Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 09/09/2021 22:49:40
Публичное обсуждение до: 30/09/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 05/10/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/10/2021 18:30:00
Приложенные документы:
Аналитическая база:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

при разработки консультативного документа регуляторной политики (далее – КДРП) учитываются:

1) Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», где указывается, что необходимо выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений;

2)  Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», где говорится о том, что экономические реформы оправданны и поддерживаются только тогда, когда позволяют обеспечить более высокие стандарты качества жизни.

Ни один аспект социально-экономического развития не может быть успешно реализован без верховенства закона и гарантирования безопасности наших граждан. «Слышащее государство» – это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства». Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное – правильно и объективно реагировать на них;

3) План мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей, утвержденный Первым Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 декабря 2020 года № 20-3/06-316 п. 2.2;

4) предложения и рекомендации по итогам заседания Межведомственного совета по защите прав потребителей от 25 июня 2021 года;

5) аналитическая справка РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан по результатам анализа эффективности (далее – Аналитическая справка ИЗПИ) Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон) от 11 июня 2021 года;

6) отчет по проведению социологического исследования по вопросам защиты прав потребителей методом «социальный опрос» за 2020 год (далее – Социологический опрос).


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
  Регулярное несоблюдение обязанностей и нарушение требований, предусмотренных законодательным актом о защите прав потребителей.  В настоящее время Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП) не предусматривается охранные и предупредительные нормы по обязанностям и требованиям к продавцу (изготовителю, исполнителю), которые указаны Законом. Также отмечается, крайне неэффективная  санкция, предусмотренная частью пятой статьи 190 КоАП.

По информации государственных органов, представленных по запросу Комитета по защите прав потребителей (далее – Комитет), за 2020 год государственными органами рассмотрено 48 876 (ЦГО – 45 430, МИО – 3 446) обращений по вопросам защиты прав потребителей.

Вместе с тем, за аналогичный период в Комитет обратились 20 919 потребителей.

За 6 месяцев 2021 года в Комитет обратились порядка 8 тыс. обращений, из них: удовлетворено – 2836; даны разъяснения по 4592 обращениям, включая нарушения по не соблюдению требований, предусмотренных Законом.

Согласно социологическому опросу среди населения в 2020 году, проведенный Комитетом и охвативший 17 000 человек во всех регионах Республики Казахстан, о степени удовлетворенности сферой услуг и обслуживания наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются:

первое. Медицинские услуги. Не удовлетворены данной сферой 45,9% опрошенных;

второе. Транспортные услуги. Не удовлетворены данной сферой 43,2% опрошенных;

третье. Образовательные услуги.

Не удовлетворены данной сферой 41,6% опрошенных;

четвертое. Услуги связи. Не удовлетворены данной сферой 36% опрошенных.

Следует отметить, что по сведениям органов внутренних дел (далее – ОВД) о выявленных административных правонарушениях по части пятой статье 190 «нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей» КоАП РК за 2020 год: зарегистрировано 18 административных правонарушений.

За пять месяцев 2021 года зарегистрировано 18 административных правонарушений.

       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

предлагается внести изменения в статьи 190, 685 и 715 КоАП.

Положительные последствия:

в целях дисциплинированности субъектов бизнеса, реализующих товары потребителям либо выполняющих для них работы или оказывающих им услуги;

предупреждение нарушений прав и законных интересов потребителей в силу предупредительного эффекта КоАП;

снижение уровня неудовлетворенности и повышение потребительских спросов на товары, работы и услуги на внутреннем рынке;

в свою очередь, повышение качества представляемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке в силу предупредительного эффекта КоАП;

Отрицательные последствия: отсутствуют.


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

1) потребители Республики Казахстан;

2) государственные органы;

3) общественные объединения защиты прав потребителей;

4) субъекты предпринимательства;

5) Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и заинтересованные организации.

Ожидается положительный эффект для целевой группы населения Республики Казахстан в части эффективной защиты прав потребителей, так как КДРП предлагается усилить охранные и предупредительные нормы КоАП, в свою очередь это способствует дисциплинировать субъектов предпринимательства, в частности, качества представляемых ими товаров, работ и услуг, соблюдения требований и обязательств, предусмотренных законодательным актом о защите прав потребителей. Видятся перспективы по улучшению благоприятной среды на внутреннем рынке, соблюдению интересов двух неразрывно связанных между собой сторон потребителя и субъекта предпринимательства.


 

6. Способы уведомления целевых групп

настоящий КДРП подлежит опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая размещение на интернет-портале открытых нормативных правовых актов и интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, не позднее 2 (двух) календарных дней до их рассмотрения НПП «Атамекен» и экспертным советом.

 


 

7. Способ публичного обсуждения

посредством проведения дебатов.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
 

Общественные объединения по итогам сложившейся практики для повышения эффективности защиты прав потребителей предлагают изменить подведомственность рассмотрения некоторых статей КоАП, предоставив больше рычагов уполномоченному органу в сфере защиты прав потребителей.

