Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении определяемых на национальном уровне вкладов Республики Казахстан

Краткое содержание:
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 29/09/2021
Публичное обсуждение до: 06/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

Об утверждении определяемых на национальном уровне вкладов Республики Казахстан

 

 

 

В соответствии с подпунктом 2) статьи 283 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемые определяемые на национальном уровне вклады Республики Казахстан.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                                                         А. Мамин

 

Проект

Обновленный определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) Республики Казахстан в достижение температурной цели Парижского соглашения

Республика Казахстан выражает свою приверженность борьбе с изменением климата и, несмотря на сложные текущие вызовы, приложит максимум усилий для достижения температурной цели Парижского соглашения, последовательно расширяя национальные амбиции в борьбе с изменением климата.

Казахстан намерен до 2060 года достичь углеродной нейтральности. Об этом было объявлено Президентом Республики Казахстан на Саммите климатических амбиций 12.12.2020 года.

Для обновления ОНУВ Республики Казахстан использованы такие инструменты моделирования как TIMES и CGE при непосредственном участии местных и международных моделистов Германии, Италии и Украины. В процесс обновления ОНУВ и разработки Дорожной карты реализации ОНУВ РК на 2022-2025 годы были вовлечены все заинтересованные стороны[1]. Результаты моделирования показали, что Казахстан на данном этапе развития не сможет количественно повысить амбиции по снижению выбросов ПГ. Снижение выбросов парниковых газов на 15% относительно уровня выбросов 1990 года к 31 декабря 2030 года, если учитывать высокую зависимость экономики от ископаемых ресурсов и высокий уровень уязвимости экономики, населения и экосистем к последствиям изменения климата, является для Казахстана весьма амбициозной задачей.

 

Определяемый на национальном уровне вклад

Сторона

Республика Казахстан

Базовый год

1990 год

Период реализации цели

1 января 2022 года – 31 декабря 2030 года

Период реализации цели разделен на три этапа последовательного усиления политик, способствующих снижению выбросов парниковых газов:

I этап:   1 января 2022 – 31 декабря 2022

II этап:  1 января 2023 – 31 декабря 2025

III этап: 1 января 2026 – 31 декабря 2030

Тип цели

Абсолютное сокращение в масштабах всей экономики

Безусловная цель

Снижение выбросов ПГ на 15% к концу периода (в 2030 году) относительно уровня выбросов базового года

Условная цель

Снижение выбросов ПГ на 25% к концу периода (в 2030 году) относительно уровня выбросов базового года при условии дополнительных международных инвестиций, доступа к международному механизму трансферта низкоуглеродных технологий, доступа к грантовой помощи из Зеленого климатического фонда и других фондов.

В первом периоде реализации ОНУВ будет сформирован Банк (портфель) готовых для инвестирования митигационных проектов для внимания инвесторов в соответствии с требованиями IFC.

Охват эмиссий и объем эмиссий

Охват эмиссий – 100%.

Нетто-эмиссии ПГ в 1990 году составляли 386,3 млн. тонн СО2-экв.

В случае применения национальных коэффициентов и других уточнений, объем эмиссий в базовом году может быть пересчитан и опубликован на сайте Секретариата РКИК ООН.

Меры сокращения прямых и косвенных выбросов предусмотрены для всех секторов экономики. Особое внимание направлено на секторы экономики с большим потреблением энергоресурсов и большим потенциалом сокращения выбросов и поглощения.

Текущая структура выбросов

– по секторам МГЭИК

по парниковым газам

по секторам экономики

1. Структура выбросов ПГ по категориям источников выбросов МГЭИК в 2018 году:

Энергетическая деятельность – 82,4%

в том числе:

Сжигание топлива – 70,5%

Летучие эмиссии – 11,9%

Промышленные процессы – 5,6%

Сельское хозяйство – 9,0%

ЗИЗЛХ – 1,3%

Отходы – 1,7%.

2. Структура выбросов по видам ПГ в 2018 году:

CO2 – 80,81%

СН4 – 14,42%

N2O – 4,33%

HFCs – 0,28%

PFCs – 0,16%

SF6 – 0,00054%

NF3 – 0,0%.

3. Структура выбросов ПГ по секторам экономики в 2018 году:

Производство электроэнергии и тепла – 27,3%

Промышленность и строительство – 30,4%, в том числе:

металлургия – 10,5%

добыча и переработка угля – 13,3%

добыча и переработка нефти и газа – 2,5%

прочие сектора промышленности и строительство – 4,2%

Сельское, лесное, рыбное хозяйство – 9,6%

Транспорт – 6,5%

Отходы (коммунальные и промышленные) – 1,7%

Прочие – 18,7% включают:

ПРОЧИЕ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Домохозяйства – 6,4%

ЗИЗЛХ – 1,3% (Примечание: в 1990 году этот сектор поглощал 15,6% выбросов, в 2018 году нетто-эмиссии сектора стали положительные и составили 1,3% национальных выбросов)

Услуги (коммерческие и государственные) – 1%.

ПРОЧЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОПЛИВА – 15,8% включает потребление, которое трудно идентифицировать, требует совершенствования национальной статистики и системы MRV.

Амбициозность и справедливость цели с учетом национальных условий

Нетто-эмиссии ПГ в 2018 году составили 401,9 млн. тонн СО2-экв., что на 4,05% выше базового уровня. В 2030 году нетто-эмиссии Казахстана не должны превысить 328,4 млн. тонн СО2-экв.[2] Это означает, что относительно текущего уровня выбросов Казахстану практически необходимо за 10 лет сократить выбросы более чем на 20%.

