Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики по вопросам культуры, физической культуры и спорта

Краткое содержание: консультативный документ регуляторной политики
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 16/11/2021
Публичное обсуждение до: 08/12/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/12/2021 12:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/12/2021 15:25:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

В своем Послании Глава государства «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» отмечал, что «Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации. Однако в стране не хватает спортивных объектов, спортинвентаря и оборудования, доступного для всех».

В этой связи, необходим:

государственный контроль эффективности использования спортивных объектов, по следующим основным критериям (данным):

- персоналу;

- объемам финансирования, их источников, финансовой потребности;

- годовому содержанию;

- наличию платных услуг.

- предоставлению услуг учреждениям дополнительного образования, лицам с ограниченными возможностями и организациям работающими с ними;

- техническим параметрам сооружения, нормативной и фактической пропускным способностям.

Кроме этого, в Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент озвучил:

«Необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения.

В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно»

В этой связи, предлагаем:

- государственный контроль за распределением бюджетных средств по видам спорта по результатам ранжирования видов спорта;

- и за размещением государственного спортивного заказа в спортивных секциях для детей и юношества и их функционирования.

Провальное выступление на XXXII летних Олимпийских играх в Токио, 83 место в общекомандном зачете 8 бронзовыми медалями является результатом сбоев в системе подготовки спортсменов от начального этапа подготовки до спорта высших достижений.

При анализе современного состояния системы подготовки спортивного резерва, были выявлены проблемы общего характера: консерватизм специалистов отрасли, наличие устоявшихся стереотипов в принятии управленческих решений; межведомственная и межуровневая разобщенность и несогласованность действий в решении задач по подготовке спортивного резерва; недостаточный учёт возрастных, физиологических и психологических особенностей при подготовке юных спортсменов, что приводит к форсированной подготовке и профессиональному выгоранию в дальнейшем; недостаточное материально-техническое оснащение учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту для организации занятий спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе подготовки спортивного резерва; недостаточный уровень антидопингового образования в спортивных школах и мер, направленных на профилактику нарушений антидопинговых правил; неразвитость единой методической службы в системе подготовки спортивного резерва; неразвитость научно-методического, медицинского (включая восстановление) и медико-биологического обеспечения.

Все эти и другие вопросы должны стать предметом государственного контроля за подготовкой спортивного резерва.

 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

№ п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1.

Дефицит спортивных сооружений и недоступность имеющихся для некоторых категорий лиц.

Отсутствие механизмов и инструментов проверки.

Строительство спорт обьектов осуществляется без плана. Не учитываются удаленность от жилых домов, школ, в том числе спортивных в
 

За прошедшие три года общее количество спортивных сооружений выросло на 2 653 ед., в том числе на селе 1252 ед. Основной рост спортивной инфраструктуры произошел за счет плоскостных сооружений (поля, площадки и др.).

Несмотря на интенсивное строительство, Казахстан отстает от большинства развитых в спортивном отношении государств по показателям обеспеченности населения объектами спорта.

По итогам 2020 года потребность в спортивных залах в регионах составила 40%. Из необходимых 1,5 млн кв.м. фактически имеется – 935,4 тыс кв.м.

Кроме этого, в общем количестве спорт обьектов есть построенные более 30 лет назад, которые сильно физически и морально изношены и соответственно создают угрозу для занимающихся в них.

Доля населения с особыми потребностями, занимающихся физической культурой и спортом, по Казахстану составляет 11,8%.

Однако, для них не созданы условия для полноценного занятия спортом.

Кроме этого, именно эта группа населения является более финансово уязвимой.

Также в группу риска можно отнести сельское население. Сегодня наблюдается высокий уровень внутренней миграции населения из села в город. Одной из причин, которых является отсутствие полноценного досуга.
 

2.


отсутствие контроля за финансированием видов спорта по итогам ранжирования

Отсутствие ответственности руководителей Управлений физической культуры и спорта областей и городов республиканского значения
 

Во исполнение поручения Главы государства в 2020 году Министерством совместно с местными исполнительными органами проведен анализ финансирования профессиональных спортивных клубов.

Данный анализ, также показал несоблюдение местными исполнительными органами итогов ранжирования.

Так, высокие расходы были на содержание футбольных клубов, который относится к группе B и финансировался больше, чем виды спорта которые находятся в группе «А».

3.

Отсутствие контроля за подготовкой спортивного резерва

Отсутствует полноценный и постоянный мониторинг какое количество спортсменов передано на следующий этап спортивный подготовки. Нет требований по результативности деятельности организаций, осуществляющих подготовку спорт резерва.

