Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 01/10/2021
Публичное обсуждение до: 15/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/10/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/10/2021 18:30:00
Приложенные документы:

Консультативный документ регуляторной политики

по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств

 

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:

Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики является пункт 18 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:

 

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1

Низкий уровень доходов и высокая степень безработицы сельских жителей,

ухудшение санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов (далее – СНП) и экологии вокруг них, ветеринарной безопасности, деградация почв,

низкая степень достоверности результатов деятельности личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ)

Отсутствие отдельного законодательного акта по определению статуса ЛПХ;

Отсутствие механизмов и мер государственного регулирования деятельности ЛПХ;

Отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей ЛПХ;

Отсутствие компетенции государственных органов по регулированию деятельности ЛПХ;

Отсутствие инфраструктуры сельскохозяйственного производства, приводящие к ограниченному доступу ЛПХ к рынкам сбыта произведенной сельхозпродукции, приобретению товарно-материальных ценностей по завышенным ценам и некачественных сервисных услуг по

ветеринарии, механизации, кормопроизводству, мелиорации и т.д.

 

По данным БНС АСПИР РК насчитывается 1 636,2 тыс. ЛПХ, которые по итогам 2020 года произвели сельскохозяйственную продукцию на общую сумму 2,6 трлн. тенге, внося весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В настоящее время 41,5% от общего объема валовой продукции отрасли приходится на долю ЛПХ. Кроме того, в ЛПХ занято более 3,5 млн. сельских жителей, которые относятся к категории людей с низким уровнем доходности.

При этом, ЛПХ не имеют доступа к современным методам производства, их огромный биологический актив не вовлечен в технологические процессы и их потенциальные возможности не раскрыты. Не имея доступа к мерам государственной поддержки они вынуждены вести неравную конкуренцию с организованными хозяйствами на внутреннем рынке продовольственных товаров. Отсутствие четкой регламентации ведения хозяйственной деятельности ЛПХ привело к тому, что сегодня создалась неблагоприятная экологическая обстановка и неудовлетворительная эпизоотическая и санитарная ситуация не только в самих населенных пунктах, но и вокруг них. Нехватка пастбищных угодий вокруг населенных пунктов и их высокий уровень деградации на сегодняшний день стали причиной роста количества протестного электората среди самой политически пассивной и консервативной части населения страны, чем все чаще стали пользоваться оппозиционно настроенные деструктивные элементы.

В то же время низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ в значительной мере влияет на адекватность разработки государственной политики по развитию аграрного сектора экономики и сельских территорий.

Сельские жители не в полной мере имеют возможности для накопления на своих индивидуальных счетах ЕНПФ, ГФСС и ОСМС, что в свою очередь, значительно снижает уровень их социальной защищенности.

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Видения разработчика.

Необходимо определить правовые, организационные и экономические основы деятельности ЛПХ, принципы и механизмы государственного регулирования и поддержки их деятельности.

В совокупности законопроект будет направлен на укрепление продовольственной безопасности страны и решение социальных проблем сельского населения.

Возможные положительные последствия:

Принятие данного законопроекта позволит урегулировать отношения, возникающие при ведении ЛПХ, обеспечить рациональное использование земель сельских населенных пунктов и сельхозназначения, а также открыть путь для доступа ЛПХ к мерам господдержки. Но самое важное будет создана основа для развития кооперации на селе, вовлечения огромного биологического актива сельских жителей в современные технологии и за счет этого без больших капитальных вложений добиться роста его нераскрытого потенциала по повышению продуктивности скота и  качества продукции.

Возможные негативные последствия:

В законопроекте предполагается ввести норму регулирования численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства. Это может вызвать недовольство отдельной части населения, которое может поддерживаться и подогреваться оппозиционно настроенными лицами. Однако, эта проблема может быть решена путем проведения соответствующей разъяснительной работы среди населения.

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив):

Альтернативным вариантом решения проблемы является стимулирование ЛПХ с целью превращения их в категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей с выходом за пределы населенного пункта.

Оценка последствий:

При таком варианте, во-первых, абсолютное большинство ЛПХ не имеют физических возможностей для самостоятельного ведения хозяйства в качестве крестьянского хозяйства или юридического лица, что не даст желаемого эффекта по повышению дохода и соответственно жизненного уровня сельских жителей, во-вторых, такая мера будет крайне затратным для бюджета из-за необходимости создавать производственную инфраструктуру для каждого желающего в случае их массового появления.

 

5. Целевые группы для публичного обсуждения:

  • ЛПХ – для которых решение вопросов по определению четкого понятия ЛПХ, правового режима ЛПХ, а также их правового положения имеет непосредственное воздействие.
  • Жители села – которые не содержат скот, но появление и функционирование кооперативов могут вызвать у них интерес для создания и ведения ЛПХ.
  • Крестьянские и фермерские хозяйства – решение вопросов по определению четкого понятия личного подсобного хозяйства, правового режима личного подсобного хозяйства, а также их правового положения имеет косвенное воздействие на данную целевую группу;
  • Местные исполнительные органы – которые призваны выступать организаторами кооперативного движения на местах, проводить разъяснительную работу среди ЛПХ, решить вопросы выделения земельных участков и оказывать содействие в кадровом обеспечении кооперативов.

