Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики проекта закона Республики Казахстан «Об оценки соответствия»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 23/09/2021
Публичное обсуждение до: 14/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 20/10/2021 10:15:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 20/10/2021 13:15:00
Приложенные документы:
Аналитическая база:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

5 октября 2018 года в Послании Президента Республики Казахстан – Елбасы народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» было отмечено, что «сегодня отсутствует целостная политика по защите населения  от некачественных    и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг».

Актуальность повышения качества и безопасности продукции нашла свое отражение и в Предвыборной программе Президента Республики Казахстан К.Токаева «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс».

17 сентября 2019года, в реализацию данной программы, Президент поручил Правительству Казахстана принять комплекс мер по защите внутреннего рынка от некачественной, фальсифицированной, контрабандной и контрафактной продукции, в том числе через улучшение таможенного администрирования и других видов контроля на границе (пункт № 79 Протокола совещания Президента Республики Казахстан).

04 марта 2020 года Президент Республики Казахстан поручил Правительству усилить меры по цифровизации и внедрению цифровых технологий, в рамках развития и реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».

19 мая 2020 года Президент Республики Казахстан К.Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета, отметил, что ведомства стран - участниц должны учесть уроки кризиса и выработать эффективные механизмы взаимодействия, обеспечивающие и безопасность граждан и без барьерное движение товаров между странами.

К.Токаев  отметил, что предложения в рамках ЕАЭС по «гармонизации и унификации» законодательства, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, пока не отвечают принципу разумной достаточности (документ «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»).

В январе – феврале 2021 года на парламентских слушаний на тему: «Экономическое развитие в новых условиях: совершенствование государственной политики и правового регулирования в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Казахстане» и совещаний по их итогам, депутатами  Сената Парламента Республики Казахстан выражена позиция о необходимости внесения изменений и дополнений в части совершенствования законодательства о техническом регулировании, стандартизации, сертификации, а также обеспечения эффективного контроля, надзора и усиления ответственности субъектов бизнеса.

Для отработки этого предложения поддержана позиция необходимости разработки нового закона «Об оценки соответствия» как продолжение реформирования законодательства в области технического регулирования.

Таким образом, учитывая необходимость гармонизации и определения дальнейшего развития данного направления, целесообразно с учетом  опыта и реалий настоящего провести перезапуск регулирования отрасли в целом. на это указывают и вышеуказанные поручения Главы Государства.

Кроме того и обязательства, принятые в рамках ЕАЭС и  международных организаций по оценке соответствия, также требования международного права указывают на  необходимость систематизации подхода в урегулировании проблем и утверждения решений, адаптированных под современные реалии, повышения ответственности участников отрасли перед потребителями, а также дальнейшего совершенствования национального законодательства по обязательствам Республики Казахстан по снятию торговых барьеров в рамках сотрудничества с Всемирной торговой организации.

В настоящее время  проводится работа по замене  ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы»,  идентичный к международному стандарту ИСО/МЭК 17000:2020 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» (ISO/IEC 17000:2020 «Conformity assessment Vocabulary and general principles»).

Данный стандарт определяет общие термины и определения, относящиеся к оценке соответствия, включая аккредитацию органов по оценке соответствия, а также к использованию оценки соответствия в целях содействия торговле.

Стандарт разрабатывается в целях гармонизации нормативной базы с международной, соответственно параллельная разработка законопроекта позволит быстрее адаптировать положения межгостандарт в национальном законодательстве.

Эффект от внедрения стандарта ожидается за счет одинакового подхода к использованию оценки соответствия.

Актуальность проблемы –  «серые» сертификаты.

На рынке подтверждения соответствия на постоянной основе появляются  недобросовестные участники, среди которых большинство посреднические-консультативные организации. Деятельность этих компаний направлена на оформление в короткие срок документов подтверждения соответствия.

Так своей деятельностью они  подвергают риску в реализации на рынке страны потенциально опасной продукции, услуг, при этом также вводят в заблуждение и самих участников рынка, о возможности получения таких услуг без приложения  соответствующих документов и проведения испытаний и анализов.   

Однако есть среди недобросовестных участников и сами аккредитованные органы по оценке соответствия, которые в погоне за прибылью пренебрегают всеми процедурами подтверждения соответствия. Это в особенности характерно в добровольной сфере подтверждения соответствия.

Идентичная ситуация на рынке и в обязательной сфере подтверждения соответствия продукции.

