Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»

Краткое содержание: касательно внедрения прямых выборов акимов районов и городов областного значения
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 26/11/2021
Публичное обсуждение до: 22/12/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/12/2021 15:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/12/2021 18:00:00

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Первое. Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики
(далее – Консультативный документ) является Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» (далее – Послание), где было озвучено, что в 2024 году граждане получат возможность в пилотном режиме избирать акимов районов.

Второе. Глава государства на пятом заседании Национального совета общественного доверия 25 февраля 2021 года поручил внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты Республики Казахстан, предусматривающие внедрение прямых выборов акимов районов в областях в 2024 году.


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
  Низкое доверие жителей районов (городов областного значения) к институту выборности  Жители районов (городов областного значения) подвергаются сомнению и  легитимности в назначении акима, а также сопровождают критикой опыт работы акима либо его отсутствие на территории района (города областного значения). 

Акционерным обществом «Институт экономических исследований» проведены аналитические исследования по изучению и проработке вопроса о возможности введения прямых выборов акимов районов, городов областного значения.

Так, в 2005 году экспериментальные выборы акимов районов состоялись в 4 районах (Ескельдинский район Алматинской области, Кокпектинский район Восточно-Казахстанской области, Жангалинский район
Западно-Казахстанской области). Правила допускали, что если на выборах баллотировался один кандидат, он считался избранным, если за него проголосовало более пятидесяти процентов выборщиков.

В 2006 году состоялись косвенные выборы акимов 49 районов и 10 городов областного значения. Право выдвижения кандидатов в акимы районов и городов областного значения было закреплено за акимом области, предлагавшим не менее двух кандидатов.

Оценивая итоги выборов можно отметить, что повышения прозрачности и эффективности деятельности акимов добиться не удалось. Избранный аким оставался подотчетным вышестоящему акиму, а не населению.

В 2007 году внесены изменения в Конституцию Республики Казахстан, предусматривающие предоставление возможности назначения на должность акимов районов и городов областного значения с согласия маслихатов районов и городов областного значения.

В 2013 году акимы районов и городов областного значения перешли в категорию корпуса «А» из категории политических государственных служащих. Таким образом, к акимам предъявлялись квалификационные требования по стажу работы и образованию.

В 2017 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствии с нормами Конституции Республики Казахстан», в котором предусмотрен порядок назначения, освобождения от должности и прекращения полномочий акима района и города областного значения.

В настоящее время акимы районов и городов областного значения являются политическими служащими, которые назначаются акимом области по согласованию с Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и маслихатом района области, города областного значения.
       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Внедрение прямых выборов акимов районов (городов областного значения), которые будут способствовать развитию «слышащего» государства и повышению доверия граждан к органам местной власти.

Возможные положительные последствия: в рамках прямых выборов население активно примет участие в избрании акима, ожидается развитие гражданского общества и повышение его участия в принятии решений. Практика выборности будет эффективна, так как в основном акимов избирают из числа местных жителей, которые хорошо осведомлены о проблемах территории.

Возможные негативные последствия: избрание акима исходя из национальной и семейной принадлежности. 


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Порядок проведения выборов акимов регламентируется Конституционным законом Республики Казахстан
«О выборах в Республике Казахстан». В этой связи в реализацию предлагаемых подходов потребуется внесение поправок в данный Конституционный закон.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

1) акимы областей – выдвижение кандидатов в акимы района (города областного значения) и прекращение его полномочий по согласованию с маслихатом района (города областного значения);

2) территориальная избирательная комиссия – регистрация кандидатов в акимы района (города областного значения), проведение выборов, подсчет голосов кандидатов, регистрация акима района (города областного значения) по итогам проведенных выборов;

3) политические партии – выдвижение кандидатов в акимы района (города областного значения);

4) население района (города областного значения) – участие в избрании акима района (города областного значения);

5) маслихаты районов (городов областного значения) – рассмотрение вопроса о выражении вотума недоверия акиму.


 

6. Способы уведомления целевых групп

1) публикация объявления о проведении публичного обсуждения консультативного документа на Интернет-ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;

2) публикация объявления в СМИ.


 

7. Способ публичного обсуждения

Планируется размещение Консультативного документа и прилагающих к нему материалов на портале
«Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
 

В действующем Конституционном законе Республики Казахстан
«О выборах в Республике Казахстан» отсутствуют нормы о выборах акимов районов (городов областного значения).

В 2017 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствии с нормами Конституции Республики Казахстан», в котором предусмотрен порядок назначения, освобождения от должности и прекращения полномочий акима района и города областного значения.

В настоящее время акимы районов и городов областного значения являются политическими служащими, которые назначаются акимом области по согласованию с Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и маслихатом района области, города областного значения.

