в ранг основного принципа, запрещающего любые различия, исключения, ограничения или предпочтения, которые имели бы цель свести на нет равную возможность использования или осуществления всех прав человека и его основных свобод. Нормы международного права запрещают как прямую, так и косвенную дискриминацию. Участие лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в делах государства и во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, в которой они проживают, имеет важное значение для укрепления социально-устойчивых отношений в обществе. Международное право рекомендует создавать организационные механизмы, которые позволяли бы обеспечивать их участие в работе государственных и общественных институтов.

В настоящий момент наряду с моделями «плавильного котла» и мультикультурализма в мире формируется концепция интеркультурализма. 

Интеркультурализм выводит на первый план поиск объединяющих различные культуры интересов и налаживание позитивного взаимодействия между представителями различных этносов. Признавая культурные различия, интеркультурализм выступает против создания замкнутых культурных сообществ. В европейских государствах представители этнических меньшинств становятся ответственными за интегрирование в общество своего государства, в том числе и посредством овладения государственным языком. Непременным условием интеркультурализма является равенство всех граждан перед законом.

На практике большинство стран стремится поддерживать условия для участия этнических групп в политической жизни путем их вовлечения в процессы принятия политических решений. Значимым инструментом является обеспечение представительства этнических меньшинств в национальных парламентах через специально установленные процедуры. Наиболее распространенной практикой является выделение специальных мест в парламентах. Такой подход применяется в Дании, Новой Зеландии, Сингапуре, Словении, Черногории и др.

Также не меньшее внимание страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уделяют созданию условий для расширения участия этнических меньшинств в работе местных представительных органов. Особое значение эти усилия имеют в случаях компактного проживания этнических групп в определенных регионах.

В рамках исполнительной власти во многих странах в структуре правительств принято создавать специальные подразделения, отвечающие за вопросы развития этносов и межэтнического взаимодействия.

Эффективным механизмом формирования гражданского единства и этносоциального взаимодействия признано вовлечение людей в решение широкого круга вопросов развития местного сообщества и социальной сферы.  Приоритетными направлениями реализации гражданского единства являются социальная поддержка, образование и здравоохранение. Одним из инструментов укрепления гражданского единства является волонтерская работа. Высокий уровень вовлеченности граждан в волонтерское движение характерен для Великобритании, Германии, Голландии и Ирландии.

Анализ международного опыта демонстрирует, что институты Ассамблеи народов успешно функционируют на постсоветском пространстве и имеют высокую роль в обеспечении межэтнического согласия и стабильности в укреплении единства народов, формировании культуры конструктивного диалога.

Так, в 1992 году состоялся первый Съезд народов Татарстана, который принял резолюцию о создании Ассоциации национально-культурных обществ (АНКО).

В настоящее время Ассамблея народов Татарстана состоит из
37 национально-культурных объединений, молодежного крыла «Молодежная Ассамблея народов Татарстана», домов и центров дружбы народов.

В 1998 году создана Ассамблея народов России, которая является добровольной, самоуправляемой общероссийской общественной организацией и объединяет представителей более 160 народов РФ.

Деятельность Ассамблеи народов России направлена на налаживание диалога между органами государственной власти и национальными общностями, участие в законотворческом процессе и в миротворческой деятельности.

В 2020 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России». Организация создана в целях совершенствования государственной национальной политики, содействия укреплению общероссийской гражданской идентичности и межнационального согласия.

Таким образом, анализ мирового опыта показывает, что регулирование межэтнических отношений является важнейшим фактором государственной политики и мирного сосуществования многоэтничных обществ и государств.

 

Раздел 4. Видение развития отрасли

 

Тенденции развития отрасли

Ассамблея будет содействовать дальнейшему укреплению в Казахстане интегрированной гражданской общности с признанием многообразия культур, языков, традиций народа, консолидации и единению общества вокруг приоритетов развития страны. 

