Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ Концепции «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики»

Краткое содержание: Консультативный документ Концепции О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам теплоэнергетики»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 06/10/2021
Публичное обсуждение до: 27/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 29/10/2021 16:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 29/10/2021 17:50:00

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики» разработана, в связи с разработкой проекта Закона «О теплоэнергетике».

Проект Закона «О теплоэнергетике» подготовлен во исполнение поручения помощника Президента Республики Казахстан Смаилова А.А.
№ ЗТ-У-4483,1 от 25 мая 2018 года о необходимости формирования отдельного отраслевого Закона, регулирующего деятельность в области теплоэнергетики и направленного на усиление ответственности за несоблюдение технологических и иных требований, которые могут привести к угрозе жизни и здоровью населения.

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики» предусматривает внесение изменений в следующие законодательные акты:

1) Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года – в части сокращения срока подачи в суд требования о признании бесхозяйной недвижимой вещи, поступившей в коммунальную собственность; в настоящее время пунктом 3 статьи 242 ГК РК предусмотрен срок в 1 (один) год;

2) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года – в части указания, что формирование тарифов на регулируемые услуги субъектов естественной монополии осуществляется не только в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, но и законодательством о теплоэнергетике;

3) Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года – в части мер по сокращению вредных выбросов в окружающую среду от деятельности участников рынка тепловой энергии; 

4) Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении» - в части расширения полномочий местных исполнительных органов по планированию, мониторингу, сбору и опубликованию информации, в том числе отчетов, согласованию вывода в ремонт и из эксплуатации объектов теплоэнергетики, утверждению нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, утверждению показателей надежности, и местных представительных органов в части утверждения документов о планировании в сфере теплоэнергетики в части соответствующей области, города, района области;

5) Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» - в части исключения некоторых норм, касающихся теплоэнергетики, и ссылки на законодательство о теплоэнергетике;

6) Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» - в части совершенствования процедур и мер поддержки по реализации концессионных проектов в сфере теплоэнергетики;

7) Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» - в части формирования правового поля для поддержки использования возобновляемых источников энергии в сфере теплоэнергетики;

8) Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» - в части сокращения срока подачи в суд требования о признании бесхозяйной недвижимой вещи, поступившей в коммунальную собственность; в настоящее время пунктом 1 статьи 23 данного Закона предусмотрен срок в 1 (один) год;

9) Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» - в части введения обязанностей и требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

10) Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве» - в части совершенствования процедур и мер поддержки по реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере теплоэнергетики;

11) Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» - в части совершенствования государственного регулирования сфер естественных монополий в области теплоэнергетики.

 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:

 

Проблемный вопрос

Основные причины

возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1

Наличие в городах и регионах Казахстана бесхозяйной недвижимости в сфере теплоэнергетики

Отсутствие планов развития теплоэнергетики территорий привело к бессистемному строительству ряда объектов, построенных без учета потребности территории в тепловой энергии.

 

 

Отсутствие собственников у объектов означает, что никто не несет ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию объектов; акиматы, субъекты естественных монополий и государственные организации не могут, согласно законодательству, выделить средства на ремонт, модернизацию / замену оборудования, если имущество не находится на их балансе.

2

Неэффективное регулирование в сферах естественных монополий

Правовое регулирование в сферах естественных монополий не направлено на сокращение затрат, повышение энергоэффективности, привлечение инвестиций в отрасль.

Среднегодовой расход казахстанского домохозяйства (семьи) на отопление составляет 1,5% от среднегодового дохода домохозяйства (семьи), в то время как условный порог доступности к тепловой энергии, применяемый в международной практике, составляет 5%.

Практически все предприятия сектора теплоэнергетики РК, не имеющие дохода от другой деятельности (например, производство электроэнергии на ТЭЦ), имеют большие долги перед кредиторами (пример: ТОО «Алматинские тепловые сети» на 31.12.2019 г. имели совокупный долг 28,7 миллиарда тенге, выплата основного долга должна начаться в декабре 2021 г.)

Имеющиеся в свободном доступе проекты инвестиционных программ, подготовленные субъектами теплоэнергетики, и утверждённые инвестиционные программы показывают, что в целях снижения ожидаемых затрат и, соответственно, тарифа, из подготовленных проектов программ были изъяты важные с точки зрения технических специалистов мероприятия.

Неэффективное регулирование в сферах естественных монополий является одним из основных препятствий для привлечения инвестиций в отрасль.

3

Негативное воздействие на окружающую среду из-за сжигания ископаемого топлива

Основным видом топлива является уголь, он же является основным источником выбросов и других проблем. При этом уголь является и останется в среднесрочной перспективе самым дешевым топливом в Казахстане.

 

Недостаточные меры в области энергоэффективности, осуществляемые теплоснабжающими организациями (устойчиво низкий коэффициент использования установленных мощностей, устойчиво высокие потери и пр.).

Недостаточные меры в области энергоэффективности на стороне потребителя тепловой энергии

 

Крайне незначительное использование ВИЭ и других альтернативных источников для целей теплоснабжения

Отсутствуют поддержка/стимулы для использования ВИЭ в теплоэнергетике.

 

Низкое качество топлива, а также отсутствие стимулов у субъектов внедрять технологии по очистке, снижающие вредные выбросы в атмосферу.

 

Коренная причина: отсутствие стимулов для повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников (отсутствие углеродного налога на ископаемое топливо, искусственно низкие цены на тепловую энергию, отсутствие применимых мер поддержки ВИЭ)

 

Согласно отчёту АБР приблизительно 60% всей тепловой энергии, производимой в Казахстане в системах централизованного теплоснабжения,  обеспечивается за счёт сжигания угля (анализ производства тепловой энергии в 14-ти городах, посещённых в ходе КТЭО, показал даже более высокое применение угля – 74%).

Учитывая наличие больших запасов угля в РК проблематично сравнивать процент использования угля в РК со странами, не имеющими собственных запасов угля (доказанных запасов угля в стране - 34 млрд.тонн - при нынешнем темпе добычи в 100 млн.тонн в год хватит на 350 лет ).

Централизованное теплоснабжение является основным источником выбросов СО2 в Казахстане; на этот сектор приходится 51% национальных выбросов СО2 в первичном энергетическом балансе.

Порядка 80% объектов теплоснабжения Казахстана работают на угле и мазуте; на станции, работающие на угле, приходится 86% выбросов парниковых газов в Казахстане.

В целом на долю объектов электроэнергетики приходится:

   43–45% общих выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, треть из которых составляют выбросы золы. Выбросы от ТЭЦ являются превалирующими – до 70 %;

   68–73% общих эмиссий парниковых газов;

   10% ежегодного объема образования отходов;

   300 млн.тонн накопленных золошлаковых отходов (ЗШО), под складирование которых занято порядка 8,5 тыс.га; переработка ЗШО в промышленном масштабе практически отсутствует.

