Консультативный документ регуляторной политики к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан»
Краткое содержание: В реализацию послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: КДРП Дата создания: 16/04/2022 00:00:00 Публичное обсуждение до: 11/05/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/05/2022 09:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/05/2022 18:30:00
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики
Разработка консультативного документа регуляторной политики (далее – консультативный документ) обусловлена необходимостью реализации послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» (далее – Послание).
Выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Республики Казахстан отметил, что: «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.
В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.
В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане.
Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона.
Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.
Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан.»
Указанные инициативы, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, требуют разработки нового Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан», а также внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов.
Так, Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года № 847) предусмотрена разработка и внесение на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проекта Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» в срок до конца августа 2022 года (ответственные исполнители – Министерство юстиции, Конституционный Совет, Высший Судебный Совет, Верховный Суд, Генеральная Прокуратура и Уполномоченный по правам человека).
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование
№ | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
1 |
Граждане не имеют права напрямую обращаться в Конституционный Совет с жалобами о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих их конституционные права. |
Перечень субъектов обращения в Конституционный Совет строго определен в Конституции. В него входят только Президент Республики Казахстан, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента и Премьер-Министр. На практике они обращались в Конституционный Совет за проверкой конституционности принятых Парламентом законов до их подписания Главой государства. Действующие же законы и иные нормативные правовые акты могут быть проверены на соответствие Конституции в порядке статьи 78 Основного Закона, согласно которой суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Таким образом, гражданам было предоставлено только право косвенного, опосредованного обращения в Конституционный Совет через суды Республики. На практике такой механизм работал не совсем эффективно. Суды часто отказывали в удовлетворении таких ходатайств участников судебного процесса. Кроме того, в процессуальном законодательстве порядок рассмотрения таких просьб сторон четко не регламентирован. |
Низкая эффективность механизма опосредованного обращения граждан в Конституционный Совет через суды Республики. За последние годы суды редко обращались в Конституционный Совет. В период с 2010 по 2021 годы Конституционным Советом рассмотрено лишь 7 вопросов о конституционности действующих норм. |
2 | Необходимость повышения эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека и прокурорского надзора в сфере обеспечения режима законности. |
Уполномоченный по правам человека и прокуратура при осуществлении своих полномочий сталкиваются с правовыми нормами, ущемляющими права личности, пробелами и противоречиями действующего права. На их наличие могут указывать граждане и организации, обращающиеся с заявлениями или жалобами. Однако Уполномоченный по правам человека и Генеральный Прокурор не имеют полномочия по инициированию проверки конституционности действующих нормативных правовых актов. |
В соответствии с Законом «О прокуратуре» прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан. Вместе с тем, прокуратура осуществляет защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства; выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий. В свою очередь, задачами деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан является содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан, поощрению и продвижению прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, задачи как прокуратуры, так и Уполномоченного по правам человека неразрывно связаны с защитой прав и свобод человека и гражданина, в том числе вытекающих из Конституции. В этой связи, значимость рассматриваемого вопроса заключается в повышении эффективности защиты прав граждан. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы
1. Полагаем, что казахстанская модель конституционного контроля должна включать:
1) предварительный конституционный контроль законов, принятых Парламентом, до их подписания Главой государства, по обращениям Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента и Премьер-Министра;
2) последующий конституционный контроль действующих законов и иных правовых актов по обращениям Президента Республики Казахстан, Генерального Прокурора, Уполномоченного по правам человека, судов и граждан.
Трансформация Конституционного Совета в Конституционный Суд предполагает изменение модели квазисудебного конституционного контроля на судебный, с переосмыслением основных положений, касающихся порядка организации и деятельности нового органа.
Представляется, что предметом регулирования Конституционного закона о Конституционном Суде должны быть следующие вопросы:
- правовой статус Конституционного Суда, состав, порядок его формирования, правовое положение судей;
- компетенция Конституционного Суда и организационные формы ее осуществления;
- правовые основы конституционного судопроизводства, включающие его принципы, участники, их права и обязанности, формы и требования к обращению, порядок их подготовки к заседанию и рассмотрения Конституционным Судом;
- решения Конституционного Суда, их виды, юридическая сила, порядок опубликования и исполнения, их правовые последствия;
- вопросы организации и обеспечения деятельности Конституционного Суда и его аппарата;
- правопреемственность действующих полномочий Конституционного Совета, предусмотренных Конституцией и законодательными актами (передача в Конституционный Суд).
Положительные последствия:
Расширение доступа граждан к конституционному контролю;
обеспечение соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции Республики;
всемерное раскрытие созидательного потенциала Конституции в законодательстве и правоприменении, повышение качества действующего права;
усиление правозащитных инструментов Уполномоченного по правам человека и органов прокуратуры;
повышение уровня конституционно-правовой культуры общества и государственного аппарата, доверия граждан к государственным институтам.
Отрицательные последствия:
не прогнозируются.
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)
отсутствуют.
5. Целевые группы для публичного обсуждения
Граждане, общественные объединения, неправительственные организации, государственные органы и организации, Уполномоченный по правам человека, Республиканская коллегия адвокатов, Республиканская коллегия юридических консультантов, Казахстанский союз юристов, Союз судей Казахстана.
6. Способы уведомления целевых групп
публикация объявления на интернет – ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан, социальных сетях, а также адресная рассылка почтовой связью, нарочно или посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы.
7. Способ публичного обсуждения
Размещение консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.
8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования
№ | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
1 | Граждане не имеют права на обращение в Конституционный Совет с постановкой вопроса о проверке конституционности действующих законов и иных нормативных правовых актов |
В отчете Венецианской комиссии об индивидуальном доступе к конституционному правосудию указано, что сочетание конституционной жалобы граждан с предварительными запросами судов общей юрисдикции в конституционный суд является наиболее полным и эффективным с точки зрения защиты прав человека. Международные правозащитные структуры и большинство государств приоритет отдают внедрению конституционной жалобы граждан. В последнее время это сделано в Турции (2011), Венгрии (2012), Украине (2016), Литве (2019) и других странах. В пространстве СНГ Конституционные суды Азербайджана, Армении и России проверяют по жалобам на нарушение конституционных прав граждан конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. В 2014 году такой институт был внедрен в Таджикистане. В 2021 году в Узбекистане гражданам и юридическим лицам предоставлено право на обращение в Конституционный Суд. В 2021 году в Кыргызской Республике прошел референдум по вопросу о внесении изменений в Основной закон. Среди прочих поправок, в обновленной редакции Конституции страны восстановлен Конституционный суд (путем преобразования из Конституционной палаты Верховного Суда). Право на обращение в Конституционный суд Кыргызстана принадлежит также физическим или юридическим лицам, если они считают, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией. |
В Конституционном законе предлагается определить порядок и условия направления обращений граждан в Конституционный Суд. |
2 | Генеральный Прокурор, Уполномоченный по правам человека не имеют право на обращение в Конституционный Совет о проверке конституционности действующих законов и иных нормативных правовых актов. |
Венецианская комиссия рекомендует, чтобы «полномочия омбудсмена или защитника прав человека включали возможность обращения в конституционный суд страны за вынесением решений по вопросам, касающимся конституционности законов и норм, которые связаны с проблемами, затрагивающими права и свободы человека. Омбудсмен должен иметь возможность сделать это по собственной инициативе или на основании конкретной жалобы, направленной к нему». В Российской Федерации Уполномоченный по правам человека обладает правом на обращение в Конституционный Суд в интересах граждан и юридических лиц, по мнению которых, их права и свободы нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом и иным нормативным актом. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Республика Таджикистан Генеральный прокурор обладает правом обращения в Конституционный Суд: - о соответствии Конституции Республики Таджикистан законов, совместных правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президента Республики Таджикистан, Правительства Республики Таджикистан, Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан и не вступивших в законную силу международных договоров Таджикистана; - о соответствии Конституции Республики Таджикистан правовых актов министерств, государственных комитетов и иных органов государственного управления, местных органов государственной власти. Уполномоченный по правам человека Таджикистана обладает правом на обращение в Конституционный Суд по вопросам проверки соответствия Конституции Республики Таджикистан законов и других правовых актов, нарушающих конституционные права и свободы заявителя. Республика Кыргызстан Генеральный Прокурор и Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики наделены правом обращения в Конституционный Суд с представлением: - о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики также вправе обратиться с представлением в Конституционный Суд о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию. Генеральный Прокурор также наделен правом обращения в Конституционный Суд с представлением о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Республика Азербайджан Прокуратура, а также Уполномоченный по правам человека (в связи с правовыми актами, нарушающими права и свободы человека) вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом: 1) о соответствии законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти Конституции Азербайджанской Республики; 2) о соответствии указов Президента, постановлений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти законам; 3) о соответствии постановлений Кабинета Министров и нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти указам Президента Республики; 4) о соответствии в предусмотренных в законе случаях решений Верховного Суда Конституции и законам; 5) о соответствии не вступивших в силу межгосударственных договоров Конституции; о соответствии межправительственных договоров Конституции и законам. По запросам Прокуратуры Азербайджанской Республики Конституционный Суд дает толкование Конституции и законов, а также дела о разрешении споров, связанных с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями. Украина УПЧ обращается в КС с конституционным представлением о признании закона неконституционным, о даче толкования Конституции. |
В Конституционном законе будет урегулирован порядок рассмотрения обращений Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека |
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты
№ | Текущие показатели | Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона) | |||||
1 |
|
|
|
|
|
Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 10 |
- 4
- Министерство юстиции РК
- 1 0
- 665
- 2
- 0
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 04/05 - 15:43
Заключение ИЗПИ (во вложении) В соответствии с абзацем четвертым пункта 17 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо сформировать обоснование причин согласия либо несогласия не позднее 5 (пять) рабочих дней и разместить его на портале открытых НПА к данному заключению.
Прикреплённые файлы:     Заключение КДРП Констит суд 2022.pdf
05/05 - 12:13
Институту законодательства и правовой информации, равно как и другим заинтересованным государственным органам 19.04.2022 года № -3-/2539-И было направлено соответствующее уведомление о размещении МЮ РК консультативного документа регуляторной политики проекта Конституционного закона "О Конституционном Суде Республики Казахстан". Наряду с указанным уведомлением в адрес Института направлены также консультативные документы на русском и казахском языках.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 18/04 - 09:15
В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в Институт законодательства и правовой информации (ИЗПИ) уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.
03/05 - 18:19
Институту законодательства и правовой информации, равно как и другим заинтересованным государственным органам 19.04.2022 года № -3-/2539-И было направлено соответствующее уведомление о размещении МЮ РК консультативного документа регуляторной политики проекта Конституционного закона "О Конституционном Суде Республики Казахстан". Наряду с указанным уведомлением в адрес Института направлены также консультативные документы на русском и казахском языках.