Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

Краткое содержание: Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 27/12/2021 06:31:53
Публичное обсуждение до: 20/01/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 25/01/2022 17:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/01/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Первое. Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики (далее – КДРП) является Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» (далее – Послание).

Так, в данном Послании поручено нагрузку на фонд оплаты труда сделать более понятной и простой.

Внедрить для микро-и малого предпринимательства бизнеса единый платеж с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%.  

Второе. Во исполнение пункта 2 Протокола заседания Консультационного совета по вопросам налогообложения
от 22 июня 2021 года № Д-3891//Б-386 «в целях исчисления НДС оборотом по реализации лотерейных билетов, квитанций и иных документов признается положительная разница между выручкой от реализации лотерейных билетов, квитанций и иных документов и выплаченными участникам лотереи выигрышами, а также невостребованными выигрышами, подлежащими зачислению в бюджет в виде неналогового платежа».

Третье. 30 апреля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности» (далее – Закон).

В рамках данного Закона внесены поправки в статью 38 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» - средства природоохранных учреждений также формируются за счет:

взимания платы за въезд автомобильного транспортного средства на территорию природоохранных учреждений;

взимания платы с туристов, за исключением платы с пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранов труда, детей дошкольного возраста.

В связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в статьи 590 и 591 Налогового кодекса Республики Казахстан.

За использование особо охраняемых природных территорий взимается плата с пешехода и автомобильного транспорта.

Четвертое. Стимулирование развития практики создания благотворительных фондов и их функционирования на территории Республики Казахстан.

Пятое. В своем послании Глава государства также отметил о важности реализации потенциала агропромышленного комплекса и горизонтальной кооперации без которой не может быть речи о развитии сельского хозяйства, высокой производительности и качестве продукции.

Пунктом 6 протокола семинара-совещания от 24 сентября 2020 года в городе Шардаре Туркестанской области по вопросу развития рыбного хозяйства с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Министерству национальной экономики Республики Казахстан совместно с министерствами финансов, экологии, геологии и природных ресурсов, сельского хозяйства поручено рассмотреть вопрос предоставления субъектам рыбного хозяйства, занимающихся переработкой рыбы, льгот на 70 % от налога на добавленную стоимость.

Кроме того Президентом Республики Казахстан по итогам поездки в Мангистаускую область по вопросам социально-экономического развития Мангистауской области на 2021 - 2025 годы Протоколом совещания от
22 сентября 2021 года № 21-01-7.17 Министерству экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно с министерствами национальной экономики, финансов и акиматом Мангистауской области поручено создать благоприятные условия для открытия предприятий по выращиванию и переработке рыбы с предоставлением земельных участков,  инженерной инфраструктуры и продвижения продукции на местном и международном рынках.

Шестое. В послании Президентом Республики Казахстан отмечено о развитии науки как о важнейшем приоритете развития страны.  Для решения накопившихся проблем в этой сфере нужно до конца года внести изменения в законодательство.

В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача - не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды.

В действующем Налоговом кодексе Республики Казахстан отсутствуют ставки платы за пользование видами животных, внесенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, что негативно отражается на качестве развития отраслевой науки в исследования по оценке состояния рыбных ресурсов. Ученые не имеют возможность извлекать из природной среды и изучать виды рыб, находящихся под угрозой исчезновения, для рекомендации в части улучшения их среды обитания и других условий восстановления их численности.

По сути, научные исследования краснокнижных рыб являются неотъемлемой частью мер по сохранению водных биологических ресурсов и напрямую влияют на потенциал развития рыбопромышленной отрасли, обеспеченность рыбопосадочным материалом предприятий воспроизводственного комплекса, обеспеченность рыбоперерабатывающих предприятий сырьем.

Седьмое. Поручения Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан Койшыбаева Г.К. от
21 декабря и 31 декабря 2020 года № 23-6/7193зп, о проработке проекта заключения Правительства по законопроекту
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в области миграции населения», инициированному депутатами Мажилиса Парламента, в части увеличения количества страниц паспорта гражданина Республики Казахстан до 48 листов для часто выезжающих за рубеж и уменьшения государственной пошлины за паспорта  для детей до 16 лет с 8 МРП до 4 МРП, а также увеличения государственной пошлины за выдачу удостоверений личности в связи с их утратой, допущенной повторно в течение года со дня первичной утраты до 1 МРП.

В связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в статью 615 Налогового Кодекса Республики Казахстан.


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

п/п

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

  1.  

Исчисление налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда.

На сегодняшний день существует пять различных налогов и платежей на фонд оплаты труда (далее – ФОТ).

 

На сегодня с заработной платы работника удерживаются индивидуальный подоходный налог у источника выплаты (ИПН), обязательные пенсионные взносы (ОПВ), взносы на обязательное социальное медиционское страхование (ОСМС), а также работодателями уплачиваются отчисления на ОСМС, социальные отчисления (СО) и социальный налог (СН).

Номинальная нагрузка на ФОТ составляет 33,5% (в 2022 году 34,5%).

Данная номинальная нагрузка расчитана в общеустановленном порядке налогообложения. При этом, номинальная нагрузка в специальных налоговых режимах разная.

Следует отметить, что отсутствует единый объект налогообложения. Объекты по платежам отличаются. Также, один вид платежа исчисляется по разному в разных налоговых режимах.

Существуют разные способы исчисления: ИПН, ОПВ и взносы на ОСМС удерживаются с дохода работника, а СН, СО в ГФСС и отчисления на ОСМС начисляются работодателем дополнительно от заработной платы.

Кроме того, процесс перечисления социальных платежей является достаточно трудоемким, так по каждому платежному поручению необходимо формировать список с разбивкой по каждому работнику.

При этом расходы налогоплательщиков при перечислении социальных платежей увеличиваются на сумму комиссии банков.

  1.  

Функционирование рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС.

В соответствии со статьей 71 Договора о ЕАЭС государства осуществляют гармонизацию законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам.

 

 

Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Соглашение) предусматривается установление с 2024 года единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию и диапазонов отклонений от нее в целях гармонизации акцизов в государствах-членах ЕАЭС. Соглашение подписано государствами-членами ЕАЭС 19 декабря 2019 года в
Санкт-Петербурге.

Целью Соглашения является обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию.

Величина индикативной ставки рассчитана как усредненная предполагаемой ставки акцизов в 2024 году в государствах ЕАЭС, с учетом темпа роста ставок акцизов в каждом государстве.

При прогнозном расчете ставок акцизов в государствах-членах ЕАЭС экспертами определено, что в 2024 году ставка акцизов составит около 35 евро (плюс, минус 20% максимум).

  1.  

Многократно вырос импорт алкогольной продукции под видом коньяка и коньячного дистиллята (псевдо-коньяк), произошёл переток потребления водки на псевдо-коньяк (крашенную водку).

Согласно информации Ассоциации производителей и импортеров, алкогольной продукции «QazSpirits» производство коньяка из импортного дистиллята сохранилось, многократно вырос импорт алкогольной продукции под видом коньяка и коньячного дистиллята (псевдо-коньяк), произошёл переток потребления водки на псевдо-коньяк (крашенную водку).

 

Коньяком называют крепкий алкогольный напиток с характерным букетом и вкусом, приготовленный из выдержанного коньячного спирта, воды и сахара.

С учетом применения специальной технологии для приготовления простого ординарного коньяка требуется выдержка коньячных спиртов от трех до пяти лет.

Действующая ставка акциза на коньяк (бренди) была принята в связи с необходимостью сохранить производство коньяка в Казахстане и развития виноградарства, с учетом его технологически сложного трехлетнего периода изготовления.

В целях поддержки добросовестных отечественных производителей предлагается увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди) за литр 100% спирта.

  1.  

Урегулирование обложения НДС у оператора лотереи.

 

В редакции Налогового кодекса, действовавшего в период 2018-2020 годы, не предусмотрена возможность уменьшения общего оборота по реализации лотерей на сумму призового фонда при расчете НДС.

Следует отметить, что порядок определения размера оборота при реализации лотерейных должен быть урегулирован в установленном законодательством порядке.

 

Пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О лотереях и лотерейной деятельности» предусмотрено, что оператор лотереи обязан обеспечить формирование призового фонда в размере не менее пятидесяти процентов от выручки от реализованных лотерейных билетов.

Исходя из указанной нормы, следует, что правом владения и распоряжения денежными средствами, формирующими призовой фонд, оператор лотереи не обладает, так как данные денежные средства могут быть использованы им исключительно на цели исполнения обязательств по выплате выигрыша. Также законодательство предусматривает, что невостребованные выигрыши хранятся оператором лотереи в течение трех лет, после чего зачисляются в доход бюджета в виде неналогового платежа.

  1.  

Отсутствие платы за въезд автомобильного транспортного средства на особо охраняемые природные территории.

Учитывая бесплатный въезд на особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) количество авто-мототранспортных средств, въезжающих на ООПТ, ежегодно увеличивается в следствии отсутствия каких-либо ограничений для них. Владельцы автомототранспортных средств не несут ответственности за загрязнение окружающей среды.

 

Автомототранспорт наносит больше вреда окружающей среде, чем человек (создает шум, загазованность воздуха, выделяет вредные химические вещества, издаваемый шум отпугивает диких животных). 

- мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП.

- легковые автомобили – 0,3 МРП.

80 % посетителей посещают ООПТ на автотранспортных средствах, с целью семейного и коллективного отдыха.

В этой связи с учетом максимальной вместительности автотранспорта рассчитанного на 5-7 мест, предлагается взять расчет за среднее количество – 3 человека.  

- микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП. На ООПТ проводятся организованные туры, предоставляемые туроператорами. Туры проводятся при заполняемости от 70-80%. Поэтому предлагается взимать среднюю плату с расчетом на 10 человек (60%).

- автобусы до 32 мест – 2,0 МРП. Предлагается взимать плату с расчетом на 30 человек (60%).  

- автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП. Предлагается взимать плату с расчетом на 30 человек.

Также считаем, что данные нормы будут способствовать стимулированию перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится в сохранении уникальных природных комплексов.

  1.  

Отсутствие скидок и льгот при посещении ООПТ.

Взимание платы с льготных категорий граждан.

 

 

 

 

 

Введение платы за въезд автомото транспорта на ООПТ позволит освободить от платы за использование ООПТ следующие категории граждан:

пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств, ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветераны труда, дети дошкольного возраста.

Установить скидки для детей школьного возраста из расчета 0,05 МРП, для студентов – 0,075 МРП.

  1.  

При выплате благотворительной помощи у юридического лица, возникает обязательство удержать ИПН у источника выплаты, также у физического лица – получателя благотворительной помощи, пострадавшего в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в Республики Казахстан, возникает обязательство по уплате ИПН, если благотворительная помощь была получена не от налогового агента. В любом случае, возникает обязательство уплаты ИПН в государственный бюджет по ставке 10%, тогда как данная сумма могла быть направлена на увеличение помощи физическому лицу, пострадавшему в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

 

В соответствии со статьей 325 Налогового кодекса благотворительная помощь, предоставляемая физическому лицу на безвозмездной основе, признается его доходом и облагается ИПН.

При оказании благотворительной помощи некоммерческими организациями у некоммерческих организаций в качестве налоговых агентов возникает обязательство по исчислению и перечислению ИПН у источника выплаты, так как Налоговым кодексом не предусмотрены налоговые льготы в отношении благотворительной помощи. При этом некоммерческие организации (благотворительные фонды) не производят выплату доходов, а предоставляют благотворительную помощь (имущество) на безвозмездной основе

Возникновение налоговых последствий по ИПН в виде удержания 10% от стоимости безвозмездно полученного имущества у граждан Республики Казахстан, пострадавших в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в Республики Казахстан, не является экономически обоснованным.

Наличие налоговых обязательств по ИПН у физических лиц существенно препятствует предоставлению гражданам Республики Казахстан благотворительной помощи, которые пострадали в результате возникновения стихийных бедствий или различных чрезвычайных ситуаций, то есть приводит к сокращению объемов оказываемой благотворительной помощи. У указанной категории налогоплательщиков не должны возникать дополнительные налоговые последствия при получении ими благотворительной помощи.

  1.  

Последствия по КПН у юридического лица со сто процентным участием государства в уставном капитале при получении благотворительной помощи (стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности) безвозмездно от благотворительной организации (фонда).

В соответствии со статьей 238 Налогового кодекса благотворительная помощь, предоставляемая юридическому лицу на безвозмездной основе, признается его доходом и облагается корпоративным подоходным налогом.

 

Возникновение налоговых последствий по КПН может служить существенным препятствием для оказания благотворительной помощи со стороны благотворительных фондов в адрес государственных предприятий.

  1.  

Последствия по НДС у некоммерческой организации (благотворительного фонда) при предоставлении им благотворительной помощи.

При оказании благотворительной помощи (передачи безвозмездно товаров, работ и услуг) у благотворительных фондов возникают обязательства по постановке на учет в качестве плательщика НДС и уплате НДС.

Некоммерческие организации (фонды), чья деятельность не является коммерческой, передавая имущество в рамках благотворительной деятельности, в случае превышения предусмотренного законодательством порога для регистрации в качестве плательщика НДС, обязаны встать на учет в качестве плательщика НДС. Следовательно, такие фонды, после регистрации, должны будут уплачивать НДС с объемов предоставляемой благотворительной помощи при передаче имущества на безвозмездной основе.

Такой подход не является экономически обоснованным, так как, во-первых, благотворительная деятельность не является предпринимательской деятельностью, во-вторых, при осуществлении благотворительной деятельности отсутствует добавочная стоимость, которая является объектом обложения НДС, в-третьих, возникновение НДС является серьезным препятствием в осуществлении и развитии благотворительной деятельности в Республике Казахстан.