Для страны,

  • с малой емкостью внутреннего рынка,
  • с преобладанием энергоемких экспортоориентированных отраслей экономики, которые обеспечивают основные доходы государственного бюджета,
  • с отсутствием выхода к мировому океану,
  • с огромной территорией, где 2/3 ее составляют аридные зоны и только 2,8% площади покрыто водоемами,
  • с низкой плотностью населения (6,8 чел/ кв.км),
  • где 41,3% населения проживает в сельских населенных пунктах с плохо развитой инфраструктурой на территории с резко континентальным климатом, удаленных от промышленных центров,

20%-ное сокращение выбросов за 10 лет является очень амбициозной задачей, требующей сильной политической воли для глубокой инфраструктурной и культурной трансформации, мобилизации огромных инвестиционных ресурсов и укрепления человеческого потенциала.

Казахстан приложит все усилия, чтобы цель была достигнута в срок.

Для реализации ОНУВ Казахстану нужно мобилизовать суммарно 708,3 млрд. долл. США (в ценах 2017 года) до 2030 года, в том числе дополнительная инвестиционная потребность на реализацию мер декарбонизации экономики составляет 293,5 млрд. долл. США, включая необходимость перехода к НДТ, повышения энергоэффективности и строительства новых объектов ВИЭ.

Рисунок 1 – Динамика ВВП Казахстана и инвестиционной потребности до 2030 года, в млрд. долл. США в ценах 2017 года

В результате трансформации:

1. Энергоемкость ВВП до 2030 года должна снизиться на 38,9%.

В разрезе секторов экономики среднегодовой темп повышения энергоэффективности по пятилетним периодам проиллюстрирован на рисунке ниже.

Рисунок 2 – Среднегодовой темп повышения энергоэффективности отраслей экономики по пятилетним периодам, в %% от уровня 2017 года

2. Углеродоемкость ВВП до 2030 года должна снизиться на 41,4%.

Средний коэффициент эмиссии СО2 на 1 кВтч в секторе производства электроэнергии снизится к концу периода на 26,6%.

Рисунок 3 – Изменение общей топливной эффективности в электроэнергетике и коэффициента эмиссии СО2 на единицу произведенной электроэнергии

3. Доля угля в структуре производства электроэнергии снизится с 68,9% до 40,1%. Значительно свернется угледобывающий сектор, соответственно сократятся рабочие места в данном секторе. Угледобывающим регионам необходимо будет оказать помощь для справедливой трансформационной адаптации. Доля ВИЭ с учетом крупных ГЭС в обеспечении покрытия внутреннего спроса на электроэнергию за 10 лет должна вырасти с 11% в 2020 году до 32,7% в 2030 году. Нестабильные возобновляемые источники энергии требуют форсированного введения маневренных мощностей (прежде всего газовых, а также биогазовых). Доля газовых ТЭС вырастет с 20% до 25%. До 2030 года АЭС в Казахстане строиться не будут. Такая трансформация энергетического сектора для Казахстана – очень амбициозная задача.

Рисунок 4 – Динамика выработки электроэнергии до 2030 года (млрд. кВтч) и ее структуры по видам используемых первичных энергоресурсов (%)

4. Ужесточение регулирования выбросов крупных эмиттеров в рамках национальной системы квотирования выбросов ПГ и торговли углеродными единицами (СТВ) приведет к росту цены углеродных единиц с 1,1 долл. США на первом этапе реализации ОНУВ до 50,8 долл. США на третьем этапе.

5. Для стимулирования перехода малых эмиттеров на более чистые энергоносители, будет вводиться углеродный налог на энергоресурсы. Это приведет к значительному повышению стоимости[3] основных топливных ресурсов к 2030 году: 1 тонна угля подорожает на 48,55 долл. США (c 24,36 до 72,91 долл. США), 1 литр бензина – на 0,07 долл. США (с 0,48 до 0,55 долл. США), 1 литр дизельного топлива – на 0,08 долл. США (с 0,60 до 0,68 долл. США), 1000 м3 природного газа на 45,07 долл. США (с 80,92 до 125,99 долл. США).

6. В целом ожидаемый среднегодовой темп роста ВВП может незначительно повыситься за период с 3,41% (в базовом сценарии) до 3,67% (в амбициозном сценарии). Реализация всего комплекса запланированных секторальных и кросс-секторальных мер декарбонизации должна привести к повышению конкурентоспособности казахстанской экономики.

Риски недостижения цели ОНУВ

Существуют эндогенные и экзогенные риски не реализации ОНУВ, которые требуют серьезной проработки и принятия взвешенных и верных политических решений. Это:

  1. Риск нехватки природного газа для декарбонизации энергетики. ОНУВ будет выполнен при наличии достаточных объемов газа для наращивания маневренных мощностей. В случае нехватки природного газа для наращивания маневренных мощностей будет наращиваться более дорогая гидрогенерация, а снижение угольной генерации будет сдерживаться. Есть риск, что воды для новых объектов гидрогенерации может в перспективе не хватать, поскольку около половины речных стоков формируются в вышерасположенных соседних странах, которые увеличивают забор воды. По мере реализации ОНУВ будут выбираться наиболее надежные решения;
  2. Риск социально-политической нестабильности из-за роста цен на топливно-энергетические ресурсы, который обусловлен введением углеродного налога на потребление энергоресурсов;
  3. Влияние пандемии COVID-19, усиливающее эндогенные риски;
  4. Влияние геополитического фактора. Например, то, что Казахстан и Россия находятся в единой экономической зоне, делает уязвимым казахстанскую экономику. Санкции международного сообщества против России ухудшают экономическую ситуацию и инвестиционный климат в Казахстане;
  5. Риск интеграции: С 2025 года запускается Единый электроэнергетический рынок ЕАЭС. Выбросы ПГ в России и др. странах ЕАЭС не регулируются. Удорожание электроэнергии и газа внутри страны могут привести к развалу отечественной электроэнергетики, что в последствии поставит под угрозу энергетическую безопасность страны как в 90-е гг. и может развалить экономику.

