Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Правила субсидирования страховых премий

Краткое содержание: Правила субсидирования страховых премий
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 16/02/2022 10:18:13
Публичное обсуждение до: 02/03/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 03/03/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/03/2022 18:30:00
Приложенные документы:

О внесении изменений в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 172 «Об утверждении Правил субсидирования страховых премий»

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 172 «Об утверждении Правил субсидирования страховых премий» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 20673) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с подпунктом 41-9) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» ПРИКАЗЫВАЮ:»;

в Правилах субсидирования страховых премий, утвержденных указанным приказом:

 пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящие Правила субсидирования страховых премий
(далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-9) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании  развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»
(далее – Закон) и определяют порядок субсидирования страховых премий за счет и в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответствующий финансовый год.»;

пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Субсидирование осуществляется по договору страхования в размере 80% от суммы страховой премии.»;

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Оператор ежеквартально, до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно, до 20 (двадцатого) января календарного года, представляет в уполномоченный орган отчет о фактическом использовании субсидий по договорам страхования, выданным в рамках государственной поддержки развития страхования в агропромышленном комплексе по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.»;

приложение 2 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту финансовых инструментов и микрокредитования Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

 

 

Должность                                                                               ФИО

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство финансов

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Агентство Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство

национальной экономики

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство цифрового развития,

инноваций и аэрокосмической

промышленности

Республики Казахстан

 

«СОГЛАСОВАН»

Бюро национальной статистики

Агентства по стратегическому планированию и реформам

Республики Казахстан

Комментарий

ШИПОВАЛОВА МАРИНА

О внесении изменений в приказ Министра сельского х... посмотреть текст 21/02 - 13:46

