Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценки соответствия»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 23/09/2021
Публичное обсуждение до: 14/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 20/10/2021 10:15:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 20/10/2021 13:15:00
Приложенные документы:
Аналитическая база:
  • Скачать
  • Скачать

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Настоящая Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оценки соответствия» разработана в рамках проекта Закона Республики Казахстан «Об оценке соответствия».

Президент К. Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года отметил необходимость полного раскрытия отечественного промышленного потенциала, указал, что развитие качественно новой национальной индустрии требует обновленную законодательную базу.

Так, рядом государственных органов разрабатываются Национальные проекты развития регулирующей отрасли, направленные на улучшение условий работы, так и оказание поддержки государства.

Соответственно Законопроект отражает вышеуказанные составляющие, предоставив национальной индустрии работать в лучших условиях рынка, что повысит качество выпускаемых продуктов.

Совершенствование отрасли оценки соответствия будет направлено на реализацию предвыборной программы Главы государства, так как это будет продолжением уже начатого процесса модернизации области оценки соответствия и технического регулирования.

В предвыборной программе Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», Правительству поручено принять комплекс мер по защите внутреннего рынка от некачественной, фальсифицированной, контрабандной и контрафактной продукции, в том числе, через улучшение таможенного администрирования и других видов контроля на границе (ветеринарный, фитосанитарный и т.п.)

Более того, Протоколом заседания Премьер-Министра Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года № 5 государственным органам поручено продолжить работы по совершенствованию правовых механизмов развития технического регулирования на законодательном уровне.

Протоколом по итогам совещания у Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года за № 17-/4 поручено подготовить проект закона, предусматривающего совершенствование законодательства в сфере технического регулирования, в части:

1) обеспечения достоверности процедур подтверждения соответствия и аккредитации;

2) обеспечения прослеживаемости продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов;

3) проработки механизма отслеживания выполнения импортерами обязательств по процедуре «условный выпуск»;

4) механизма совершенствования вопросов сертификации товаров и услуг.

Принятый в декабре 2020 года Закон «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) установил основные принципы и положения для развития законодательства по вопросам оценки соответствия.

Более того, участие в международных организациях в области оценки соответствия, членом которых является  Республика Казахстан (Международный  форум по аккредитации IAF, Соглашение о многостороннем признании IAF MLA по аккредитации органов по сертификации системы менеджмента,  полноправное членство Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации PAC, Соглашение  о многостороннем признании PAC, полноправный член Азиатско - Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации лабораторий APLAC и подписантом Соглашения о взаимном признании APLAC MRA) накладывает определенные обязательства и тем самым требует необходимость  приведения национального законодательства в соответствие их условиям и стандартам.

При этом учитывая, что регулирование в области оценки соответствия проходит в соответствии с наднациональной правовой базой Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и со стандартами международных организаций по аккредитации, национальное законодательство нуждается в постоянной модернизации и актуализации. Это поспособствует защите интересов участников отечественного рынка и позволит им освоить на новые рынки, также защитит интересы национальных производителей и потребителей.

Дальнейшее реформирование системы технического регулирования требует переход на новую модель взаимодействия с участниками рынка через повышение статуса деятельности по оценке соответствия путем принятия качественного нового закона «Об оценке соответствия», который включит в себя все регламентирующие понятия и механизмы оценки соответствия как деятельности по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического регулирования. 

Проект закона «Об оценке соответствия» направлен на улучшение качества проведения процедур органов оценки соответствия, через цифровизацию отрасли, мониторинг процессов оценки соответствия в автоматизированном режиме, что позволит проводить работу по прослеживаемости результатов их работы и сокращения допущения нарушений с их стороны. Данное обстоятельство также отразится и на повышении качества производимой отечественной продукции. 

В этой связи, в нормативно-правовые акты по оценке соответствия необходимо внесение изменений и дополнений, в части:

1) усиления идентичности процедур оценки соответствия отечественных и иностранных объектов оценки соответствия;

2) повышение достоверности процедур оценки соответствия импортно-экспортной деятельности участников рынка;

3) усиление противодействия проникновению на рынок недоброкачественной, фальсифицированной, контрафактной продукции.

Кроме того, реализация проекта Закона «Об оценке соответствия» потребует внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов Республики Казахстан для обеспечения системного подхода к решению всех вопросов по определению и развитию национальной системы оценки соответствия.


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

№ п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

В сфере стандартизации                                                                 

1.

Низкое качество и безопасность выпускаемой продукции

Повышение качества и безопасности выпускаемой продукции, создание и внедрение в производство принципиально новых видов техники и материалов тесно связано со стандартизацией, подтверждением соответствия и обеспечением единства измерений. Именно эти три составляющие способны дать инструменты для повышения качества и безопасности продукции, ускоренного внедрения инноваций и серийного производства товара, содержащего передовые технологические решения.

Система стандартизации нуждается в модернизации, одним из основных аспектов которой является повышение роли национального органа по стандартизации для реализации задач по:

1) повышению конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);

2) созданию условий для обеспечения эффективной международной интеграции в области стандартизации и технического регулирования;

3) усилению роли бизнеса в работах по стандартизации;

4) предупреждению действий, вводящих потребителя в заблуждение.

 

Согласно данным Органа аккредитации за 1 полугодие  2021 года органами по подтверждению соответствия отозваны:

 5 сертификатов соответствия РК;

138 сертификатов ЕАЭС;

152 деклараций о соответствии ЕАЭС.

Из вышеуказанных данных можно отметить, что на рынок поступила продукция, не отвечающая установленным требованиям.

Также стоит отметить, что  соответственно некачественно оказаны услуги со стороны органов оценки соответствия.

Эти  действия отражается в целом на системе оценки соответствия и приводит к снижению качества продукции, вводя в заблуждение самих производителей о соответствии выпускаемой ими продукции. Дальнейшая цепочка действий приводит к наполнению рынка некачественным, товарам, снижению конкурентоспособности отечественных товаров.

Более того следует повышать качество оказываемых услуг со стороны органов оценки соответствия. Так как при выявлении нарушений наблюдается и техническая часть ошибок, что приводит системности нарушений.

2.

Отсутствие современных стандартов и стимулирования в их разработке

В определенных сферах существует нехватка отраслевых стандартов, которые в большинстве случаев улучшали бы деятельность самой работы бизнеса и в целом способствовали развитию. Разработкасовременных передовых стандартов необходима в целях экспорта выпускаемой отечественной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья и поспособствует расширению рынков сбыта.

При этом требуется стимулирование бизнеса в разработке этих стандартов, так как, отечественные предприятия лишены возможности разработки стандартов на новые виды продукции из-за дороговизны разработки стандартов, так как необходимо проводить научно-исследовательские работы, лабораторные испытания продукции, отработку технологий, техническое перевооружение для достижения необходимых качественных показателей продукции.

В случае возмещения затрат предприятия смогут разработать стандарты на новые виды продукции, при этом увеличив производство конкурентоспособной отечественной продукции.

Возмещение затрат необходимо для разработки не только национальных стандартов Республики Казахстан, но и межгосударственных стандартов, что позволит отечественным предприятиям выходить на рынки ЕАЭС.

Информация  Казахстанского института стандартизации и метрологии

В сфере метрологии

3.

Низкий уровень финансирования науки и недостаточно эффективное управление научной сферой

Ежегодно в мире осуществляется более 200 миллиардов измерений. Основными задачами метрологической отрасли являются:

1) повышение конкурентоспособности предприятий за счет повышения точности измерений;

2) полноценное метрологическое обслуживание сферы производства, процессов, услуг;

3) развитие инфраструктуры метрологической отрасли, в первую очередь, в сфере научных и прикладных исследований, а также в сфере разработки и внедрения инновационных технологий,

4) постоянное развитие эталонной и испытательной базы Республики Казахстан;

5) повышение качества и безопасности отечественной и ввозимой продукции через инструменты технического регулирования и метрологии.

Данная инфраструктура обеспечивает надёжное и эффективное функционирование систем транспорта и здравоохранения, энергетических и связных комплексов, отраслей промышленности и обороны страны, торговли и ЖКХ, науки и образования и т.д. Признание результатов измерений и испытаний, осуществлённых в какой-либо стране, возможно только при наличии метрологической инфраструктуры, действующей по принятым международным принципам и правилам.

 

Информация Казахстанского института стандартизации и метрологии.

