Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций»

Краткое содержание: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 29/11/2021
Публичное обсуждение до: 23/12/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/12/2021 11:10:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 23/12/2021 14:10:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Первое. Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики
(далее – Консультативный документ) является пункт 55 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года № 659.

Второе. Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций» (далее – проект Закона) предусматривает сопутствующие поправки в законодательство Республики Казахстан в связи с разработкой проекта Закона Республики Казахстан «О развитии агломераций».


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
  Отсутствие отдельной нормативной правовой базы, регулирующий развитие городских агломераций на территории Республики Казахстан.

В части согласованности действий в сфере архитектурной и градостроительной деятельности

Согласно международному опыту, в целях обеспечения эффективного взаимодействия, развитие крупных городов и прилегающих районов осуществляется согласовано.

В соответствии с данной практикой, на сегодня в Законе Республики Казахстан «О статусе столицы Республики Казахстан» у акимата города Нур-Султан имеются функции по участию в разработке архитектурной и строительной политики пригородной местности.

Вместе с тем, у акимата города Алматы в действующем законодательстве аналогичные функции отсутствуют. Как следствие, по информации акимата города Алматы, архитектурная и градостроительная деятельность на территориях пригородной зоны осуществляется без согласования с акиматом города Алматы с соответствующими негативными последствиями

В части взаимодействия бюджетов города республиканского значения и области (горизонтальные трансферты)

На сегодня в пригородных районах города Алматы имеется дефицит ученических мест в общеобразовательных (52 тыс. чел.) и дошкольных              (8 тыс. чел.) учреждениях.

Жители пригородных районов Алматинской области пользуются социальными объектами города, тем самым увеличивая нагрузку на бюджет акимата города Алматы.

Кроме того, в связи с ограниченными возможностями местных бюджетов, имеется дефицит необходимых социальных объектов.

Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан по решению Правительства Республики Казахстан допускаются взаимоотношения областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы с другими областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы в бюджетном процессе в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности административно-территориальной единицы, жизни и здоровью людей, проведения мероприятий общереспубликанского либо международного значения по ходатайству акимов областей, городов республиканского значения, столицы, а также по поручению Президента Республики Казахстан.

В части установления для агломераций особого порядка заимствования для целей развития

На сегодняшний день ведется активная работа по реализации пилотных проектов в рамках Комплексного плана «Новый Алматы» и Межрегионального плана по развитию Алматинской агломерации. Это достаточно масштабные проекты в сфере инфраструктуры, экологии, транспорта, цифровизации и прочие.

Однако, данные амбициозные задачи могут быть реализованы только с участием долгосрочного, беспрерывного и емкого финансирования.

На сегодня в Казахстане внутренний рынок финансирования под подобные проекты весьма ограничен. Отвлечение собственных доходов бюджета города на реализацию капиталоемких проектов не представляется возможным.

В настоящее время местные исполнительные органы ограничены бюджетным законодательством во внешнем заимствовании.

В части интеграции баз данных и предоставления полномочий Центру агломерации по ведению Единой геоинформационной системы в качестве базового уровня государственного градостроительного кадастра на единой цифровой платформе агломерации

В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»                       (далее – Закон) государственный градостроительный кадастр (далее – ГГК) по уровням подразделяется на республиканский, областной, районный области и базовый (населенные пункты, включая города республиканского значения и столицу) и содержит сведения о предыдущем и современном состоянии территорий, зданий и сооружений, малых архитектурных форм и элементов благоустройства, а также о градостроительном планировании развития и застройки территорий и населенных пунктов, данные о принадлежности территорий и объектов к соответствующим функциональным зонам, их настоящем и перспективном назначении, экологической, инженерно-геологической, гидрогеологической, геотехнической и сейсмической ситуациях, инженерной обеспеченности.

В целях обеспечения прозрачности и централизованного сбора вышеуказанной информации по территориальному развитию ведение ГГК на всей территории республики осуществляется посредством единой системы (статья 38 Закона) – Автоматизированной информационной системы ГГК Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

Источниками исходной информации (сведений) для ГГК являются:

центральные и местные исполнительные органы, территориальные органы управления государственным имуществом и приватизации, земельными ресурсами, геодезии и картографии;

службы регистрации, технической инвентаризации и оценки недвижимости;

службы санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов;

органы, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;

данные земельного, водного и других отраслевых кадастров, регистров, иных банков данных. центральные и местные исполнительные органы (статья 40 Закона).

