Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект концепции проекта закона Республики Казахстан«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций»

Краткое содержание: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 25/12/2021
Публичное обсуждение до: 17/01/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/01/2022 09:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/01/2022 13:00:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций» (далее - Проект Закона).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Разработка проекта Закона «О развитии агломераций» предусмотрена пунктом 55 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года № 659.

Одной из задач Государственной программы развития регионов на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 990,  является развитие функциональных городских районов - агломераций с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. В данном программном документе указана особая актуальность формирования агломераций с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни населения.

В Казахстане понятие «агломерация» определяется в Законе Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и указанной Государственной программе развития регионов на 2020-2025 годы.

В этих документах агломерации определяются как локальная система урбанизированных населенных пунктов, расположенных вокруг одного или нескольких крупных городов-центров, имеющих повседневные трудовые, производственные, социально-культурные и иные связи, а также тенденцию к территориальному слиянию друг с другом.

Основными критериями определения агломераций в Казахстане согласно указанной Государственной программе являются:

административный статус города-центра (столица, город республиканского значения, город областного значения);

демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток, ресурсную базу (земельные, водные, продовольственные ресурсы);

логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;

экономический потенциал, то есть развитость города-центра (индустриально-инновационный, сервисный, трудовой, финансовый, научный потенциал).

Границы агломерации определены в соответствующих Межрегиональных схемах территориального развития агломераций.

На сегодня в четырех агломерациях с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе проживает 36 % населения страны. В центрах агломераций генерируется примерно треть валового внутреннего продукта (ВВП) страны. На долю агломераций приходится более 60 % привлекаемых                в страну иностранных инвестиций.

В настоящее время в Казахстане нет специального разделения обязанностей, механизмов подотчётности и других институциональных механизмов, связанных с агломерациями.  Городское и территориальное развитие регулируется различными программными документами, например, вышеуказанные межрегиональные схемы территориального развития Нур-Султана, Алматы, Шымкента и Актобе регулируют вопросы, связанные с развитием агломераций. Однако специальной нормативной правовой базы, регламентирующей регулирование и развитие агломераций, не существует, как нет и специального органа управления развитием агломераций.

В этой связи предлагается принятие нового Закона Республики Казахстан «О развитии агломераций». В то же время для реализации положений нового Закона, а также совершенствования законодательного регулирования вопросов, связанных с развитием агломераций потребуется внесение изменений в иные законы.

           В части взаимодействия бюджетов города республиканского значения и области и установления для агломераций особого порядка заимствования для целей развития

           На сегодня не допускаются взаимоотношения местных бюджетов. В то же время, потребуется источник финансирования для инициатив агломераций, а также возможность акиматам городов республиканского значения и столицы и прилегающих областей совместно финансировать социальные проекты на территории агломераций.

           Так, например, на сегодняшний день в пригородных районах города Алматы имеется дефицит ученических мест в общеобразовательных (52 тыс. чел.) и дошкольных (8 тыс. чел.) учреждениях. Жители пригородных районов Алматинской области пользуются социальными объектами города, тем самым увеличивая нагрузку на бюджет акимата города Алматы. Кроме того, в связи с ограниченными возможностями местных бюджетов, имеется дефицит необходимых социальных объектов.

           Согласно Бюджетному кодексу взаимоотношения областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы с другими областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы в бюджетном процессе Республики Казахстан допускаются по решению Правительства Республики Казахстан только в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности административно-территориальной единицы, жизни и здоровью людей, проведения мероприятий общереспубликанского либо международного значения по ходатайству акимов областей, городов республиканского значения, столицы, а также по поручению Президента Республики Казахстан.

                Кроме того, в настоящее время местные исполнительные органы ограничены бюджетным законодательством во внешнем заимствовании.

          На сегодняшний день ведется активная работа по реализации пилотных проектов в рамках Комплексного плана «Новый Алматы» и Межрегионального плана по развитию Алматинской агломерации. Это достаточно масштабные проекты в сфере инфраструктуры, экологии, транспорта, цифровизации и прочие.

          Однако, данные задачи могут быть реализованы только с участием долгосрочного, беспрерывного и емкого финансирования. В Казахстане внутренний рынок финансирования под подобные проекты весьма ограничен. Отвлечение собственных доходов бюджета города на реализацию капиталоемких проектов не представляется возможным.