Возрастающая глобализация торговли и возникновение новых, наукоёмких отраслей промышленности будут всё больше и больше зависеть от высокоточных измерений для поддержки своего роста.

Для некоторых целей развития экономики существует различие между научной метрологией (разработка первичных эталонов или первичных методов), промышленной метрологией (надлежащее техническое обслуживание и контроль промышленной измерительной техники, включая калибровку средств измерений и рабочих эталонов) и законодательной метрологией (поверка средства измерений, используемых при коммерческих операциях, в соответствии с критериями, определёнными в технических регламентах).

Помимо целей защиты прав потребителей при юридических сделках, точные измерения, в связанных с качеством вопросах, становятся всё более важными в условиях глобализации производства с работающими на транснациональном уровне компаниями и местными поставщиками по всему миру. 

При этом система и единицы измерений должны быть определены до обсуждения результатов измерения. Необходимость гармонизации и создания эквивалентной международной системы стала очевидной, не только в технических вопросах, но и в сфере международного экономического сотрудничества. 

В связи с вышеизложенным, законопроектом планируется:

1) внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты по научно-техническому развитию, деятельности образовательных учреждений и подготовке технических специалистов в различных отраслях;

2) внедрение норм по повышению точности измерений путем введения требований к обеспечению точности проводимых измерений;

3) регламентация методов и этапов проведения метрологического обслуживания процессов оценки соответствия, в части проведения измерительных работ;

4) введение норм по развитию национальной эталонной базы.

4.

Отсутствие прозрачности принимаемых решений в области науки, особенно касающихся распределения средств государственного бюджета на базовое, программно-целевое и грантовое финансирование

 

Низкое качество материальной базы научно-исследовательских центров и лабораторий


 

 

 

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

 

п/п

Проблемный вопрос

Предлагаемый вариант решения

Положительные последствия

предлагаемого (-ых) решения (-й)

Негативные последствия предлагаемого (-ых) решения (-й)

В сфере стандартизации                                                                  

1.

Низкое качество и безопасность выпускаемой продукции

1. Наделение РГП «КазСтандарт» статуса Национального органа по качеству.

В соответствии со статьей 11 Закона РК «О стандартизации» Национальный орган по стандартизации уже является государственным юридическим лицом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере стандартизации, координацию работ по стандартизации.

 Вместе с тем отмечаем, что Закон РК «О стандартизации» предусматривает требования к продукции путем установления требований в документах по стандартизации.

Законом РК «О стандартизации» пунктом 8) статьи 1 определено понятие «продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях».

Кроме того, пунктом 14) статьи 1 определено, что «стандартизация – деятельность, направленная на обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач».

Таким образом, наделение НОС статусом органа по качеству предусмотрено в пределах законодательства в сфере стандартизации.

Национальный орган по стандартизации будет предназначен для проведения технической политики государства в области стандартизации и метрологии, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Система стандартизации нуждается в модернизации, одним из основных аспектов которой является повышение роли национального органа по стандартизации для реализации задач по:

1) повышению конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);

2) созданию условий для обеспечения эффективной международной интеграции в области стандартизации и технического регулирования;

3) усилению роли бизнеса в работах по стандартизации;

4) предупреждению действий, вводящих потребителя в заблуждение.

.

Учитывая изложенные преимущества негативных последствий не предполагается.

 

 

2.  Закрепление механизма по координации и выработки позиции Казахстана по вопросам технической политики в международных организациях.

Проектом Закона предусматривается законодательное закрепление участия представителей общественных объединений, бизнеса, а также представителей экспертного сообщества в работе комиссий (экспертных группах, рабочих группах, рабочих органов и т.п.) в рамках международных организаций, в том числе на площадке ЕАЭС.

 Повышение роли общественного участия в международных процессах при рассмотрении вопросов, касающихся реализации национальной политики по стандартизации, метрологии, технического регулирования и оценки соответствия в целом обеспечит всестороннее рассмотрение обсуждаемых вопросов, а также предоставит возможность выражать актуальную общественную позицию по социально-экономическому развитию Республики Казахстан.

Данное решение позволит слышать более детально производителей при рассмотрении, принятии решений в сфере производства товаров. Так как непосредственное  знание сферы, специфики отраслей дает большее понимание рынка и представление его дальнейшего развития в целом.