Не осуществляется анализ качества проводимой подготовки, обеспеченности инвентарем и т.д.

В Казахстане только 9,3 % детей и подростков, от общего количества детей школьного возраста занимаются спортивных школах страны.

Полный провал на Азиатских играх 2018 года в г. Джакарта (Индонезия), 9-место в общекомандном зачете. За всю историю независимости Казахстан не опускался ниже 5-места в общекомандном зачете.

За всю историю независимости на Чемпионатах мира завоевано 202 медали (53 золотых, 58 серебряных, 91 бронзовых медалей) спортсменами 19 летних олимпийских видов спорта из 45 развивающихся в стране. В 2018, 2019 годах количество видов спорта имеющих медали на чемпионатах мира сократилось до 8 видов.

На чемпионатах мира в 2018 году было завоевано 10 медалей (4 серебряные, 6 бронзовые) золотой медали не было.  В 2019 году завоевано 19 медалей (1 золотая, 5 серебряных, 13 бронзовых), 13 из которых бронзовые. Количество медалей выросло, но потеряно качество.

На Зимних юношеских Олимпийских играх (г. Лозанна, Швейцария) 2020 года, не было завоевано ни одной медали, хотя на предыдущих юношеских Олимпийских играх было завоевано 5 медалей.

Провальное выступление на XXXII летних Олимпийских играх в Токио, 83 место в общекомандном зачете 8 бронзовыми медалями является результатом сбоев в системе подготовки спортсменов от начального этапа подготовки до спорта высших достижений.

4

Отсутствие контроля за размещением государственного спортивного т ворческого заказа в спортивных секциях и творческих кружках для детей и юношества, и их функционирования

 

Так, возможно возникновение следующих рисков:

‒ риск снижения общего объема финансирования в последующие годы или дисбаланс в сторону определенных видов секций и кружков;

‒ риск «исключения» из объемов финансирования видов секций и кружков для детей-инвалидов;

‒ риск появления «мертвых душ».

Реализация государственного творческого и спортивного заказов запущена с 1 мая 2021 года. Финансирование обеспечено за счет местных бюджетов.

Спортивные секции и творческие кружки для детей бесплатные.

Учитывая, что размещение государственного спортивного и творческого заказа было инициировано депутатским корпусом и имеет высокую социальную значимость необходим постоянный контроль за его реализацией на уровне регионов.

 

 


 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Видение разработчика

Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, физической культуры и спорта.

Возможные положительные последствия:

Введение государственного контроля по эффективному использованию спортивных объектов позволит упорядочить строительство спортивных сооружений, позволит оценить соответствие объемов финансирования их потребности, оценить загрузку объектов, выявить исполнение законодательства по вопросам обеспечения доступности спортивных объектов для маломобильных групп населения, по месту жительства и в местах массового отдыха.

Введение государственного контроля за распределением бюджетных средств по результатам ранжирования видов спорта позволит обеспечить справедливое распределение финансовых средств. Также это создаст стимул спортивным федерациям улучшить свою деятельность в подготовке спортсменов мирового класса.

Введение государственного контроля за подготовкой спортивного резерва позволит в перспективе оценивать потенциал спортивных школ, учащихся-спортсменов данных организаций, их результативность. У центрального государственного органа появится возможность принимать управленческие решения об увеличении финансирования спортивных школ, в разрезе видов спорта, адресно финансировать наиболее перспективных спортсменов и т.д.

Введение государственного контроля за размещением государственного спортивного и творческого заказа в спортивных секциях и кружках для детей и юношества, и их функционирования позволит обеспечить постоянное финансирование секций и кружков для детей, расширение видов секций и кружков, доступность секций и кружков детям с ограниченными возможностями.

Возможные негативные последствия: Введение предлагаемых мер не повлечет негативных последствий.


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.

 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

  1. граждане Республики Казахстан;
  2. государственные органы;
  3. общественные объединения (аккредитованные спортивные федерации, Национальный Олимпийский Комитет Республики Казахстан, Национальный Паралимпийский Комитет Республики Казахстан);
  4. национальная палата предпринимателей «Атамекен» и заинтересованные организации;
  5. общеобразовательные школы;
  6. детско-юношеские спортивные школы.

6. Способы уведомления целевых групп

1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет – ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, а также интернет-портал государственных органов;

3) публикация объявления в СМИ (facebook, Instagram, Telegram).


7. Способ публичного обсуждения

Планируется размещение Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытых НПА», facebook, Instagram и Telegram для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

1.

За прошедшие три года общее количество спортивных сооружений выросло на 2 653 ед., в том числе на селе 1252 ед. Основной рост спортивной инфраструктуры произошел за счет плоскостных сооружений (поля, площадки и др.).