Акцент в деятельности Ассамблеи будет сделан на:

поиске объединяющих интересов и налаживании позитивного взаимодействия между представителями различных этносов;

поиске общих ценностей и интересов всех групп населения;

преодолении культурных и этнических границ в процессе укрепления гражданской идентичности и совместной деятельности;

интеграции представителей этносов в единое общество, в том числе путем овладения государственным языком.

Признание культурных различий не должно способствовать созданию замкнутых этнокультурных сообществ. Этнокультурные объединения Ассамблеи ответственны за социально-культурную интеграцию этносов в единое казахстанское общество.

Деятельность Ассамблеи осуществляется по следующим ключевым направлениям:

1) широкое привлечение структур Ассамблеи к проектам по интеграции общества, модернизации общественного сознания на основе проведения политики интеркультурализма;

2) развитие деятельности Ассамблеи в области медиации, волонтерства, благотворительности и общественного контроля как интегрирующих механизмов;

3) продвижение государственного языка как языка межэтнического общения и консолидирующей основы, содействие развитию языков казахстанских этносов;

4) поддержка, сохранение и популяризация общего историко-культурного наследия народа Казахстана;

5) распространение знаний об истории формирования полиэтничного народа Казахстана и роли этносов в укреплении независимости;

6) развитие гражданского общества и молодежных организаций;

7) содействие развитию этнических средств массовой информации.

Ассамблея и далее будет выступать ключевым механизмом формирования гражданской идентичности и реализации конституционного принципа общественного согласия, диалоговой площадкой государства и гражданского общества. 

 

Раздел 5. Основные принципы и подходы развития

 

Цели и задачи Концепции

Целями Концепции являются дальнейшее развитие Ассамблеи, повышение ее роли в модернизации страны, обеспечении общественного согласия и общенационального единства на основе принципов казахстанского патриотизма, гражданского равноправия, объединяющей роли государственного языка, единства в многообразии, постоянной модернизации нации, а также политики интеркультурализма. 

В первую очередь, Концепция призвана обеспечить функционирование Ассамблеи как одного из ключевых идеологических механизмов обеспечения политики мира и согласия в казахстанском обществе.

Концепция должна способствовать развитию Ассамблеи как социальной и информационной площадки для обеспечения широкого взаимодействия институтов гражданского общества, государственных органов, научной и творческой интеллигенции, молодежи по вопросам интеграции общества, укрепления общественного согласия и единства народа Казахстана. 

Концепция нацелена на организацию системной работы по разъяснению и реализации в обществе принципов государственной политики в сферах интеграции этносов, развития казахстанской идентичности и общенационального единства, обеспечения мира и согласия в обществе.

 

Основные задачи Концепции:

Необходимо усиление роли Ассамблеи в обеспечении общественного согласия и общенационального единства на принципах гражданства, нацеленности на решение задач Стратегии «Казахстан – 2050» через осуществление всесторонней модернизации, а также ее активное участие в духовном обновлении казахстанского общества.

В этой связи необходимо продолжить институциональное и инфраструктурное укрепление Ассамблеи и системы государственной политики в межэтнической сфере по ключевым направлениям:

1) усиление многоплановой работы по интеграции всех этносоциальных групп в единую нацию;

2) активизация деятельности Ассамблеи как главного инструмента укрепления межэтнического согласия, а также ее просветительской и информационно-разъяснительной работы в обществе по вопросам политики единства и согласия;

3) усиление роли Ассамблеи в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества по дальнейшей интеграции общества, укреплению общественного согласия и общенационального единства;

4) продвижение через структуры Ассамблеи, дома дружбы и информационно-разъяснительную работу социальной функции государственного языка как языка межэтнического общения, консолидирующего фактора;

5) активизация работы молодежи в составе Ассамблеи в целом, молодежных крыльев этнокультурных объединений, республиканского молодежного движения Ассамблеи «Жаңғыру жолы»;

6) активизация и актуализация совместной работы с правоохранительными государственными органами по оперативному реагированию на обострения межэтнической ситуации, конфликты, способные перерасти в этническую плоскость, а также выстраивание системы превентивных мер по их профилактике и предотвращению;