Основные политические драйверы, которые позволят достичь цель

Правительство РК будет усиливать:

  • политику регулирования выбросов ПГ через (а) систему квотирования и торговли выбросами ПГ (Cap&Trade) и (б) введение углеродного налога (carbon tax);
  • политику поддержки использования ВИЭ;
  • политику повышения энергоэффективности и энергосбережения;
  • политику рециклирования отходов;
  • политику поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью и низкими выбросами ПГ.

Процесс планирования реализации обновленного ОНУВ

1. 1 сентября 2020 года Президент РК выступил с Посланием к народу Казахстана, в котором поручил Правительству РК в сотрудничестве с научным сообществом и частным сектором разработать пакет предложений по «зеленому росту», который позволит в среднесрочной перспективе заложить основы глубокой декарбонизации национальной экономики.

2. Казахстан намерен достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

3. Казахстан разработал долгосрочную стратегию декарбонизации национальной экономики с вовлечением в процесс разработки всех заинтересованных сторон. При разработке стратегии учитывался обновленный ОНУВ.

4. Дорожная карта реализации обновленного ОНУВ РК на 2022-2025 годы разработана с вовлечением в процесс обсуждения всех заинтересованных сторон. Она включает в себя секторальные и институциональные меры декарбонизации. По каждой мере рассчитан потенциал сокращения выбросов ПГ, инвестиционная потребность с разбивкой по источникам финансирования, сопутствующие эффекты и риски не реализуемости. При этом прописаны меры устранения барьеров (рисков), ответственные госорганы и сроки исполнения. Кроме того, прописаны меры совершенствования национальной системы MRV с ключевыми индикаторами, которые следует отслеживать для инвентаризации парниковых газов и мониторинга прогресса на пути к достижению цели – ОНУВ.

5. Все цели и меры декарбонизации экономики будут интегрированы в действующую иерархичную единую систему государственного планирования (СГП) развития страны.

6. Межведомственная координация реализации Дорожной карты реализации ОНУВ будет осуществляться Проектным офисом реализации ОНУВ через Единую систему проектного управления в СГП, которая представляет собой информационную кросс-платформу «KZ 2050» (Easy Project), которая была запущена в 2020 году и в настоящее время активно поддерживает управление более 5000 проектов.

Информационная кросс-платформа «KZ 2050» значительно упрощает и обеспечивает абсолютную прозрачность межведомственной координации процесса реализации ОНУВ.

К кросс-платформе «KZ 2050» постепенно подключаются все центральные, отраслевые и территориальные органы исполнительной власти в Казахстане. Пользователи (от Премьер-Министра до самого простого специалиста в любом государственном органе) имеют различный уровень доступа к информации и различный уровень ответственности за выполнение заданий. К платформе по мере необходимости подключают внешних стейкхолдеров. В ней предусмотрены опции контроля качества выполнения поставленных задач.

Это – удобный инструмент управления реализацией любых запланированных государственных реформ, утверждённых программ и проектов со всеми атрибутами проектного управления.

7. При поддержке GIZ укрепляется национальный технический и экспертный потенциал по моделированию, анализу и прогнозированию выбросов ПГ, который позволит в дальнейшем регулярно пересматривать национальные и внешние условия развития, и оказывать экспертную поддержку Правительству РК для регулярного обновления ОНУВ с расширением амбиций и совершенствования государственно политики глубокой декарбонизации национальной экономики.

Действующие и актуализируемые документы системы государственного планирования, которые способствуют достижению ОНУВ

1. Стратегия «Казахстан 2050» и Концепция перехода РК к «зеленой экономике» (действующая до 2050 г.) определяют переход Казахстана к низкоуглеродному развитию.

2. Система торговли квотами на выбросы ПГ Казахстана (СТВ) была запущена в 2013 году как первая регулирующая мера для выполнения своих обязательств по смягчению последствий изменения климата. В настоящее время действует четвертый углеродный бюджетный период. Государство обсуждает с операторами установок амбициозный долгосрочный план развития СТВ до 2030 года, который необходим для реализации ОНУВ.

3. В настоящее время актуализируется Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года, которая учитывает необходимость достижения обновленного ОНУВ. Шахтный угольный метан включен в Кодекс о недрах РК как полезное ископаемое, оценка запасов завершилась в 2021 году.

4. Утвержден План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2021-2030 годы, который предусматривает реализацию необходимых мер по:

  • снижению выбросов ПГ в энергетике,
  • переходу к устойчивым методам землепользования и органическому сельскому хозяйству,
  • энергоэффективности и энергосбережению,
  • развитию устойчивого транспорта, инфраструктуры для электромобилей и газовых автомобилей, системы управления транспортными потоками «smart traffic control system»,
  • устойчивому управлению муниципальными отходами.
  • лесоразведению (в следующие пять лет Казахстан высадит два миллиарда деревьев),
  • формированию экологической культуры,
  • другие.

5. С 2018 года в Казахстане внедрен аукционный механизм отбора проектов ВИЭ. Данный механизм пришел на смену фиксированным тарифам, действовавшим до 2018 г., которые на первоначальном этапе позволили запустить сектор ВИЭ в РК. Механизм позволил за короткое время вдвое снизить тарифы на зеленую энергию. https://vie.korem.kz/

6. Центр зеленых финансов Международного финансового центра «Астана» (AIFC GFC, https://gfc.aifc.kz/) отвечает за внедрение зеленых финансовых инструментов в Казахстане и Центральной Азии, продвижение AIFC в качестве хаба зеленых финансов и привлечение зеленых инвестиций в Казахстан. AIFC GFC стал официальным партнером Green Growth Knowledge Partnership (GGKP) – платформы по зеленым финансам. Разработана таксономия зеленых проектов для зеленого инвестирования в экономику Казахстана.