Несмотря на интенсивное строительство, Казахстан отстает от большинства развитых в спортивном отношении государств по показателям обеспеченности населения объектами спорта.

Кроме этого, в общем количестве спорт объектов есть построенные более 30 лет назад, которые сильно физически и морально изношены и соответственно создают угрозу для занимающихся в них.

Сохраняется недоступность спорт сооружений, вследствии их физической отдаленности от жилых домов, больниц, школ.
 

В РФ приняты Методические рекомендации по оценке эффективности использования спортивных объектов (сооружений).


 


 

2

В соответствии с Правилами ранжирования видов спорта в Республике Казахстан, утвержденными приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 июля 2017 года № 216 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 августа 2017 года № 15509) формируются Республиканский и Региональный перечни приоритетных видов спорта, с финансированием из соответствующих уровней бюджета.

В 2017 году на республиканском уровне в процедуре ранжирования приняло участие 178 видов спорта, которые разделены на группы «А», «В», «С». На региональном уровне в процедуре ранжировании приняло участие от 63 до 95 видов спорта в зависимости от региона.

В 2018 году в республиканский перечень приоритетных видов спорта вошли 44 летних олимпийских, 15 зимних олимпийских, 88 неолимпийских, 10 национальных видов спорта. По паралимпийским видам спорта все виды спорта без участия в процедуре ранжирования 22 вида спорта включены в группу «А».

В 2019 году на республиканском уровне проранжированы 138 видов спорта. Из них 70 не олимпийских, 45 летних олимпийских, 13 зимних олимпийских, 10 национальных видов спорта.

Вместе с тем, во исполнение поручения Главы государства в 2020 году Министерством совместно с местными исполнительными органами проведен анализ финансирования профессиональных спортивных клубов.

Анализ показал, что большую долю в содержании профессиональных игровых клубов играют расходы местных исполнительных органов. Данный анализ, также показал несоблюдение местными исполнительными органами итогов ранжирования.

Так, высокие расходы были на содержание футбольных клубов, который относится к группе B и финансировался больше, чем виды спорта которые находятся в группе «А».

В США предусмотрена персональная поддержка спортивного совершенствования и социального развития более 1700 элитных спортсменов, что соответствует полуторному составу национальных олимпийских и паралимпийских команд по летним и зимним видам спорта.

Китай. Внимание спортивных национальных федераций сосредоточено на тех командах и спортсменах, которые имеют высокий потенциал выиграть олимпийские медали. 

В Великобритании финансирование видов спорта и спортсменов осуществляется по принципу «никаких компромиссов», которой подразумевает поддержку лучших и прогрессирующих спортсменов. Придерживаясь данного подхода, организация «Спорт Великобритании» инвестирует только в федерации олимпийских видов спорта, спортсмены которых имеют высокие шансы на успех на Олимпийских играх. Главными критериями являются количество выигранных медалей, количество подготовленных медалистов, качество существующих систем подготовки спортсменов и процессов по поиску и поддержке самых перспективных будущих чемпионов страны. 

В Германии отдельная программа предусмотрена для национальных спортивных федераций. Объем финансирования зависит от наличия у того или иного вида спорта олимпийского статуса и рассчитывается на каждый олимпийский цикл, что позволяет федерациям планировать свою деятельность на 4 года. С каждой из них заключается эффективный контракт. МВД и немецкий олимпийский комитет (DOSB) устанавливают целевые показатели по успешности сборных команд на международных турнирах. Каждый год производится оценка эффективности деятельности DOSB и спортивных федераций. На основе полученных оценок принимаются решения об объеме финансирования проектов на следующий отчетный период.

 

3

На сегодняшний день в 477 ДЮСШ (в т.ч. 129 специализированные), которые являются начальным звеном, занимаются 367 727 детей и подростков.

Работают с ними 13 666 тренеров-преподавателей (порядка 30 детей на 1 тренера).

В 12 регионах функционируют 13 областных школ-интернатов для одаренных в спорте детей, где обучаются 3 995 воспитанников по 41 виду спорта (в т.ч. 32 летних и 7 зимних олимпийских видов, 2 неолимпийских видов спорта). Работает 368 тренеров-преподавателей.

Действуют 4 Республиканских специализированных школ-интернат-колледжей олимпийского резерва для одаренных в спорте детей и республиканский колледж спорта (РКС), контингент которых составляет 2 078 детей и подростков. Работает 298 тренеров-преподавателей.

Спортивный резерв здесь готовится по 29 летним и 8 зимним олимпийским видам спорта.

