Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Правил военно-патриотического воспитания граждан Республики Казахстан

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 19/10/2021
Публичное обсуждение до: 02/11/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 02/11/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 02/11/2021 18:00:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать

Об утверждении Правил военно-патриотического воспитания граждан Республики Казахстан

 

Постановление Правительства Республики Казахстан

от ___ _________ 2022 года № ___.

 

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила военно-патриотического воспитания граждан.

2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан                             А. Мамин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден
постановлением Правительства Республики Казахстан
от ___ ________ 2022 года № ___

 

 

Правила

военно-патриотического воспитания граждан Республики Казахстан

 

  1. Общие положения

Правила организации военно-патриотического воспитания граждан определяют порядок организации, проведения и основные направления военно-патриотического воспитания граждан Республики Казахстан и военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

Военно-патриотическое воспитание – целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по реализации политики государства в области идеологии, формированию у граждан высокого патриотического сознания, уважения к своей истории, поднятие престижа и мотивации воинской службы, готовности к защите Республики Казахстан.

Объектами военно-патриотического воспитания являются граждане Республики Казахстан, преимущественно молодёжь и  военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (далее - военнослужащие).

Военно-патриотическое воспитание проводится среди граждан республики, военнослужащими в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности государства.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у граждан, особенно у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, обеспечению национальной безопасности, достижение и поддержание высокого морального духа населения Республики Казахстан.

Основополагающим инструментом в процессе усиления роли военно-патриотического воспитания граждан должны быть государственные программные документы: «Рухани Жаңғыру», идея «Мәңгілік Ел», «План нации – 100 шагов», «Семь граней великой степи» и ежегодные Послания Главы государста народу Казахстана.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

выполнение задач, поставленных Президентом Республики Казахстан;

проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условии для эффективного военно-патриотического воспитания молодёжи;

утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому, к традициям народа Казахстана, повышение престижа государственной, особенно воинской службы;

создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания граждан, в том числе проходящей службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

воспитание у граждан и военнослужащих преданности Республике Казахстан, верности воинскому (служебному) долгу по защите общества и государства;

формирование патриотического сознания, любви к Родине, своему народу, личной ответственности за обеспечение его безопасности у военнослужащих и граждан Республики Казахстан;

поддержание морально-психологического состояния и дисциплины военнослужащих, на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями задач;

формирование морально-психологической устойчивости у граждан и военнослужащих, их невосприимчивости к деструктивной идеологии;

осуществление разъяснительной работы среди граждан и военнослужащих по укреплению межконфессионального согласия и религиозной толерантности;

пропаганда среди молодёжи, военнослужащих и населения страны основ казахской государственности, казахстанской политической системы и социально-экономической модели, национальных традиций, духовных и моральных ценностей;

формирование адекватного понимания гражданами Республики Казахстан, военнослужащими, мер принимаемых государством для обеспечения военной безопасности Республики Казахстан;

формирование у граждан призывного возраста и военнослужащих личных качеств, обеспечивающих сплочение воинских коллективов, безупречное выполнение ими должностных обязанностей, соблюдение воинской дисциплины и правопорядка;

профилактика правонарушений и уголовных проступков;

волонтерская деятельность.

Военно-патриотическое воспитание реализуется в 3-х взаимосвязанных сферах:

системе военно-патриотического воспитания с гражданами страны, в первую очередь с молодёжью;

системе военно-патриотического воспитания с личным составом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

информационной деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан через СМИ и путем активного взаимодействия с государственными органами, общественными и ветеранскими организациями.

Военно-патриотическое воспитание организуется во всех государственных органах, Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, соответствующими управлениями (отделами) акиматов городов, областей и проводится с гражданами и военнослужащими по следующим основным направлениям: идеологическая работа; информационно-воспитательная работа; психологическая работа; социально-правовая деятельность; морально-нравственное воспитание; изучение истории; патриотическое воспитание; профессиональное воспитание и воспитание на воинских традициях.