7) обеспечение системного противодействия попыткам переноса любого внешнего конфликтного потенциала на территорию Республики Казахстан и на ее граждан;

8) активное участие этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений в решении комплекса общегосударственных задач, консолидация их усилий для достижения цели и задач Ассамблеи;

9) разработка мер по оказанию содействия государственным органам в недопущении конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений;

10) систематизация работы Ассамблеи по формированию политико-правовой культуры граждан, содействию в развитии медиации, волонтерства в сфере общественного согласия и единства, благотворительности;

11) внедрение новых механизмов взаимодействия государства с этнокультурными объединениями Ассамблеи и иными общественными объединениями для укрепления общественного согласия и общенационального единства.

 

         Основные принципы:

         1) приоритет интересов народа и государства;

         2) общественное согласие и общенациональное единство;

         3) казахстанский патриотизм, основанный на доверии и взаимодействии между государством и гражданами;

4) гражданское равноправие, основанное на реальном равенстве возможностей вне зависимости от этнической принадлежности;

5) объединяющая роль государственного языка;

6) постоянная модернизация нации; 

7) единство в многообразии;

8) «интеркультурализм», основанный на общих ценностях и интересах всех групп.

        

Подходы развития отрасли:

1) обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и общественных структур Ассамблеи в сфере межэтнических отношений с выработкой подходов по продвижению политики интеркультурализма и последующей их реализацией;

2) внедрение в практику механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственного управления и принимаемыми ими решениями, связанными с процессами интеграции общества и соблюдения прав и интересов этносов Казахстана;

3) выработка предложений для центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства при формировании и реализации национальных проектов, государственных программ, стратегических планов развития;

4) обеспечение системного мониторинга сферы межэтнических отношений и анализа межэтнической ситуации в стране;

5) распространение опыта работы депутатской группы Ассамблеи в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в местных представительных органах;

6) создание условий для этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений в работе по интеграции общества, а также по сохранению и развитию традиций, языков, культуры этносов Казахстана; 

7) оказание содействия Ассамблеей государственным органам в недопущении конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений, а также выявлении и превентивном их разрешении;

8) оказание содействия в активизации работы советов общественного согласия Ассамблеи в сферах профилактики межэтнической напряженности, медиации и общественного контроля;

9) привлечение советов матерей, этнокультурных объединений Ассамблеи и иных общественных объединений к популяризации института семьи, традиционных семейных ценностей, дружбы и единства в казахстанском обществе; 

10) создание условий для развития благотворительности и волонтерства как примеров высокого гражданского патриотизма.

Важным является развитие нормативной правовой базы реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства, которая заключается в следующем:

1) совершенствование законодательной и нормативной правовой базы об Ассамблее;

2) развитие механизмов сотрудничества с Парламентом Республики Казахстан, взаимодействия с депутатской группой Ассамблеи в Мажилисе Парламента;

3) укрепление взаимодействия с правоохранительными органами по профилактике нарушений законодательства в сфере межэтнических отношений, противодействия вызовам, способным нанести ущерб межэтническому согласию в стране;

4) повышение правовой культуры населения, формирование неприятия к проявлениям ксенофобии, экстремизма;

5) разработка единых стандартов и социолингвистических понятий в сфере межэтнических отношений и обеспечение их единообразного использования.

На региональном уровне осуществляется модернизация деятельности местных исполнительных органов в сфере укрепления общественного согласия и общенационального единства, которая предусматривает:

1) внедрение современных методов менеджмента в деятельность региональных ассамблей, КГУ «Қоғамдық келісім», общественных структур Ассамблеи;

2) развитие на региональном уровне постоянно действующих механизмов сотрудничества в виде консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп, участие в формировании региональных программ развития;

3) совершенствование системы повышения квалификации государственных служащих, а также руководителей и представителей этнокультурных объединений по вопросам межэтнических отношений;

4) обеспечение обмена опытом между ассамблеями регионов по вопросам медиации, волонтерства, благотворительности и общественного контроля.

