Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан»

Краткое содержание: Концепция
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 04/10/2021
Публичное обсуждение до: 22/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 25/10/2021 09:40:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/10/2021 12:00:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» (далее – проект Закона).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Проект Закона разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», озвученного 1 сентября 2020 года, где отражены необходимые меры по развитию местного самоуправления, в том числе с усилением его финансовой самостоятельности. Поручение по разработке данного законопроекта также озвучено Главой государства на пятом заседании Национального совета общественного доверия (согласно пункту 21 «Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении» плана мероприятий).

Вместе с тем, построение эффективной системы местного самоуправления декларировано в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732, в целях обеспечения эффективного решения вопросов на местном уровне.

Кроме того, необходимость развития и повышения самостоятельности местных сообществ отмечена в Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636. 

В настоящее время, действующая система государственного управления в Казахстане требует более ускоренного развития в части вовлечения граждан в процесс принятия решений, а также самостоятельное решение вопросов местного значения. Ускоренность данного процесса будет отвечать сложившимся ожиданием граждан быть вовлеченными в принятие наиболее важных вопросов на местах.

Следует отметить, что в Республике Казахстан уже сформирована и развивается собственная модель местного самоуправления, основанная на следующих базовых моментах:

1) совмещение региональными и местными представительными и исполнительными органами власти функций и полномочий государственного управления и самоуправления;

2) участие граждан как членов местных сообществ в решении вопросов местного значения непосредственно или через выборные органы.

Становление местного самоуправления как многоэтапного процесса, связанного с развитием институтов государства и гражданского общества, было отражено в Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438.

В рамках реализации данной Концепции (в 2013-2020 годы) были достигнуты следующие результаты:

1. Организованы органы местного самоуправления в городах районного значения, сельских округах, поселках и селах, не входящих в состав сельского округа (далее – сельские округа), регламентированы порядок формирования, проведения собраний и сходов местных сообществ, а также их полномочия;

2. Введена выборность акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов маслихатами соответствующих районов и городов областного значения;

3. Созданы территориальные советы местного самоуправления в качестве консультативно-совещательных органов по вопросам взаимодействия с населением при акиматах столицы, городов республиканского и областного значения;

4. Принят комплекс мер, направленных на оптимизацию и укрепление институциональных и экономических основ местного самоуправления;

5. Внедрены самостоятельный бюджет и коммунальная собственность местного самоуправления.

В рамках проекта Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2030 года предусмотрены меры по развитию местного самоуправления, а именно:

1. Начиная со второго полугодия 2021 года введены прямые выборы акима города районного значения, поселка, села, сельского округа. Данная реформа предоставит гражданам право самим избирать своего акима и усилит доверие к местной власти.

2. Дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления.

3. Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан.

Будут приняты меры по поэтапному разграничению полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления путем расширения имущественных прав, и увеличения доходов бюджетов сельских округов.

С внедрением самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления необходимо придание большей самостоятельности как сельскому акиму, так и органам местного самоуправления.

В свою очередь, учитывая потенциал института местного самоуправления, значительным шагом будет передача с районного уровня на уровень села функций по:

решению вопросов благоустройства и внешнего оформления общественных мест;

организации выставочно-ярмарочной деятельности;

учету и регистрации земельных участков, предназначенных под могилы;

организации раздельного сбора коммунальных отходов;

оказанию электронных услуг с применением информационных систем в пределах своей компетенции и др.

Передача вышеуказанных функций на уровень местного самоуправления создаст условия для своевременного выявления и решения текущих проблем, с расширением общественного самоуправления.

Разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления приведет к закреплению за каждым уровнем присущих ему полномочий и позволит повысить ответственность каждого уровня управления, исключить дублирование функций и полномочий между уровнями, эффективно использовать ресурсы для решения задач местного значения и расширить самостоятельность органов местного самоуправления.

3. Вовлечение граждан в местное самоуправление.

Повышение гражданской активности, в том числе через интернет ресурсы, со временем обеспечит прозрачную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В этих целях будут приняты меры по усилению контроля над процессом утверждения местных бюджетов через механизмы прохождения общественной экспертизы, включая применение онлайн-опросов в части общественно значимых расходов, направленных на инфраструктурные и социальные инициативы.

