Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


«О личном подсобном хозяйстве»

Краткое содержание: «О личном подсобном хозяйстве»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 11/11/2021
Публичное обсуждение до: 25/11/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 03/12/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/12/2021 18:00:00
Приложенные документы:

«О личном подсобном хозяйстве»

 

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности личных подсобных хозяйств, принципы и механизмы государственного регулирования их деятельности.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  1. личное подсобное хозяйство – вид непредпринимательской деятельности гражданина и/или членов его семьи по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке, расположенном в населенном пункте, для собственного потребления и реализации для удовлетворения личных нужд без использования труда наемных работников;
  1. культурные (искусственные) пастбища – пастбища с устойчивыми высокопродуктивными кормовыми угодьями, оснащенные системами и устройствами для обеспечения высокой урожайности травостоя, местами отдыха и водопоями для рационального содержания на них сельскохозяйственных животных и их зооветеринарного обслуживания;
  2. обводненные пастбища – пастбища, на территории которых имеются водоисточники (озера, реки, пруды, копани, оросительные или обводнительные каналы, трубчатые или шахтные колодцы), способные обеспечить водой надлежащего качества соответствующее поголовье скота;
  3. сельскохозяйственные животные – животные, птицы, рыбы и пчелы, разводимые человеком в целях получения животноводческой продукции;
  4. уполномоченный орган в области личного подсобного хозяйства (далее - уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий координацию развития агропромышленного комплекса.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о личных подсобных хозяйствах

  1. Законодательство Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
  2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

 

Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств

 

Статья 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств входят:

  1. разработка и утверждение основных направлений государственной политики в области развития личных подсобных хозяйств;
  2. организация международного сотрудничества в области развития личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  3. создание специализированных организаций и определение порядка поддержки личных подсобных хозяйств с их участием;
  4. выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию уполномоченного органа в области развития личных подсобных хозяйств входят:

  1. реализация политики государства по вопросам развития личных подсобных хозяйств;
  2. координация и методическое руководство местных исполнительных органов в области развития личных подсобных хозяйств;
  3. проведение мониторинга развития личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  4. разработка и утверждение перечня информации и услуг, подлежащих предоставлению личным подсобным хозяйствам на безвозмездной основе;
  5. внесение предложений по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, ценовой, технической, таможенной, налоговой, кредитной, страховой деятельности, а также в сфере технического регулирования в области деятельности личных подсобных хозяйств;
  6. организация и реализация мероприятий по научному и информационно-маркетинговому обеспечению личных подсобных хозяйств;
  7. разработка и утверждение правил субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам - личным подсобным хозяйствам;
  8. разработка и утверждение правил микрокредитования/кредитования личных подсобных хозяйств, их кооперативов и осуществление ее мониторинга;
  9. разработка и утверждение типовых правил выпаса и содержания сельскохозяйственных животных на землях населенных пунктов и земельных участках, отведенных для нужд личных подсобных хозяйств;
  10. осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 5. Компетенция местных представительных органов (маслихатов) областей, городов республиканского значения и столицы в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) областей, городов республиканского значения и столицы входят:

  1. утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с включением в него необходимых объемов финансирования мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств;
  2. заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  3. утверждение нормативов содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах в пределах населенных пунктов, на основании нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях и нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом с учетом совместного решения местных исполнительных и представительных органов района;
  4. утверждение областных программ по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  5. осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по развитию личных подсобных хозяйств.

 

Статья 6. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы входят:

  1. разработка проекта местного бюджета на соответствующий финансовый год с включением в него необходимых объемов финансирования мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  2. регулирование земельных и водных отношений касательно личных подсобных хозяйств в пределах своей компетенции;
  3. регулирование выпаса сельскохозяйственных животных на землях населенных пунктов;
  4. разработка областных программ развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  5. организация проведения идентификации сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах;
  6. организация и реализация мероприятий обучения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по вопросам его развития и кооперации;
  7. организация реализации продукции личных подсобных хозяйств и их кооперативов на рынках, других объектах розничной торговли и в социальных павильонах;
  8. разработка предложений по государственной поддержке личных подсобных хозяйств и их кооперативов в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;
  9. разработка и реализация мероприятий по трансформации личных подсобных хозяйств в товарное сельскохозяйственное производство;
  10. организация строительства и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям), пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, убойных пунктов и площадок, объектов заготовки, хранения, первичной подработки сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств;
  1. разработка и представление на утверждение в местный представительный орган (маслихат) правил выпаса и содержания сельскохозяйственных животных на землях населенных пунктов и земельных участках, отведенных для нужд личных подсобных хозяйств;
  2. утверждение нормативов содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах в пределах населенных пунктов, на основании нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях и нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом с учетом совместного решения местных исполнительных и представительных органов района;
  3. предоставление информации о состоянии и развитии личных подсобных хозяйств и их кооперативов в уполномоченный орган по вопросам развития личных подсобных хозяйств;
  4. субсидирование стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – личным подсобным хозяйствам;
  5. проведение мониторинга развития личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  6. организация проведения поисково-разведывательных работ по подземным водам для нужд личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  7. осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 7. Компетенция местных представительных органов (маслихатов) районов, городов областного значения в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) районов, городов областного значения входят:

1) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с включением в него необходимых объемов финансирования мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации;

2) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;

3) утверждение с учетом рекомендаций общественных слушаний и сходов жителей нормативов содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах в пределах населенных пунктов на основании нормативов нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом, нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях.

 

Статья 8. Компетенция местных исполнительных органов районов, городов областного значения в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию местных исполнительных органов (маслихатов) районов, городов областного значения входят:

  1. разработка проекта местного бюджета на соответствующий финансовый год с включением в него необходимых объемов финансирования мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  2. регулирование земельных и водных отношений касательно личных подсобных хозяйств в пределах своей компетенции;
  3. разработка районных программ развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  4. разработка предложений по утверждению с учетом рекомендаций общественных слушаний и сходов жителей нормативов содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах в пределах населенных пунктов на основании нормативов нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом, нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях;
  5. организация привлечения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, к работам по:

созданию культурных и обводненных пастбищ, площадок и колодцев для водопоя скота;

содержанию в надлежащем техническом состоянии ирригационных систем на землях населенных пунктов;

санитарной очистке земель населенного пункта;

  1. по согласованию с главными государственными ветеринарно-санитарными инспекторами определение маршруты транспортировки (перемещения) сельскохозяйственных животных (скотопрогонные трассы).

 

Статья 9. Компетенция акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в вопросах развития личных подсобных хозяйств входят:

  1. регулирование земельных и водных отношений касательно личных подсобных хозяйств в пределах своей компетенции;
  2. разработка плана развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  3. ведение регистрационных записей в похозяйственных книгах;
  4. организация привлечения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, к работам по:

         созданию культурных и обводненных пастбищ, площадок и колодцев для водопоя скота;

         содержанию в надлежащем техническом состоянии ирригационных систем на землях населенных пунктов;

         санитарной очистке земель населенного пункта;

  1. ответственность за выполнение планов развития личных подсобных хозяйств и их кооперации.

 

Статья 10. Компетенция схода жителей городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в вопросах развития личных подсобных хозяйств

В компетенцию схода жителей городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в вопросах развития личных подсобных хозяйств входят:

  1. утверждение плана развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  2. заслушивание отчета акима села по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации;
  3. внесение предложений в местный представительный и исполнительный орган по предельному количеству сельскохозяйственных животных, которые могут содержаться в данном населенном пункте, на основании нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях и нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом.

 

Глава 3. Государственное регулирование развития
личных подсобных хозяйств

 

Статья 11. Государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств

  1. Государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств направлено на создание необходимых условий для их эффективной работы с целью повышения уровня жизни сельского населения.
  2. Государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов, осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  1. преемственности и стабильности мер государственной поддержки;
  2. эффективности мер государственного регулирования;
  3. приоритетности развития личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов, имеющих потенциал экономического роста;
  4. обеспечения необходимого ежегодного объема государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов;
  5. развития конкурентных преимуществ личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов;
  6. экологической безопасности производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах, входящих в состав кооперативов;
  7. санитарной-гигиенической безопасности проживания жителей в сельских населенных пунктах.
  1. Государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов осуществляется посредством:
  1. кредитования личных подсобных хозяйств, входящих в состав кооперативов;
  2. формирования и развития инфраструктуры личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  3. организации лизинга сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для кооперативов;
  4. организации и кредитования кредитных товариществ и кооперативов, осуществляющих кредитование личных подсобных хозяйств.
  5. субсидирования:

стоимости услуг кооперативов личных подсобных хозяйств, оказанных своим членам;

ставки вознаграждения по кредитам и лизингу для кооперативов личных подсобных хозяйств;

инвестиционных затрат кооперативов на приобретение основных средств производства кооперативов;

  1. создания специализированных организаций;
  2. информационно-маркетингового, нормативно-методического обеспечения личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  3. осуществления инвестиций в развитие личных подсобных хозяйств и их кооперативов;
  4. обеспечения ветеринарно-санитарной и карантинной фитосанитарной безопасности;
  5. закупа произведенной продукции по гарантированной закупочной цене;
  6. применения иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
  1. Мероприятия по государственному регулированию развития личных подсобных хозяйств и их кооперативов финансируются по направлениям, предусмотренным в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Ежегодные объемы финансирования данных мероприятий устанавливаются законом о республиканском бюджете и решениями местных органов о местном бюджете на соответствующий финансовый год.

 

Статья 12. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и нормативы содержания сельскохозяйственных животных в нем

  1. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, определяются в соответствии с земельным законодательством.
  2. Нормативы содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах в границах населенного пункта регулируются местными государственными органами с учетом нормативов нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом, нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях.

 

Статья 13. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

  1. Право на ведение личного подсобного хозяйства принадлежит гражданам Республики Казахстан, имеющим земельные участки на праве собственности или праве землепользования согласно земельного законодательства.
  2. Право на ведение личного подсобного хозяйства у граждан Республики Казахстан возникает на основе правоустанавливающих документов на земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 14. Права и обязанности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

  1. Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право:
  1. пользоваться землями, отведенными для ведения личного подсобного хозяйства;
  2. в установленном законодательством порядке создавать кооперативы, общественные объединения, а также входить в их состав с целью совместного решения общих вопросов деятельности и функционирования личных подсобных хозяйств;
  3. на возмещение стоимости:

изымаемых и уничтожаемых больных сельскохозяйственных животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья сельскохозяйственных животных и человека;

обезвреженных (обеззараженных) и переработанных без изъятия сельскохозяйственных животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья сельскохозяйственных животных и человека;

3-1) оказывать содействие специалистам в области фито санитарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению фито санитарных мероприятий;

  1. возводить жилые и хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с проектом планировки населенного пункта;

4-1) создавать необходимые условия для проведения фито санитарных мероприятий;

  1. пользоваться мерами государственной поддержки в соответствии с законодательством и программными документами;
  2. пользоваться иными правами, установленными законодательством Республики Казахстан.
  1. Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство обязаны:
  1. соблюдать установленные нормативы и правила содержания сельскохозяйственных животных;
  2. обеспечивать идентификацию сельскохозяйственных животных в соответствии с законодательством в области ветеринарии;
  3. оказывать содействие специалистам в области ветеринарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению ветеринарных мероприятий;
  4. создать необходимые условия для проведения ветеринарных мероприятий;
  5. предоставлять информацию о личном подсобном хозяйстве государственным органам в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
  6. поддерживать плодородие и продуктивность земель, отведенных для ведения личного подсобного хозяйства;
  7. не допускать ухудшения экологической, эпизоотической, карантинной фитосанитарной и санитарно-гигиенической обстановки в результате своей деятельности;
  8. осуществлять проведение убоя сельскохозяйственных животных, предназначенных для последующей реализации, на мясоперерабатывающих предприятиях, убойных пунктах или убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных);
  9. нести иные обязанности, установленные законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 15. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах местных исполнительных органов.

 

Статья 16. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается с момента прекращения прав гражданина на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

 

 

Глава 4. Заключительные положения

 

Статья 17. Международное сотрудничество в области развития личных подсобных хозяйств

Международное сотрудничество в области развития личного подсобного хозяйства и их кооперации осуществляется на основе международных договоров.

