Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 13/05/2022
Публичное обсуждение до: 03/06/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/06/2022 09:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/06/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» (далее – проект конституционного закона).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Разработка проекта конституционного закона обусловлена реализацией послания Главы государства от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» и Общенационального плана мероприятий по реализации Послания, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года №847.

Выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Республики Казахстан отметил, что: «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.

В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.

В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане.

Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона.

Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан», сказано в Послании.

Указанные инициативы, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, требуют разработки нового Конституционного закона
«О Конституционном Суде Республики Казахстан», а также внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов.

В этой связи в проекте Конституционного закона предлагается предусмотреть следующее.

1. Регламентация правового статуса, порядка формирования, статуса судей Конституционного Суда и гарантии их деятельности.

Конституционный Суд предлагается определить в качестве высшего органа судебной власти, обеспечивающего верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики.

При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд должен быть самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Он воздерживается от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов, и не может исходить из политических и иных мотивов.

При осуществлении своих полномочий Конституционный Суд будет руководствоваться Конституцией Республики и Конституционным законом о Конституционном Суде.

Согласно поправкам в Конституцию, выносимым на республиканский референдум, состав Конституционного Суда и порядок его назначения будут регламентированы в Конституции (статья 71 и другие).

Так, в проекте конституционного закона необходимо закрепить требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда. К их числу предлагается отнести наличие гражданства Республики, достижение возраста сорока лет, постоянное проживание на территории Республики, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет.

Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда будут являться должностными лицами государства, иметь высокий статус, который определяется Конституцией и Конституционным законом. Статус судьи Конституционного Суда должен обеспечивать его независимость и объективность при рассмотрении обращений. В этой связи, он несовместим с депутатским мандатом, членством в политической партии, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

В свою очередь, приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда должно осуществляться при наличии оснований, прямо предусмотренных в Конституционном законе.

Кроме того, обеспечение надлежащего осуществления возложенных на Конституционный Суд полномочий требует закрепления гарантий деятельности судей Конституционного Суда. В качестве таковых предлагается закрепить такие принципы как независимость, неприкосновенность, равенство прав судей Конституционного Суда. Кроме того, требуют регламентации вопросы материального и социального обеспечения судей Конституционного Суда.

 

2. Законодательное закрепление компетенции Конституционного Суда и организационные формы ее осуществления.

Согласно поправкам в Конституцию, выносимым на республиканский референдум, основные полномочия Конституционного Суда будут регламентированы в Конституции (статья 72 и др)

При этом конституционными реформами 2022 года Конституционному Суду предоставляются дополнительные полномочия:

Конституционный Суд по обращениям граждан будет рассматривать на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией. Порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд определяются конституционным законом.

Конституционный Суд по обращениям Генерального Прокурора Республики будет рассматривать вопросы, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 статьи 72 Конституции, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции Республики.

Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека будет рассматривать на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, Конституционный Суд по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно будет направлять Парламенту послание о состоянии конституционной законности в Республике.

Конституционный Суд реализует и иные полномочия, которые служат реализации его основных полномочий, обеспечивают соблюдение гарантий деятельности судей и решение других вопросов организации его деятельности. К ним относятся: утверждение Регламента Конституционного Суда; направление запросов в государственные органы и иные организации, привлечение экспертов, принятие обеспечительных мер (приостановление действия оспоренного правового акта и т.д.), приостановление полномочий судьи Конституционного Суда и другие.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает входящие в его полномочия вопросы в заседаниях Суда. Учитывая предполагаемое увеличение количества обращений, их рассмотрение будет осуществляться Конституционным Судом с участием всех судей или отдельными составами судей. Рассмотрение вопроса о принятии обращения к производству может осуществляться коллегией с участием не менее трех судей Конституционного Суда.

Конституционный Суд может проводить совещания по вопросам, непосредственно не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

От компетенции Конституционного Суда производны полномочия Председателя Конституционного Суда и его заместителя, которые также будут предусмотрены в Конституционном законе.

