Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по расширению категорий дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 12/04/2022 17:01:23
Публичное обсуждение до: 04/05/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 04/05/2022 15:45:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 04/05/2022 18:30:00
Аналитическая база:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики (далее – КДРП) являются поручения Главы государства, озвученные в Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», и обозначенные в п.21 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года №847, в части расширения гражданского участия в отправлении правосудия и категорий дел, рассматриваемых судом с участием присяжных


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
 

Проблемы доверия гражданского общества к отправлению правосудия, в том числе по уголовным делам, существуют во многих странах.

     В Послании Главы государства народу Казахстана 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий»  отмечено, что  важный критерий правового государства – беспристрастное и справедливое правосудие. Суд должен быть состязательным, а судья – свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора. Укрепление доверия общества к судам должно стать приоритетной целью. Ее достижение возможно только совместными усилиями государства и самого судейского корпуса.

 В рамках исполнения поручений Главы государства, озвученных в Послании, с начала 2022 года внедрена трехзвенная система уголовного судопроизводства. Для недопущения    судебных ошибок усилена процедура предварительного рассмотрения ходатайств в кассационной инстанции (трое судей вместо одного). Одновременно для оптимизации судоустройства и исключения фактов оказания  давления на судей нивелирован институт внесения представления о пересмотре судебных актов Председателем Верховного Суда.

Принимаются иные законодательные меры к усилению состязательности сторон в уголовном процессе, предоставлению защите больших возможностей по доказыванию своей позиции.

Однако со стороны гражданского общества продолжает выражаться недовольство качеством отправления правосудия. Приговоры суда обсуждаются в риторике их чрезмерной мягкости (со стороны потерпевших) или, напротив, чрезмерной суровости (со стороны осужденных).

При этом, не учитывается специфика императивности уголовного законодательства, зачастую препятствующего судам принимать решения исходя из справедливости или судейского усмотрения.

Рецидив, факты осуждений, в том числе и условных, иногда влекут за собой назначение несоразмерно сурового наказания за преступление средней тяжести (к примеру, кражу имущества незначительной стоимости и т.д.)

Вместе  с тем, судья при вынесении приговора не вправе не применять нормы уголовного законодательства, обязательные к соблюдению.

Одним из институтов, которые способствуют повышению доверия к судам при рассмотрении уголовных дел - участие граждан в решении вопроса о виновности или невиновности обвиняемого, т.е. суд присяжных.

Расширение возможности использования суда присяжных будет способствовать укреплению принципа состязательности, исключению обвинительного уклона уголовного судопроизводства (например, устранению тенденции неполноты доказывания обвинительной стороны).

 

Право по своей природе связано с необходимостью следовать формально определенным и строго обязательным правилам по его реализации.

В этом нет пороков права, напротив, установленные требования к применению права делают его более сильным.

Однако в процессе реализации норм практика нередко сталкивается с конфликтными ситуациями либо из-за неверного истолкования смысла правовой нормы (люди склонны к ошибкам), либо умышленного ухода противоборствующих сторон от правильного применения требований закона. 

В своей практической деятельности юрист должен руководствоваться принципом: закон суров, но это закон.

 Однако законность и справедливость часто не совпадают, и когда между этими принципами возникают противоречия, суд не может во имя абстрактной справедливости пренебречь законностью.

Такие противоречия зачастую влекут недовольство качеством отправления правосудия.

      Таким образом, недоверие, возникающее в гражданском обществе к судам, связано не только с явно незаконными судебными актами, но и необходимостью порой исключать судейское усмотрение и руководствоваться только рамками закона, порой не позволяющими принять справедливое в общераспространенном понятии решение.

 

В Казахстане суд присяжных является постоянно развивающимся институтом.

С момента его учреждения в нашей стране - с 2007 по 2015 годы присяжные по желанию подсудимого могли участвовать только в рассмотрении дел, по которым виновному грозила смертная казнь или пожизненное лишение свободы (по УК 1997 года - 36 составов, по УК 2014 года – 51 состав).

В 2015 году в рамках исполнения Плана нации «100 конкретных шагов» Законом от 31 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» перечень дел, подлежащих рассмотрению с участием присяжных, расширен на 4 состава: статьи 125 (похищение человека), 128 (торговля людьми), 132 (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность), 135 (торговля несовершеннолетними), совершенные при отягчающих обстоятельствах.

Далее, Законом от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» приняты меры к дальнейшему расширению участия присяжных в уголовном процессе.

После вступления закона в силу с 1 января 2023 года присяжные будут в случае ходатайства об этом подсудимого рассматривать все дела об особо тяжких преступлениях.

