Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О развитии агломераций»

Краткое содержание: О развитии агломераций
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 29/11/2021
Публичное обсуждение до: 23/12/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/12/2021 11:10:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 23/12/2021 14:10:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики
(далее – Консультативный документ) является пункт 55 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года № 659. Так, в Послании было поручено разработать проект Закона «О развитии агломераций».


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
  Отсутствие механизмов управления агломерациями и эффективного взаимодействия между местными исполнительными органами

На сегодняшний день в Казахстане наблюдается слабая эффективность урбанизации, а также расширение городов в пригородные районы.

Фрагментарный подход к важнейшим межтерриториальным вопросам, включая вопросы пространственного планирования и землепользования (например, система геопространственной информации), инфраструктуры и предоставления услуг (например, транспортные системы и общественный транспорт, жилищное хозяйство, отопление, мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации, утилизация твёрдых отходов, водоснабжение и канализация и др.), деградации и загрязнения окружающей среды, социально-экономического развития (например, рабочие места, занятость и миграция и др.),усугубляет  эти проблемы и уменьшает выгоды от формирования агломераций.

На сегодня в Казахстане существует следующие крупнейшие агломерации с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте.

В каждой агломерации имеются значительные различия в финансовом и человеческом потенциале между администрацией основного города и администрациями окружающих городов и районов.

 В то же время эффективное развитие агломераций затруднено по ряду причин, включая: отсутствие совместного пространственного планирования и планирования капиталовложений/инвестиций, отсутствие механизмов реализации совместных проектов или системы и механизмов управления, недостаточность каналов финансирования (например, запрет на взаимоотношения местных бюджетов одного уровня с другим) и отсутствие четких правил в отношении ответственности и контроля за целевым использованием средств, эксплуатацией и техобслуживанием определенных объектов инфраструктуры и систем предоставления услуг (например, объектов регионального общественного транспорта).

Эти проблемы обостряются из-за параллельного управления, осуществляемого администрацией города-ядра (так как территория города относится к его юрисдикции) и местным исполнительным органом области (так как пригороды и более отдаленные территории относится к его юрисдикции) в каждой агломерации, за исключением Актюбинской агломерации.

Таким образом, новый закон об агломерациях может помочь консолидировать и укрепить законодательную базу предоставления государственной поддержки для развития агломераций и регионов за счет появления новых подходов к управлению и развитию.

Исследование Всемирного банка в рамках Программы совместных экономических исследований на тему:

«Развитие городских агломераций и входящих в них территорий».

       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Для решения указанных проблем и развития агломерации в Казахстане предлагается принятие самостоятельного закона «О развитии агломераций», который будет направлен на:

1.Установление правовых и организационных условий формирования и функционирования городских агломераций, в том числе критерии и порядок отнесения территорий к категории городских агломераций.

2.Расширение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития городских агломераций, а также порядок из взаимодействия.

3.Определение системы управления городскими агломерациями, включая создание Национального совета по управлению агломерациями (далее – Нацсовет) на центральном уровне и Местного совета агломерации и Центра развития агломерации на местном уровне.

4.Определение правовых механизмов государственной поддержки развития городских агломераций.

Положительные последствия:

Установление основ законодательства для правового обеспечения развития агломераций и регионов, в том числе:

Регламентация вопросов отнесения городов и населенных пунктов к агломерации;

расширение полномочий местных исполнительных органов, направленное на улучшение условий жизнедеятельности в пределах агломераций;

расширение мер государственной поддержки развития городских агломераций;

выполнение Нацсоветом функций координирующего органа в целях обеспечения оперативности принятия решений по вопросам развития агломераций, в том числе получения необходимой государственной поддержки;

улучшение показателей экономической географии, рационализация процессов урбанизации и образование агломерационных благ для городских территорий и отдаленных от центра сельских районов, входящих в состав агломераций;

улучшение скоординированности развития и взаимодействия, особенно на уровне агломерации в целом, позволяющее решать климатические и другие общие проблемы для выполнения целого ряда задач по обеспечению устойчивого развития и создания благоприятных условий для жизни.

Отрицательные последствия: отсутствуют


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Отсутствуют


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

1) местные исполнительные органы;

2) местные представительные органы;  

3) центральные государственные органы;

4) местное население;

5) субъекты бизнеса, Национальная палата предпринимателей «Атамекен»;

6) общественный совет.