Следует отметить, что ОВД в силу загруженности множеством дел, отнесенных к их компетенции, рассмотрение вопросов по части первой статьи 190 КоАП относятся по остаточному принципу, о чем сообщают потребители и общественные объединения потребителей.

Поэтому, вопросами привлечения к административной ответственности за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, должен заниматься уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей.

В этой связи, в части первой статьи 685 КоАП необходимо исключить приведенную ссылку на статью 190 (часть первая) КоАП.

В свою очередь соответствующее изменение необходимо внести в статью 715-1 КоАП.

Также, следует отметить, согласно статье 6 КоАП, законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, общественной нравственности, а также предупреждение их совершения. Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.

         В тоже время, крайне неэффективное административное взыскание, предусмотренное частью пятой статьи 190 КоАП, не выполняют задачу предупреждение совершения новых аналогичных административных правонарушении и принципа неотвратимости наказания.

Тем более, даже при повторности их совершения в течение года после наложения административного взыскания санкции административных взысканий за нарушение законодательства РК о защите прав потребителей в разы отличаются от санкций административных взысканий за нарушение законодательства РК в родственной области технического регулирования.

Аналогичный опыт имеется у ряда соседних стран по Евразийскому экономическому союзу.

К примеру, если привести опыт Российской Федерации, а именно часть первую статьи 14.4 КоАП РФ, согласно которой: «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 КоАП РФ, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.».

Более того, международный опыт показывает более усиленные полномочия Республики Молдавия, Мексики и США, по сравнению с функциями уполномоченного органа по защите прав потребителей Республики Казахстан.

 

Предлагается внести изменения в статьи 190, 685 и 715-1 КоАП. 
       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
  Уровень эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей  – фактически 67,5% за 2020 год, прогноз на 2021 год – 69,5%

74,7 %

77,3 % 80 % 82 % 84 %
             

 

Комментарий

МУРЗАШЕВ КАЙРАТ

при разработки консультативного документа регулято... посмотреть текст 10/09 - 17:24

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

13/09 - 11:35

Уведомления о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций были направлены в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации и заинтересованным государственным органам в установленные сроки.

ЕРШОРИНА АСЕМ

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 10/09 - 17:11

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан приглашает желающих на публичное обсуждение «дебатов», проведение которого планируется «8» октября 2021 года в 16:00 час посредством Zoom конференции, ссылка на которую будет направлена участникам, подавшим заявку в соответствии с пунктом 22 Правил законотворческой работы Правительства РК, утвержденных постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 907. Консультативными документами предусматриваются пути решения таких проблем как отсутствия влиятельного и консолидированного общественного объединение потребителей в сфере их защиты, оперативности разрешения потребительских споров, необходимости пересмотреть систему и механизм защиты прав и законных интересов потребителей, института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, прямого правового регулирования продажи товара дистанционным способом (на электронных торговых площадках), стимула для субъектов предпринимательства по регистрации в Единой информационной системе защиты прав потребителей и др. Контактная информация: +7 (7172) 75 06 14, эл. адрес: y.makhsutova@mti.gov.kz Данные консультативные документы размещены 9 сентября т.г. на интернет-портале открытых нормативных правовых актов по ссылке https://legalacts.egov.kz/list?&types[0]=7001, где имеется возможность их комментировать. Также размещено объявление на новостном портале NUR.KZ https://www.nur.kz/preview/1931264/e6768474292ecd92074faeb1ca65ef41c79909aea5c1ba11f8fd090b8cc0f52382f2aaaef8fb9e65d6015a72ef71a2f164601e5c53865533b87063c8a0d88b25/.

29/09 - 11:51

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан приглашает желающих на публичное обсуждение «дебатов», проведение которого планируется «8» октября 2021 года в 16:00 час посредством Zoom конференции, ссылка на которую будет направлена участникам, подавшим заявку в соответствии с пунктом 22 Правил законотворческой работы Правительства РК, утвержденных постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 907. Консультативными документами предусматриваются пути решения таких проблем как отсутствия влиятельного и консолидированного общественного объединение потребителей в сфере их защиты, оперативности разрешения потребительских споров, необходимости пересмотреть систему и механизм защиты прав и законных интересов потребителей, института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, прямого правового регулирования продажи товара дистанционным способом (на электронных торговых площадках), стимула для субъектов предпринимательства по регистрации в Единой информационной системе защиты прав потребителей и др. Контактная информация: +7 (7172) 75 06 14, эл. адрес: y.makhsutova@mti.gov.kz Данные консультативные документы размещены 9 сентября т.г. на интернет-портале открытых нормативных правовых актов по ссылке https://legalacts.egov.kz/list?&types[0]=7001, где имеется возможность их комментировать. Также размещено объявление на новостном портале NUR.KZ https://www.nur.kz/preview/1931264/e6768474292ecd92074faeb1ca65ef41c79909aea5c1ba11f8fd090b8cc0f52382f2aaaef8fb9e65d6015a72ef71a2f164601e5c53865533b87063c8a0d88b25/.