 

Укрепление института Ассамблеи

 

Основные задачи – совершенствование деятельности Ассамблеи с учетом приоритетов модернизации общественного сознания, усиление ее эффективности.

Предусмотрена реализация следующих мер:

1) дальнейшее совершенствование организационной структуры, механизмов и координации работы Ассамблеи;

2) укрепление института Ассамблеи путем общественной аккредитации этнокультурных объединений;

3) повышение эффективности деятельности заместителей Председателя Ассамблеи, назначаемых от этнокультурных объединений;

4) усиление роли Совета Ассамблеи в реализации цели и задач Ассамблеи; 

5) модернизация и совершенствование деятельности Научно-экспертного совета Ассамблеи и его Научно-экспертных групп в регионах, кафедр Ассамблеи в вузах страны;

6) усиление экспертного сопровождения реализуемых проектов Ассамблеи; 

7) активизация работы по формированию при Ассамблее структур по медиации и использованию процедур медиации в разрешении вопросов в сфере общественного согласия и общенационального единства;

8) организационное и методическое обеспечение деятельности советов общественного согласия и матерей Ассамблеи;

9) организация консультативной помощи и методической поддержки домам дружбы, этнокультурным объединениям;

10) совершенствование работы республиканского молодежного движения Ассамблеи «Жаңғыру жолы», направленной на консолидацию молодежи вокруг приоритетов Ассамблеи;

11) повышение эффективности деятельности Ассоциации предпринимателей Ассамблеи, в том числе на региональном уровне;

12) активизация деятельности Клуба журналистов Ассамблеи;

13) содействие в развитии благотворительности и волонтерства.

 

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Концепции

 


п/п

Целевые индикаторы

Ед. изм.

Источник
информации

2020

год
(факт)

2021 год (оценка)

Плановые значения

Ожидаемые результаты

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

 

1.

Укрепление общественного согласия и общенационального единства (сохранение позитивных социологических показателей в сфере межэтнических отношений на уровне не ниже 89%)

%

Социологическое исследование

89,5 %

89,6 %

89,8%

90%

90,2%

90,4%

1. Повышение роли Ассамблеи в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений; 

2. Совершенствование информационной и информационно-разъяснительной работы Ассамблеи;

3. Аналитическое обеспечение сферы межэтнических отношений (в т.ч. касательно проблемных аспектов деятельности АНК);

4. Расширение сферы употребления государственного языка и повышение его консолидирующей роли;

5. Привлечение к работе АНК широких слоев населения, в том числе представителей казахской творческой и научной интеллигенции;

6. Усиление роли Ассамблеи в сфере медиации, волонтерства и благотворительности; 

7. Укрепление взаимодействия с зарубежными странами и международными организациями в сфере межэтнических отношений;

8. Обеспечение информационного освещения деятельности АНК

2.

Охват активных представителей этнокультурных объединений обучением государственному языку на базе домов дружбы

кол-во чел. (тыс.)

РГУ «Қоғамдық келісім, МИО

1,3

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

3.

Охват населения мероприятиями АНК

кол-во

чел. (тыс.)

РГУ «Қоғамдық келісім, ЦГО, МИО

1068,0

1100,0

1200,0

1300,0

1400,0

1500,0

4.

Уровень патриотизма среди населения

%

Социологическое исследование

80

80,2

80,4

80,6

80,8

81

5.

Публикации в СМИ о межэтнических отношениях в позитивной тональности

кол-во

Данные Центра анализа и мониторинга МИОР

5000

5200

5400

5600

5800

6000

 

Главными результатами реализации настоящей Концепции должны стать дальнейшее развитие института Ассамблеи, создание благоприятных условий для укрепления общественного согласия и общенационального единства как ключевых факторов успешной модернизации и достижения стратегических задач развития государства.

 

Раздел 7. План действий по реализации Концепции.

 

Концепция будет исполнена по Плану действий по реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года) на 2022 – 2025 годы, согласно приложению.