Законодательно будет установлен порядок формирования и полномочии сходов местного сообщества, различные инструменты вовлечения граждан, в том числе с использованием современных подходов и цифровых технологий. Также необходимо учесть значимость
интернет-сообществ как эффективного инструмента развития местного самоуправления и повышения гражданской активности.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит обеспечить успешную преемственность в дальнейшем развитии института местного самоуправления, а также вывести рассмотрение и решение вопросов местного самоуправления на качественно новый уровень.

4. Дальнейшее совершенствование органов местного самоуправления в сельских округах.

Основным органом местного самоуправления будет сход местного сообщества.

Сход местного сообщества в сельских округах формируется из представителей местного сообщества посредством проведения раздельных сходов в отдельных населенных пунктах или составных частях населенного пункта.

Порядок проведения раздельных сходов местного сообщества и количество представителей населенного пункта, микрорайона, улицы, многоквартирного жилого дома для участия в сходе местного сообщества будет определяться маслихатом района (города областного значения).

Расширятся полномочия схода местного сообщества по вопросам согласования плана развития местного сообщества, предложенного акимом; изменения административно-территориального устройства.

Введение прямых выборов акимов сельских округов и предоставление самостоятельного бюджета требуют создания представительного органа, который будет принимать непосредственное участие в управлении сельским округом от лица всех его жителей.

В сельских округах путем преобразования действующего собрания местного сообщества будет создан представительный орган местного самоуправления с функциями представительного органа – кенес.

Обеспечение деятельности кенеса будет осуществляться аппаратом акима сельского округа.

Члены кенеса будут избираться гражданами напрямую, сроком на пять лет.

Кенес будет состоять из членов и его председателя. Председатель кенеса будет определяться из числа членов кенеса открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов кенеса. Председатель кенеса избирается на срок полномочий кенеса.

Состав кенеса будет зависеть от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы.

Кенес будет принимать правовые акты, имеющие силу на соответствующей территории. Все принятые кенесом правовые акты в обязательном порядке будут публиковаться в электронном виде в средствах массовой информации.

Вместе с тем, в полномочия кенеса будут входить утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом местного сообщества, утверждение бюджета, а также осуществление контроля над его исполнением.

Кенесом также будут регулироваться вопросы благоустройства, санитарии населенных пунктов, уличной торговли, проведения праздничных мероприятий и конкурсов.

Кенес будет иметь возможность регулировать размер оплаты труда работников аппарата акима, нанимаемых по трудовому договору.

Таким образом, образование кенеса станет основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к гражданам.

Полная регламентация деятельности органов местного самоуправления, с определением статуса членов органа, порядка их избрания, сроков полномочий, функций, прав и обязанностей, порядка издания правовых актов будет предусмотрена в проекте Закона.

5. Функции акима сельского округа.

Аким будет обеспечивать организацию исполнения решений Кенеса и реализации стратегических задач на местном уровне.

В основные функции акима сельского округа будут входить: регулирование земельных отношений, обеспечение водоснабжения населенных пунктов, учет и организация помощи социально уязвимым слоям населения, организация работ по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов и др.

Аким сельского округа будет нести ответственность за реализацию возложенных на него функций перед Кенесом.

Аким сельского округа продолжит взаимодействовать с акимом района (города областного значения) по вопросам организации тепло-, водо-, энергоснабжения, транспортного сообщения с районным центром, сноса аварийного жилья в городе районного значения, селе, поселке, сельском округе, а также по достижению стратегических показателей документов системы государственного планирования декомпозированных до уровня сельских округов.

6. Пилотный проект как новая структура исполнительного органа - администрация местного самоуправления.

Работа аппарата акима сельского округа в связи с ограниченными возможностями не может в полной мере обеспечить жителей всеми услугами для комфортного проживания.

Ограниченное финансирование, лимитированная штатная численность, высокая зависимость от вышестоящего акимата и низкий кадровый потенциал является повсеместной проблемой аппаратов акимов сельских округов. В этой связи, вместо действующего аппарата акима будет разработана новая организационно-правовая форма «администрация местного самоуправления».

В рамках пилотного проекта будет апробировано создание – «администрации местного самоуправления», организационно-правовая форма которого позволит оказывать ряд услуг по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества, в том числе платных услуг, определяемых Кенесом.

Это позволит оптимизировать многие бизнес процессы в деятельности администрации местного самоуправления для обеспечения гибкости, оперативности и эффективности их деятельности по решению вопросов местного значения.