 

По сравнению с зарубежными странами энергоэффективность электростанций является достаточно низкой. В качестве примера можно указать, что коэффициент полезного действия (КПД) угольных конденсационных электростанций в Казахстане составляет в среднем 32%, в то время как в передовых зарубежных странах – 42%.

Среднее арифметическое значение потерь тепловой энергии в тепловых сетях РК в среднем составляет 28%, что на 19% больше, чем в Финляндии.

Удельное потребления тепла зданиями в РК составляет 270 кВт*ч/м2 в год, в то время как в Финляндии этот показатель равен 140 кВт*ч/м2 в год.

Казахстанское законодательство, в том числе в сферах естественных монополий, не содержит никаких стимулов/мер поддержки для проектов в сфере теплоэнергетики, предусматривающих сокращение вредных выбросов, повышение энергоэффективности, снижение тепловых потерь, применение ВИЭ.

 

Процент использования ВИЭ для производства тепловой энергии в Казахстане очень незначителен (применяется, главным образом, в децентрализованных автономных системах теплоснабжения – солнечные коллекторы, котлы на биомассе) в то время, как в Дании, например, приблизительно 40% всей первичной энергии вырабатывается на ВИЭ, в Германии – 15%.

4

Низкая инвестиционная привлекательность отрасли

Неэффективное регулирование в сферах естественных монополий в теплоэнергетике.

 

Недостаточно эффективные процедуры и меры поддержки проектов ГЧП и концессионных проектов.

 

Отсутствие мер государственной поддержки инвестиций в сфере  теплоэнергетики.

Большинство примеров частного предпринимательства в секторе теплоэнергетики –это частные ТЭЦ (Атырау, Шымкент, Петропавловск, Караганда, Актобе и др.). Значительно меньше примеров частного предпринимательства имеется в сфере передачи и распределения тепловой энергии (Атырау, Петропавловск), причём в обоих случаях производством тепловой энергии в этих городах занимаются аффилированные с предприятиями тепловых сетей частные ТЭЦ. Другими словами, «в чистом виде» сектор теплоэнергетики в РК не представляет интереса для частных предпринимателей, в то время как в развитых странах процент частных предприятий, работающих в секторе теплоэнергетики, как правило, превышает 50%.

 

В Глобальном индексе инвестиционных возможностей 2020 года, разработанном Whiteshield Partners, Казахстан по уровню инвестиционной привлекательности занял 89-е место. Индекс оценивает 111 стран на основе 29 показателей, связанных с внутренней экономикой страны и с рисками, связанными с длительным локдауном. Главными факторами, оказавшими влияние на оценку Казахстана в данном индексе, являются: высокий уровень безработицы, низкие показатели ВВП и капитализации рынка, а также макроэкономическая нестабильность, слабое развитие секторов IT, логистики и здравоохранения.

При таком достаточно низком уровне инвестиционной привлекательности страны в целом, отрасль теплоэнергетики еще менее привлекательна для инвесторов по сравнению с другими отраслями.

 

Споры с участием инвесторов: споры с участием субъектов естественной монополии невозможно рассмотреть в арбитражах, только в судах Республики Казахстан. 

5

Отсутствие планирования в теплоэнергетике, недостаточный уровень мониторинга за состоянием отрасли

Нет уполномоченного государственного органа, ответственного за всю отрасль в целом. Ответственность за состояние и развитие отрасли распределена между несколькими государственными органами.

У центрального уполномоченного органа и местных исполнительных органов нет ряда важных для развития отрасли функций по обязательному утверждению планов развития теплоэнергетики и мониторингу за состоянием отрасли.

 

Коренная причина: отсутствие специфического Закона, распределяющего полномочия, функции и определяющего приоритеты, критерии и принципы.

 

 

Действующее законодательство Казахстана не признает необходимости и методов планирования теплоснабжения ни на республиканском, ни на местном уровнях. 

Более того, нет единого уполномоченного государственного органа, отвечающего за теплоснабжение как отрасли экономики. 

Вместо этого регуляторные функции распределены между тремя центральными государственными органами, а также между акиматами. 

В настоящее время каждый государственный орган, задействованный в данном секторе, отвечает за межведомственную координацию только в рамках своей компетенции.  Не существует общего координирующего органа и скоординированной политики.  Возникающее в результате распыление ответственности между различными государственными органами приводит к отсутствию единой политики - и, соответственно, дезорганизованной деятельности - в развитии системы теплоснабжения страны.

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Видение разработчика

Решение проблем в теплоэнергетической отрасли находится в формировании эффективной системы государственного управления отраслью (включающей в себя планирование, мониторинг, государственный контроль), создании комплекса рычагов воздействия на субъектов и потребителей (комплекс должен предусматривать не только запреты и ответственность за нарушение, но и стимулы, и показатели), а также в повышении инвестиционной привлекательности отрасли. По итогам анализа зарубежной и казахстанской практики и нормативно-правовой базы подготовлена модель теплоснабжения, включающая в себя комплекс административных, нормативно-правовых, организационных мер. 

Последствия предпринимаемых мер:

Негативные последствия: вносимые изменения в ряд законодательных актов могут не повлиять на ожидаемом уровне на развитие отрасли теплоэнергетики, если не будут реализованы в полном объеме меры по изменению регулирования естественных монополий, повышению инвестиционной привлекательности отрасли и социальной защите малообеспеченных граждан.

Кроме того, меры по обеспечению планомерного развития отрасли повлекут недовольство лиц, заинтересованных в стихийной застройке населенных пунктов без учета нагрузки на тепловые сети и потребностей в тепловой энергии. Меры по мониторингу состояния отрасли повлекут недовольство недобросовестных субъектов, стремящихся на выделение бюджетных средств для поддержания работы объекта теплоэнергетики без учета показателей по эффективности работы, уровню потерь, энергоэффективности, работы по снижению вредных выбросов в атмосферу, повышению качества и надежности теплоснабжения. 

Положительные последствия: формирование эффективной системы государственного управления отраслью, обеспечивающей опережающее и планомерное развитие отрасли, ее инвестиционную привлекательность, заинтересованность субъектов отрасли в повышении энергоэффективности, снижении потерь, повышении надежности и безопасности теплоснабжения, снижении уровня вредных выбросов в атмосферу.

Учитывая значимость теплоэнергетики в уровне вредных выбросов в атмосферу, меры по поддержке передовых технологий (по снижению уровня вредных выбросов), по развитию ВИЭ в теплоэнергетике окажут существенное положительное влияние на состояние окружающей среды в Республике Казахстан, также косвенно окажут влияние на снижение уровня заболеваемости населения (сердечно-сосудистыми, легочными, онкологическими и иными заболеваниями, связанными в том числе с экологическими факторами).