На сегодняшний день с участием присяжных рассматриваются 14 составов, с 1 января 2023 года будет 30 составов.

Численное количество составов снизилось в связи с исключением смертной казни как вида наказания, и гуманизацией уголовного закона по отдельным категориям преступлений.

       Согласно статистическим данным, в 2020 году рассмотрено 42 дела с участием присяжных, в отношении 58 лиц.

     Осуждено 57 лиц, оправдано – 1.

     В 2021 году рассмотрено 59 дел в отношении 85 лиц. Из них осуждено 78, оправдано – 7 лиц.

     Усматривается необходимость дальнейшего расширения сферы участия присяжных и привлечения их к разбирательствам не только по особо тяжким, но и тяжким преступлениям.

      Особенно важно такое участие по делам, вынесение приговоров по которым зачастую вызывает общественный резонанс.

Рассмотрение указанных категорий дел с участием присяжных заседателей не позволит усомниться в объективном и справедливом исходе судебного разбирательства.

Для этого предлагается с 1 января 2024 года рассматривать с участием присяжных следующие виды тяжких преступлений:

- ч.2 ст.110 УК (истязание беременных, несовершеннолетних с применением пыток);

- ч. 2, 3 ст. 146 (пытки);

- ч. 2, 3, 4 ст. 188-1 (скотокрадство);

- ч. 3 ст. 293 (хулиганство с применением оружия);

- ч. 4, 6 ст. 337 (незаконная охота);

- ч. 2,3,4,5,6 ст.346 (управление ТС в состоянии алкогольного опьянения).

       Справочно: В 2020 году всего по вышеуказанным статьям поступило 944 уголовных дел, рассмотрено с вынесением приговора  717 дел (2,7% от общего количества рассмотренных дел с вынесением приговора). Осуждено – 996 лиц (3,3% от общего количества осужденных лиц).

       В 2021 году по вышеуказанным статьям поступило 801 уголовное дело, рассмотрено с вынесением приговора по 658 дел (2,6% от общего количества рассмотренных дел с вынесение приговора). Осуждено – 993 лиц (3,5% от общего количества осужденных лиц).

Для расширения участия присяжных требуется внесение соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс.

      В случае принятия поправок, с 1 января 2024 года с участием присяжных будет рассматриваться 44 состава.

       

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Видение разработчика

1. Увеличение категорий дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

Возможные положительные последствия: демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия, повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворенности  от результатов отправления правосудия.

Возможные негативные последствия: отсутствуют.


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

граждане, адвокатское сообщество, государственные органы, ученые-правоведы.

Все вышеперечисленные являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.

Консультации будут проводиться с гражданами, адвокатским сообществом, государственными органами, учеными-правоведами.


 

6. Способы уведомления целевых групп

пресс-релиз на сайте Верховного Суда и обсуждения на портале «Открытые НПА».


 

7. Способ публичного обсуждения

размещение КДРП и прилагающих к нему материалов на портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
 

Доверие населения к судам остается на невысоком уровне.

Несмотря на принимаемые меры к усилению состязательности сторон в уголовном процессе, предоставлению защите больших возможностей по доказыванию своей позиции со стороны гражданского общества продолжает выражаться недовольство качеством отправления правосудия.

 Приговоры суда обсуждаются в риторике их чрезмерной мягкости (со стороны потерпевших) или, напротив, чрезмерной суровости (со стороны осужденных).

При этом, не учитывается специфика императивности уголовного законодательства, зачастую препятствующего судам принимать решения исходя из справедливости или судейского усмотрения.

Анализ зарубежного законодательства, регулирующего участие присяжных в рассмотрении дел, показывает, что в основном присяжные привлекаются к судебному разбирательству по тяжким и особо тяжким преступлениям. Вместе с тем, в отдельных странах присяжными рассматриваются лишь отдельные категории дел (о свободе печати, посягающие на политические права и свободы) 

 

          РФ

До 2009 года суд присяжных рассматривал дела по 47 составам преступлений. В 2008-2013 годах произошло сокращение перечня составов преступлений.

