Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнения в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741 «Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 30/03/2022
Публичное обсуждение до: 13/04/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/04/2022 12:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/04/2022 13:05:00
Приложенные документы:

 

О внесении изменений и дополнения в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741
«Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741 «Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12592) следующие изменения и дополнение:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 196 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:»;

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке.»;

в Методике по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденной указанным приказом:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Методика по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

абзацы первый и второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящая Методика по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Методика) применяется в целях практического овладения навыками проведения анализа и используется в случаях, требующих анализа состояния конкуренции на товарных рынках или положения на нем субъектов рынка, в том числе:

1) при проведении анализа товарных рынков с целью определения состояния конкуренции на данных товарных рынках и (или) выявления ключевой мощности в соответствии со статьей 176-1 Предпринимательского кодекса;»;

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Срок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляет не более двенадцати месяцев.»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с общими и специфическими критериями, указанными в приложении к настоящей Методике.»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Целями осуществления отбора товарных рынков для проведения анализа состояния конкуренции являются:

определение приоритетности отбора товарных рынков для проведения анализа состояния конкуренции;

повышение эффективности проводимой работы по защите и развитию конкуренции, в том числе предупреждению и пресечению монополистической деятельности.»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1) определение критериев взаимозаменяемости товаров;

2) определение границ товарного рынка;

3) определение временного интервала исследования товарного рынка;

4) определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

5) расчет объема товарного рынка и долей субъектов рынка;

6) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

7) определение барьеров входа на товарный рынок;

8) выводы по анализу рынка.

При государственном контроле за экономической концентрацией, а также выявлении признаков антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением анализ состояния конкуренции на товарном рынке исключает подпункты 6), 7) настоящего пункта.

В случае, если анализ состояния конкуренции на товарном рынке при выявлении признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением показали, что доля субъекта рынка составляет более тридцати пяти, но менее пятидесяти процентов, или присутствует совокупное доминирование субъектов рынка необходимо проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке с соблюдением всех этапов, предусмотренных настоящим пунктом.

Не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении признаков антиконкурентных вертикальных соглашений субъектов рынка.

Анализ деятельности государственных юридических лиц с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде проводится на основании этапов, предусмотренных настоящим пунктом, а также с особенностями, включающими этап оценки целесообразности присутствия государства на товарном рынке, который проводится в соответствии с пунктами 50, 51, 52 и 53 настоящей Методики.»;

в пункте 6:

абзац первый изложить следующей редакции:

«6. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации используются:»;

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) сведения, полученные от уполномоченного органа в области государственной статистики и его территориальных органов;»;

подпункт 10) изложить в следующей редакции:

«10) данные собственных исследований антимонопольного органа;»;

пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. При определении взаимозаменяемых товаров антимонопольным органом используется информация по итогам опроса потребителей.»;

пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. При проведении перспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке могут применяться рыночные цены, сложившиеся на момент проведения исследования.»;

пункт 25 изложить в следующей редакции:

«25. Анализируемый период товарного рынка определяется курирующим заместителем руководителя антимонопольного органа и (или) руководителем территориального подразделения антимонопольного органа.»;

пункт 38 изложить в следующей редакции:

«38. В случае необходимости, помимо фактических объемов товарного рынка антимонопольным органом могут быть определены прогнозные данные с учетом планируемых объемов производства товаров, запретов на ввоз и вывоз товаров.»;

«54. Выводы по результатам проведенного анализа включают следующие разделы:

1) общие положения;

2) временной интервал исследования;

3) границы товарного рынка;

4) состав субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

5) объем рынка и доли субъектов рынка;

6) уровень концентрации рынка;

7) барьеры входа на рынок;

8) оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке;

9) рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

В случае, если при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке отдельные этапы не проводились, то в выводы по итогам анализа соответствующие разделы не включаются.

В случае, предусмотренном частью пятой пункта 5 настоящей Методики выводы по анализу состояния конкуренции дополнительно включают рекомендации по передаче в конкурентную среду отдельных государственных юридических лиц, а также видов деятельности.

Выводы по результатам проведенного анализа формируются в заключении должностным лицом в вышеуказанной последовательности, которое подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения или территориального подразделения антимонопольного органа, ответственного за проведение анализа.»;

         приложение к настоящей Методике изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению правового регулирования конкуренции Агентства по защите и развитию конкуренции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя аппарата Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

Приложение к приказу

 

 

Приложение

к Методике по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

 

 

Критерии отбора товарных рынков для проведения анализа состояния конкуренции

 

1. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится с использованием общих и специфических критериев.