  1.  

Низкая конкурентоспособность отечественной рыбной продукции, высокая доля импорта рыбной продукции.

Недостаточный уровень налогового стимулирования для привлечения  инвестиций в рыбоперерабатывающую отрасль.

Большие затраты субъектов рыбного хозяйства занятых переработкой рыбной продукции.

Недостаточно реализованный потенциал экспортных возможностей Казахстана по производству и выпуску рыбной продукции глубокой переработки обладающей высокой добавленной стоимостью.

Основные проблемы кроются в затратности мероприятий, связанных с переработкой рыбной продукции вызванной высокой стоимостью технологического оборудования, соответствующего стандартам международного качества, высокой стоимостью коммунальных тарифов и других сопутствующих расходов.

В настоящее время для субъектов, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции и аквакультуры, предусмотрены меры налогового стимулирования, однако отсутствуют меры налогового стимулирования субъектов, занятых переработкой рыбной продукции добытой на водоемах страны.

 

 

 

Статистика показывает, что доля рыбной продукции с высокой степенью переработки остается на низком уровне. Преобладает экспорт охлажденной и замороженной рыбы.

Вместе с тем основным источником насыщения казахстанского рынка рыбной продукции глубокой переработки является продукция, ввозимая из-за рубежа (импорт), представляющая из себя продукцию морского и океанического промысла.

В свою очередь в Казахстане морское (промышленное) рыболовство, является стратегически важным сектором для экономики, способствующим обеспечению продовольственной безопасности и наполнению доходной части бюджета. При ежегодном лимите вылова рыбы в Республике 65-70 тысяч тонн рыбы, лимит на морские виды рыб в Каспийском море составляет 15-20% и ежегодно не осваивается по причине фактического отсутствия морского рыболовства в Республике.    

Развитие морского промысла сдерживается отсутствием современного специализированного флота (морских траулеров) для эффективного ведения промысла, имеющего технологическое оборудование по первичной переработке рыбы, а также  отсутствием инфраструктуры рыбного хозяйства в этих районах (морские порты, заводы по переработке, и т.д.). Промысел морских и частиковых видов рыб в казахстанской части Каспийского моря способен обеспечить уловы в объеме не менее 50 тысяч тонн. Необходимы также меры государственной поддержки развития морского рыболовства.

  1.  

Изменение ставки госпошлины за выдачу паспорта детям до 16-ти лет                              (с 8 до 4 МРП).

В настоящее время практически во все страны въезд независимо от возраста осуществляется по национальному паспорту. В этой связи, в целях обеспечения прав несовершеннолетних граждан Республики Казахстан по свободному перемещению границ других стран (чтобы дети могли безпрепятственно выезжать с родителями  в любое иностранное государство), в законодательство внесены поправки, согласно которым с 2020 года исключена норма по вклеиванию фотографий детей в возрасте до 16-ти лет в паспорта родителей в случаях выезда совместно с родителями за границу.

Теперь при выезде за границу для ребенка требуется оформление отдельного паспорта, что влечет финансовую нагрузку на их семьи, особенно при наличии нескольких детей в семье. Инициируется вопрос уменьшения государственной пошлины за паспорта  для детей до 16 лет с 8 МРП до 4 МРП с уменьшением страниц в паспорте до 22 листов.

Кроме того изменение внешности детей также влечет замену паспорта на новый до окончания срока действия, что влечет дополнительные финансовые затраты и нагрузку на семейный бюджет. 

Инициирование поправки в статью 615 Налогового кодекса, в части установления государственной пошлины за выдачу паспорта детям до 16 лет в размере 4 месячных расчетных показателей, в первую очередь направлены на исключение излишних затрат для родителей при получении паспорта гражданина Республики Казахстан детям.

За последние 3 года детям до 16 лет изготовлено паспортов:

в 2018 году – 109 472 ед.,

в 2019 году – 190 955 ед.,

в 2020 году – 64 006 ед.

Ежегодный прирост показателя выдачи паспортов детям до 16 лет составил 104%
(в 2019 году в сравнении с 2018 годом прирост 174%=190655/109472*100, напротив в 2019 году в сравнении с 2020 годом снижение составило 34%=64006/190955*100, средний показатель прироста 104% =174%+34%=208/2).

Соответственно, при снижении ставки государственной пошлины за паспорт детям до 16 лет до 4 МРП, стоимость паспорта составит:

2022 год –  12 252 тенге,

2023 год – 12 804 тенге.

  1.  

Необходимость увеличения размера государственной пошлины за паспорта с большим количеством листов (48 листов).

 

Принимая во внимание категорию наиболее активных граждан, деловых кругов, представителей научной и культурной общественности, выезжающих часто за границу, которым приходится по нескольку раз в течение срока его действия переоформлять паспорт, в связи с использованием всех страниц паспорта для виз и пограничных отметок, наряду с действующим образцом паспорта с 36 страницами, предлагается для удобства граждан, часто посещающих иностранные государства, ввести также паспорт с большим количеством листов до 48 страниц.

 

Себестоимость паспорта гражданам Республики Казахстан с 48 страницами для наиболее активных граждан деловых кругов, представителей научной и культурной общественности, выезжающих часто за рубеж (561 ед.) составит 52 909,84 тенге, государственную пошлину для данной категории предлагается увеличить до 12 МРП.

Ежегодно для получения паспорта обращается порядка 600 тысяч граждан Республики Казахстан, из них для замены паспорта по 2 и более раз, в том числе в связи с использованием всех страниц для виз – в среднем 561 человек.

  1.  

Стоимость удостоверения личности гражданина Республики Казахстан - 0,2 МРП. Увеличение стоимости удостоверения личности до 1 МРП при выдаче удостоверения личности в связи с его утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности.

Затраты государства на изготовление одного удостоверения личности (себестоимость) составляет 4 533,21 тенге, что многократно превышает установленную государственную пошлину (0,2 МРП или 583,40 тенге), которая оплачивается гражданами.

Вместе с тем, наблюдается тенденция роста граждан, обращающихся за получением удостоверения личности более 2 раз   в течение года, что указывает на небрежное отношение к документу, удостоверяющему личность, который является собственностью государства в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность».

В данном случае, увеличение государственной пошлины при повторности переооформления документа будет стимулировать граждан более бережнее относиться к документам, удостоверяющим личность.

Ежегодно в среднем по вопросу восстановления утерянных документов, удостоверяющих личность, обращается более                     350 тысяч человек (удостоверений личности – 335 тыс., паспортов – 15,6 тыс.), из них в связи с восстановлением удостоверений личности – 335 тысяч граждан или 25%   от общего количества документированных лиц (в 2019 году – 346 106, в 2018 году – 323896).                   

Из 335 тысяч граждан, оформляющих ежегодно удостоверения личности, в связи с утратой, в среднем 7 806 граждан обращаются более 2 раз   в течение года.