С 2018 года присяжные могут привлекаться к рассмотрению дел по 25 составам преступлений (из них 1 средней тяжести, 5 тяжких, 19 особо тяжких):

- 105 «Убийство» (части первая и вторая),

- 126 «Похищение человека» (часть третья),

- 209 «Бандитизм»,

- 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (части первая – третья),

- ч.4 ст.210 «Организация преступного сообщества (преступной организации»),

- 2101-  «Занятие высшего положения в преступной иерархии»

- 227 «Пиратство»,

- ч.5 ст.228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств»,

- ч.4 ст.229.1 «Контрабанда наркотических средств…»,

- ст.277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»,

- ст.295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»,

- ст.317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»,

- ст.353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»,

- ст. 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»,

- ст. 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»,

- ст.356 «Применение запрещённых средств и методов ведения войны»,

-  ст.357 «Геноцид»

- ст.358 «Экоцид»,

- ст. 359 «Наемничество» (части первая и вторая),

- ст.360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой». 

 

Суд присяжных не рассматривает дела в отношении несовершеннолетних.

Кыргызская Республика (с 01.01.2025г.)

Бишкекский городской суд и областные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции дела с участием присяжных заседателей о 7 преступлениях  (относятся к категории особо тяжких).

- часть 2 статьи 122 УК - убийство

- статья 402 - преступления против мира

- статья 403 - преступления против человечности

- статья 404 - насильственное исчезновение

- статья 405 - геноцид

- статья 406 - производство, покупка, передача, накопление, применение или распространение оружия массового уничтожения

- часть 3 статьи 410 - нарушение законов и обычаев ведения войны в отношении лиц, пользующихся во время военных действий международной защитой

Австрия

В компетенцию австрийского суда присяжных входит рассмотрение уголовных дел о политических преступлениях (государственная измена, ст.242 УК), посягательство на высшие органы государства (ст.ст. 249-251 УК), вооруженные заговоры (ст.279 УК), а также по всем преступлениям, за которые по закону предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения либо свыше 10 лет лишения свободы.

 

Норвегия     

В Норвегии суд присяжных функционирует только в качестве суда апелляционной инстанции. Согласно статье 352 Уголовно-процессуального акта Норвегии, апелляционный суд должен включить в свой состав присяжных заседателей, если в апелляционной жалобе на приговор оспаривается оценка доказательств, подтверждающих виновность осужденного, либо оспаривается размер наказания, назначенного судом за совершение преступления, за которое полагается более 6 лет лишения свободы

Франция

По УПК Франции подсудность дел судом присяжных определяется в зависимости от тяжести совершенного лицом того или иного деяния следственным судьей. Так преступления, относящиеся к категории особо тяжких (по французской терминологии - бесчеловечные), подлежат рассмотрению судом присяжных.

Бельгия

К подсудности бельгийского суда присяжных относятся все преступления политического характера, а также преступления, совершаемые с помощью прессы либо нарушающие свободу прессы.

Кроме того, суд присяжных рассматривает дела о преступлениях с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет, а также все преступления, наказуемые лишением свободы сроком свыше 20 лет.

 Швеция

Суды присяжных рассматривают только дела о свободе печати, связанные с преступлениями (Параграф 1 главы 12 Акта о свободе печати)

      США

      Согласно решению Верховного Суда США 1968 г., если обвиняемому может быть назначено лишение свободы сроком более шести месяцев, то рассмотрение дела в суде присяжных является правом обвиняемого.

Предлагаются поправки в Уголовно-процессуальный кодекс по расширению категорий дел, рассматриваемых судами с участием присяжных заседателей
       

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
 

На сегодняшний день с участием присяжных рассматриваются 14 составов, с 1 января 2023 года будет 30 составов.

В результате принятия поправок судами с участием присяжных будет рассматриваться 44 состава тяжких и особо тяжких  преступлений 

Увеличение рассмотрения дел с участием присяжных на 10-15% ежегодно.

 

Демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия,  повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворения от результатов отправления правосудия.

Улучшение качества отправления правосудия.

Увеличение рассмотрения дел с участием присяжных на 10-15% ежегодно.

 

Демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия, повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворения от результатов отправления правосудия.

Улучшение качества отправления правосудия.

Увеличение рассмотрения дел с участием присяжных на 10-15% ежегодно.

 

Демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия, повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворения от результатов отправления правосудия.

Улучшение качества отправления правосудия.

Увеличение рассмотрения дел с участием присяжных на 10-15% ежегодно.

 

Демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия, повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворения от результатов отправления правосудия.

Улучшение качества отправления правосудия.

Увеличение рассмотрения дел с участием присяжных на 10-15% ежегодно.

 

Демократизация судебной системы, повышение уровня доверия к судам, участие гражданского общества в процедуре отправления правосудия, повышение правовой культуры и правового сознания общества, повышения уровня удовлетворения от результатов отправления правосудия.

Улучшение качества отправления правосудия.