Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Инструкции о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 06/01/2017
Публичное обсуждение до: 20/01/2017
Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/01/2017 09:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 24/01/2017 09:50:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать

Приказ

 Об утверждении Инструкции о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере

 

         В соответствии с подпунктом 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере.
  2. Признать утратившим силу приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 2 сентября 2014 года № 85 «Об утверждении Инструкции по организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан №9773, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 10 октября 2014 года).
  3. Департаменту правовой защиты Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обеспечить:
  1. Обеспечить государственную регистрацию и его официальное опубликование;
  2. Размещение настоящего приказа на Веб-Портале Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.
  2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Генеральный Прокурор

Республики Казахстан                                                                           Ж. Асанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена

приказом Генерального Прокурора

Республики Казахстан

 

Инструкция

о реализации правозащитных функций прокуратуры

в социально-экономической сфере

 

Глава1. Общие положения

 

  1. Настоящая Инструкция о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере (далее – Инструкция) детализирует порядок осуществления прокурорского надзора в социально-экономической сфере.
  2. Предметами высшего надзора являются:
  1. надзор за законностью в социальной сфере;
  2. надзор за законностью в сфере экономики.
  1. Правозащитные функции органов прокуратуры:
  1. производство проверки применения закона;
  2. проведение анализа состояния законности;
  3. меры по устранению нарушений законности.

 

Глава2. Механизмы реализации правозащитных функций

                                                                 

  1. Проверки применения законодательства планируются на основе тщательного анализа состояния законности на поднадзорной территории, особенностей региона.

В этих целях прокуроры должны иметь паспорт региона с актуальными сведениями, характеризующими поднадзорный регион. Паспорт региона подлежит обновлению раз в полгода.

5. Производство проверок осуществлять по основаниям, предусмотренным в пункте 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре».

Основания назначения проверок:

1) поручения Президента Республики Казахстан или вышестоящего прокурора;

2) заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушениях законодательства;

3) непосредственное выявление признаков нарушения законодательства.

6. Поручения о производстве проверок правомочны направлять Генеральный Прокурор, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним и их заместители.

Основаниями для дачи поручения являются: исполнение поручений Главы государства и его Администрации, Генерального Прокурора и его заместителей, реализация операционного плана и плановых мероприятий Генеральной прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним, результаты анализа состояния законности, рассмотрение заявлений и обращений физических и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации.

В зависимости от тематики проверки поручение должно содержать:

1) основания дачи поручения;

2) фабулу обстоятельств дела либо характерные нарушения;

3) период, подлежащий проверке;

4) вопросы, подлежащие изучению;

5) срок исполнения.

В соответствии со своей компетенцией прокурор наделён правом поручить соответствующему компетентному органу, провести проверку поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязать сообщать о ее результатах.

7. Обращения физических и юридических лиц по вопросам проверки субъектов частного предпринимательства направлять по компетенции в уполномоченные государственные органы.

Прокурор проводит проверку по обращениям физических и юридических лиц, сообщениям и информациям государственных органов, публикациям в средствах массовой информации и другим данным, требующим безотлагательного принятия решения, а также в случаях конфликта интересов компетентного органа либо его должностных лиц.

8. При непосредственном выявлении признаков нарушений законности проверки поручать соответствующему компетентному органу с требованием сообщать об их результатах.

Проверка не может быть поручена компетентному органу и проводится прокурором в случаях выявления нарушения, требующего незамедлительного устранения и (или) наличия конфликта интересов в деятельности компетентного орган либо его должностных лиц.

Сотрудником прокуратуры, получившим соответствующие сведения, подается мотивированный рапорт прокурору области, города, района или приравненному к ним, в котором должны содержаться следующие сведения:

1) источник и дата получения информации;

2) характер нарушения, требующий незамедлительного устранения;

3) причины, по которым данная проверка не может быть поручена компетентному органу;

4) наименование субъекта (объекта), в котором предлагается проведение проверки.

9. Проверки в деятельности субъектов частного предпринимательства прокурор по согласованию с прокурором области или приравненным к нему либо с лицом их замещающим проводит в случаях:

1) необходимости встречной проверки законности решений государственных органов и организаций;

2) для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан;

3) при наличии сведений о задолженности по заработной плате перед работниками;

4) установления законности освоения государственных средств и средств квазигосударственного сектора;

5) если их проведение не представляется возможным поручить уполномоченным (компетентным) государственным органам. 