          В этой связи законопроектом предлагаются поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан, согласно которым местным исполнительным органам столицы, городов республиканского значения будет предоставлена возможность осуществления внешнего заимствования; предоставление возможности взаимоотношений местных бюджетов для реализации задач  развития агломераций.

          Также предусматриваются поправки, связанные с возможностью местным исполнительным органам столицы, города республиканского значения зачислять полученный внешний заем на соответствующий счет. В целях регулирования вопроса разрешения споров в отношении внешних займов местного исполнительного органа столицы, городов республиканского значения предлагается по соглашению сторон выбирать действующее право Международного финансового центра «Астана», а также возможность передачи спора, возникающего в связи с договорами займа и государственными эмиссионными ценными бумагами, на рассмотрение иностранного арбитража, включая Международный арбитражный центр Международного финансового центра «Астана». Положения о выборе иностранного права и иностранного арбитража критически важны для предполагаемого круга кредиторов – международных финансовых организаций.  В частности, необходимо обеспечить законный выбор иностранного права и иностранного арбитража для таких займов.

          В части согласованности действий местных исполнительных органов в сфере архитектурной и градостроительной деятельностиСогласно международному опыту, в целях обеспечения эффективного взаимодействия, развитие крупных городов и прилегающих районов осуществляется согласовано.

          В соответствии с данной практикой, на сегодня в Законе Республики Казахстан «О статусе столицы Республики Казахстан» у акимата города Нур-Султан имеются функции по участию в разработке архитектурной и строительной политики пригородной местности. Вместе с тем, у акимата города Алматы в действующем законодательстве аналогичные функции отсутствуют. Как следствие, по информации акимата города Алматы, архитектурная и градостроительная деятельность на территориях пригородной зоны осуществляется без согласования с акиматом города Алматы с соответствующими негативными последствиями.

          Таким образом, в целях обеспечения согласованности между процессом градостроительной/экономической интеграции и административными границами и полномочиями в целях содействия развитию агломераций законопроектом предлагаются поправки в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в части расширения компетенции акиматов столицы, городов республиканского значения в сфере градостроительной деятельности, осуществляемой в пределах пригородной зоны; предусматривается компетенция акиматов областей по внесению на согласование в акимат столицы, городов республиканского значения проекта генерального платан населенного пункта, расположенных в пригородных зонах; полномочий акиматов районов по предоставлению акимату области  ежемесячных отчетов по отводам, сегментациям и изменениям целевых назначении земельных участков на территории агломераций.

          Кроме того, в целях эффективного управления агломерациями, законопроектом «О развитии агломераций» предлагается создать Национальный совет по управлению агломерациями на центральном (республиканском) уровне, Местный совет агломерации и Центр развития агломерации (далее – Центр) на местном уровне в каждой агломерации.

          Нацсовет по управлению агломерациями будет обеспечивать оперативность получения необходимой государственной поддержки, принятия и утверждения решений по вопросам развития агломераций. Нацсовет также будет выполнять функции межведомственной координации на его площадке для рассмотрения споров, возникших в пределах агломераций.

          МСА будет являться площадкой для взаимодействия между участвующими в нём местными органами власти, предназначенной для решения общих вопросов и использования возможностей агломерационного значения.

          Центр будет являться органом, созданным в форме некоммерческой организации, обеспечивающим подготовку и координацию исполнения планов и отдельных проектов на уровне каждой агломерации. 

Центр будет создаваться на основании соглашения между местными исполнительными органами, входящими в состав одной агломерации.  Центр будет осуществлять функции по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Местного совета агломерации, содействию при реализации проектов и решений, принятых Местным советом агломерации, координации и мониторингу исполнения решений, принятых Местным советом агломерации, по подготовке проекта комплексного плана развития агломерации и др.

Создание МСА и Центра поможет построить сильную систему местного управления, а также обеспечивать реализацию проектов в масштабах всей агломерации.

В этой связи законопроектом предусматриваются поправки в Земельный кодекс Республики Казахстан, согласно которым местные советы агломерации будут принимать участие в установлении и изменении границ пригородных зон, если это имеет отношение к агломерациям. Также предлагается согласование с местным советом агломерации вопросов предоставления земельных участков, необходимых для реализации проектов в целях развития агломераций.

Законопроект будет предусматривать поправки в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в части участия местных советов агломерации в согласовании межрегиональных схем территориального развития.