Так по вопросу восстановления утерянного удостоверения личности  от 2 до 5 раз в течение года обратилось:                в 2019 годы – 8 740 человек, в 2018 году – 7605 человек, в 2017 году – 7072 человек.


 


3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы


Видение разработчика

1. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда и уплата единым платежом

Возможные положительные последствия: единая ставка заменит громоздкую систему вычетов и корректировок и будет автоматически распределяться по фондам и в соответствующий бюджет.

Сумма единого платежа будет распределяться по фондам и бюджету по механизму единого совокупного платежа.

Это позволит снизить нагрузку на работодателей, сократить трудозатраты налогоплательщиков, оптимизировать расходы на комиссии банков, а также минимизировать ошибки при формировании платежных списков.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

2. Гармонизация ставок акциза на табачные изделия

Возможные положительные последствия: гармонизация ставок акциза на табачные изделия положительным образом скажется на конкурентоспособности отечественного производства.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

3. Увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди)

Возможные положительные последствия: увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди) направлено на поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

4. Урегулирование обложения НДС у оператора лотереи

Возможные положительные последствия: позволит осуществить корректировку облагаемого оборота по НДС на сумму выплаченных участникам лотереи выигрышей, а также невостребованных выигрышей, подлежащих зачислению в бюджет в виде неналогового платежа.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

5. Взимание платы по использованию ООПТ с автомобильного транспорта

Возможные положительные последствия: сохранение биологического разнообразия - стимулирование перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится на сохранении уникальных природных комплексов, увеличение поступления налоговых платежей в бюджет.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

6. Расширение определения «благотворительной помощи» путем включения благотворительной помощи, предоставляемой физическим лицам, пострадавшим в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных и экологических катастроф и иных чрезвычайных ситуаций

Возможные положительные последствия: развитие благотворительной деятельности благотворительных фондов на территории Республики Казахстан, устранение бедности населения за счет оказания благотворительной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

  1. . Исключение от обложения НДС благотворительной деятельности

Возможные положительные последствия: стимулирование развития благотворительных фондов и их функционирования на территории Республики Казахстан.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

8. Исключение налогообложения республиканских государственных предприятий или иных государственных предприятий в случае получения безвозмездно денежных средств или иного имущества в качестве капитального вложения от благотворительных фондов в рамках благотворительной помощи

Возможные положительные последствия: увеличение возможностей предоставления на безвозмездной основе специализированным государственным предприятиям благотворительной помощи капитального характера, которые существенно позволят сэкономить бюджетные средства.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

9. Введение налоговых льгот для рыбодобывающих предприятий

Возможные положительные последствия: налоговые льготы для рыбодобывающих предприятий позволят снизить налоговую нагрузку, повысить долю экспорта рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и будут способствовать модернизации высокоэффективного технологического оборудования.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

10. Обеспечить возможность осуществления научных исследований посредством ставки платы для всех видов рыб

Возможные положительные последствия: повышение потенциала развития рыбопромышленной отрасли, обеспеченности рыбопосадочным материалом предприятий воспроизводственного комплекса, обеспеченности рыбоперерабатывающих предприятий сырьем посредством принятия полноценных мер по сохранению водных биологических ресурсов.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

11. Снижение государственной пошлины за паспорта, выдаваемые несовершеннолетним детям до 16-ти дет с 8 МРП до 4 МРП

Возможные положительные последствия: позволят сократить расходы населения (снижение финансовой нагрузки на семейный бюджет).

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

12. Увеличение размера государственной пошлины за паспорта с большим количеством листов (48 страниц)

Возможные положительные последствия: предоставление возможности получения паспорта с большим количеством листов путем уплаты государственной пошлины позволит создать удобства категории граждан, активно посещающей иностранные государства, с целью исключения частой замены паспорта в связи с окончанием страниц для виз.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

13. Увеличение размера госпошлины за выдачу удостоверения личности при обращении для восстановления утраченного удостоверения личности от 2 и более раз в течение календарного года с момента первичной утраты документа –до 1 МРП

Возможные положительные последствия: уменьшение расходов государства на изготовление бланков удостоверений личности. Стимулирование граждан более бережнее относиться к документам, удостоверяющим личность.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив): отсутствуют.

 


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения: государственные органы, некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Государственные органы являются ключевыми участниками по реализации вводимых норм.

Некоммерческие организации, налогоплательщики, в том числе физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.

Консультации будут проводиться с представителями государственных органов, некоммерческих организаций и налогоплательщиками.

 


 

6. Способы уведомления целевых групп: пресс-релиз на сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан и обсуждения на портале «Открытых НПА».

 


 

7. Способ публичного обсуждения: размещение КДРП и прилагающих к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.

 


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

№ п/п

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

  1.  

В настоящее время в Республике Казахстан пять различных налогов и платежей на фонд оплаты труда.

 

  •  

Доход от 150 тысяч до 2 миллионов драмов облагается суммой 34,5 тысяч драмов плюс 28% налогооблагаемого дохода, превышающего 150 тысяч драм.

При доходе более 2 миллионов драмов взимается 552,5 тысяч драмов плюс 36% налогооблагаемого дохода, превышающего 2 млн. драмов.

Нагрузка на работников по социальным платежам:

при ежемесячной валовой заработной плате до 500 тысяч драмов размер социального платежа составляет 5% от ФОТ;

в случае превышения 500 тысяч драмов работник должен внести взнос в размере разницы в 10% от дохода и 25 тысяч драм.

До 1 июля 2020 года максимальный размер ежемесячного социального платежа ограничен на уровне 25 тысяч драм.

Нагрузка на работодателей, участвующих в схеме социального страхования, формируется в соответствии со следующими ставками:

предприниматель, основной годовой доход которого не превышает 6 миллионов драмов, должен ежемесячно выплачивать социальные выплаты в размере 5% от валового дохода;

если годовой валовой доход индивидуального предпринимателя превышает 6 миллионов драмов, то размер взноса составляет 10%.

До 1 июля 2020 года максимальный размер ежегодного социального платежа ограничен на уровне 300 тысяч драм.

Таким образом, нагрузка на ФОТ в Армении: по подоходному налогу – от 23% до 36%, нагрузка на работника – 5%, нагрузка на работодателя – 5% от ФОТ.

Налоговая нагрузка на ФОТ в Республике Беларусь формируется за счет подоходного налога для физических лиц, ставка по которому составляет 13%. Большинство плательщиков подоходного налога являются наемными работниками на предприятиях. При расчете суммы подоходного налога применяется система налоговых вычетов.

Кроме того к нагрузке на ФОТ относится обязательство по уплате взносов в систему социального страхования как работодателя, так и работников. Нагрузка работодателя формируется за счет обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), размеры взносов по которому составляют:

для работодателей – 28%;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции, – 24%;

для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5%;

для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29%.

Помимо этого к нагрузке работодателя следует относить обязательные страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему)
ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) в размере 6%. Плательщиками являются работодатели, физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, Белгосстрах (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности).