Закрепление механизма на законодательном уровне позволит повысить уровень эффективности принятых документов, путем определения конкретного функционала (участия) представителей бизнес-сообщества. Кроме того, законодательные меры позволят в дальнейшем предусмотреть инструменты стимулирования бизнес структур к активному участию в деятельности технического регулирования, стандартизации и метрологии.

В настоящее время со стороны бизнес структур присутствует «пассивность», в виду отсутствия стимула. Бизнес структуры присоединяются к обсуждению вопросов на конечном этапе, что негативно влияет на решение вопросов в области технического регулирования, стандартизации и метрологии.

Не окажет негативного последствия, так как будет больше заинтересованностии вовлеченности в участии.

 

 

3. Для унификации системы учета и прослеживаемости объектов оценки соответствия (товаров, работ, процессов и услуг) предполагается введение электронной паспортизации объектов оценки соответствия, а также упростить формирование технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам).

Введение электронной паспортизации объектов оценки соответствия позволит упростить формирование технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам).

Норма по введению электронной паспортизации предполагает электронный учет по аналогии с процессом № 35 ЕЭК, в котором отражены все необходимые параметры и сведения в отношении продукции. И не предполагает сокращение или упрощение показателей безопасности продукции.

 

 

 

4. Для обеспечения единства терминологии законопроектом исключается употребление в законодательстве слово «стандарт» в отношении документов, не относящихся к сфере технического регулирования, метрологии и аспектам стандартизации.

 

Понятие «стандарт» определен в нескольких вариантах, к примеру, национальный стандарт, военный стандарт, стандарт организации и т.д.

Норма о не допущении применения понятия «стандарт» предложена прежде всего для единообразного применения и понимая. Например, используя слово «стандарт» в документах используется как «эталон» или «образец», что вводит в заблуждение пользователей документов.

В этой связи, применение слова «стандарт» в отношении документов, не относящихся к сфере технического регулирования, обеспечения единства измерений и стандартизации позволит унифицировать данный термин.

Ввиду большой законодательной базы, в которой применяется данный термин, возможно, приведет к неправильному толкованию самого термина.

Потребуется замена данного термина на другую терминологию, в целях приведения в соответствие законодательством.

 

 

5. Регулирование ссылочных положений в нормативно-правовые акты по стандартизации в соответствии с межгосударственным стандартом.

 

Применение ссылок на стандарты в различных видах актов и документов является общепризнанной международной практикой и рекомендовано ЕЭК ООН (Рекомендации по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования).

Согласно данным рекомендациям, регулирующим органам следует стараться использовать методы «ссылки на стандарты», соответствующие их добровольному характеру, такие, как:

 - указательная ссылка, сохраняющая добровольный характер применения стандарта;

 - лишь в том случае, если использование указательной ссылки считается неприемлемым, регулирующим органам следует использовать исключительную ссылку, которая делает стандарт или части стандарта обязательными.

 Таким образом, Казахстан должен использовать международный подход применения и оформления ссылок на стандарты, упрощающий внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Введение нормы по регулированию ссылочных положений в нормативных правовых актах для обеспечения единых требований к товарам, работам и услугам, а также в целях повышения качества имеет непосредственное отношение к оценке соответствия.

Законодательство в сфере стандартизации предусматривает обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач. Указанные требования реализуются через оценку соответствия, путем проведения соответствующих испытаний (приведенных, как правило, в документах по стандартизации).

Кроме того, обязательные требования, установленные в отношении продукции, реализуются через документы по стандартизации, которые при необходимости претерпевают соответствующие изменения, в том числе и Единый перечень продукции.

Негативные последствия отсутствуют.

 

 

6. В целях обеспечения защиты прав потребителей, а также для создания инфраструктуры системы качества жизни, охватывающей модернизацию нормативно-правовой базы, учета, мониторинга и организации Национального совета по качеству, законопроектом в правовое поле будет введено понятие системы «качество жизни».

На сегодняшний день действует национальный стандарт СТ РК 2725-2015 «Показатели городских услуг и качества жизни».

Стандартом установлены требования во всех сферах, касающихся качества жизни населения, в том числе экономика, образование, энергетика, окружающая среда. 