Наиболее эффективным выходом из  сложившейся ситуации рассматривается принятие Закона «Об оценки соответствия», который бы содержал решение на обозначенные проблемы и был продолжением работы по реформированию области технического регулирования и аккредитации в области оценки соответствия.  


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 

п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1.

Неурегулированность

прав и обязанностей участников рынка оценки соответствия.

  1. Отсутствие возможности эффективного контроля, надзора за органами по подтверждению соответствия и лабораториями, в том числе за неаккредитованными органами по аккредитации. 
  2. Отсутствие в отраслевом законодательстве  четкого перечня прав и обязанностей участников отрасли оценки соответствия (органов по оценке соответствия, заявителей при проведении работ по подтверждению соответствия, проведения испытаний лабораториями (центрами) и проведения работ инспекционных органов), в том числе:

1) прав и обязанностей органов по оценке соответствия, согласно  межгосударственным стандартам;

2) положений, устанавливающих очередность и условий обеспечения прослеживаемости процедур оценки соответствия;

3) регламентации критериев оценки соответствия для четкого  определения  правонарушений в области оценки соответствия.

Основная цель Закона «О техническом регулировании» определение правовых основ функционирования государственной системы технического регулирования. И нормы закона не регламентируют деятельность участников отрасли оценки соответствия.

Деятельность органа аккредитации осуществляется на договорной основе с заявителем/субъектом аккредитации. Соответственно отношения между национальным органом по аккредитации и другими субъектами являются гражданско-правовыми. Смешение вопросов частной и публично- правовой ответственности нарушает основные принципы организации казахстанской правовой системы, способствует распространению неадекватного административного режима на участников гражданского оборота.

При этом административные меры взыскания применяются к тем участникам системы аккредитации, которые добровольно заключили договорные отношения с органом по аккредитации. Деятельность остальных участников рынка остается в этом контексте вне правового поля и поддается государственному принуждению уже на более общественно опасном этапе, к примеру, после совершения преступления.

Участие в международных организациях по аккредитации налагает на Республику Казахстан, в лице органа аккредитации, обязательства по постоянному применению международных норм, действие которых направлено на совершенствование национальной системы аккредитации и приведение деятельности казахстанских организаций – субъектов аккредитации в соответствие с актуальной международной практикой.

 

2.

Отсутствие гармонизации и унификации законодательства с международными нормами

 

Несвоевременность  (не оперативность) актуализации законодательства. 

 

 

  1. Отсутствие единого  документа, регулирующего поле деятельности органов оценки соответствия.
  2. Чрезмерная  регламентированность (детализированность) закона «Об аккредитации в области оценки соответствия».
  3. Частые изменения международных требований к участникам рынка вызывают необходимость оперативного реагирования и своевременной актуализации национального законодательства.

Однако, внесение изменений и дополнений в закон – длительная процедура и внесенное изменение может быть уже неактульным к моменту подписания соответствующего закона. В связи с чем, национальное законодательство «отстает» от требований международного отраслевого законодательства.

  1. отсутствие возможностей быстрого и своевременного внедрения нововведений со стороны органа аккредитации приводит к уклонению субъектов аккредитации подчиняться таким требованиям, что вызывает сложности с самими международными организациями, которые выставляют

«несоответствие международным требованиям»  органа по аккредитации

Соблюдение международных требований прямо предписывается уставными и иными организационными документами международных организаций по аккредитации.

Каждый орган по аккредитации, который является подписантом IAF MLA, обязан:

1)         поддерживать соответствие с текущей версией ISO/IEC 17011 «Оценка соответствия – Общие требования к органам, проводящим оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия», а также с документами, содержащими дополнительные требования;

2) признавать компетентность и беспристрастность деятельности по аккредитации органов по оценке соответствия всех остальных подписантов MLA. IAF MLA было построено так, чтобы опираться на существующие и развивающиеся региональные MLA, созданные по всему миру.

Выдаваемый органом аккредитации  аттестат аккредитации предоставляет право субъектам аккредитации – юридическим лицам РК использовать в своей финансово-экономической деятельности документы по оценке соответствия с специальными знаками Международного форума по аккредитации IAF и подписантом Соглашения о многостороннем признании IAF MLA, APLAC MRA, что в свою очередь улучшает возможность экспорта и импорта. Использование указанных знаков подтверждает, что деятельность субъекта аккредитации соответствует международным стандартам и правилам.

Подпункт 6 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О стандартизации» (далее - Закон «О стандартизации») предоставляет право органу по аккредитации внедрять международные требования по аккредитации путем издания стандартов организации.

3.

Негативная тенденция роста количества нарушений субъектами оценки соответствия.