 

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве

Нарушение законодательства Республики Казахстан о личном подсобном хозяйстве влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан           

 

 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные

акты Республики Казахстан по вопросам деятельности

личных подсобных хозяйств»

 

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года:

  1. подпункт 37) статьи 12 изложить в следующей редакции:

«37) личное подсобное хозяйство – вид непредпринимательской деятельности гражданина и/или членов его семьи по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке, расположенном в населенном пункте, для собственного потребления и реализации для удовлетворения личных нужд без использования труда наемных работников;».

2. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»:

1)      статью 6 дополнить пунктом 2-10 следующего содержания:

«2-10. К компетенции маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы относится утверждение областных программ по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации.»;

2)      пункт 1 статьи 27 дополнить подпунктами 38), 39), 40), 41) и 42) следующего содержания:       

«38) разработка областных программ развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;

39) организация и реализация мероприятий обучения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по вопросам его развития и кооперации;

40)    предоставление информации о состоянии и развитии личных подсобных хозяйств и их кооперативов в уполномоченный орган по вопросам развития личных подсобных хозяйств;

41)    осуществление субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – личным подсобным хозяйствам;

42)    проведение мониторинга развития личных подсобных хозяйств и их кооперативов.»;

3)      пункт 1 статьи 31 дополнить подпунктом 34) следующего содержания:

«34) разработка районных программ развития личных подсобных хозяйств и их кооперации.»;

4)      пункт 1 статьи 35 дополнить подпунктами 25) и 26) следующего содержания:

«25) разработка плана развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;

26) ответственность за выполнение планов развития личных подсобных хозяйств и их кооперации.»;

5) пункт 3 статьи 39-3 дополнить подпунктами 4-6), 4-7) и 4-8) следующего содержания:

«4-6) утверждение плана развития личных подсобных хозяйств и их кооперации;

4-7) заслушивание отчета акима села по развитию личных подсобных хозяйств и их кооперации;

4-8) внесение предложений в местный представительный и исполнительный орган по предельному количеству сельскохозяйственных животных, которые могут содержаться в данном населенном пункте, на основании нормативов содержания сельскохозяйственных животных в помещениях и нагрузки сельскохозяйственных животных на землях общественного пользования, закрепленных за населенным пунктом;».

3. В Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»:

1) пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктами 43) и 44) следующего содержания:

         «43) разработка и утверждение правил субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам - личным подсобным хозяйствам;

         44) разработка и утверждение правил микрокредитования/кредитования личных подсобных хозяйств, их кооперативов и осуществление ее мониторинга.»;

2) пункт 2 статьи 11 дополнить подпунктом 8-11) следующего содержания:

«8-11) субсидирование стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – личным подсобным хозяйствам;».

4. В Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2017 года «О пастбищах»:

  1. подпункт 2) статьи 1 изложить в следующей редакции:

«2) культурные (искусственные) пастбища – пастбища с устойчивыми высокопродуктивными кормовыми угодьями, оснащенные системами и устройствами для обеспечения высокой урожайности травостоя, местами отдыха и водопоями для рационального содержания на них сельскохозяйственных животных и их зооветеринарного обслуживания;»

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан

                                           

«О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам деятельности
личных подсобных хозяйств
»

 

 

Статья 1. Внести в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года следующие дополнения:

1) в статье 406:

в абзаце втором подпункта 5) части первой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами  «или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части второй после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части третьей после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части четвертой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце четвертом части девятой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части десятой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части одинадцатой после слов «малого предпринимательства» дополнить словами «или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части двенадцатой после слов «малого предпринимательства» дополнить словами «или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части тринадцатой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части четырнадцатой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части пятнадцатой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств»;

в абзаце втором части шестнадцатой после слов «некоммерческие организации» дополнить словами«или личных подсобных хозяйств».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан

             

 

Комментарий

СУИМБЕКОВА АЙСУЛУ

Президент... посмотреть текст 25/11 - 00:06

против данного НПА! почему не обсуждается всем народном ! к чему торопитесь! ВСЕ зафиксированно фото и видео! почему удаляете голоса! Было 100 с лишним голосов против, в стало 34!!!! не обманите! И студентов привлекаете стоб лайки ставили и коменты писали в поддержку таких антинародных проектов!!!!!!

