Проект концепции проекта Закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан»
Краткое содержание: Проект концепции проекта Закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан»Статус: Архив
Версия проекта: Версия 3 ( Версия 2 , Версия 1 )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона Дата создания: 01/02/2022 11:40:11 Публичное обсуждение до: 23/02/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 03/03/2022 14:45:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/03/2022 18:30:00
- 74
- Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
- 1 10
- 15215
- 26
- 11
Комментарий
ИСЛАМБЕКОВ АЙДОС
4) процедура восстановления платежеспособности, вн... посмотреть текст 22/02 - 20:53 /
Считаю важным уточнить ограничение, введя его только для случаев успешно оконченных процедур. Так как иначе, возможно и такое, что физические лица, в отношении которых процедура была прекращена на основаниях, указанных в законе, не смогут снова подать на процедуру, хотя у них имеются основания и долги не были погашены в рамках процедуры банкротства.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:29
Спасибо за комментарий. Будет учтено.
ДЮСИКЕНОВ БАУРЖАН
Повторно такой процедурой граждане вправе воспольз... посмотреть текст 22/02 - 20:45 /
Трактовка данного пункта не уточняет, относится ли ограничение срока на использование процедуры раз в 7 лет и к случаем, когда физическому лицу было отказано в банкротстве или процедура была прекращена до освобождения от долгов. Соответственно, данная неясность в законе может привести к тому, что физические лица подавшие на банкротство и начавшие процедуру, но прекратившие ее по обстоятельствам указанным в законе, будут на следующие 7 лет ограничены в праве получения банкротства. Это может привести к резонансным случаям в СМИ, а значит и ударить по репутации разработчиков закона - Правительства, законодателей и самого Президента.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:25
Законопроект будет доработан с учетом возможности повторной подачи должником заявления.
ВАЛИНУРОВ РУСЛАН
Последствия для лиц, применивших процедуру банкрот... посмотреть текст 22/02 - 12:51 /
В проекте Концепции к законопроекту отсутствует международный опыт по последствиям в отношении лиц, прошедших процедуру банкротства, в части ограничений и запретов на перемещения и выезд из страны пребывания. В том числе нет ссылок на опыт Австралии, на который ссылаются разработчики законопроекта в своих ответах на замечания по этому вопросу. При этом следует отметить, что опыт Австралии показывает, что такой запрет применяется к физическому лицу в период САМОЙ процедуры банкротства (что логично и применяется в большинстве других стран), но никак не после банкротства. По законодательству Австралии, процедура банкротства длится 3 года и 1 день. К тому же, этот запрет не тотальный, а имеет разрешительный принцип. Физическое лицо вправе подать заявление/просьбу к своему утвержденному финансовому управляющему, который может разрешить выезд из страны. По окончании процедуры банкротства наиболее чувствительные последствия для физлица - это включение в реестр лиц, прошедших процедуру банкротства, и мораторий на получение займов на определенный законодательством срок, что также является широко распространенными мерами в международной практике.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:20
Действующее законодательство предусматривает запрет на выезд при наличии долга (по запрету судебного исполнителя, по налоговой задолженности и т.д.). Учтен международный опыт по ограничению выезда для банкротов, который предусмотрен в законодательстве Австралии. При этом, Законопроектом предусмотрены возможные основания для выезда за границу на лечение, сопровождение близкого родственника на лечение или выезд на похороны. Вместе с тем, обсуждается вопрос расширения перечня оснований, когда гражданин-банкрот сможет выехать за границу – это трудоустройство или обучение.