  1. недостаточное урегулирование отношений и взаимодействия между субъектами рынка
  2. несовершенство отраслевого законодательства
  3. отсутствие автоматизированного мониторинга деятельности субъектов

 

 

 

2020 год

органами по подтверждению соответствия отозваны:

 147 сертификатов соответствия РК;

95 сертификатов ЕАЭС;

189 деклараций о соответствии ЕАЭС;

у 8 органов по подтверждению соответствия отозваны аттестаты аккредитации.

 

за 1 полугодие  2021 года органами по подтверждению соответствия отозваны:

 5 сертификатов соответствия РК;

138 сертификатов ЕАЭС;

152 деклараций о соответствии ЕАЭС;

у 3 органов по подтверждению соответствия отозваны аттестаты аккредитации

 

Данные указывают на рост количества ва нарушений.

 

4.

«Серые сертификаты» -  наличие в обороте  поддельных сертификатов, выданных без проведения лабораторных исследований.

  1. Отсутствие контроля над деятельностью неаккредитованных субъектов отрасли
  2. Невозможность и отсутствие правовых оснований для  постоянного мониторинга деятельность неаккредитованных субъектов рынка

 Деятельность субъектов  не прошедшие аккредитации остается в этом контексте вне правового поля и поддается государственному принуждению уже на более общественно опасном этапе, к примеру, после совершения преступления.

 

Деятельность органа аккредитации осуществляется на договорной основе с заявителем/субъектом аккредитации. Соответственно отношения между национальным органом по аккредитации и другими субъектами являются гражданско-правовыми. Смешение вопросов частной и публично- правовой ответственности нарушает основные принципы организации казахстанской правовой системы, способствует распространению неадекватного административного режима на участников гражданского оборота.

При этом административные меры взыскания применяются к тем участникам системы аккредитации, которые добровольно заключили договорные отношения с органом по аккредитации.

Таким образом, это приводит к распространению фальшивых сертификатов и наполнения некачесвтвенных товаров, оказания услуг, не отвечающих требованиям.

 

5.

Неурегулированность работы органов инспекции.

 

 

  1. Отсутствие правовой базы, устанавливающей статус работы органов инспекции, то есть  отсутствует определение, не урегулирован порядок  работы на рынке и др.
  2. Противоречие сложившейся практики работы органов  инспекции (инспекционных органов) законодательству, в частности статье  11 Закона РК «О правовых актах», в части прямого действия НПА.

Всего аккредитованы 6 органов инспекции. Ввиду недостаточной урегулированности деятельности систематически допускаются нарушения, которые приводят к негативным последствиям.

Необходима статистика нарушений Инспекционных органов.

 

6.

Непрозрачность процесса выдачи сертификатов соответствия.

 

Отсутствие непрерывного мониторинга над процессом оформления сертификатов соответствия.

 

Необходимость дальнейшей цифровой трансформации отрасли

 

 

 

  1. Отсутствие контроля на рынке выдачи сертификатов соответствия
  2. Отсутствие цифровых инструментов регулирования процесса
  3. Неэффективность актуальной практики государственного контроля над субъектами оценки соответствия. В свою очередь,   осуществление  мониторинга посредством  информационных систем улучшит ситуацию при оформлении документов соответствия.

Из-за нарушений допускаемых органами оценки соответствия

отозвано аттестатов аккредитации (далее – АА)

за 2019 год

52 аттестата, из них:

5 – в рамках мониторинга:

18 – в рамках инспекционных проверок:

9 – по жалобам и Постановлением суда;

9 – инициатива субъекта (прекращение деятельности);

11 – инициатива субъекта при передаче прав другому субъекту. 

 

За 2020 год

88 аттестата, из них:

11 АА в рамках мониторинга

8 – в рамках инспекционных проверок;

10 – по судебным решениям;

17 – инициатива субъекта (прекращение деятельности);

5 – приостановление по постановлениям по итогам госконтроля;

37 – инициатива субъекта при передаче прав другому субъекту;


 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

п/п

Проблемный вопрос

Предлагаемый вариант решения

Положительные последствия

предлагаемого (-ых) решения (-й)

Негативные последствия предлагаемого (-ых) решения (-й)

1.

Неурегулированность прав и обязанностей участников рынка оценки соответствия

Закон «О техническом регулировании» определяет правовые основы государственной системы технического регулирования.

Нормы Закона касательно участников отрасли оценки соответствия изложены с учетом принципа госконтроля и не регулируют деятельность органов по оценке соответствия и участников рынка.