Планирование военно-патриотического воспитания осуществляется:

в государственных органах, Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан – на год (план согласовывается с секретарём Совета Безопасности Республики Казахстан);

в общеобразовательных учреждениях (школы, колледжи, высшие учебные заведения) – на год (план согласовывается с соответствующими управлениями образования городов и областей);

воинских частях и учреждениях, департаментах (управлениях, отделах) по делам обороны, военных учебных заведениях, военно-технических школах, в том числе других войск и воинских формирований Республики Казахстан – на год (план согласовывается с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск, войсками региональных командований, командованиями других войск и воинских формирований Республики Казахстан, основные мероприятия военно-патриотической работы включаются в план мероприятий на месяц);

в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц;

в ротах (батареях) – на неделю (предусматривается время для проведения мероприятий военно-патриотического воспитания в расписаниях занятий в соответствии с распорядком дня не менее 2 часов в неделю, исходя из особенностей выполняемых задач).
Состояние военно-патриотической работы является одним из критериев оценки деятельности государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Анализ эффективности военно-патриотической работы осуществляется 1 раз в полугодие.

 

2. Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития казахстанского общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения главными тенденциями развития этого процесса.

В содержание военно-патриотического воспитания включены два основных и тесно взаимосвязанных между собой компонента.

Первый компонент основывается на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, воспитывает важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, знание истории, уважение к государственным символам Республики Казахстан, строго соблюдения Конституции, Законов Республики Казахстан, готовности к защите Отечества, обеспечению безопасности государства, его граждан и др.).

Вторым компонентом военно-патриотического воспитания является обеспечение глубокого понимания каждым гражданином, молодым казахстанцем и военнослужащим своей роли и места в выполнении задач по защите Республики Казахстан, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требовании воинской службы, повышения профессионализма, убежденность в необходимости защиты независимости в современных условиях, формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых будущему защитнику Родины.

Основой содержания второго компонента является верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В содержании военно-патриотического воспитания граждан приоритетными духовно-нравственными ценностями являются:

гражданственность и патриотизм;

преданность народу Казахстана и его законно избранному Президенту;

преемственность поколений;

сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных, других войск, воинских формирований Республики Казахстан, государственных органов;

самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

гуманизм и нравственность;

чувство собственного достоинства;

социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Среди ценностей главным является патриотизм и готовность к достойному служению на благо Республики Казахстан, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания граждан.

Готовность к достойному служению Республике Казахстан – это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом её воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной связанной с ней государственной службы. К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, относятся гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства.

Воинский долг – система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны изложенная в Конституции Республики Казахстан, Военной Доктрине, законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников.

Профессионализм – степень овладения различными категориями личного состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи.

Воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач воинской службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.

Введение в содержание военно-патриотического воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон менталитета народа Казахстана.

 

3. Основополагающие принципы и направления реализации военно-патриотического воспитания

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность народу Казахстана и законно избранному Президенту, органам государственной власти, патриотизм, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у граждан Республики Казахстан.

Военно-патриотическое воспитание один из видов масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, охватывает своим воздействием все категории граждан, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженные Силы, другие войска, и воинские формирования Республики Казахстан.

Основополагающими принципами военно-патриотического воспитания при осуществлении практической деятельности в этой сфере, являются: научность, гуманизм, приоритетность исторического, культурного наследия народа Казахстана, его духовных ценностей и традиций, системность, преемственность и непрерывность в развитии гражданского общества и армии, с учетом особенностей ее различных категорий, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания граждан обеспечит развитие нового, по настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Республики Казахстан и осуществляется по следующим основным направлениям:

идеологическая работа – целенаправленная деятельность государственных органов, Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, по реализации политики Президента страны – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Республики Казахстан в области идеологии, а также среди населения страны в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности государства;

информационно-воспитательная работа – система целенаправленных, согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственными органами, Вооружёнными Силами, другими войсками воинскими формированиями Республики Казахстан, средствами массовой информации по своевременному доведению гражданам страны, военнослужащим сведений о военно-политической, морально–психологической и информационной обстановке, принимаемых решений органами государственной власти, а в военное время полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в целях формирования устойчивого морально-психологического состояния населения государства и военнослужащих Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, выполняющих боевые задачи.