 

Введение терминов обусловлено необходимостью централизованного подхода, направленного на улучшение качества жизни. На сегодняшний день законодательными актами Республики Казахстан не регламентировано понятие «качество жизни», однако существуют программные документы, в которых в качестве индикатора установлен показатель качества жизни. Приказом председателя Комитета по статистике МНЭ РК от 9 ноября 2016 года утверждена Методика расчета качества жизни, Постановлением Правительства РК № 790 от 29.11.17г. утверждена Система государственного планирования Республики Казахстан (далее – СП). СП предусмотрено содержание программных документов, в том числе целевые индикаторы.  

Повышение качества и безопасности выпускаемой продукции, создание и внедрение в производство принципиально новых видов техники и материалов тесно связано со стандартизацией, подтверждением соответствия  и обеспечением единства измерений. Эти три составляющие позволят создать условия для повышения качества и безопасности продукции, ускоренного внедрения инноваций и серийного производства товара, содержащего передовые технологические решения. Необходимо установить требования во всех сферах, касающихся качества жизни населения, в том числе экономика, образование, энергетика, окружающая среда.

Негативные последствия отсутствуют.

В сфере метрологии

2.

Низкий уровень финансирования науки и недостаточно эффективное управление научной сферой

Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты по научно-техническому развитию, деятельности образовательных учреждений и подготовке технических специалистов в различных отраслях;

 

Внедрение норм по повышению точности измерений путем введения требований к обеспечению точности проводимых измерений;

 

Регламентация методов и этапов проведения метрологического обслуживания процессов оценки соответствия, в части проведения измерительных работ;

 

Введение норм по развитию национальной эталонной базы.

 

Нормы предусматривают повышение эффективности деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку технических специалистов в различных отраслях. Учитывая, что метрология является смежной наукой, она присутствует во всех дисциплинах образовательных программ и направлений.

 

Включение ее основ в другие виды деятельности позволит максимально охватить общими требованиями для повышения точности измерений, путем использования инструментов отраслевых специальностей.

Развитие национальной эталонной базы является одним из самых важных (порой главных) инструментов для технической поддержки всех заинтересованных организаций. Известно, что модернизированные, современные методы в техническом направлении являются основой для повышения качества выпускаемой продукции, процессов и услуг.

Сегодня Казахстан не отвечает всем тем новым техническим требованиям, которые диктуются в мировом сообществе. Одна из причин, это «отставание» от развития технической базы в РК. В погоне за приобретением новейшего оборудования, имеется потребность в повышении знаний специалистов, не только метрологов, но и в целом, технических направлений.

Оценку соответствия проводят специалисты, владеющие прежде всего навыками и знаниями (опытом) технических дисциплин, применения оборудования, расчета неопределенности и т.д. В этой связи, вопрос образовательных учреждений имеет непосредственное отношение к оценке соответствия. 

Негативные последствия не прослеживаются. В целом окажет положительное влияние на смежные отрасли развития.

3.

Отсутствие прозрачности принимаемых решений в области науки, особенно касающихся распределения средств государственного бюджета на базовое, программно-целевое и грантовое финансирование

4.

Низкое качество материальной базы научно-исследовательских центров и лабораторий


Реализация норм законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

№ п/п

Целевая группа

Воздействие на целевую группу

(непосредственное/ косвенное)

1.

Субъекты аккредитации

Непосредственно воздействие

Принятие Закона окажет непосредственное влияние на целевую группу, так как некоторые положения будут урегулированы дополнительно, что скажется на непосредственной их деятельности.   

2.

Аккредитованные ассоциации при МТИ  (экспертный совет по вопросам частного предпринимательства)

Косвенное воздействие

Положения законопроекта  непосредственно затронут участников ассоциаций, которые состоят в экспертном совете.  

3.

Неаккредитованные участники отрасли оценки соответствия

Непосредственно воздействие

Нормы  законопроекта  непосредственно затронут неаккредитованных участников рынка

4.

Население страны

Косвенное воздействие

Повысится уровень получаемых услуг, качество товаров и работ.


