Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации централизованных торгов электрической энергией»

Краткое содержание:
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 20/05/2022
Публичное обсуждение до: 06/06/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации централизованных торгов электрической энергией»

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации централизованных торгов электрической энергией» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19892) следующее изменение:

Правила организации централизованных торгов электрической энергией, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридический службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Министр энергетики                                                            Б. Акчулаков

 

Приложение к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от «___» _________20__года               №___

 

Утверждены приказом

Министра энергетики

Республики Казахстан

от 24 февраля 2015 года №137

 

Правила организации централизованных торгов электрической энергией

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Правила организации централизованных торгов электрической энергией (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 39) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» (далее – Закон) и определяют порядок организации централизованных торгов электрической энергией.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) метод двустороннего аукциона – механизм проведения централизованных торгов электрической энергией, основанный на определении цены путем сопоставления ранжированных графиков спроса и предложения;

2) расчетная ведомость – документ, составляемый оператором рынка централизованной торговли по итогам централизованных торгов и направляемый в обслуживающий банк для осуществления взаиморасчетов по сделкам, заключенным на централизованных торгах;

3) минимизация количества пар – механизм, обеспечивающий сведение к минимуму количество заключенных пар «продавец-покупатель»;

4) клиринговая цена – цена электрической энергии для каждого часа операционных суток, определенная сопоставлением ранжированных графиков спроса и предложения, для расчетов купли-продажи электрической энергии по итогам спот-торгов в режиме «за день вперед»;

5) обслуживающий банк – банк, определенный оператором рынка централизованной торговли электрической энергией и осуществляющий финансовое урегулирование обязательств участников централизованных торгов, по заключенным на торгах сделкам;

6) цена сделки – цена на электрическую энергию, определенная в ходе торговой сессии на спот-торгах «в течение операционных суток» (цена, указанная в востребованной встречной заявке);

7) ранжированный график – упорядоченный список заявок участников торгов по заявленным в них ценам, а при равных ценах – по времени их поступления в торговую площадку;

8) список пар «продавец-покупатель» – документ, составляемый оператором рынка централизованной торговли электрической энергией, в котором формируются пары «продавец-покупатель»;

9) реестр заключенных на торгах сделок – документ, составляемый оператором рынка централизованной торговли, подтверждающий заключение сделок на спот-торгах и регистрацию сделок по централизованным торгам на среднесрочный и долгосрочный периоды;

10) участник торгов - субъект оптового рынка электрической энергии, заключившие договор участия на рынке централизованной торговли электрической энергией и прошедший регистрацию оператором рынка в торговой площадке;

11) лот торгов – ценовой диапазон, формируемый оператором рынка централизованной торговли в пределах отпускной цены электрической энергии от энергопроизводящей организации;

12) оператор торгов – ответственный работник субъекта оптового рынка электрической энергии, прошедший обучение у оператора рынка централизованной торговли электрической энергией по работе в электронной торговой площадке и имеющий доступ к паролям, правомочный вносить информацию, связанную с участием в торгах;

13) торговая сессия – процесс, в течение которого осуществляется подача заявок на участие в торгах, а также осуществляется определение цены, объемов купленной (проданной) электрической энергии и пар «продавец-покупатель» по результатам централизованных торгов;

14) обеспечение платежа – деньги участников централизованных торгов, размещаемые ими в обслуживающем банке до начала проведения спот-торгов в размере стоимости объемов электрической энергии подаваемой заявки, являющиеся обеспечением надлежащего исполнения заключенных сделок;

15) метод непрерывных встречных торгов – механизм проведения централизованной торговли электрической энергией, при котором поступающие заявки удовлетворяются за счет имеющихся встречных заявок;

16) торговая площадка – электронная система торговли, включающая в себя комплекс организационных, технических, программных компонентов, обеспечивающих проведение централизованных торгов электрической энергией и находящаяся в собственности администратора торговой площадки;

17) цена электрической энергии – цена на электрическую энергию, определенная в ходе централизованных торгов на среднесрочный, долгосрочный периоды;

18) рынок централизованной торговли электрической энергией – организованная торговая площадка для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

19) заявка на участие в централизованной торговле электрической энергией – официальное заявление (обращение) участника торгов на участие в централизованных торгах для покупки (продажи) электрической энергии с указанием цены, объема и срока поставок электрической энергии;

20) договор участия на рынке централизованной торговли электрической энергией – письменный договор, заключаемый между субъектом оптового рынка электрической энергии и оператором рынка централизованной торговли электрической энергией об участии в централизованной торговле электрической энергией;

21) график проведения централизованных торгов электрической энергией – расписание с указанием даты, времени проведения начала и окончания централизованных торгов электрической энергией;

22) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в области электроэнергетики;

23) администратор торговой площадки – организация, выступающая и определенная уполномоченным органом как оператор централизованной торговли до 2022 года, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которой принадлежат государству и аффилированным с ним лицам, осуществляющее централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергией, поддерживающая торговую площадку в постоянной готовности к проведению централизованных торгов электрической энергией;

24) субъекты оптового рынка электрической энергии – энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор (операторы) рынка централизованной торговли, расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии;

25) оператор рынка централизованной торговли - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергией;

26) отпускная цена электрической энергии от энергопроизводящей организации – сумма цены продажи электрической энергии энергопроизводящей организации, включенной в соответствующую группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, не превышающая ее предельного тарифа на электрическую энергию и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, определенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

27) промышленный комплекс – организация, являющаяся субъектом оптового рынка электрической энергии, имеющая в своем составе электрические станции, не являющиеся отдельными юридическими лицами, выработка электрической энергии которыми осуществляется с целью потребления предприятиями и объединениями, входящими в состав данной организации, а также реализации на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии;

28) реестр групп лиц – формируемый уполномоченным органом и размещаемый на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа перечень энергопроизводящих организаций и потребителей, входящих в одну группу лиц, при условии наличия контроля в соответствии с частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 9 Закона;

29) технологический минимум – сумма минимальных электрических мощностей генерирующих установок (при заданном уровне их тепловой нагрузки) энергопроизводящих организаций для работы в осенне-зимний период (в МВт);

30) группа лиц – энергопроизводящих организаций, являющиеся субъектами оптового рынка в виде группы лиц, согласно перечня входящие с ними в одну группу лиц при условии наличия контроля, определенного в соответствии с частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 9 Закона, а также согласно понятию, установленному Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