7. Согласно действующему Экологическому кодексу РК, на основе технологического аудита промышленных предприятий разрабатывается казахстанский Справочник НДТ по энергоэффективности (для перехода к выдаче комплексных разрешений на природопользование), который будет основан на методологическом подходе, применяемом в ЕС. Справочник будет регулярно обновляться.

8. Постоянно совершенствуются законы и подзаконные акты, в том числе:

  • Экологический кодекс РК;
  • закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;
  • закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», направленный на более широкое использование возобновляемых источников энергии;
  • другие.

9. Действующие Стратегии, Концепции, законы реализуются через Планы действий и программы развития центральных и местных государственных органов, которые встраиваются в установленную иерархию документов системы государственного планирования (СГП). Для совершенствования межведомственной координации запущена единая информационная кросс-платформа СГП «KZ 2050».

Добровольное сотрудничество согласно статье 6 Парижского соглашения

Казахстан сохраняет возможность участия в механизмах статьи 6 Парижского соглашения. Казахстан надлежащим образом рассмотрит дисконтирование международных единиц для выполнения обязательств, чтобы обеспечить вклад в общее глобальное сокращение выбросов.

Каким образом ОНУВ способствует достижению основной цели Конвенции (статья 2)

По данным The Global Carbon Atlas, вклад Казахстана в глобальные выбросы двуокиси углерода по итогам 2019 года составил 0,86%. По объему выбросов двуокиси углерода Казахстан занял 21-е место среди 221 страны в списке, по выбросам на душу населения – 11-е место, по углеродоёмкости ВВП – 5-е место.

Осознавая реальность и принимая на себя ответственность, Казахстан намерен внести свой вклад в международные усилия по борьбе с изменением климата, стремясь достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Реализация безусловной цели ОНУВ РК, предусматривающая сокращение выбросов парниковых газов на 15% к 2030 г. от базовой линии – весьма сложная задача, требующая:

  • мобилизации инвестиций для инфраструктурной трансформации в неблагоприятных условиях пандемии (COVID-19),
  • усилия для поддержания социально-политической стабильности в условиях, когда начнут повышаться внутренние цены на топливные ресурсы в целях трансформации потребительских (культурных) предпочтений.

Реализация ОНУВ будет способствовать ускоренной декарбонизации экономики, тем самым вносить вклад в достижение основной цели Конвенции. При этом Казахстану важно, чтобы реализация ОНУВ не привела к негативным социально-экономическим последствиям. В последующем в случае эффективной реализации запланированных политик и мер декарбонизации Казахстан сможет количественно повышать амбиции.

Ключевые предположения

 

Парниковые газы

  • Диоксид углерода (СО2);
  • Метан (СН4);
  • Закись азота (N2O);
  • Гидрофторуглероды (HFCs);
  • Перфторуглероды (PFCs);
  • Гексафторид серы (SF6)
  • Трифторид азота (NF3)

 

Потенциал глобального потепления (ПГП)

Значения ПГП, принятые решением 24/CP.19 Конференции Сторон РКИК ООН

 

Методологические подходы для оценки выбросов парниковых газов

Методологические подходы основаны на использовании следующих методик:

  • IPCC 2006 Guidelines;
  • IPCC 2013 Revised Supplementary Methods and Good Practice Guidance Arising from the Kyoto Protocol;
  • IPCC 2013 Wetlands Supplement.

 

Охват секторов

Все сектора МГЭИК, а именно:

  • Энергетическая деятельность,
  • Промышленные процессы,
  • Сельское хозяйство,
  • ЗИЗЛХ,
  • Отходы
  • Прочие

 

 

Адаптация к последствиям изменения климата

Национальные обстоятельства, институциональные механизмы и правовые рамки

В процессе планирования адаптации учитывались следующие национальные обстоятельства Республики Казахстан:

  1. Казахстан - самая большая страна в Центральной Азии и 9-я по величине в мире, с территорией 2724,9 тыс. кв. км.
  2. Климат в Казахстане довольно сухой, с годовым объемом осадков 592 мм и большим разнообразием осадков. Самые высокие уровни осадков наблюдаются в горах, а большая часть территории Казахстана находится в засушливых и полузасушливых зонах. Однако из-за своей обширности страна охватывает практически все климатические зоны, характерные для Центральной Азии: засушливые, полузасушливые, сухие субгумидные, субгумидные и влажные на высоте более 2500 м над уровнем моря.
  3. Средняя температура в Казахстане колеблется от -11,3°C зимой (с минимальной температурой до -40°C) до +21,9°C летом (с максимальной температурой до +54°C).
  4. Ландшафт отличается разнообразием: горы в центральной, восточной и юго-восточной частях страны; пустыни и полупустыни на юго-западе и пустынные степи в сочетании с лесостепью на севере Казахстана.
  5. В настоящее время лесной покров в Казахстане невелик: он составляет 12,9 млн. га или 4,74% территории. Кустарники и защитные насаждения занимают около 10 млн. га, в то время как только 3,3 млн. га покрыты основными древесными породами: хвойные, мягколиственные и твердолиственные широколиственные породы. Значительная часть территории, признанной лесными угодьями, не покрыта лесом, что подтверждается спутниковыми данными, согласно которым лесные массивы Казахстана занимают лишь 1,24% от общей площади страны, или 3,48 млн га. Почти все леса находятся в государственной собственности и охраняются с ограничениями на вырубку. Вырубка основных древесных пород осуществляется на площади 10 тыс. га в год. Согласно официальным статистическим данным, вырубка саксаула и кустарников, зарегистрированная в основном на юге Казахстана, очищает дополнительно около 40 тысяч га в год. С 2015 года рубка саксаула запрещена, а с 2017 года этот запрет был распространен и на торговлю саксаулом.
  6. В стране есть более 7 тысяч рек и около 48 тысяч озер. Озера Балхаш, Алаколь, Зайсан и Тенгиз являются самыми крупными, в то время как Казахстан граничит с Каспийским и Аральским морями. Большинство рек питают Каспийское и Аральское моря, озера Балхаш и Тенгиз. Три основные реки: Иртыш, Есиль и Тобол впадают в Северный ледовитый океан (Карское море). Некоторые крупные реки являются трансграничными.
  7. В Казахстане проживает 18,767 миллионов человек. 59% населения проживает в 88 городах. Остальные 41% населения проживают в сельской местности.