КИМ АНТОН
Статья 30. Формирование реестра требований кредито... посмотреть текст 21/02 - 17:28 /
Исходя из текста данной статьи, на некоем интернет-ресурсе публикуются объявления о предполагаемом банкротстве, и кредиторам следует заявить свои требования к должнику, увидев его объявление. Тем не менее, совершенно неясно, каким образом, кредитор должен отслеживать наличие/отсутствия объявлений.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:19
Действующее законодательство о реабилитации и банкротстве, предусматривает аналогичные нормы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
КИМ АНТОН
Статья 3. Основания для подачи заявления о примене... посмотреть текст 21/02 - 17:28 /
Следует отметить, что физические лица, чьи задолженности образовались ввиду оформленных банковских займов и/или микрокредитов, а также, чья задолженность была передана коллекторским агентствам, вынуждены ждать 5 лет с даты наступления срока исполнения своих обязательств, чтобы пройти процедуру внесудебного банкротства. В отличие от них, прочие должники должны ждать 12 или 6 месяцев, в зависимости от размера задолженности, что является непомерно меньшим сроком. Так как, на практике, неплатежеспособными должниками среди физических лиц, чаще всего, как раз, и являются люди, уже не способные выплатить свои долги перед банками, микрокредитными организациями, а также долги, переданные коллекторам, пункт 4 статьи 3 настоящего Закона преднамеренно снижает эффективность процедуры, вынуждая подавляющее большинство должников, нуждающихся в проведении банкротства, ожидать срок в 5 и в 10 раз превышающий сроки, установленные для прочих должников.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:15
Законопроектом предусматривается, что при любой сумме долга физическое лицо может применить процедуру банкротства. Для определения вида процедуры (внесудебная или судебная) имеет значение только длительность непогашения долга и размер долга. Если человек не смог в течении 12 месяцев погасить долг (в том числе перед банками и микрокредитными организациями) в сумме не более 300 тыс.тенге (100 МРП) и у него отсутствует имущество за счет которого можно погасить долг, то он вправе объявить себя банкротом без обращения в суд. Если человек не погашал в течение 6 месяцев долг (в том числе перед банками и микрокредитными организациями) в сумме до 5 млн.тенге (1600 МРП), то он также без обращения в суд может признать себя банкротами. Кроме того, граждане имеющие просрочку перед банками и микрокредитными организациями более 5-ти лет не зависимо от размера долга, могут также применить внесудебное банкротство. В случае превышения долга 1600 МРП, человек подает на судебное банкротство.
КИМ АНТОН
Статья 3. Основания для подачи заявления о примене... посмотреть текст 21/02 - 17:28 /
Как мы видим, для прохождения физическим лицом процедуры внесудебного банкротства, он должен подпадать под совокупность критериев, одним из которых является «в отношении должника отсутствует иное исполнительное производство». Данная норма, по нашему мнению, является крайне невнятной. Возможно, текст закона подразумевает, что в отношении должника не должно быть исполнительных производств, по которым исполнительные листы не были возвращены. Однако, в текущей редакции, прямое толкование этой нормы говорит нам о том, что в отношении должника вообще не должно иметься никаких исполнительных производств, кроме одного. На практике, те должники, которые нуждаются в применении к ним процедуры внесудебного банкротства, имеют множество различных исполнительных производств, так как только одна задолженность перед одним кредитором не только является редкостью, но и почти никогда не способна довести физическое лицо до банкротства. Также следует обратить внимание на то, что заявление подает именно должник, а не заинтересованное лицо. К примеру, если бы банкротство носило принудительный порядок по заявлению кредитора, оно могло бы стать эффективным инструментом для обеспечения исполнения обязательств, так как накладывало бы на должника определенные обременения.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:13
Законопроектом предусматривается, что при любой сумме долга физическое лицо может применить процедуру банкротства. Для определения вида процедуры (внесудебная или судебная) имеет значение только длительность непогашения долга и размер долга. Если человек не смог в течении 12 месяцев погасить долг (в том числе перед банками и микрокредитными организациями) в сумме не более 300 тыс.тенге (100 МРП) и у него отсутствует имущество за счет которого можно погасить долг, то он вправе объявить себя банкротом без обращения в суд. Если человек не погашал в течение 6 месяцев долг (в том числе перед банками и микрокредитными организациями) в сумме до 5 млн.тенге (1600 МРП), то он также без обращения в суд может признать себя банкротами. Кроме того, граждане имеющие просрочку перед банками и микрокредитными организациями более 5-ти лет не зависимо от размера долга, могут также применить внесудебное банкротство. В случае превышения долга 1600 МРП, человек подает на судебное банкротство. Законопроект будет доработан с учетом того, что условием для обращения с заявлением о применении процедуры будет являться отсутствие исполнительного производства в отношении должника.