Нагрузка на работника по взносам на социальное обеспечение формируется за счет взносов в пенсионную систему, составляющих 1% от ФОТ.

Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда производится единым платежом. От уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Нагрузка на ФОТ в Беларуси: подоходный налог – 13%, нагрузка на работника - 1%, нагрузка на работодателя – от 11% до 34% в зависимости от сферы деятельности.

  •  

Нагрузка на ФОТ по уплате страховых взносов полностью оплачивается работодателем. Страховые взносы представлены отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд), из которого осуществляется последующая выплата пенсий, оплата больничных и декретных отпусков.

Применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%. Отметим, что по взносам на пенсионное страхование установлен размер предельной величины, с которой начисляются страховые взносы, который в 2018 году составляет 1 021 тысяч рублей;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации - 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Предельная величина, с которой начисляются социальные страховые взносы в 2018 году, составляет 815 тыс. рублей.

Кроме того нагрузкой на ФОТ являются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.

Помимо вышеперечисленных взносов, к нагрузке на работодателя относятся дополнительные страховые взносы для отдельных категорий плательщиков, предусмотренные для компаний с нестандартными (вредными, опасными) условиями труда. В отношении таких взносов установлены следующие тарифы:

на обязательное пенсионное страхование в зависимости от вида деятельности, класса условий труда, а также подкласса условий труда - в размере от 0% до 9 %;

на социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации – в размере 14%, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности – в размере 6,7%.

Вместе с тем может применяться пониженная ставка взноса к:

работникам сельского хозяйства;

индивидуальным предпринимателям;

организациям народных художественных промыслов;

предприятиям, имеющим работников с инвалидностью 1, 2 и 3-й групп;

общественным организациям инвалидов;

другим предприятиям, предусмотренным законодательством.

В период с 2001-2010 годы в Российской Федерации взимался единый социальный налог (далее – ЕСН), объединяющий в себе страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет;

ЕСН, уплачиваемый в Фонд социального страхования;

ЕСН, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования;

страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования;

страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.

Таким образом нагрузка на ФОТ в России составляет следующий уровень: налоговая нагрузка по подоходному налогу 13%, нагрузка на работодателя – 30%, с прибавлением страхования от несчастных случаев на производстве от 0,2% до 8,5%. Следует отметить, что нагрузка на ФОТ может быть как понижена, так и увеличена для определенных сфер деятельности.

Нагрузка на ФОТ в Кыргызстане сформирована также из налоговой нагрузки в форме подоходного налога, а также взносов на социальное обеспечение. Налоговая ставка подоходного налога устанавливается на уровне от 10% получаемого дохода.

Кроме того работодатели и работники уплачивают взносы в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд занятости.

Нагрузка на работодателя по ФОТ в пользу нанятых работников составляет 17,25%.

Распределение сумм страховых взносов по фондам производится в следующих размерах:

взносы в Пенсионный фонд - 15%;

взносы в Фонд обязательного медицинского страхования - 2%;

взносы в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25%;

Нагрузка на работника в Кыргызстане составляет 10% от ФОТ, из которых взносы в Пенсионный фонд составляют 8%, в Государственный накопительный пенсионный фонд - 2%.

Таким образом нагрузка на ФОТ для работодателя по взносам на социальное обеспечение составляет 17,25%, для работника – 10% по взносам социального страхования и 10% по подоходному налогу.

Введение единой ставки заменит громоздкую систему вычетов и корректировок по ФОТ и будет автоматически распределяться по фондам и в бюджет.

Распределение суммы единого платежа по фондам и бюджету Государственной корпорацией «Правительство для граждан» по механизму единого совокупного платежа.

 

  1.  

Рынок табачной продукции в рамках ЕАЭС не функционирован.

В 2021 году в Казахстане ставка акциза на сигареты за 1000 штук 11 100 тенге, в России составляет 3 205 российских рублей
(18 813 тенге), в Республике Беларусь – 41,6 белорусских рублей (7 085 тенге), в Киргизской Республике – 2 000 сом (10034 тенге), в Республике Армении – 12 324 драм
(10 671 тенге).

Гармонизация ставок акциза на табачные изделия в рамках ЕАЭС.

  1.  

Рост импорта алкогольной продукции под видом коньяка и коньячного дистиллята (псевдо-коньяк), произошел переток потребления водки на псевдо-коньяк (крашенную водку).

В Российской Федерации акциз на коньяк полностью уравнен с акцизом на водку:
в 2021 году ставки акцизов на литр водку составляет 566 российских рублей (3 322 тенге). Ставки акцизов на литр коньяка составляет 566 российских рублей (3 322 тенге).

В Республике Узбекистан в 2021 году ставки акцизов на литр водку составляет 125 100 узбекских сумах (4 979 тенге). Ставки акцизов на литр коньяка составляет 125 100 узбекских сумах (4 979 тенге).

В Грузии в 2021 году ставки акцизов на литр водку составляет 2 грузинских лари (275 тенге) и ставки акцизов на литр коньяка составляет 2 грузинских лари (275 тенге).

В Украине в 2021 году ставки акцизов на литр водку составляет 25,39 украинских гривен (405 тенге) и ставки акцизов на литр коньяка составляет 25,39 украинских гривен (405 тенге).

Увеличение ставок акцизов на коньяк (бренди) за литр 100% спирта, в целях поддержки отечественных производителей.

  1.  

Отсутствие платы за въезд автомобильного транспортного средства на ООПТ.

В США при входе в национальные парки на контрольных пунктах пропуска (далее – КПП) взимается плата с автомобильного транспорта, в том числе:

30$ с машины;

20$ с мотоцикла;

10$ с пешехода.

С учетом международного опыта и расположение государственных национальных природных парков (далее – ГНПП) в дали от районного центра,  также для создания  удобства при прибытии посетителей к КПП ГНПП, взимание платы с автмобильного транспорта за использование ООПТ считаем целесообразным.

  1.  

В действующем законодательстве определение «благотворительной помощи» не охватывает помощь, предоставляемую физическим лицам, пострадавшим в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф, эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций общегосударственного или местного характера.

Во многих странах существуют налоговые льготы для указанных категорий налогоплательщиков.

В Республике Беларусь доходы, освобождаемые от налога с доходов физических лиц, включают безвозмездную (спонсорскую) помощь, материальную или иную помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные:

плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Беларуси;

плательщиками в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера при наличии документов, подтверждающих факт их свершения (ст. 208.30 Налогового кодекса Беларуси).

В Республике Кыргызстан суммы, полученные безвозмездно в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, не облагаются налогом с доходов физических лиц (ст. 167. (7) Налогового кодекса Кыргызстана).

В Украине не облагается налогом и не включается в общий месячный или годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика:

благотворительная, в том числе гуманитарная помощь, которая поступает в его пользу в виде средств или имущества (безвозмездно выполненной работы, оказанной услуги) (ст. 170.7(1) Налогового кодекса Украины);

благотворительная помощь, предоставляемая лицам, пострадавшим в результате:

экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, – в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины;

стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли ущерб или создают угрозу здоровью граждан, окружающей среде, вызвали или могут вызвать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении (предоставление) благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления соответственно (ст. 170.7(2) Налогового кодекса Украины).