 

6. Способы уведомления целевых групп:

1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет – ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;

3) публикация объявления в СМИ;

 

7. Способ публичного обсуждения:

Планируется размещения Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения. Кроме того, планируется проведение публичного слушания.  

 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:

 

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

1

В Казахстане, благодаря ЛПХ, сохраняется стимул для жизни в сельской местности, где проживает порядка
41,5% населения республики. Характерной особенностью агропродовольственного комплекса Казахстана в период рыночных реформ является высокий удельный вес ЛПХ населения в производстве продукции сельского хозяйства, и в настоящее время они являются основными производителями мяса, молока, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, картофеля.

 

Как показал обзор нормативной правовой базы стран СНГ, только в законодательстве Республики Казахстан отсутствует Закон «О личных подсобных хозяйствах».

Так, были изучены законодательства Российской Федерации, Республик Беларусь и Украины.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон РФ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами ЛПХ.

Правовое регулирование ведения гражданами ЛПХ осуществляется Конституцией Российской Федерации, этим Законом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон РФ состоит из 11 статей, в которых регулируются права граждан на ведение ЛПХ, наделение их земельными участками и их целевое использование, государственная и иная поддержка и др.

Немаловажным моментом Закона РФ является регулирование по максимальному размеру общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Максимальный размер земельного участка устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон РБ) отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь ЛПХ и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются настоящим Законом РБ, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Закон РБ состоит из 13 статей, которые регулируют сферу деятельности Закона РБ, учёт личных крестьянских хозяйств, выделение земельных участков  и др.

 

Необходимо определить правовые, организационные и экономические основы деятельности ЛПХ, принципы и механизмы государственного регулирования и поддержки их деятельности

 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:

 

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

1

Повышение среднедушевого дохода сельского населения

5%

10%

20%

50%

80%

2

Снижение количества получателей АСП в сельской местности

3%

8%

15%

25%

50%

3

Обеспечение земельными  угодьями для решения проблем с пастбищами и кормами скота ЛПХ

4%

8%

24%

48%

100%

4

Повышение продуктивности скота ЛПХ (надои и привесы) за счет вовлечения в современные технологические процессы

10%

20%

30%

40%

50%

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

Консультативный документ регуляторной политики... посмотреть текст 01/11 - 16:10

Заключение Института законодательства и правовой информации РК


Прикреплённые файлы:     Заключение ЛПХ.pdf

05/11 - 19:53

Принято, с учетом Ваших замечаний Законопроект будет доработан

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

Консультативный документ регуляторной политики... посмотреть текст 04/10 - 14:59

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

18/10 - 10:12

В связи со сжатостью сроков принятия данного Законопроекта, данный документ был отработан и получил положительное заключение Министерства Юстиции Республики Казахстан. Вместе с тем сообщаем, что уведомительные письма были направлены в НПП Атамекен, экспертный совет и общественый совет при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан.

Приложенные документы:
  • Скачать
  • ГАЙЛАМАЗЯН ВЛАДИМИР

    При таком варианте, во-первых, абсолютное большинс... посмотреть текст 03/10 - 21:45

    Для того, чтобы в сельском хозяйстве Казахстана что-то изменилось нужно менять земельное законодательство. Нужно от деклараций перейти к деятельности: до тех пор пока нагрузка на пастбище будет составлять 20% от норматива никакой эффективности в пастбищном животноводстве не будет. 1) Необходимо установить нагрузку не менее 75% от норматива. 2) Необходимо справедливое распределение сенокосов, что возможно только при участии сельского сообщества. 3) Необходимо выделить в отдельную категорию сенокосные угодья в количестве необходимом для производства требующегося объема грубых кормов, в том числе для ЛПХ.

    18/10 - 10:10

    Норматив нагрузки на пастбище установлен на основе научных исследований. Для его изменения нужно знать степень деградации конкретного пастбищного участка. В проекте Закона такая возможность предоставлена местным органом государственного управления, которые на основе ветеринарно-санитарных нормативов содержания животных в помещениях и нормативов нагрузки на пастбище, отведенных для нужд ЛПХ, должны устанавливать нормативы содержания скота в пределах населенных пунктов с учетом особенностей местных условий. Если на землях населенных пунктов есть естественные сенокосы, то распределение их среди ЛПХ, имеющих возможность заготовить там сено, должно осуществляться органами местного государственного управления с учетом мнения местного сообщества. К сожалению, в настоящее время практически повсеместно таких сенокосных угодий нет на землях сельских населенных пунктов. Выделение сенокосов на отдаленных участках земель запаса или спецземфонда в большинстве случаев для ЛПХ будет неприемлимым, в связи с чем Законопроект предусматривает решить эту проблему в рамках кооперации ЛПХ, отводя данным кооперативам сенокосы.

    Приложенные документы:
  • Скачать
  •