В Германии руководством местной администрации является бургомистр
(традиционное название для Германии), мэр или директор коммуны. Муниципалитеты во всех землях, за исключением земли Гессен, управляются в соответствии с «системой советов», когда местный совет избирается прямым всеобщим голосованием на срок от четырех до шести лет в зависимости от земли. Мэр, избираемый прямым всеобщим голосованием на срок от четырех до девяти лет, возглавляет местный совет и исполнительный орган.

В Баварии, Саксонии, Баден-Вюртемберге и в большинстве земель бывшей ГДР бургомистр
(обер-бургомистр) избирается населением путем прямых всеобщих выборов. Как правило, применяется мажоритарная система в два тура, с порогом для участия во втором туре. Бургомистр также совмещает функции главы исполнительной власти и председателя совета; естественно, он же и представляет общину. Совет также формирует частично из своего состава, частично из чиновников управу или другой коллегиальный орган с участием бургомистра, подчиняющийся ему в вопросах исполнительской деятельности и участвующий в подготовке решений совета.

В Баден-Вюртемберге бургомистр избирается на срок 8 лет (при сроке полномочий совета 5 лет), на других территориях сроки полномочий бургомистра и совета совпадают.

В Польше существует трехуровневая система субнационального правительства. Первый
уровень – гмины, второй – повяты,
третий – воеводства.

Исполнительным органом гминов является правление гмины. Гмины возглавляет бургомистр (аким крупного населенного пункта) или войт
(аким сельского округа).

С 2002 года бургомистра стали избирать сами жители путем прямого голосования. В Польше избранный прямым голосованием мэр гминов именуется президентом и выбирается сроком на четыре года.

Польские муниципалитеты выполняют четыре основные группы функций: управление пространством, начальное и частично среднее образование, социальная зашита, а также коммунальные услуги и инфраструктура

Необходимо законодательно закрепить нормы о прямых выборах акимов районов (городов областного значения). 

Предоставление права партиям выдвигать кандидатуры  в акимы районов (городов областного значения).

Кроме того, предусматривается допустимость самовыдвижения. Кандидат в акимы района (города областного значения), выдвигаемый населением, должен собрать в свою поддержку подписи избирателей. Подобный порядок установлен в отношении кандидатов в Президенты, депутаты Парламента и в акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Предоставление права территориальной избирательной комиссии по организации и проведению выборов акимов районов (городов областного значения).
       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
  Акимы районов и городов областного значения политические служащие, которые назначаются акимом области по согласованию с Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан и маслихатом района области, города областного значения. Внедрение прямых выборов акимов районов (городов областного значения) в пилотном режиме Проведение анализа по итогам проведенного прямого выбора в пилотном режиме Проведение анализа по итогам проведенного прямого выбора в пилотном режиме Внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан в части внедрения прямых выборов во всех районах и городах областного значения Проведение прямых выборов акимов остальных районов и городов областного значения
             

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

Первое. Основанием разработки Консультативного док... посмотреть текст 07/12 - 16:19

На Ваш ответ от 6 декабря 2021 года сообщаем о необходимости направления уведомления в Институт законодательства и правовой информации

08/12 - 16:07

Благодарим за оставленный коментарий! Министерством национальный экономики также направлено письмо-уведомление в Институт законодательства и правовой информации.

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (Член Общественного совета)

№ Текущие показатели Результаты, которые буд... посмотреть текст 22/12 - 15:38

На письмо от 6 декабря 2021 года № 25-3/10291-И


Прикреплённые файлы:     ЭЗ КДРП по выборам рус№.docx

22/12 - 18:34

Министерство национальной экономики Республики Казахстан благодарит за оставленный комментарий и будет учтено в работе.

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (Член Общественного совета)

№ Текущие показатели Результаты, которые буд... посмотреть текст 22/12 - 15:37

2021 жылғы 6 желтоқсандағы шығыс № 25-3/10291-И хатқа


Прикреплённые файлы:     сараптама сайлау.docx

22/12 - 18:32

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрілігі қалдырған түсіндірулеріңізге алғыс білдіретінін және есепке алынатынын хабарлайды.

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 15/12 - 09:52

Заключение ИЗПИ


Прикреплённые файлы:     Заключение ИЗПИ КЗ выборы.docx

21/12 - 19:23

Министерство национальный экономики РК сообщает, что рассмотрит рекомендации, отраженные в заключении,и рассмотрит их при разработке законопроектов .

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 30/11 - 16:33

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

06/12 - 18:58

Благодарим за оставленный комментарии! Министерством национальной экономики направлены письма-уведомления о размещении проектов консультативных документов на интернет-портале откырытых НПА в НПП "Атамекен", аккредитованные организации и общественный совет.