 

В проекте Закона «Оценка соответствия» предлагается

1) установить перечень прав и обязанностей участников отрасли оценки соответствия (органов по оценке соответствия, заявителей при проведении работ по подтверждению соответствия, проведения испытаний лабораториями (центрами) и проведения работ инспекционных органов), в том числе:

1) прав и обязанностей органов по оценке соответствия, согласно  межгосударственным стандартам;

2) положений, устанавливающих очередность и условий обеспечения прослеживаемости процедур оценки соответствия;

3) регламентации критериев оценки соответствия для четкого  определения  правонарушений в области оценки соответствия

1) Обеспечение систематизации требований к процессам оценки соответствия в части подтверждения соответствия, испытания продукции, проведения работ по оценке соответствия поверочных и калибровочных лабораторий, органов инспекций, а также по валидации и верификации.

2) отражение в одном законе прав и обязанностей всех участников процесса оценка соответствия, начина от государства (госконтроль) завершая заявителями.

Упрощение применения нормативного правового акта 

Отсутствуют

2.

Отсутствие гармонизации и унификации законодательства с международными нормами

 

Несвоевременность  (не оперативность) актуализации законодательства. 

 

Учитывая практику и в целях исключения правовых коллизий предлагается:

  1. объединить единым нормативным правовым актом участников отрасли оценки соответствия.
  2. установить в законе основные и обязательные требования и обязанности к участникам рынка, те нормы, которые подвергаются частому изменению с учетом международных требований утверждать отраслевыми нормативными  правовыми  приказами

 

Адаптирование национального законодательства к международным соглашениям и межгосударственным стандартам положительно отразятся в следующих сферах:

1) содействие в продвижении экспорта казахстанской продукции;

2)         снятие технических барьеров в торговле;

3)         признание протоколов испытаний с сертификатов по принципу «Испытано однажды-признается везде»;

4)         упрощение и ускорение процедуры прохождения товаров через таможенные границы стран;

5)         содействия повышению конкурентной способности товаров путем снижения их себестоимости.

6)         повышения качества продукции.

Синхронизация  законодательства в области оценки соответствия с законодательством стран-членов Евразийского экономического союза, обеспечит беспристрастность и независимость подтверждения оценки соответствия к заявителям и субъектам аккредитации, поспособствует  применению оценки соответствия стандартам, основанным на международном консенсусе, и схем оценки соответствия с целью повышения уровня здравоохранения, безопасности, благополучия, защиты окружающей среды, а также с целью поддержки регулирующих органов и конечных пользователей.

В целях дальнейшего соответствия требованиям международных организаций ILAC (Международная кооперация по аккредитации испытательных лабораторий) и IAF (Международный форум по аккредитации) и для установления равнозначности систем аккредитации процедур и требований, применяемых при аккредитации необходимо гармонизировать НПА по оценке соответствия законодательству стран-участников ILAC и IAF, ЕАЭС и требованиям межгосударственных стандартов ISO/IEC.

 

Отсутствуют

3.

«Серые сертификаты» -  наличие в обороте  поддельных сертификатов, выданных без проведения лабораторных исследований.

Отразить в законе порядок контроля над деятельностью неаккредитованных субъектов отрасли, путем мониторинга их деятельности, в целях недопущения негативного влияния на жизнь общества и уровень экономики

Снижение количества выпуска некачественной продукции и оказания некачественных  услуг на рынке.

Защита населения страны от деятельности недобросовестных участников.

Проведение чистки рынка от организаций, оказывающих посреднические услуги без проведения соответствующих работ.

Отсутствуют

4.

Неурегулированность работы органов инспекции.

Независимые инспекционные органы — это основа беспристрастности, профессионального объединения лиц в отрасли оценки соответствия по признаку единства профиля оценки, для которых характерна сходность оказываемых услуг, технологии, этапа жизненного цикла объектов производства.

Объединение профессиональных экспертов специфичных отраслей — это возможность для создания альтернативной, профильной и состязательной среды в обеспечении достоверности и прозрачности при проведении всего спектра экспертиз, аудитов и заключений. В свою очередь, подобная модернизация отрасли создаст инфраструктуру доверия между бизнесом, государством и обществом, где основной целью является повышение качества жизни людей.

.