Для местных исполнительных органов ожидается следующий положительный эффект: Возможность прямого взаимодействия с другими местными исполнительными органами в рамках агломерации для решения актуальных вопросов, возникающих в рамках компетенции таких местных исполнительных органов. Возможность получения поддержки на уровне Нацсовета по управлению агломерациями – как в части методики управления, так и в части решения содержательных вопросов деятельности агломерации.

Для местных представительных органов ожидается следующий положительный эффект: Возможность большего влияния на процессы решения проблем населения, проживающего или работающего на территории соответствующей агломерации.

Для государственных органов ожидается следующий положительный эффект: возможность передачи части функций местным исполнительным и представительным органам, тем самым снизив нагрузку на государственные органы.

Для местного населения ожидается следующий положительный эффект: Повышение уровня жизни населения за счет эффективного решения местных проблем, требующих участия соседствующих административно-территориальных единиц,  доступность местных администраций для населения, и механизмы подотчетности; улучшение интеграции сетей, включая улучшение транспортной связности, повышение доступности административных центров для жителей пригородов,   развитие социальной и инженерной инфраструктуры на периферии крупных городов, благоустройство общественных пространств, стимулирование частных инвестиций в строительство жилья.

Для субъектов бизнеса ожидается следующий положительный эффект: Эффективная реализация бизнес-проектов, имеющих влияние на территории участников агломерации, оперативное решение вопросов получения разрешений, осуществления контроля, доступа к ресурсам и рынкам, стимулирование частных инвестиций; развитие туризма.

Отрицательные последствия для всех целевых групп: отсутствуют.


 

6. Способы уведомления целевых групп

1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет – ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;

3) публикация объявления в СМИ.


 

7. Способ публичного обсуждения

Планируется размещение Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на интернет-портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
 

В Казахстане появились симптомы нерациональной урбанизации, фрагментации внутренних рынков и высоких трансграничных барьеров. Это – симптомы «нарушения законов» экономической географии, которое снижает производительность и усугубляет пространственные разрывы и территориальное неравенство. Названные проблемы, скорее всего, обострятся под воздействием пандемии               COVID-19, а для их решения необходимы преобразования в целях изменения распределения плотности населения, структур и тенденций развития городов.

Агломерации будут                                    по-прежнему играть важную роль, так как экономическая деятельность сконцентрирована и активно развивается в городах.

Производительность повышается, поскольку рыночные силы агломерации, трудовой мобильности и торговли способствуют пространственной реорганизации экономики.

Также необходимо укрепление основополагающих институтов регулирования рынков земли, труда и продукции в сочетании с дополнительными инвестициями, предназначенными для снижения транспортных и коммуникационных издержек.

В этой связи, важно более оперативно решать задачи развития регионов и городских агломераций, улучшения условий жизни на всей территории страны, в том числе в пригородных районах больших городов (таких как Нур-Султан и Алматы), и укреплять систему управления и кадровый потенциал на региональном и местном уровне.  

В отдельных странах действуют специальные законы, регулирующие развитие городских агломераций. Многие страны имеют общенациональные законы о пространственном планировании или территориальном развитии (например, Польша) и местном самоуправлении, но лишь немногие имеют специальные законы «о механизмах развития или управления городской агломераций (это относится как к унитарным государствам как Великобритании, Франции и Китая, так и к федеративным государствам как США, Канады, Германии, Испании и Италии).

Есть практика стран, которые используют подходы, основанные на добровольной инициативе снизу, или механизмы координации; например, разрешают местным органам управления создавать ассоциации, советы городских агломераций и так далее и/или передают решение таких вопросов в ведение правительств штатов/провинций.

Например, в большинстве крупных городов США и Канады существуют механизмы управления городскими агломерациями, но эти механизмы были созданы самими муниципалитетами (иногда по инициативе штатов/провинций, поскольку вопросами местного управления в этих странах ведают штаты/провинции).

В США существуют правовые нормы выделения средств из федерального бюджета на осуществление наиболее крупных инвестиций в инфраструктуру транспорта, водоотведение и очистку сточных вод; при этом условием для такого выделения средств является создание организаций по планированию развития городской агломерации и составление планов развития городской агломерации в соответствующем секторе.

Недавно в России был разработан проект федерального закона «О городских агломерациях», который: «... устанавливает правовые и организационные условия формирования и функционирования городских агломераций, в том числе критерии и порядок отнесения территорий к категории городских агломераций, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития городских агломераций, требования к системе управления городскими агломерациями, правовые механизмы государственной поддержки развития городских агломераций».

