Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аккредитация специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 04/08/2021
Публичное обсуждение до: 09/08/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 04/08/2021 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 09/08/2021 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия

при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

 

Наименование требования/регуляторного инструмента: Аккредитация специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

В рамках проекта документа: поправки депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан к проектам Законов Республики Казахстан «О растительном мире», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного мира», инициированному Правительством Республики Казахстан

Разработчик проекта документа: Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

 

 ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Проблема:

Необоснованное и нерациональное изъятие объектов растительного мира. Имеющиеся материалы по инвентаризации объектов растительного мира не гарантируют актуальность и достоверность данных.

В целях определения объемов и плотности запасов дикорастущих растений, выработки обоснованных рекомендаций по их сбору требуется проведение качественных ресурсных обследований специализированными научными организациями.

При этом отсутствие квалификационных требований к организациям, проводящих ресурсные обследования может привести к риску получения необъективных данных по ресурсам растительного мира, на основе которых будут некорректно рассчитаны допустимые объемы заготовок без учета сохранения природных запасов в местах их произрастания. То есть непрофессиональная оценка ресурсного потенциала может нанести ущерб для естественной популяции дикорастущих растений.

Причины существования проблемы:

Разрешение на пользование объектами растительного мира выдается на основе ресурсных обследований. Таким образом, точность и объективность результатов ресурсных обследований, проводимых специализированными организациями, несут высокую значимость для сохранения природных растительных ресурсов. В этой связи важно обеспечить разрешительную систему доступа к проведению ресурсных обследований.

Целевая группа: научные организации, субъекты предпринимательства, общественные объединения

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Нет.

В настоящее время отсутствует статистика или другие данные в цифровом выражении, доказывающие факт существования проблемы. Это обосновывается тем, что государственная статистика не ведется ввиду отсутствия регулирования в данной отрасли как такого.

При этом, действующим законодательством Республики Казахстан вопросы охраны, воспроизводства и пользования отдельными объектами растительного мира регламентируются только для категорий земель государственного лесного фонда (Лесной кодекс Республики Казахстан) и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях). При этом, площадь земель лесного фонда составляет всего 29,4 миллиона гектаров или 10,8 % территории республики (из них только 12,7 млн. га или 4,7% составляют покрытые лесом участки), общая площадь ООПТ – 24,4 млн. га или всего 8,9%.

Росту объемов неконтролируемого сбора лекарственных растений способствует повышенный спрос на внешних рынках.

К примеру, экспорт корня солодки в 2019 году составил 14,2 тыс. тонн, в 2018 году – 10,2 тыс. тонн, в 2017 году – 11,9 тыс. тонн. Основная доля экспорта приходится на КНР, поэтому показатели экспорта упали в первую очередь из-за логистических барьеров в период пандемии.

Для сравнения 10 лет назад показатели экспорта не превышали 4 тыс. тонн за год, т.е. в 2,5-3 раза меньше уровня последних лет.

Из-за интенсивного и неконтролируемого сбора корня в Казахстане в настоящее время отсутствуют точные данные о потенциальном производстве корня солодки, что препятствует бесперебойной работе построенных заводов, которые могли бы получать стабильные поставки сырья для удовлетворения существующих производственных мощностей за счет устойчивого использования дикой популяции и промышленного выращивания солодки.

3.

 Какова цель вводимого регулирования

Целями аккредитации специализированных организаций, осуществляющей проведение ресурсных обследований, является повышение ответственности за достоверность данных, полученных в результате ресурсного обследования (в случае некачественного выполнения работ возможен отзыв аккредитации, т.е. запрет на допуск к такой работе), а также исключит конфликты интересов между пользователями и исполнителями ресурсного обследования.

 ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.
1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)
2. Информационная кампания.
3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.
4. Обязательное страхование ответственности.
5. Обязательные маркировки.
6. Обязательная отчетность.
7. Декларирование, уведомление.
8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).
9. Разрешительные инструменты.
10. Запреты.
11. Введение сферы государственного контроля и надзора
12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)
13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

 Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования).

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

 Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований, т.е. комплекса научных и проектно-изыскательских работ по изучению сырьевых запасов отдельных объектов растительного мира и определения возможных объемов их изъятия.

 ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:
1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.
2. Общие последствия для экономического роста.
3. Влияние на занятость, рабочие места.
4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют.

Сохранение несбалансированного использования природных растительных ресурсов, разрушение среды их произрастания, вытеснение аборигенной растительности внесенными человеком чужеродными видами и культурами, неконтролируемый сбор дикорастущих растений и их частей, дальнейшее развитие теневого оборота лекарственных и иных ценных растений с соответствующими потерями налоговых и иных поступлений в бюджет сраны.