3. Законодательное регулирование порядка осуществления конституционного судопроизводства

Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Суда, будет осуществляться в порядке конституционного судопроизводства, установленного Конституцией, Конституционным законом и Регламентом Конституционного Совета.

Конституционное судопроизводство будет вестись в бумажном и (или) электронном форматах.

Большое значение имеет закрепление принципов конституционного судопроизводства, которые должны пронизывать его содержание. К таким основным началам предлагается отнести: верховенство Конституции Республики Казахстан; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств обращения; коллегиальность; гласность; состязательность и равноправие сторон; язык конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство, как и другие виды судопроизводства, может быть приостановлено или прекращено. Основания для принятия Конституционным Судом соответствующего решения будут предусмотрены в Конституционном законе.

Вместе с тем, самостоятельная глава Конституционного закона будет посвящена регламентации правового положения, прав и обязанностей субъектов конституционного судопроизводства. Их предлагается классифицировать на две группы: участники конституционного судопроизводства, а также лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения.

Участниками конституционного судопроизводства признаются стороны: лица и органы, по обращениям которых возбуждено конституционное судопроизводство; государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

Лицам и органам, привлекаемым при рассмотрении обращения, будут отнесены: государственные органы, организации и иные лица, мнения которых способствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению обращения; эксперт; специалист; переводчик.

В конституционном судопроизводстве будет возможность вести свои дела через представителей, которыми могут быть сотрудники государственных органов, законные представители и другие уполномоченные лица. Представителями при рассмотрении жалоб могут быть также адвокаты, юридические консультанты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Количество представителей не может превышать двух лиц.

Конституционное судопроизводство будет возбуждаться по инициативе субъектов, определенных в статье 72 Конституции. Документы, направляемые ими в Конституционный Суд, будут наименовываться:

1) обращения – исходящие от субъектов, указанных в пунктах 1, 4 и 5 статьи 72 Конституции;

2) представления судов в порядке статьи 78 Конституции;

3) жалобы, подаваемые в порядке пункта 3 статьи 72 Основного Закона.

Форма и содержание (реквизиты) всех видов обращений в Конституционный Суд будут определены в Конституционном законе.

В Конституционном законе будут определены порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд.

При этом самостоятельной стадией конституционного судопроизводства является рассмотрение обращений. В одноименной главе необходимо законодательно урегулировать вопросы процедуры принятия обращений к производству, подготовки материалов к заседанию Конституционного Суда, порядок его проведения, критерии проверки нормативных правовых актов, сроки вынесения решения, а также иные вопросы организационно-процессуального плана.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, поступающие в орган конституционного контроля обращения не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. В этой связи, предусматривается двухэтапное их рассмотрение. На первом этапе обращения рассматриваются Аппаратом Конституционного Суда с точки зрения их соответствия требованиям Конституции и Конституционного закона. В случае, если обращения явно не отвечают требованиям к их форме и содержанию, Аппарат Конституционного Суда направляет заявителю соответствующее уведомление. После устранения недостатков, указанных в уведомлении, лицо вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Обращения рассматриваются Аппаратом Конституционного Суда в соответствии с Конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда, положения Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан на данные правоотношения не распространяются.

Обращения, прошедшие первичный отбор, передаются Председателем Конституционного Суда одному или нескольким судьям для предварительного изучения, результаты которого докладываются в заседании Конституционного Суда.

Решение по вопросу о принятии обращения к конституционному судопроизводству принимается в заседании Конституционного Суда. В принятии обращения к конституционному судопроизводству отказывается, если:

1) обращение не соответствует установленным Конституционным законом форме и содержанию обращения или исходит от ненадлежащего субъекта;

2) предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Суда;

3) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Судом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Суда, при условии, что в последующем нормы Конституции или иных правовых актов, на основе которых было принято решение, не были изменены;

4) указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции;

5) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться на основании его обратной силы.

О принятом Конституционным Судом решении уведомляются стороны.