31) региональные узловые (локальные) торги – централизованные торги, проводимые для энергопроизводящих организаций, имеющих непосредственную технологическую связь с региональной электросетевой компанией и не имеющих прямого подключения к национальной электрической сети, субъектам оптового рынка и субъектам оптового рынка, без использования национальной электрической сети, имеющих договора на передачу электроэнергии с соответствующими региональными электросетевыми компаниями, в целях обеспечения потребности соответствующей региональной электрической сети;

32) электрическая энергия для собственных нужд электрической станции – электрическая энергия, представляющая из себя разность электрической мощности генерации и электрической мощности отпуска в сеть генерирующих установок электрической станции;

33) рабочее место оператора участника торгов – место, с которого осуществляется доступ субъекта оптового рынка в торговую площадку, в том числе в личный кабинет оператора участника централизованной торговли;

34) время отклика сервера – количественное выражение времени отклика между сервером электронной торговой площадки оператора централизованных торгов и рабочим местом оператора участника торгов, в секундах; (с программистами отработать)

35) личный кабинет – авторизированное цифровое рабочее место оператора участника централизованных торгов в торговой площадке, предоставленное администратором торговой площадки в виде специализированного доступа, который включает в себя логин и пароль;

36) личный кабинет оператора рынка централизованной торговли – аккредитованное авторизированное цифровое рабочее место в торговой площадке, предоставленное администратором торговой площадки в виде специализированного доступа в котором содержится инструментарий для работы в торговой площадке и персональная информация об операторе торгов.

Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

3. К централизованным торгам электрической энергией допускаются энергопроизводящая организация, состоящая в группе энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, утвержденных уполномоченным органом, покупатель электрической энергии, включая на оптовом рынке, энергопередающую, энергоснабжающую организацию, имеющий договор с единым закупщиком на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.

4. Условиями доступа на рынок централизованной торговли электрической энергией является:

1) заключение договора участия на рынке централизованной торговли электрической энергией;

2) регистрация участника торгов в электронной системе торговли оператора рынка централизованной торговли с заполнением заявления на регистрацию в электронной системе торговли и регистрационной карты участника торгов по формам, разработанным оператором рынка централизованной торговли;

3) выполнение требований, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

5. Договор участия на рынке централизованной торговли электрической энергией содержит:

1) предмет договора, виды оказываемых оператором рынка централизованной торговли услуг, сроки и порядок оплаты и прекращения оказания услуг в случае несвоевременной оплаты. Услуги оператора рынка централизованной торговли оплачиваются субъектами рынка по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетике и в сфере предпринимательства;

2) критерии и требования, предъявляемые к субъекту рынка для участия на централизованных торгах электрической энергией и допуску к торговой площадке;

3) методы проведения централизованных торгов, в том числе порядок регистрации сделок и уведомления участников торгов о результатах торгов;

4) порядок определения суммы обеспечения платежа, сроки оплаты электрической энергии, купленной участником торгов;

5) ответственность участников договора за нарушение условий договора.

6. Централизованные торги электрической энергией проводятся анонимно, дистанционно с использованием сети Интернет на интернет-ресурсе торговой площадки администратора торговой площадки.

7. Централизованные торги электрической энергией состоят из:

1) спот-торгов в режиме «за день вперед»;

2) спот-торгов «в течение операционных суток»;

3) торгов на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды.

9. Процедура проведения торгов включает в себя:

1) подачу участником торгов заявки на участие в централизованной торговле электрической энергией (далее – заявка);

2) расчет цен и формирование оператором рынка централизованной торговли списка пар «продавец-покупатель»;

3) составление оператором рынка централизованной торговли списка пар «продавец-покупатель» и включение его в реестр заключенных на торгах сделок;

4) уведомление участников торгов о результатах состоявшихся торгов.

10.    Для участия в централизованных торгах электрической энергией участником выполняются следующие требования:

1) обеспечение рабочим местом оператора торгов техническими и программными средствами, позволяющими работать с базой данных торговой площадки;

2) предоставление оператору рынка централизованной торговли списка уполномоченных лиц – операторов торгов, прошедших инструктаж у оператора рынка централизованной торговли для работы в торговой площадке;

3) заключение договоров в области электроэнергетики, предусмотренные для субъектов оптового рынка электрической энергии.

Для участия в спот-торгах субъектом рынка открывается в обслуживающем банке банковский счет и вносится обеспечение платежа на покупку электрической энергии.

 

Глава 1-1. Порядок расчета фактического объема электрической энергии, подлежащего обязательной продаже через централизованные торги

 

10-1. Доля электрической энергии, подлежащая обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, определяется  в соотвтетствии с подпунктом 2) пункта 3-1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике».

10-2. Энергопроизводящие организации, за исключением энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, обязаны осуществлять реализацию электрической энергии на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды на рынке централизованной торговли электрической энергией в соответствии с приказом уполномоченного органа. При этом объем реализуемой электрической энергии определяется согласно утвержденной производственной программы энергопроизводящей организации, за исключением объема электрической энергии, используемой энергопроизводящими организациями для собственных нужд, и (или) реализуемые потребителям, входящим с ними в одну группу лиц.

10-3. Энергопроизводящие организации (теплоэлектроцентрали - ТЭЦ) во время работы в отопительный период по соответствующему тепловому графику и выработке электрической энергии в рамках технологического минимума могут осуществлять продажу электрической энергии через централизованные торги меньшего объема, установленного уполномоченным органом.

При этом доля продажи энергопроизводящими организациями (теплоэлектроцентрали - ТЭЦ) электрической энергии через централизованные торги по итогам соответствующего календарного года должна соответствовать доле, установленной уполномоченным органом.

10-4. Для определения планового объема электрической энергии подлежащей реализации на централизованных торгах энергопроизводящие организации ежегодно в третьем квартале предоставляют уполномоченному органу планируемые на предстоящий год объемы производства электрической энергии в виде отчета в информационной системе и/или на бумажном носителе, согласно приложению 1 настоящих Правил.

10-5. Объемы электрической энергии на предстоящий год, подлежащие обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, утверждаются ежегодно в четвертом квартале текущего года в установленном порядке.   

10-6. Для энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию потребителям, входящим с ними в одну группу лиц, объем электрической энергии, подлежащий обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, рассчитывается исходя из доли, определенной уполномоченным органом, и объема реализованной электрической энергии за вычетом электрической энергии, реализованной потребителям, входящим с ними в одну группу лиц.

При этом потребителем признается юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных нужд без дальнейшей продажи.

Энергопроизводящие организации, реализующие электрическую энергию потребителям, входящим с ними в одну группу лиц, ежегодно в третьем квартале предоставляют уполномоченному органу отчет в информационную систему и/или на бумажном носителе, согласно приложению 2 настоящих Правил, о планируемых объемах производства электрической энергии на предстоящий год и об объемах потребления электрической энергии потребителями входящим с ними в одну группу лиц.

Для энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию потребителям, входящим с ними в одну группу лиц, объем электрической энергии, подлежащий обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, рассчитывается исходя из доли, определенной уполномоченным органом в установленном порядке, и объема реализованной электрической энергии за вычетом электрической энергии, реализованной потребителям, входящим с ними в одну группу лиц.

В случае, если по итогам торгов энергопроизводящей организацией не реализован объем, указанный в 11 пункте настоящих Правил, энергопроизводящая организация вправе реализовать такой объем вне централизованных торгов

10-7. В случае участия энергопроизводящих организаций, не имеющих прямого подключения к национальной электрической сети, участник централизованных торгов (покупатель) несет расходы за транзит электрической энергии по региональным электрическим сетям. 

 

Глава 2. Порядок организации централизованных торгов электрической энергией

Параграф 1. Функции оператора рынка централизованной торговли

11. На основе документа, подтверждающего статус оператора рынка централизованной торговли, выданного уполномоченным органом, в целях осуществления организации централизованной торговли электрической энергией оператор рынка централизованной торговли осуществляет один или несколько видов деятельности:

1) осуществляет организацию и проведение спот-торгов;

2) осуществляет организацию и проведение централизованной торговли электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды, а также централизованных торгов электрической мощностью на один год;

3) обеспечивает равные условия доступа субъектов оптового рынка электрической энергии на рынок централизованной торговли электрической энергией;

4) определяет соответствие субъектов оптового рынка электрической энергии требованиям, установленным правилами централизованной торговли электрической энергией;

5) осуществляет регистрацию и учет заключенных сделок по купле-продаже электрической энергии на централизованных торгах электрической энергией;

6) обеспечивает в пределах своей компетенции субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах, и другой рыночной информацией;

7) организует и проводит финансовые взаиморасчеты по сделкам, заключенным на спот-торгах.

10) разрабатывает и внедряет централизованную систему гарантирования и взаиморасчетов за купленную (проданную) электрическую энергию на рынке централизованной торговли электрической энергией с целью минимизации коммерческих рисков субъектов рынка на спот-торгах;

12) информирует участников торгов о предстоящих торгах путем размещения информации на интернет - ресурсе электронной торговой площадки не менее чем за три рабочих дня до начала торгов;

13) проводит инструктаж операторов торгов по работе в электронной торговой площадке;

14) взаимодействует с обслуживающим банком и участниками торгов по вопросам проведения централизованных торгов и взаиморасчетов;

15) оказывает содействие всем субъектам рынка в оперативном заключении договоров купли-продажи электрической энергии;

16) взаимодействует с системным оператором по вопросам, связанным с организацией и проведением централизованных торгов электрической энергией;

17) осуществляет мониторинг исполнения заключенных на централизованных торгах сделках;

18) представляет информацию о фактических объемах производства-потребления электрической энергии на рынке централизованной торговли для участников электронной торговой площадки по данным фактического баланса, представляемого системным оператором;

19) взаимодействует с администратором торговой площадки, связанным с организацией и проведением централизованных торгов электрической энергией;

20) вносит в торговую площадку ценовой диапазон, формируемый оператором рынка централизованной торговли в пределах установленных предельных тарифов на электрическую энергию по группам энергопроизводящих организаций и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, на дату действия.

В случае изменения предельных тарифов энергопроизводящих организаций Оператор рынка централизованной торговли обеспечивает в течение 2 (двух) рабочих дней со дня утверждения уполномоченным органом внесение ценового диапазона в торговую площадку Оператора, обеспечивая соответствующий период действия предельных тарифов.

12. Оператор рынка централизованной торговли осуществляет регистрацию в реестре сделок пары «продавец-покупатель», заключенных в ходе проведения централизованных торгов электрической энергией, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики, сфере предпринимательства и гражданского законодательства.

13. В случаях функционирования единой энергосистемы Республики Казахстан раздельно по зонам энергосистемы, оператор рынка централизованной торговли проводит централизованные торги раздельно для каждой зоны энергосистемы. Проведение централизованных торгов раздельно по зонам единой энергосистемы Республики Казахстан осуществляются оператором рынка централизованной торговли в соответствие с настоящими Правилами.

Параграф 1-1. Торговая площадка

14-1. Администратор торговой площадки обеспечивает соответствующие меры по поддерживанию работы торговой площадки в безопасном и рабочем режиме согласно внутренним документам.

14-2. Администратор торговой площадки взаимодействует со всеми субъектами оптового рынка централизованных торгов.

14-3. Для работы в торговой площадке между администратором торговой площадки и оператором рынка централизованных торгов заключается соответствующее соглашение, согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан.

14-4. Операторы рынка централизованных торгов несут полную ответственность организуемым им торгам на торговой площадке, согласно законодательству Республики Казахстан.

14-5. Для администрирования оператором рынка централизованных торгов торговых сессий в торговой площадке администратором торговой площадки создается личный кабинет оператора рынка централизованных торгов. Участники централизованных торгов оплачивают администратору торговой площадки услуги по обеспечению готовности торговой системы к проведению централизованных торгов.

14-6. В случаях функционирования единой энергосистемы Республики Казахстан раздельно по зонам энергосистемы, проведения централизованных торгов осуществляется раздельно для каждой зоны энергосистемы в соответствие с настоящими Правилами.

14-7. Администратор торговой площадки формирует и утверждает график проведения централизованных торгов электрической энергией.

14-8. Оператор рынка централизованной торговли публикует на интернет-ресурсе график проведения централизованных торгов электрической энергией.

14-9. Администратор торговой площадки разрабатывает методические указания по организации и проведению централизованных торгов электрической энергией.

Параграф 2. Порядок подачи заявок на рынке централизованной торговли электрической энергии

15. Участники торгов подают заявки на продажу (покупку) электрической энергии. Подача заявок производится с момента открытия торговой сессии и до окончания времени приема заявок.

16. Подача заявок участником торгов осуществляется с использованием сети Интернет.

17. Заявки участника торгов, подаваемые с использованием сети Интернет, формируются участником торгов самостоятельно.

18. Участник торгов по своему усмотрению до окончания времени приема заявок изменяет ранее поданную заявку или аннулирует ее путем подачи новой заявки.

19. Электрическая энергия, заявляемая на продажу, свободна от других договорных обязательств.

20. Электрическая энергия, предназначенная для экспортных (импортных) операций, подлежит таможенному оформлению участником торгов в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

21. В заявке содержатся следующие основные сведения:

1) наименование участника торгов;

2) вид заявки (на покупку или продажу);

3) цена электрической энергии без учета налога на добавленную стоимость (далее – НДС);

4) период поставки (потребления) электрической энергии (год, квартал, месяц, неделя, сутки, часы суток) с указанием сроков начала и окончания поставки;

5) почасовой объем электрической энергии, заявляемый на покупку (продажу);

6) суммарный объем электрической энергии, заявляемый на покупку (продажу);

7) фамилия и инициалы руководителя или ответственного лица, подписавшего заявку;

8) объем электрической энергии, заявляемый участником торгов на покупку или продажу составляющий не менее одной тысячи киловатт часов и кратен одной тысяче киловатт часов, за исключением случаев, предусмотренных Правилами организации и функционирования оптового рынка электрической энергии.

Параграф 3. Организация и проведение спот-торгов в режиме «за день вперед»

21-1. Организацию и проведение спот-торгов в режиме «за день вперед» осуществляет оператор централизованной торговли электрической энергией, определенный уполномоченным органом до 2022 г.

22. Энергопроизводящая организация реализует электроэнергию на спот-торгах по тарифу, превышающему отпускную цену электрической энергии от энергопроизводящей организации в объеме не более 10% от объема вырабатываемой ими электроэнергии за календарный месяц.

23. Спот-торги в режиме «за день вперед» проводятся методом двустороннего аукциона.

24. Из заявок участников торгов на покупку и продажу электрической энергии в режиме «за день вперед» оператор рынка централизованной торговли составляет ранжированные графики спроса и предложения электрической энергии:

1) заявки на покупку ранжируются в порядке убывания указанных в заявках цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в электронную систему торговли;

2) заявки на продажу ранжируются в порядке возрастания указанных в заявках цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в электронную систему торговли.

25. Определение оператором рынка централизованной торговли клиринговой цены на каждый час операционных суток производится сопоставлением ранжированных графиков спроса и предложения.

26. В случае, если последняя востребованная заявка на продажу или покупку электрической энергии содержит условие о минимально допустимом часовом объеме продажи электрической энергии и это условие не выполняется при имеющемся спросе (предложении), то такая заявка на продажу (покупку) заменяется следующей в очереди заявкой на продажу (покупку).

27. После расчета клиринговой цены на каждый час операционных суток оператор рынка централизованной торговли определяет объем покупок (продаж) электрической энергии и список участников торгов, чьи заявки вошли в этот объем (полностью или частично). К ним относятся продавцы, заявившие цену на продажу ниже клиринговой цены или равную ей, и покупатели, заявившие цену на покупку выше клиринговой цены или равную ей. На основании расчетов клиринговой цены, определения объема покупок (продаж) и списка участников торгов, чьи заявки вошли в этот объем, оператор рынка централизованной торговли формирует для осуществления взаиморасчетов между участниками торгов список пар «продавец-покупатель» исходя из принципа «минимизации количества пар».

28. В случае выявления на этапе планирования режимов производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана перегрузок (технических ограничений) на отдельных участках Национальной электрической сети, централизованные торги проводятся в пределах зарезервированной субъектам рынка пропускной способности перегружаемого сечения.

29. По окончании торговой сессии оператор рынка централизованной торговли передает на согласование системному оператору список пар «продавец-покупатель» с указанием точек учета приема (отпуска) электрической энергии на согласование объемов поставки (потребления) электрической энергии.

30. Сделка считается заключенной с момента подтверждения ее реализации системным оператором. Сформированные на централизованных торгах электрической энергией пары «продавец-покупатель» регистрируются оператором рынка централизованной торговли в реестре заключенных на торгах сделок.

31. Оператор рынка централизованной торговли в течение трех рабочих дней после получения от системного оператора утвержденного суточного графика с включенными в него объемами купленной/проданной на централизованных торгах электрической энергии, направляет в обслуживающий банк расчетную ведомость с указанием ссылки о проведении взаиморасчетов между участниками торгов по заключенным ими на торгах сделках.

32. Все включенные по итогам централизованных торгов в утвержденный суточный график объемы поставки и потребления электрической энергии фиксируются оператором рынка централизованной торговли, как проданные и купленные участниками торгов.

33. Торги объявляются несостоявшимися, в случаях, если:

1) системный оператор не согласовал объемы покупок (продаж) электрической энергии по результатам торгов в порядке, установленном в соответствии с Правилами оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12562);

2) отсутствуют заявки на покупку (продажу) электрической энергии;

3) на торгах участвуют менее 3 участников торгов;

4) ранжированные графики спроса и предложения не пересекаются и ни одна из заявок на покупку графика спроса не содержит цену большую, чем цена любой из заявок на продажу графика предложения.

34. О результатах торгов оператор рынка централизованной торговли уведомляет участников торгов до 18-00 часов времени Нур-Султана.

Параграф 4. Организация и проведение спот-торгов «в течение операционных суток»

35. Торги «в течение операционных суток» проводятся по методу непрерывных встречных торгов.

36. Заявки на участие в торгах в течение операционных суток принимаются на операционные сутки с момента открытия торговой сессии. Участники торгов осуществляют подачу заявок на участие в торгах в течение операционных суток на все часы утвержденного суточного графика производства-потребления электрической энергии.

37. Все принятые заявки сводятся в очереди неудовлетворенных заявок на продажу и на покупку:

1) заявки на покупку ранжируются в порядке убывания указанных в них цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в электронную систему торговли;

2) заявки на продажу ранжируются в порядке возрастания указанных в них цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в электронную систему торговли.

38. Вновь поступившая заявка на продажу электрической энергии удовлетворяется за счет имеющихся заявок на покупку, в которых цены покупки выше или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на покупку, содержащей наивысшую цену. Данный процесс продолжается либо до полного удовлетворения данной заявки на продажу, либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на покупку.

39. Вновь поступившая заявка на покупку электрической энергии удовлетворяется за счет имеющихся заявок на продажу, в которых цены продажи ниже или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на продажу, содержащей самую низкую цену. Данный процесс продолжается либо до полного удовлетворения данной заявки на покупку, либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на продажу.