02/12 - 21:00

Обсуждение Законопроекта в таком формате как раз направлено на изучение мнений общественности. Аналогичном образом данный Законопроект будет обсуждаться на площадке НПП "Атамекен", затем будет направлен во все заинтересованные государственные органы. Кроме того, материалы обсуждения будут широко освещаться в СМИ. Таким образом, Законопроект будет обсужден всесторонне и только после этого будет направлен в Парламент. Кроме того, Законопроект предусматривает оказание государственной поддержки ЛПХ

УНРУ АЛЕКСАНДР

«О личном подсобном хозяйстве»... посмотреть текст 24/11 - 23:57

Я против данного НПА!

02/12 - 20:59

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

СУИМБЕКОВА АЙСУЛУ

разработка и утверждение основных направлений госу... посмотреть текст 24/11 - 23:56

против!!!! ПРЕКратите вмешиватся теперь и сюда добрались!!!!! НЕ гневите Народ! это их хлеб!!!

02/12 - 20:59

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

АШИМОВА ТАТЬЯНА

Статья 1. Внести в Кодекс Республики Казахстан об ... посмотреть текст 24/11 - 23:54

Против данного НПА!!! Люди свои трудом выращивают себе еду!!! Оставьте их в покое!!!

02/12 - 20:59

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

СУИМБЕКОВА АЙСУЛУ

Президент... посмотреть текст 24/11 - 23:53

против данного НПА!!!!!

02/12 - 20:58

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

СУИМБЕКОВА АЙСУЛУ

Президент... посмотреть текст 24/11 - 23:53

против данного НПА!!!!!

02/12 - 20:58

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

МУКАШЕВА АЙНУР

«О личном подсобном хозяйстве»... посмотреть текст 24/11 - 23:51

НПА карсымын.

02/12 - 20:58

Қазіргі уақытта елдің ауылдық жерлерінде 8 миллионға жуық адам тұрады, олардың 4 миллионға жуығы еңбекке қабілетті халық санатына жатады. Сонымен қатар, аталған 4 миллион адамның 500 мыңға жуығы тұрақты жұмыс істейді, ал уақытша маусымдық жұмысты есепке алғанда барлығы 1,2 миллион адам жұмыс істейді. Қалған 2,8 миллион адам үшін жалғыз табыс көзі-бұл елдің барлық ауыл шаруашылық өнімдерінің жартысына жуығын, оның ішінде ет, сүт, көкөніс, жеміс-жидек пен картоптың 70-80% - дан астамын өндіретін жеке қосалқы шаруашылықтар. Алайда, өнімнің осындай көлемін өндіре отырып, жеке қосалқы шаруашылықтар мемлекеттік қолдау шараларына қол жеткізе алмайды, өйткені олар ауыл шаруашылығы тауар өндірушілер санатына жатпайды. Әлемдік тәжірибе көрсеткендей, отбасылық фермаларды қолдаудың жалғыз құралы - кооперативтер. Бұдан басқа, ауылдық елді мекендер ішіндегі санитарлық гигиенаның қазіргі жай-күйі, сондай-ақ олардың айналасындағы жайылымдардың экологиясы азаматтарды алаңдатады, бұл түптеп келгенде ауыл тұрғындарының өмірі мен денсаулығының қауіпсіздігіне әсер етеді. Аталған Заң жобасы осы мәселелерді реттеуге мүмкіндік береді. Малды үй-жайларда, жайылымдарда ұстаудың ветеринариялық-санитариялық және зоотехникалық нормалары бар. Бұл нормалардан асып кету ауылдық елді мекендер ішіндегі санитариялық гигиенаның нашарлауына, ауылдар маңындағы жайылымдардың тозуына әкеп соғады, бұл түптеп келгенде жануарлар мен адамдар ауруларының пайда болу қаупін, экологиялық ахуалдың нашарлауын туғызады. Сондықтан, заң жобасында нақты ауыл тұрғындарының жиындарына (жиналыстарына), жергілікті өкілді органдарға (мәслихаттарға) жоғарыда көрсетілген нормалар негізінде ауыл тұрғындарының өздеріне әрбір өңірдің ерекшеліктерін ескере отырып, әрбір ауладағы малдың шекті санын белгілеу құқығын беру көзделетін болады. Белгіленген шектен артық мал басы ауылдан тысқары жерде болуы тиіс. Оларды қарау мақсатында арнайы кооперативтер құрылуы тиіс. Яғни, мал басын шектеу тек қана ауыл ішінде тұратын малға ғана қатысты. Ауыл сыртында тұратын малдар санына шектеу қойылмайды. Жеке қосалқы шаруашылықтардың кооперациясы ауыл шаруашылығы өнімдерін ауыл өндірушілерінен тұтынушыларға әділ бағамен жылжыту тізбегін құруға мүмкіндік береді. Бұл азық-түлік тауарлары бағасының тұрақтылығын қамтамасыз етуге мүмкіндік береді. Жалпы, заң жобасы кооперативтер арқылы ауыл шаруашылығы өндірісін жеке қосалқы шаруашылықтарда мемлекеттік қолдау шараларын таратуды көздейді, үй шаруашылықтарын қолдауға, жеке қосалқы шаруашылықтарды кооперациялау шеңберінде заманауи технологияларды, тұқымдар мен сорттарды қолдану негізінде жеке қосалқы шаруашылықтарда мал өнімділігі мен өнімділігін арттыруға бағытталған, бұл түптеп келгенде кірістерді, яғни барлық ауыл тұрғындарының өмір сүру деңгейін арттырады.