Кроме того, в Конституционном законе следует закрепить меры ответственности за неуважение к Конституционному Суду.

В свою очередь, однородные общественные отношения, составляющие предмет регулирования Конституционного закона, касаются решений Конституционного Суда, их видов, юридической силы, порядка принятия и исполнения, последствий, пересмотра. Регламентирующие данные вопросы правовые нормы будут систематизированы в отдельной главе.

Нормативные постановления и заключения Конституционного Суда будут вступать в силу со дня их принятия, являться общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и не подлежащими обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Судом.

Конституционный Суд будет определять порядок действия и исполнения принятого им итогового решения.

В третьем разделе Конституционного закона регламентируются вопросы финансирования органа, деятельность Аппарата, Научно-консультативного совета, международного сотрудничества, символов Суда. В Аппарате вводится специальная должность советника Конституционного Суда, в качестве которых предполагаются юристы высокого уровня. Они будут помогать судьям Конституционного Суда при подготовке обращений к рассмотрению на заседании. В Молдове их называют судьи-ассистенты, В Турции – докладчики, в Корее – судьи-докладчики. Они отбираются Конституционным Судом по установленному им порядку.

В целом, изучение международного опыта показало соответствие предлагаемых инициатив зарубежной практике.

Международный опыт

В отчете Венецианской комиссии об индивидуальном доступе к конституционному правосудию указано, что сочетание конституционной жалобы граждан с предварительными запросами судов общей юрисдикции в конституционный суд является наиболее полным и эффективным с точки зрения защиты прав человека.

Международные правозащитные структуры и большинство государств приоритет отдают внедрению конституционной жалобы граждан. В последнее время это сделано в Турции (2011), Венгрии (2012), Украине (2016), Литве (2019) и других странах.

В пространстве СНГ Конституционные суды Азербайджана, Армении и России проверяют по жалобам на нарушение конституционных прав граждан конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. В 2014 году такой институт был внедрен в Таджикистане.

В 2021 году в Узбекистане гражданам и юридическим лицам предоставлено право на обращение в Конституционный Суд.

В 2021 году в Кыргызской Республике прошел референдум по вопросу о внесении изменений в Основной закон. Среди прочих поправок, в обновленной редакции Конституции страны восстановлен Конституционный суд (путем преобразования из Конституционной палаты Верховного Суда).

Право на обращение в Конституционный суд Кыргызстана принадлежит также физическим или юридическим лицам, если они считают, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией.

Институт конституционной жалобы граждан предусмотрен и в конституционных изменениях Республики Беларусь, которые одобрены на референдуме в конце февраля 2022 года.

Кроме того, Венецианская комиссия рекомендует, чтобы «полномочия омбудсмена или защитника прав человека включали возможность обращения в конституционный суд страны за вынесением решений по вопросам, касающимся конституционности законов и норм, которые связаны с проблемами, затрагивающими права и свободы человека. Омбудсмен должен иметь возможность сделать это по собственной инициативе или на основании конкретной жалобы, направленной к нему».

В Российской Федерации Уполномоченный по правам человека обладает правом на обращение в Конституционный Суд в интересах граждан и юридических лиц, по мнению которых, их права и свободы нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом и иным нормативным актом. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. 

В Республике Азербайджан Прокуратура, а также Уполномоченный по правам человека (в связи с правовыми актами, нарушающими права и свободы человека) вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом:

1) о соответствии законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти Конституции Азербайджанской Республики;

2) о соответствии указов Президента, постановлений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти законам;

3) о соответствии постановлений Кабинета Министров и нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти указам Президента Республики;

4) о соответствии в предусмотренных в законе случаях решений Верховного Суда Конституции и законам;

5) о соответствии не вступивших в силу межгосударственных договоров Конституции; о соответствии межправительственных договоров Конституции и законам.

По запросам Прокуратуры Азербайджанской Республики Конституционный Суд дает толкование Конституции и законов, а также дела о разрешении споров, связанных с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями.