На основании вновь поступившей заявки определяется список пар «продавец-покупатель» в зависимости от числа востребованных встречных заявок на покупку (продажу). Сделки совершаются по ценам, указанным в востребованных встречных заявках.

40. Полностью удовлетворенные заявки на покупку (продажу) электрической энергии в дальнейшем в торгах не участвуют. Частично удовлетворенные заявки продолжают участвовать в торгах в части неудовлетворенных объемов на покупку (продажу) электрической энергии.

41. Полностью удовлетворенные заявки направляются системному оператору с указанием точки приема (отпуска) электрической энергии на согласование объемов поставки (потребления) электрической энергии не позднее, чем за два часа до операционного часа физической поставки электрической энергии.

42. Список пар «продавец-покупатель» направляется системному оператору с указанием точки приема (отпуска) электрической энергии на согласование объемов поставки (потребления) электрической энергии не позднее, чем за два часа до операционного часа физической поставки электрической энергии.

43. Системный оператор проверяет техническую реализуемость итогов спот-торгов «в течение операционных суток». В случае наличия технических ограничений (полностью или отдельно по часам), системный оператор уведомляет оператора рынка централизованной торговли с указанием причин по каждому операционному часу.

44. Сделка считается заключенной с момента подтверждения ее реализации системным оператором. Сформированные на централизованных торгах электрической энергией пары «продавец-покупатель» регистрируются оператором рынка централизованной торговли в реестре заключенных на торгах сделок.

45. Оператор рынка централизованной торговли в течение трех рабочих дней после получения от системного оператора подтверждения о включении в суточный график объемов купленной (проданной) на централизованных торгах электрической энергии направляет в банк расчетную ведомость для проведения взаиморасчетов между участниками торгов по заключенным ими на торгах сделкам путем списания банком в без акцептном порядке со счета покупателя суммы за приобретенную им на централизованных торгах электрическую энергию.

46. Сделка между участниками торгов не заключается, в случае несогласования системным оператором объемов поставки (потребления) электрической энергии, о чем оператор рынка централизованной торговли в течение одного часа уведомляет участников торгов с момента получения информации от системного оператора.

Параграф 5. Организация и проведение торгов электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды

46-1. Энергопроизводящая организация реализует электроэнергию на централизованных торгах на среднесрочный и долгосрочный периоды, по цене не превышающей величину установленного предельного тарифа на электрическую энергию по группам энергопроизводящих организаций и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, за исключением объемов электрической энергии, подлежащих обязательной продаже через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом ценовых ограничений, установленных уполномоченным органом.

47. Централизованные торги электрической энергией на среднесрочный и долгосрочный периоды проводятся методом непрерывных встречных торгов.

48. Администратор торговой системы рынка централизованной торговли формирует лоты торгов.

49. Заявки энергопроизводящих организаций на продажу не могут превышать величину отпускного тарифа на электрическую энергию, установленного уполномоченным органом для данной группы энергопроизводящих организаций, более чем на 20%.

50. Администратор торговой площадки проводит централизованные торги электрической энергией сроком на год, на квартал, на месяц, на неделю, по виду электрической энергии - поставка электрической энергии для покрытия базовой нагрузки по ровному графику (далее – базовая электроэнергия) на все дни недели.

50-1. Администратор торговой системы проводит общие централизованные торги электрической энергией для всей ЕЭС РК, отдельно для каждой зоны ЕЭС РК или общие торги для двух зон ЕЭС РК, а также централизованные торги электрической энергией отдельно по регионам в соответствии с графиком проведения централизованных торгов электрической энергией.

При участии в централизованных торгах электрической энергией проводимых для ЕЭС РК или для отдельных зон ЕЭС РК энергопроиводящие организации электрической энергии выставляют заявки на продажу на границе национальной электрической сети. При этом тариф за передачу электрической энергии по национальным электрическим сетям оплачивает покупатель электрической энергии.

При участии в централизованных торгах электрической энергией проводимых для региона, энергопроиводящие организации электрической энергии выставляют заявки на продажу на шинах энергопроиводящей организации. При этом тариф за передачу электрической энергии по электрическим сетям регионального уровня и по национальным электрическим сетям оплачивает покупатель электрической энергии.

50-2. Проведение торгов может быть отменено Администратором торговой площадки в случае наступления следующих обстоятельств, препятствующих функционированию торговой площадки:

1) технические неполадки на серверном оборудовании или сбои в электронной торговой площадке, приведшие к неработоспособности электронной торговой площадки;

2) технические неполадки оборудования или каналов связи сети Интернет, приведшие к невозможности доступа к электронной торговой площадки;

3) длительный (более 2 часов) перерыв в электроснабжении торгового зала и (или) серверного оборудования электронной торговой площадки;

4) запрет на проведение торгов со стороны органов государственной власти и управления;

5) непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение и т.п.).

При невозможности проведения торгов по причинам, перечисленным в пункте 50-2 настоящих Правил, администратор торговой площадки оперативно информирует операторов рынка централизованной торговли и участников торгов о решении об отмене проведения торгов.

В случае наступления обстоятельств, указанных в  50-2 настоящих Правил сроки проведения торгов могут быть перенесены, о чем администратор торговой площадки сообщает операторам рынка централизованной торговли и участникам торгов путем размещения соответствующей информации на интернет-ресурсе администратора торговой площадки.

Параграф 5-1. Организация и проведение торгов электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды для ЕЭС РК или для отдельных зон ЕЭС РК

51. Процедура проведения торговой сессии включает в себя следующие этапы:

1) открытие администратором торговой системы торговой сессии;

2) прием заявок от участников торгов на покупку осуществляется после открытия торговой сессии;

3) прием заявок от участников торгов на продажу осуществляется после окончания времени приема заявок на покупку;

4) расчет цен электрической энергии и формирование пар «продавец-покупатель»;

5) закрытие администратором торговой системы торговой сессии и подведение итогов торгов.

Сроки и время проведения торговой сессии регламентируются внутренними документами Администратора торговой площадки.

52. Принятые заявки участников торгов/операторов рынка централизованной торговли на покупку распределяются по лотам торгов и ранжируются в порядке очередности их поступления в электронную торговую площадку. Участники торгов/операторы рынка централизованной торговли, не осуществившие подачу заявок на покупку в соответствие с интервалом, определенным администратором торговой площадки, не допускаются к расчету цен электрической энергии и формированию пар «продавец-покупатель».

