Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2026 года

Краткое содержание: Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 01/03/2022 00:00:00
Публичное обсуждение до: 16/03/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 17/03/2022 09:15:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/03/2022 10:15:00
Приложенные документы:

Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2026 года

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года (далее – Концепция).

2. Государственным органам и заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять необходимые меры по реализацию Концепции;

2) обеспечить своевременные исполнение Плана действий по реализации Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2025 года (далее – План действий);

3)не позднее 15 апреля, следующего отчетным годом, представлять информацию о ходе реализации Плана действий в Министерство культуры и спорта Республики Казахстан (далее – Министерство).

3. Министерству не позднее 1 мая, следующего за отчетным годом, представлять в уполномоченный орган по государственному стратегическому планированию отчет о реализации Концепции.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406 «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года».

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360 «Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы».

6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

  Премьер-Министр

  Республики Казахстан

 

А. Смаилов

Комментарий

ДУЙСЕНГАЛИЕВ АНСАР

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития турист... посмотреть текст 15/03 - 20:56

В разделе концепции 1. Анализ текущей ситуации развития туристской отрасли. Не идентифицированы две важнейшие проблемы. 1) Отсутствие эффективной системы гос управления отраслью. Для эффективной управления отраслью туризма, необходимо кардинально изменить существующую структуру госуправления. В институциональном плане, ответственность за туризм позиционируется в рамках экономического министерства примерно в двадцати странах ОЭСР, что тесно связано с экономическим ростом (Швейцария, Скандинавские страны, Россия, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Чили) В Австралии и ряде стран ответственность за туризм лежит на министерстве торговли. Во многих странах мира созданы отдельные министерства туризма. Во Франции ответственность разделена между министерством иностранных дел (продвижение туризма на внешних рынках) и министерством экономики и финансов (стимулирование внутреннего туризма через специальное Агентство отпускных чеков). Ключевое звено во всех вышеуказанных примерах - Межминистерский Совет по туризму с участием регионов и представителей бизнеса, который позволяет обеспечить реальную инклюзивность и все необходимые вертикальные и горизонтальные компетенции для осуществления межотраслевого и межрегионального взаимодействия. Тесные связи туризма с агрокомплексом, строительством, транспортом, связью, предприятиями питания и торговли и др. послужили основанием для включения министерством торговли США в этот сложный комплекс 24 отраслей экономики страны. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано или влияет на 32 отрасли экономики. С учетом исторически сложившейся в Казахстане недооценки туризма как экономической отрасли, политика и бюджетирование в сфере туризма формируется по остаточному принципу и, как правило, негативно воспринимается другими министерствами и ведомствами. Также отсутствует эффективное взаимодействие между МКС и областными уполномоченными органами, которые в свою очередь очень слабо координируют свою работу по горизонтали с другими областями. Наглядный пример - 2-летнее "сотрудничество" Kazakh Tourism c Управлениями Туризма Алматы и Алматинской области в рамках ОПО АГК. Аналогичный вышеуказанному, вновь создаваемый Совет по туризму при Премьер министре должен устранить этот дисбаланс и стать платформой для выработки единых подходов, в том числе оперативных, правительства и рынка. Совет на основании данной концепции разрабатывает и представляет ПМ 2-3 летнюю Дорожную карту, которая утверждается и становится обязательной для исполнения всеми ветвями власти и бизнесом. Совет участвует в формировании отраслевых планов/программ и координирует работу существующих или вновь созданных Уполномоченных органов. Два раза в год правительство отчитывается перед ПМ о ходе исполнения ДК. 2) Отсутствие механизмов стимулирования поездок граждан Казахстана по стране. Как известно, соотношение внутреннего и въездного туризма в развитых странах составляет в среднем 80 на 20. Такие показатели во многом стали возможны благодаря внедрению системы отпускных или тревел чеков субсидируемых государством и компаниями работодателями. Пример Франции, Скандинавских стран, Венгрии наглядно демонстрирует преимущества таких подходов. Выгоды очевидны- рост доходов от туризма, снижение сезонного фактора, повышение качества и стандартов обслуживания (в программу отпускных чеков входят только поставщики услуг с надлежащими стандартами). 3) Отсутствие корректной статистики по туризму, что не позволяет вести корректное планирование отрасли, инвестиций и маркетинга. Решение- внедрение механизмов Big Data и ревизия методики TSA c целью приведения ее к лучшим международным стандартам. В проекте Концепции не представлен раздел 7 по реализации документа, поэтому в наших комментариях мы позволили себе дать ряд конкретных предложений по решению вышеуказанных проблем.

