Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О личных подсобных хозяйствах»

Краткое содержание: Проект концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О личных подсобных хозяйствах»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 22/10/2021
Публичное обсуждение до: 05/11/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/11/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/11/2021 18:00:00
Приложенные документы:

Проект концепции

к проекту Закона Республики Казахстан

«О личных подсобных хозяйствах»

 

 

1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О личных подсобных хозяйствах» (далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Основанием разработки проекта Закона является пункт 18 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

Принятие проекта Закона на сегодняшний день имеет актуальность, что подтверждается объективными причинами.

По данным Бюро национальной статистики Агенства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан насчитывается 1 636,2 тыс. личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ), которые по итогам 2020 года произвели сельскохозяйственную продукцию на общую сумму 2,6 трлн. тенге, внося весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. В настоящее время 41,5% от общего объема валовой продукции отрасли приходится на долю ЛПХ. Кроме того, в ЛПХ занято более 3,5 млн. сельских жителей, которые относятся к категории людей с низким уровнем доходности.

При этом, ЛПХ не имеют доступа к современным методам производства, их огромный биологический актив не вовлечен в технологические процессы и их потенциальные возможности не раскрыты. Не имея доступа к мерам государственной поддержки они вынуждены вести неравную конкуренцию с организованными хозяйствами на внутреннем рынке продовольственных товаров.

Отсутствие четкой регламентации ведения хозяйственной деятельности ЛПХ привело к тому, что сегодня создалась неблагоприятная экологическая обстановка и неудовлетворительная эпизоотическая и санитарная ситуация не только в самих населенных пунктах, но и вокруг них. Нехватка пастбищных угодий вокруг населенных пунктов и их высокий уровень деградации на сегодняшний день стали причиной роста количества протестного электората среди самой политически пассивной и консервативной части населения страны, чем все чаще стали пользоваться оппозиционно настроенные деструктивные элементы.

В то же время низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ в значительной мере влияет на адекватность разработки государственной политики по развитию аграрного сектора экономики и сельских территорий.

Сельские жители не в полной мере имеют возможности для накопления на своих индивидуальных счетах Единого накопительного пенсионного фонда, Государственного фонда социального страхования и Обязательного социального медицинского страхования, что в свою очередь, значительно снижает уровень их социальной защищенности.

 

3. Цели принятия законопроекта

Целью принятия проекта Закона является определение правовых, организационных и экономических основ деятельности ЛПХ, принципов и механизмов государственного регулирования и поддержки их деятельности.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются государственное регулирование в области ведения ЛПХ, направленное на обеспечение благоприятных условий и дальнейшего развития ЛПХ, а также общественные отношения в области ведения ЛПХ, за исключением тех, которые регламентированы конституционными законами.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Проект Закона состоит из 4 глав и 19 статей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о личных подсобных хозяйствах.

Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств.

Статья 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств.

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств.

Статья 5. Компетенция местных представительных органов (маслихатов) областей в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Статья 6. Компетенция местных исполнительных органов областей в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Статья 7. Компетенция местных представительных органов (маслихатов) районов в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов районов в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Статья 9. Компетенция схода (собрания) жителей села в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Статья 10. Компетенция акимов сельских и сельских округов, сёл, посёлков в вопросах развития личных подсобных хозяйств.

Глава 3. Аким и аппарат акима города районного значения, села, сельского округа.

Статья 11. Государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств.

Статья 12. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и нормативы содержания животных в нем.

Статья 13. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства.

Статья 14. Права и обязанности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Статья 15. Учет личных подсобных хозяйств.

Сатья 16. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Глава 4. Заключительные положения.

Статья 17. Международное сотрудничество в области развития личных подсобных хозяйств.

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве.

Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм не выявлено.

Принятие данного проекта Закона позволит урегулировать отношения, возникающие при ведении ЛПХ, обеспечить рациональное использование земель сельских населенных пунктов и сельхозназначения, а также открыть путь для доступа ЛПХ к мерам господдержки. Но самое важное будет создана основа для развития кооперации на селе, вовлечения огромного биологического актива сельских жителей в современные технологии и за счет этого без больших капитальных вложений добиться роста его нераскрытого потенциала по повышению продуктивности скота и качества продукции.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

В законопроекте предполагается ввести норму регулирования численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства. Это может вызвать недовольство отдельной части населения, которое может поддерживаться и подогреваться оппозиционно настроенными лицами. Однако, эта проблема может быть решена путем проведения соответствующей разъяснительной работы среди населения.