Следующим этапом подготовки спортивного резерва являются  Центры олимпийской подготовки (ЦОП) на уровне республики, и центры подготовки олимпийского резерва на областном и городском уровнях.

Контингент республиканских ЦОПов составляет 1615 человек (2019 год/ 1707 чел., 2018 г./1664), из них: переданы в сборную команды страны по итогам 2020 года 381 человек, что составляет 23,5%. 

При анализе современного состояния системы подготовки спортивного резерва, были выявлены проблемы общего характера: консерватизм специалистов отрасли, наличие устоявшихся стереотипов в принятии управленческих решений; межведомственная и межуровневая разобщенность и несогласованность действий в решении задач по подготовке спортивного резерва; недостаточный учёт возрастных, физиологических и психологических особенностей при подготовке юных спортсменов, что приводит к форсированной подготовке и профессиональному выгоранию в дальнейшем; недостаточное материально-техническое оснащение учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту для организации занятий спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе подготовки спортивного резерва; недостаточный уровень антидопингового образования в спортивных школах и мер, направленных на профилактику нарушений антидопинговых правил; неразвитость единой методической службы в системе подготовки спортивного резерва; неразвитость научно-методического, медицинского (включая восстановление) и медико-биологического обеспечения.

 

Нидерланды
Для получения статуса школы для спортивных талантов в учебном заведении должно заниматься не менее 40 перспективных детей по четырем видам спорта, при этом в каждом виде должно быть от 13 до 40 занимающихся. В настоящее время в стране функционирует 30 школ, в которых обучаются 3 тыс. детей.

 


 


 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

№ п/п

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

1.


Доля детей и подростков и молодежи, занимающихся в спортивных организациях (ДЮСШ, ШИОКР, ШВСМ, ЦОП, ЦПОР)

9,2%


9,3%


9,4

 

 

9,8%
 


10%


11%

2.


Обеспеченность спортивными сооружениями  46%


49%

 

 

50%
 


51%


52%

 

 

53%
 

3

Открытие спортивных секций и возобновление «детских кружков» во всех областях, городах республиканского значения, столице и крупных районных центрах

127 000 ед.

127 500

127 900

128 000

128 100

128 200

4

Создание в спортивных комплексах условий для занятия спортом для взрослых и детей с особыми потребностями

20%

40%

60%

80%

100%

100%


 

Комментарий

МУХАМЕТОВА ИРИНА

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 03/12 - 23:01

Против данного НПА!!!

07/12 - 10:39

Здравствуйте! Ваше замечание будет учтено!

ФИЛИМОНОВА ТАТЬЯНА

№ п/п Текущие показатели Рез... посмотреть текст 22/11 - 01:55

Против нпа в целом!

23/11 - 12:28

Здравствуйте! Ваше замечание будет учтено!

АБУЛГАЗИН ЕРЛАН

№ п/п Текущие показатели Рез... посмотреть текст 18/11 - 16:55

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для безусловного и исчерпывающего исполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд. Кроме того, статья 56 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» предусматривает меры социальной защиты государственных служащих. В этой связи, полагаем нет необходимости ослаблять указанные в рассматриваемой статье ограничения и предоставлять им возможность получения дополнительного дохода. Гражданину, поступившему на государственную службу, открывается конфиденциальная информация. Он получает гипотетическую возможность влиять на решения, принимаемые тем органом, где он трудоустроен. Все это дает основание полагать, что участие чиновника в другой оплачиваемой деятельности потенциально приведёт к образованию конфликта интересов. Кроме того, не понятен механизм установления условий, препятствующих занятию другой оплачиваемой деятельностью административными государственными служащими. Полагаем, что введение данной нормы негативно скажется на результативности работы административных государственных служащих в связи с чрезмерной занятостью, а также, возможно приведёт к недовольству гражданского общества.

19/11 - 14:21

Здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий! Не совсем понятно ваше замечание, просим уточнить о какой норме идет речь?

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (Член Общественного совета)

государственный контроль эффективности использован... посмотреть текст 03/12 - 11:44

Экспертное заключение


Прикреплённые файлы:     МКИС_ КДРП спорт (1).docx

07/12 - 10:42

Здравствуйте! Ваши рекомендации указанные в экспертном заключении будут рассмотрены и учтены!

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 02/12 - 16:24

Заключение ИЗПИ


Прикреплённые файлы:     КДРП сопутка физ-ра.pdf

07/12 - 10:42

Здравствуйте! Ваши рекомендации указанные в заключении будут рассмотрены и учтены!

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 16/11 - 14:01

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

16/11 - 16:22

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий! Уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций осуществляется согласно Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907.