Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 13/05/2022
Публичное обсуждение до: 03/06/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/06/2022 09:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/06/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект Конституционного закона Республики Казахстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» (далее – проект конституционного закона).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Разработка проекта конституционного закона обусловлена реализацией послания Главы государства от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» и Общенационального плана мероприятий по реализации Послания, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года №847.

Выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Республики Казахстан отметил, что: «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.

В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.

В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане.

Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона.

Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан.

В целом для повышения законности и системного усиления правозащитной деятельности считаю целесообразным принять отдельные конституционные законы о прокуратуре и об Уполномоченном по правам человека», сказано в Послании.

Указанные инициативы, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан, требуют разработки нового Конституционного закона
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», а также внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов.

Так, Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года № 847) предусмотрена разработка и внесение на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проекта Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» в срок до конца августа 2022 года.

Необходимо отметить, что разработанные поправки в Конституцию, выносимые на республиканский референдум, помимо прочего, предусматривают укрепление конституционного статуса Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан (далее – Уполномоченный). Нормами новой статьи 83-1 Конституции закреплены задачи его деятельности, гарантии независимости и неподотчетности при осуществлении полномочий каким-либо иным государственным органам и должностным лицам.

Для системного усиления правозащитной деятельности признано целесообразным поднять уровень законодательного регулирования и принять отдельный конституционный закон об Уполномоченном.

Действующий закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» предусматривает 23 статьи (4 главы). Закон раскрывает общие положения о деятельности Уполномоченного (цели, задачи, принципы и гарантии деятельности), порядок избрания и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию и порядок организации деятельности.

Необходимо отметить, что закон принят относительно недавно, 29 декабря 2021 года.

В этой связи, предлагается предусмотреть аналогичные положения в проекте конституционного закона. То есть, придание действующему закону статуса конституционного закона с сохранением основных положений.

Кроме того, в проекте конституционного закона необходимо предусмотреть соответствующие положения в части более детальной регламентации права Уполномоченного по обращению в Конституционный Суд по вопросам соответствия того или иного нормативного правового акта положениям Конституции.

Следует отметить, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий сталкивается с правовыми нормами, ущемляющими права личности, пробелами и противоречиями действующего права. На их наличие могут указывать граждане и организации, обращающиеся с заявлениями или жалобами. Однако Уполномоченный по правам человека не имеет компетенции по инициированию проверки конституционности действующих нормативных правовых актов.

В этой связи, предоставление таких полномочий повысит эффективность правозащитной деятельности и будет способствовать обеспечению соответствия нормативных правовых актов Конституции.

Международный опыт

Венецианская комиссия рекомендует, чтобы «полномочия омбудсмена или защитника прав человека включали возможность обращения в конституционный суд страны за вынесением решений по вопросам, касающимся конституционности законов и норм, которые связаны с проблемами, затрагивающими права и свободы человека. Омбудсмен должен иметь возможность сделать это по собственной инициативе или на основании конкретной жалобы, направленной к нему».

В Российской Федерации Уполномоченный по правам человека обладает правом на обращение в Конституционный Суд в интересах граждан и юридических лиц, по мнению которых, их права и свободы нарушаются примененными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом и иным нормативным актом. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. 

Республика Таджикистан

Уполномоченный по правам человека Таджикистана обладает правом на обращение в Конституционный Суд по вопросам проверки соответствия Конституции Республики Таджикистан законов и других правовых актов, нарушающих конституционные права и свободы заявителя.

Республика Кыргызстан

Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики наделен правом обращения в Конституционный Суд с представлением:

- о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов.

Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики также вправе обратиться с представлением в Конституционный Суд о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию.

Республика Азербайджан

Уполномоченный по правам человека (в связи с правовыми актами, нарушающими права и свободы человека) вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом:

1) о соответствии законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти Конституции Азербайджанской Республики;

2) о соответствии указов Президента, постановлений Кабинета Министров, нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти законам;

3) о соответствии постановлений Кабинета Министров и нормативных правовых актов центральных органов исполнительной власти указам Президента Республики;

4) о соответствии в предусмотренных в законе случаях решений Верховного Суда Конституции и законам;

5) о соответствии не вступивших в силу межгосударственных договоров Конституции; о соответствии межправительственных договоров Конституции и законам.


 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1 Придать действующему закону статус конституционного закона Поддерживают.
2 Предоставить Уполномоченному по правам человека право обращаться в Конституционный Суд о проверке конституционности действующих законов и иных нормативных правовых актов. Поддерживают.

4. Цели принятия проекта закона

Проект Конституционного закона разрабатывается в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

В частности, цели принятия проекта Конституционного Закона заключаются в усилении правозащитных институтов, укреплении конституционного статуса Уполномоченного и повышении эффективности защиты прав граждан.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта Конституционного Закона являются общественные отношения, связанные с деятельностью Уполномоченного и защитой прав и интересов граждан.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Проект Конституционного Закона состоит из пяти глав, двадцати трех статей:

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан

Статья 2. Принципы деятельности Уполномоченного

Статья 3. Гарантии деятельности Уполномоченного

Статья 4. Обязанности государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, организаций

Глава 2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 5. Порядок избрания Уполномоченного

Статья 6. Освобождение от должности Уполномоченного

Статья 7. Ограничения, связанные с деятельностью Уполномоченного

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 8. Компетенция Уполномоченного

Статья 9. Рассмотрение жалобы

Статья 10. Права Уполномоченного при рассмотрении жалобы

Статья 11. Особенности рассмотрения жалобы

Статья 12. Результаты рассмотрения жалобы

Статья 13. Обобщение итогов рассмотрения жалоб

Статья 14. Доклады Уполномоченного

Статья 15. Национальный превентивный механизм

Статья 16. Правовое просвещение в области прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие с общественными объединениями, экспертами и специалистами

Статья 17. Предложения по совершенствованию законодательства и заключению международных договоров

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ, ГОРОДЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, СТОЛИЦЕ, НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Статья 18. Представитель Уполномоченного в области, городе республиканского значения, столице

Статья 19. Национальный центр по правам человека

Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение

Статья 21. Консультативно-совещательные органы при Уполномоченном, а также его участие в консультативно-совещательных органах при государственных органах и организациях

Статья 22. Акты Уполномоченного и руководителя Национального центра

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие Конституционного закона создаст правовые основы для деятельности Уполномоченного и поспособствует укреплению гарантий защиты конституционных прав граждан, режима законности в стране, повышению доверия населения к государственным институтам.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация проекта Конституционного Закона не предполагает финансовые затраты.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Принятие проекта Конституционного Закона потребует последующего внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов.