О внесении изменений и дополнения в приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года № 1084 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект)»
Краткое содержание: О внес.изм. и доп. в приказ от 03.10.2019г. №1084 «Об утвержд. Правил и сроков реализ. ПП по соверш. админстр. НДС на основ ИС ЭСФ с прим. СУРСтатус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Приказ Дата создания: 01/04/2022 Публичное обсуждение до: 15/04/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/04/2022 10:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/04/2022 18:00:00
Сравнительная таблица
к проекту приказа Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года № 1084 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект)»
№ п/п |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
преамбула |
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ: |
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ: |
В целях приведения в соответствие с пунктом 5 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» (далее – Закон), согласно которому при ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется. |
2. |
пункт 3 |
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и действует до 1 июля 2022 года. |
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и действует до 1 июля 2023 года. |
В целях исполнения поручения Главы Государства, данного на Совете безопасности Республики Казахстан по вопросам совершенствования таможенного администрирования в части ограничения деятельности фирм-однодневок, выписывающих фиктивные электронные счета-фактуры, а также во исполнение Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы, необходимо продление сроков пилотного проекта утвержденного приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года № 1084 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (далее - СУР) (пилотный проект). Пилотный проект «Ограничение выписки ЭСФ» внедрен с целью применения мер по выявлению и пресечению деятельности рисковых предприятий на ранней стадии, что крайне необходимо в работе по снижению уровня теневой экономики и в борьбе с фирмами «однодневками». С начала пилотного проекта проводятся меры по совершенствованию СУР, для повышения эффективности налогового администрирования и содействия благонадежным налогоплательщикам путем устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового законодательства Республики Казахстан. Дальнейшее продление сроков реализации пилотного проекта позволит продолжить работу по своевременному выявлению обнальных предприятий и защите добросовестных налогоплательщиков от действий неблагонадежных компаний. Так, на 31 декабря 2021 года с начала запуска пилотного проекта охвачено 20,1 тысяч налогоплательщиков с общей суммой оборота 9,2 триллионов тенге. Ограничена выписка ЭСФ по 10,8 тысяч налогоплательщиков с общей суммой оборота 7,0 триллионов тенге. Из них произведено снятие ограничения по 2,6 тысяч налогоплательщиков с общей суммой оборота 0,6 триллионов тенге. Регистрация признана недействительной, а также сделки признаны недействительными по 948 налогоплательщиков на сумму рискового оборота в 553 миллиардов тенге. |
Правила и сроки реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект) |
||||
3. |
пункт 1 |
1. Настоящие Правила и сроки реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект) (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) в целях содействия налогоплательщикам путем проведения мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, и определяют порядок и сроки реализации пилотного проекта. |
1. Настоящие Правила и сроки реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект) (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) в целях содействия налогоплательщикам путем проведения мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений налогового законодательства Республики Казахстан, и определяют порядок и сроки реализации пилотного проекта. |
В целях приведения в соответствие с пунктом 5 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» (далее – Закон), согласно которому при ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется. |
4. |
пункт 8 |
8. Уведомления, направленные в рамках настоящих Правил, подлежат исполнению в течение пяти рабочих дней со дня их вручения (получения); |
8. Уведомления, направленные в рамках настоящих Правил, подлежат исполнению в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). |
Поправка вносится в соответствие с предложением Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» об увеличении срока исполнения уведомления (№13354/14 от 18.10.2021г.) Редакционная поправка. |
5. |
пункт 11 |
11. Комитет в течение одного рабочего дня после присвоения налогоплательщику высокой степени риска направляет: 1) уведомление в адрес налогоплательщика с указанием выписанных ЭСФ (при их наличии), по которым налогоплательщик отнесен к высокой степени риска. При этом дата выписки таких ЭСФ не может быть раньше первого января 2019 года; 2) оповещение в ИС ЭСФ о том, что налогоплательщик отнесен к высокой степени риска и, что в случае неисполнения уведомления будет применено ограничение доступа к ИС ЭСФ; 3) извещение в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» налогоплательщика, который согласно данным ЭСФ является получателем товаров, работ, услуг. |
11. Комитет в течение 1 (одного) рабочего дня после присвоения налогоплательщику высокой степени риска направляет: 1) уведомление в адрес налогоплательщика с указанием выписанных ЭСФ (при их наличии), по которым налогоплательщик отнесен к высокой степени риска. При этом дата выписки таких ЭСФ не может быть раньше первого января 2019 года; 2) оповещение в ИС ЭСФ о том, что налогоплательщик отнесен к высокой степени риска и, что при неисполнении уведомления будет применено ограничение доступа к ИС ЭСФ в части выписки ЭСФ. |
Редакционная поправка.