Ожидаемый положительный эффект от внедрения инспекционных органов

Обеспечение постоянного контроля для исключения проблем в отраслях, наиболее опасных для жизни человека и окружающей среды (аттракционы, лифты, строительство, техническое состояние автомобилей, механизмов и т.п.):

1) обеспечение полной открытости и беспристрастности проведения инспекций;

2) повышение квалификации проводимых инспекций – компетентное выявление нарушений и рисков;

3) поддержка малого и среднего бизнеса – появление новых субъектов предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест;

4) повышение безопасности продукции и услуг и общее повышение компетентности экспертиз на рынке.

Своевременное выявление и предупреждение нарушений в видах деятельности, представляющих повышенную опасность для населения и окружающей среды

Отсутствуют

5.

Непрозрачность процесса выдачи сертификатов соответствия.

 

Отсутствие непрерывного мониторинга над процессом оформления сертификатов соответствия.

Необходимость  цифровой трансформации отрасли

 

Переход на цифровизацию и автоматизацию процессов оформления сертификатов соответствия и мониторинга деятельности органов по оценке соответствия

 

 

  1.  Исключение «человеческого» фактора при принятии решения
  2.  Снижение барьеров и коррупциогенности отрасли
  3.  Повышение качества проводимых проверок
  4.  Исключение  недобросовествных участников рынка.
  5.  Обеспечение прозрачности деятельности участников отрасли
  6.  Сокращение количество проверок, за счет внедрения процесса непрерывного мониторинга

Отсутствуют


 

Реализация норм законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета, работы по модернизации будут проводиться на счет предусмотренных бюджетных программ.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.

 


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

№ п/п

Целевая группа

Воздействие на целевую группу

(непосредственное/ косвенное)

1.

Субъекты аккредитации

Непосредственно воздействие

Принятие Закона окажет непосредственное влияние на целевую группу, так как некоторые положения будут урегулированы дополнительно, что скажется на непосредственной их деятельности.   

2.

Аккредитованные ассоциации при МТИ  (экспертный совет по вопросам частного предпринимательства)

Косвенное воздействие

Положения законопроекта  непосредственно затронут участников ассоциаций, которые состоят в экспертном совете.  

3.

Неаккредитованные участники отрасли оценки соответствия

Непосредственно воздействие

Нормы  законопроекта  непосредственно затронут неаккредитованных участников рынка

4.

Участники рынка (предприниматели)

Косвенное воздействие

Повысится уровень получаемых услуг, качество товаров и работ.

5.

Государственные органы

Косвенное воздействие

Возможность разгрузить государственный аппарат через возможность передачи определенных  функций государственного контроля в конкурентный рынок.


 

6. Способы уведомления целевых групп

Уведомление целевых групп будет осуществляться посредством:

– портала открытых нормативных актов (е-правительство)

– официального сайта государственного органа – Министерство торговли и интеграции РК, Комитет технического регулирования и метрологии, РГП «Казстандарт», РГП «НЦА»;

– социальных сетей (Телеграм – NCA_KZ_BOT, Инстаграм – NCA.KZ, Телеграм чат – КТРМ/ОПС: Сертификат и декларации соответствия);

– информационной системы (Qoldau – Е-аккредитация, Е-сертификация, E-Cabinet);

– уведомление НПП РК «Атамекен».


 

7. Способ публичного обсуждения

Публичные обсуждения посредством портала «Открытые НПА» в течение 15 рабочих дней.

Публичные слушания с привлечение СМИ,  онлайн трансляцией в социальных сетях, посредством онлайн-конференций.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

1.

Неурегулированность

прав и обязанностей участников рынка оценки соответствия.

 

 

 

Международный опыт по данному вопросу представлен, прежде всего, опытом стран ЕАЭС и Европы, в которых предусматривается отдельное регламентирование деятельности по оценке соответствия от общих требований к сфере технического регулирования.

В Республике Беларусь действует закон «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», в котором содержатся, в том числе, общепринятые международно-правовые положения и требования к процессам оценки соответствия.

В странах Европейского союза основополагающими нормативно-правовыми актами регулируется исключительно деятельность по оценке соответствия прямо имплементируя в правовое поле действия межгосударственных стандартов ISO, принятых в рамках международных организациях по оценке соответствия.

 

Казахстан с момента принятия базовых нормативных-правовых актов (НПА) в сфере оценки соответствия подписал ряд международных соглашений и межгосударственных стандартов и принял обязательство по соответствию к уровню компетенции, последовательности действий и беспристрастности органов по оценке соответствия.

Более того, 20 мая 2016 г. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) принят модельный закон «Об аккредитации в области оценки соответствия»

(далее – Модельный закон), который также требует актуализацию национального законодательства.