Повышение инвестиционной привлекательности отрасли позволит привлечь в отрасль финансирование, необходимое для содержания и модернизации имеющихся и строительства новых объектов теплоэнергетики.

По мере привлечения финансирования в отрасль, население будет обеспечено надежным и безопасным теплоснабжением, будет снижено количество аварий на объектах теплоэнергетики.

Инвесторы в разных отраслях и население будут информированы о планах развития теплоэнергетики в областях и городах Республики, будут получать актуальную информацию о состоянии отрасли. 

Вносимые изменения в законодательные акты не повлекут за собой затрат из государственного бюджета.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив):

Был проведен полный анализ альтернатив по более чем 20 позициям (аспектам) модели теплоснабжения. По каждой позиции (аспекту) модели изучены по 3-4 альтернативы, в итоге выбраны оптимальные варианты.

Так, для централизованного теплоснабжения (ЦТ) были изучены 4 альтернативы:

традиционная система (система 1-го поколения): основное топливо – уголь; низкий КПД, высокий уровень потерь; индивидуальные отопительные системы представлены множеством котельных и печей на угле и дровах;

расширенная традиционная система (система 2-го поколения): основное топливо – уголь и мазут; тепловая энергия производится в ТЭЦ и котельных; теплоноситель – вода; 

современная система (система 3-го поколения): внедряются новые виды топлива - биомасса, электроэнергия и вторичное тепло промышленных и канализационных очистных сооружений; внедряются новые технологии производства - тепловые насосы и солнечное тепло; в настоящее время большинство развитых стран находятся на этом этапе развития, с некоторой диверсификацией источников производства и рабочих температур в диапазоне от 80 до 120 °С; индивидуальное отопление, как правило, представлено печами, котлами, электрическими радиаторами и тепловыми насосами;

система отопления будущего (система 4-го поколения): мало распространено, но быстро развивается; охватывает множество источников теплоснабжения, «низкоэксергетические сети», использующие относительно «холодное тепло» и «анергетические сети», в которых рабочая температура близка к температуре окружающей среды; потребление тепла и горячей воды значительно снижается благодаря проведению технических мероприятий в зданиях - усовершенствованные системы управления, улучшенная изоляция местных труб, улучшенная изоляция стен, улучшенные окна и краны с малым расходом воды и т.п.  

Справочно:

«Холодное тепло» интересно в том случае, если круглый год имеется достаточно крупный источник тепла с температурой более 10 °С, например, за счет приповерхностной геотермальной энергии. «Холодное тепло» позволяет эффективно эксплуатировать тепловые насосы за счет равномерной «температуры внешней среды», которая подается по «холодной тепловой сети» и обеспечивает более высокую «температуру внешней среды» для теплового насоса, особенно в очень холодные дни.

Большинство систем ЦТ в Казахстане являются типичными системами 2-го поколения, как с точки зрения производственных мощностей, так и с точки зрения температуры подачи свыше 100°C. Казахстану рекомендуется занять позицию, позволяющую максимально быстро перейти на систему 4-го поколения, что означает:

•        производство тепловой энергии с использованием ВИЭ на основе казахстанских источников (геотермальных, отходных, тепловых насосов и т.д.);

•    снижение температуры в сети ЦТ;

•    модернизация стандарта системы отопления в зданиях (подключения и системы управления);

•    снижение удельного расхода тепловой энергии потребителями (изоляция и герметизация окон и т.п.);

•    подключение к системе тех, кто находится в непосредственной близости от системы ЦТ.

•    для новых установок:

в густонаселенных районах рекомендуется использовать тепловые насосы или газ;

в малонаселенных районах рекомендуется использовать тепловые насосы, газ (при наличии) или биотопливо (дрова или гранулы), при наличии;

котельные или печи с высоким КПД и хорошими экологическими характеристиками.

Последствия данного выбора для:

потребителей:

положительные: снижение вредных выбросов в атмосферу (продление жизни, улучшение здоровья, повышение качества жизни); снижение уровня тепловых потерь при потреблении; 

отрицательные: потребуется определенное время для адаптации к новым правилам, тарифам;

государства:

положительные: снижение уровня заболеваемости дыхательных путей, онкологическими и другими заболеваниями, вызываемыми в том числе (прямо или косвенно) загрязнением окружающей среды (как следствие - рост валового национального продукта за счет снижения потерь человеко-часов из-за временной нетрудоспособности работников; возможность перераспределить расходы на систему здравоохранения на другие актуальные сферы); внедрение современных технологий, создание новых рабочих мест для работников с высоким уровнем квалификации;

отрицательные: потребуется определенное время и политическая воля для перехода к новым правилам;

хозяйствующих субъектов:

положительные: внедрение современных технологий, повышение капиталоемкости отрасли; повышение энергоэффективности, снижение тепловых потерь;

отрицательные: потребуется определенное время и новые знания для работы по новым правилам.

Аналогичным образом, путем анализа нескольких альтернатив и выбора оптимального варианта, были изучены и другие позиции (аспекты) модели теплоснабжения:

  • режим распределения тепловой энергии (изучены системы с постоянным и переменным расходом);
  • горячее водоснабжение (изучены 4 варианта: отсутствие ГВС в системе ЦТ; индивидуальное ГВС в системе ЦТ только во время отопительного периода; индивидуальное ГВС через систему ЦТ круглый год, с резервуаром; индивидуальный ГВС через систему ЦТ круглый год, с водонагревателем прямого действия);
  • подключение потребителей к системе ЦТ (изучены 2 варианта – независимая и зависимая схема подключения);
  • отопительная система (изучены 4 варианта, в зависимости от преимущественного или не преимущественного положения системы ЦТ);
  • топливо (изучены 4 альтернативы – уголь, газ, диверсифицированные источники, упор на всеобъемлющее устойчивое развитие);
  • учет тепловой энергии (изучены 4 варианта - отсутствие учета; учет общего количества потребляемого топлива и электроэнергии, а также отпуска тепловой энергии в сеть ЦТ; учет общего количества потребляемого топлива и электроэнергии, а также отпуска тепловой энергии в сеть ЦТ и отпуска тепловой энергии в здания; учет суммарного потребления топлива и электроэнергии, отпуска тепловой энергии в сеть ЦТ, отпуска тепловой энергии в здания/потребителям);
  • приборы учета тепловой энергии (изучены 4 варианта – отсутствие приборов учета; счетчик-расходомер; счетчик и распределитель тепловой энергии; умный счетчик);
  • ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание теплопотребляющих установок и приборов учета (изучены 4 варианта – теплоснабжающая организация отвечает за оборудование; теплоснабжающая организация отвечает за оборудование в здании, кроме квартир – за оборудование в них отвечают собственники квартир; отвечают за оборудование собственники квартир и создаваемые ими организации; аналогично варианту 3, но если собственники квартир не выберут поставщика, он назначается);
  • государственный орган, ответственный за планирование в теплоэнергетике (изучены 4 варианта – местный орган; центральный орган; сочетание центрального и местных органов; распределение ответственности в зависимости от размера и управления объектами);
  • метод планирования (изучены 4 варианта – нет правил и требований к планированию; есть общие требования к планированию; четкие правовые требования к планированию; аналогично варианту 3, но с дополнительными правовыми механизмами для достижения того, чтобы результаты планирования стали обязательными);
  • формы собственности объектов теплоэнергетики (изучены 4 варианта – отсутствие предпочтений; нет предпочтений для формы собственности на объекты производства и распределения тепловой энергии, но тепловые подстанции (в домах), как правило, принадлежат предприятию ЦТ; предпочтение коммунальной собственности и четкое разграничение прав собственности на подстанции; ГЧП и ответственность потребителей за подстанции);
  • разрешительные и другие основные регулятивные требования (изучены 4 варианта – природоохранные и строительные требования; вариант 1 + требования по энергоэффективности; вариант 1 + дополнительные специальные правила; разрешения, правила, лицензирование);
  • государственный орган, ответственный за регулирование цен на тепловую энергию (изучены 4 варианта – центральный орган и его территориальные подразделения; центральный независимый регулирующий орган; вариант 2 и территориальные подразделения; местные органы);
  • взаимодействие участников рынка в рамках ЦТ (изучены 4 варианта – вертикальная интеграция; к системе не относится производство тепловой энергии, но система не является системой общего пользования; варианты 1 или 2, но с доступом третьих лиц – производителей на основе ВИЭ; свободный доступ для любых производителей тепловой энергии);
  • требования, стимулы и поддержка в области энергоэффективности (изучены 4 варианта – никаких мер; сформулирована общим образом политика по энергоэффективности; четкая политика по энергоэффективности; комплекс мер и норм по энергоэффективности);
  • ТЭЦ (изучены 4 варианта – комплексные преференции / поддержка ТЭЦ; меры регулирования для ТЭЦ; поддержка высокоэффективных ТЭЦ; отсутствие поддержки для ТЭЦ);
  • требования, стимулы и поддержка для ВИЭ (изучены 4 варианта – никакой поддержки и стимулов; специальные требования, меры поддержки; стимулирование ВИЭ; комплексная политика в области ВИЭ);
  • регулирование цен для ЦТ (изучены 4 варианта - базовое регулирование; традиционное регулирование; надлежащая практика регулирования – когда законодательно устанавливаются требования, условия, методы, принципы регулирования цен; преимущественно рыночный подход);
  •  структура тарифов и выставление счетов (изучены 4 варианта – единый тариф, основанный на кв.м.; единый тариф, основанный на кв.м. или измеряемый; единый тариф, основанный на потреблении тепловой энергии; двухкомпонентный тариф, основанный на подключенной мощности и потреблении тепловой энергии);
  • меры социальной поддержки (изучены 4 варианта – тарифы с перекрестным субсидированием; тарифы с перекрестным субсидированием для определенных групп потребителей; тарифы с перекрестным субсидированием для определенных потребителей; поддержка только через систему социального обеспечения);
  • нормативно-правовая база (изучены 4 варианта – не систематизированная, не полная; полная база, но рассеяна между разными законами, разных сфер; вариант 2, но могут быть представлены специальные законы по узким вопросам, например, по ТЭЦ; централизованная, систематизированная).

 

5. Целевые группы для публичного обсуждения:

В разделе указывается исчерпывающий перечень целевых групп предполагаемого регулирования, на которых окажут воздействие предлагаемые разработчиком решения проблем. При этом описывается характер непосредственного или косвенного воздействия на каждую группу. Также указываются существующие представители целевых групп для проведения с ними консультаций.

         Целевые группы законодательного регулирования:

  1. хозяйствующие субъекты: будет сформирована более эффективная и справедливая система государственного регулирования деятельности, основанная не только на запретах и ответственности, но и на стимулах к развитию и достижении критериев;
  2. государственные органы: будут предоставлены новые полномочия, направленные на планирование, мониторинг, государственный контроль, утверждение нормативных правовых актов и иные функции в сфере теплоэнергетики;
  3. потребители: в ходе решения проблем, сложившихся в отрасли, получат более надежное и безопасное теплоснабжение.

 

6. Способы уведомления целевых групп:

В разделе описываются способы уведомления целевых групп о предстоящих публичных обсуждения, предусмотренные настоящими Правилами. Способы уведомления должна подбираться разработчиком таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное доведение информации до всех заинтересованных субъектов с учетом их специфики.

Уведомление целевых групп будет осуществлено путем размещения соответствующей информации в СМИ.

7. Способ публичного обсуждения:

В зависимости от особенностей общественных отношений, планируемых к регулированию, обсуждения могут проводиться с использованием одного или нескольких способов, установленных Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (утверждены постановлением Правительства РК от 29.12.2016 года № 907; далее - Правила).

Последовательность их проведения определяется разработчиком самостоятельно.

В соответствии с Законом «О правовых актах» и Правилами, Консультативный документ будет опубликован на открытом портале нормативных правовых актов.

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:

Страны с экономически эффективными и устойчивыми секторами теплоснабжения - Дания, Швеция, Германия, Южная Корея и Литва (далее – «Сравнительные юрисдикции») - были проанализированы по вопросам, какие проблемы переходного периода можно наблюдать в секторе теплоснабжения и с помощью каких мер в законодательстве решаются такие проблемы.

 

Текущая ситуация

 

Международный опыт

 

Предлагаемое регулирование

1

Наличие в городах и регионах Казахстана бесхозяйной недвижимости в сфере теплоэнергетики

В Восточной Германии во время объединения были установлены:

1) конституционная обязанность муниципалитетов нести ответственность за все «предметы первой необходимости», включая отопление (а также электричество, воду);

2) широкие полномочия (в том числе по поиску новых владельцев имущества) компании Treuhandgesellschaft - публичной компании, к которой перешли в собственность все государственные активы ГДР;

3) очень строгие нормы загрязнения, которые сразу же применялись к территории ГДР при объединении.

Таким образом, когда муниципалитеты приступили к планированию теплоэнергетики, они должны были регистрировать все объекты в данной сфере, даже если они не работали, а также им приходилось регистрировать свои экологические характеристики. Если они находили какие-то «бесхозяйные активы», им нужно было выяснить, кем был владелец.