16/03 - 18:59

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан создается совет по туризму. Организация и порядок работы консультативно-совещательного органа осуществляются в соответствии с Инструкцией, о чем указывается в Положении о комиссии. В настоящее время проект распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан «Об образовании Совета по туризму» согласован со всеми заинтересованными госорганами, ведомствами и находится на рассмотрении Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. Вновь создаваемый Совет по туризму, как вы отметили, должен стать платформой для выработки единых подходов, в том числе оперативных, правительства и туристского рынка. Вместе с тем одной из мер стимулирования поездок граждан Казахстана по стране является субсидирование стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории Республики Казахстан. Мера вступила в силу с 1 января 2022 года. Данная мера будет мотивировать наших граждан отдыхать всей семьей на территории Республики Казахстан путем субсидирования детских авиабилетов. В настоящее время вопрос создания отдельного министерства по туризму не рассматривается.

ДУЙСЕНГАЛИЕВ АНСАР

Премьер-Министр   Республики Казахстан ... посмотреть текст 15/03 - 20:56

В разделе концепции 1. Анализ текущей ситуации развития туристской отрасли. Не идентифицированы две важнейшие проблемы. 1) Отсутствие эффективной системы гос управления отраслью. Для эффективной управления отраслью туризма, необходимо кардинально изменить существующую структуру госуправления. В институциональном плане, ответственность за туризм позиционируется в рамках экономического министерства примерно в двадцати странах ОЭСР, что тесно связано с экономическим ростом (Швейцария, Скандинавские страны, Россия, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Чили) В Австралии и ряде стран ответственность за туризм лежит на министерстве торговли. Во многих странах мира созданы отдельные министерства туризма. Во Франции ответственность разделена между министерством иностранных дел (продвижение туризма на внешних рынках) и министерством экономики и финансов (стимулирование внутреннего туризма через специальное Агентство отпускных чеков). Ключевое звено во всех вышеуказанных примерах - Межминистерский Совет по туризму с участием регионов и представителей бизнеса, который позволяет обеспечить реальную инклюзивность и все необходимые вертикальные и горизонтальные компетенции для осуществления межотраслевого и межрегионального взаимодействия. Тесные связи туризма с агрокомплексом, строительством, транспортом, связью, предприятиями питания и торговли и др. послужили основанием для включения министерством торговли США в этот сложный комплекс 24 отраслей экономики страны. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано или влияет на 32 отрасли экономики. С учетом исторически сложившейся в Казахстане недооценки туризма как экономической отрасли, политика и бюджетирование в сфере туризма формируется по остаточному принципу и, как правило, негативно воспринимается другими министерствами и ведомствами. Также отсутствует эффективное взаимодействие между МКС и областными уполномоченными органами, которые в свою очередь очень слабо координируют свою работу по горизонтали с другими областями. Наглядный пример - 2-летнее "сотрудничество" Kazakh Tourism c Управлениями Туризма Алматы и Алматинской области в рамках ОПО АГК. Аналогичный вышеуказанному, вновь создаваемый Совет по туризму при Премьер министре должен устранить этот дисбаланс и стать платформой для выработки единых подходов, в том числе оперативных, правительства и рынка. Совет на основании данной концепции разрабатывает и представляет ПМ 2-3 летнюю Дорожную карту, которая утверждается и становится обязательной для исполнения всеми ветвями власти и бизнесом. Совет участвует в формировании отраслевых планов/программ и координирует работу существующих или вновь созданных Уполномоченных органов. Два раза в год правительство отчитывается перед ПМ о ходе исполнения ДК. 2) Отсутствие механизмов стимулирования поездок граждан Казахстана по стране. Как известно, соотношение внутреннего и въездного туризма в развитых странах составляет в среднем 80 на 20. Такие показатели во многом стали возможны благодаря внедрению системы отпускных или тревел чеков субсидируемых государством и компаниями работодателями. Пример Франции, Скандинавских стран, Венгрии наглядно демонстрирует преимущества таких подходов. Выгоды очевидны- рост доходов от туризма, снижение сезонного фактора, повышение качества и стандартов обслуживания (в программу отпускных чеков входят только поставщики услуг с надлежащими стандартами). 3) Отсутствие корректной статистики по туризму, что не позволяет вести корректное планирование отрасли, инвестиций и маркетинга. Решение- внедрение механизмов Big Data и ревизия методики TSA c целью приведения ее к лучшим международным стандартам. В проекте Концепции не представлен раздел 7 по реализации документа, поэтому в наших комментариях мы позволили себе дать ряд конкретных предложений по решению вышеуказанных проблем.