В рамках Модельного закона унифицированы нормы, применяемые странами-членами СНГ, в части основных определений в сфере аккредитации, касающиеся единого применения норм в области оценки соответствия, принятий решений, общего определения субъектов, а также иных вопросов аккредитации в области оценки соответствия.

В Грузии основным законодательным актом по оценке соответствия является Закон «О безопасности и свободном обращении продукции» от 8 мая 2012г., который устанавливает основные принципы оценки соответствия продукции и услуг. Указанный закон заменил Закон Грузии «О сертификации товаров и услуг» и включил в себя Закон об оценке соответствия.

С октября 2016 г. в Республике Беларусь действует Закон «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», в который также предусматривает положения Модельного договора и другие международно-правовые акты, составляющими право Евразийского экономического союза.

Оценка соответствия выведена в данном случае как основополагающий базовый закон, согласно которому и происходит регулирование отрасли, то есть обеспечение единой государственной политики в области оценки соответствия, включая требования технического регулирования и стандартизации и другое.

Адаптирование национального законодательства к международным требованиям.

2.

Отсутствие регламентации деятельности органов инспекции.

 

 

 

В международной практике, в частности, в Республике Беларусь, Китае, странах ЕС самостоятельные инспекционные органы являются ключевыми игроками рынка, освобождая тем самым государство от определенных функции.

Инспекционные органы действуют в соответствии с Межгосстандартом IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» и является одним из действенных и перспективных методом оценки соответствия.

Применение в структуре оценки соответствия органов инспекции рассмотрен на примерах США, России, Турции, Узбекистана.

В США действуют следующие формы оценки соответствия:

1. Декларация соответствия поставщика (Suppliers Declaration of Conformity, SDoC);

2. Инспекция (Inspection);

3. Испытания (Testing);

4. Сертификация (Certification).

Декларация соответствия поставщика (SDoC) является одним из способов подтверждения соответствия, что продукция соответствуют стандарту или техническому регламенту.

В США обязанность получения декларации соответствия поставщика возлагается, соответственно, на поставщика продукции. В SDoC поставщик обеспечивает письменное подтверждение соответствия необходимым требованиям стандартов и технических регламентов США. Обычно SDoC имеет форму отдельного документа.

Поставщик может получить SDoC на основании:

1. полученного подтверждения от производителя о надлежащей системе контроля качества;

2. результатов испытаний или инспекции, которые производитель предпринимает сам или доверенное лицо от его имени.

Производитель имеет возможность выбора испытательной лаборатории или орган по инспекции, и его в декларации.

Органы инспекции в США работают в своей выбранной отрасли (Служба инспекции здоровья животных и растений, Служба безопасности и инспекции пищевых продуктов, Иностранная сельскохозяйственная служба).

  В странах ЕАЭС независимые органы инспекции также являются полноправными участниками системы оценки рисков.

На территории России действует порядка 270 организаций, по данным сайта «Росаккредитация». Основные направления: инспекция Федеральной налоговой службы (городские, областные, районные), ветеринарные службы, бюджетные учреждения здравоохранений - центры гигиены, санитарии и эпидемиологии, центры по оценке безопасности труда и окружающей среды, карантинные центры и т.д.

В Республики Беларусь функционирует порядка 30 инспекционных органов, которые подразделяются на типы А, В, С – в зависимости от проводимых работ. 

Инспекционные органы способны обеспечивать достоверность цикла жизнедеятельности товаров, работ и услуг.

В Турции инспекционные органы функционируют на протяжении 15 лет, в частности в направлении инспектирования безопасности автомобильного транспорта и безопасности лифтов.

Министерства имеют полномочия обязывать к аккредитации, наделению полномочиями к обучению лиц и организаций, которые осуществляют инспекционный контроль (первичный, периодический).

Периодические проверки являются обязательными и должны проводиться только аккредитованными инспекционными организациями. Инспекции проводятся ежегодно.

На сегодняшний день в Национальном агентстве «TÜRKAK» зарегистрировано 297 субъектов аккредитации в качестве инспекционных. Процедура аккредитации проводится в соответствии с TS EN ISO/IEC 17020.

По опыту Республики Узбекистан инспекционные органы могут привлекаться при ценовой экспертизе государственных закупках или контрактах, финансируемых за счет государственного бюджета или за счет кредитов (займов), привлеченных Правительством или под его гарантию с целью противодействия недобросовестной практики искажения сведений о стоимости товаров (уверенность, что цена, выставленная поставщиком, отражала настоящую стоимость товаров). Также созданы инспекционные органы по проведению предотгрузочной и/или разгрузочной инспекции. Общее количество инспекционных органов по данным направлениям в Узбекистане – 14 единиц.