ФАХРУТДИНОВА НАТАЛЬЯ

«О личном подсобном хозяйстве»... посмотреть текст 24/11 - 20:59

Против НПА. Люди в сёлах и аулах только благодаря хозяйству выживают.

02/12 - 20:58

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

МУКАНОВА ГУЛЬЗИРА

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по и... посмотреть текст 24/11 - 20:25

Против данного НПА! Нужно снять его с рассмотрения! Потому что в нашей истории такое уже происходило и к чему это привело?! Все знают что привело это к голоду!!! Вы этого хотите??? Сельчане итак выживают, а вы тут это НПА подготовили? И почему международные договора должны быть важнее Законов нашей страны! Категорически против данного законопроекта!!!!!

02/12 - 20:59

В настоящее время в сельской местности страны проживает около 8 миллионов человек, из них около 4 миллионов человек относятся к категории трудоспособного населения. Вместе с тем, из указанных 4 миллионов человек постоянную работу имеют около 500 тысяч человек, а с учетом временной сезонной работы всего около 1,2 миллионов человек. Для оставшихся 2,8 миллионов человек единственным источником доходов является ЛПХ, которые производят почти половину всей сельхозпродукции страны, в том числе более 70-80% мяса, молока, овощей, фруктов и картофеля. Однако, производя такой объем продукции, ЛПХ не имеют доступа к мерам господдержки, так как не относятся к категории сельхозпроизводителей. Мировой опыт показывает, что единственный инструмент поддержки семейных фермерских хозяйств - кооперативы. Кроме того, у граждан вызывает озабоченность нынешнее состояние санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, а также экологии пастбищ вокруг них, что в конечном счете влияет на безопасность жизни и здоровья сельчан. Данный Законопроект позволит регулировать эти вопросы. Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшению экологической ситуации. Поэтому, Законопроектом будет предусмотрено предоставить право сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам) на основе вышеуказанных норм самим сельчанам устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона. Кооперация ЛПХ позволит выстроить цепочку продвижения сельхозпродукции по справедливым ценам от сельских производителей к потребителям. Это даст возможность обеспечить стабильность цен на продовольственные товары. В целом, Законопроект предусматривает распространение мер государственной поддержки сельхозпроизводства на ЛПХ через кооперативы, направлен на поддержку домохозяйств, повышение продуктивности скота и урожайности в ЛПХ на основе применения современных технологий, пород и сортов в рамках кооперации ЛПХ, что, в конечном счете повысит доходы, а значит уровень жизни всех сельских жителей.