Считаю необходимым до принятия нормы о повышении ставки субсидирования страхования до 80% провести комплексный анализ законодательных норм (в частности, Приказа Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 14 мая 2020 года № 170 «Об утверждении Правил разработки и утверждения страховых продуктов» (далее –Приказ 170), которые регламентируют систему субсидируемого агрострахования в целом, поскольку в текущем варианте эти нормы: - Способствуют необоснованному ценообразованию на субсидируемые страховые продукты и приводят к необоснованным расходам государственного бюджета. - Не способствуют развитию страховой культуры у СХТП и не стимулируют местные страховые компании к разработке страховых продуктов для сельхозотрасли, а также использованию собственного капитала страховщиков для покрытия рисков сельхозотрасли. - Фактически исключают местное содержание в страховых премиях и риске, поскольку более 95% страховых премий перечисляется за рубеж, что приводит к финансированию зарубежных перестраховщиков и посредников-брокеров за счет государственного бюджета. - Создают прямую критическую зависимость системы субсидируемого агрострахования от международных перестраховщиков, поскольку в случае отказа от предоставления перестраховочного покрытия из-за многолетних убытков (что наблюдается в последние 2 года), местные страховщики не будут поддерживать действующие продукты. Данные выводы основаны на следующем: 1. Обоснованием для увеличения ставки субсидирования страховых премий до 80% служит следующий аргумент, приведенный разработчиком: «Удешевление страхового полиса за счет установления доли субсидирование страховых премий на уровне 80% (по аналогичному опыту Российской Федерации) на начальном этапе позволит повысить доступность страхования для СХТП, что впоследствии приведет к знакомству СХТП с новыми продуктами страхования, формированию культуры страхования в АПК, возврату доверия к страховому рынку»…. При этом не упоминается, что в РФ субсидирование на уровне 80% применяется только на внове введенный продукт страхования посевных площадей на случаи объявленных государством ЧС, введением которого государство полностью перекладывает возмещение катастрофических убытков в результате ЧС на страховой рынок и фермеров. В случае отсутствия страховки при ЧС выплаты пострадавшим фермерам производиться не будут. В остальном, применяется ставка субсидирования на уровне 50% с перспективой дальнейшего понижения. 2. Кроме заявления о том, что повышение ставки субсидирования до 80% «приведет к знакомству СХТП с новыми продуктами страхования, формированию культуры страхования в АПК, возврату доверия к страховому рынку» не приводится никаких расчетов об экономической целесообразности увеличения ставки субсидирования до указанных пределов. Тем не менее, в международной практике описаны («Когда и как должно субсидироваться страхование в сельском хозяйстве? Проблемы и надлежащая практика», Peter Hazell, 2017 International Labour Organization, International Finance Corporation, World Bank Group) примеры основных проблем, возникающих в случае плохо разработанных страховых субсидий. В частности необоснованное увеличение субсидирования может привести к антиселекции рисков (СХТП, посевы которых находятся в неблагоприятных районах будут страховаться более охотно), что приведет к гарантированным высоким убыткам страховщиков и отказу страховщиков от реализации агрострахования несмотря на субсидирование, либо к неадекватному завышению ставок страховых премий, что неконтролируемо повысит расходы государственного бюджета на цели субсидирования страхования. 3. Принятие нормы об увеличении ставки субсидирования страховых премий до 80% без одновременного пересмотра Приказа 170, который был принят без учета предложений страхового рынка (обсуждение редакции проекта приказа и предложения НПП, предварительно согласованные с МСХ могут быть представлены дополнительно) может повлечь серьезные последствия в части нецелевого использования средств государственного бюджета. Глава 2 п.4 пп.5 Приказа 170 содержит требование, которым должен соответствовать страховой продукт для целей субсидирования о «наличии перестрахования не менее пятидесяти процентов от ста процентов рисков в перестраховочной компании с рейтингом финансовой устойчивости (кредитным рейтингом) не ниже "B+" по шкале международного рейтингового агентства Standars&Poor’s, или не ниже равнозначного рейтинга по шкале других международных рейтинговых агентств», при этом не обозначены требования к собственному удержанию (собственному участию в риске) казахстанского страховщика. Это означает, что до 100% риска может быть передано в перестрахование, хотя в международной практике, участие локального страховщика на уровне минимум 25% в риске считается необходимым для того, чтобы местный страховщик наращивал свои компетенции в развитии агрострахования и задействовал собственный капитал. Исходя из примера существующей линейки страховых продуктов, которые утверждены для субсидирования, в перестрахование передается более 95% (а иногда и 99%) страховой премии. То есть практически весь собранный объем субсидируемых страховых премий, который включает 50% средств государственного бюджета передается зарубежному перестраховщику, а местный страховщик оставляет на собственном удержании незначительную часть риска (до 5%) и комиссию за заключение договора страхования. При этом из собранных страховых премий также оплачивается комиссия перестраховочному брокеру.

02/03 - 16:18

Благодарим Вас за интерес к развитию отечественного страхования в АПК и мнение по данному вопросу. Как известно, до 2020 года в Казахстане действовала обязательная система страхования в растениеводстве. Опыт функционирования данной системы показал нежелание страховых компаний работать в сфере АПК. Так, большинство коммерческих страховщиков ушли с рынка страхования сельхозкультур из-за высокой убыточности и недобросовестной конкуренции, СХТП в основном сотрудничали с ОВС, которые чаще всего ими и учреждались. В результате, в последние годы функционирования системы на рынке остались только 2 страховые компании, доля которых составляла не более 20%. В связи с чем, в систему были вовлечены международные участники. При этом необходимо отметить, что требованию о наличии перестрахования не менее пятидесяти процентов от ста процентов рисков в перестраховочной̆ компании с рейтингом финансовой̆ устойчивости (кредитным рейтингом) не ниже «B+» по шкале международного рейтингового агентства Standars&Poor’s, или не ниже равнозначного рейтинга по шкале других международных рейтинговых агентств соответствуют и некоторые казахстанские страховые компании, тем самым не исключается местное содержание в риске и не создается зависимость системы субсидируемого агрострахования только от международных перестраховщиков. Немаловажно, что в некоторых страховых продуктах наблюдается увеличение собственного удержания риска казахстанских страховых компаний до 15%, что показывает повышение компетенции страховых компаний в развитии агрострахования и задействовании собственных капиталов.

Приложенные документы:
  • Скачать
  •