 

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

В соответствии с разрабатываемым законопроектом, необходимо внести изменения и дополнения в:

Земельный кодекс Республики Казахстан;

Уголовный кодекс Республики Казахстан;

Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан;

Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

 

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативно-правовыми актами

Предмет проекта Закона регулируется Земельным кодексом в части развернутого определения статуса ЛПХ, Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом в части привлечения к ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о ЛПХ, а также Законами «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» в части разработки подзаконных актов по субсидированию ЛПХ и «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части утверждения областных и районных программ, планов по развитию ЛПХ, организации и реализации мероприятий по вопросам развития ЛПХ и соответствующими подзаконными актами.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Как показал обзор нормативной правовой базы стран СНГ, только в законодательстве Республики Казахстан отсутствует Закон «О личных подсобных хозяйствах».

Так, были изучены законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Узбекистана.

 

Российская Федерация

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон РФ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами ЛПХ.

Правовое регулирование ведения гражданами ЛПХ осуществляется Конституцией Российской Федерации, этим Законом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон РФ состоит из 11 статей, в которых регулируются права граждан на ведение ЛПХ, наделение их земельными участками и их целевое использование, государственная и иная поддержка и др.

Немаловажным моментом Закона РФ является регулирование по максимальному размеру общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Максимальный размер земельного участка устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

 

Республика Беларусь

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон РБ) отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь ЛПХ и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются настоящим Законом РБ, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Закон РБ состоит из 13 статей, которые регулируют сферу деятельности Закона РБ, учёт ЛПХ, выделение земельных участков и др.

 

Узбекистан

В Узбекистане Закон «О подсобном хозяйстве» вступил силу с 1 апреля текущего года. Согласно данному закону подсобное хозяйство – трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках.

При этом подсобное хозяйство не считается предпринимательской деятельностью, и не требуется его государственная регистрация.

Лицо, самостоятельно осуществляющее основанную на личном трудовом участии деятельность по выращиванию (переработке) сельскохозяйственной продукции в подсобном хозяйстве, может получить статус самозанятого лица. А сельхозпродукция, выращенная (переработанная) на личном приусадебном земельном участке, является его частной собственностью.

Закон устанавливает права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, они имеют право на свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами.

Также в законе определены полномочия Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в области организации ведения и развития подсобных хозяйств.

Учет подсобных хозяйств ведется органами самоуправления граждан посредством формирования Реестра учета подсобных хозяйств. В нем отражается информация: о владельцах ЛПХ, площади личного приусадебного земельного участка, количество сельскохозяйственных животных, пчел, домашней птицы и ящиков тутового шелкопряда, а также информация о количестве сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные
с реализацией законопроекта

Реализация данного проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета по итогам решения Республиканской бюджетной комиссии, направленных на:

создание специализированных организаций и определение порядка поддержки личных подсобных хозяйств с их участием (РБ);

организацию и реализацию мероприятий по научному и информационно-маркетинговому обеспечению ЛПХ (РБ);

организация обучения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по вопросам его развития и кооперации (МБ);

субсидирование стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – ЛПХ (МБ);

организация проведения поисково-разведывательных работ по подземным водам для нужд ЛПХ и их кооперативов (МБ).

                                              Проект концепции     

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные

акты Республики Казахстан по вопросам деятельности
личных подсобных хозяйств»

 

1. Название законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств» (далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Проект Закона разработан во исполнение пункта 18 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

Данный проект Закона предусматривает сопутствующие поправки в законодательство Республики Казахстан в связи с принятием проекта Закона «О личных подсобных хозяйствах».

Принятие проекта Закона на сегодняшний день имеет актуальность, что подтверждается объективными причинами.

В настоящее время личные подсобные хозяйства (далее – ЛПХ) не имеют доступа к современным методам производства, их огромный биологический актив не вовлечен в технологические процессы и их потенциальные возможности не раскрыты. Не имея доступа к мерам государственной поддержки они вынуждены вести неравную конкуренцию с организованными хозяйствами на внутреннем рынке продовольственных товаров.

Отсутствие четкой регламентации ведения хозяйственной деятельности ЛПХ привело к тому, что сегодня создалась неблагоприятная экологическая обстановка и неудовлетворительная эпизоотическая и санитарная ситуация не только в самих населенных пунктах, но и вокруг них. Нехватка пастбищных угодий вокруг населенных пунктов и их высокий уровень деградации на сегодняшний день стали причиной роста количества протестного электората среди самой политически пассивной и консервативной части населения страны, чем все чаще стали пользоваться оппозиционно настроенные деструктивные элементы.