БАЙГАБЫЛОВ БАКБЕРГЕН

«О личном подсобном хозяйстве»... посмотреть текст 24/11 - 19:51

Қарсымын 🙅‍♂️, ауылдағы адамдар сол малмен күн көріп отырғой ешкімнен ештеңе сұрамай. 20қой 5 сиырымен оның өзін асырау оңай емес қазіргі қымбатшылықта ееді келіп мынадай дейсін дер, керек емес бұндай норма, халықтың малына тиспеңдер.

02/12 - 20:57

Қазіргі уақытта елдің ауылдық жерлерінде 8 миллионға жуық адам тұрады, олардың 4 миллионға жуығы еңбекке қабілетті халық санатына жатады. Сонымен қатар, аталған 4 миллион адамның 500 мыңға жуығы тұрақты жұмыс істейді, ал уақытша маусымдық жұмысты есепке алғанда барлығы 1,2 миллион адам жұмыс істейді. Қалған 2,8 миллион адам үшін жалғыз табыс көзі-бұл елдің барлық ауыл шаруашылық өнімдерінің жартысына жуығын, оның ішінде ет, сүт, көкөніс, жеміс-жидек пен картоптың 70-80% - дан астамын өндіретін жеке қосалқы шаруашылықтар. Алайда, өнімнің осындай көлемін өндіре отырып, жеке қосалқы шаруашылықтар мемлекеттік қолдау шараларына қол жеткізе алмайды, өйткені олар ауыл шаруашылығы тауар өндірушілер санатына жатпайды. Әлемдік тәжірибе көрсеткендей, отбасылық фермаларды қолдаудың жалғыз құралы - кооперативтер. Бұдан басқа, ауылдық елді мекендер ішіндегі санитарлық гигиенаның қазіргі жай-күйі, сондай-ақ олардың айналасындағы жайылымдардың экологиясы азаматтарды алаңдатады, бұл түптеп келгенде ауыл тұрғындарының өмірі мен денсаулығының қауіпсіздігіне әсер етеді. Аталған Заң жобасы осы мәселелерді реттеуге мүмкіндік береді. Малды үй-жайларда, жайылымдарда ұстаудың ветеринариялық-санитариялық және зоотехникалық нормалары бар. Бұл нормалардан асып кету ауылдық елді мекендер ішіндегі санитариялық гигиенаның нашарлауына, ауылдар маңындағы жайылымдардың тозуына әкеп соғады, бұл түптеп келгенде жануарлар мен адамдар ауруларының пайда болу қаупін, экологиялық ахуалдың нашарлауын туғызады. Сондықтан, заң жобасында нақты ауыл тұрғындарының жиындарына (жиналыстарына), жергілікті өкілді органдарға (мәслихаттарға) жоғарыда көрсетілген нормалар негізінде ауыл тұрғындарының өздеріне әрбір өңірдің ерекшеліктерін ескере отырып, әрбір ауладағы малдың шекті санын белгілеу құқығын беру көзделетін болады. Белгіленген шектен артық мал басы ауылдан тысқары жерде болуы тиіс. Оларды қарау мақсатында арнайы кооперативтер құрылуы тиіс. Яғни, мал басын шектеу тек қана ауыл ішінде тұратын малға ғана қатысты. Ауыл сыртында тұратын малдар санына шектеу қойылмайды. Жеке қосалқы шаруашылықтардың кооперациясы ауыл шаруашылығы өнімдерін ауыл өндірушілерінен тұтынушыларға әділ бағамен жылжыту тізбегін құруға мүмкіндік береді. Бұл азық-түлік тауарлары бағасының тұрақтылығын қамтамасыз етуге мүмкіндік береді. Жалпы, заң жобасы кооперативтер арқылы ауыл шаруашылығы өндірісін жеке қосалқы шаруашылықтарда мемлекеттік қолдау шараларын таратуды көздейді, үй шаруашылықтарын қолдауға, жеке қосалқы шаруашылықтарды кооперациялау шеңберінде заманауи технологияларды, тұқымдар мен сорттарды қолдану негізінде жеке қосалқы шаруашылықтарда мал өнімділігі мен өнімділігін арттыруға бағытталған, бұл түптеп келгенде кірістерді, яғни барлық ауыл тұрғындарының өмір сүру деңгейін арттырады.