Затем муниципалитеты должны были рассчитать будущие сценарии развития спроса на тепловую энергию и применить модель для оптимизации. Эта модель показывает, какие из существующих активов необходимы для теплоснабжения в муниципалитете.

Если «бесхозный актив» был в списке «необходимых», то муниципалитет начинал переговоры с владельцем, чтобы либо снова использовать этот актив, либо позаботиться о модернизации для доведения до экологических норм, а муниципалитет, в свою очередь, взял на себя обязательства по определенному тарифному плану, по подключению, поддержке из местного бюджета или поддержке для получения других кредитов.

Или муниципалитет выкупал актив у владельца и передавал его муниципальному предприятию (Stadtwerk).

Если бы владельцем такого необходимого актива была Treuhandanstalt, муниципалитет получил бы этот актив очень дешево, возможно, за 1 евро.

Если актив был «не нужен» согласно моделированию, то муниципалитет все равно нашел бы владельца и обязал бы его вывести его до стандарта «с нуля» за свой счет. Если владелец оказывался не в состоянии вложить деньги, муниципалитет попытался бы найти инвестора для земельного участка и пообещал бы ему поддержку в удалении лома.

Таким образом, экологические требования играли большую роль. У любого собственника есть обязанность соблюдать данные требования не только во время работы объекта, но и во время простоя.

Поэтому многие владельцы были рады избавиться от имущества вместо того, чтобы ломать объект. Муниципалитет при этом имеет довольно большие полномочия по обеспечению соблюдения экологических стандартов. И в то же время муниципалитеты обязаны обеспечивать «необходимое для жизни» теплоснабжение.

Таким образом, если муниципалитеты в конечном итоге получат актив, который требует значительного ремонта, они могут получить дешевые ссуды, применять специальные налоговые схемы, установить довольно высокую тарифную планку, а также обеспечить обязательное подключение (запрещая использование других источников тепловой энергии в определенных частях города).

Если же на участке было необходимо только снести объект, муниципалитет имел право освободить от экологических штрафов, чтобы предоставить владельцу возможность снести объект без дополнительных расходов.

Основным проектом Закона «О теплоэнергетике» будут предусмотрены нормы об обязательном утверждении планов развития теплоэнергетики в областях, городах и районах областей; любое строительство, в том числе объектов теплоэнергетики, будет осуществляться в соответствии с указанными планами.

В дополнение к данной мере, сопутствующим законопроектом предлагается сократить срок для подачи иска в суд для последующего обращения бесхозяйного имущества в коммунальную собственность. Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 242 Гражданского кодекса РК и  пункта 1 статьи 23 Закона «О государственном имуществе», чтобы местный исполнительный орган получил право  обратить бесхозяйное недвижимое имущество в коммунальную собственность, необходимо предварительно прождать 1 год, после чего подать соответствующее заявление в суд.

Сокращение срока для подачи иска в суд позволит местным исполнительным органам быстрее начать решать юридическую судьбу данного имущества – передать на баланс государственного предприятия, выделить средства на ремонт или продать или передать в доверительное управление и т.д., в зависимости от потребностей территории в тепловой энергии и состояния объекта.

2

Неэффективное регулирование в сферах естественных монополий

Сравнительные юрисдикции приняли 3 различные модели регулирования цен (центральное регулирование, отсутствие регулирования и централизованное методологическое регулирование) для обеспечения того, чтобы цены на отопление были экономичными для потребителей, обеспечивали достаточные операционные средства для отопительных компаний и были привлекательными для частных инвестиций.

Первое - центральное регулирование. В Литве Национальный совет по регулированию энергетики ("НКРЭ"), национальный регулятор энергетического сектора, отвечает за установление цен на тепло от производителей тепла, которые производят более 10 ГВт-ч в год.  Муниципалитеты выполняют эту роль для мелких производителей тепла. Каждая компания, занимающаяся производством тепловой энергии, должна представить оценку базовой цены на тепло и ее методологию НКРЕ и ее муниципальному органу. НКРЕ устанавливает цену на тепло и публикует свое заключение на своем вебсайте.

Эти цены основаны на "базовой цене" на тепло, которая состоит из двух частей: фиксированной и переменной. Фиксированные расходы включают заработную плату, амортизацию, прибыль, ремонт, материальные и другие затраты. Переменные затраты включают в себя затраты на топливо для производства тепловой энергии, тепловую энергию, приобретаемую у независимых производителей тепловой энергии, электрическую энергию и когенерацию. 

Исторически литовские регуляторы установили лимит в 5% максимальной прибыли для операторов РТ.

В отношении тепловой энергии, вырабатываемой природным газом, НКРЕ несет ответственность за установление предельных цен путем рассмотрения цен, основанных на затратах, включая разумную окупаемость инвестиций для производителей тепловой энергии. НКРЕ устанавливает регулируемые предельные уровни цен на пятилетний период.

Второй подход - отсутствие ценового регулирования. В Германии и Швеции законодательство не устанавливает цены и не представляет централизованной методологии.

Производители тепла, в том числе операторы ЦТ, напрямую конкурируют с другими технологиями отопления. Производители тепла вольны устанавливать любую цену в своих контрактах на теплоснабжение, а потребители могут свободно переходить на альтернативные источники тепла. В результате такого подхода могут возникнуть значительные различия в ценах в сетях теплоснабжения в этих юрисдикциях.

На практике цены на отопление, как правило, основаны на затратах. Кроме того, такие цены включают (i) разумную маржу прибыли для производителя тепловой энергии и (ii) скидки на достаточные реинвестиции в систему отопления и проведение регулярного технического обслуживания для поддержания надежности системы и стабильности цен.

Третий подход - это централизованный методологический подход, который является гибридом между первыми двумя подходами.

В Дании цена на отопление не является одинаковой для всех общественных отопительных систем, но принцип "некоммерческий" предусмотрен законом. Принцип "некоммерческий" заключается в том, что поставщики тепла не могут взимать за отопление больше, чем затраты на производство и транспортировку отопления потребителям.

Потребительские цены на отопление должны покрывать только "необходимые" расходы, связанные с отоплением, которые включают в себя расходы на топливо, производственные мощности по отоплению, на сеть теплоснабжения, подключение к зданию, а также расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание; также могут включать амортизацию активов и затраты на финансирование, чтобы отопительные компании могли быть финансово устойчивыми в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Согласно анализу датского правительства, для типичных датских компаний РТ, 95% их затрат относятся к производству и распределению тепла, при этом затраты на топливо, включая налоги и НДС, являются самыми большими единичными затратами.

В результате, цены на отопление обычно ниже в более крупных сетях общественного теплоснабжения, так как эти сети выигрывают от экономии на масштабе и более высокой плотности отопления.