16/03 - 19:09

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан создается совет по туризму. Организация и порядок работы консультативно-совещательного органа осуществляются в соответствии с Инструкцией, о чем указывается в Положении о комиссии. В настоящее время проект распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан «Об образовании Совета по туризму» согласован со всеми заинтересованными госорганами, ведомствами и находится на рассмотрении Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан. Вновь создаваемый Совет по туризму, как вы отметили, должен стать платформой для выработки единых подходов, в том числе оперативных, правительства и туристского рынка. Вместе с тем одной из мер стимулирования поездок граждан Казахстана по стране является субсидирование стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров на территории Республики Казахстан. Мера вступила в силу с 1 января 2022 года. Данная мера будет мотивировать наших граждан отдыхать всей семьей на территории Республики Казахстан путем субсидирования детских авиабилетов. В настоящее время вопрос создания отдельного министерства по туризму не рассматривается.

РАМАЗАНОВ ТАЛАНТ

Об утверждении Концепции развития туристской отрас... посмотреть текст 15/03 - 20:20

Предложение по Агротуризму (стр. 37 Концепции). Одним из сдерживающих факторов развития агротуризма является большое количество административных барьеров и процедур на пути фермера либо сельского жителя, желающего развивать агротуризм. Например, в случае рекламы и сдачи в аренду хотя бы одной комнаты в сельском доме для туристов, владелец такого дома (фермер) обязан зарегистрировать ИП, иметь кассовый аппарат и POS-терминал, он обязан платить повышенный тариф за электроэнергию (как субъект бизнеса), он обязан соблюдать санитарные и противопожарные требования как полноценная гостиница и т.д. В этой связи предлагается в блок Агротуризма (стр.37 Концепции) предлагается добавить следующий абзац: "субъекты, оказывающие услуги в агротуризме, на законодательном уровне будут освобождены от исполнения требований санитарных норм и правил, противопожарных норм, строительных норм, предъявляемых к местам размещения туристов. Такие субъекты также будут на законодательном уровне освобождены от всех иных требований, которые предъявлялись бы субъекту частного предпринимательства, оказывающему услуги по предоставлению мест размещения и питания для туристов. Будет проведена широкомасштабная разъяснительная и информационная кампания среди сельского населения, среди представителей контролирующих государственных органов по новому государственному подходу к развитию агротуризма. Деятельность субъектов агротуризма может регулироваться на принципах саморегулирования, с целью соблюдения минимальных стандартов сервиса, чистоты и комфорта для проживания отечественных и иностранных туристов".

16/03 - 19:01

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши рекомендации поддерживаются и будут учтены в рамках выработки предложений по развитию туристской отрасли на основе действующих практик и законодательства в области туризма (стандарты проектирования и деятельнотсти кемпингов; Правила классификации мест размещения туристов; по видам туризма и др.), предусмотренных в Плане действий по реализации Концепции.