В Республике Армения уменьшаемыми доходами с целью определения базы налогообложения считаются безвозмездно получаемые от некоммерческих организаций активы, работы, услуги (ст. 147.1 (14) Налогового кодекса Армении).

В Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде суммы благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности российскими и иностранными благотворительными организациями (ст. 217 (8.2) Налогового кодекса Российской Федерации).

Добавить в предусмотренное Налоговым кодексом Республики Казахстан определение «благотворительная помощь» помощь, предоставляемую физическим лицам, пострадавшим в результате возникновения стихийных бедствий, техногенных или экологических катастроф, эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций общегосударственного или местного характера.

 

  1.  

В Налоговом кодексе прямо не указано, что благотворительная помощь, оказываемая некоммерческими организациями и юридическими лицами, освобождена от обложения НДС.

Во многих странах такая благотворительная помощь освобождается от обложения НДС.

В Российской Федерации освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (ст. 149.3 (12) Налогового кодекса Российской Федерации).

В Республике Кыргызстан поставки, осуществляемые благотворительными организациями в благотворительных целях в соответствии с законодательством Кыргызстана о меценатстве и благотворительной деятельности, освобождены от НДС (ст. 251 Налогового кодекса Кыргызстана).

В Республике Армения от НДС освобождаются следующие сделки и операции:

безвозмездная поставка товаров, безвозмездное выполнение работ и (или) безвозмездное предоставление услуг общественными, благотворительными и религиозными организациями;

поставка товаров, выполнение работ и предоставление услуг, непосредственно связанных с осуществлением таких программ и имеющих для них существенное значение
(ст. 60.2(7, 10) Налогового кодекса Армении).

В Украине освобождены от обложения НДС оказание благотворительной помощи, в том числе бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (ст. 197.1(15) Налогового кодекса Украины).

Освободить от обложения НДС благотворительную помощь, оказываемую некоммерческими организациями.

  1.  

В целях исключения налогообложения республиканских государственных предприятий или иных государственных предприятий в случае получения безвозмездно денежных средств или иного имущества в качестве капитального вложения от благотворительных фондов (некоммерческих организаций) в рамках благотворительной помощи. Возникновение налоговых последствий может служить существенным препятствием для оказания благотворительной помощи со стороны благотворительных фондов в адрес специализированных государственных предприятий.

В Республике Армения с целью определения базы обложения налогом на прибыль для плательщиков налога на прибыль доходом не считаются безвозмездно полученные активы (в том числе, членские взносы), работы и услуги некоммерческих организаций
(ст. 108.1(11) Налогового кодекса Армении).

 

Предлагаем не рассматривать в качестве дохода в целях налогообложения стоимость имущества, включая денежные средства, на капитальные вложения (капитальный ремонт, реконструкция, восстановление) объектов государственной собственности, полученного безвозмездно от некоммерческой организации юридическим лицом, капитал которого принадлежит государству, осуществляющим использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению.

  1.  

На сегодняшний день лимит вылова рыбных ресурсов в Каспийском море недоосваивается, так как у субъектов рыбного хозяйства нет возможности производить лов рыбы в открытой части моря из-за отсутствия рыбопромысловых судов морского типа.

Кроме того значительны затраты на
горюче-смазочные материалы, а также на закуп специальных орудий для морского лова рыбы.

В статьях 411, 431, 697, 313, 317 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрены льготы по налогообложению для субъектов рыбоводства (аквакультуры), при этом льготы для рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий отсутствуют.

 

Государственная поддержка пищевой и перерабатывающей промышленности в Российской Федерации.

Общие меры государственной поддержки предприятий.

Льготное инвестиционное кредитование на цели строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения для предприятий мукомольнокрупяной, хлебопекарной, молочной, мясоперерабатывающей, масложировой, кондитерской, крахмалопаточной, плодоовощной отраслей, объектов по глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и производству винодельческой продукции, хранилищ готовой продукции, а также на закладку виноградников и на хранение винограда.

Льготное краткосрочное кредитование на закупку молока-сырья, зерна для
мукомольно-крупяной, хлебопекарной, макаронной промышленности, глубокой переработки, муки для хлебопекарной и макаронной промышленности, закупку зерна, шротов (жмыхов), аминокислот, витаминов, премиксов для комбикормовых предприятий, закупку семян масличных для масложировой промышленности, а также на уплату страховых взносов при страховании виноградников.

Льготные инвестиционные кредиты предусмотрены:

для приобретения оборудования;

для нанесения и считывания средств идентификации, внедрение аппаратного обеспечения и программных продуктов;

для целей маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции;

для приобретения и нанесения кодов маркировки на отдельные виды молочной продукции, а также на сопровождение (поддержку) аппаратно-программного обеспечения для целей маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции.

Возмещение прямых понесенных затрат (Капекс) на создание и модернизацию мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, а также на модернизацию
селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве.

Стимулирующая субсидия компенсация затрат по ставке на 1 гектар виноградных насаждений в плодоносящем возрасте и на 1 гектар закладки виноградников, а также на 1 единицу объема винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку.

Возмещение части затрат в целях поддержания стабильности на продовольственном рынке:

на приобретение производителями муки продовольственной пшеницы, в размере, не превышающем 50 % разницы между текущей ценой на продовольственную пшеницу и среднемесячной средней ценой в Российской Федерации за аналогичные периоды 3 предыдущих лет;

предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий из расчета 2000 рублей на реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий.

Субсидии на перевозку кормового соевого шрота со станций железных дорог субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в направлении станций железных дорог субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский и Уральский федеральные округа.

В статьях 411, 431, 697, 313, 317 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрены льготы по налогообложению для субъектов рыбоводства (аквакультуры), при этом льготы для рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий отсутствуют.

В связи с этим, предлагается добавить в перечень деятельности где предусмотрены льготы по налогооблажению деятельность по переработке рыбной продукции.

  1.  

Стоимость паспорта несовершеннолетних детей составляет 8 МРП.

Во многих странах мира срок действия детских паспортов определен 5 лет (США, Швеция, Швейцария, Израиль и т.д.: до 16 лет – 5 лет, с 16 лет – 10 лет) либо дифференцирован по годам, в зависимости от возраста.

К примеру, в Германиидетям до 12 лет паспорт выдается сроком на 6 лет, с 12 лет на
10 лет; в Литве до 5 лет ребенку паспорт выдается на 2 года, с 5 до 16 лет – на 5 лет, с 16 лет – на10 лет; в Дании до 1 года – на3 года, с 2 до 17 лет – на 5 лет, с 18 лет на 10 лет; практически аналогичнов Узбекистане: с рождения до 1 года – на 2 года, от 1 года до 16 лет на 5 лет, с 16 лет – 10 лет; в Беларуси детям до 14 лет – на 5 лет, с
14 лет – на 10 лет; в Молдове до 7 лет детям паспорт выдается на 4 года, с 7 до 16 лет – на
7 лет, с 16 лет- на 10 лет итак далее.