Уточняющая поправка, так как в рамках пилотного проекта рисковым налогоплательщикам ограничивается только выписка электронных счетов-фактур. Данный подпункт исключается, в связи с добавлением нового пункта 14-1, уточняющего порядок направления оповещений после применения ограничения доступа к ИС ЭСФ. В действующей редакции, извещения направляются всем контрагентам рисковых налогоплательщиков, в адрес которых направлены уведомления об устранении нарушений камерального контроля, в предлагаемой редакции извещения будут направляться только контрагентам рисковых налогоплательщиков, не исполнивших уведомление и (или) в отношении которых применено ограничение выписки электронных счетов-фактур. Поправка вносится для исключения вовлечения в орбиту пилотного проекта добросовестных налогоплательщиков. |
6. |
пункт 14 |
14. Органы государственных доходов производят применение ограничения доступа к ИС ЭСФ в следующих случаях и сроки: 1) в течение одного рабочего дня после завершения анализа пояснения, при условии, что такое пояснение не содержит сведений, указанных в пункте 2 статьи 96 Налогового кодекса; 2) в течение одного рабочего дня после истечения срока исполнения уведомления, при условии, что такое уведомление не исполнено. При этом в ИС ЭСФ органами государственных доходов направляется оповещение о применении системы управления рисками при таком ограничении доступа к ИС ЭСФ, а также о неисполнении уведомления. |
14. Органы государственных доходов производят применение ограничения доступа к ИС ЭСФ в части выписки ЭСФ в следующих случаях и сроки: 1) в течение 1 (одного) рабочего дня после завершения анализа пояснения, при условии, что такое пояснение не содержит сведений, указанных в пункте 2 статьи 96 Налогового кодекса; 2) в течение 1 (одного) рабочего дня после истечения срока исполнения уведомления, при условии, что такое уведомление не исполнено. |
Уточняющая поправка, так как в рамках пилотного проекта рисковым налогоплательщикам ограничивается только выписка электронных счетов-фактур.
Редакционная поправка.
Редакционная поправка. Данный подпункт исключается, в связи с добавлением нового пункта 14-1, уточняющего порядок направления оповещений после применения ограничения доступа к ИС ЭСФ.
|
7. |
пункт 14-1 |
14-1. Отсутствует
|
14-1. Органами государственных доходов в течении 1 (одного) рабочего дня после применения ограничения доступа к ИС ЭСФ в части выписки ЭСФ направляется: 1) в ИС ЭСФ оповещение о применении системы управления рисками при таком ограничении доступа к ИС ЭСФ в части выписки ЭСФ, а также о неисполнении уведомления; 2) извещение в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» налогоплательщика, который согласно данным ЭСФ является получателем товаров, работ, услуг. |
Данная поправка включает в себя уже имеющиеся пункты Приказа и вносится для уточнения направляемых оповещений после применения ограничения доступа к ИС ЭСФ. В целях разграничения порядка и случаев при которых направляется оповещение и извещение.