__________________________

 

Приложение к Концепции развития

Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)

 

 

План действий
по реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана
 (до 2025 года) на 2022 – 2025 годы

 

Наименование

Единица измерения

Форма завершения

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

 
 

1

2

3

4

5

6

 

Целевой индикатор 1. Укрепление общественного согласия и общенационального единства (сохранение позитивных социологических показателей в сфере межэтнических отношений на уровне не ниже 89%)

 

Ожидаемый результат 1. Повышение роли Ассамблеи в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений

 

1

Подготовка и проведение ежегодной сессии АНК

количество мероприятий

протокол
сессии

ежегодно,

до 1 мая

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», МКС, акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2

Проведение заседаний Совета АНК

количество мероприятий

протокол заседания

3 раза в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

3

Реализация 9 проектов под эгидой Ассамблеи народа Казахстана:

количество мероприятий

информация в МИОР

9 раз в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента, КГУ «Қоғамдық келісім», РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию)

 

1. Организация и проведение под эгидой АНК форума, посвященного Дню благодарности

количество мероприятий

форум

ежегодно,
1 марта

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2. Проведение мероприятий на базе региональных Советов общественного согласия, посвященных празднованию 1 мая – Праздника единства народа Казахстана

 

количество мероприятий

информация в МИОР

ежегодно,

май

акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

3. Повсеместное проведение республиканской акции к 1 июня – Международному дню защиты детей на базе региональных Советов матерей

количество мероприятий

информация в МИОР

ежегодно, июнь

 

4. Проведение молодежного форума «Новая волна «100+»

количество мероприятий

форум

1 раз в год,
II квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента, РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию)

 

5. Проведение молодежного проекта «Стань лидером!»

количество мероприятий

информация в МИОР

1 раз в год,
II квартал

 

6. Проведение летней школы «100 новых лиц: как стать успешным»

количество мероприятий

информация
в МИОР

1 раз в год,
III квартал

 

7. Организация и проведение встреч успешных людей – кандидатов проекта 100 новых лиц «Жастардың алтын бесігі»

количество мероприятий

встречи

ежегодно,

III-IV кварталы

 

8. Проведение республиканского форума «Караван милосердия» с участием представителей благотворительных организаций и спонсоров

количество мероприятий

форум

1 раз год,
IV квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

9. Организация и проведение республиканского лектория по популяризации казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства

количество мероприятий

лекторий

4 раза в год

 

4

Организация и проведение благотворительных акций по эгидой Ассамблеи народа Казахстана:

100 %

информация в МИОР

ежегодно

РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, КГУ «Қоғамдық келісім», РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию)

 

1) организация и проведение благотворительных акций в рамках республиканского проекта АНК «Караван милосердия»

количество мероприятий

акция

ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2) организация и проведение повсеместной акции волонтеров АНК, приуроченной к 1 Мая – Празднику единства народа Казахстана

количество мероприятий

информация в МИОР

1 раз в год,
май

РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента, КГУ «Қоғамдық келісім», РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию)

 

5

Организация и проведение проекта Народная экспедиция АНК «Дорогой мира и согласия» с участием этнокультурных объединений

количество мероприятий

информация
в МИОР

1 раз в год,
IV квартал

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», МИД, акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

Ожидаемый результат 2. Совершенствование информационной и информационно-разъяснительной работы Ассамблеи

 

6

Обеспечение информационного сопровождения деятельности Ассамблеи народа Казахстана:

100 %

размещение на информационных ресурсах

ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

1) организация производства тематических видеороликов и размещение их на информационных ресурсах

количество видеороликов

видеоролики в информационных ресурсах

5 роликов в течение года

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

2) выпуск тематических информационно-справочных материалов на казахском, русском и английском языках

количество материалов

информационно-справочные материалы

не менее 20 материалов ежегодно,

IV квартал

 

3) публикация материалов в СМИ об основных направлениях деятельности АНК в рамках единого медиа-плана