 психологическая работа – формирование у граждан страны высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий граждан и личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов;

социально-правовая деятельность – формирование у граждан и военнослужащих глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в политической системе общества и государства.

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями граждан, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, высшего руководства Вооружённых Сил:

морально-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоких нравственных, профессиональных, этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма,

изучение истории – познание истории, осознание неповторимости Великой степи, её судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Казахстана, его роли и места в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов Казахстана, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость страны;

патриотическое воспитание – воспитание важнейших духовно - нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития казахстанского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы казахстанцев. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу Казахстана, к его свершениям, испытаниям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

профессиональное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду на благо Республики Казахстан, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессиональной деятельности, самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;

воспитание на воинских традициях - процесс, представляющий собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на граждан и военнослужащих, являются верность военной присяге, своему народу и Президенту, самоотверженность в бою, героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости, воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы, взаимное доверие, гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций казахских батыров, героев-казахстанцев, приобщение участников боевых действии в Афганистане и на территории других государств к мероприятиям военно-патриотического воспитания.

4. Система военно-патриотического воспитания

Правила военно-патриотического воспитания предполагают рассмотрение воспитания у граждан Республики Казахстан патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству в качестве относительно самостоятельной системы.

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвлённой системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система военно-патриотической работы представляет собой установленные порядок, содержание воспитательной деятельности государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, её функционирование и контроль над его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс военно-патриотического воспитания граждан, в первую очередь подрастающего поколения на уровне дошкольного и, прежде всего, семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных исполнительных органов, в министерствах, ведомствах и другие.

Военно-патриотическое воспитание молодежи – одно из главных направлений деятельности Правительства Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на долгосрочную перспективу.

Система военно-патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, колледжах, высших и других типах учебных заведений.

Формирование у учащихся готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы, на занятиях по физической подготовке, на учебно-полевых сборах и других формах, в зависимости от типа учебного заведения и другие).

2. Массовую военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными органами, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, ветеранскими организациями, общественными движениями и организациями молодежи и др. (детско-юношеское военно-патриотическое движение «Жас сарбаз», военно-патриотические организации и клубы, классы «Жас сарбаз», «Жас-құтқарушы», кружки «Смарт сарбаз», ежегодный республиканский военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын», спортивные и другие секции и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решение проблем военно-патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловлена общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы патриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами Вооружённых Сил, боевых действий, военнослужащими, совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью.

Эти формы проводятся виде практических занятии, работ, различных игр и т.д., включают ознакомление молодёжи с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (дни открытых дверей, военно-технические кружки, военно-спортивные игры, спортивные секции и т.п.).

Третья группа. военноөпатриотический лагерь «Жігер», учебно-полевые сборы, детско-юношеское военно-патриотическое движение «Жас сарбаз», военно-патриотические организации и клубы, классы «Жас сарбаз», «Жас-құтқарушы», кружки «Смарт сарбаз», ежегодный республиканский военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын», военно-патриотическая акция «Ел тірегі», ежегодный фестиваль солдатской песни «Сарбаз сахнасы» (проводится с военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, ежегодный республиканский фестиваль военно-патриотической песни «Жас сарбаз» (проводится среди детей военнослужащих, военно-техническая школа, школы юных моряков, лётчиков, пограничников, десантников и другие.

Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым преодолевается разрыв между теоретическими и практическими компонентами военно-патриотического воспитания.

