Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 15/11/2021
Публичное обсуждение до: 07/12/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 08/12/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 08/12/2021 18:30:00
Приложенные документы:
Аналитическая база:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от
1 сентября 2021 года «ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ - ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ» поручено разработать Закон «О профессиональных квалификациях», который должен регулировать вопросы признания квалификаций, стимулировать работников совершенствовать компетенции.

В целях решения обозначенных проблем и реализации поручений Главы государства, а также учитывая опыт других стран в Казахстане проводится активная работа по внедрению Национальной системы квалификаций, как действенного способа для формирования и регулярного обновления требований работодателей к знаниям и умениям специалистов, обеспечивания соответствия получаемых знаний и умений в образовательных учреждениях, а также объективной оценки и подтверждения квалификаций специалистов на рынке труда.

Кроме того, в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» обусловлена необходимость приведения в соответствие ряда законодательных актов Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций, так как нормативное регулирование системы подтверждения квалификации осуществляется отдельными законодательными и подзаконными актами, которые, в частности, определяют порядок и условия лицензирования, аттестации, сертификации и уведомления о начале профессиональной деятельности.

Наряду с этим, внесение поправок в действующие законодательные акты будет обусловлено консолидацией в одном правовом акте всех элементов Национальной системы квалификации и введением единого понятийного аппарата.


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

  1.  

Отсутствие норм по признанию квалификаций работников в Трудовом кодексе Республики Казахстан.

В Трудовом кодексе Республики Казахстан не предусмотрены нормы, связанные с направлением работника на подтверждение квалификации.

Действующей редакцией Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрены основные понятия, непосредственно связанные с процессом профессиональной подготовки, переподготовки и повышением квалификации работников. В свою очередь данные понятия не применяются к подтверждению квалификации, что в дальнейшем может повлиять на трудовые отношения между работником и работодателем.

  1.  

Отсутствие применения профессиональных стандартов при проведении признания квалификации по регулируемым профессиям

В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Трудового кодекса Республики Казахстан квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов.

При этом, по ряду профессий отсутствует привязка профессиональных стандартов к действующим на законодательном уровне порядкам по признанию квалификации специалистов.

Государственные органы согласно нормам следующих законов Республики Казахстан устанавливают квалификационные требования и определяют порядок признания квалификаций по регулируемым профессиям:

  1. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  2. Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате»;
  3. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности»;
  4. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об охране селекционных достижений»;
  5. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»;
  6. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
  7. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;
  8. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах»;
  9. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;
  10. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»;
  11. Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;
  12. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве»;
  13. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите»;
  14. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»;
  15. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте»;
  16. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле»;
  17. Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»;
  18. Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года «О судебно-экспертной деятельности»;
  19. Закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»;
  20. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»;
  21. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года «О техническом регулировании».

Между тем, определение квалификационных требований данными законами не соответствует требованиям Трудового кодекса Республики Казахстан.

В целях внедрения профессиональных стандартов в процедуры признания квалификации по регулируемым профессиям планируется внести изменения в вышеуказанные законы.

  1.  

Отсутствие норм для признания квалификаций иностранных работников в Законе Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения».

При привлечении иностранной рабочей силы учитываются их документы об образовании, тогда как процедура признания квалификации может определить его навыки и знания, полученные в результате формального, неформального или информального обучения.

Нормы по признанию квалификации по регулируемым профессиям является обязательными для допуска к работам, связанных с жизнеобеспеченьем и безопасностью населения, также по иным профессиям работодатель имеет право нанимать работников на основании документа о признании квалификации.

Во избежание нарушений прав граждан и иностранных работников целесообразным предусмотреть единые обязанности и права в части признания их квалификаций.

  1.  

Устаревшие и отсутствующие термины в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»

Действующие термины формального и неформального образования, предусмотренные в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», не предоставляют возможность специалистам подтверждать квалификацию без высшего и технического и профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом и Национальной рамкой квалификаций.

С целью стимулирования взрослых к постоянному совершенствованию навыков и компетенций на рабочем месте и развитию неформального и информального образования, в проекте Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» предусмотрены нормы по подтверждению квалификации без высшего и технического и профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом и Национальной рамкой квалификаций. В связи с вышеизложенным, необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» в части актуализации и определения понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование».


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
       
       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

1) отсутствие норм в Трудовом кодексе Республики Казахстан по признанию квалификаций работников

внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Казахстан в части признания квалификации работников.

Негативные последствия: отсутствие работника в период проведения признании квалификации.

Положительные последствия: для работников сохранение места работы (должности) и средней заработной платы.