К общим критериям в порядке убывающей приоритетности относятся:

1) социальная значимость товара (работ, услуг), на который имеется спрос наибольшего количества потребителей, в том числе, определенных нормативными правовыми актами;

2) поручения Президента и Администрации Президента Республики Казахстан;

3) поручения антимонопольного органа (для территориальных подразделений);

4) мотивированные жалобы, обращения физических и (или) юридических лиц, публикации средств массовой информации указывающее на признаки нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

5) влияние товарных рынков Евразийского экономического союза на национальные товарные рынки;

6) импортозависимость свыше 35 %;

7) отношение к потребительской корзине, по которой рассчитывается индекс потребительских цен;

8) наличие потребности государства в связи с реализацией государственных программ;

9) изменение норм законодательства;

10) изменение инфраструктуры рынка;

11) поручения и рекомендации Межгосударственного Совета по антимонопольной политике и другое;

12) специфика экономики региона;

13) олигополизация и монополизация выпуска товара (работ, услуг);

14) нарушения норм законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

15) реорганизация определенного субъекта рынка путем слияния или присоединения;

16) изменение состава участников рынка в связи с уходом одних и появлением новых;

17) изменение доли субъекта на рынке;

18) изменчивость конъюнктуры рынков товаров, работ и услуг субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение;

19) иные случаи, требующие оперативного пресечения незаконной монополистической деятельности.

К специфическим критериям относятся:

1) на рынках финансовых услуг:

государственная политика в данной сфере;

высокий спрос на услуги со стороны потребителей;

доступность финансовых услуг;

2) на рынках сжиженного нефтяного газа и сжиженного природного газа:

государственная политика в данной сфере;

изменения реализации и потребления товара на внутреннем и внешнем рынках;

соответствие требованиям технических регламентов и государственных стандартов;

3) на рынках транспорта и услуг связи:

государственная политика в данной сфере;

изменения базовых экономических показателей развития страны;

необоснованный рост цен.

Комментарий

МУХАМЕТОВА ДАНА

7) барьеры входа на рынок;... посмотреть текст 04/04 - 16:17

* наименование раздела 8 методики анализа рынков

05/04 - 11:24

Благодарим за Ваш комментарий. Ваше замечание учтено.

МУХАМЕТОВА ДАНА

7) барьеры входа на рынок;... посмотреть текст 04/04 - 16:16

В ст. 196 ПК РК указанный этап анализа звучит следующим образом: 7) определение обстоятельств или признаков, свидетельствующих о наличии препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе определение барьеров входа на товарный рынок; В этой связи, предлагается привести его в соответствие с действующей нормой ст. 196 ПК РК. Также наименование раздела 7 Методики необходимо изменить на актуальное наименование.

05/04 - 11:23

Благодарим за Ваш комментарий. Ваше замечание учтено.

МУХАМЕТОВА ДАНА

7) определение барьеров входа на товарный рынок;... посмотреть текст 04/04 - 16:13

В ст. 196 ПК РК указанный этап звучит следующим образом: 7) определение обстоятельств или признаков, свидетельствующих о наличии препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе определение барьеров входа на товарный рынок; Предлагается привести его в соответствие с формулировкой в ПК РК.

05/04 - 11:23

Благодарим за Ваш комментарий. Ваше замечание учтено.

МУХАМЕТОВА ДАНА

«1-1. Срок проведения анализа состояния конкуренци... посмотреть текст 04/04 - 16:11

Ранее в ст. 196 ПК РК в пункте 2 были обозначены сроки проведения анализа - "Срок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках составляет не более двенадцати месяцев." Однако согласно Закону Республики Казахстан от 3 января 2022 года № 101-VII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции" срок проведения анализа товарного рынка был исключен: 19) в статье 196: пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с утверждаемыми антимонопольным органом методиками по проведению анализа состояния конкуренции: 1) на товарных рынках; 2) на рынках финансовых услуг – по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан."; В этой связи, скорее всего в Методике анализа финрынков стоит старая редакция, и внесение изменений в части сроков проведения Методику по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке нецелесообразно.

05/04 - 11:23

Благодарим за Ваш комментарий. Ваше замечание учтено.