53. До окончания времени приема заявок на покупку участники торгов/операторы рынка централизованной торговли могут удалить или изменить ранее поданную заявку путем подачи новой заявки. После окончания времени приема заявок на покупку участники торгов/операторы рынка централизованной торговли могут изменить только цену ранее поданной заявки, при этом объем заявки изменению не подлежит.

54. Формирование пар «продавец-покупатель» и расчет цен электрической энергии производится после поступления в электронную торговую площадку заявок на продажу.

55. Если в момент поступления в электронную торговую площадку заявок на продажу отсутствуют заявки на покупку по всем лотам торгов, администратор торговой площадки закрывает торговую сессию.

56. Если в момент поступления в электронную торговую площадку заявки (заявок) на продажу отсутствуют встречные заявки на покупку по лотам торгов, то в этом случае заявка на продажу становится в очередь неудовлетворенных заявок. Заявки на продажу ранжируются в порядке очередности их поступления в электронную торговую площадку.

57. Процесс расчета цен и формирования пар «продавец-покупатель» по лотам торгов проводимых для ЕЭС РК или для отдельных зон ЕЭС РК производится в течение торговой сессии при поступлении заявок:

1) на продажу удовлетворяется за счет имеющихся заявок на покупку, в которых цены покупки выше или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на покупку, поступившей в электронную торговую площадку раньше по времени. Этот процесс продолжается либо до полного удовлетворения данной заявки на продажу, либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на покупку. Повторный отбор возможных встречных заявок осуществляется по всем лотам торгов;

2) на покупку удовлетворяется за счет имеющихся заявок на продажу, в которых цены продажи ниже или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на продажу, поступившей в электронную торговую площадку раньше по времени. Этот процесс продолжается либо до полного удовлетворения данной заявки на покупку, либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на продажу. Повторный отбор возможных встречных заявок осуществляется по всем лотам торгов;

3) при сформировании одной или более пар «продавец-покупатель», в зависимости от числа востребованных встречных заявок на покупку (продажу). Пары «продавец-покупатель» формируются по ценам, указанным в востребованных встречных заявках на продажу.

Параграф 5-2. Организация и проведение торгов электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды для энергоузла

58. Полностью удовлетворенные заявки на покупку (продажу) электрической энергии в дальнейшем в торгах не участвуют. Частично удовлетворенные заявки продолжают участвовать в централизованных торгах в части неудовлетворенных объемов на покупку/продажу электрической энергии.

59. Участники торгов, осуществляющие подачу заявок на продажу, могут подавать неограниченное количество заявок электрической энергии. При этом любая заявка, поданная участником торгов в течение торговой сессии, может быть снята им до момента формирования списка пар «продавец-покупатель».

60. По итогам торговой сессии:

1) определяется цена электрической энергии (без учета НДС);

2) определяются реализованные по итогам торгов объемы электрической энергии;

3) формируется список пар «продавец-покупатель»

4) составляется реестр заключенных на торгах сделок.

61. Не осуществляется определение пар «продавец-покупатель» и торги объявляются несостоявшимися, при наступлении случаев, указанных в подпунктах 2), 3), 4) пункта 33 настоящих Правил.

62. Информация о реализованных заявках участника торгов отображается на интернет-ресурсе оператора рынка централизованной торговли в режиме реального времени и доступна только данному участнику торгов.

По окончании торговой сессии соответствующие уведомления по итогам торгов направляются участнику торгов по электронной почте до 18-00 часов времени Нур-Султана.

Результаты торгов публикуются на интернет-ресурсе оператора рынка централизованной торговли с соблюдением условия об анонимности победителей торгов, не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем.

71-1. График проведения торгов электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды для энергоузла определяется администратором торговой площадки по заявке энергопроизводящей организации не имеющей доступа к национальной сети и публикуется на официальном сайте не позднее чем за календарный месяц до их проведения.

71-2. Данный график содержит следующую основную информацию: название энергоузла, в котором будут проводится торги, время начала и окончания проведения торговой сессии, тип торгов среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год), наименование энергопроизводящих организаций, имеющих право участвовать в торгах для данного энергоузла.

71-3. Системный оператор за календарный месяц до проведения торгов передает администратору торговой площадки информацию о фактическом:

1) потреблении электроэнергии для каждой энергосбытовой компании/для каждого потребителя за предыдущий календарный год;

2) производстве электроэнергии на следующий календарный год по энергопроизводящим организациям, в энергоузле которых объявлено проведение торгов.

71-4. Для участия в региональных торгах энергоснабжающие организации/потребители должны предоставить договор на передачу с соответствующими энергопередающими организациями.

71-5. Торги проводятся отдельно для каждой энергопроизводящей организации по данному энергоузлу.

71-6. Максимальная величина объема продажи электроэнергии для данной энергопроизводящей организации определяется как доля от объема планового производства электроэнергии, определенная Уполномоченным органом для обязательной продажи в пределах установленных предельных тарифов на электрическую энергию по группам энергопроизводящих организаций и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, на дату действия.

71-7. Перед началом торговой сессии администратор торговой системы публикует информацию о максимальной величине объема продажи электроэнергии для данной энергопроизводящей организации и величине установленного предельного тарифа на электрическую энергию по группам энергопроизводящих организаций и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, на дату действия.

71-8. Первый приоритет участия в торгах электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды имеют энергоснабжающие организации, обслуживающие физических лиц, зоны ответственности которых находятся в соответствующем энергоузле.

71-9. Второй приоритет участия в торгах электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды имеют энергоснабжающие организации/потребители, которые находятся в соответствующем энергоузле. Объем покупки электроэнергии для второго приоритета определяется по остаточному принципу.

71-10. Третий приоритет участия в торгах электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды имеют остальные энергоснабжающие организации/потребители. Объем покупки электроэнергии для третьего приоритета определяется по остаточному принципу за вычетом объемов первого и второго приоритетов.

71-11. Процедура проведения торговой сессии включает в себя следующие этапы:

1) открытие администратором торговой системы торговой сессии;

2) публикация информации о заявленном объеме на продажу электроэнергии и цены, равной величине предельного тарифа на продажу электроэнергии для отдельной энергопроизводящей организации в данном энергоузле;

3) прием заявок на покупку/продажу электроэнергии от участников торгов/операторов рынка централизованной торговли, представляющих субъектов оптового рынка, зоны ответственности которых находятся в соответствующем энергоузле, содержащих заявленный объем электроэнергии без указания цены;

4) закрытие администратором торговой системы торговой сессии и подведение итогов торгов.