Для работодателей наличие высококвалифицированных работников, что положительно отразится на качестве работы.

2) отсутствие применения профессиональных стандартов при проведении признания квалификаций регулируемых профессий

внести изменения в отраслевые законы Республики Казахстан в части внедрения профессиональных стандартов в процедуру признания квалификаций по регулируемым профессиям;

Негативные последствия: для разработки профессиональных стандартов необходимы дополнительные человеческие ресурсы.

Положительные последствия: профессиональные стандарты определяют требования к квалификации, знаниям, умением и навыкам работников. Разработка государственными органами профессиональных стандартов обеспечить высококвалифицированными кадрами рынок труда по профессиям, связанными со здоровьем, жизнеобеспечением населения и безопасностью страны.

3) отсутствие норм для признания квалификаций иностранных работников в Законе Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года
«О занятости населения»

внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан
от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» в части признания квалификации иностранных работников;

Негативные последствия: проведение дополнительной процедуры по процедуры признания квалификации в целях трудоустройства в Республики Казахстан.

Положительные последствия: защита рынка труда
Республики Казахстан от низкоквалифицированных работников.

4) устаревшие и отсутствующие термины в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»

внести изменения и дополнения в части актуализации и определение понятий «формальное образование», «неформальное образование» и «информальное образование» в Закон Республики Казахстан от 27 июля
2007 года «Об образовании»;

Негативные последствия: трудоустройство на основании неформального и информального образования, уменьшить количество выпускников, получивших формальное образование.

Положительные последствия: возможность трудоустроиться на основании результатов неформального и информального образования при соответствии с квалифицированными требованиями, предусмотренными профессиональными стандартами


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Анализ альтернативных путей решения имеющихся проблем не проводился. Предложенные пути решения сформированы исходя из предложений целевых групп и организаций, поступивших от членов рабочей группы. Данные предложения были неоднократно рассмотрены в ходе публичных встреч и обсуждений на публичных площадках.

Всего за указанный период поступило более 23 предложений, проведено более 3 публичных встреч.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

государственные органы, работодатели, НПП «Атамекен», работники, безработные, а также соискатели.

Государственные органы, работодатели и НПП «Атамекен» являются ключевыми участниками по развитию отрасли в части определения квалификационных и иных требования для работника.

Работники, безработные, а также соискатели являются основными субъектами по признанию квалификации.

Консультации будут проводиться с представителями государственных органов, работников, работодателей, бизнеса.


 

6. Способы уведомления целевых групп

пресс-релиз на сайте Министерства и обсуждения на портале открытых НПА.


 

7. Способ публичного обсуждения

размещение на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

  1.  

Действующим Трудовым кодексом предусмотрены компенсации, гарантии и льготы, предоставляемые специалистам при подготовке, переподготовке, и повышении квалификации.

Согласно международной практике, уровень квалификации специалиста является одним из основных факторов при установлении в системе оплаты труда уровней оплаты труда в зависимости от квалификации, что в свою очередь является стимулирующей мерой для подтверждения квалификации. Тем самым полученный документ о подтверждении квалификации, обеспечивает специалистам:

1) возможность занятия более высокой должности;

2) возможность получения надбавки к заработной плате в соответствии с установленной системой оплаты труда;

3) преимущественное трудоустройство;

4) допуск к определённым видам работ.

С целью повышения заинтересованности специалистов в подтверждении своей квалификации, в Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года будут внесены изменения для предоставления нижеследующих компенсаций, гарантий и льгот не только за подготовку, переподготовку, повышение квалификации, но и за подтверждение квалификации специалистов, которые направлены работодателем на подтверждение квалификации:

1) подтверждение квалификации за счет средств работодателя;

2) сохранение места работы (должности) на время подтверждения квалификации;

3) освобождение от работы либо выполнение работы на условиях неполного рабочего времени или работа в режиме гибкого рабочего времени;

4) выплата средней заработной платы по основному месту работы, в размере, предусмотренном для служебных командировок;

5) выплата суточных;

6) оплата стоимости проезда и проживания;

7) дополнительные гарантии и льготы специалистам, проходящим подтверждение квалификации, могут быть предоставлены в соответствии с коллективным или трудовым договором. 

  1.  

Государственные органы согласно нормам следующих законов Республики Казахстан устанавливают квалификационные требования и определяют порядок признания квалификаций по регулируемым профессиям:

  1. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  2. Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате»;
  3. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности»;
  4. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об охране селекционных достижений»;
  5. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»;
  6. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
  7. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;
  8. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах»;
  9. Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;
  10. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»;
  11. Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;
  12. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве»;
  13. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите»;
  14. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»;
  15. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорте»;
  16. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле»;
  17. Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии»;
  18. Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года «О судебно-экспертной деятельности»;
  19. Закон Республики Казахстан от 10 января 2018 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»;
  20. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»;
  21. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года «О техническом регулировании».

Между тем, определения квалификационных требований данными законами не соответствует требованиям Трудового кодекса Республики Казахстан.

Согласно международной практике, в таких странах как Эстония, Республика Беларусь и

Российская Федерация профессиональный стандарт (стандарт профессиональной квалификации) – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их выполнения.

Профессиональные стандарты предназначены для использования

в системе оценки и сертификации квалификаций – для оценки знаний, умений и навыков работника, сформированных в результате формального, неформального и информального обучения.

 

В целях внедрения профессиональных стандартов в процедуру признания квалификации по регулируемым профессиям планируется внести изменения в отраслевые законы Республики Казахстан.

  1.  

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» при привлечении иностранной рабочей силы учитываются их документы об образовании.

В международной практике по регулируемым профессиям предусмотрено обязательное получение лицензии, допуска к профессиональной деятельности, например, профессии в сфере здравоохранения, аудита, страхования, налогового консультирования и др. В этих случаях нет разницы между гражданами государства и иностранными работниками. И для одной, и для другой категории предусмотрены квалификационные испытания, в результате которых должна быть подтверждена готовность к самостоятельному и компетентному выполнению трудовых функций.

Для иностранных работников также, как и для граждан Республики Казахстан будет предусмотрена процедура признания квалификаций по регулируемым профессиям до получения ими разрешения на трудоустройство в
Республике Казахстан.
Вместе с тем, будет предусмотрена возможность признания квалификации по иным профессиям, признание которых не регулируется государством.

  1.  

Действующие понятия формального и неформального образования, предусмотренные в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» не дают возможность специалистам подтверждать квалификацию без высшего и технического и профессионального образования в соответствии с профессиональным стандартом и Национальной рамкой квалификаций.

Франция впервые приняла законодательство в поддержку подтверждения предшествующего обучения в 1984 году. Эта система, которая называется подтверждением знаний и опыта или «Validation des Acquis de l'Expérience» (VAE), претерпела значительные изменения за последние 30 лет. Процедуры VAE, которые признают индивидуальные права на подтверждение неформального и информального обучения, теперь встроены во все агентства, выдающие сертификаты, и могут также применяться для отраслевых сертификатов. Кандидаты, успешно прошедшие обучение, могут получить частичную или полную сертификацию через процедуру VAE.

В Эстонии квалификация может быть получена посредством формального, неформального или информального обучения. Для всех квалификаций, включенных в структуру, учебные программы и соответствующие правила каждой подсистемы позволяют поставщикам образования признавать неформальное и информальное обучение.

В Нидерландах принято два потока признания квалификаций:

- по признанию формальных результатов обучения для получения (частичной) квалификации;

- по подтверждению формальных/ информальных/неформальных результатов обучения для ориентации на карьеру на рынке труда.

Внести изменения и дополнения в части актуализации и определения понятий «формальное образование», «неформальное образование» и «информальное образование» в Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

 

 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результа


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
       
       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

  1.  

Количество центров подтверждения квалификации, аккредитованных Национальным квалификационным органом

0

3

10

20

40

  1.  

Охват профессиональными стандартами подклассов ОКЭД

25%

+5% к базовому уровню

+5% к базовому уровню

+5% к базовому уровню

+5% к базовому уровню

  1.  

Количество специалистов, прошедших подтверждение квалификации в Центрах подтверждения квалификации, аккредитованных Национальным квалификационным органом

0

10000

50000

100000

250000

  1.  

Доля специалистов, подтвердивших квалификацию в структуре занятого населения по иным профессиям, признание которых не регулируется государством

0

3%

5%

10%

15%

  1.  

Соотношение средней заработной платы специалистов, подтвердивших квалификацию по отобранным специальностям к средней заработной плате в соответствующей отрасли

1,0:1,0

1,1:1,0

1,15:1,0

1,2:1,0

1,25:1,0


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
             
             

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 06/12 - 17:41

Заключение ИЗПИ сопутка


Прикреплённые файлы:     Заключение ИЗПИ сопутка.pdf

07/12 - 18:22

Письмо с проектами направлено в Институт законодательства и правовой информации

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 16/11 - 12:33

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

07/12 - 18:22

Письмо с проектами направлено в Институт законодательства и правовой информации