Совершенствование на законодательном уровне тарифной системы предприятий, способной обеспечивать инвестиционную привлекательность отрасли, полное покрытие затрат субъектов (особенно с учётом зависимости затрат от цен на топливо и на его перевозку, а также от курса валют), и с учётом необходимой доходности инвестиций.

Установление критериев для оценки качества работы субъектов сферы теплоэнергетики, с учетом современного мирового опыта

Установление более гибкой системы регулирования естественных монополий в теплоэнергетике, чтобы предоставить субъектам стимулы для развития и закрепить критерии (показателя) развития.

 

 

3

Негативное воздействие на окружающую среду из-за сжигания ископаемого топлива

Как показывает положительный международный опыт, продвижение и поддержка как тепла из возобновляемых источников, так и энергосберегающего тепла являются важными факторами для создания хорошо функционирующего сектора теплоснабжения, а также устойчивого и диверсифицированного сектора. Системы поддержки должны четко определить государственные цели как в отношении возобновляемых источников энергии, так и в отношении мер по повышению энергоэффективности (например, ТЭЦ) в сфере теплоснабжения, и уточнить полномочия правительства по реализации широкого круга потенциальных механизмов поддержки, включая, в частности, мандаты на использование возобновляемых источников энергии/ТЭЦ, налоговые льготы, кредиты на цели «зеленого» строительства.

Например, в Германии доля ВИЭ в теплоснабжении в настоящее время составляет 14% от конечного спроса на энергию, а к 2030 году целевое значение составит 27%.

В качестве одного из стимулирующих методов потребительского использования возобновляемых источников энергии, в Германии муниципалитеты посредством планов теплоснабжения и договоров купли-продажи земли сохраняют за собой право поручать подключение к системам центрального отопления. Так, согласно Закону «О теплоснабжении за счет возобновляемых источников энергии» (EEWärmeG), потребитель может быть обязан подключиться или оставаться подключенным к системе центрального теплоснабжения в том случае, если тепло в значительной степени вырабатывается за счет возобновляемых источников энергии, рекуперации отработанного тепла, когенерации или в какой-то комбинации с вышеперечисленным.

В результате этих и иных мер стимулирования использования ВИЭ, доля угля на рынке централизованного теплоснабжения снизилась с 58 % в 2003 году до 35,7 % в 2017 году.

Энергетическая политика Дании направлена на то, чтобы стать независимой от ископаемого топлива к 2050 году. Сегодня более 30% всей энергии, используемой в Дании, поступает из ВИЭ.

Датское правительство внедрило различные стимулы, чтобы отдать приоритет возобновляемым источникам топлива для отопления. К примеру, Закон «О развитии возобновляемых источников энергии» поддерживает использование биогаза для целей отопления посредством прямого тарифа за ГДж использованного биогаза. Также в Дании существует несколько налогов на производство, поставку и использование источников энергии для отопления, тогда как ВИЭ освобождаются от этих налоговых обязательств. 

К 2030 году правительство Южной Кореи намерено сократить зависимость страны от угля и атомной энергетики в пользу ВИЭ и природного газа.  Новый энергетический план страны предусматривает сокращение доли угля и атомной энергетики до 36% и 24% соответственно. 

В Южной Корее национальный регулирующий орган может поручить поставщикам энергии, которые производят определенный объем электроэнергии, использовать ВИЭ для производства некоторой части электроэнергии. Хотя этот механизм не оказывает прямого воздействия на сектор теплоснабжения, тем не менее он оказывает значительное влияние на корейские системы централизованного теплоснабжения, которые полагаются на ТЭЦ для производства тепла и тем самым вырабатывают достаточное количество электроэнергии для того, чтобы подпадать под действие этого правила.

Кроме того, национальные регуляторы время от времени реализуют специализированные кредитные программы и гранты для поддержки строительства оборудования для производства тепловой энергии из возобновляемых источников.

Создание условий для стимулирования использования тепловой энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, использующими энергию солнца, ветра, грунтовых вод, рек, водохранилищ, сточных вод промышленных предприятий, электростанций и очистных сооружений, а также для стимулирования использования хранилищ тепла.

 

Введение положений и норм по конкурентному использованию возобновляемых источников энергии (геотермальные источники, мусорные отходы, тепловые насосы и др.) с учетом уровня платежеспособности, занятости населения, выбора правильной комбинаторики решений внедрения ВИЭ технологий по совокупности факторов.

 

 

 

4

Низкая инвестиционная привлекательность отрасли

Сравнительные юрисдикции предусматривают законодательные требования по обеспечению возврата инвестиций при установлении тарифов на тепловую энергию.

Также предусмотрены дополнительные стимулы/меры поддержки инвестиций, производства тепловой энергии для объектов, использующих ВИЭ, для когенерационных установок: налоговые льготы, льготные кредиты, кредитные и грантовые программы, льготные тарифы и др.

Внедрение мер поддержки инвестиций в отрасль теплоэнергетики: налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами на ввоз оборудования, запасных частей, материалов; натурные гранты.

Совершенствование процедур по планированию и реализации проектов ГЧП и концессионных проектов.

5

Низкая эффективность централизованных систем теплоснабжения общего пользования, централизованных и децентрализованных автономных систем теплоснабжения (низкий тепловой коэффициент полезного действия источников тепловой энергии, большие потери тепла и воды, низкий коэффициент использования некоторых мощностей).

 

 

Строительные кодексы и правила в Сравнительных юрисдикциях определяют минимальные стандарты энергоэффективности, которые, как правило, выше для нового строительства, чем для существующих зданий, а также требования к их внедрению.  Например, в некоторых случаях Сравнительные юрисдикции предписывают использование районного теплоснабжения или тепла, производимого из минимального процента возобновляемого тепла или тепла, производимого ТЭЦ.  Эти стандарты призваны стимулировать строительство более энергоэффективных зданий, переоборудование существующих зданий, а также более широкое использование возобновляемых источников энергии в зданиях в целом.

 

Международный консенсус выступает за установление законодательного требования к учету, при этом все сравнительные юрисдикции в той или иной форме требуют учета тепловой энергии.  Например, некоторые из Сравнительных юрисдикций требуют, чтобы теплоснабжающие предприятия снабжали теплосчетчиками в рамках системы теплораспределения и контролировали эти счетчики как основу для начисления платы за теплоснабжение. 

 

Aктуализация технических стандартов, действующих в секторе теплоэнергетики, с учётом международной практики, и законодательных мер для обеспечения их выполнения.

 

Определение технологических критериев для достижения максимального уровня энергоэффективности и энергосбережения в теплоэнергетике, и одновременного снижения уровня выбросов, приходящегося на отрасль в целом, в соответствии с принятыми планами и международными обязательствами Казахстана.