При осуществлении военно-патриотического воспитания используются системы средств, которые включает три основных компонента материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам относятся Национальный военно-патриотический центр Вооружённых Сил Республики Казахстан, музеи, комнаты Боевой Славы, комнаты информационно-воспитательной работы, культурно-досуговые центры, учебные аудитории, военно-патриотические клубы, классы «Жас сарбаз», «Жас-құтқарушы», кружки «Смарт сарбаз», классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, памятники, захоронения, техника, специальное оборудование, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию её независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности государства и другие.

Организационные средства военно-патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

 

5. Эффективность военно-патриотического воспитания и его критерии

Эффективность военно-патриотического воспитания – процесс достижения её субъектами в ходе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию патриотизма у граждан, это рациональная, оптимальная организация всех звеньев данного процесса в соответствии с целью, стоящей перед ним, конкретными условиями и особенностями его осуществления.

Необходимыми условиями определения эффективности военно-патриотического воспитания является регулярный учет, фиксирование и анализ ею результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик граждан, таких, как патриотизм, воинский долг, следование лучшим традициям и других.

Эффективность зависит от двух основных факторов:

состояния объективных и субъективных условий макро- и микросреды и их учета в процессе военно-патриотического воспитания;

внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе военно-патриотического воспитания (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и другие).

Определение того или иного уровня эффективности воспитания производится на уровне критериев, которые выступают образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень военно-патриотического воспитания, определяют степень его соответствия, приближения к норме, к идеалу.

 Основанием для выведения конкретных критериев эффективности является результат военно-патриотического воспитания, соотносимый с затраченными усилиями и объективно заданными параметрами этой деятельности, осуществляемой в интересах решения конкретных задач по развитию патриотизма у граждан, той или иной категории молодежи, их готовности к достойному служению  и защите Республике Казахстан.

Основные критерии эффективности военно-патриотического воспитания:

результативный – определяющий действенность военно-патриотического воспитания в обеспечении реального влияния его субъектов на граждан, их деятельность и поведение, соответствие предъявляемым требованиям со стороны общества и государства;

деятельный – определяющий соответствие задач содержания, форм и средств военно-патриотического воспитания потребностям интересам и особенностям современных граждан, их стремлении к саморазвитию, к активной социализации, ориентированной на достойное служение Республики Казахстан.

целевой – определяющий готовность субъектов военно-патриотического воспитания правильно ставить и творчески решать его задачи, находить конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью и соответствующего основным интересам и устремлениям подрастающего поколения, имеющим также и социально-значимую, патриотическую направленность.

При определении эффективности военно-патриотического воспитания очень учитывать как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение граждан, особенно молодёжи.

Эффективность военно-патриотического воспитания определена тремя основными способами:

через конечный результат военно-патриотического воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);

через конкретные особенности военно-патриотического воспитания с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм и методов для решения тех или иных педагогических задач в отношении различных категорий граждан и молодёжи;

через изучение, фиксирование (по системе определенных параметров, показателей) реально проявляемых изменений, которые произошли (происходят) в молодёжной (армейской) среде как в объекте военно-патриотического воспитания в результате его осуществления.

 

6. Использование глобальной сети интернет в интересах военно-патриотического воспитания граждан

Глобальная сеть Интернет используется в целях информирования граждан Республики Казахстан, военнослужащих Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, зарубежных пользователей глобальной сети Интернет (далее - сеть Интернет) о процессах, происходящим в стране и мире и другие.

Государственные органы, Вооружённые Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, идеологи, СМИ должны активно использовать потенциал сети Интернет, как основного источника информации для населения Республики Казахстан.

Организация мероприятий государственными органами, Вооружёнными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан по соблюдению информационной безопасности и этических норм поведения в общении, социальных сетях и СМИ.

Основными способами распространения информации в сети Интернет являются:

размещение информации на сайтах государственных органов, информационных порталах, сайтах информационных агентств, печатных и электронных СМИ;

электронная рассылка информационных материалов в различные источники;

участие в обсуждении различных тем (форумы, конференции и другие).