Учитывая международный опыт по выдаче так называемых «киндер» паспортов для детей, а также изменение внешности детей, предлагается сократить срок действия паспорта для детей до 12 лет - до 5 лет, от
12 до 16 лет (учитывая, что в этот период внешность ребенка наиболее сформирована) срок действия паспорта оставить прежним – 10 лет, одновременно снизив госпошлину за их выдачу с 8 до 4 МРП, что положительно будет воспринято гражаданами Республики Казахстан.

 

  1.  

Стоимость паспорта гражданина РК состоит из 36-ти страниц и составляет государственную пошлину              8 МРП.

В международной практике паспорта с увеличенным количеством страниц также выдаются по более высокому тарифу (например: в Германии паспорт состоит из 32 страниц, для много путешествующих – 48 страниц; во Франции – 36 и 48 страниц, стоимость паспорта с 36 стр. - 60 евро (28 тысяч тенге), 48 страниц –
80 евро (37,3 тыс. тенге).

 

Учитывая отдельную категориюнаиболее активных граждан деловых кругов, представителей научной и культурной общественности, выезжающих часто за рубеж, которым приходится по нескольку раз в течение срока его действия переоформлять паспорт, в связи с использованием всех страниц паспорта для виз и пограничных отметок, наряду с действующим образцом паспорта с 36 страницами, предлагается для удобства активной категории граждан, часто посещающих иностранные государства, ввести такжепаспорт с большим количеством листов (48 страниц) с увеличением ставки государственной пошлины до 12 МРП.

  1.  

Стоимость удостоверения личности гражданина Республики Казахстан составляет 0,2 МРП (583 тенге 40 тиын).

Во Франции удостоверения личности выдаются на 10 лет и бесплатно. При потере для выдачи дубликата оплачивается сумма в размере 25 евро (12 390 тенге).

В Швеции за получение ID-карт следует оплатить сбор в размере 400 крон (19 900 тенге).

В США идентификационная карта
(ID-карта) выдается сроком от 6 до 10 лет, в зависимости от возраста гражданина и стоимость ее составляет -от 10 до 30 долларов
(от 4 290 до 12 870 тенге).

В Эстонии государственная пошлина за выдачу ID-карт составляет от 10 до 25 евро
(от 4950 до 12 390 тенге).

 

Введение повышенной платы должно быть увязано с определенным временным периодом, в который произошла утрата, а также повторностью обращения лица (2 раза в год по утрате удостоверения личности обращается в среднем 6 тысяч 585 человек, тогда как в 3 раз – 290 человек, в 4 раз – 16 человек, в 5 раз – 2 человека).

То есть в данном случае эта норма не коснется граждан, обратившихся два раз в год по утрате документа, либо                      4 или 5 раз за год. В целях исключения завышенных требований и двоякого толкования предлагается увеличение стоимости удостоверения личности до 1 МРП при выдаче удостоверения личности в связи с его утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности.


 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты


 

 

№ п/п

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за

1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года  (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

  1.  

5 различных налогов и платежей с фонда оплаты труда.

Номинальная нагрузка 34%

 

Единый платеж с фонда оплаты труда.

Номинальная нагрузка 25%

Единый платеж с фонда оплаты труда.

Номинальная нагрузка 25%

Единый платеж с фонда оплаты труда.

Номинальная нагрузка 25%

Единый платеж с фонда оплаты труда.

Номинальная нагрузка 25%

  1.  

Плата за использование ООПТ - 0,1 МРП за человека

 

мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП;

легковые автомобили – 0,3 МРП;

микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП; 

автобусы до 32 мест – 2,0 МРП; 

автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП

мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП;

легковые автомобили – 0,3 МРП;

микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП; 

автобусы до 32 мест – 2,0 МРП; 

автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП

мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП;

легковые автомобили – 0,3 МРП;

микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП; 

автобусы до 32 мест – 2,0 МРП; 

автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП

мотоциклы, мопеды, квадроциклы – 0,2 МРП;

легковые автомобили – 0,3 МРП;

микроавтобусы до 16 мест и грузовые автомобили – 1,0 МРП; 

автобусы до 32 мест – 2,0 МРП; 

автобусы свыше 32 мест – 3,0 МРП

  1.  

Ставка государственной пошлины за паспорт несовершеннолетних детей составляет 8 МРП (23 336 тенге)

4 МРП (12 252 тенге)

 

4 МРП (12 804 тенге)

 

4 МРП (13 380 тенге)

4 МРП (13 848 тенге)

На 2026 год сумма МРП не определена

  1.  

Ставка государственной пошлины за паспорт составляет 8 МРП (23 336 тенге)

Государственная пошлина для паспортов с количеством страниц 36 листов останется прежним – 8 МРП (24 504 тенге), для паспортов с количеством страниц 48 листов – 12 МРП (36 756 тенге)

Государственная пошлина для паспортов с количеством страниц 36 листов останется прежним – 8 МРП (25 608 тенге), для паспортов с количеством страниц 48 листов – 12 МРП (38 412 тенге)

Государственная пошлина для паспортов с количеством страниц 36 листов останется прежним – 8 МРП (26 760 тенге), для паспортов с количеством страниц 48 листов – 12 МРП (40 140 тенге)

Государственная пошлина для паспортов с количеством страниц 36 листов останется прежним – 8 МРП (27 696 тенге), для паспортов с количеством страниц 48 листов – 12 МРП (41 544 тенге)

Государственная пошлина для паспортов с количеством страниц 36 листов останется прежним – 8 МРП (сумма МРП не определена), для паспортов с количеством страниц 48 листов – 12 МРП (сумма МРП не определена)

  1.  

Ставка государственной пошлины за удостоверение личности составляет 0,2 МРП (584,40 тенге)

Госпошлина за удостоверение личности останется прежним - 0,2 МРП (612,6 тенге), для граждан, обратившихся для его получения в связи с утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности   пошлина составит 1 МРП (3063 тенге)

Госпошлина за удостоверение личности останется прежним - 0,2 МРП (640,2 тенге), для граждан, обратившихся для его получения в связи с утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности государственная пошлина составит 1 МРП (3201 тенге)

Госпошлина за удостоверение личности останется прежним - 0,2 МРП (669,0 тенге), для граждан, обратившихся для его получения в связи с утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности государственная пошлина составит 1 МРП (3345 тенге)

Госпошлина за удостоверение личности останется прежним - 0,2 МРП (692,40 тенге), для граждан, обратившихся для его получения в связи с утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности государственная пошлина составит 1 МРП (3462 тенге)

Госпошлина за удостоверение личности останется прежним - 0,2 МРП (сумма МРП не определена), для граждан, обратившихся для его получения в связи с утратой, допущенной второй раз в течение календарного года с момента первичной утраты удостоверения личности государственная пошлина составит 1 МРП (сумма МРП не определена)

Комментарий

АЖБЕНОВА ДИНАРА

За использование особо охраняемых природных террит... посмотреть текст 12/01 - 13:35 /

Согласна с тем, что плата за въезд транспортных средств на территорию должна быть. Однако, надо принять во внимание, что введение платности может стать причиной возникновения заторов на въезде в ООПТ и, соответственно, поводом для социальных возмущений и недовольства. В связи с чем считаю целесообразным и эффективным рассмотреть возможность без барьерного въезда на ООПТ с автоматической фиксацией ТС по примеру платных дорог. А для надлежащего исполнения со стороны водителей ТС необходимо установить ответственность за нарушение порядка «платности» путем дополнения КоАП РК нормой об ответственности в виде штрафа.