 

6. Способы уведомления целевых групп

Уведомление целевых групп будет осуществляться посредством:

– портала открытых нормативных актов (е-правительство)

– официального сайта государственного органа – Министерство торговли и интеграции РК, Комитет технического регулирования и метрологии, РГП «Казстандарт», РГП «НЦА»;

– социальных сетей (Телеграм – NCA_KZ_BOT, Инстаграм – NCA.KZ, Телеграм чат – КТРМ/ОПС: Сертификат и декларации соответствия);

– информационной системы (Qoldau – Е-аккредитация, Е-сертификация, E-Cabinet);

– уведомление НПП РК «Атамекен».


 

7. Способ публичного обсуждения

Публичные обсуждения посредством портала «Открытые НПА» в течение 15 рабочих дней.

Публичные слушания с привлечение СМИ,  онлайн трансляцией в социальных сетях, посредством онлайн-конференций.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

В сфере стандартизации

1.

Повышение качества и безопасности выпускаемой продукции, создание и внедрение в производство принципиально новых видов техники и материалов тесно связано со стандартизацией, подтверждением соответствия и обеспечением единства измерений.

 

Международный опыт в части актуализации законодательства о стандартизации.

Ведение секретариатов Технических комитетов (далее-ТК) национальных органов по стандартизации.

Международная практика в области стандартизации показывает, что в развитых странах Национальные органы по стандартизации ведут полную координацию деятельности технических комитетов, включая ведение секретариатов ТК. Подобная практика присутствует в таких передовых странах, как Испания, Франция, Германия и Великобритания, национальный орган по стандартизации Китая координирует деятельность ТК по стандартизации (ТК по разработке отраслевых стандартов КНР ведут соответствующие государственные органы КНР).

В национальных органах по стандартизации Испании (UNE), Франции (AFNOR), Великобритании (BSI) проектные менеджеры занимаются контролем и координацией работ ТК. Секретари ТК являются работниками UNE, которые обеспечивают организацию работы ТК (организация заседаний ТК, формирование Плана ТК, координация разработки стандартов, достижение консенсуса и т.д.).

В части Национального органа по качеству.

В ФРГ в августе 2006 года создан Национальный Совет по контролю норм (нем. - Nationaler Normenkontrollrat) при ведомстве федерального канцлера с задачей «поддерживать правительство в снижении административных барьеров и в повышении качества в сфере регулирования».

В Китайской Народной Республике создано - Главное Управление по надзору за качеством, инспекции и карантину Китайской Народной Республики (AQSIQ).

Это министерский административный орган, подчиняющийся непосредственно Государственному совету КНР, который отвечает за национальное качество, метрологию, инспекцию товаров при въезде и выезде, состояние здоровья при въезде и выезде. карантин, ввоз-вывоз животных и растений, карантин, импорт-экспорт продуктов питания, сертификация и аккредитация, стандартизация, а также административное правоприменение.

Адаптирование национального законодательства к международным требованиям.

2.

Отсутствие современных стандартов и отсутствие стимулирования в разработке.

В определенных сферах ощущается нехватка отраслевых стандартов, которые в большинстве случаев улучшали бы деятельность самой работы бизнеса и в целом способствовали развитию. Разработкасовременных передовых стандартов необходима в целях экспорта выпускаемой отечественной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья и поспособствует расширению рынков сбыта.

При этом требуется стимулирование бизнеса в разработке этих стандартов, так как, отечественные предприятия лишены возможности разработки стандартов на новые виды продукции из-за дороговизны разработки стандартов, так как необходимо проводить научно-исследовательские работы, лабораторные испытания продукции, отработку технологий, техническое перевооружение для достижения необходимых качественных показателей продукции.

Возмещение затрат необходимо для разработки не только национальных стандартов Республики Казахстан, но и межгосударственных стандартов (ГОСТ), что позволит отечественным предприятиям выходить на рынки ЕАЭС.

В Российской Федерации субсидии предоставляетсяюридическим лицам в размере 75% объема расходов за разработку стандарта.

В целом, возмещение затрат будет являться стимулом для развития малого и среднего бизнеса, разрабатывающих национальные или межгосударственные стандарты.

 

Применение опыта других стран в национальном законодательстве.

В сфере метрологии

3.

 Необходимость актуализации законодательства об единстве измерений

 В 2019 г. подписан Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» в новой редакции. Данный Закон отвечает положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и прилагаемого к нему Протокола о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений, продолжает политику, проводимую в СНГ в этой области, учитывает документы международных организаций по метрологии (Международной организации законодательной метрологии и др.), опыт Европейского союза.