В то же время низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ в значительной мере влияет на адекватность разработки государственной политики по развитию аграрного сектора экономики и сельских территорий.

В новом Законе «О личных подсобных хозяйствах» будет создана необходимая правовая база для регулирования вышеуказанных проблем. В этой связи, в рамках данного проекта Закона планируются внесение изменений в следующие законодательные акты:

  1. в Земельный кодекс Республики Казахстан в части определения понятия ЛПХ;
  2. в Уголовный кодекс, а также Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан Республики Казахстан в части установления ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве;
  3. в Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» в части включения компетенции уполномоченного органа в области государственного регулирования развития ЛПХ по разработке и утверждению правил субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам - ЛПХ, правил микрокредитования/кредитования ЛПХ, их кооперативов и осуществление ее мониторинга, а также принципов государственного регулирования развития ЛПХ;
  4. в Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части включения компетенции местных представительных (маслихатов) и исполнительных органов, а также схода жителей городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в вопросах развития ЛПХ.

 

3. Цели принятия законопроекта

Проект Закона разработан в целях приведения в соответствие законодательных актов с проектом Закона «О личных подсобных хозяйствах».

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются государственное регулирование в области ведения ЛПХ, направленное на обеспечение благоприятных условий и дальнейшего развития ЛПХ, а также общественные отношения в области ведения ЛПХ, за исключением тех, которые регламентированы конституционными законами.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Проект Закона состоит из 2 статей.

Первая статья проекта Закона предусматривает внесение изменений
и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

Земельный кодекс Республики Казахстан;

Уголовный кодекс Республики Казахстан;

Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

Вторая статья проекта Закона предусматривает порядок введения
в действие проект Закона.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм не выявлено.

Принятие данного проекта Закона позволит урегулировать отношения, возникающие при ведении ЛПХ, обеспечить рациональное использование земель сельских населенных пунктов и сельхозназначения, а также открыть путь для доступа ЛПХ к мерам господдержки. Но самое важное будет создана основа для развития кооперации на селе, вовлечения огромного биологического актива сельских жителей в современные технологии и за счет этого без больших капитальных вложений добиться роста его нераскрытого потенциала по повышению продуктивности скота и качества продукции.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

В законопроекте предполагается ввести норму регулирования численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства. Это может вызвать недовольство отдельной части населения, которое может поддерживаться и подогреваться оппозиционно настроенными лицами. Однако, эта проблема может быть решена путем проведения соответствующей разъяснительной работы среди населения.

 

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Не требуется

 

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативно-правовыми актами

Предмет проекта Закона регулируется Земельным кодексом в части развернутого определения статуса ЛПХ, Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом в части привлечения к ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о ЛПХ, а также Законами «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» в части разработки подзаконных актов по субсидированию ЛПХ и «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части утверждения областных и районных программ, планов по развитию ЛПХ, организации и реализации мероприятий по вопросам развития ЛПХ и соответствующими подзаконными актами.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Как показал обзор нормативной правовой базы стран СНГ, только в законодательстве Республики Казахстан отсутствует Закон «О личных подсобных хозяйствах».

Так, были изучены законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Узбекистана.

 

Российская Федерация

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон РФ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами ЛПХ.

Правовое регулирование ведения гражданами ЛПХ осуществляется Конституцией Российской Федерации, этим Законом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон РФ состоит из 11 статей, в которых регулируются права граждан на ведение ЛПХ, наделение их земельными участками и их целевое использование, государственная и иная поддержка и др.

Немаловажным моментом Закона РФ является регулирование по максимальному размеру общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Максимальный размер земельного участка устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

 

Узбекистан

В Узбекистане Закон «О подсобном хозяйстве» вступил силу с 1 апреля текущего года. Согласно данному закону подсобное хозяйство – трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках.

При этом подсобное хозяйство не считается предпринимательской деятельностью, и не требуется его государственная регистрация.

Лицо, самостоятельно осуществляющее основанную на личном трудовом участии деятельность по выращиванию (переработке) сельскохозяйственной продукции в подсобном хозяйстве, может получить статус самозанятого лица. А сельхозпродукция, выращенная (переработанная) на личном приусадебном земельном участке, является его частной собственностью.

Закон устанавливает права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, они имеют право на свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами.

Также в законе определены полномочия Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в области организации ведения и развития подсобных хозяйств.

Учет подсобных хозяйств ведется органами самоуправления граждан посредством формирования Реестра учета подсобных хозяйств. В нем отражается информация: о владельцах ЛПХ, площади личного приусадебного земельного участка, количество сельскохозяйственных животных, пчел, домашней птицы и ящиков тутового шелкопряда, а также информация о количестве сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств.