В России также готовится к принятию федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», признающий существование и формирование агломераций для экономического развития регионов.

В Италии на основании закона о местных органах власти с 2014 года органы управления городскими агломерациями были созданы на территории 10 крупнейших городов страны и проводятся прямые выборы мэров городских агломераций в десяти мегаполисах, в том числе Милан, Неаполь, Рим

В Китае муниципалитеты занимают большие территории. До последнего времени координация действий между муниципалитетами была ограниченной, так как площадь каждого муниципалитета страны настолько велика, что охватывает всю территорию соответствующей городской агломерации, в которую входят городские и сельские территории. Китай лишь совсем недавно выпустил общенациональное руководство, в котором поддерживается внедрение механизмов координации между соседними муниципалитетами, особенно вокруг нескольких крупных городов. Данная концепция получила название «круг агломерации».

Франция обладает многолетними традициями создания национальных правовых норм, касающихся возможных механизмов межмуниципального сотрудничества. В 2010 году разработан Закон об агломерациях, в результате чего агломерации во Франции превратились в новое межмуниципальное государственное учреждение, которое занимается вопросами экономического, экологического, образовательного, культурного и социального развития на территории соответствующей городской агломерации, что способствует повышению конкурентоспособности агломераций в Европе и в мире в целом.

Городской агломерации передаются полномочия муниципалитетов в сфере экономического развития, туризма, культуры, высшего образования, деятельности научно-исследовательских учреждений, реализации исследовательских программ, а также по вопросам разработки и управления различными объектами, в частности, объектами туризма, портами, аэропортами и спортивными сооружениями.

Агломерации предоставлены права на разработку планов развития городской агломерации, создание общественных пространств, эксплуатацию телекоммуникационных сетей, оказание содействия в развитии транспортных услуг, формирование политики в сфере жилищного строительства, улучшение состояния существующего жилого фонда.

Необходимо принятие нового Закона о развитии агломераций, который будет предусматривать понятие «агломерация», критерии и порядок отнесения территорий к агломерациям, а также механизмы  управления ими, способствовать совершенствованию механизмов координации и взаимодействия местных исполнительных органов.

       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
  Увеличение уровня урбанизации  60,1% 60,7% 61,3% 62,0% 62,6%
             

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 07/12 - 16:16

На Ваш ответ от 6 декабря 2021 года на наш комментарий от 30 ноября 2021 года сообщаем, что Институт законодательства и правовой информации (далее - ИЗПИ) не является членом экспертного совета. В соответствии со статьей 19 Предпринимательского кодекса и подпунктом 4) пункта 4 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907 (далее - Правила), а также абзацем вторым пункта 4 статьи 17-1 Закона "О правовых актах", экспертные советы - это экспертные советы по вопросам частного предпринимательства, созданные в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Тогда как ИЗПИ создан постановлением Правительства от 28 марта 2019 года № 149 в соответствии с Законом "О государственном имуществе". Как видно, в пункте 16 Правил, ИЗПИ указан отдельно от НПП, общественных советов и экспертных советов. В связи с этим ИЗПИ ожидает от МНЭ уведомления о размещении КДРП на портале открытых НПА

09/12 - 12:33

Благодарим за оставленный комментарий! Настоящим сообщаем, что Министерством национальный экономики направлено письмо-уведомление в Институт законодательства и правовой информации.

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 15/12 - 16:37

Заключение ИЗПИ


Прикреплённые файлы:     КДРП аглом осн.pdf

21/12 - 14:59

Министерство национальной экономики РК сообщает, что рассмотрит рекомендации, отраженные в заключении, при разработке проекта Закона "О развитии агломераций"

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 30/11 - 16:32

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

06/12 - 20:10

Рассмотрев ваш комментарий сообщаем, что согласно статье 17-1 Закона РК «О правовых актах», Консультативный документ, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, подлежит обязательному обсуждению с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и экспертными советами по вопросам частного предпринимательства, созданными в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Обсуждение консультативного документа с общественностью включает в себя его размещение на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения, а также публичные слушания и дебаты. Кроме того, согласно пункту 15 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Консультативный документ, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, подлежит обязательному обсуждению с НПП и экспертными советами. При этом, необходимо отметить, что данный Консультативный документ не затрагивает интересы субъектов предпринимательства. На основании вышеизложенного и с учетом того, что пункт 16 вытекает из пункта 15 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, сообщаем об отсутствии необходимости обязательного направления информации уведомления о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации.

Приложенные документы:
  • Скачать
  •