В международной практике широко используются услуги таких органов по оценке соответствия, как органы по инспекции. Кроме того, существует еще целый ряд органов по оценке соответствия, требования к которым унифицированы международными стандартами, что позволяет обеспечить взаимное признание результатов их деятельности.

Например, это:

- судебно-криминалистические лаборатории;

- координаторы по сравнительным испытаниям и сличениям;

- производители стандартных образцов и другие.

Органы по сертификации являются структурообразующими организациями и их деятельность связанна с проверкой качества продукции до ее выхода на рынок, при этом потребители и государство вправе рассчитывать на их надлежащую работу.

То есть, постоянный запрос на повышение качества продукции и доверие к результатам оценки соответствия требует выхода новых участников рынка в соответствии с международной практикой.

Инспекционные органы действуют в соответствии с Межгосстандартом IEC 17020 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции».

3.

Непрозрачность процесса выдачи сертификатов соответствия.

 

Отсутствие непрерывного мониторинга над процессом оформления сертификатов соответствия.

 

Необходимость  цифровой трансформации отрасли

 

Все страны-члены APAC ввели и успешно используют элементы цифровизации по оценке соответствия, что в свою очередь повысило эффективность и прозрачность всех процессов. Данное введение напрямую связано с защитой прав потребителей в странах участниках APAC (Asia Pacific Accreditation Cooperation – Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации).

КНР с 2017 года запустило информационную систему по оценке соответствия, которая включает реестры органов по оценке соответствия, документов оценки соответствия и иные сведения для осуществления государственного контроля. По итогам внедрения и по результатам функционирования система позволила усилить прослеживаемость деятельности субъектов аккредитации по проводимым процедурам оценки подтверждения, как со стороны контролирующих органов, так и со стороны потребителей. Потребители получили возможность оценить достоверность документа подтверждения соответствия, сравнив данные из него с реальными действиями субъекта оценки соответствия.

Федеральная государственная информационная система Федеральной службы по аккредитации РФ (далее – ФГИС Росаккредитации)  введена эксплуатацию  в 2013-2014 гг. 

Так, ФГИС предназначена для автоматизации процессов в сфере аккредитации, осуществляемая работниками центрального аппарата и территориальных органов Росаккредитации, аккредитованными лицами, экспертами по аккредитации, экспертными организациями и иными участниками национальной системы аккредитации, повышения качества услуг по аккредитации, а также обеспечения открытости информации в области аккредитации.

Основные задачи ФГИС Росаккредитации:

ведение реестров Росаккредитации, подача заявлений и оказание государственных услуг, в том числе обеспечение взаимодействия между всеми участниками данных процессов;

мониторинг хода оказания государственных услуг Росаккредитации;

проведение государственного федерального контроля деятельности аккредитованных лиц;

публикация сведений реестров Росаккредитации в открытом доступе на официальном сайте Росаккредитации;

предоставление сведений реестров Росаккредитации по запросам по запросам;

интеграция с сервисами ФОИВ (Федеральные органы исполнительной власти) в части получения необходимой информации в рамках оказания государственных услуг и функций Росаккредитации через СМЭВ (Система межедомственного электронного взаимодействия);

формирование статистических и аналитических материалов о результатах деятельности в области аккредитации;

ведение пользователей и управление правами доступа к данным и инструментам ФГИС Росаккредитации и т.п.

В законодательстве РФ, РБ и Республики Армения введены алгоритмы действий по автоматизации процессов оценки соответствия, путем внедрения информационных систем. В частности, в РБ прямо предусмотрена обязанность субъектов аккредитации предоставлять на общедоступных интернет ресурсах данные по протоколам испытаний и сертификатам, выданным по процессам, услугам и продукции, введенной в рыночный оборот. Данный алгоритм позволил уменьшить процент правонарушений в области аккредитации в РБ и, тем самым способствует защите интересов потребителей.

Отдельно необходимо отметить усиление и координацию совместных действий в рамках СНГ по предотвращению и выявлению нарушений субъектов аккредитации на региональном уровне. Введение информационной системы оценки соответствия  будет способствовать совместной работе.

Унификация законодательства по оценке соответствия с другими странами-членами Евразийского экономического союза, обеспечит беспристрастность и независимость подтверждения оценки соответствия к заявителям и органам по оценке соответствия, а также будет способствовать к обеспечению согласованного применения оценки соответствия стандартам, основанным на международном консенсусе, и схем оценки соответствия с целью повышения уровня здравоохранения, безопасности, благополучия, защиты окружающей среды, а также с целью поддержки регулирующих органов и конечных пользователей.