ТУЛЕМИСОВА КАРЛЫГАШ
В настоящее время, экономический и финансовый криз... посмотреть текст 17/02 - 21:27 /
В 2006 году оформила кредит в Казкоммерцбанке на покупку жилья. По рекомендации банка мною были подписаны договора о долевом участии. В 2011 году владельцев строительной компании обвинили в мошенничестве и растрате средств дольщиком осудили на 2 года без конфискации имущества. Прокуратура всех 995 дольщиков признала потерпевшими и вынесли постановление о выплате морального ущерба в размере примерно сопоставимой стоимости жилья. Но к сожалению ничего не построили и ничего не выплатили. Не смотря на это я выплачивала кредит еще три года, в надежде, что компетентные органы вмешаются и мы получим свою недвижимость. До сегодняшнего дня банк даже не принимает во внимание факт мошенничества со стороны строительной компании, начислили проценты и штрафы за все эти годы. Я 13 лет не работаю нигде по вине сотрудников банке, коллекторских организаций. С последних двух мест работ меня в наручниках коллекторы при всем народе, как преступника выводили с места работы, после чего мне приходилось увольняться. Попытки устроиться на работу были плачевными, так как заработная плата перечисляется на карточку, но как только я открываю счет в банке, на него накладывается арест. Соответственно, у меня пропал стаж за все эти годы, не было пенсионных отчислений. Огромное количество запретов на выезд. Многочисленные угрозы моей семье. На встречу ни судьи после многочисленных исков, ни банк не идет. Всегда один результат, требование погасить задолженность перед банком. 20% первоначального взноса банк в учет даже не берет. Все квитанции у меня имеются. К числу банкротов себя отношу. Как будет решаться вопрос с такими как мы?
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:10
Законопроектом предусматривается, что при любой сумме долга физическое лицо может применить процедуру банкротства. Для определения вида процедуры (внесудебная или судебная) имеет значение только длительность непогашения долга и размер долга. С даты вынесения определения о возбуждении производства по делу о применении процедуры, кредиторы не смогут взыскивать деньги с банковских счетов должника в счет удовлетворения требований.
МАНУЙЛОВ ЕВГЕНИЙ
До подачи заявления в суд должник выбирает кандида... посмотреть текст 17/02 - 18:51 /
Считаю, что в законе не прописана ситуация о судебном банкротстве, когда судебный исполнитель реализовал все имущество и активы должника и сумма задолженности осталась более 1600 МРП. В описанной ситуации финансовый управляющий лишнее звено. Прошу учесть это в законе.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 03/03 - 13:08
Финансовый управляющий при судебном банкротстве наделен рядом полномочий для проведения процедуры (направить объявление о возбуждении производства, сформировать реестр требований кредиторов и т.д.)
КИРИШЕВА САНИЯ
Закон Республики Казахстан «О платежах и платежных... посмотреть текст 16/02 - 22:04 /
Я против! Не буду повторяться - согласна со всеми комментариями и позициями других участников.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 02/03 - 10:54
Спасибо за комментарий.
ФРОЛОВА ВИКТОРИЯ
Закон Республики Казахстан «О платежах и платежных... посмотреть текст 16/02 - 21:16 /
Против данного НПА!!!!!