 

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Мониторинг пользователей объектами растительного мира

Большие риски предоставления недостоверных данных, необходимость перепроверки предоставленных данных в отчетности, нагрузка на государственные органы по мониторингу отчетности пользователей объектами растительного мира.


 

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

Обеспечит учет по управлению заготовкой и восстановлению растительных ресурсов, что положительно скажется на развитии отечественной переработки и экспортного потенциала за счет устойчивого использования растительных ресурсов.

Повысит достоверность данных и качество проводимых специализированными организациями ресурсных обследований на каждом отдельном участке.

Позволит развивать институт специализированных организаций, осуществляющих проведение ресурсных обследований, а также аккредитующих организаций с соответствующим созданием новых рабочих мест.

Отбор квалифицированных организаций для проведения ресурсных обследований позволит вести качественный учет производства, что повысит точность бюджетного планирования (налоги, экспортные пошлины).

Ограничение деятельности специализированных организаций, осуществляющих проведение ресурсных обследований, может привести к закрытию организаций, не соответствующих аккредитационным требованиям.

Возможны бюджетные затраты на организацию работы по аккредитации.

 

3.2. Воздействие на бизнес
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:
1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).
2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.
3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).
4. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют.

Неконтролируемый сбор дикорастущих растений и их частей и дальнейшее развитие теневого оборота лекарственных и иных ценных растений будет снижать привлекательность развития промышленного выращивания лекарственных и иных ценных видов дикорастущих растений, снижать их конкурентоспособность на внешних рынках, при этом данные последствия будут касаться всех пользователей объектами растительного мира вне зависимости от размерности.


 

Издержки для бизнеса по форме 1б


 

 


 

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Отсутствуют.

Затраты связанные с необходимостью ведения обязательной отчетности на постоянной основе, мониторинг со стороны государственных органов достоверности отчетных данных.


 

Издержки для бизнеса по форме 1б


 

285 805 тенге на одно предприятие


 

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

- Будет способствовать развитию отечественной переработки и экспортного потенциала за счет устойчивого использования растительных ресурсов, повысит рентабельности бизнеса;

- расширение деятельности для субъектов, осуществляющих проведение ресурсных обследований.

Возможные затраты на заказ услуг специализированных организаций


 

Издержки для бизнеса по форме 1б


 

57 161 тенге на одно предприятие

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.
2. Влияния на преступность включая экономическую.
3. Возможные коррупционные риски.
4. Влияния на экологию.
5. Изменения потребительского выбора.
6. Изменения розничных цен.
7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.
8. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

  

  

 Выгоды

 Издержки


 

Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют.

Сохранение несбалансированного использования природных растительных ресурсов, разрушение среды их произрастания, вытеснение аборигенной растительности внесенными человеком чужеродными видами и культурами, неконтролируемый сбор дикорастущих растений и их частей, дальнейшее развитие теневого оборота лекарственных и иных ценных растений с соответствующими потерями налоговых и иных поступлений в бюджет сраны, ухудшение экологии вследствие деградации нарушенных почв и др.

Издержки на администрирование по форме 1в


 

Отсутствует
 


 

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Мониторинг пользователей объектами растительного мира позволит узнать текущую ситуация о состоянии растительного мира что положительно влияет на  информированность потребителей

Значительные риски предоставления недостоверных данных, необходимость перепроверки предоставленных данных в отчетности, нагрузка на государственные органы по мониторингу отчетности пользователей объектами растительного мира.

Издержки на администрирование по форме 1в


 

314 125 тенге
 


 

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

Обеспечит государственный контроль и учет по управлению заготовкой и восстановлению растительных ресурсов, что положительно скажется на развитии экспортного потенциала за счет устойчивого использования растительных ресурсов.

Повысит достоверность данных и качество проводимых специализированными организациями ресурсных обследований на каждом отдельном участке.

Позволит развивать институт специализированных организаций, осуществляющих проведение ресурсных обследований с соответствующим  созданием новых рабочих мест.

Отсутствуют.

Издержки на администрирование по форме 1в


 

314 125 тенге
 

 ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);
4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);
3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);
2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;
1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2

Поставленная задача не решается, все важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать.

Действующее государственное регулирование недостаточно способствует эффективному мониторингу пользования объектами растительного мира.

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

3

поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут).

Значительные риски предоставления недостоверных данных в части пользования объектами растительного мира.

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

4

Поставленная задача решается почти полностью.