Кроме того, унификация норм в сфере оценке соответствия позволит своевременно и эффективно реагировать на нарушения законодательства в области аккредитации в рамках СНГ и Азиатского региона.

Автоматизация процедуры выдачи сертификатов соответствия, что существенно снизит влияние человеческого фактора и коррупциогенности отрасли.

 

 


 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 

 

п/п

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

1.

Количество органов инспекций – 6

 

10

 

12

 

15

 

20

 

25

2.

Новые направления аккредитации- 3

 

5

 

7

 

9

 

11

 

13

3.

Автоматизация процессов - 40 %

 

50%

 

60%

 

100%

 

 

4.

Ежегодное снижение* количества внеплановых проверок**

 

5%

 

10%

 

10%

 

10%

 

10%

*за счет автоматизации процессов и мониторинга;

**средний показатель за период 2019-2021 – 171.


 

 

Комментарий

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 11/10 - 13:21

Изложенные разработчиком проблемы "серых" сертификатов отрегулированы Законом РК «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года (далее - Закон) и сопутствующим к нему законом, где уже заложены новые подходы к оценке соответствия, такие как, фото- и видеофиксация процесса испытаний, мониторинг деятельности субъектов аккредитации, а также конкретизированы права и обязанности субъектов аккредитации, заявителей и многое другое. Наряду с этим, критерии аккредитации дополнены новым критерием «проводить работы по оценке соответствия в полном объеме и в пределах, утвержденных в области аккредитации». Вместе с тем отмечаем, что контроль над выдачей сертификатов усилен через контроль за продукцией - сертификат подлежит отмене в случае установления повторного несоответствия продукции. ЗРК "О техническом регулировании" регулирует общественные отношения при оценке соответствия, как в обязательной, так и в добровольной сфере и содержит отдельную главу, которая регламентирует формы (декларирования соответствия, сертификации, ОТТС, СБКТС и др.), схемы, объекты оценки соответствия, процедуры оценки соответствия, документы об оценке соответствия, права и обязанности изготовителей, импортеров, уполномоченных изготовителем лиц, продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия и многое другое. При этом, разработчиком в качестве обоснования разработки законопроекта РК "Об оценке соответствия" приводятся уже реализованные/исполненные поручения ГГ, КПМ, предвыборные программы и т.д., к тому же упомянутые поручения Главы Государства не содержат указаний по разработке нового Закона РК «Об оценке соответствия». Согласно подпункту 1) пункта 32 Правил законотворческой работы Правительства РК, утвержденных Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 907, проекты концепции, предусматривающие регламентацию общественных отношений, которые уже достаточно урегулированы действующим законодательством не могут быть одобрены Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. В этой связи НПП РК "Атамекен" категорически возражает против разработки законопроекта РК "Об оценке соответствия".


Прикреплённые файлы:     08,10 ЭЗ каз сопр.(3).docx     письмо МЮ.pdf     прилож 1 к ЭЗ(1).docx     прилож 2 к ЭЗ.docx     прилож 3 к ЭЗ.docx     прилож 4 к ЭЗ.docx     прилож 5 к ЭЗ.docx     ЭЗ рус сопр.(3).docx

15/10 - 16:25

Ответы во вложении.

Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

    1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 04/10 - 13:02

    Заключение ИЗПИ РК


    Прикреплённые файлы:     Заключение КДРП оценка.pdf

    15/10 - 16:32

    Выражаем благодарность за представленное заключение!Предложения будут приняты во внимание.

    МУРЗАШЕВ КАЙРАТ

    1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 23/09 - 13:02

    В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

    14/10 - 13:14

    Благодарим за комментарий! Номера писем: №05-24/8213-и от 27.09.2021г.- НПП «Атамекен» и аккредитованные ассоциации; №05-24/8201-И от 27.09.2021г.- ИЗПИ.

    СУХАНОВ АНДРЕЙ

    Наиболее эффективным выходом из  сложившейся ситуа... посмотреть текст 23/09 - 10:44

    См. предыдущий комментарий.

    14/10 - 13:16

    Благодарим за комментарий!Принято

    СУХАНОВ АНДРЕЙ

    Для отработки этого предложения поддержана позиция... посмотреть текст 23/09 - 10:44

    «Об ОЦЕНКЕ соответствия» (орфография).

    14/10 - 13:12

    Благодарим за комментарий. Принят.