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 02/03 - 10:53
Разработка законопроекта «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» направлена на внедрение механизмов восстановления платежеспособности граждан Республики Казахстан. Принцип института банкротства физических лиц – решить проблему со чрезмерной задолженностью физического лица. Человек может иметь долги по коммунальным платежам, налогам, по банковским займам и кредитам, а также перед другими физическими или юридическими лицами. Если он не имеет возможности все их оплатить, он вправе применить процедуру. В дальнейшем кредиторам следует быть более осмотрительными при выдаче займов, чтобы избежать подобной ситуации.
 
1. Название проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан».
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
3. Результаты публичного обсуждения
4. Цели принятия проекта закона
Целью принятия проекта Закона является эффективное решение актуальных проблем урегулирования неплатежеспособности граждан Республики Казахстан.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие при неспособности гражданина-должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, а также определение цели, основных принципов и правовых основ открытия процедур восстановления платежеспособности, внесудебного и судебного банкротства граждан Республики Казахстан, порядок и условия их ведения.
6. Структура и содержание проекта закона
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие проекта закона повлечет следующие благоприятные правовые и социально-экономические последствия:
Преимущества для кредиторов
- устранение многочисленных расходов кредиторов при совершении ряда действий по взысканию долга
Существование системы восстановления платежеспособности для должников-физических лиц внесет весомый вклад в повышение коэффициента взыскания задолженности для кредиторов и сокращению общих затрат. Наличие единого процесса восстановления платежеспособности поможет сократить ресурсы, используемые неэффективно вследствие множественности безрезультатных действий принудительного характера со стороны отдельных кредиторов. Существующие активы должника могут быть определены быстрее и при меньших затратах, а недостаток оставшегося имущества может быть также выявлен на более раннем этапе, предотвращая дальнейшие действия и ненужные расходы со стороны кредиторов. Кроме того, наличие системы восстановления платежеспособности стимулирует должников беречь существующие активы и принимать обязательства для получения дохода в будущем. В противном случае, когда кредиторы могут бесконечно преследовать должников и требовать выплаты долга, неплатежеспособный должник естественным образом ведет себя пассивно, так как все новые и существующие активы будут немедленно изъяты в пользу кредиторов. Возможность для честных должников заслужить «новый старт» является мощным стимулом избегать мошеннических действий в виде сокрытия активов. Кроме того, система восстановления платежеспособности и банкротства гражданина предполагает наличие финансового управляющего, который сможет совместно со всеми кредиторами технически оценить ситуацию должника и его потенциал;
- исключение неравного распределения имущества должника в пользу одного или нескольких наиболее активных кредиторов, применивших меры по взысканию долга в ущерб интересам кредиторов, имеющих в процедурах восстановления платежеспособности и банкротства гражданина приоритет при удовлетворении требований
Внедрение механизмов восстановления платежеспособности и банкротства для граждан позволит распределить их имущество в соответствии с требованиями правовых норм на основе приоритетов, принятых в стране. Вместо того, чтобы первый кредитор, обратившийся к процедурам взыскания, получил все, а остальные лишь небольшую часть или вообще ничего, процедура восстановления платежеспособности или банкротства позволит распределить ресурсы способом, приемлемым обществу Казахстана и не идущим в разрез с нормальным функционированием рынка (приоритет выплат социальной направленности, особенности залога и другое);
- прекращение длительного безрезультатного преследования должников кредиторами
В существующих системах принудительного взыскания долга физических лиц зачастую кредиторам не хватает информации, у них нет достаточных стимулов или они отказываются признавать безнадежной ситуацию, и продолжают требовать удовлетворения своих требований у должника, который уже не в состоянии разумно распределить доход и имущество для покрытия долгов. Такая практика имеет как минимум три негативных последствия: 1) необоснованная загрузка судебной системы требованиями, которые, в итоге, не приводят к эффективному взысканию; 2) необоснованная загрузка государственных органов и специалистов в этой области заведомо безуспешными целями; 3) в случаях, когда удается взыскать определенную сумму, она, как правило, происходит от реализации таких активов, экономический потенциал и ценность которых гораздо выше, чем номинальная сумма, полученная отдельным кредитором. Правильно выстроенная система восстановления платежеспособности и банкротства граждан может помочь государству (судам и государственным органам) правильно распределять ресурсы и воздержаться от нанесения ненужного вреда честным, но неудачливым должникам;
- получение дополнительных источников дохода для кредиторов, связанных с существованием неудовлетворенных требований
Применение процедур восстановления платежеспособности или банкротства физического лица для отдельных кредиторов может добавить определенности в экономическую ситуацию большинства кредитующих организаций, что позволит очистить их балансы от сомнительной дебиторской задолженности;
- эффективная координация независимым лицом (финансовым управляющим) изучения и оценки финансового положения должника
В настоящее время каждый кредитор сам несет расходы по мониторингу финансового положения должника и исполнения им соглашений об уплате долга. При внедрении системы восстановления платежеспособности и банкротства граждан исключается дублирование кредиторами затрат, потому что финансовый управляющий выполняет общий объем работы в интересах всех кредиторов.