Штатная численность административных государственных служащих аппарата акима (администрации) останется в рамках, определенных лимитом штатной численности для сельских округов. При этом аким сельского округа сможет принимать дополнительных работников по трудовому договору за счет экономии бюджетных средств и (или) поступлений.


 

3. Результаты публичного обсуждения

не проводились


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
     
     

4. Цели принятия проекта закона

Проект Закона разработан в целях создания полноценной правовой основы местного самоуправления (с исключением разночтений, двоякого толкования отдельных понятий), где будут предусмотрены необходимые законодательные нормы по обеспечению:

условий для участия граждан в процессе принятия решений по вопросам местного значения и осуществления контроля за их исполнением;

выборности органов местного самоуправления;

прозрачности, открытости и подотчетности органов местного самоуправления перед населением;

организационной, экономической и финансовой самостоятельности органов местного самоуправления;

взаимодействия органов местного самоуправления и государственного управления на основе разграничения функций и полномочий, сотрудничества и взаимной ответственности за развитие городских и сельских населенных пунктов страны.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта Закона является регулирование отношений, возникающих при рассмотрении вопросов местного значения и принятии по ним решений.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Проект Закона состоит из 4 глав и 24 статей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении.

Статья 3. Основы организации местного самоуправления.

Статья 4. Обязанности органов местного самоуправления.

Статья 5. Экономическая и финансовая основа деятельности самоуправления.

Статья 6. Принципы местного самоуправления.

Статья 7. Городской территориальный совет.

Глава 2. Образование, компетенция и организация деятельности схода местного самоуправления и кенеса.

Статья 8. Порядок образования и проведения схода местного сообщества.

Статья 9. Полномочия схода местного сообщества.

Статья 10. Порядок образования кенеса.

Статья 11. Полномочия кенеса и его членов

Статья 11-1. Особый порядок работы кенеса для пилотных регионов.

Статья 12. Акты кенеса.

Статья 13. Организация работы кенеса.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность членов кенеса при осуществлении его полномочий.

Статья 15. Основания прекращения полномочий кенеса и его членов.

Статья 16. Председатель кенеса.

Статья 17. Взаимоотношения государственных органов с органами местного самоуправления.

Глава 3. Аким и аппарат акима города районного значения, села, сельского округа.

Статья 18. Компетенция акима города районного значения, села, сельского округа.

Статья 19. Порядок избрания на должность, освобождения от должности акима города районного значения, села, сельского округа.

Статья 20. Аппарат акима города районного значения, села, сельского округа: образование, состав, функции

Статья 20-1. Особый порядок работы администрации местного самоуправления для пилотных регионов

Статья 21. Акты акима города районного значения, села, сельского округа

Глава 4. Заключительные и переходные положения.

Статья 24. Соотношение настоящего Закона с иными законодательными актами и порядок реализации его положений.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие предлагаемого проекта закона не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация данного проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета по итогам решения Республиканской бюджетной комиссии, направленных на:

обеспечение создание интернет портала органов местного самоуправления для информирования населения о деятельности местного сообщества (РБ);

организацию и проведение мероприятий по повышению уровня гражданского правосознания и правовой грамотности населения (проведение круглых столов, семинаров, публикации в СМИ) (МБ);

проведение конкурса «Лучшие проекты» местного значения (направленные на озеленение территорий, создание, ремонт и освещение мест общего пользования, парки, скверы, спортивные и игровые площадки и иные объекты) (МБ).


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

В соответствии с разрабатываемым законопроектом, необходимо внести изменения и дополнения в:

Бюджетный кодекс Республики Казахстан;

Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»;

Закон Республики Казахстан «Об общественных советах»;

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;

Закон «О правовых актах» и др.


 

 

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Название проекта закона... посмотреть текст (Версия 1) 04/10 - 12:36

Срок публичного обсуждения проектов законов на интернет-портале открытых НПА не может быть менее пятнадцати рабочих дней (см. часть вторую пункта 2 статьи 20 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»). Т.е. в данном случае имеет место нарушение законодательно установленного срока публичного обсуждения проекта.

11/10 - 12:21

Уважаемый Суханов Андрей! Спасибо за комментарий! Министерство национальной экономики Республики Казахстан касательно вашего замечания о нарушении законодательно установленного срока публичного обсуждения проекта сообщает, что данное замечание учтено, и срок публикации продлен до 22.10.2021 года.