РАМАЗАНОВ ТАЛАНТ

Об утверждении Концепции развития туристской отрас... посмотреть текст 15/03 - 20:10

Предложение по организации деятельности DMO (стр. 37 Концепции). После абзаца "DMO – это компания, отвечающая за маркетинг, продвижение..." предлагается вставить следующий абзац: "DMO организуется в организационно-правовой форме консорциума, образуемого из числа субъектов-частного предпринимательства, осуществляющих туристскую деятельность, либо иную деятельность, непосредственно связанную с туризмом и обслуживанием туристов. Участником консорциума со стороны государства выступает юридическое лицо, учредителем которого прямо или косвенно является местный исполнительный орган. В целях финансирования деятельности DMO местный исполнительный орган выделяет средства на институциональное развитие туристской индустрии региона. В законодательством о государственных закупках будет внесены соответствующие поправки, позволяющие закупать товары, работы и услуги по институциональному развитию туристской индустрии определенного региона у DMO данного региона (у консорциума). Деятельность DMO управляется Советом Директоров Консорциума, в состав которого входит не менее 7 членов, 6 из которых являются представителями туристской индустрии. Планы деятельности DMO, бюджет DMO и отчеты о деятельности DMO подлежат публикации на интернет-ресурсах и в средствах массовой информации."

16/03 - 19:01

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. В проекте Концепции отражено пилотное внедрение деятельности Destination management organization (Система управления туризмом) в соответствии со стандартами Всемирной организации туризма QUEST). Ваше предложение по организационно-правовой форме будет учтено при создании DMO.

РАМАЗАНОВ ТАЛАНТ

Об утверждении Концепции развития туристской отрас... посмотреть текст 15/03 - 19:55

Предложение к блоку "Экологический туризм" (стр.37 Концепции). В связи с тем, что приказом МЭГПР от 05 марта 2022 года №73 утверждены Правила осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках (далее - Правила), необходимо изменить блок Концепции по экологическому туризму. Так, в п.4 Правил установлена обязательность соблюдения национального стандарта по экотуризму: "Лица, осуществляющие туристскую деятельность руководствуются требованиями национального стандарта «СТ РК 2993-2017. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования». В этой связи блок "Экологический туризм" (стр.37 Концепции) предлагается изложить в следующей редакции: "Экологический туризм. В целях внедрения устойчивых форм управления в развития экологического туризма предусматриваются следующие меры: 1) совершенствование национального стандарта «СТ РК 2993-2017. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» путем внесения изменений и дополнений, направленных на адаптацию требований стандарта к социально-экономическим условиям и практическим реалиям осуществления туристской деятельности, в том числе с учетом установления обязательности соблюдения указанного стандарта на территориях государственных национальных природных парков; 2) внедрение добровольной сертификации субъектов экотуризма в рамках системы «знак качества»; 3) проработка вопроса установления обязательности соблюдения национального стандарта «СТ РК 2993-2017. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» при осуществлении туристской деятельности на землях рекреационного назначения; 4) проработка установления ограничения (лимита) на посещение туристами территории государственных национальных природных парков с учетом рассчитанных норм рекреационной нагрузки, с последующим внедрением системы онлайн-бронирования посещения национального парка физическими лицами (туристами, посещающими национальные парки самостоятельно, вне организованных туристскими операторами туров). При этом приоритет на получение большей части разрешенного лимита на посещение нацпарков должны получать туроператоры, соответствующие требованиям национального стандарта «СТ РК 2993-2017. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования». Формы и стандарты устойчивого развития будут внедряться в ПТТ на системной основе и продвигаться по стране в рамках информационной кампании по бережному отношению к природе."

16/03 - 19:03

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши рекомендации поддерживаются и будут учтены в рамках выработки предложений по развитию туристской отрасли на основе действующих практик и законодательства в области туризма (стандарты проектирования и деятельнотсти кемпингов; Правила классификации мест размещения туристов; по видам туризма и др.), предусмотренных в Плане действий по реализации Концепции.