Изменения касаются правил обеспечения метрологической прослеживаемости; установления обязательных метрологических требований к средствам измерений (СИ) и стандартным образцам и их размещения на рынке, хранения и использования; совершенствования сферы законодательной метрологии (СЗМ) и порядка уполномочивания организаций на поверку СИ, используемых в СЗМ; установления требований к государственным поверителям.

В большей степени разграничены полномочия государственной метрологической службы, других юридических лиц (их метрологических служб) и иных субъектов по выполнению работ по обеспечению единства измерений в регулируемой (СЗМ) и нерегулируемой областях.

На сегодняшний день зарубежный опыт опирается на основные требования международного документа Международной организации законодательной метрологии Д 1 «Основные положения для закона по метрологии» законодательная метрология. Согласно которого, сфера государственного регулирования распространяется на положения, касающиеся единиц измерений, результатов измерений (например, применительно к фасованным товарам в упаковках), средств и систем измерений. Этими положениями охватываются законодательные обязательства, относящиеся к результатам измерений и средствам измерений, а также к законодательному контролю, осуществляемому Правительством или по его поручению.

Купля и продажа товаров и услуг включают взвешивание или измерение количества и/или качества продуктов, а также фасованных товаров в упаковках с указанием массы, количества или объема содержимого, равно как и измерения при оказании услуг (например, измерение времени, расстояния).

Обеспечение этой деятельности законами и регламентами, осуществление контроля за измерениями посредством контроля за рынком, развитие и обеспечение инфраструктуры, способной поддерживать точность этих измерений (например, на основе прослеживаемости), играет важную роль в работе государства.

Государственный контроль за фасованными товарами в упаковках при их расфасовке, продаже и импорте, а также за количеством отчуждаемых операций установлен на законодательном уровне в таких странах, как Германия «О единицах измерений и измерительном деле», Молдова «Закон о метрологии», Турция «Об измерениях и калибровке», Украина «О метрологии и метрологической деятельности».

 

 


 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты


№ п/п

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

1.

Возмещение затрат субъектам бизнеса

(%, ежегодно)

 

5%

 

5%

 

5%

 

5%

 

5%

2.

Автоматизация процессов - 40 %

 

50%

 

60%

 

100%

 

 

3.

Вовлечение бизнеса в процесс разработки стандартов

(%, ежегодно)

10%

12%

15%

17%

20%

 

Комментарий

"Ұлттық сараптау және сертификаттау орталығы" акционерлік қоғамы

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 12/10 - 09:31

Опыт стран ЕАЭС показывает, что достаточно внести изменения и дополнения в действующее законодательство с учетом положений Модельного закона, что будет способствовать совершенствованию законодательства, улучшению защиты прав потребителей и повышению качества продукции (услуг) и нет необходимости разрабатывать новый закон.


Прикреплённые файлы:     В НПП по консультативным документам.PDF

15/10 - 16:57

Выражаем благодарность за комментарий.Положения Модельного закона будут учтены при разработке Законопроектов РК "Об оценки соответствия" и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценки соответствия». При этом, данные Законопроекты охватывают более широкий круг вопросов отрасли оценки соответствия, и аккредитация в свою очередь является одним видов оценки соответствия.

"Ұлттық сараптау және сертификаттау орталығы" акционерлік қоғамы

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 11/10 - 18:52

Опыт стран ЕАЭС показывает, что достаточно внести изменения и дополнения в действующее законодательство с учетом положений Модельного закона, что будет способствовать совершенствованию законодательства, улучшению защиты прав потребителей и повышению качества продукции (услуг) и нет необходимости разрабатывать новый закон.


Прикреплённые файлы:     В НПП по консультативным документам.PDF

15/10 - 16:55

Выражаем благодарность за комментарий.Положения Модельного закона будут учтены при разработке Законопроектов РК "Об оценки соответствия" и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оценки соответствия». При этом, данные Законопроекты охватывают более широкий круг вопросов отрасли оценки соответствия, и аккредитация в свою очередь является одним видов оценки соответствия.