количество публикаций

публикация материалов

не менее 50 публикаций ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

4) обеспечение функционирования мультимедийного портала АНК (на казахском, русском и английском языках)

100 %

информация
в МИОР

постоянно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

7

Обеспечение разработки и публикация материалов по информационно-разъяснительной работе АНК:

100 %

информация
в МИОР

ежегодно

 

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

1) выпуск информационно-аналитического издания в сфере межэтнических отношений, этносов с результатами исследований и публикаций членов НЭС АНК, НЭГ регионов и Ассоциации кафедр АНК

количество изданий

информационно-аналитическое издание

1 раз в полугодие

 

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

2) разработка методических пособий по вопросам государственной политики в сфере межэтнических отношений

количество пособий

методическое пособие

не менее 3 пособий, ежегодно

 

 

Ожидаемый результат 3. Аналитическое обеспечение сферы межэтнических отношений

(в т.ч. касательно проблемных аспектов деятельности АНК)

 

8

Организация и проведение социологических исследований в сфере межэтнических отношений:

100 %

аналитический отчет

ежегодно

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

 

1) проведение социологического исследования межэтнической ситуации в стране

количество социологических исследований

аналитический отчет

4 раза в год

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

 

2) организация исследования «Этнические аспекты экономического неравенства регионов Республики Казахстан»

количество исследований

аналитический отчет

IV квартал 2022 года

 

 

 

3) проведение исследования «Взаимосвязь толерантности и этнической идентичности в отношении культурного и языкового многообразия»

количество исследований

аналитический отчет

IV квартал 2023 года

 

 

 

4) организация исследования по изучению этнических стереотипов в моноэтничной и полиэтничной среде

количество исследований

аналитический отчет

IV квартал 2024 года

 

 

Целевой индикатор 2. Охват активных представителей этнокультурных объединений обучением государственному языку на базе домов дружбы

 

Ожидаемый результат 4. Расширение сферы употребления государственного языка и повышение его консолидирующей роли

 

9

Организация и проведение 5 проектов Ассамблеи народа Казахстана, направленных на продвижение государственного языка среди этносов, проживающих на территории Республики:

100 %

информация в МИОР

ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

1) организация работы разговорного клуба казахского языка «Мәміле» во всех регионах

количество клубов

информация в МИОР

17 клубов, ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2) проведение форума «Ұлы даланың – ұлтаралық тілі» с участием представителей этнокультурных объединений, свободно владеющих государственным языком

количество мероприятий

форум

1 раз в год,
IV квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

3) организация и проведение республиканского культурно-просветительского проекта «Мың бала»

количество мероприятий

информация в МИОР

1 раз в год,
IV квартал

 

4) проведение фестиваля представителей этнических групп, в совершенстве овладевших казахским национальным искусством (домбра, кобыз, танцы) – «Өнеріміз саған – Қазақстан!»

 

количество мероприятий

фестиваль

1 раз в год

МКС

 

5) организация и проведение языковой школы для этнокультурных объединений АНК

 

количество мероприятий

курс занятий

1 раз в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

10

Организация курсов по изучению

государственного языка и языков казахстанских этносов

количество курсов

информация в МИОР

1 раз в год

МОН, МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

11

Вовлечение в деятельность АНК авторитетных представителей казахской общественности в качестве «гражданского ядра» полиэтнического казахстанского общества

количество представителей

информация в МИОР

50 чел., ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

12

Реализация проекта «Қазақтану» в рамках республиканского лектория по популяризации казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства с привлечением представителей казахской интеллигенции: деятелей культуры и науки, журналистов и блогеров

количество мероприятий

информация в МИОР

4 раза в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

Целевой индикатор 3. Охват населения мероприятиями АНК

 

Ожидаемый результат 5. Привлечение к работе АНК широких слоев населения, в том числе представителей казахской творческой и научной интеллигенции 

 

13

Организация и проведение заседаний структур АНК:

100 %

информация
в МИОР

1 раз в полугодие

МИОР, МОН, РГУ «Қоғамдық келісім», ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», НЭС АНК (по согласованию), РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию), акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