Для размещения информации в сети Интернет необходимо согласование материала с первым руководителем государственного органа с изложением целей и способов распространения информационных материалов в сети Интернет, а также с органом защиты государственных секретов.

 

7. Организация взаимодействия государственных органов

В процессе организации военно-патриотического воспитания граждан государственные органы, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования осуществляют взаимодействие в рамках обмена информацией и проведения совместных военно-патриотических и других мероприятий.

Целью взаимодействия является согласование совместных планов и практических действий в интересах формирования высокого морального духа граждан Республики Казахстан, военно-патриотического воспитания и пропаганды воинской службы среди населения, информирования о жизнедеятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, подготовки молодёжи к воинской службе и иных вопросов обеспечения военной безопасности государства.

Взаимодействие осуществляется с должностными лицами государственных органов, Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, акимами городов и областей, депутатами и другими организациями в интересах решения следующих основных задач:

совместное участие в организации военно-патриотического воспитания, проведении в жизнь идеологии государства, патриотическом воспитании граждан Республики Казахстан;

пропаганда воинской службы и военно-профессиональная ориентация молодёжи;

совместная организация подготовки граждан к воинской службе (в учреждениях образования), работа с допризывной молодежью;

проведение совместных патриотических, гуманитарных, благотворительных акций;

увековечение памяти военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга;

чествование граждан, имеющих заслуги перед Республики Казахстан, за плодотворную государственную, общественную, творческую деятельность, трудовые и ратные подвиги;

обеспечение исполнения законодательства Республики Казахстан в области обороны и безопасности;

социальное обеспечение и правовая защита военнослужащих и членов их семей;

патриотическое и нравственное воспитание граждан и военнослужащих;

содействие профессиональному росту, повышению образовательного и культурного уровня военнослужащих, профессиональной переподготовке, трудоустройству и социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы.

Государственными органами совместно с должностными лицами Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований, акиматами городов и областей определяется перечень совместных мероприятий по организации военно-патриотического воспитания граждан, устанавливается порядок взаимодействия в повседневной деятельности, организация информирования по выполнению перечня (плана) совместных мероприятий, назначаются ответственные должностные лица с каждой стороны для осуществления контроля за исполнением плана.

Формы совместной работы:

обмен информацией по взаимно интересующим вопросам;

совместное проведение мероприятий военно-патриотической направленности;

проведение дней открытых дверей в воинских частях и учреждениях, встреч и бесед личного состава с представителями органов власти, общественными и ветеранскими организациями, трудовыми коллективами;

приглашение представителей органов власти, деятелей науки и культуры, ветеранов Вооружённых Сил и боевых действий на ритуал принятия Военной присяги;

участие представителей государственных органов,  представителей науки и культуры в сборовых мероприятиях, инструктивно-методических занятиях с руководителями групп государственно подготовки и другие;

поощрение лучших военнослужащих местными исполнительными органами;

оказание содействия в проведении призыва на воинскую службу, профессиональной ориентации и отбора молодёжи в Вооруженные Силы;

разработка и реализация социальных программ поддержки и помощи ветеранам Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил в составе межведомственных рабочих групп;

совместное рассмотрение обращений военнослужащих и членов их семей по социальным вопросам;

организация культурно-досуговых мероприятий, проведение обмена концертами художественной самодеятельности, выставками произведений искусства, самодеятельного художественного творчества и другие;

проведение мероприятий по случаю государственных праздников, юбилейных дат района (города), организаций, воинских частей и учреждений;

совершенствование форм и механизмов социального партнёрства образовательных организаций, учреждений культуры, общественных объединений в пропаганде военно-патриотического воспитания; 

обновление баз данных, мониторинг интернет-сайтов и блогосферы, информационно–аналитических материалов военно-патриотической направленности в Интернет пространстве, в том числе, образовательных организаций, учреждений культуры и печатных изданий;

активное использование элементов военно-патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся подходов, стереотипов и механизмов негативного плана;

противодействие всем попыткам принижения роли, места, значения, дискредитации, девальвации военно-патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, печатных изданий, спорте, рекламе и другие; 

содействие всемерному развитию и расширению военно-патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, издаваемой литературы; 

активизация творческих усилий журналистов, писателей, деятелей науки и культуры, представителей интеллигенции в области военно-патриотического воспитания; 

издание и распространение литературы, развитие электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на военно-патриотической тематике. 