Введение стимулов повышения энергоэффективности (включая, в том числе, требования или механизмы для повышения эффективности систем теплоснабжения или стимулирования развития инновационных технологий использования возобновляемых источников тепловой энергии. 

Сттмулирование инвестиций через механизмы поощрений (гарантии, налоговое стимулирование, тарифообраование)

Установление законодательного требования и стимулов к учету потребления тепла.

6

Отсутствие планирования в теплоэнергетике, недостаточный уровень мониторинга за состоянием отрасли

В том или ином виде планирование существует почти во всех странах.

Какой государственный орган отвечает за планирование теплоснабжения: сравнительные юрисдикции иллюстрируют три варианта: (i) планирование центрального правительства (как в Южной Корее), (ii) планирование муниципального управления (как в Дании и Швеции) и (iii) многоуровневое планирование (как в Германии и Литве).

При планировании центрального правительства центральный регулятор теплоснабжения с национальным видением всего сектора теплоснабжения отвечает за планирование теплоснабжения по всей стране.

За планирование муниципального управления отвечают местные муниципалитеты, которые, возможно, имеют наиболее практическую информацию о местном теплоснабжении. Многоуровневый подход, по сути, объединяет первые два подхода, в соответствии с которыми муниципалитеты составляют муниципальные планы теплоснабжения, но с прямой ссылкой на национальный план теплоснабжения и в соответствии с ним.

Независимо от того, какой орган назначен ответственным за планирование теплоснабжения, такой орган должен ссылаться на правила, изложенные в соответствующем законодательстве о том, как должно осуществляться планирование теплоснабжения. Эти правила содержатся либо в законодательстве о теплоснабжении, либо в отдельном законодательстве о планировании.

Отдельное законодательство в области планирования особенно важно в таких юрисдикциях, как Швеция и Дания, где муниципалитеты руководствуются подходами. В таких юрисдикциях, находящихся в ведении муниципалитетов, обязательное для исполнения законодательство должно уравновешивать права муниципалитетов в отношении их собственных планов теплоснабжения, а также их обязательства в отношении планов соседних муниципалитетов и региональных/национальных органов власти.

Предусмотреть в новом законе полномочия местных исполнительных органов по разработке и местных представительных органов – по утверждению планов развития теплоэнергетики соответствующих областей, городов, районов областей.

 

Предусмотреть полномочия местных исполнительных органов по мониторингу за состоянием отрасли на соответствующей территории.

 

Предусмотреть обязанности субъектов теплоэнергетики предоставлять местным исполнительным органам информацию о состоянии объектов, использовании топлива, режимах отопления

 

 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:

Данный раздел должен содержать конкретные, преимущественно цифровые индикаторы, позволяющие оценить масштаб проблем, а также эффективность регулирования после принятия необходимых мер, в том числе по законодательному оформлению.

В данном разделе орган-разработчик должен отразить ожидаемые результаты в разрезе пяти предстоящих лет. При этом такие результаты должны преимущественно подаваться цифровым расчетом, с целью последующей оценки эффективности введенного регулирования. 

Раздел заполняется с учетом положений пункта 9 настоящих Правил.

 

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

1

Наличие в городах и регионах Казахстана бесхозяйной недвижимости в сфере теплоэнергетики

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Выявление бесхозяйных объектов

 

 

Подача местными исполнительными органами областей и городов заявлений  в суд о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность

Передача бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность

Передача бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность

2

Регулирование тарифов не соответствует установленным современным принципам экономического регулирования цен на тепло

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Расчет и утверждение тарифов, определение показателей деятельности на основании новых нормативных правовых актов.

Устранение основных диспропорций между группами потребителей, первый шаг к возмещению затрат, начало применения новой дифференцированной тарифной структуры, первое применение стимулов и мер поддержки

Расчет и утверждение тарифов, определение показателей деятельности на основании новых нормативных правовых актов.

Устранение большинства диспропорций между группами потребителей, переход к возмещению затрат, применение новой дифференцированной тарифной структуры, применение стимулов и мер поддержки

Расчет и утверждение тарифов, определение показателей деятельности на основании новых нормативных правовых актов.

Подготовка перехода к стимулирующему регулированию

Расчет и утверждение тарифов, определение показателей деятельности на основании новых нормативных правовых актов.

Полное применение всех современных принципов экономического регулирования цен на тепло

3

Низкий уровень  инвестиционной привлекательности отрасли

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Небольшие улучшения благодаря началу изменения структуры тарифа.

Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, начала планирования/подготовки инвестиционных проектов на новых условиях.

Ожидается появление небольшого (порядка 2%) коэффициента возврата инвестиций.

Улучшение в ходе первой фазы изменения структуры тарифа.

Подготовка (планирование, проектирование) и начало реализации  инвестиционных проектов.

Небольшое увеличение (до 4%) коэффициента возврата инвестиций

Улучшение в ходе дальнейшего изменения структуры тарифа, а также снижению издержек благодаря улучшению эффективности.

Планирование и реализация инвестиционных проектов.

Небольшое увеличение (до 6%) коэффициента возврата инвестиций

Дальнейшее улучшение.

Планирование и реализация инвестиционных проектов.

Небольшое увеличение (до 8%) коэффициента возврата инвестиций

Дальнейшее улучшение.

Планирование и реализация инвестиционных проектов.

Небольшое увеличение (до 10%) коэффициента возврата инвестиций

4

Негативное воздействие на окружаю-щую среду

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Небольшие улучшения благодаря усиленному контролю и мониторингу, и регуляторным стимулам.

Уменьшение объёма выбросов на 2% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на источниках и в тепловых сетях.

Уменьшение выбросов на 2% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на стороне потребителя.

Незначительное снижение объёма выбросов за счёт пилотного применения возобновляемых источников тепловой энергии.

 

Улучшения благодаря усиленному контролю и мониторингу, и чёткому распределению ответственностей, а так же первым результатам срочных инвестиционных мер и новых регуляторных стимулов

 

Уменьшение  объёма выбросов на 2% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на источниках и в тепловых сетях.

Уменьшение выбросов на 2% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на стороне потребителя.

Некоторое (в пределах 0,5%) снижение объёма выбросов за счёт применения возобновляемых источников тепловой энергии.

 

Дальнейшее улучшение

Уменьшение объёма выбросов на 4% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на источниках и в тепловых сетях. Уменьшение выбросов на 5% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на стороне потребителя.

Некоторое (в пределах 0,5%) снижение объёма выбросов за счёт применения возобновляемых источников тепловой энергии

 

 

Дальнейшее улучшение

Уменьшение объёма выбросов на 4% благодаря мерам по энергоэффектив-ности на источниках и в тепловых сетях. Уменьшение выбросов на 5% благодаря мерам по энергоэффек-тивности на стороне потребителя.