Институциональные механизмы и правовые рамки:

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан с 2019 года отвечает за разработку политики и координацию усилий в области изменения климата. Планирование и реализация климатической политики осуществляется Министерством экологии в сотрудничестве с соответствующими отраслевыми министерствами. Интеграция вопросов изменения климата и адаптации к изменению климата зависит от тесного сотрудничества между министерствами. Требуемая трансформация не будет достигнута без вовлечения местных сообществ, ученых, бизнеса, общественных, молодежных и женских организаций. Адаптационные мероприятия, запланированные правительством, предполагают участие заинтересованных сторон, поддержку местных исполнительных органов областей и городов республиканского значения, а также необходимость включения мер по продвижению гендерного равенства.

Планирование адаптации выиграет от систематических исследований воздействия и климатического моделирования. Изменение климата представляет собой глобальную проблему, но его последствия ощущаются на местном уровне с интенсивностью, отличной от среднемировой. Долгосрочное планирование реагирования на изменение климата и адаптации должно в некоторой степени полагаться на климатические модели, которые предоставляют лицам, принимающим решения, сценарии для содействия выбору соответствующих политик и мер. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять, как физические риски изменения климата повлияют на экономику Казахстана. Механизм реализации планов по адаптации предусматривает также создание на базе действующих организаций системы отраслевых и местных центров для поддержки усилий государственных и местных органов управления в планировании и реализации мер по адаптации к изменению климата.

Механизм мониторинга государственной политики уже существует в Казахстане. Реализация отраслевых политик и мер адаптации будет контролироваться, а ежегодная отчетность будет представляться Министерству экологии, для подготовки международной отчетности.

Воздействия, риски и уязвимости

Республика Казахстан уже испытывает последствия изменения климата.

Средняя температура воздуха в Казахстане значительно выросла за последние 75 лет. Среднегодовая аномалия температуры увеличилась до 2°C, увеличиваясь на 0,28°С каждые 10 лет. В период 1992-2016 гг. повышение составило 1,23°C. Эти цифры демонстрируют, что в Казахстане среднегодовая температура воздуха растет быстрее, чем среднемировая. В нескольких регионах Казахстана наблюдается статистически значимое увеличение количества дней с температурой выше 35°С.

Дальнейшее повышение температуры ожидается в среднем на 1,7-1,9°C к 2030 г., на 2,4-3,1°C к 2050 г., на 3,2-6,0°C к 2100 г. Нижний предел диапазона соответствует сценарию концентраций парниковых газов RCP4.5, а верхний предел - RCP8.5. Другие ключевые факторы стресса, связанные с изменением климата, включают увеличение количества и интенсивности экстремальных погодных явлений (проливной дождь, сильный снегопад, шторм и град), засуху и таяние ледников. Наряду с повышенной концентрацией осадков в зимние месяцы, в стране, вероятно, будет наблюдаться рост числа засух и удлинение периодов засухи в другие сезоны. Даже при увеличении объема осадков в горных районах, более высокие температуры повысят эвапотранспирацию, что приводит к более сухим условиям.

С 2000 года засухи разной степени тяжести уже затрагивают в два из каждых пяти лет более 50% общей площади суши Казахстана. Вероятные последствия включают продолжающееся расширение пустынь и засушливых районов с возможной потерей береговой линии из-за снижения уровня Каспийского моря. С другой стороны, учащение сильных штормов с интенсивными дождями вызовет увеличение частоты речных наводнений, нагонно-отгонных явлений и количества внезапных паводков и селей.

К наиболее серьезным последствиям изменения климата относятся растущий дефицит воды и усиление опустынивания.

Растущая нехватка воды, в том числе из-за трансграничных факторов, и связанная с ней деградация водных экосистем, являются одними из самых актуальных проблем для Казахстана. Большая часть забора воды идет на сельское хозяйство. Казахстан является также крупным поставщиком пшеницы в регионе. Ожидается, что факторы климатического стресса, такие как усиление засухи, изменение режимов стока рек и осадков, повышение температуры и учащение экстремальных погодных явлений, принесут ущерб стране и поставят под угрозу продовольственную безопасность во всем регионе к 2050 г. Высокая засоленность почв уже влияет на пахотные земли и оказывает негативное воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур. Помимо снижения урожайности, повышение температуры и изменение режима выпадения осадков могут привести к вспышкам сельскохозяйственных вредителей и болезней, в том числе трансграничных. Животноводство и традиционные агро-пастбищные системы выпаса также столкнутся со значительными последствиями из-за изменения климата. Источники кормов и пастбища, особенно места выгона, которые уже подвергаются деградации и чрезмерному выпасу, пострадают от опустынивания, засух и штормов. Изменчивость температуры и режима осадков в сочетании с уменьшением доступа к воде может способствовать биологическому стрессу у животных, влиять на рост и репродуктивные особенности и увеличивать распространение инфекционных заболеваний среди домашнего скота. Воздействие изменения климата на сельскохозяйственное производство непропорционально сказывается на благосостоянии различных групп населения. Одной из наиболее уязвимых групп являются сельские женщины, на которых, кроме работы в сельском хозяйстве, традиционно лежит забота о семье и домашняя работа.