 

Республика Беларусь

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон РБ) отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь ЛПХ и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются настоящим Законом РБ, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Закон РБ состоит из 13 статей, которые регулируют сферу деятельности Закона РБ, учёт личных крестьянских хозяйств, выделение земельных участков  и др.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные
с реализацией законопроекта

Реализация данного проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета по итогам решения Республиканской бюджетной комиссии, направленных на:

организацию и реализацию мероприятий по научному и информационно-маркетинговому обеспечению ЛПХ (РБ);

организация обучения граждан, ведущих ЛПХ, по вопросам его развития и кооперации (МБ);

субсидирование стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – ЛПХ (МБ);

организация проведения поисково-разведывательных работ по подземным водам для нужд ЛПХ и их кооперативов (МБ).

                                              Проект концепции     

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности
личных подсобных хозяйств
»

 

1. Название законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств» (далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В соответствии с частью 2-1 статьи 1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) внесение изменений и (или) дополнений в КоАП могут быть внесены только специальным законом, не предусматривающим внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Республики Казахстан.

Таким образом, в целях внесение изменений и дополнений в КоАП требуется разработка отдельного законопроекта.

Проект Закона разработан во исполнение пункта 18 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

В этой связи, во исполнение вышеуказанного пункта предлагается внести изменения и дополнения в КОАП в части установления ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве (далее – ЛПХ).

На сегодняшний день отсутствует четкая регламентация ведения хозяйственной деятельности ЛПХ. Это привело к тому, что сегодня создалась неблагоприятная экологическая обстановка и неудовлетворительная эпизоотическая и санитарная ситуация не только в самих населенных пунктах, но и вокруг них.

В связи с отсутствием административной ответственности за нарушение эпизоотической и санитарной нормы, сельские жители зачастую не выполняют необходимые условия ведения ЛПХ.

Вместе с тем, нехватка пастбищных угодий вокруг населенных пунктов и их высокий уровень деградации на сегодняшний день стали причиной роста количества протестного электората среди самой политически пассивной и консервативной части населения страны, чем все чаще стали пользоваться оппозиционно настроенные деструктивные элементы.

Принятие данной нормы обеспечит соблюдение требований Кодекса со стороны ЛПХ, усилив их ответственность.

 

 

 

3. Цели принятия законопроекта

Принятие проекта Закона нацелено на дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются государственное регулирование в области ведения ЛПХ, направленное на обеспечение благоприятных условий и дальнейшего развития ЛПХ, а также общественные отношения в области ведения ЛПХ, за исключением тех, которые регламентированы конституционными законами.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Проект Закона состоит из 2 статьей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также порядок введения в действие законопроекта.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

По результатам проведенного правового мониторинга норм, противоречащих законодательным актам, не выявлено.

Принятие данного законопроекта позволит урегулировать отношения, возникающие при ведении ЛПХ, обеспечить рациональное использование земель сельских населенных пунктов и сельхозназначения, а также открыть путь для доступа ЛПХ к мерам господдержки. Но самое важное будет создана основа для развития кооперации на селе, вовлечения огромного биологического актива сельских жителей в современные технологии и за счет этого без больших капитальных вложений добиться роста его нераскрытого потенциала по повышению продуктивности скота и качества продукции.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие проекта Закона не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Не требуется

 

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативно-правовыми актами

Не регламентируется.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Как показал обзор нормативной правовой базы стран СНГ, только в законодательстве Республики Казахстан отсутствует Закон «О личных подсобных хозяйствах».

Так, были изучены законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Узбекистана.

 

Российская Федерация

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон РФ) регулируются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами ЛПХ.

Правовое регулирование ведения гражданами ЛПХ осуществляется Конституцией Российской Федерации, этим Законом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон РФ состоит из 11 статей, в которых регулируются права граждан на ведение ЛПХ, наделение их земельными участками и их целевое использование, государственная и иная поддержка и др.

Немаловажным моментом Закона РФ является регулирование по максимальному размеру общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Максимальный размер земельного участка устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

 

Узбекистан

В Узбекистане Закон «О подсобном хозяйстве» вступил силу с 1 апреля текущего года. Согласно данному закону подсобное хозяйство – трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках.

При этом подсобное хозяйство не считается предпринимательской деятельностью, и не требуется его государственная регистрация.

Лицо, самостоятельно осуществляющее основанную на личном трудовом участии деятельность по выращиванию (переработке) сельскохозяйственной продукции в подсобном хозяйстве, может получить статус самозанятого лица. А сельхозпродукция, выращенная (переработанная) на личном приусадебном земельном участке, является его частной собственностью.