В остальных случаях проверки субъектов частного предпринимательства проводить по поручению либо согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Проверки соблюдения законности в деятельности организаций образования (детские дома, детские сады, школы, школы-интернаты, гимназии, колледжи, высшие учебные заведения и др.) и здравоохранения (организации здравоохранения для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, поликлиники, больницы и др.) проводить в соответствии с настоящей Инструкцией и по согласованию с прокурором области или приравненным к нему.

Согласование всех проверок вышестоящей прокуратурой осуществляется в течение трёх суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение двадцати четырёх часов.

10. Требования о производстве проверок в адрес органов контроля и надзора подлежат направлению:

1) для устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан;

2) в случаях, требующих специальных знаний, когда без его направления не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку;

3) при проведении анализа состояния законности и отсутствия иных возможностей для выявления и устранения нарушений законности;

4) по рассматриваемым обращениям физических и (или) юридических лиц, государственных органов по конкретным фактам нарушения законности, если вопрос проверки непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя, государства.

Требования направляются Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками Департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, городов, районов и приравненными к ним и их заместителями.   

  1. Плановые и внеплановые анализы состояния законности проводить в случаях, не требующих производства проверок, путем сбора и изучения сведений и информации о применении Конституции, законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов.

Проведение внеплановых анализов инициируется по мотивированному рапорту, согласованному прокурором области, его заместителем, города, района и приравненного к ним либо лицами, исполняющими их обязанности.

Рапорт должен содержать:

1) дату, Ф.И.О. (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт; 

2) предмет анализа;

3) мотивированные основания;

4) период анализа;

5) срок проведения анализа.

Анализ состояния законности проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем запроса и изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских, административных и уголовных дел, а также иных источников информации.

Срок проведения анализа не должен превышать тридцати дней, а в исключительных случаях может быть продлен на срок не более тридцати дней.

Результаты анализа оформляются в виде справки, в которой должны содержаться следующие разделы:

  1. дата, основания и предмет проведения анализа;
  2. текущее состояние законности (с приведением статистики);
  3. объективные выводы о состоянии законности, полученные в результате анализа, в том числе причины и условия совершения правонарушений;
  4. в зависимости от результатов конкретные предложения о способах разрешения и устранения правонарушений, имеющихся проблем, недостатков и пробелов в законодательстве.  

По результатам анализа могут быть инициированы проверки, внесены акты прокурорского надзора и (или) иные меры.

Проверки по итогам анализа состояния законности назначаются с соблюдением положений пункта 8 настоящей Инструкции.

  1. Содержание постановления о производстве проверки:

1) номер, дата, Ф.И.О. (при его наличии) и должность прокурора, основания проверки;

2) наименование проверяемого субъекта, его местонахождение, БИН

(ИИН);

3) предмет (вопрос) проверки с указанием проверяемого периода;

4) кому поручена проверка и сведения о специалистах, привлекаемых к ней;

5) срок проведения (начало и конец) проверки;

6) права и обязанности проверяемого субъекта.

Постановление о проведении проверки регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата его регистрации.

         В постановлениях о продлении, приостановлении и возобновлении производства проверок указывать их причины. 

  1. В ходе проверок при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений закона, имеющих существенное значение для реализации проверки, решать вопрос о необходимости осуществления компетентными органами оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия могут назначить Генеральный Прокурор, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

В постановлении о проведении оперативно-розыскных мероприятий указываются:

1) основания их проведения;

2) круг проверяемых вопросов;

3) срок проведения и форма предоставления полученных результатов.

  1. При необходимости для участия в проверке и дачи заключения привлекать специалистов.

Экспертизу назначать только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать проверку.

Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками Департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности, а также прокурорами городов и районов по согласованию с прокурорами областей и приравненными к ним.

Согласование осуществляется в течение трёх суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение двадцати четырёх часов. Не требуют согласования экспертизы, которые проводятся бесплатно.

В постановлении о назначении экспертизы указываются:

1) номер и дата, Ф.И.О. (при его наличии) и должность прокурора, назначившего экспертизу;

2) время и место назначения;

3) объекты, направляемые на экспертизу;

4) сведения, содержащиеся в материалах проверки, на которых могут основываться выводы эксперта;

5) иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, и вопросы, поставленные перед ним

6) наименование органа судебной экспертизы или фамилия лица,            которому поручена экспертиза 

15. По результатам проверки составлять справку о ее результатах.