Изменение климата также повлияет на доступность воды для питья и санитарии, производство энергии, а также на региональное и трансграничное водное сотрудничество.

Помимо других причин на общественное здоровье повлияют тепловые волны, снижение продовольственной безопасности, ограничение доступа к чистой питьевой воде и распространение трансмиссивных зоонозных заболеваний. Тепловые волны и засухи могут увеличить смертность, особенно среди уязвимых групп, таких как дети и пожилые люди.

Все крупные города Казахстана расположены на берегах крупных рек и поэтому подвержены наводнениям. Городские куполы тепла в конечном итоге обострят все проблемы, связанные с изменением климата, влияющие на здоровье человека. Экстремальные погодные явления, приводящие к наводнениям или оползням, могут представлять серьезную опасность для инфраструктуры, такой как дороги, мосты и здания.

Национальные приоритеты адаптации, стратегии, политики, планы, цели и действия

Национальные приоритеты адаптации:

Приоритеты правительства Казахстана сосредоточены на адаптационных потребностях ключевых секторов, затронутых изменением климата:

  • Сельское хозяйство;
  • Управление водными ресурсами;
  • Лесное хозяйство;
  • Сокращение рисков бедствий.

Стратегии, политики, планы, цели и действия:

  1. Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 г. является долгосрочной основой всех государственных документов планирования, включая стратегические планы министерств и ведомств, а также программы. Одна из стратегических задач государства - переход к низкоуглеродной экономике, ведущий к снижению воздействия изменения климата и сокращению выбросов парниковых газов.
  2. В 2019 г. была разработана новая глава, посвященная адаптации к изменению климата, включенная в Экологический кодекс, в 2021 году.
  3. В 2018 г. Правительство приняло решение обновить свои ОНУВ 2015 г., добавив, среди прочего, компонент по адаптации к изменению климата в процесс национального пересмотра ОНУВ.
  4. 29 июля 2020 г. Правительство Республики Казахстан приняло Постановление № 479 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" на 2021 – 2030 годы» (План мероприятий на 2021-2030 гг.), который согласуется с ОНУВ Казахстана.
  5. С принятием новой редакции Экологического кодекса в 2021 году в стране заложены основы процесса адаптации к изменению климата.
  6. Основная цель главы Экологического кодекса по адаптации заключается в содействии снижению климатических рисков в Казахстане путем повышения устойчивости к изменению климата при одновременном устранении последствий изменения климата, сведения к минимуму климатических рисков и реализации мер, обеспечивающих адаптацию природных экосистем, экономической деятельности и инфраструктуры, защищая общественное здоровье, обеспечивая продовольственную безопасность и доступ к воде. Приоритетность мероприятий по адаптации будет определяться с учетом уязвимости секторов к изменению климата.
  7. Учитывая международные рекомендации для решений, основанных на природных процессах, отраслевое и административно-территориальное планирование в области охраны окружающей среды и изменения климата было дополнено экосистемым/ бассейновым подходом. Для Казахстана такой подход особенно важен, поскольку ограниченные водные ресурсы имеют стратегическое значение и требуют межсекторального и межобластного сотрудничества. Бассейновый подход позволяет также уточнить цели и усилить взаимные связи и синергию секторальных и территориальных программ для адаптации к изменению климата.
  8. Национальная политика по адаптации будет проходить периодический обзор и пересмотр в рамках 5-летнего цикла в соответствии с циклами мониторинга и оценки государственной политики, включая гендерные аспекты, с отражением соответствующих процессов МОВ в рамках РКИК ООН и Парижского соглашения.  Информация, полученная в ходе периодических обзоров, обеспечит обратную связь, необходимую для отслеживания прогресса в реализации и достижении политик и мер. Пересмотр политики и мер по адаптации создаст возможности для улучшения планирования и реализации мер адаптации в соответствии с новейшими достижениями науки и позволит в максимально возможной степени использовать новейшие доступные технологии.
  9. Дорожная карта по реализации ОНУВ до 2025 года содержит раздел по адаптации к изменению климата и определяет эффективные программы по адаптации, проекты, действия и мероприятия, которые также могут способствовать смягчению последствий и снижению уязвимости к изменению климата.

Реализация адаптационных действий и планов

Прогресс и достигнутые результаты:

Казахстан признает важность снижения уязвимости страны к изменению климата и приступает к разработке политик и мер по адаптации к изменению климата. В национальных сообщениях для РКИК ООН изложены возможные сценарии изменения климата с соответствующими предложениями по мерам адаптации для сельского хозяйства, управления водными ресурсами, здравоохранения, защиты экосистем и социально-экономического развития, и в настоящее время такие меры были введены в национальную политику и стали возможны благодаря законодательной базе.