Преимущество для должников
Преимущество для должников выражается в обеспечении прямого ослабления стресса и прочих негативных реакций, вызванных невозможностью обслуживать долги, которые ухудшают психическое и физическое здоровье человека. Постоянная тревожность из-за невозможности вернуть долги может лишить должника желания трудиться и даже жить.
У должников, прошедших процедуру восстановления платежеспособности или банкротства, отпадает потребность в социальной поддержке за счет государственных ресурсов, появляется возможность начать вести активную экономическую деятельность, создавая благосостояние для себя, своей семьи и, в целом, для экономики.
Преимущество для государства
В целом для государства прямая выгода от внедрения системы восстановления платежеспособности и банкротства – это возврат в трудовой и экономический строй трудоспособных граждан и налогоплательщиков.
Немаловажно отметить и опосредованное перспективное преимущество для государства и общества в целом в виде обеспечения формирования ответственного правосознания членов семьи должников. В противном случае, дети должников, воспитывающиеся в гнетущей обстановке под бременем долгов и постоянного финансового напряжения, в будущем не смогут социально адаптироваться, иметь рациональное отношение к финансовой ответственности, уплате налогов и эффективной деятельности в целом.
В общем, внедрение института восстановления платежеспособности и банкротства физических лиц может способствовать модернизации законодательства в Казахстане, повышению юридической определенности, высвобождению неиспользуемых факторов производительности, смягчению социальной напряженности и созданию новых возможностей развития экономики страны.
Наличие института восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан поможет банкам и прочим финансовым организациям очистить балансы, приблизить момент признания реальных убытков и сэкономить ненужные расходы на судебные разбирательства.
Разрешение ситуации с чрезмерной задолженностью физических лиц создаст основы для возвращения их к продуктивной экономической активности, ограничит расходы социальной защиты, сократит нагрузку на суды.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация проекта закона предполагает финансовые затраты республиканского бюджета на:
1) формирование штата уполномоченного органа в области восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан;
2) доработку информационных систем государственных органов для цифровизации процедур банкротства;
3) оплаты услуг финансовых управляющих по проведению процедуры внесудебного банкротства;
4) увеличение штатной численности и содержание судей и секретарей судебного заседания районных судов.
Также предполагается сокращение дохода в бюджет в связи с необходимостью списания налоговых обязательств физических лиц – граждан по результатам проведения внесудебного и судебного банкротства, а также в связи с введением нормы по освобождению физических лиц-граждан и финансовых управляющих от уплаты государственных пошлин в судах.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
С введением законопроекта необходимо внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства граждан Республики Казахстан, включая, но не ограничиваясь, в следующие нормативные правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть);
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть);
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»;
Уголовный кодекс Республики Казахстан;
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;
Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности»;
Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»;
Закон Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»;
Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;
Закон Республики Казахстан «О миграции населения»;
Закон Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности»;
Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»;
Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
Закон Республики Казахстан «О платежах и платежных системах».