БОЛОЖ СЕРГЕЙ

Премьер-Министр   Республики Казахстан ... посмотреть текст 14/03 - 16:46

Согласно данным ЮНВТО, в 2018 году количество международных туристов составило более 1,4 млрд. человек. В итоге, туристская отрасль сгенерировала более 1,7 трлн. долларов США в виде прямого и косвенного доходов. При этом, если посмотреть на статистику посещений РК иностранными туристами, то цифры много скромнее. Так, в 2017 году РК посетило чуть более 7,7 млн. человек, в то время как эта отрасль принесла экономике РК 688,2 млрд. тенге, что составило примерно 1,3% от всего ВВП РК. Естественно, что туристская отрасль является одной из приоритетных отраслей экономики, которая может принести гораздо больший доход. И одно из направлений, которые обладают высоким потенциалом, является охотничий туризм. К примеру, в 2018 году ВВП охотничьего туризма Канады составило порядка 13,2 млрд. долларов США. При этом из этой суммы 6,1 млрд. долларов США составил доход федерального и местного бюджетов Канады, ко всему прочему, в этой отрасли трудоустроено почти 110 тыс. человек. Охотничий туризм является одним из быстроразвивающихся трендов на мировой арене. Казахстан обладает большим потенциалом для развития этой сферы деятельности как точки роста экономики. Так, на примере Алматинской области, в охотничий сезон, в среднем порядка 200 иностранных охотников приносят совокупный доход, в том числе и в республиканский бюджет больше, чем 2000 отечественных охотников. Не менее 50 % от вырученных средств, охотпользователями направляется на охрану и воспроизводство животного мира, а также создание соответствующей инфраструктуры. Учитывая, что порядка 80 % территории Республики занимают охотничьи угодья, охотничий туризм может стать одним из самых эффективных механизмов сохранения биоразнообразия и продвижения туристического брэнда страны, а также привлечь объем значительных инвестиций в экономику. В этой связи, необходимо в Концепцию включить раздел по развитию охотничьего туризма, где основными драйверами будут являться природосберегающая (трофейная) охота, в том числе и на редкие виды животных, а также ранчеводство и фермерское охотничье хозяйство. С уважением, Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства "Табиғат"

16/03 - 19:03

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши рекомендации поддерживаются и будут учтены в рамках выработки предложений по развитию туристской отрасли на основе действующих практик и законодательства в области туризма (стандарты проектирования и деятельнотсти кемпингов; Правила классификации мест размещения туристов; по видам туризма и др.), предусмотренных в Плане действий по реализации Концепции.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития турист... посмотреть текст 01/03 - 20:45

Кстати, в заголовке и по тексту самой Концепции (см. вложенный файл) тоже везде указано "до 2026 года".

16/03 - 19:10

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши замечания будут учтены.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

4. Признать утратившим силу постановление Правител... посмотреть текст 01/03 - 20:01

Дополнение к предыдущим комментариям: «При признании утратившими силу трех и более НПА или их структурных элементов составляется перечень, оформляемый отдельным приложением.» (пункт 5 статьи 27 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

16/03 - 19:11

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши замечания будут учтены.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

4. Признать утратившим силу постановление Правител... посмотреть текст 01/03 - 20:00

Следует внести поправки также и во все постановления Правительства Республики Казахстан, содержащие ссылки на указанные в пунктах 4 и 5 Вашего проекта постановления Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406 и от 31 мая 2019 года № 360.

16/03 - 19:12

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши замечания будут учтены.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

5. Признать утратившим силу постановление Правител... посмотреть текст 01/03 - 19:57

Во исполнение требований пункта 9 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» в данном случае также подлежит признанию утратившим силу пункт 4 Изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2020 года № 34.

16/03 - 19:14

Добрый день! Благодарим за ваш комментарий. Ваши замечания будут учтены.