71-12. До окончания времени приема заявок на покупку участники торгов/операторы рынка централизованной торговли могут удалить или изменить ранее поданную заявку путем подачи новой заявки.

71-13. Процесс расчета объемов и формирования пар «продавец-покупатель» по лотам торгов проводимых для региона производится после окончания времени приема заявок от участников торгов/операторов рынка централизованной торговли.

71-14. Если суммарный объем заявок на покупку первого приоритета меньше или равен объему продажи электроэнергии, то все заявки на покупку первого приоритета удовлетворяются в полном объеме по цене заявки на продажу.

71-15. Если суммарный объем заявок на покупку первого приоритета превышает объем продажи электроэнергии, то суммарный объем заявок на продажу распределяется между всеми заявками на покупку первого приоритета пропорционально их объемам.

71-16. В случае, если суммарный объем заявок на покупку первого приоритета больше или равен объему продажи электроэнергии, то заявки второго и третьего приоритета не удовлетворяются.

71-17. Суммарный объем продажи для второго приоритета заявок на покупку определяется как суммарный объем продажи за вычетом удовлетворенного объема покупки заявок первого приоритета. В случае, если в торговой сессии отсутствуют заявки первого приоритета, то весь объем продажи электроэнергии распределяется между объемами покупки заявок второго и третьего приоритета.

71-18. Если суммарный объем заявок на покупку второго приоритета меньше или равен объему продажи электроэнергии для второго приоритета заявок на покупку, то все заявки на покупку второго приоритета удовлетворяются в полном объеме по цене заявки на продажу.

71-19. Если суммарный объем заявок на покупку второго приоритета превышает объем продажи электроэнергии для второго приоритета заявок на покупку, то суммарный объем заявок на продажу второго приоритета распределяется между всеми заявками на покупку пропорционально их объемам.

71-20. Суммарный объем продажи для третьего приоритета заявок на покупку определяется как суммарный объем продажи за вычетом удовлетворенного объема покупки заявок первого приоритета и удовлетворенного объема покупки заявок второго приоритета. Если в торговой сессии отсутствуют заявки первого и/или второго приоритета, то весь объем продажи электроэнергии распределяется между объемами покупки заявок третьего приоритета.

71-21. Если суммарный объем заявок на покупку третьего приоритета меньше или равен суммарному объему продажи для третьего приоритета заявок на покупку, то все заявки на покупку третьего приоритета удовлетворяются в полном объеме по цене заявки на продажу.

71-22. Если суммарный объем заявок на покупку третьего приоритета меньше или равен суммарному объем продажи для третьего приоритета, то суммарный объем заявок на продажу распределяется между всеми заявками на покупку третьего приоритета пропорционально их объемам.

71-23. По итогам торговой сессии:

1) определяется цена электрической энергии (без учета НДС);

2) определяются реализованные по итогам торгов объемы электрической энергии;

3) формируется список пар «продавец-покупатель»;

4) составляется реестр заключенных на торгах сделок.

71-24. Не осуществляется определение пар «продавец-покупатель» и торги объявляются несостоявшимися, при наступлении случаев, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) пункта 48 настоящих Правил.

71-25. Информация о реализованных заявках участника торгов отображается на интернет-ресурсе администратора торговой площадки в режиме реального времени и доступна только данному участнику торгов.

По окончании торговой сессии соответствующие уведомления по итогам торгов направляются участнику торгов по электронной почте до 18-00 часов времени Нур-Султана.

Результаты торгов публикуются на интернет-ресурсе администратора торговой площадки с соблюдением условия об анонимности победителей торгов, не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем.

Параграф 6. Порядок заключения договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии между участниками торгов

72. По итогам спот-торгов поставка (продажа) электрической энергии осуществляется участниками торгов на основании сделок, заключаемых на централизованных торгах в бездокументарной форме, в соответствии с настоящими Правилами и Гражданским кодексом Республики Казахстан, за исключением случаев, указанных в пункте 10 настоящих Правил. Исполнение сделок, заключенных на торгах по замещению аварийно-выбывшей мощности, осуществляется по команде системного оператора после включения им купленного (проданного) объема электрической энергии в суточный график.

73. Заключение договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии по итогам проведенных торгов электрической энергией на среднесрочный и долгосрочный периоды осуществляется участниками торгов самостоятельно на основании полученных уведомлений от оператора рынка централизованной торговли. При заключении договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии по итогам проведенных торгов электрической энергией на среднесрочный и долгосрочный периоды участники торгов применяют информацию, указанную в уведомлении об итогах торгов (объем купленной/проданной электрической энергии, цена, определҰнная в ходе торгов, период поставки электрической энергии).

74. Исполнение сделок, заключенных на спот-торгах, осуществляется после включения системным оператором купленного (проданного) объема электрической энергии в суточный график.

75. Уведомление, полученное участниками торгов от оператора рынка централизованной торговли по итогам торгов электрической энергией на среднесрочный и долгосрочный периоды, является подтверждением включения сформированных пар "продавец-покупатель" в реестр сделок и служит основанием для заключения двустороннего договора купли-продажи электрической энергии.

76. Исполнение сделок, заключенных по итогам централизованных торгов электрической энергией на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды, осуществляется в соответствии с условиями заключаемого участниками торгов договора купли-продажи

Параграф 6-1. Порядок мониторинга исполнения продажи доли электрической энергии, подлежащая обязательной продаже через централизованные торги

76-1. В целях осуществления мониторинга исполнения установленных уполномоченным органом обязательных объёмов продажи электрической энергии через централизованные торги на среднесрочный и долгосрочный периоды, представители уполномоченного органа получают доступ к торговой площадке.

76-2. Представители уполномоченного органа, получившие доступ к данным торговой площадки,  представляют руководству уполномоченного органа ежеквартальный отчет об исполнении энергопроизводящими организациями объемов, подлежащих обязательной реализации через централизованные торги.

Уполномоченный орган, при необходимости, запрашивает информацию у энергопроизводящих организаций, для осуществления мониторинга.

76-3. Уполномоченный орган уведомляет в письменной форме ежеквартально энергопроизводящие организации о необходимости исполнения установленной доли электрической энергии, подлежащей обязательной реализации через централизованные торги.

76-4. Мониторинг за ценами электрической энергии в целях выявления действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирование ценами на электроэнергии на оптовом рынке, осуществляется в соответствии с антимонопольным законодательством Республики Казахстан.