1) организация и проведение заседаний Научно-экспертного совета АНК

количество заседаний

протокол
заседания

4 заседания, ежеквартально

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», МОН, НЭС АНК (по согласованию)

 

2) проведение заседания республиканского и региональных Советов матерей АНК

количество заседаний

протоколы заседаний

18 заседаний, ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

3) организация и проведение заседания Ассоциации предпринимателей АНК

количество заседаний

протокол заседания

1 раз в год

МИОР, Ассоциация предпринимателей АНК (по согласованию), НПП «Атамекен» (по согласованию), акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

4) проведение заседаний кафедр АНК

 

количество заседаний

отчет
о выполненной работе

1 раз в год

МОН, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

5) обеспечение системной работы по развитию РМД АНК «Жаңғыру жолы» по укреплению общественного согласия и общенационального единства в молодежной среде с привлечением этнокультурных объединений АНК

количество мероприятий

отчет
о выполненной работе

1 раз в год

МИОР, МОН, РГУ «Қоғамдық келісім», РМД АНК «Жаңғыру жолы» (по согласованию), акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

6) проведение заседания методического совета по внедрению современных методов менеджмента в деятельности КГУ «Қоғамдық келісім» при акимах областей, городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и общественных структур АНК регионов

количество заседаний

протоколы заседаний

17 заседаний в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

7) обеспечение материально-технической базы Домов дружбы (транспорт, оргтехника, лингафонные кабинеты и т.д.)

100 %

информация
в МИОР

1 раз в полугодие

акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

8) проведение республиканского форума Советов общественного согласия АНК

количество мероприятий

форум

1 раз в год,
IV квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

14

Организация и проведение общественной аккредитации этнокультурных объединений АНК

количество аккредитаций

реестр этнокультурных объединений

1 раз в 3 года

(2022 и 2025 гг.)

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

Ожидаемый результат 6. Усиление роли Ассамблеи в сфере медиации, волонтерства и благотворительности

 

15

Принятие мер по совершенствованию института медиации Ассамблеи народа Казахстана

количество заседаний

информация
в МИОР

3 раза в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

1) организация и проведение заседания Совета медиации АНК

количество заседаний

протокол заседания

1 раз в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2) организация и проведение семинаров-тренингов по развитию института медиации

количество семинар-тренингов

семинары-тренинги

1 раз в год

 

16

Координация благотворительной деятельности благотворительных организаций, меценатов, доноров и этнокультурных объединений АНК

количество мероприятий

отчет
о выполненной работе

1 раз в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

Целевой индикатор 4. Уровень патриотизма среди населения

 

Ожидаемый результат 7. Укрепление взаимодействия с зарубежными странами и международными организациями в сфере межэтнических отношений

 

17

Проведение не менее 11-ти мероприятий в рамках якорного проекта «Ел бірлігі», направленных на развитие интеграции и интеркультурализма, продвижение государственного языка в этнической среде, казахстанского патриотизма, основанного на гражданской идентичности, сохранении и развитии богатого исторического прошлого, национальной культуры и духовных традиций:

100 %

информация
в МИОР

ежегодно

МИОР, МИД, МКС, РГУ «Қоғамдық келісім», ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

1) организация и проведение международного проекта «Память во имя будущего», посвященного Дню памяти жертв политических репрессий и голода

количество мероприятий

проект

1 раз в год,
II квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», МИД, акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

2) организация и проведение форума национально-культурных центров стран СВМДА

количество мероприятий

форум

1 раз в год,
II квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», МИД, акиматы областей, городов
Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

3) обеспечение деятельности Клуба журналистов АНК

количество мероприятий

информация
в МИОР

1 раз в год,
II квартал

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

4) проведение республиканского фестиваля национальных (этнических) театров Казахстана

количество мероприятий

фестиваль

один раз
в два года,
ІІ квартал

МКС

 

5) организация и проведение Международного молодежного лагеря «Бірлік»