 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1 Образовать Конституционный Суд Республики Казахстан Поддерживают.
2 Предоставить гражданам право напрямую обращаться в Конституционный Суд с жалобами о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих их конституционные права. Поддерживают.
3 Предоставить Генеральному Прокурору и Уполномоченному по правам человека право обращаться в Конституционный Суд о проверке конституционности действующих законов и иных нормативных правовых актов. Поддерживают.

4. Цели принятия проекта закона

Проект Конституционного закона разрабатывается в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

В частности, цели принятия проекта Конституционного Закона заключаются в усилении правозащитных институтов, обеспечении строгого соблюдения положений Основного закона и расширении доступа граждан к конституционному контролю.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта Конституционного Закона являются общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью Конституционного Суда Республики Казахстан, а также с осуществлением конституционного контроля.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Проект Конституционного Закона состоит из трех разделов, девяти глав и семидесяти одной статьи:

Раздел 1. Конституционный Суд Республики Казахстан как высший орган судебной власти

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус Конституционного Суда Республики Казахстан

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде

Статья 3. Состав Конституционного Суда

Статья 4. Порядок формирования Конституционного Суда

Глава 2. Статус судей Конституционного Суда

Статья 5. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда как должностные лица государства

Статья 6. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда 

Статья 7. Срок полномочий судей Конституционного Суда

Статья 8. Присяга судей Конституционного Суда 

Статья 9. Удостоверения, нагрудный знак и мантия судей Конституционного Суда

Статья 10. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда

Статья 11. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда

Глава 3. Гарантии деятельности судей Конституционного Суда

Статья 12. Независимость судей Конституционного Суда

Статья 13. Неприкосновенность судей Конституционного Суда

Статья 14. Равенство прав судей Конституционного Суда

Статья 15.  Обеспечение безопасности судей Конституционного Суда

Статья 16. Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда 

Статья 17. Компенсации в случае получения увечья или гибели (смерти) судьи Конституционного Суда

Статья 18. Лишение судьи Конституционного Суда гарантий по материальному и социальному обеспечению

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда

Статья 20. Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда

Глава 4. Компетенция Конституционного Суда и организационные формы ее осуществления

Статья 21. Компетенция Конституционного Суда 

Статья 22. Иные полномочия Конституционного Суда

Статья 23. Заседания Конституционного Суда

Статья 24. Совещания Конституционного Суда 

Статья 25. Полномочия Председателя Конституционного Суда

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда

Раздел 2. Конституционное судопроизводство

Глава 5. Общие условия и принципы конституционного судопроизводства

Статья 27. Конституционное судопроизводство и его формат

Статья 28. Особенности электронного формата конституционного судопроизводства

Статья 29. Верховенство Конституции Республики Казахстан

Статья 30. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств обращения

Статья 31. Коллегиальность

Статья 32. Гласность

Статья 33. Состязательность и равноправие сторон

Статья 34. Язык конституционного судопроизводства

Статья 35. Приостановление конституционного судопроизводства

Статья 36. Прекращение конституционного судопроизводства

Статья 37. Протоколирование заседания Конституционного Суда

Статья 38. Судебные расходы

Глава 6. Государственные органы, должностные и иные лица, участвующие в конституционном судопроизводстве

Статья 39. Участники конституционного судопроизводства и иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения

Статья 40. Права и обязанности участников конституционного судопроизводства и иных лиц и органов, привлекаемых при рассмотрении обращения

Глава 7. Обращение в Конституционный Суд

Статья 41. Виды обращений в Конституционный Суд

Статья 42. Форма и содержание обращения в Конституционный Суд

Статья 43. Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина

Статья 44. Последствия обращения в Конституционный Суд

Глава 8. Рассмотрение обращений Конституционным Судом

Статья 45. Предварительное рассмотрение обращений аппаратом Конституционного Суда

Статья 46. Принятие или отказ в принятии обращения к конституционному судопроизводству

Статья 47. Порядок подготовки материалов для рассмотрения принятого к производству обращения на заседании Конституционного Суда