Параграф 6-2. Порядок проведения процедуры по определению операторов рынка централизованной торговли

76-5. Уполномоченный орган определяет оператора(ов) рынка централизованной торговли в соответствии с законодательством о государственных услугах.

76-6. Уполномоченный орган определяет порядок выбора операторов рынка централизованной торговли, в том числе сроки проведения отбора и срок размещения объявления о проведении выбора оператора (-ов) рынка централизованной торговли в средствах массовой информации.

76-7. Уполномоченный орган выбирает оператора(ов) рынка централизованной торговли по проведению централизованных торгов электрической энергией на средне- и долгосрочный периоды, раз в год.

76-8. Для определения оператора(ов) рынка централизованной торговли и видов их деятельности уполномоченным органом создается комиссия по выбору оператора(ов) рынка централизованной торговли, которая проводит работу по определению оператора(ов) в период с октября до декабря месяца ежегодно.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, членов и секретаря комиссии. В голосовании участвуют председатель, заместитель председателя и члены комиссии, секретарь комиссии не имеет право голоса.

Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

Председателем комиссии является руководитель уполномоченного органа или его заместитель.

Общее количество членов комиссии составляет нечетное число.

Обязанности секретаря комиссии возлагаются на специалиста уполномоченного органа.

76-9. Порядок определения основывается на принципах:

1) законности;

2) добросовестности;

3) справедливости;

4) равенства прав и законных интересов участников.

76-10. Секретарь комиссии:

1) формирует повестку дня заседания комиссии, обеспечивает комиссию необходимыми документами, организует проведение заседания комиссии;

2) оформляет и подписывает с членами комиссии протокол об итогах определения оператора(ов) рынка централизованной торговли;

3) обеспечивает сохранность документов и материалов;

4) не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до окончательной даты предоставления документов обеспечивает опубликование на интернет-ресурсе уполномоченного органа извещения о проведении выбора оператора(ов) рынка централизованной торговли.

76-11. Председатель комиссии:

1) планирует работу и руководит деятельностью комиссии;

2) председательствует на заседаниях комиссии;

3) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящими Правилами.

76-12. Комиссия:

1) рассматривает на предмет полноты и надлежащего оформления пакеты документов;

2) определяет участников, предоставивших неполный перечень документов, представивших ненадлежащим образом оформленные документы и (или) несоответствующим требованиям;

3) определяет участников, которые соответствуют требованиям, указанным в настоящих Правилах.

76-13. Прием заявок на участие в выборе оператора(ов) рынка централизованной торговли осуществляется уполномоченным органом в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента опубликования извещения.

76-14. Пакет документов для участия в выборе оператора рынка централизованной торговли содержит:

1) копию устава;

2) копию справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;

3) копию решения соответствующего органа юридического лица о назначении первого руководителя;

4) доверенность на представителя (в случае, если представление интересов осуществляет не первый руководитель);

5) информацию о реквизитах юридического лица (банковские реквизиты, адрес, контактные телефоны, электронный адрес).

Сканирование оригиналов документов или нотариально заверенных копий документов должно осуществляться в цвете, в формате PDF или JPG. Разбивка документа на файлы по страницам не допускается (один документ – один файл) (фото документов не допускается). Каждый документ необходимо отсканировать отдельным файлом, в полной версии с присвоением имени сканированного документа (например: «Устав»; «Свидетельство о регистрации» и т.д.). Если документ двухстороннего формата, сканирование производится с лицевой и обратной стороны. Необходимо обеспечить читаемость документа.

76-15. Участник должен соответствовать следующим требованиям:

1)наличие сертифицированной системы менеджмента качества в соответствие со стандартом ISO 9001-2008;

2) опыт работы на рынке электрической энергии;

3) наличие работников с опытом работы в качестве оператора централизованных торгов электрической энергии;

4) наличие резервных каналов связи с участниками рынка и с администратором торговой площадки;

76-16. При рассмотрении кандидатов оператора рынка централизованной торговли комиссия принимает решение большинством голосов ее членов, участвующих в заседании, в размере двух третей от количества присутствующих. Члены комиссии, присутствовавшие на заседании комиссии и несогласные с принятым решением, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

76-17. При несоответствии требованиям комиссия вправе отказать участникам конкурса.

76-18. Протокольное решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

При присвоении статуса оператора централизованных торгов уполномоченный орган определяет перечень видов деятельности для данного оператора.

 

 

Глава 3. Заключительные положения

77. Споры между участниками торгов по вопросам исполнения сделок, заключенных на централизованных торгах, разрешаются в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Правилам организации

централизованных торгов

электрической энергией

 

 

Отчет о запланированных объемах электрической энергии вырабатываемой энергопроизводящей организацией на ______ год

 

 

Наименование энергопроизводящей организации

 Период (месяц)

Объем вырабатываемой энергопроизводящей организацией на предстоящий год, тыс.кВтч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Правилам организации

централизованных торгов

электрической энергией

 

 

Отчет о запланированных объемах электрической энергии вырабатываемой энергопроизводящей организацией на _____ год и об объемах электрической энергии используемой потребителями входящими с ними в одну группу лиц

 

 

Наименование энергопроизводящей организации

Объем электрической энергии вырабатываемой энергопроизводящей организацией на предстоящий год, тыс.кВт*ч

Наименование потребителя входящего в одну группу лиц с энергопроизводящей организацией

Объем электрической энергии используемой потребителем входящим в одну группу лиц с энергопроизводящей организацией, тыс.кВт*ч

Период (месяц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресур... посмотреть текст (Версия 1) 20/05 - 22:04 / Подписаться

Почему приказ Министра энергетики Республики Казахстан должен быть размещен на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан?

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Правила организации централизованных торгов электр... посмотреть текст (Версия 1) 20/05 - 20:07 / Подписаться

Во вложенных файлах к Вашему проекту приведен совсем другой проект.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

О внесении изменений и дополнений в приказ Министр... посмотреть текст (Версия 1) 20/05 - 20:06 / Подписаться

Подобные проекты подзаконных НПА должны размещаться на интернет-портале открытых НПА для их публичного обсуждения вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (см. часть третью пункта 4 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

СУХАНОВ АНДРЕЙ

О внесении изменений и дополнений в приказ Министр... посмотреть текст (Версия 1) 20/05 - 20:00 / Подписаться

Слова "изменений и дополнений" в преамбуле проекта следует заменить словом "изменения".