Проведение ресурсных обследований будет осуществляться специализированной организацией, которая будет нести ответственность за достоверность данных, полученных в результате ресурсного обследования (в случае некачественного выполнения работ возможен отзыв аккредитации, т.е. запрет на допуск к такой работе), это позволит исключить конфликт интересов между пользователями и государством.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

 

 

 

Альтернатива 1 Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют

-Сохранение несбалансированного использования природных растительных ресурсов, разрушение среды их произрастания, вытеснение аборигенной растительности внесенными человеком чужеродными видами и культурами, неконтролируемый сбор дикорастущих растений и их частей, дальнейшее развитие теневого оборота лекарственных и иных ценных растений с соответствующими потерями налоговых и иных поступлений в бюджет страны.

-Неконтролируемый сбор дикорастущих растений и их частей и дальнейшее развитие теневого оборота лекарственных и иных ценных растений будет снижать привлекательность развития промышленного выращивания лекарственных и иных ценных видов дикорастущих растений, снижать их конкурентоспособность на внешних рынках, при этом данные последствия будут касаться всех пользователей объектами растительного мира вне зависимости от размерности.

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Мониторинг пользователей объектами растительного мира

- Большие риски предоставления недостоверных данных, необходимость перепроверки предоставленных данных в отчетности, нагрузка на государственные органы по мониторингу отчетности пользователей объектами растительного мира.

- Затраты связанные с необходимостью ведения обязательной отчетности на постоянной основе, мониторинг со стороны государственных органов достоверности отчетных данных.

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

Обеспечит учет по управлению заготовкой и восстановлению растительных ресурсов, что положительно скажется на развитии отечественной переработки и экспортного потенциала за счет устойчивого использования растительных ресурсов.

Повысит достоверность данных и качество проводимых специализированными организациями ресурсных обследований на каждом отдельном участке.

Позволит развивать институт специализированных организаций, осуществляющих проведение ресурсных обследований, а также аккредитующих организаций с соответствующим созданием новых рабочих мест.

Отбор квалифицированных организаций для проведения ресурсных обследований позволит вести качественный учет производства, что повысит точность бюджетного планирования (налоги, экспортные пошлины).

Ограничение деятельности специализированных организаций, осуществляющих проведение ресурсных обследований, может привести к закрытию организаций, не соответствующих аккредитационным требованиям.

Возможны бюджетные затраты на организацию работы по аккредитации.

 

 Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

 Рейтинг

 Возможные риски и непредвиденные последствия

 Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)


 

Альтернатива 3 Внедрение аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований

Отсутствуют.

1. Сроки и этапы внедрения 2021 – 2022 годы

Принятие Законов Республики Казахстан «О растительном мире», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного мира», предусматривающих нормы по внедрению аккредитации специализированной организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов - Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Количество специализированных организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований по сравнению с первым годом введения регуляторного инструмента.

Чтобы данный индикатор был измеряемым, необходимо вести учет организациям. В качестве источника информации будут служить данные Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и местных органов управления.

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)


 

Один раз в пять лет.

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет _Х___
Да ____
Если Да – приведите их


Ежегодное увеличение количества специализированных организации, осуществляющей проведение ресурсных обследований на 3 организации по сравнению с первым годом введения регуляторного инструмента.

               

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

      Подпись ____________ дата "___" ________ 2021 г.

 

 

 форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

Х

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

Х

 

Иное (определить)

 

Х

 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Альтернатива 2 Обязательная отчетность для пользователей объектами растительного мира.

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала


 


 


 

Расходы за 5 лет

Х


 


 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 


 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству


 

251 508тг.*/22 х 5 дней х 1 раз = 57 161 тенге

*- Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью) составляет 251 508 тенге (источник информации-www.stat.gov.kz), среднее количество рабочих дней в месяц - 22 дня.

 
Х

Расходы за 5 лет


 

57 161 х 5 лет = 285 805 тенге


 

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 


 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов


не предусмотрено

251 508тг.*/22 х 5 дней х 1 раз = 57 161 тенге

*- Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью) составляет 251 508 тенге (источник информации-www.stat.gov.kz), среднее количество рабочих дней в месяц - 22 дня.

 
Х

Расходы за 5 лет


 


57 161 тг. так как аккредитация дается на деятельность


 

           

       Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы тенге.

 

 

 

 

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

138 214*/22х10х1 = 62 825 тенге (сроки затрат рабочего времени – 10 дней, кратность проверок – 1 раз в год). Х5 лет = 314 125 тенге

*Минимальная номинальная заработная плата одного работника (главного эксперта), 138 214 тенге (источник информации-https://www.gov.kz/memleket)

 

 

314 125 тенге

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

138 214*/22х10х1 = 62 825 тенге (сроки затрат рабочего времени – 10 дней, кратность проверок – 1 раз в год). Х5 лет = 314 125 тенге

*Минимальная номинальная заработная плата одного работника (главного эксперта), 138 214 тенге (источник информации-https://www.gov.kz/memleket)

 

 

314 125 тенге

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____