"Ұлттық сараптау және сертификаттау орталығы" акционерлік қоғамы

Учитывая изложенные преимущества негативных послед... посмотреть текст 11/10 - 17:42

Законом РК «О стандартизации» от 5 октября 2018 года № 183-VI (далее- Закон) Институт определен Национальным органом по стандартизации. Согласно Закону деятельность Национального органа по стандартизации направлена на осуществление механизма согласованного взаимодействия субъектов национальной системы стандартизации, с целью создания условий для развития конкурентоспособности отечественной продукции, процессов и услуг и свободного их доступа на внутренний и внешний рынки, обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства. В соответствии со статьей 10 Закона «О техническом регулировании» Национальный орган по стандартизации в области технического регулирования участвует только в разработке технических регламентов. В этой связи считаем, не целесообразным наделять РГП «КазСтандарт» статусом Национального органа по качеству, так как КТРМ и региональные Департаменты как уполномоченные лица компетентны осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением требований соответствующих технических регламентов, определенных Правительством Республики Казахстан. Создание Национального органа по качеству может явиться поводом для подмены функций уполномоченного органа в сфере технического регулирования, метрологии и оценки соответствия.

18/10 - 17:42

Благодарим за комментарий. Предложение принимается, будет учтено при формировании проекта Концепции.

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 11/10 - 13:24

Изложенные разработчиком проблемы "серых" сертификатов отрегулированы Законом РК «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года (далее - Закон) и сопутствующим к нему законом, где уже заложены новые подходы к оценке соответствия, такие как, фото- и видеофиксация процесса испытаний, мониторинг деятельности субъектов аккредитации, а также конкретизированы права и обязанности субъектов аккредитации, заявителей и многое другое. Наряду с этим, критерии аккредитации дополнены новым критерием «проводить работы по оценке соответствия в полном объеме и в пределах, утвержденных в области аккредитации». Вместе с тем отмечаем, что контроль над выдачей сертификатов усилен через контроль за продукцией - сертификат подлежит отмене в случае установления повторного несоответствия продукции. ЗРК "О техническом регулировании" регулирует общественные отношения при оценке соответствия, как в обязательной, так и в добровольной сфере и содержит отдельную главу, которая регламентирует формы (декларирования соответствия, сертификации, ОТТС, СБКТС и др.), схемы, объекты оценки соответствия, процедуры оценки соответствия, документы об оценке соответствия, права и обязанности изготовителей, импортеров, уполномоченных изготовителем лиц, продавцов продукции в сфере подтверждения соответствия и многое другое. При этом, разработчиком в качестве обоснования разработки законопроекта РК "Об оценке соответствия" приводятся уже реализованные/исполненные поручения ГГ, КПМ, предвыборные программы и т.д., к тому же упомянутые поручения Главы Государства не содержат указаний по разработке новых законов РК «Об оценке соответствия» и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оценки соответствия". Согласно подпункту 1) пункта 32 Правил законотворческой работы Правительства РК, утвержденных Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 907, проекты концепции, предусматривающие регламентацию общественных отношений, которые уже достаточно урегулированы действующим законодательством не могут быть одобрены Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. В этой связи НПП РК "Атамекен" категорически возражает против разработки законопроекта РК "Об оценке соответствия" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оценки соответствия"


Прикреплённые файлы:     прилож 5 к ЭЗ.docx     ЭЗ рус сопр.(3).docx     08,10 ЭЗ каз сопр.(3).docx     письмо МЮ.pdf     прилож 1 к ЭЗ(1).docx     прилож 2 к ЭЗ.docx     прилож 3 к ЭЗ.docx     прилож 4 к ЭЗ.docx

15/10 - 16:37

Выражаем благодарность за представление экспертных заключений!Ответ во вложении.

Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

    1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 11/10 - 10:58

    Заключение ИЗПИ РК.


    Прикреплённые файлы:     КДРП оценка соответствия.pdf

    15/10 - 16:39

    Выражаем благодарность за представление экспертного заключения!Предложения будут приняты во внимание.

    МУРЗАШЕВ КАЙРАТ

    1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 23/09 - 15:20

    В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

    14/10 - 13:15

    Благодарим за комментарий! Номера писем: №05-24/8213-и от 27.09.2021г.- НПП «Атамекен» и аккредитованные ассоциации; №05-24/8201-И от 27.09.2021г.- ИЗПИ.