План мероприятий на 2021-2030 гг. содержит ряд мер, связанных с адаптацией к изменению климата, особенно в отношении снижения интенсивности водопользования, трансформации сельского хозяйства, энергоэффективности, модернизации жилищно-коммунальных услуг, развития устойчивого транспорта, а также сохранения экосистем и увеличения лесного покрова. Некоторые из этих мер приносят дополнительные выгоды в других секторах, затронутых изменением климата. Например, лесоразведение, помимо экономических выгод и дополнительных результатов в части смягчения последствий изменения климата, позволит правительству решить проблему эрозии земель, увеличить удержание воды и улучшить качество грунтовых вод. Тепловая модернизация зданий позволит не только сэкономить энергию, но и улучшить качество жизни горожан. Озеленение городов и создание лесных полос вокруг крупнейших городов не только будет способствовать управлению и удержанию грунтовых вод, но и улучшит качество воздуха и создаст приятную среду для жизни горожан.

Включение адаптационных мер в отраслевые и территориальные политики - один из ожидаемых результатов в соответствии с новой главой Экологического кодекса по адаптации.

В Плане мероприятий на 2021-2030 гг. предусмотрена отдельная «Дорожная карта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Республике Казахстан на 2022-2026 гг.».

Сотрудничество по повышению адаптации на национальном, региональном и международном уровне

  1. Реализация Плана мероприятий на 2021-2030 гг. координируется Министерством экологии, геологии и природных ресурсов.
  2. Постоянный координационный механизм для включения адаптационной политики и мер в отраслевые и территориальные политики будет следовать каналам существующего правительственного координационного механизма, связывая Министерство экологии, геологии и природных ресурсов с другими министерствами, отвечающими за национальное планирование, финансы и развитие, сельское хозяйство, лесное хозяйство, энергетику, здравоохранение и образование.
  3. Региональное и международное сотрудничество осуществляется в рамках проектов международных финансовых институтов.

Барьеры, вызовы и пробелы

Существующие пробелы и барьеры для планирования, мониторинга и отчетности по адаптации к изменению климата в Казахстане включают недостаточную институциональную и техническую поддержку для включения адаптации в отраслевые и местные планы развития, отсутствие межведомственной и межрегиональной платформы для обсуждения вопросов адаптации, отсутствие инвентаризации существующей климатической информации в сочетании с фрагментированными и устаревшими оценками уязвимости, острая необходимость в гармонизации методов сбора, анализа и документации, связанных с климатическими данными, отсутствие необходимого обученного персонала (численность и опыт) для достижения целей адаптации. Эти пробелы и препятствия будут устраняться в ходе реализации положений Экологического кодекса и в процессе осуществления принятых программ и планов.

Мониторинг и оценка

Система ежегодного мониторинга и отчетности о реализации Плана мероприятий на 2021-2030 гг. установлена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 г. № 479 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" на 2021 – 2030 годы».

Аналогичный механизм будет создан для мониторинга реализации Дорожной карты по реализации ОНУВ, когда она будет принята.

Оценка реализации Дорожной карты по реализации ОНУВ будет завершаться подведением итогов каждые пять лет, что позволит скорректировать планирование и реализацию дальнейших мер. Успех реализации будет оцениваться по набору показателей, установленных для каждого сектора. Помимо отчетов, представляемых органами государственного управления на ежегодной основе, по возможности будут использоваться научные данные.

Действия по адаптации и планы экономической диверсификации, в том числе те, которые приводят к сопутствующим выгодам от смягчения последствий изменения климата

Некоторые действия уже запланированы в Плане мероприятий на 2021–2030 гг., не дожидаясь будущих принятий ОНУВ.

Сельское хозяйство:

Меры, уже частично предпринятые в сельскохозяйственном секторе, включают диверсификацию сельскохозяйственных культур, постепенный отказ от водоемких культур, переход на водосберегающие технологии, модернизацию капельного орошения и соответствующей инфраструктуры с учетом гипотетического изменения и перераспределения речного стока за год, переход к современному органическому земледелию и более эффективное управление почвами для поддержания содержания углерода, изменение кормов для животных с целью сокращения выбросов метана от крупного рогатого скота и предотвращение чрезмерного выпаса, ответственное управление и охрана пастбищ. Одним из запланированных мероприятий является проведение агроклиматического оценочного зонирования территории республики с учетом наблюдаемых изменений условий выращивания сельскохозяйственных культур.

Управление водными ресурсами:

В целях улучшения управления водными ресурсами и водопользования при обеспечении стабильного водоснабжения Казахстан внедряет бассейновое управление и принципы ИУВР, приступил к реализации проектов по увеличению охвата населения очисткой сточных вод в городах, проектов по реализации мероприятий по снижению потерь воды при транспортировке в сетях водоснабжения, строительству водохранилищ и накопительных водохранилищ для сбора избыточных осадков, модернизации и реконструкции водоканалов и гидротехнических сооружений, внедрению современных методов орошения и современных водосберегающих технологий, популяризации использования капельного орошения, повышения эффективности водопользования в промышленности, по переходу на менее водоемкие культуры в сельском хозяйстве. Правительство планирует улучшить механизмы стимулирования внедрения водосберегающих технологий в промышленности, сельском хозяйстве и жилищном секторе.

Стремление к экономии воды повлияет на производство энергии. Обычные электростанции охлаждаются водой, где в процессе используется большой объем воды. Развитие возобновляемых источников энергии также снизит потребление воды и повысит эффективность ее использования, снизит нагрузку на водные ресурсы и тем самым посодействует адаптации.

Лесное хозяйство:

Казахстан обязался восстановить не менее 1,5 млн га деградированных земель за счет лесоразведения и лесовосстановления до 2030 г. в рамках Боннского вызова.