Более заметное (в пределах 1%) снижение объёма выбросов за счёт более широкого применения возобновля-емых источников тепловой энергии

 

 

Дальнейшее улучшение.

Уменьшение выбросов на 5% благодаря мерам по энерго-эффективнос-ти на источниках и в тепловых сетях.

Уменьшение выбросов на 7% благодаря мерам по энергоэффек-тивности на стороне потребителя.

Более заметное (в пределах 1%) снижение объёма выбросов за счёт более широкого применения возобновляемых источников тепловой энергии

Совокупное снижение выбросов парниковых газов за первые 5 лет действия Закона составит порядка 30%.

 

5

Низкая энергоэффективность

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Небольшие улучшения благодаря усиленному контролю и мониторингу

Утверждение новых нормативов/норм/показателей для субъектов, в том числе по энергоэффективности и уровню тепловых потерь.

Определение достижимых критериев экономии (класс энергоэффективности зданий).

Среднестатистические потери тепловой энергии в тепловых сетях снизятся до величины примерно 28%.

Определение достижимых критериев для мониторинга по величине затрат на собственные нужды источников тепловой энергии

Средний показатель удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии снизится примерно на 2%

Коэффициент использования установленной мощности увеличится примерно на 3%.

Процент оснащения приборами учёта возрастёт на 10%.

Улучшения благодаря усиленному контролю и мониторингу, и первым результатам срочных инвестиционных мер и новых регуляторных стимулов.

Финансирование мероприятий бюджетной сферы и предписания для коммерческих объектов для достижения критериев экономии зданиями с потреблением более 1000Гкал/год. Поддержка софинансирования коммерческих объектов зелеными фондами и др. подобными организациями

Среднестатистические потери тепловой энергии в тепловых сетях снизятся до величины примерно 26% за счёт регулирования количества потребляемого тепла на стороне потребителя, применения насосов с частотно-регулируемым приводом, улучшением теплоизоляции сетей и подключением к сети дополнительных потребителей.

Определение методов контроля источников тепловой энергии и формирование реестра предприятий, подлежащих контролю

 Средний показатель удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии снизится примерно на 2%

Коэффициент использования установленной мощности увеличится примерно на 3%.

Процент оснащения приборами учёта возрастёт на 10%.

Существенные улучшения

Финансирование мероприятий бюджетной сферы и предписания для коммерческих объектов для достижения критериев экономии зданиями с потреблением более 500 Гкал/год. Поддержка софинансирования коммерческих объектов зелеными фондами и др. подобными организациями

Среднестатистические потери тепловой энергии в тепловых сетях снизятся до величины примерно 24% за счёт регулирования количества потребляемого тепла на стороне потребителя, применения насосов с частотно-регулируемым приводом, улучшением теплоизоляции сетей и подключением к сети дополнительных потребителей.

 

Приведение к достижимым критериям источников мощностью более 100 МВт

Средний показатель удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии снизится примерно на 3%. Коэффициент использования установленной мощности увеличится примерно на 5%.

Процент оснащения приборами учёта достигнет 100%.

Существен-ные улучшения.

Финансирование мероприятий бюджетной сферы и предписания для коммерческих объектов для достижения критериев экономии остальными зданиями. Поддержка софинансирования коммерческих объектов зелеными фондами и др. подобными организация-ми

 

Среднестатистические потери тепловой энергии в тепловых сетях снизятся до величины примерно 20% за счёт регулирования количества потребляемого тепла на стороне потребителя, применения насосов с частотно-регулируемым приводом, улучшением теплоизоляции сетей и подключением к сети дополнительных потребителей.

 

Приведение к достижимым критериям источников мощностью более 50 МВт.

Средний показатель удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии снизится примерно на 3%.

Коэффициент использования установленной мощности увеличится примерно на 5%.

 

 

Существенные улучшения

Благодаря реализации мероприятий по снижению энергопотребления зданий потребление тепловой энергии за  5 лет может снизится на 40%.

Среднестатистические потери тепловой энергии в тепловых сетях снизятся до величины примерно 16% за счёт регулирования количества потребляемого тепла на стороне потребителя, применения насосов с частотно-регулируемым приводом, улучшением теплоизоляции сетей и подключением к сети дополнительных потребителей.

 

Приведение к достижимым критериям всех остальных источников из реестра. Затраты на собственные нужды источников тепловой энергии за 5 лет снизятся на 50%., при этом затраты на топливо снизятся на 7-10%.

 

Средний показатель удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии снизится примерно на 5%

Коэффициент использования установленной мощности увеличится примерно на 8%.

6

Отсутствие планирования и мониторинга на местах

 

Принятие подзаконных актов в развитие норм новых Законов «О теплоэнергетике» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере теплоэнергетики»

Формулирование стратегических направлений, утверждение правил планирования, утверждение приоритетных технологий для инноваций.

Разработка планов развития теплоэнергетики.

Установление в долгосрочных планах (к примеру, до 5 лет) доли/процента инновационных решений от общего количества решений.  

Утверждённые стратегические направления предоставляют основу для планирования сектора теплоэнергетики и инвестиций в инновации.

Разработка и утверждение планов развития теплоэнергетики.  

Небольшое исполнение иновационных решений в секторе теплоснабжения (20% от установленных показателей при долгосрочном планировании).

Реализация стратегических направлений посредством детальных решений по планированию на уровне муниципалитетов

Исполнение иновационных решений в секторе теплоснабжения (50% от установленных показателей при долгосрочном планировании).

Дальнейшее улучшение

 

Исполнение иновационных решений в секторе теплоснабжения (80% от установленных показателей при долгосрочном планировании).

Дальнейшее улучшение

 

Исполнение иновационных решений в секторе теплоснабжения (100% от установленных показателей при долгосрочном планировании).

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О в... посмотреть текст 21/10 - 16:30

Заключение ИЗПИ РК


Прикреплённые файлы:     Заключ КДРП энергетика сопут.pdf

29/10 - 16:37

Қазақстан Республикасының Энергетика министрлігі жауапты қосымшаға сәйкес жолдайды.

Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • МУРЗАШЕВ КАЙРАТ

    1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 06/10 - 11:47

    В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

    15/10 - 11:04

    Уважаемый Кайрат! Уведомление о публикации Проекта данного Консультативного документа регуляторной политики было направлено в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации письмом № 05-17/5249-И от 06.10.2021 (копия уведомления прилагается). При этом, в целях исключения возможности недоставки уведомления, вышеуказанное письмо было повторно направлено на электронные адреса ОЮЛ,

    Приложенные документы:
  • Скачать
  •