Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 27/04/2022
Публичное обсуждение до: 20/05/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/05/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/05/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Разработка консультативного документа регуляторной политики (далее – консультативный документ) обусловлена необходимостью реализации послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» (далее – Послание).

Выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Республики Казахстан отметил, что: «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.

В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.

В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане.

Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона.

Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан.»

Указанные инициативы, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан и разработки нового Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан», также потребует внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов, включая Налоговый кодекс.

Так, Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года № 847) предусмотрена разработка и внесение на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проекта Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» в срок до конца августа 2022 года (ответственные исполнители – Министерство юстиции, Конституционный Совет, Высший Судебный Совет, Верховный Суд, Генеральная Прокуратура и Уполномоченный по правам человека).


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
1

Необходимость урегулирования порядка взимания государственной пошлины с подаваемых в Конституционный Суд жалоб.

В связи с созданием Конституционного Суда, который будет осуществлять конституционное судопроизводство, возникают вопросы в части порядка взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб и ее размера.

В свете новизны реализуемых политических реформ, действующий Налоговый кодекс не содержит соответствующих положений.

Глава государства в своем Послании обозначил необходимость трансформации действующего Конституционного Совета в Конституционный Суд.

Вместе с тем, поручено предоставить возможность обращения в Конституционный Суд также гражданам, Генеральному Прокурору и Уполномоченному по правам человека о соответствии нормативных правовых таков Конституции по вопросам, непосредственно затрагивающим конституционные права граждан.

Указанные реформы по совершенствованию правозащитной системы основаны на верховенстве прав и свобод граждан.

Так, трансформация Конституционного Совета в Конституционный Суд обеспечит строгое соблюдение положений Основного закона страны.

Самое главное – общество получит возможность в правовом порядке оспаривать те или иные нормативные правовые акты на предмет их соответствия положениям Основного закона, что расширит возможности для рядовых граждан по защите своих конституционных прав и интересов.

В качестве основания для обращения в Конституционный Суд будет выступать факт нарушения конституционных прав и свобод граждан.

То есть, вводится новый вид судопроизводства – конституционное судопроизводство, который будет осуществляться исключительно Конституционным Судом.

Так, глава 70 Налогового кодекса предусматривает общие положения в части взимания государственной пошлины, включая ставки государственной пошлины в судах.

В этой связи, регламентация порядка взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционной Суд является крайне важным для полноценного осуществления конституционного судопроизводства и обеспечения единообразной правоприменительной практики.

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Предлагается внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс, регулирующие порядок взимания государственной пошлины.

В частности, необходимо установить конкретный размер государственной пошлины и основания освобождения от ее уплаты.

 

Положительные последствия:

расширение доступа граждан к конституционному контролю;

четкая регламентация порядка взимания государственной пошлины и ее размера;

обеспечение соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции Республики;

всемерное раскрытие созидательного потенциала Конституции в законодательстве и правоприменении, повышение качества действующего права;

повышение уровня конституционно-правовой культуры общества и государственного аппарата, доверия граждан к государственным институтам.

 

Отрицательные последствия:

не прогнозируются.

 


 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

Граждане, общественные объединения, неправительственные организации, государственные органы и организации, Уполномоченный по правам человека, Республиканская коллегия адвокатов, Республиканская коллегия юридических консультантов, Казахстанский союз юристов, Союз судей Казахстана.


 

6. Способы уведомления целевых групп

публикация объявления на интернет – ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан, социальных сетях, а также адресная рассылка почтовой связью, нарочно или посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы.


 

7. Способ публичного обсуждения

Размещение консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытые НПА» для проведения публичного обсуждения.


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
1 Порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционный Суд не урегулирован действующим Налоговым кодексом.

В ряде зарубежных стран функционирует Конституционный Суд, который правомочен рассматривать жалобы граждан по вопросам нарушения их конституционных прав.

Следовательно, порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб предусмотрен в соответствующих законодательных актах.

 

Опыт Российской Федерации

Статья 333.23 Налогового кодекса РФ определяет размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Так, по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при направлении запроса или ходатайства - 6 750 рублей;

2) при направлении жалобы организацией - 6 750 рублей;

3) при направлении жалобы физическим лицом - 450 рублей.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.

В свою очередь, к примеру, от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождаются:

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи;

физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы.

 

Опыт Республики Армения

В соответствии с Законом «О государственной пошлине» для обращения в Конституционный Суд необходимо уплатить
30-тикратный размер базовой пошлины, а именно 30 000 драмов (приблизительно 29 тыс. тг.).

Плательщиками государственной пошлины в Республике Армения считаются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица.

 

Опыт Грузии

В соответствии с Законом «О государственной пошлине» по делам, рассматриваемым в Конституционном Суде Грузии, государственная пошлина взимается в следующих размерах:

а) с конституционного иска, внесенного физическим лицом, 10 лари (приблизительно 1 500 тг.)

б) с конституционного иска и конституционного представления, внесенных другими лицами, 55 лари.

При этом с конституционных представлений, вносимых общими судами в Конституционный Суд Грузии, государственная пошлина не взимается

Предлагается внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс, регулирующие порядок взимания государственной пошлины.

В частности, необходимо установить конкретный размер государственной пошлины и основания освобождения от ее уплаты.

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
1

Порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционный Суд не урегулирован действующим Налоговым кодексом.

 
Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 0

Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 1

 

Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 3

 

Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 5

 

Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 8

 

Общее количество поступивших в Конституционный Суд обращений граждан, Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 10

 

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 13/05 - 17:02

Заключение ИЗПИ (во вложении). В соответствии с абзацем четвертым пункта 17 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо сформировать обоснование причин согласия либо несогласия не позднее 5 (пять) рабочих дней и разместить его на портале открытых НПА к данному заключению.


Прикреплённые файлы:     Заключение КДРП налоги (в Портал НПА).pdf

16/05 - 10:00

Благодарим Вас за активное участие в данном проекте.

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 29/04 - 11:54

В соответствии с пунктом 16 Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства от 29 декабря 2016 года № 907, Вам необходимо направить в Институт законодательства и правовой информации (ИЗПИ) уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.

05/05 - 12:12

Институту законодательства и правовой информации, равно как и другим заинтересованным государственным органам 03.05.2022 года № -3-/2949-И было направлено соответствующее уведомление о размещении МЮ РК консультативного документа регуляторной политики проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)". Наряду с указанным уведомлением в адрес Института направлены также консультативные документы на русском и казахском языках.