 

8. Основные мероприятия, проводимые государственными органами, Вооружёнными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан в целях военно-патриотического воспитания

Развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к государственным символам Республики Казахстан, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам – постоянно;

популяризация подвигов героев и видных деятелей истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Героев Советского Союза, Халық қаһарманы, Еңбек ері, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны – постоянно;

разработка текстовых идеологических шаблонов для проведения военно-патриотической работы с гражданами и военнослужащими – ежегодно (октябрь);

формирование пула спикеров из числа наиболее авторитетных общественных деятелей среди граждан и военнослужащих – ежегодно (ноябрь-декабрь);

организация выступлений первых руководителей и должностных лиц перед гражданами, военнослужащими по разъяснению программных документов Главы государства – постоянно;

проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов – ежегодно (апрель, май);

организация проведения субботников по благоустройству городов, посёлков, территории военных городков в рамках акции «Жасыл ел» - ежегодно (апрель, октябрь);

организация широкой пропаганды массового спорта, здорового образа жизни, профилактической борьбы против алкогольной и наркотической зависимости и табакокурения посредством проведения оздоровительных акций «Мир без наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», «Президентская миля» и другие – ежегодно (август);

организация подписания меморандумов между государственными органами, Вооружёнными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, акиматами областей, городов о сотрудничестве и взаимодействии в сфере идеологической работы и военно-патриотического воспитания граждан – ежегодно;

организация в государственных учреждениях, воинских частях и учреждениях Вооружённых Сил, других войсках и воинских формирований Республики Казахстан литературных вечеров, круглых столов, викторин на знание истории, культуры, обычаев и традиций народов, проживающих в Республике Казахстан – ежегодно;

Организация в государственных органах, в воинских частях и учреждениях Вооружённых Сил, других войсках и воинских формирований Республики Казахстан мероприятий, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат – постоянно;

организация мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий и голода – ежегодно (май);

организация встреч с учеными, писателями, творческой интеллигенцией, представителями общественных организаций по доведению гражданам, военнослужащим достижений Республики Казахстан в области экономики, межэтнического и межконфессионального согласия, развития Вооруженных Сил, о научных открытиях и другие – постоянно;

организация мероприятий по формированию у граждан и военнослужащих экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности, норм и правил поведения в социальной и природной среде, умений и навыков безопасности, необходимых в повседневной жизни – постоянно;

организация мероприятий по знанию и соблюдению антикоррупционных норм и стандартов, формированию основ антикоррупционной культуры в сознании граждан военнослужащих, служащих и учащейся молодежи – постоянно;

организация и проведение конкурса среди образовательных учреждений (школы, колледжи, вузы) на лучшую подготовку граждан к воинской службе – ежегодно;

проведение Республиканского военно-патриотического сбора молодежи «Айбын» с широким привлечением руководителей и воспитанников военно-патриотических клубов «Жас сарбаз», «Жас-құтқарушы», кружков «Смарт сарбаз», учащихся средних и специализированных школ – ежегодно (по согласованию);

проведение всеармейского фестиваля творческих коллективов Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан «Сарбаз сахнасы», Республиканского фестиваля военно-патриотической песни «Жас сарбаз» с участием воспитанников военно-патриотических клубов республиканского движения «Жас Сарбаз», «Жас-құтқарушы», лицея «Жас улан», специализированного лицея «Арыстан» и Военно-технической школы – ежегодно;