Министерство национальной экономики РК 14/01 - 12:07

В целях автоматизации процесса въезда и учета посетителей на территории ООПТ, а также обеспечения их безопасности, Министерством предусматривается реализация следующих функциональных возможностей по автоматизации контрольно-пропускных пунктов (далее – КПП) и управлению туристскими потоками на территориях ГНПП: 1) внедрение автоматизированной системы платного въезда с возможностью использования всех доступных способов оплаты и автоматизированной системы оплаты туристских путевок по туристским маршрутам с возможностью ограничения посетителей в целях соблюдения рекреационной нагрузки и санитарных норм (онлайн билеты); 2) обеспечение интернетом территории ГНПП. В целях реализации данных мероприятий в пилотном режиме запущена автоматизированная платежная система КПП Большого Алматинского лесничества (ущелье Алма-Арасан) в Иле-Алатауском ГНПП. Работу и интеграцию системы провела компания ТОО «Көркем-Телеком» (разработчики проекта «Сергек»). При проведении оплаты за использование ООПТ камеры распознают номер автотранспорта и срабатывает система автоматического открывания шлагбаума. Сумма оборудования составляет около 40 млн. тенге. Также, Иле-Алатауский ГНПП заключил договор с АО «Kaspi Bank Kazakhstan». В связи с чем, в настоящее время на 90% КПП Иле-Алатауского ГНПП возможно провести оплату через приложение Kaspi.kz. Приобретение онлайн билетов за использование ООПТ по ГНПП «Көлсай көлдері» возможно через приложение Kaspi.kz, по Жонгар-Алатаускому ГНПП – через приложение Halyk Bank. Также, оплата взимается через пост терминалы указанных банков. По остальным ООПТ поданы заявки в банки по включению в услуги платежей банков плату за использование ООПТ, что позволит посетителям приобрести онлайн входные билеты. Необходимо отметить, во многих КПП ГНПП отсутствует электричество и интернет-связь. В связи с чем, вопрос обеспечения КПП необходимой инфраструктурой прорабатывается с местными исполнительными органами и операторами связи.

МИХЕЕВ СЕРГЕЙ

№ п/п Текущие показатели Рез... посмотреть текст 28/12 - 19:04 /

Отсутствие платы за въезд автомобильного транспортного средства на особо охраняемые природные территории. Данный пункт не отображает действительность. Оплату за посещение ГНПП "Бурабай" изымают в размере 290 тенге с человека на 2021 год.

Министерство национальной экономики РК 30/12 - 17:47

4. В настоящее время согласно статьям 590 и 591 Налогового кодекса Республики Казахстан, взымается плата за использование особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) 0,1 МРП чел/день. Сумма платы уплачивается в бюджет по месту нахождения особо охраняемой природной территории. Учитывая, что большинство посетителей заезжают на территорию ООПТ на автотранспорте для их удобства оплата будет взиматься за использование ООПТ не с каждого посетителя, находящегося в автотранспорте, а за один автотранспорт. Аналогичный опыт имеется и в зарубежных странах, например в США существуют 2 вида платы за посещение национальных парков: с автомобильного транспорта (машины, мотоциклы); с пешехода. Также при этом упроститься и оплата за посещение ООПТ. Также, необходимо отметить, что данные нормы будут способствовать стимулированию перехода людей на пеший туризм, что положительно отразится на сохранении уникальных природных комплексов.

ХАСЕНОВ БУЛАТ

12. Увеличение размера государственной пошлины за ... посмотреть текст 28/12 - 17:57 /

В соответствии с п. 3 Правил оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства, удостоверения беженца и проездного документа, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2013 года № 852, документы, удостоверяющие личность, выдаваемые уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, являются собственностью государства. Поскольку паспорт является собственностью государства, почему и на каком основании гражданин должен оплачивать стоимость чужого имущества? Предлагаю исключить данную норму и данное обязательство гражданина из действующего законодательства, так как это ложится дополнительным бременем на гражданина и ущемляет его возможности в распределении денег для других жизненно-важных целей.

Министерство национальной экономики РК 30/12 - 17:46

3. В соответствии с Законом РК «О документах, удостоверяющих личность» (далее - Закон) документы, удостоверяющие личность, выдаваемые уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, являются собственностью государства. Государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Республики Казахстан установлена статьей 615 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (далее - Кодекс), в этой связи, Вы как владелец документа, удостоверяющего личность обязаны оплачивать государственную пошлину, размеры которой установлены Налоговым кодексом. Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 14 и 34 Конституции Республики Казахстан все граждане равны перед законом и обязаны соблюдать нормы Конституции и законодательства Республики Казахстан. Вместе с тем информируем, что в соответствии с Законом паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам Республики Казахстан по их желанию независимо от возраста и удостоверяет личность гражданина Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Жауапкершілігі шектеулі серіктестік "ЗМО"

Внедрить для микро-и малого предпринимательства би... посмотреть текст 28/12 - 15:08 /

Здравствуйте. На данный момент налоги с зп составляют в среднем 17% с начисленных доходов за счет работника , и 10% за счет работодателя. Итого 27%. Если объединят платеж , за чей счет будут налоги? С работодателя нагрузка снизится, у работника увеличится сумма налогов? Как будет производится расчет пенсионных отчислений?

Министерство национальной экономики РК 30/12 - 17:54

2. На сегодня с заработной платы работника удерживаются индивидуальный подоходный налог у источника выплаты (ИПН), обязательные пенсионные взносы (ОПВ), взносы на обязательное социальное медиционское страхование (ОСМС), а также работодателями уплачиваются отчисления на ОСМС, социальные отчисления (СО) и социальный налог (СН). В настоящее время прорабатываются подходы по вопросу введения единого платежа с Фонда оплаты труда. Окончательное решение по данному вопросу найдет отражение в разрабатываемом проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 27/12 - 16:00 /

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в Институт законодательства и правовой информации уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

Министерство национальной экономики РК 30/12 - 17:37

Уведомление было направлено письмом от 27 декабря 2021 года № 19-1-11/172-И.