Справка о результатах проверки (в зависимости от субъектов и тематики проверки) должна состоять из следующих разделов:

  1. дата и место составления справки, основания проверки;
  2. наименование проверяемого субъекта, предмет (тематика) проверки;
  3. общие сведения по тематике проверки (статистика, реализованные проверяемым субъектом мероприятия, сведения об освоенных бюджетных средствах);
  4.  оценка соблюдения законности по предмету (тематике) проверки (суть выявленных нарушений, законность правовых актов государственных органов, соблюдение законодательства о противодействии коррупции);
  5. выводы и предложения по результатам проверки (акты надзора, инициирование досудебного расследования, предложения по совершенствованию законодательства и т.д.);
  6. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении со справкой        руководителя (представителя) проверяемого субъекта. 

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель проверяемого субъекта либо его представитель излагает их в письменном виде.

По результатам проверки вносятся акты прокурорского надзора, предусмотренные главой 3 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», либо принимаются иные меры.

Иски в суды предъявлять исключительно в целях устранения нарушений законности, носящих массовый характер, затрагивающих права и свободы значительного числа граждан или лиц, не способных самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы по состоянию здоровья или возрасту, а также интересов государства. В остальных случаях разъяснять право каждого на самостоятельную защиту своих прав и свобод в судебном порядке.

Не допускать вовлечения органов прокуратуры в гражданско-правовые споры субъектов предпринимательства, а также необоснованного предъявления исков в интересах граждан.

Контроль за организацией проводимой проверки, ее результатами, исполнением акта прокурорского надзора и фактическим устранением нарушений законности возлагается на прокурора, назначившего проверку.

Прокурорам областей, городов, районов и приравненным к ним не допускать внесения шаблонных актов с целью погони за количественными показателями.

16. Действия и акты обжалуются вышестоящему прокурору либо в суд.

Вышестоящий прокурор по результатам проверки законности действий и актов прокурорского надзора нижестоящего прокурора по жалобам физических и (или) юридических лиц либо по собственной инициативе принимает одно из следующих решений:

1) приостанавливает действие актов прокурорского надзора в случае возникновения сомнения в их законности, до принятия окончательного решения;

2) отзывает акты прокурорского надзора в случае нарушения компетенции, установленной законами и данной Инструкцией;

3) отменяет либо изменяет акты прокурорского надзора в случае установления их противоречия либо отдельных требований действующему законодательству;

4) оставляет в силе акты прокурорского надзора.

 

Раздел 3. Заключительное положение

 

17. Определение приоритетов по отдельным направлениям надзора организуется в соответствии методическими рекомендациями, разработанными Генеральной прокуратурой, прокуратурами областей и приравненными к ним.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Приказа Генерального Прокурора

 Об утверждении Инструкции о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере

п/п

Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной записке

Информация государственного органа-разработчика

  1.  

Государственный орган-разработчик проекта

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

 

  1.  

Обоснование необходимости принятия проекта

 

В целях детализации порядка осуществления прокурорского надзора в социально-экономической сфере

  1.  

Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта

Принятие проекта не повлечет негативных социально-экономических и/или правовых последствий.

  1.  

Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта

Не предусматривает

  1.  

Предполагает ли проект увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

Нет

  1.  

Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проекта

Не предусматривает

 

  1.  

Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации

Нет  

  1.  

Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом

Не потребуется

  1.  

Результаты дополнительной экспертизы (правовой, антикоррупционной, лингвистической, финансовой, экономической, экологической и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра в других организациях

Не проводилась

  1.  

Иные сведения

Отсутствуют

 

  1.  

Разрешается передача материалов (выписок) на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан»

Разрешается

  1.  

Информация о размещении проекта постановления на интернет-ресурсе государственного органа (веб-сайте, интернет-портале или другой информационной системе)

Не размещался

 

  1.  

Информация о размещении на интернет-ресурсе (веб-сайте) государственного органа пресс-релиза к проекту постановления, имеющего социальное значение (наименование пресс-релиза, дата)

Пресс-релиз не размещался на интернет-ресурсе (веб-сайте) государственного органа в связи с тем, что проект приказа не имеет социального значения

  1.  

Информация о результатах проведения анализа регуляторного воздействия (при наличии)

Отсутствует

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Об утверждении Инструкции о реализации правозащитн... посмотреть текст 06/01 - 12:22

Во вложенных файлах имеет место лишь Пояснительная записка к проекту НПА, но отсутствуют сам проект Приказа Генерального Прокурора РК и непосредственно проект самой Инструкции о реализации правозащитных функций прокуратуры в социально-экономической сфере.

23/01 - 09:56

Проект инструкции и проект Приказа Генерального Прокурора вложены 09.01.2017г.