Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 13/05/2022
Публичное обсуждение до: 03/06/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/06/2022 09:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/06/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее – законопроект).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Разработка проекта закона обусловлена реализацией послания Главы государства от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» и Общенационального плана мероприятий по реализации Послания, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 марта 2022 года №847.

Выступая на совместном заседании Палат Парламента, Президент Республики Казахстан отметил, что: «Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всей правовой системы страны. Но нередки случаи, когда сложно дать однозначный ответ, соответствуют ли ее положениям определенные законодательные акты или решения.

В Казахстане толкование различных правовых норм дает Конституционный совет. Однако граждане лишены возможности напрямую обращаться к нему за разъяснениями.

В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане.

Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона.

Учитывая эти обстоятельства, предлагаю учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Уверен, эти инициативы станут важным шагом в построении справедливого и правового государства, институционально усилят систему сдержек и противовесов, защиту конституционных прав граждан», сказано в Послании.

Указанные инициативы, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан и разработки нового Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан», также потребует внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов, включая Налоговый кодекс.

Так, в рамках разработанных поправок в Конституцию и разрабатываемого проекта Конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Казахстан» предполагается предоставить право гражданам напрямую обращаться в Конституционный Суд с жалобами о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих их конституционные права.

То есть, общество получит возможность в правовом порядке оспаривать те или иные нормативные правовые акты на предмет их соответствия положениям Основного закона, что расширит возможности для рядовых граждан по защите своих конституционных прав и интересов.

В качестве основания для обращения в Конституционный Суд будет выступать факт нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Тем самым, вводится новый вид судопроизводства – конституционное судопроизводство, которое будет осуществляться исключительно Конституционным Судом.

В свою очередь, глава 70 Налогового кодекса предусматривает общие положения в части взимания государственной пошлины, включая ставки государственной пошлины в судах.

Так, в целях полноценного осуществления конституционного судопроизводства, обеспечения должного фильтра и единообразной правоприменительной практики необходимо регламентировать порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционной Суд.

В этой связи, законопроектом предлагается внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс, регулирующие порядок взимания государственной пошлины.

В частности, необходимо установить конкретный размер государственной пошлины и основания освобождения от ее уплаты.

Кроме того, необходимо внести уточняющие поправки в части расширения объектов взимания государственной пошлины и оснований возврата уплаченных сумм государственной пошлины.

Международный опыт

В ряде зарубежных стран функционирует Конституционный Суд, который правомочен рассматривать жалобы граждан по вопросам нарушения их конституционных прав.

Следовательно, порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб предусмотрен в соответствующих законодательных актах.

К примеру, статья 333.23 Налогового кодекса Российской Федерации определяет размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Так, по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при направлении запроса или ходатайства - 6 750 рублей;

2) при направлении жалобы организацией - 6 750 рублей;

3) при направлении жалобы физическим лицом - 450 рублей.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.

В свою очередь, к примеру, от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождаются:

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи;

физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы.

Кроме того, в соответствии с Законом «О государственной пошлине» Республики Армения для обращения в Конституционный Суд необходимо уплатить

30-тикратный размер базовой пошлины, а именно 30 000 драмов (приблизительно 29 тыс. тг.).

Плательщиками государственной пошлины в Республике Армения считаются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица.

В соответствии с Законом «О государственной пошлине» Республики Грузия по делам, рассматриваемым в Конституционном Суде Грузии, государственная пошлина взимается в следующих размерах:

а) с конституционного иска, внесенного физическим лицом, 10 лари (приблизительно 1 500 тг.)

б) с конституционного иска и конституционного представления, внесенных другими лицами, 55 лари.

При этом с конституционных представлений, вносимых общими судами в Конституционный Суд Грузии, государственная пошлина не взимается.


 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1 Регламентировать порядок взимания государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционный Суд. (размер государственной пошлины и основания освобождения от ее уплаты) Поддерживают.
     

4. Цели принятия проекта закона

Законопроект разрабатывается в целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

В частности, цели принятия законопроекта заключаются в расширении доступа граждан к конституционному контролю, обеспечении полноценного осуществления конституционного судопроизводства, должного фильтра и единообразной правоприменительной практики.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с взиманием государственной пошлины с подаваемых жалоб в Конституционный Суд.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Проект закона состоит из двух статей.

Первая статья раскрывает вносимые изменения и дополнений в Налоговый кодекс, а вторая порядок их введения в действие.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие закона создаст правовые основы для расширения доступа граждан к конституционному контролю и четкой регламентации порядка взимания государственной пошлины и ее размера.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация проекта закона не предполагает финансовых затрат.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Принятие проекта закона не потребует последующего внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.


 

 

 

Комментарий

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы (Член МВК)

1. Название проекта закона... посмотреть текст 02/06 - 15:10

Позиция НПП "Атамекен"


Прикреплённые файлы:     Бланк ЦА НПП (с номером).docx

03/06 - 15:43

Добрый день! Благодарим за Ваше обращение! Данное письмо поступило в Министерство юстиции официально посредством ИС Документолог. Официальный ответ Минюста будет направлен также посредством ИС Документолог.