количество мероприятий

информация
в МИОР

1 раз в год,
III квартал

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», МИД, акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

6) организация и вручение наград Ассамблеи народа Казахстана «Бірлік», «Жомарт жан» и другие за вклад в развитие межэтнических отношений, формирование общегражданской идентичности и казахстанского патриотизма

количество мероприятий

информация
в МИОР

1 раз в год,

IV квартал

РГУ «Коғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

7) организация и проведение конкурса в области этножурналистики «Шанырак»

количество конкурсов

конкурс

1 раз в год,
IV квартал

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

8) проведение под эгидой Ассамблеи народа Казахстана общереспубликанской научно-практической конференции по вопросам межэтнических отношений и укрепления единства нации с привлечением ведущих отечественных и международных экспертов

количество конференций

конференция

1 раз в год

 

МИОР, ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований»

 

9) организация и проведение мероприятий республиканского Дома дружбы под эгидой АНК

количество мероприятий

информация
в МИОР

не менее 5 мероприятий,                                    ежегодно

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім»

 

10) организация и проведение международного медиа-форума АНК

количество мероприятий

форум

1 раз в год

МИОР, РГУ «Қоғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

Целевой индикатор 5. Публикации в СМИ о межэтнических отношениях в позитивной тональности

 

Ожидаемый результат 8. Обеспечение информационного освещения деятельности АНК

 

 

18

Участие членов АНК, представителей этносов в тематических программах на республиканских телеканалах

100%

республиканские телеканалы

 

в течение года

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім»

 

19

Трансляция радиорепортажей и радиопередач на тематику укрепления межэтнического мира и согласия в стране, мотивационных радиороликов

количество мероприятий

республиканское радиоканалы

не менее 10 материалов, ежегодно

 

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», акиматы областей, городов

Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

20

Публикация статей депутатов Мажилиса Парламента, избранных от АНК, руководителей общественных структур АНК, этнообъединений АНК в республиканских печатных СМИ (с возможностью их перепечатки в региональных печатных СМИ в зависимости от актуальности)

8

график публикаций

2 публикации в квартал

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

21

Публикация статей председателей региональных АНК о проводимой работе по укреплению общественного согласия и общенационального единства

количество публикаций

график публикаций

17 публикаций, ежегодно,

(согласно графику)

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім», акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

 

22

Организация брифингов на площадке Службы центральных коммуникаций официального представителя АНК по наиболее актуальным вопросам межэтнической тематики

количество брифингов

брифинг

не менее 2 брифингов, ежегодно

 

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім»

 

23

Проведение прямых эфиров с мероприятий и акций, организованных АНК

количество прямых эфиров

видеохостинг «Youtube», социальные сети «Facebook», «Instagram»

не менее 10 прямых эфиров

МИОР, РГУ «Коғамдық келісім»

 

 

Примечание: расшифровка аббревиатур:

 

МИОР

Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

МОН

Министерство образования и науки Республики Казахстан

САНК

Секретариат Ассамблеи народа Казахстана Администрации Президента Республики Казахстан –

МКС

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

МИД

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

СВМДА

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии

РГУ «Қоғамдық келісім»

Республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан

ИПЭИ

Товарищество с ограниченной ответственностью «Институт прикладных этнополитических исследований» Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан

АНК

Ассамблея народа Казахстана

НПП «Атамекен»

Национальная палата предпринимателей «Атамекен»

НЭС АНК

Научно-экспертный совет Ассамблеи народа Казахстана

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

РМД АНК «Жаңғыру жолы»

Республиканское молодежное движение Ассамблеи народа Казахстана «Жаңғыру жолы»

ЭКО АНК

Этнокультурные объединения Ассамблеи народа Казахстана

СМИ

Средства массовой информации

 

Комментарий

ЖЕНИС АКИШЕВ

МИОР – Министерство информац... посмотреть текст 03/08 - 10:25

+

03/08 - 10:27

это была проба, чтобы проверить функционал уведомления пользователей портала об ответе разработчика проекта нпа.