Статья 48. Пределы проверки

Статья 49. Порядок проведения заседания Конституционного Суда по рассмотрению принятого к производству обращения

Статья 50. Отложение заседания Конституционного Суда

Статья 51. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Судом

Статья 52. Меры ответственности за неуважение к Конституционному Суду

Глава 9. Решения Конституционного Суда

Статья 53. Виды решений Конституционного Суда

Статья 54. Формы решений Конституционного Суда

Статья 55. Итоговое решение Конституционного Суда по делам о проверке конституционности нормативных правовых актов 

Статья 56. Принятие решений Конституционным Судом

Статья 57. Особое мнение судьи Конституционного Суда

Статья 58. Дополнительное решение Конституционного Суда

Статья 59. Пересмотр решения Конституционного Суда

Статья 60. Содержание итогового решения Конституционного Суда

Статья 61. Юридическая сила решения Конституционного Суда

Статья 62. Последствия принятия Конституционным Судом итоговых решений

Статья 63. Введение в действие и исполнение решений Конституционного Суда

Статья 64. Направление и опубликование решений Конституционного Суда

Раздел 3. Иные вопросы деятельности Конституционного Суда

Статья 65. Финансирование деятельности Конституционного Суда

Статья 66. Аппарат Конституционного Суда

Статья 67. Советники Конституционного Суда

Статья 68. Научно-консультативный совет при Конституционном Суде

Статья 69. Международное сотрудничество Конституционного Суда 

Статья 70. Символы, официальное издание и печать Конституционного Суда

Статья 71. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие Конституционного закона создаст правовые основы для работы Конституционного Суда, реализации полномочий, возложенных на него Конституцией. В конечном итоге это будет способствовать развитию правовой системы в соответствии с Основным Законом, укреплению гарантий защиты конституционных прав граждан и режима законности в стране, повышению доверия населения к государственным институтам.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация проекта Конституционного Закона предполагает финансовые затраты. Соответствующие финансовые расчеты формируются.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Принятие проекта Конституционного Закона потребует последующего внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты:

  1. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан»;
  2. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»;
  3. Конституционный Закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592 «О республиканском референдуме»;
  4. Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан»;
  5. Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2733 «О Президенте Республики Казахстан»;
  6. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;
  7. Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 года № 258 «О государственных символах Республики Казахстан»;
  8. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV;
  9. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК;
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК;
  11. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК;
  12. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК;
  13. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
  14. Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»;
  15. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI;
  16. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2710 «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»;
  17. Закон Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года № 326-1 «О Национальном архивном фонде и архивах»;
  18. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан»;
  19. Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
  20. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК «О государственном аудите и финансовом контроле»;
  21. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»;
  22. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК «О государственной службе Республики Казахстан»;
  23. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах»;
  24. Закон Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года № 488-V ЗРК «Об арбитраже»;

Закон Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 77-VІI ЗРК «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы».


 

 

 

Комментарий

БАТЫГАЕВА ТАНЗИЛЯ

Проект Конституционного закона Республики Казахста... посмотреть текст 26/05 - 10:49

Предлагаю исключить п.2 и 3 статьи 7 Конституции Республики Казахстан, и изложить п.3 статьи 7 в следующей редакции: "Государство заботится о создании условий для изучения и развития казахского языка".

27/05 - 19:31

Добрый день! Благодарим за проявленный интерес к проекту концепции к проекту Конституционного закона ««О Конституционном Суде Республики Казахстан». К сожалению, поднимаемый Вами вопрос не является предметом проекта концепции данного законопроекта.

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (Член МВК)

1. Название проекта закона... посмотреть текст 02/06 - 15:11

Позиция НПП "Атамекен"


Прикреплённые файлы:     Бланк ЦА НПП (с номером).docx

03/06 - 15:43

Добрый день! Благодарим за Ваше обращение! Данное письмо поступило в Министерство юстиции официально посредством ИС Документолог. Официальный ответ Минюста будет направлен также посредством ИС Документолог.