проведение военно-патриотической акции «Ел тірегі» на сборных (призывных) пунктах местных органов военного управления с привлечением допризывной молодежи, родителей, ветеранских организаций – ежегодно (в период призывной кампании);

организация и проведение в воинских частях и учреждениях совместно с местными исполнительными органами торжественных мероприятий (акций) с широким привлечением допризывной молодежи («День юнармейца», «День открытых дверей», «Армия глазами детей», «Один день в армии Казахстана» и другие) – ежегодно;

проведение мероприятий с привлечением ведущих казахстанских политологов, профессиональных лекторов, религиоведов (теологов) по разъяснению гражданам и военнослужащим истинных намерений деструктивных идей экстремизма и терроризма, нетрадиционных и запрещенных религий, их сущности и социальной опасности для общества и армии – один раз в полугодие.

размещение на официальных страницах государственных органов, в социальных сетях социальных роликов, рекламных материалов, направленных на укрепление позитивного имиджа Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, формирование казахстанского патриотизма – постоянно;

организация выпуска учебных, документальных, научно-популярных и просветительских фильмов, фотоальбомов о достижениях Республики Казахстан – постоянно.

организация проведения военно-патриотических мероприятий с гражданами, военнослужащими с привлечением ветеранов Вооруженных Сил, участников боевых действий, локальных войн и военных конфликтов – ежегодно.

 

9. Ожидаемый результат

Реализация основных направлений Правил военно-патриотического воспитания граждан позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.

Благодаря формированию и развитию у граждан Республики Казахстан таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей намного возрастут её возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в воинской и в других, связанных с ней видах государственной службы.

Улучшение качественных характеристик современной молодёжи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание граждан, в первую очередь у молодёжи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач.

Одним из результатов улучшения состояния военно-патриотического воспитания граждан станут обеспечение обороноспособности и безопасности страны, поддержание стабильности в обществе. В лице патриотически воспитанной молодёжи современное казахстанское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться её готовностью взять на себя ответственность за будущее Республики Казахстан, успешного развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

Комментарий

ХАЛИМОВ НУРЛАН

Об утверждении Правил военно-патриотического воспи... посмотреть текст 25/10 - 18:07

Добрый день, надо разработать типовую программу для учащихся с 5-го класса, вести работу именно с учащимися младших классов. Движение Жас Сарбаз занимается, на мой взгляд, работой из "кабинета" и инстаграма. Чтобы дети поверили, показывать личный пример. Пока, к сожалению, работа ведется разрозненно. Сколько проводили семинаров в городе Нур-Султан ни разу не приходили на заседание! Казалось бы, везде есть программы типовые и СТЕМ и Экономисты, самопознание, но только не Жас Сарбаз.

31/10 - 22:45

Благодарим за активное участие в обсуждений. Ваше мнение учтено в дальнейшем при разработке постановления Правительства.

ТАШУБАЕВ АРКЕН

Одним из результатов улучшения состояния военно-па... посмотреть текст 23/10 - 11:20

Документ составлен безграмотно, нет логической последовательности понятий и определений. Структура не понятна, Правила должны определять алгоритм работы, а здесь, абстрактное описание взятое из сети интернет от различных источников, но по уму не скомпанованному. В учреждениях образования нет предмета начальная военная подготовка. Кто конкретно в государственных органах, имеется ввиду акимат, будет вести эту работу. Не указано финансирование, а ведь это как дополнительная нагрузка на исполнителей, те же Жас сарбаз, Смарт сарбаз которые не оплачиваются. Не конкретизирована роль МОН, МКС, МИОС, ведь они основные в идеологии

31/10 - 22:44

Благодарим за активное участие в обсуждений. Ваше мнение учтены в дальнейшем при разработке данного постановления Правительства

СУХАНОВ АНДРЕЙ

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Республ... посмотреть текст 20/10 - 07:27

«При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется.» (часть третья пункта 5 статьи 25 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

21/10 - 22:58

Благодарим за комментарий! Ваше замечание учтено!