Лесоразведение на площади не менее 1,5 млн га деградированных земель в рамках Боннского вызова принесет существенные выгоды для смягчения последствий изменения климата. Помимо беспрецедентного увеличения поглощения углерода, программы лесоразведения будут поддерживать проекты восстановления земель, преобразовывать непродуктивные земли в лесные угодья, восстанавливать поврежденные ландшафты и создавать рабочие места в устойчивом лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Результаты смягчения последствий изменения климата за счет лесовозобновления и лесоразведения в рамках трех различных сценариев до 2030 г. были смоделированы с использованием программного обеспечения CBM-CFS3 (модель углеродного бюджета лесного сектора Канады) для Казахстана. В течение первых трех лет (после посадки) каждый гектар хвойных, мягколиственных или твердолиственных пород деревьев поглощает в среднем 1 тонну углерода в год, что эквивалентно 3,67 тоннам CO2 в год на гектар при отсутствии факторов беспокойства. Однако позже этот показатель снижается до 0,7 т углерода в год на гектар леса. Это можно объяснить старением леса, которое приводит к снижению поглощения углекислого газа. 25-летний срок службы коммерческих лесов обеспечит стране адаптационные выгоды (удержание воды, древесина для строительства и т. д.), а также увеличит поглотители углерода, компенсируя антропогенные выбросы, которые не могут быть смягчены или сокращены другими способами.

В целях увеличения лесного покрова в период 2022-2030 гг. правительство планирует усовершенствовать. механизм поддержки, стимулирующий создание частных промышленных плантаций и лесных питомников, а также реализацию пилотных проектов в этой области при поддержке государственно-частного партнерства.  Планируются дальнейшие меры по защите лесов. В 2020 году принят Общенациональный план действий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий”. В соответствии с Планом необходимо обеспечить посадку в течение пяти лет более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов в населенных пунктах, что согласуется с целями Боннского вызова.

Снижение риска бедствий:

Изменение климата негативно скажется на сельском хозяйстве и водных ресурсах, экосистемах и здоровье населения в Казахстане. Однако именно ожидаемое увеличение частоты стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в дополнение к медленным событиям потребует мобилизации правительственной реакции и усиления компонента снижения риска бедствий в процессе планирования и осуществления адаптации. С момента принятия Казахстаном Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий (2015-2030 годы) был достигнут прогресс в осуществлении мероприятий, согласованных с четырьмя приоритетами Сендайской рамочной программы. Законодательная и институциональная структура, связанная со снижением риска бедствий, позволит обеспечить комплексный учет вопросов адаптации к изменению климата и управления рисками как на национальном, так и на субнациональном уровнях с привлечением заинтересованных сторон, таких как уязвимые общины и молодежь, с учетом гендерных соображений и расширения сотрудничества на региональном уровне через Центр по чрезвычайным ситуациям и уменьшению опасности бедствий, созданный в Алматы в 2016 году и обслуживающий Казахстан и его соседей – Кыргызстан и Афганистан.

Трансграничное сотрудничество с соседними странами:

В рамках Плана мероприятий на 2021-2030 гг. будут разработана Центрально-Азиатская региональная программа по адаптации к изменению климата, реализованы соглашения об охране качества воды, а также о совместном использовании и охране трансграничных рек.

Просвещение и повышение осведомленности:

В Плане мероприятий на 2021-2030 гг. предусмотрено отдельное направление работы, касающееся просвещения и повышения осведомленности населения Казахстана. Будут выработаны действия по популяризации зеленых политик и мер посредством публикаций, повышения осведомленности за счет целевого информирования бизнес-сообщества, разъяснения правил и принципов зеленой экономики и награждения за высокие результаты и достижения специальными отраслевыми наградами.

Элементы снижения риска бедствий уже включены в школьную программу. Программы просвещения и повышения осведомленности будут в дальнейшим разработаны как один из компонентов Концепции низкоуглеродного развития РК.

Какой вклад действия по адаптации вносят в другие международные рамочные структуры и/ или конвенции?

Реализация Плана будет способствовать достижению ЦУР, Боннскому вызову по лесам, Сендайской рамочной программе действий по снижению риска бедствий.

Государственная политика РК в области адаптации к изменению климата также будет решать проблему потери биоразнообразия, отражая принципы и цели Конвенции ООН о биологическом разнообразии, а также Конвенции по борьбе с опустыниванием.

Действия по адаптации с учетом гендерных факторов (и традиционных знаний/ знаний местного населения/ коренных народов)

Роль женщин в адаптации методов ведения сельского хозяйства к изменению климата, участие в процессах принятия решений, планирования и реализации проектов повышения осведомленности и изменения общественного поведения в сторону более ответственного использования воды и энергии, понимании климатических рисков и других выявленных проблемах будут отражены в соответствующих государственных программах по приоритетным для адаптации к изменению климата сферам государственного управления.

 

 

[1] Технический отчет об оценке потенциала сокращения парниковых газов с учетом национальных условий, Резюме для политиков и Дорожная карта реализации ОНУВ на 2022-2025 гг. доступны по ссылке (здесь будет указана страница на сайте АО «Жасыл даму» или Министерства экологии, геологии и природных ресурсов).

[2] В случае применения национальных коэффициентов и других уточнений, объемы эмиссий в базовом году и соответственно цель 2030 года в абсолютных единицах измерения могут быть пересчитаны и опубликованы на сайте Секретариата РКИК ООН.

[3] к индикативному росту оптовой цены

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Об утверждении определяемых на национальном уровне... посмотреть текст 30/09 - 14:03 / Подписаться

Срок публичного обсуждения проектов на интернет-портале открытых НПА не может быть менее десяти рабочих дней (см. часть вторую пункта 2 статьи 20 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»). Т.е. в данном случае имеет место нарушение законодательно установленного срока публичного обсуждения проекта НПА.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

В соответствии с подпунктом 2) статьи 283 Экологич... посмотреть текст 30/09 - 14:00 / Подписаться

«При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется.» (часть третья пункта 5 статьи 25 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).