Действующими нормативными правовыми актами определены требования к ведению и предоставлению информации, где предусмотрены нормы по актуализации информации о застройке в дежурном топографическом плане местными исполнительными органами с последующим направлением в государственный градостроительный кадастр ГГК (инженерные коммуникации, топографические изыскания, здания и сооружения).

Несоответствие законов, регулирующих процесс строительства на территориях государственных национальных природных парков

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» участки для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в соответствии с генеральным планом развития инфраструктуры государственного национального природного парка и только в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности как с существующей инфраструктурой, так и для создания новой инфраструктуры.

Вместе с этим, Земельным Кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан                           «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» установлены четкие правила по предоставлению земельных участков для строительства объектов и их комплексов, где данные работы осуществляются по проектной документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта, что Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривается.

В части очистки атмосферного воздуха и общего улучшения экологической ситуации агломераций

Большое негативное влияние на качество жизни в Алматинской агломерации оказывают две проблемы, такие как высокая загрязненность атмосферного воздуха и отсутствие современной комплексной системы управления отходами.

Ожидаемый эффект от реализации проекта проявится в состоянии атмосферного воздуха, который будет соответствовать стандартам Всемирной организации здравоохранения, также будет построена система контроля мониторинга состояния атмосферного воздуха с выявлением источников выбросов, включающая в себя подсистему информирования населения о состоянии выбросов, и современная система управления отходами.

В части отсутствия транспортной модели на территории агломераций

Создание транспортной модели позволит координировать транспортные потоки, их назначение, специфику и позволит путем расчета принимать адекватные меры управления потоком, а также повысит эффективность бюджетных инвестиций в сферу транспорта и экологии на территории агломераций.

Исследование Всемирного банка в рамках Программы совместных экономических исследований на тему:

«Поддержка для целей развития городских агломераций и входящих в них территорий».

       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Для решения указанных проблем и развития агломераций в Казахстане предлагается внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты, которые будут направлены на:

1. Необходимость создания нормативной правовой базы, регулирующей развитие городских агломераций.

2. Предоставление полномочий местным органам государственной власти по реализации единой политики в сфере архитектурной и градостроительной деятельности на территории всей агломерации.

3. Снятие запрета на взаимодействие местных бюджетов области и городов республиканского значения, столицы (горизонтальные трансферты).

4. Установление для агломераций особого порядка заимствования для целей развития.

5. Предоставление полномочий агломерации по ведению Единой геоинформационной системы в качестве базового уровня государственного градостроительного кадастра на единой цифровой платформе агломерации.

6. Необходимость интеграции действующего законодательства для исключения разночтений при применении норм, предусмотренных для осуществления строительства на территориях государственных национальных природных парков.

Положительные последствия:

 улучшение условий жизнедеятельности населения агломераций, но и вывести их на региональный и мировой рынок в качестве значимых субъектов в системе товарных, финансовых, технологических и культурных отношений;

согласованность в действиях между местными исполнительными органами городов республиканского значения и прилегающих областей на прилегающих к городу территориях;

возможность акиматам городов республиканского значения и столицы и прилегающих областей совместно финансировать социальные проекты на территории агломераций;

возможность дополнительного финансирования, город Алматы имеет возможности выйти на внешнее заимствование. Город располагает достаточными ресурсами для покрытия своих обязательств, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, ведь несмотря на кризис, сохранены позиции по оценке платежеспособности и надежности, присвоенные ведущим мировым рейтинговым агентством Fitch на уровне ВВВ+, то есть стабильного в сфере кредитоспособности;

создание единой базы данных города и пригородной зоны позволит иметь актуальные, корректные данные в разрезе каждой отрасли агломерации и дает возможность формировать целостную картину предыдущего и современного состояния населенного пункта, его транспортной, инженерной, социальной инфраструктур на цифровой картографической основе с привязкой к пространственным данным. Данный процесс позволит также вывести из «теневой экономики» непрозрачной деятельности малого и среднего бизнеса;

системное и комплексное развитие инфраструктуры на территории государственных национальных природных парков;

улучшение показателей экономической географии, рационализация процессов урбанизации и образование агломерационных благ для городских территорий и отдаленных от центра сельских районов, входящих в состав агломераций;

улучшение скоординированности развития и взаимодействия, особенно на уровне агломерации в целом, позволяющее решать климатические и другие общие проблемы для выполнения целого ряда задач по обеспечению устойчивого развития и созданию благоприятных условий для жизни.

Отрицательные последствия: отсутствуют


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

Отсутствуют.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

1) местные исполнительные органы;

2) местные представительные органы; 

3) центральные государственные органы;

4) местное население;

5) субъекты бизнеса, Национальная палата предпринимателей «Атамекен»;

6) общественный совет.

Для местных исполнительных органов ожидается следующий положительный эффект: Возможность прямого взаимодействия с другими местными исполнительными органами в рамках агломерации для решения актуальных вопросов, возникающих в рамках компетенции таких местных исполнительных органов. Возможность получения поддержки на уровне Нацсовета по управлению агломерациями – как в части методики управления, так и в части решения содержательных вопросов деятельности агломерации.

Для местных представительных органов ожидается следующий положительный эффект: Возможность большего влияния на процессы решения проблем населения, проживающего или работающего на территории соответствующей агломерации.

Для государственных органов ожидается следующий положительный эффект: возможность передачи части функций местным исполнительным и представительным органам, тем самым снизив нагрузку на государственные органы.

Для местного населения ожидается следующий положительный эффект: Повышение уровня жизни населения за счет эффективного решения местных проблем, требующих участия соседствующих административно-территориальных единиц,  доступность местных администраций для населения, и механизмы подотчетности; улучшение интеграции сетей, включая улучшение транспортной связности, повышение доступности административных центров для жителей пригородов,   развитие социальной и инженерной инфраструктуры на периферии крупных городов, благоустройство общественных пространств, стимулирование частных инвестиций в строительство жилья.

Для субъектов бизнеса ожидается следующий положительный эффект: Эффективная реализация бизнес-проектов, имеющих влияние на территории участников агломерации, оперативное решение вопросов получения разрешений, осуществления контроля, доступа к ресурсам и рынкам, стимулирование частных инвестиций; развитие туризма.


 

6. Способы уведомления целевых групп

1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет – ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;

3) публикация объявления в СМИ.


 

7. Способ публичного обсуждения

Планируется размещение Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на интернет-портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
 

В Казахстане появились симптомы нерациональной урбанизации, фрагментации внутренних рынков и высоких трансграничных барьеров. Это – симптомы «нарушения законов» экономической географии, которое снижает производительность и усугубляет пространственные разрывы и территориальное неравенство. Названные проблемы, скорее всего, обострятся под воздействием пандемии               COVID-19, а для их решения необходимы преобразования в целях изменения распределения плотности населения, структур и тенденций развития городов.

Агломерации будут                                    по-прежнему играть важную роль, так как экономическая деятельность сконцентрирована и активно развивается в городах.

Производительность повышается, поскольку рыночные силы агломерации, трудовой мобильности и торговли способствуют пространственной реорганизации экономики.

Также необходимо укрепление основополагающих институтов регулирования рынков земли, труда и продукции в сочетании с дополнительными инвестициями, предназначенными для снижения транспортных и коммуникационных издержек.

В этой связи, важно более оперативно решать задачи развития регионов и городских агломераций, улучшения условий жизни на всей территории страны, в том числе в пригородных районах больших городов (таких как Нур-Султан и Алматы), и укреплять систему управления и кадровый потенциал на региональном и местном уровне.  

Отдельные страны имеют общенациональные законы о пространственном планировании или территориальном развитии (например, Польша) и местном самоуправлении, в некоторых странах имеются специальные законы о «механизмах управления или развитии агломераций».

В Польше на региональном уровне существуют Управления маршала (Marshal’s Office), которые, среди прочего, оказывают содействие в координации вопросов, затрагивающих несколько местных административных единиц. После многолетних дебатов в 2015 году был принят закон об агломерационных союзах с целью создания объединений коммун (гминов) и округов/районов (поветов), именуемых «агломерационными единицами».

Недавно в России был разработан проект федерального закона «О городских агломерациях», который устанавливает правовые и организационные условия формирования и функционирования городских агломераций.

Китай недавно разработал общенациональное руководство, которое поощряет внедрение механизмов координации между соседними муниципалитетами, особенно вокруг нескольких крупных городов. До сих пор такой необходимости не было, потому что каждый муниципалитет в стране настолько велик, что он охватывает всю территорию соответствующей агломерации (агломерацию различных городских и сельских территорий).

В Бразилии недавно был принят закон, обязывающий правительства штатов принять меры к созданию формальных органов, обеспечивающих координацию на уровне крупных городских районов штата.

В Мексике действуют общенациональные правовые нормы общего характера, предписывающие правительствам штатов самостоятельно решать вопросы координации на уровне агломераций по мере необходимости

Необходимо принятие нового Закона о развитии агломераций, а так же внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты, которые будут способствовать совершенствованию механизмов координации и взаимодействия местных исполнительных органов, взаимодействию бюджетов одного уровня, разрешению акиматам городов республиканского значения заимствовать на внешних рынках, обеспечению единого градостроительного планирования, функционирования единой транспортной модели и формирования экологически чистой атмосферы на территории агломерации.

       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
1 Увеличение уровня урбанизации  60,1% 60,7% 61,3% 62,0% 62,6%
2

Рост населения в агломерациях и областных центрах (в том числе город Семей)

ежегодно на 1,7%

ежегодно на 1,7% ежегодно на 1,7% ежегодно на 1,7% ежегодно на 1,7%
3 Увеличение ВРП центров агломераций  (без учета города Актобе)

ежегодно на 3,9%

ежегодно на 3,9% ежегодно на 3,9% ежегодно на 3,9% ежегодно на 3,9%

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 15/12 - 16:28

Заключение ИЗПИ


Прикреплённые файлы:     Заключение ИЗПИ на КДРП.docx

21/12 - 15:01

Министерство национальной экономики РК сообщает, что рассмотрит рекомендации, отраженные в заключении, при разработке проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций"

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

Первое. Основанием разработки Консультативного док... посмотреть текст 07/12 - 16:15

На Ваш ответ от 6 декабря 2021 года на наш комментарий от 30 ноября 2021 года сообщаем, что Институт законодательства и правовой информации (далее - ИЗПИ) не является членом экспертного совета. В соответствии со статьей 19 Предпринимательского кодекса и подпунктом 4) пункта 4 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907 (далее - Правила), а также абзацем вторым пункта 4 статьи 17-1 Закона "О правовых актах", экспертные советы - это экспертные советы по вопросам частного предпринимательства, созданные в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Тогда как ИЗПИ создан постановлением Правительства от 28 марта 2019 года № 149 в соответствии с Законом "О государственном имуществе". Как видно, в пункте 16 Правил, ИЗПИ указан отдельно от НПП, общественных советов и экспертных советов. В связи с этим ИЗПИ ожидает от МНЭ уведомления о размещении КДРП на портале открытых НПА

09/12 - 12:35

Благодарим за оставленный комментарий! Настоящим сообщаем, что Министерством национальный экономики направлено письмо-уведомление в Институт законодательства и правовой информации.

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член Общественного совета)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 30/11 - 16:31

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

06/12 - 20:10

Рассмотрев ваш комментарий сообщаем, что согласно статье 17-1 Закона РК «О правовых актах», Консультативный документ, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, подлежит обязательному обсуждению с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и экспертными советами по вопросам частного предпринимательства, созданными в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Обсуждение консультативного документа с общественностью включает в себя его размещение на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения, а также публичные слушания и дебаты. Кроме того, согласно пункту 15 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Консультативный документ, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, подлежит обязательному обсуждению с НПП и экспертными советами. При этом, необходимо отметить, что данный Консультативный документ не затрагивает интересы субъектов предпринимательства. На основании вышеизложенного и с учетом того, что пункт 16 вытекает из пункта 15 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, сообщаем об отсутствии необходимости обязательного направления информации уведомления о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА в НПП, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации.

Приложенные документы:
  • Скачать
  •