Центр предлагается создать в организационно – правовой форме частного учреждения. Однако, согласно статье 10 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В этой связи, законопроектом предлагается внести поправки в Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» в части исключения ограничений, не позволяющих акиматам создавать частные учреждения.

Учитывая статус и полномочия общественных советов, а также значимость планов развития агломерации, предлагается дополнить компетенцию общественных советов полномочиями по обсуждению проектов планов развития агломераций и их выполнения и внести соответствующие поправки в Закон Республики Казахстан «Об общественных советах».

В целях стимулирования частных инвестиций и предоставления возможности реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках развития агломераций предлагается внести соответствующие поправки в Закон Республики Казахстан  «О государственно-частном партнерстве», в том числе предусматривающие отнесение проектов государственно-частного партнерства, планируемых в целях развития агломерации, к республиканским,  а также согласование местным советом агломерации перечня таких проектов государственно-частного партнерства.


 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
     
     

4. Цели принятия проекта закона

Целью принятия Законопроекта является обеспечение комплексного правового регулирования развития агломераций и реализация Закона Республики Казахстан «О развитии агломерации», в том числе:

создание правовых и организационных условий и механизмов для формирования и функционирования агломераций;

повышение эффективности развития агломераций посредством проведения правовых и регуляторных реформ, направленных на улучшение планирования, координации и финансирования агломераций;

устранение несоответствия между процессом градостроительной/экономической интеграции и административными границами, и полномочиями в целях содействия развитию агломераций;

улучшение координации и взаимодействия между местными исполнительными органами в части развития агломераций.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования Законопроекта являются общественные отношения, связанные с развитием агломераций.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Структура Законопроекта состоит из 2-х статей:

Статья 1. Внесение изменений и дополнений в:

  1. Земельный кодекс Республики Казахстан.
  2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.
  3. Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
  4. Закон Республики Казахстан «Об общественных советах».
  5. Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве».
  6. Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях».

Статья 2. Порядок введения Закона в действие.

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

С принятием законопроекта предполагается создание нормативной правовой базы, регулирующей развитие городских агломераций; улучшение условий жизнедеятельности населения агломераций, создание более эффективных механизмов координации и взаимодействия (особенно для осуществления практической деятельности) между территориями, относящимися к разным юрисдикциям, на местном уровне, уменьшение фрагментации (применительно к управлению и с целью создания возможности использования единого подхода к развитию); предоставление финансовой поддержки и создание специальных стимулов для развития агломераций.

Отрицательных правовых и социально-экономических последствий не предполагается.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из республиканского бюджета.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Не потребуется.


 

 

 

Комментарий

ИСПУЛАЕВА АЙМАН

6. Структура и содержание проекта закона... посмотреть текст 10/01 - 14:24

В рамках рассматриваемого Законопроекта предлагается: • Наделить Единого оператора жилищного строительства (далее – ЕО) правом выкупа по кадастровой стоимости и(или) приобретения в долгосрочную аренду земельных участков у МИО в целях строительства социального жилья; • Предоставить ЕО компетенцию по проведению конкурсов на разработку ПСД для строительства социального жилья; • В рамках строительства социального жилья предоставить ЕО компетенцию по проведению закупа услуг СМР, технического и авторского надзоров, мониторинга хода строительства объектов, обеспечения ИКИ, а также подписанию акта приемки объекта в эксплуатацию; • Предоставить ЕО компетенцию утверждению мастер-планов в рамках строительства социального жилья; • Предоставить ЕО компетенцию по проведению оценки качества городской среды и условий ее формирования путем внедрения в городах РК индекса качества городской среды; • Предоставить ЕО статус Национального института развития; • Утвердить стандарты Комплексной застройки территорий в РК; • Утвердить порядок проведения реновации в РК.

12/01 - 18:04

Благодарим за комментарий! Рассматриваемый законопроект направлен на создание институциональной основы для реализации единой политики развития агломерации, упорядочение градостроительного и земельного планирования в периферийной зоне агломерации, а также устанавливает правовые и организационные условия формирования и функционирования агломераций в том числе порядок, критерии отнесения территорий – районов к категории агломераций и др. При этом, вопросы наделения Единого оператора жилищного строительства указанными Вами компетенциями не относятся к предмету рассмотрения проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития агломераций». В этой связи рассмотрение данного вопроса в рамках проекта Закона не предоставляется возможным.