Данная поправка вносится в связи с внесением изменений в процедуру направления извещений контрагентам рисковых налогоплательщиков. В действующей редакции, извещения направляются всем контрагентам рисковых налогоплательщиков, в адрес которых направлены уведомления об устранении нарушений камерального контроля, в предлагаемой редакции извещения будут направляться только контрагентам рисковых налогоплательщиков, не исполнивших уведомление и (или) в отношении которых применено ограничение выписки электронных счетов-фактур. Поправка вносится для исключения вовлечения в орбиту пилотного проекта добросовестных налогоплательщиков. |
8. |
Пункт 15 |
15. В случае исполнения уведомления органы государственных доходов в течение одного рабочего дня после исполнения такого уведомления отменяют применение ограничения доступа к ИС ЭСФ с одновременным оповещением об этом участников пилотного проекта в ИС ЭСФ. |
15. В случае исполнения уведомления органы государственных доходов в течение 1 (одного) рабочего дня после исполнения такого уведомления отменяют применение ограничения доступа к ИС ЭСФ в части выписки ЭСФ с одновременным оповещением об этом участников пилотного проекта в ИС ЭСФ. |
Уточняющая поправка, так как в рамках пилотного проекта рисковым налогоплательщикам ограничивается только выписка электронных счетов-фактур, соответственно отменяется применение ограничение доступа к ИС ЭСФ в части выписки электронных счетов-фактур. |
Первый вице - министр финансов
Республики Казахстан М.Султангазиев
- 4
- Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан
- 1 1
- 329
- 2
- 0
ОСТРОВЕРХОВ ДЕНИС
Сравнительная таблица... посмотреть текст 04/04 - 13:07
Данный пилотный проект считаю не реализованным, в связи с тем, что согласно системе управления рисками, приоритет например вида деятельности организации по его процентному соотношению с более крупными компаниями может быть завышен, комплекс по которому присвоен уровень группы риска не отвечает за систему обязанности выписки электронных счет-фактур. Соответственно, пилотны проект на основании системы управления рисками приводит к временной блокировки возможности выписки счёт- фактур останавливая деятельность организации для так называемой тематической проверки согласно пилота, от сюда следует что нарушается нормативный акт согласно пп15 п1 статьи 3 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. "15) недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства;" Считаю, что временная блокировка выписки электронных счет- фактур приводит к временной неспособностью компании проводить предписанные ей по закону хозяйственные операции. Данный пилот должен быть отменен за нарушением принципа. Так же пилот может быть отредактирован в части удаления нормы блокировки выписки ЭСФ на методы анализа по уведомлению и отработки соответствующим подразделением налогового управления района.
14/04 - 12:47
Добрый день, на ваш комментарий ответ представлен выше, так как комментарий дублируется!
ОСТРОВЕРХОВ ДЕНИС
к проекту приказа Министра финансов Республики Каз... посмотреть текст 04/04 - 11:46
Данный пилотный проект считаю не реализованным, в связи с тем что согласно системы управления рисками, приоритет например вида деятельности организации по его процентному соотношению с более крупными компаниями может быть завышен, комплекс по которому присвоен уровень группы риска не отвечает за систему обязанности выписки электронных счет-фактур. Соответственно, пилотны проект на основании системы управления рисками приводит к временной блокировки возможности выписки счёт- фактур останавливая деятельность организации для так называемой тематической проверки согласно пилота, от сюда следует что нарушается нормативный акт согласно пп15 п1 статьи 3 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. "15) недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства;" Считаю что временная блокировка выписки электронных счет- факутр приводит к вменённой не способностью компании проводить предписанные ей по закону хозяйственные операции. Данный пилот должен быть отменен за нарушением принципа. Так же пилот может быть отредактирован в части удаления нормы блокировки выписки ЭСФ на методы анализа по уведомлению и отработки соответствующим подразделением налогового управления района.
14/04 - 12:46
Добрый день, благодарим за комментарий! Целью пилотного проекта является борьба с фирмами однодневками, акцент сделан на оперативность, выявление риска на ранней стадии и его предотвращение. На сегодняшний день ограничена выписка ЭСФ в отношении 11,1 тыс. налогоплательщиков, из них разблокировано 2,6 тыс. налогоплательщиков, порядка 76% заблокированных не обратились в органы гос.доходов, В случае представления подтверждающих сделку документов, в целях исполнения выставленного в рамках пилотного проекта уведомления, выписка ЭСФ налогоплательщика не ограничивается