Закон устанавливает права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, они имеют право на свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами.

Также в законе определены полномочия Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в области организации ведения и развития подсобных хозяйств.

Учет подсобных хозяйств ведется органами самоуправления граждан посредством формирования Реестра учета подсобных хозяйств. В нем отражается информация: о владельцах ЛПХ, площади личного приусадебного земельного участка, количество сельскохозяйственных животных, пчел, домашней птицы и ящиков тутового шелкопряда, а также информация о количестве сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств.

 

Республика Беларусь

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон РБ) отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь ЛПХ и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются настоящим Законом РБ, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Закон РБ состоит из 13 статей, которые регулируют сферу деятельности Закона РБ, учёт личных крестьянских хозяйств, выделение земельных участков и др.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные
с реализацией законопроекта

Реализация проекта Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 

 

Комментарий

БОГОМОЛОВА АННА

Республика Беларусь... посмотреть текст 04/11 - 21:49

При чём тут Беларусь???

09/11 - 14:53

В любом случае изучать опыт других стран по разработке аналогичных законов необходимо. Хотя бы из простой житейской логики – чтобы не совершать ошибки, допущенные в других странах. Кроме того, необходимо изучение собственного, отечественного, исторического опыта. В целом, законопроекты разрабатываются на основании глубокого анализа ситуации в сфере, для которой предусматривается закон, а также с учетом международного и отечественного, исторического опыта.

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

Как показал обзор нормативной правовой базы стран ... посмотреть текст 04/11 - 21:43

Вы все проекты других стран хотите к нам перенести, даже если они опасны для нашего государства, а точнее для людей!!! Против!!!

09/11 - 14:54

В любом случае изучать опыт других стран по разработке аналогичных законов необходимо. Хотя бы из простой житейской логики – чтобы не совершать ошибки, допущенные в других странах. Кроме того, необходимо изучение собственного, отечественного, исторического опыта. В целом, законопроекты разрабатываются на основании глубокого анализа ситуации в сфере, для которой предусматривается закон, а также с учетом международного и отечественного, исторического опыта.

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

Статья 17. Международное сотрудничество в области ... посмотреть текст 04/11 - 21:35

Против НПА!!!

05/11 - 17:05

Ваши предложения принято к сведению!

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа в обл... посмотреть текст 04/11 - 21:33

Против НПА!!!

05/11 - 18:30

Принято к сведению!

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

Целью принятия проекта Закона является определение... посмотреть текст 04/11 - 21:31

Против

05/11 - 18:31

Принято к сведению!

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

Принятие проекта Закона на сегодняшний день имеет ... посмотреть текст 04/11 - 21:30

Необходимо помогать бизнесу, а не топить топить его всеми немыслимыми способами. ПРОТИВ НПА!!!

09/11 - 16:35

Законопроект как раз и предусматривает оказание помощи ЛПХ через кооперативы

ГЕРАЩЕНКО ОЛЕСЯ

«О личных подсобных хозяйствах»... посмотреть текст 04/11 - 21:28

Против данного НПА!!!!

05/11 - 18:31

Принято к сведению!

ЖАРМУХАМЕДОВ БАЗЫЛБЕК

в Закон Республики Казахстан «О местном государств... посмотреть текст 04/11 - 16:34

Вопросы земельных отношении и общие проблемы ЛПХ с/о должны решаться исключительно общим собранием землепользователей в пределах их компетентности.

09/11 - 16:34

Законопроект предусматривает наделение полномочиями исполнительных и представительных органов на местах, а также сходов граждан, в вопросах развития ЛПХ. И именно в пределах этих полномочий должны приниматься решения.

ЖАРМУХАМЕДОВ БАЗЫЛБЕК

в Закон «О государственном регулировании развития ... посмотреть текст 04/11 - 16:25

Безвозмездное кредитование малообеспеченных семей по ходатайству местного сообщества для развития ЛПХ, а так же молодых семей.

09/11 - 16:31

Безвозмездного кредитования не бывает. Малообеспеченным и молодым семьям предусмотрены льготные кредиты. Государство может безвозмездно только субсидировать, что и предусмотрено Законопроектом, для кооперативов.

ЖАРМУХАМЕДОВ БАЗЫЛБЕК

в Земельный кодекс Республики Казахстан в части оп... посмотреть текст 04/11 - 16:16

В определении ЛПХ включить владелец с/х животных (лицо не имеющее хозяйственного двора).

09/11 - 16:28

Это противоречит концепции Закона.