Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменения в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 «Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги «Выдача разрешения на вырубку деревьев»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 27/05/2022
Публичное обсуждение до: 10/06/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 20/06/2022 10:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 20/06/2022 18:30:00

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 235 «Об утверждении Типовых правил содержания и защиты зеленых насаждений, правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов и Правил оказании государственной услуги «Выдача разрешения на вырубку деревьев» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10886) следующее изменение:

Типовые правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:

  1. государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  2. размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

         3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Должность

 

ФИО

 

Приложение к приказу

 

Приложение 2 к приказу

Министра национальной

экономики

Республики Казахстан

от 20 марта 2015 года № 235

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Типовые правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23-15) статьи 20 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и определяют порядок и регулируют отношения в сфере благоустройства территорий городов и населенных пунктов.

2. Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования по содержанию и эксплуатации в сфере благоустройства территории населенных пунктов для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство дворовых и общественных территорий, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также основные нормы по организации благоустройства территории населенных пунктов (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов).

3. Основные понятия, используемые в Правилах:

1) благоустройство - совокупность работ (по инженерной подготовке и обеспечению безопасности территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, проектированию озеленения, снижению уровня шума, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы) и услуг (по расчистке, уборке, санитарной очистке осушению и озеленению территории), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;

2) бункер-накопитель - стандартная емкость для сбора крупногабаритных отходов и других отходов производства и потребления объемом в соответствии с нормативами;

3) временные сооружения - жилые, культурно- бытовые и другие здания и сооружения для обслуживания строителей; подъездные пути, дороги, склады, насосные, подстанции, бетонорастворные узлы, инженерные сети и др. сооружения производственного назначения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ, обычно ликвидируемые по окончанию строительства.

4) газон - элемент благоустройства (участок земли), включающий в себя травянистый покров и другие растения, огражденный от тротуара, парковочных карманов, стоянок и иных элементов дороги бордюрным камнем и (или) декоративным ограждением;

5) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения;

6) земляные работы - комплекс строительных работ, включающий выемку (разработку) грунта, его перемещение, укладку с разравниванием и уплотнением грунта, а также подготовительные работы, связанные с расчисткой территории, сопутствующие работы (в том числе планировка площадей, откосов, полотна выемок и насыпей, отделка полотна, устройство уступов по откосам (в основании) насыпей, бурение ям бурильно-крановыми машинами, засыпка пазух котлованов);

7) контейнер - емкость для сбора твердых бытовых отходов;

8) контейнерные площадки – специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов;

9) маломобильные группы населения – лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, информации или ориентировании в пространстве, в том числе использующие детские коляски, пожилого возраста, инвалиды;

10) малые архитектурные формы – объекты декоративного характера и практического использования (скульптуры, фонтаны, барельефы, вазы для цветов, павильоны, беседки, скамьи, урны, оборудование и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения);

11) места общего пользования – территории населенного пункта, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, бульвары);

12) объекты благоустройства территории - территории населенного пункта, на которых осуществляется деятельность по благоустройству:

площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально- пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории населенного пункта;

13) озеленительные насаждения – парки, скверы, бульвары, линейные посадки, придомовые посадки, газоны, цветники, расположенные в границах населенных пунктов на землях общего пользования;

14) организация в области благоустройства - физическое или юридическое лицо, на основании договора осуществляющее деятельность в области благоустройства на территории населенного пункта;

15) прилегающая территория – территория (в границах 5 метров по периметру), непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц;

16) проезд – элемент дороги, обеспечивающий подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям, объектам застройки внутри микрорайонов, кварталов, населенных пунктов;

17) придомовой земельный участок многоквартирного жилого дома (далее – придомовой земельный участок) – земельный участок, прилегающий к многоквартирному жилому дому и предназначенный для благоустройства, озеленения, размещения спортивных, игровых площадок, подъездных дорог, парковок, тротуаров, малых архитектурных форм;

18) содержание объекта благоустройства - поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов;

19) тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном или арычной системой;

20) уполномоченный орган – структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющий функции в сфере регулирования коммунального хозяйства;

21) улица - территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы;

22) фасад - внешняя (лицевая) сторона зданий (сооружений);

23) цветник - участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, двух- или многолетними растениями;

24) элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

 

Глава 2. Общие требования к организации благоустройства в населенных пунктах

 

4. Настоящие Правила имеют целью создание безопасной, комфортной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию территорий в населенных пунктах.

5. Организация  благоустройства включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству и содержание объектов благоустройства.

6. Участниками деятельности по благоустройству являются, в том числе:

1) местные исполнительные органы, формирующие техническое задание, выбирающие подрядчика (генерального подрядчика) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и обеспечивающие финансирование;

2) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории населенного пункта, которые могут соучаствовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству;

3) подрядчики (генеральные подрядчики), в том числе, строительно-монтажные организации (предприятия/компании), производители малых архитектурных форм и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

7. Инфраструктура и благоустройство территорий населенного пункта разрабатывается с учетом приоритета пешеходов, общественного и велосипедного транспорта, арычных систем.

8. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов благоустройства различного функционального назначения обеспечивают требования по охране и поддержанию здоровья человека, охраны исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения, обеспечения пожарной безопасности, работы арычной системы.

9. Благоустройство, содержание и уборка территорий населенного пункта осуществляется собственниками земельных участков, либо организациями в области благоустройства на основании договоров, если иное не предусмотрено действующим законодательством или договором.

10. Организации в области благоустройства производят работы по благоустройству, содержанию и уборке населенного пункта, а также организует уборку прилегающих территорий, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности.

11. Благоустройство населенного пункта обеспечивается:

1) структурным подразделением местного исполнительного органа, осуществляющим организацию благоустройства, содержание и эксплуатацию прилегающих территорий;

2) организациями в области благоустройства;

3) физическими и юридическими лицами, осуществляющими благоустройство содержание и эксплуатацию территорий, принадлежащих им на праве собственности или ином праве, дворовых,  придомовых территорий и участвующими в благоустройстве прилегающих территорий, если иное не предусмотрено действующим законодательством или договором.

12. Координацию деятельности физических и юридических лиц по вопросам благоустройства и организацию уборки населенного пункта осуществляет уполномоченный орган.

13. Для выгула домашних животных в населенном пункте определяются специальные территории, обозначенные табличками.

14. Владельцы домашних животных осуществляют уборку экскрементов домашних животных.

15. Физические и юридические лица, осуществляющие на территории населенного пункта хозяйственную деятельность, связанную с организацией рынков (складов), организацией похоронного дела (на кладбищах), строительством (на строительных площадках на период строительства); связанную с проведением публично-массовых мероприятий, с посещением населением стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания и сезонных кафе, объектов социального и коммунально-бытового назначения, автозаправочных станций, автостоянок, автомоек, станций технического обслуживания автомобилей, временных аттракционов, передвижных зоопарков, парков культуры и отдыха, зон отдыха и пляжей, маршрутных перевозок на конечных пунктах маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении, а также гаражные кооперативы, объекты религиозного значения обеспечивают наличие и функционирование по предназначению  стационарных туалетов, при отсутствии канализации,  переносных биотуалетов как для сотрудников, так и для посетителей. Устройство и использование выгребных ям на данных объектах не допускается.

16. Общественные стационарные туалеты и биотуалеты содержатся в надлежащем состоянии в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями. Ответственность за санитарное и техническое состояние туалетов несут их собственники, владельцы, арендаторы или специализированные организации, на обслуживании которых они находятся.

17. На всех площадях и улицах, в скверах и парках, стадионах, вокзалах, на рынках, остановочных пунктах, у предприятий, торговых объектов, кинотеатров, киосков и других объектах устанавливаются урны в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами.

18. Очистка урн производится по мере их заполнения, а в местах массового движения и большого скопления граждан - не реже одного раза в сутки. Ремонт урн выполняется по мере необходимости, покраска не реже одного раза в год. Урны содержатся в исправном состоянии и в окрашенном виде. Не допускается переполнение урн.

19. Организаторы массовых мероприятий обеспечивают уборку места проведения мероприятия, прилегающих к нему территорий и восстановление нарушенного ими благоустройства.

20. Физические, юридические лица, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), строений, сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельным участком на праве собственности, ином праве, праве аренды, осуществляют содержание (благоустройство) прилегающей территории самостоятельно или посредством привлечения организаций в области благоустройства за счет собственных средств.

 

Глава 3. Порядок содержания и эксплуатации объектов благоустройства

 

Параграф 1. Содержание земельных участков

 

21. Содержание территорий земельных участков включает в себя:

1) ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи);

2) обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий;

3) сгребание и подметание снега;

4) вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований);

5) содержание и уборку дорог и других объектов улично-дорожной сети;

6) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии контейнерных площадок, бункер-накопителей, контейнеров для всех видов отходов, урн для мусора, скамеек, малых архитектурных форм и прочего;

7) уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров, бункер-накопителей и контейнерных площадок;

8) установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии стационарных туалетов и биотуалетов и их функционирование по назначению;

9) отвод дождевых и талых вод;

10) сбор и вывоз мусора, отходов и ТБО;

11) удаление трупов животных с территории дорог и иных объектов улично-дорожной сети;

12) полив территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха, включая подъездные пути, дороги, тротуары;

13) обеспечение сохранности зеленых насаждений и уход за ними;

14) восстановление территорий после проведения строительных, ремонтных, земляных и иных работ;

15) восстановление нарушенных элементов благоустройства после строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, коммуникаций (сооружений), дорог, железнодорожных путей, мостов, пешеходных переходов, проведения реставрационных и археологических работ и других земляных работ;

17) очистку водоотводных канав (арычная система) на прилегающих территориях частных домовладений, мест общего пользования;

18) содержание в надлежащем состоянии объектов незавершенного строительства, заборов, ограждающих строительные площадки. Объекты незавершенного строительства, на которых не ведутся работы, закрываются строительными сетками либо декоративными баннерами или баннерами рекламы.

 

Параграф 2. Содержание улиц и дорог

 

22. Содержание улиц и дорог, внутриквартальных проездов, подъездных путей к дворовым территориям, тротуаров (пешеходных территорий), мостов и путепроводов включает в себя комплекс работ (мероприятий) сезонного характера, обеспечивающих чистоту проезжей части улиц и дорог, тротуаров и других дорожных сооружений, а также безопасные условия движения транспорта и пешеходов. Содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организация и безопасность дорожного движения, отвечающих требованиям Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196.

23. Содержание территорий дорог включает в себя текущий:

1) ремонт дорог, тротуаров, искусственных сооружений;

2) ежедневную уборку грязи, мусора, снега и льда (наледи) с тротуаров (пешеходных территорий) и проезжей части дорог, улиц и мостов;

3) мойку и полив дорожных покрытий;

4) уход за газонами и зелеными насаждениями;

5) текущий ремонт опор уличного освещения и контактной сети;

6) ремонт и окраску малых архитектурных форм;

7) ремонт и очистку смотровых колодцев, арыков, дождеприемных колодцев, ливневых канализаций, нагорных канав и открытых лотков, входящих в состав искусственных сооружений.

24. Смотровые и дождеприемные колодцы, колодцы подземных коммуникаций, люки (решетки), арычная система содержатся в закрытом и исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов.

Содержание, очистку и поддержание в исправном техническом состоянии приемных, тупиковых, смотровых и других колодцев и камер обеспечивают их собственники.

25. Разрушенные крышки и решетки колодцев, открытые колодцы в течение трех часов ограждаются собственниками инженерных сетей, а также организациями (предприятиями) осуществляющими строительно-монтажные работы, если иное не установлено действующим законодательством, соответствующими предупреждающими знаками и заменяются в срок не более пяти часов. Наличие открытых люков, а также выбоин, просадок и провалов дорожного покрытия по внешнему краю колодца в радиусе одного метра от внешнего края крышки (решетки) колодца не допускается.

 

 

Параграф 3. Содержание фасадов зданий, сооружений

 

26. Собственники зданий, сооружений обеспечивают надлежащее их содержание, эксплуатацию, в том числе по своевременному производству работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов, а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах памятные доски, указатели улиц (в том числе переулков, площадей), номерные знаки, вывески и информационные таблички, обеспечивая единообразие архитектурного облика населенного пункта.

27. К зданиям и сооружениям, фасады которых определяют архитектурный облик сложившейся застройки города, относятся все расположенные на территории населенного пункта (эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые):

1) здания административного и общественно-культурного назначения;

2) многоквартирные жилые дома и жилые здания;

3) здания и сооружения производственного и иного назначения;

4) постройки облегченного типа (торговые павильоны, киоски, гаражи и прочие аналогичные объекты);

5) ограды и другие стационарные архитектурные формы, размещенные на прилегающих к зданиям земельных участках.

28. В состав элементов фасадов зданий, подлежащих содержанию входят:

1) приямки, входы в подвальные помещения и мусорокамеры;

2) входные узлы, группы (в том числе ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери);

3) цоколь и отмостка;

4) плоскости стен;

5) выступающие элементы фасадов (в том числе балконы, лоджии, эркеры, карнизы);

6) кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, в том числе ограждающие решетки, выходы на кровлю;

7) архитектурные детали и облицовка;

8) водосточные трубы, воронки;

9) ограждения балконов, лоджий;

10) парапетные и оконные ограждения, решетки;

11) металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя,свесов;

12) навесные металлические конструкции (в том числе флагодержатели, анкеры, пожарные лестницы, вентиляционное оборудование);

13) горизонтальные и вертикальные швы между панелями и блоками (фасады крупнопанельных и крупноблочных зданий);

14) стекла, рамы, балконные двери;

15) стационарные ограждения, прилегающие к зданиям.

29. Выявленные при эксплуатации фасадов зданий и сооружений нарушения устраняются в соответствии с установленными нормами Технического регламента «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202 и государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.

30. На всех жилых, административных, производственных и общественных зданиях вывешиваются указатели и номера домов установленных образцов, они содержатся в чистоте и исправном состоянии.

Ответственность за выполнение данных требований возлагается на собственников, если иное не установлено договором.

31. Собственники информационных указателей, вывесок, рекламных конструкций, декоративных панно, входных групп, не входящих в состав общего имущества объекта кондоминиума, принимают необходимые меры по сохранности вышеперечисленных конструкций при очистке кровли дома в зимний период.

32. Собственники памятников и объектов монументального искусства, зданий, являющиеся памятниками архитектуры, истории и культуры, содержат их в надлежащем состоянии.

33. На территории населенного пункта не допускается:

1) ломать и повреждать элементы обустройства зданий и сооружений, памятники, мемориальные доски, деревья, кустарники, малые архитектурные формы и другие элементы внешнего благоустройства на территориях общего пользования, а также производить их самовольную переделку, перестройку и перестановку;

2) наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать какие-либо объявления и другие информационные сообщения на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных, не предусмотренных для этих целей объектах. Организация работ по удалению надписей, рисунков, объявлений и других информационных сообщений возлагается на собственников указанных объектов;

3) складировать и хранить движимое имущество за пределами границ и ограждений своих земельных участков, находящихся в собственности;

4) размещать и складировать тару, промышленные товары и иные предметы торговли или объекты, на тротуарах, газонах, дорогах, на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориях, помещать на контейнерные площадки и прилегающую к ним территорию мусор, не относящийся к категории коммунальных отходов (строительный мусор и мусор природного происхождения);

5) строительство, в том числе временных, хозяйственных, бытовых строений и сооружений, изменение фасадов зданий, реконструкция, а также возведение пристроек в нарушение требований Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства.

            34.  Собственники зданий и сооружений  за 24 часа до наступления работ по уборки снега, наледи с крыш оповещают собственников нежилых, жилых помещений путем информирования посредством средств массовой информации, социальных сетей или мобильной связи.

 

Параграф 4. Содержание индивидуальных жилых домов

 

35. Собственники индивидуальных жилых домов:

1) обеспечивают надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений, а также прочих сооружений в пределах землепользования. Своевременно производят поддерживающий их ремонт и окраску;

2) имеют на жилом доме номерной знак и поддерживают его в исправном состоянии;

3) содержат в порядке земельный участок в пределах установленных границ и обеспечивают надлежащее санитарное состояние прилегающей территории, производят уборку ее от мусора, скос сорной и карантинной растительности;

4) содержат расположенные на них зеленые насаждения в здоровом состоянии и обеспечивают их сохранность, защиту и работы по уходу за счет собственных средств в пределах землепользования, не допускают посадок деревьев в охранной зоне газопроводов, кабельных и воздушных линий электропередачи и других инженерных сетей;

5) оборудуют в соответствии с санитарными нормами в пределах землепользования  при отсутствии центральной канализации местную канализацию, помойную яму, туалет, содержать их в чистоте и порядке, регулярно производить их очистку и дезинфекцию;

6) не допускают захламления прилегающей территории отходами производства и потребления.

36. Собственникам индивидуальных жилых домов не допускается складировать на прилегающей территории строительные материалы, топливо, удобрения, хранения навоза и навозной жижи и иные движимые вещи.

 

Параграф 5. Содержание объектов (средств) наружного освещения

 

37. Наружное освещение подразделяется на уличное, придомовое.

38. К элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).

39. Улицы, дороги, площади, пешеходные аллеи (парки, скверы), жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций, а также номерные знаки общественных и жилых зданий, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации и витрины освещаются в темное время суток.

40. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением города способствуют созданию безопасной среды, не создают помех участникам дорожного движения, проживанию граждан.

41. Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения содержатся в исправном состоянии. Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения, осуществляет собственник (балансодержатель) устройств освещения. Содержание придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам жилых домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества объекта кондоминиума или управляющие организации.

42. Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам по освещенности таких мест, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу устройств наружного освещения в ночное время.

43. Собственники объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации в области благоустройства, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения:

1) следят за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок; при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт;

2) следят за включением и отключением освещения в соответствии с установленным порядком для данного населенного пункта;

3) своевременно производят замену фонарей наружного освещения.

4) обеспечивают устройства автоматического включения и/или отключения исходя из потребности в освещении мест общего пользования

44. Количество неработающих светильников на улицах в местах общего пользования не должно превышать десять процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.

45. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, систем архитектурно-художественной подсветки, рекламы производится в режиме работы наружного освещения улиц.

46. Нарушения в работе устройств наружного освещения, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения в течение 24 часов. В случае повреждения опор в результате преднамеренного и/или аварийного нарушения, восстановление производится за счет виновной стороны допустившей нарушение в работе уличного освещения.

47. В случае повреждения, нарушения работы уличного освещения в результате чрезвычайной ситуации (штормовой ветер, снегопад, другие чрезвычайные ситуации природного характера) восстановление осуществляется за счет организации (предприятия), осуществляющей содержание и/или эксплуатацию уличного освещения.

48. Вывоз сбитых опор освещения осуществляется лицом, эксплуатирующим линейные сооружения, за счет организации (предприятия), осуществляющей содержание и/или эксплуатацию уличного освещения в течение трех суток с момента обнаружения (демонтажа).

 

Параграф 6. Содержание сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений

 

49. В пределах охранной зоны коллекторов ливневой канализации без письменного согласования с эксплуатирующей организацией, иными органами в установленных действующим законодательством случаях не допускается:

1) производить земляные работы;

2) повреждать сети ливневой канализации, взламывать или разрушать водоприемные люки;

3) осуществлять строительство, устанавливать торговые, хозяйственные и бытовые сооружения;

4) сбрасывать промышленные, коммунальные, жидкие отходы, мусор и иные материалы.

50. Эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации в городе осуществляется на основании договоров, заключенных со специализированными организациями.

51. Эксплуатация ведомственных сетей ливневой канализации производится за счет средств соответствующих организаций.

52. Не допускается подтопление улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений, а также сброс, откачка или слив воды на газоны, тротуары, улицы и дворовые территории.

53. Решетки дождеприемных колодцев постоянно находятся в очищенном состоянии. Не допускаются засорение, заливание решеток и колодцев, ограничивающие их пропускную способность. Профилактическое обследование смотровых и дождеприемных колодцев ливневой канализации и их очистка производятся не реже одного раза в год.

54. Коммуникационные колодцы, на которых разрушены крышки или решетки, ограждаются в течение часа собственниками сетей, обозначаются соответствующими предупреждающими знаками и заменяются в сроки указанные в государственных нормативах в области архитектуры, градостроительства и строительства.

55. При плановых работах на инженерных сетях сброс канализационных стоков производится в ближайшие колодцы фекальной канализации, водопроводной воды и воды из тепловых сетей - в ливневую канализацию (при ее наличии). Сброс воды на дорогу не допускается.

56. Ликвидация последствий утечек выполняется силами и за счет владельцев поврежденных инженерных сетей.

57. Ответственность за исправное техническое состояние сетей ливневой канализации (в том числе своевременное закрытие люков, решеток) возлагается на эксплуатирующие организации.

 

Параграф 7. Содержание садово-парковой мебели, садово-паркового оборудования, скульптур и малых архитектурных форм

 

58. Объекты садово-парковой мебели, садово-паркового оборудования, скульптуры и малых архитектурных форм,  в том числе фонтаны, парковые павильоны, беседки, мостики, ограды, ворота, навесы, вазоны находятся в чистом и исправном состоянии и должны функционировать в соответствии со своим предназначением.

59. В весенний период производится плановый осмотр малых архитектурных форм, их очистка от старой краски, ржавчины, промывка, окраска, а также замена сломанных элементов.

60. Для содержания цветочных ваз и урн в надлежащем состоянии обеспечивается:

1) ремонт поврежденных элементов;

2) удаление подтеков и грязи;

3) удаление мусора, отцветших соцветий и цветов, засохших листьев.

61. Ограждения (металлические решетки) содержат в надлежащем техническом состоянии, очищают от старого покрытия и производят окраску не реже одного раза в год.

62. В зимний период элементы садово-парковой мебели, садово- паркового оборудования, скульптуры и малые архитектурные формы, а также подходы к ним очищают от снега и наледи.

63. В период работы фонтанов очистка водной поверхности от мусора производится ежедневно.

64. Не допускается купание в фонтанах.

65. В осенне-зимний период работа фонтанов приостанавливается и производится консервация путем покрытия его поверхности, ревизией запорной арматуры, демонтажа насосного оборудования и прочие работы, в целях сокращения времени при запуске фонтана для его стабильной работы в весенне-летний период. 

 

Параграф 8. Содержание временных строений

 

66. Установка и эксплуатация временных строений осуществляется в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.

67. После уборки временного строения его владелец восстанавливает и благоустраивает занимаемый ранее временным строением земельный участок. В случае необходимости расчищает от мусора и производит рекультивацию ранее занимаемого участка.

68. Юридические и физические лица, которые являются собственниками временных строений:

1) производят их ремонт и окраску. Ремонт производится с учетом сохранения внешнего вида и цветового решения, определенных проектной документацией;

2) следят за сохранностью зеленых насаждений, газонов, бордюрного камня на прилегающей территории;

3) устанавливают урны возле временных строений, очищают урны от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки.

69. Юридическим и физическим лицам, которые являются собственниками временных строений, не допускается:

1) возводить к временным строениям, козырьки, навесы и прочие конструкции, не предусмотренные проектами;

2) складировать тару, товары, детали, иные предметы бытового и производственного характера у некапитальных объектов и на их крышах, а также использовать некапитальные объекты, где осуществляется торговля, оказываются бытовые услуги и услуги общественного питания, под складские цели;

3) загромождать противопожарные разрывы между временными строениями оборудованием, отходами.

4) при производстве строительно-монтажных работ обеспечить места прохода предупредительными знаками.

 

Параграф 9. Содержание мест производства строительных работ

 

70. Содержание строительных площадок в части соблюдения норм и требований в сфере благоустройства территории населенного пункта, восстановление благоустройства после окончания строительных работ возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.

71. При содержании строительных площадок в части соблюдения норм и требований в сфере благоустройства территории необходимо:

1) содержать ограждение строительной площадки в чистом и исправном состоянии, обеспечить отсутствие информационно-печатной продукции, рисунков, надписей, помятостей, вмятин, сколов;

2) оборудовать подъездные пути с твердым покрытием от строительной площадки до дороги с асфальтобетонным покрытием;

3) в случае использования территории общего пользования, прилегающей к строительной площадке, обеспечить сохранность дорожного покрытия, тротуаров, действующих сетей наружного освещения, зеленых насаждений и малых архитектурных форм, расположенных на данной территории.

72. По окончании строительных работ дорожные покрытия, тротуары, элементы благоустройства, нарушенные в результате проведения строительных работ и расположенные на территории общего пользования, подлежат восстановлению заказчиком, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.

73. Не допускается перевозка грунта, мусора, сыпучих строительных материалов, легкой тары, листвы, сена, спила деревьев без покрытия брезентом или другим материалом, исключающим загрязнение дорог, а также транспортировка строительных смесей и растворов (в том числе цементно- песчаного раствора, известковых, бетонных смесей) без принятия мер, исключающих возможность пролива на дорогу, тротуар, обочину или прилегающую к дороге полосу газона.

 

 

Глава 4. Порядок уборки населенных пунктов, включая перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения

 

Параграф 1. Организация  и уборка территории населенных пунктов

 

74. На протяжении всего календарного года направление работ по содержанию и уборке территорий населенного пункта носит сезонный характер в зависимости от климатических условий региона.

75. Физические и юридические лица, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, осуществляют уборку придомовой и прилегающей территории самостоятельно или посредством привлечения организаций в области благоустройства за счет собственных средств.

76. На территории населенного пункта не допускается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

77. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, за свой счет производят уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

78. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производится за счет лиц, обеспечивающих уборку данной территорий.

79. Сбор и вывоз отходов потребления осуществляется в установленном порядке согласно экологического законодательства Республики Казахстан.

80. На территории мест общего пользования населенного пункта запрещено сжигание отходов производства и потребления.

81. Вывоз коммунальных отходов из многоквартирных жилых домов, индивидуального жилого дома, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется собственниками, указанными организациями или по договору с организацией, осуществляющей вывоз отходов согласно экологического законодательства Республики Казахстан.

82. Вывоз отходов, образовавшихся во время ремонта, осуществляется в специально отведенные для этого места лицами, производившим этот ремонт, самостоятельно.

83. Не допускается складирование отходов, образовавшихся во время ремонта, в места временного хранения отходов и на контейнерных площадках.

84. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов возлагаются на собственника вышеперечисленных объектов недвижимости.

85. Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления устанавливаются специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки).

86. Установку емкостей для временного хранения отходов производства и потребления, их содержание и очистку осуществляют лица, осуществляющие уборку соответствующих территорий.

87. Урны (баки) содержат в исправном состоянии, очищают по мере накопления мусора, но не реже одного раза в месяц промывают и дезинфицируют.

88. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производится работникам организации, осуществляющей сбор и вывоз отходов.

89. Уборка и очистка троллейбусных и автобусных остановок производится организациями, в обязанность которых входит уборка территорий улиц и дорог, на которых расположены эти остановки.

90. Уборка и очистка конечных троллейбусных и автобусных остановок, территорий диспетчерских пунктов обеспечивается организациями, эксплуатирующими данные объекты.

91. Уборка и очистка остановок, на которых расположены торговые объекты, осуществляется владельцами торговых объектов в границах прилегающих территорий, если иное не установлено договором.

92. Эксплуатация и содержание в надлежащем санитарно-техническом состоянии водоразборных колонок, в том числе их очистка от мусора, льда и снега, а также обеспечение безопасных подходов к ним возлагается на организации, в чьей собственности находятся колонки. В случае отсутствия собственника такой водоразборной колонки, работы по устранению наледи осуществляют организации.

93. Организация работы по очистке и уборке территории рынков и прилегающих к ним территорий возлагается на администрации рынков в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией», утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № ҚР ДСМ -73 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 23856).

94. Уборка мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев производится организациями, обслуживающим данные объекты.

95. Не допускается установка устройств наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц, вынос отходов производства и потребления на уличные проезды.

96. Жидкие бытовые отходы необходимо вывозить по договору организациям, имеющим специальный транспорт.

97. Очистка и уборка водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, производится организациями в области благоустройства, ответственные за уборку соответствующих территорий.

98. Слив воды на тротуары, газоны, проезжую часть дороги не допускается, а при производстве аварийных работ слив воды разрешается только по специальным отводам или шлангам в близлежащие колодцы фекальной или ливневой канализации по согласованию с владельцами коммуникаций и с возмещением затрат на работы по водоотведению сброшенных стоков.

99. Железнодорожные пути, проходящие в черте населенного пункта в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), убираются и содержатся силами и средствами железнодорожных организаций, эксплуатирующих данные сооружения.

100. Уборка и очистка территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей, осуществляется силами и средствами организаций, эксплуатирующих указанные сети и линии электропередач.

101. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты складируются в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.

102. Сбор брошенных на улицах предметов, создающих помехи дорожному движению, возлагается на организации в области благоустройства, ответственные за уборку соответствующих территорий.

103. Уполномоченный орган может на добровольной основе привлекать граждан для выполнения работ по уборке, благоустройству и озеленению территории населенного пункта.

 

Параграф 3. Содержание и уборка уличных территорий

 

104. Уборка территории города производится ежедневно с поддержанием чистоты и порядка в течение дня исходя из технических и санитарных требований.

105. Уборка придомовых территорий производится преимущественно в ранние утренние и поздние вечерние часы, когда количество пешеходов незначительно.

106. При проведении уборки не допускается перемещать на дорогу мусор, счищаемый с придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов.

107. Пришедшие в негодность вследствие пожара либо истечения срока их эксплуатации жилые постройки, сараи и другие сооружения огораживаются забором, разбираются и очищаются от мусора их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Уборка таких сооружений производится собственниками в течение шести месяцев с момента определения их непригодными.

           

Параграф 4. Организация и проведение уборки территории населенных пунктов в зимний период

 

108. Уборка в зимний период дорог и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил.

109. Убираемый снег вывозится в специально отведенные для этих целей места, определяемые местным исполнительным органом.

110. Технология и режимы производства уборочных работ на улицах и придомовых территориях обеспечивают беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.

111. К первоочередным мероприятиям зимней уборки территории населенного пункта относятся:

1) сгребание и подметание снега;

2) обработка проезжей части дорог, территорий общего пользования противогололедными материалами;

3) формирование снежного вала для последующего вывоза;

4) выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок общественного пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий.

112. К мероприятиям второй очереди относятся:

1) удаление (вывоз) снега;

2) зачистка прилотковой части дороги после удаления снега с проезжей части;

3) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.

113. Снегоуборочные работы на проезжей части дорог необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При длительных снегопадах и метелях циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами повторяются, обеспечивая безопасность движения пешеходов и транспортных средств.

114. Улицы, дороги, тротуары полностью убираются от снега и снежного наката в течение сорока восьми часов после окончания снегопада.

115. Вывоз снега с дорог, улиц и проездов осуществляется в первую очередь от остановочных пунктов, наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, мест массового посещения людей (в том числе крупных магазинов, рынков, гостиниц, вокзалов, театров), въездов на территории медицинских учреждений и других объектов социального назначения в течение суток после окончания снегопада.

116. На дорогах, улицах и проездах с односторонним движением транспорта прилотковая часть дороги в течение всего зимнего периода постоянно очищается от снега и наледи до бортового камня.

117. Места временного складирования снега после снеготаяния очищаются от мусора.

118. В период снегопадов и гололеда места общего пользования тротуары и другие пешеходные зоны на территории населенного пункта убираются от снега,  обрабатываются противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не превышает шести часов с начала снегопада.

Малые архитектурные формы, а также пространство вокруг них и подходы к ним очищаются от снега и наледи.

119. Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и остановочных пунктах начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами повторяются, обеспечивая безопасность для пешеходов.

120. Тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений очищаются на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований).

121. В период снегопада тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений обрабатываются противогололедными материалами и расчищаются проходы для движения пешеходов.

122. Крышки люков, водопроводных и канализационных колодцев полностью очищаются от снега, льда и содержатся в состоянии, обеспечивающем возможность быстрого использования пожарных гидрантов.

123. Мосты, путепроводы, спуски, подъемы, перекрестки, пешеходные переходы, заездные карманы остановочных пунктов общественного транспорта, выездные автодороги посыпаются пескосоляной смесью.

124. При применении химических реагентов необходимо придерживаться установленных норм их распределения.

125. Очистка кровель и козырьков жилых домов, зданий, сооружений, строений от снега и наледи производится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц путем сбрасывания на землю. Удаление снежных и ледяных наростов на карнизах, крышах, козырьках, балконах, водосточных трубах и иных выступающих конструкциях жилых домов, зданий, сооружений, строений производится своевременно, по мере возникновения угрозы пешеходам, жилым домам, зданиям, сооружениям, строениям с вывозом сброшенных снега и ледяных наростов с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в течение суток в специально отведенные для этих целей места.

126. При наступлении оттепели сбрасывание снега следует производить в кратчайшие сроки.

127. Организация очистки крыш от снега и наледи, удаление снежных и ледяных наростов многоквартирных жилых домов осуществляются председателем объединения собственников имущества или доверенным лицом простого товарищества, либо на основании доверенности управляющим многоквартирным жилым домом или управляющей компанией  самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

128. Организация очистки крыш от снега и наледи, удаление снежных и ледяных наростов осуществляются собственниками индивидуальных жилых домов, зданий, строений, сооружений самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Перед проведением работ по очистки крыш от снега и наледи необходимо провести охранные мероприятия (ограждение, дежурные), обеспечивающие  безопасность граждан, лиц, осуществляющих данные работы, и транспортных средств, а также сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, средств размещения информации, светофорных объектов, дорожных знаков, линий связи и других объектов, в том случае, если эти объекты установлены в соответствии с действующим законодательством.

129. При уборке территорий общего пользования допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии обеспечения сохранности зеленых насаждений и оттока талых вод.

130. Не допускается:

1) выдвигать или перемещать на проезжую часть дорог, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных, придомовых территорий, территорий организаций, предприятий, учреждений, строительных площадок;

2) осуществлять переброску и перемещение загрязненного снега, а также сколов льда на газоны, цветники, кустарники и другие участки с зелеными насаждениями;

3) складировать снег к стенам зданий и на трассах тепловых сетей.

131. При уборке внутриквартальных проездов и придомовых территорий в первую очередь расчищаются пешеходные дорожки, проезды во дворы и подъезды к местам размещения контейнеров для сбора отходов производства и потребления.

132. Собираемый из дворов и внутриквартальных проездов снег разрешается складировать на придомовой и внутриквартальной территориях таким образом, чтобы оставались свободные места для проезда транспортных средств и прохода граждан, не допуская при этом повреждения зеленых насаждений. Площадки для складирования снега подготавливаются заблаговременно. С этих участков обеспечивается отвод талых вод в сеть ливневой канализации. При отсутствии возможности организации таких площадок снег вывозится.

133. После таяния снега производится очистка тротуаров, внутриквартальных, придомовых и прилегающих территорий, территорий мест общего пользования от загрязнений, образовавшихся в зимний период.

 

Параграф 5. Организация и проведение уборки территории города в летний период

 

134. Периодичность выполнения основных мероприятий по уборке регулируется с учетом погодных условий и значимости (категорий) улиц.

135. В летний период уборки производятся следующие виды работ:

1) подметание, мойка и поливка проезжей части дорог, тротуаров, придомовых территорий;

2) очистка от грязи, мойка, покраска ограждений и бордюрного камня;

3) зачистка прилотковой части дороги;

4) очистка газонов, цветников и клумб от мусора, веток, листьев, сухой травы, отцветших соцветий и песка;

5) вывоз мусора в места санкционированного складирования, обезвреживания и утилизации;

6) уборка мусора с придомовых территорий, включая территории, прилегающие к домам частной застройки;

7) скашивание травы.

136. В период листопада производится сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог, мест общего пользования, прилегающих, придомовых территорий. Сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников не допускается.

137. Подметание городских территорий производится:

1) тротуаров - ежедневно в течение дня по мере накопления загрязнений;

2) придомовых территорий - ежедневно в течение дня по мере необходимости;

3) иных территорий, в том числе территорий мест общего пользования, прилегающих территорий, - по мере накопления загрязнений с учетом необходимости обеспечения чистоты.

138. Полив проезжей части, тротуаров, подъездных путей, придомовой территории производится:

1) для улучшения микроклимата в жаркую погоду при температуре воздуха выше 25-ти градусов (по Цельсию);

2) для снижения запыленности, по мере необходимости.

139. Остановочные пункты полностью очищаются от грунтово-песчаных наносов, различного мусора и промываются. Уборка проводиться в часы наименьшего движения пешеходов и минимального скопления пассажиров.

140. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, очищаются от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности. Разделительные полосы, выполненные в виде газонов, очищаются от мусора.

141. Металлические ограждения, дорожные знаки и указатели промываются.

142. Для исключения застоев дождевой воды крышки люков и патрубки дождеприемных колодцев постоянно очищаются от смета и других загрязнений.

143. Окос травы производится с последующим вывозом.

144. В период листопада опавшие листья своевременно убирают и  вывозят на специально отведенные участки или на поля компостирования.

145. При производстве летней уборки не допускается:

1) сбрасывать мусор на зеленые насаждения, в смотровые колодцы инженерных сетей, реки и водоемы, на проезжую часть дорог и тротуары;

2) выбивать струей воды смет и мусор на тротуары и газоны при мойке проезжей части;

3) разводить костры и сжигать мусор, листву, тару, отходы производства и потребления, за исключением срезания и организованного сжигания частей растений, зараженных карантинными вредителями и болезнями;

4) откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях.

 

Параграф 6. Содержание детских и спортивных площадок

 

146. Детские и спортивные площадки:

1) имеют планировку поверхности с засыпкой песком неровностей в летнее время;

2) регулярно подметаются;

3) очищаются от снега в зимнее время;

4) содержатся в надлежащем техническом состоянии и окрашиваются.

147. Окраску ограждений и строений на детской и спортивной площадке следует производить не реже одного раза в год.

148. Ответственность за содержание детских и спортивных площадок и обеспечение безопасности на них возлагается на собственников площадок, если иное не предусмотрено действующим законодательством или договором.

149. Детские площадки необходимо изолировать от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников, участков постоянного и временного хранения автотранспортных средств. Подходы к детским площадкам не допускается организовывать с проездов и улиц.

150. При реконструкции детских площадок во избежание травматизма необходимо предотвращать наличие на территории площадки выступающих корней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило у турников и качелей). При реконструкции прилегающих территорий детские площадки изолируются от мест ведения работ и складирования строительных материалов.

 

Параграф 7. Контейнерные площадки

 

151. Контейнерные площадки – специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов. Планируются и устанавливаются таким образом, чтобы не допускать разлета мусора по территории.

152. Контейнерные площадки – эстетически выполнены и имеют сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление твердых бытовых отходов.

153. Юридические лица и должностные лица (индивидуальные предприниматели), обслуживающие жилищный фонд, на территории домовладений располагают контейнерные площадки с удобными подъездами для специализированного транспорта в соответствии с требованиями пункта 22 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 183 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10796) и Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21934).

Ответственность за размещение, содержание и санитарное состояние площадок для мусорных контейнеров и контейнеров для сбора твердых бытовых отходов несет их владелец, с учетом прилегающей территории.

 

Параграф 8. Площадки для выгула и дрессировки собак

 

154. Площадки для выгула собак размещаются на территориях мест общего пользования микрорайона и жилого района, свободных от зеленых насаждений.

155. Перечень элементов благоустройства на территории площадки для выгула собак при необходимости включают: различные виды покрытия, ограждение, скамья, урна, осветительное и информационное оборудование.

156. Ограждение площадки выполняют из легкой металлической сетки высотой не менее 1,5 метра. При этом необходимо учитывать, что расстояние между элементами и секциями ограждения, его нижним краем и землей не позволяет животному покинуть площадку или причинить себе травму.

157. На территории площадки предусматривается информационный стенд с правилами пользования площадкой.

 

Параграф 9. Площадки автостоянок

 

158. На территории населенного пункта предусматриваются следующие виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличных (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличных (в виде «карманов» и отступов от проезжей части).

159. При планировке мест общего пользования и дворовых территорий необходимо предусматривать физические барьеры, делающие невозможной парковку транспортных средств на газонах.

160. Самовольная установка железобетонных блоков, столбов, ограждений и других сооружений во внутриквартальных и внутридворовых проездах не допускается.

161. На придомовых территориях не допускается:

1) остановка и стоянка транспортных средств в не предусмотренных для этих целей местах, а также на тротуарах, детских игровых площадках, местах благоустройства и участках с зелеными насаждениями, на контейнерных площадках и территориях, прилегающих к ним;

2) стоянка разукомплектованных транспортных средств.

 

Глава 5. Требования к элементам комплексного благоустройства

                                                               Параграф 1. Элементы благоустройства

 

162. К элементам благоустройства территории относятся:

1) малые архитектурные формы;

2) элементы озеленения;

3) виды покрытий;

4) ограждения;

5) коммунальное оборудование - устройства для уличного освещения, урны и контейнеры для мусора, стоянки велосипедов;

6) произведения монументально-декоративного искусства - скульптуры, декоративные композиции, обелиски, стелы, произведения монументальной живописи;

7) информационные указатели - аншлаги (указатели наименований улиц, площадей, набережных, мостов), номерные знаки домов, информационные стенды, щиты со схемами адресации застройки кварталов, микрорайонов;

8) памятные и информационные доски (знаки);

9) знаки охраны памятников истории и культуры, зон особо охраняемых территорий;

10) элементы праздничного оформления.

163. Наличие элементов благоустройства территории, являющихся неотъемлемыми компонентами объектов благоустройства территории, разрабатывается и предусматривается в проектной документации на создание, изменение (реконструкцию) объектов благоустройства территории городской среды. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов и нормативов градостроительного проектирования.

164. Основными требованиями к малым архитектурным формам являются:

1) соответствие характеру архитектурного и ландшафтного окружения элементов благоустройства территории;

2) высокие декоративные и эксплуатационные качества материалов, сохранение их на протяжении длительного периода с учетом воздействия внешней среды;

3) прочность, надежность, безопасность конструкции.

165. Основные требования к скамейкам:

1) наличие спинок для скамеек рекреационных зон;

2) наличие спинок и поручней для скамеек дворовых зон;

3) отсутствие спинок и поручней для скамеек транзитных зон.

Установку скамей необходимо предусматривать на твердые виды покрытия или фундамент. В зонах отдыха, лесопарках, на детских площадках может допускаться установка скамей на мягкие виды покрытия. При наличии фундамента его части выполняются не выступающими над поверхностью земли. Поверхности скамьи для отдыха выполняются из дерева, с различными видами водоустойчивой обработки.

166. Основные требования к цветочницам (вазонам), в том числе к навесным:

1) кашпо выставляют только на существующих объектах;

2) цветочницы (вазоны) имеют достаточную высоту – для предотвращения случайного наезда автомобилей и попадания мусора;

3) цветочницы и кашпо зимой хранят в помещении или заменять в них цветы хвойными растениями или иными растительными декорациями.

167. Основные требования к ограждениям:

1) достаточная прочность для защиты пешеходов от наезда автомобилей;

2) модульность, возможность создания конструкции любой формы;

3) светоотражающие элементы там, где возможен случайный наезд автомобиля.

 

Параграф 2. Содержание и внешний вид фасадов, ограждений и элементов благоустройства

 

168. При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства не допускается размещение планируемых зданий и сооружений, а также их элементов (в том числе крыльца, лестницы, эркеров, балконов, лоджий) за пределами красных линий.

169. При проектировании входных групп, обновлении, изменении фасадов зданий, сооружений не допускается:

1) закрытие существующих декоративных, архитектурных и художественных элементов фасада элементами входной группы, новой отделкой и рекламой;

2) устройство опорных элементов (в том числе колонн, стоек), препятствующих движению пешеходов;

3) прокладка сетей инженерно-технического обеспечения открытым способом по фасаду здания, выходящему на улицу.

170. Текущее содержание тротуарных газонов на прилегающих территориях возлагается на юридических или физических лиц, за которыми закреплены данные территории.

171. Расклейка газет, плакатов, афиш, различного рода объявлений, реклам, предвыборных агитационных материалов разрешается только на специально установленных щитах и рекламных тумбах.

Агитационные печатные материалы вывешиваются в специально отведенных местах, а также на зданиях, сооружениях и других объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов.

Ответственность за расклейку афиш, объявлений, агитационных печатных материалов на стенах, цоколях и дверях зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения и контактной сети, других объектах, не предназначенных для этой цели, несет заказчик указанной продукции.

172. Для безопасности жителей населенного пункта при проектировании и строительстве зданий и сооружений предусматриваются ограждения строительных площадок в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.

 

Глава 7. Порядок проведения работ по строительству и реконструкции инженерных коммуникаций и земляных работ

 

173. Все повреждения конструктивных элементов и покрытий автомобильных дорог, элементов и объектов обустройства автомобильных дорог, технических средств организации дорожного движения, озеленения и элементов благоустройства, осуществленные по вине подрядчика (генерального подрядчика), ликвидируются в полном объеме им же.

174. Подрядчик (генеральный подрядчик)  ограждает место производства работ, устанавливает информационные щиты, на которых указываются сведения об объекте строительства (реконструкции, ремонта, капитального ремонта), наименование заказчика и подрядчика, фамилия должностного лица, ответственного за проведение работ, номер его служебного телефона, сроки проведения работ.

175. После окончания работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникаций или работ, связанных со вскрытием грунтов и твердых покрытий, а также аварийных работ все элементы благоустройства, нарушенные при их проведении, подлежат восстановлению подрядчиком (генеральным подрядчиком).

176. Дорожное покрытие автомобильных дорог восстанавливается в соответствии с требованиями нормативно-технических документов в области автомобильных дорог, утверждаемые уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

177. В случае повреждения конструктивных элементов благоустройства восстановление осуществляется за счет стороны повредившей конструкцию, включая малые архитектурные формы, арычную систему, инженерные коммуникации. Период устранения не более семидесяти двух часов, за исключением инженерных коммуникаций срок восстановления, которых составляет двенадцать часов.

 

Глава 8. Требования к доступности городской среды для маломобильных групп населения

 

178. Приоритет обеспечения качества городской среды при реализации проектов благоустройства территорий достигается путем реализации принципа комфортной организации пешеходной среды - создание в населенных пунктах условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Пешеходные прогулки должны быть доступны для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп населения при различных погодных условиях.

179. При проектировании объектов благоустройства, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания предусматривается доступность среды населенных пунктов для пожилых лиц и маломобильных групп населения, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению пожилых лиц и маломобильных групп населения.

180. При планировании пешеходных маршрутов, мест общего пользования (включая входные группы в здания) обеспечивают отсутствие барьеров для передвижения маломобильных групп граждан за счет устройства пандусов, правильно спроектированных съездов с тротуаров, тактильной плитки.

181. Места для личного автотранспорта инвалидов размещаются вблизи входа, доступного для инвалидов и обозначаются специальными знаками.

182. При производстве строительно-монтажных работ подрядчиком (генеральным подрядчиком) обеспечиваются места для передвижения маломобильных групп.

 

Глава 9. Праздничное оформление территории населенных пунктов

 

183. Праздничное оформление территорий населенных пунктов выполняется по соглашению с местным исполнительным органом на период проведения государственных и городских праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями.

184. Праздничное оформление включает вывеску государственных флагов, лозунгов, гирлянд, панно, установку декоративных элементов и композиций, стендов, трибун, эстрад, а также устройство праздничной иллюминации, малых архитектурных форм.

185. При изготовлении и установке элементов праздничного оформления не допускается снимать, повреждать и ухудшать видимость технических средств регулирования дорожного движения.

186. Оформление зданий, сооружений осуществляется их владельцами в рамках концепции праздничного оформления территории населенного пункта.

187. Работы, связанные с проведением общегородских торжественных и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств, а также по договорам с местным исполнительным органом в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

Глава 10. Размещение объектов наружной (визуальной) рекламы

 

188. Размещение объектов наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах осуществляется согласно требованиям Правил размещения объектов наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 18 апреля 2019 года № 233 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18562).

189. Организации, эксплуатирующие объекты наружной (визуальной) рекламы обеспечивают своевременную замену перегоревших световых и электроламп.

190. Не допускается размещать на зданиях и сооружениях  объекты наружной (визуальной) рекламы, перекрывающие архитектурные элементы зданий.

191. Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов, разрабатываемые местными исполнительными органами на основе настоящих Правил в зависимости от природных, климатических, геологических, гидрогеологических и сейсмических факторов населенного пункта могут быть дополнены местными исполнительными органами иными положениями, не противоречащими действующему законодательству Республики Казахстан.

Данное положение не распространяется на правоотношения в области рекламы.

 

Глава 11. Ответственность юридических и физических лиц

 

192. Юридические и физические лица, при несоблюдении норм настоящих Правил несут административную ответственность в соответствии с 505 статьей Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

193. Привлечение к административной ответственности за нарушение настоящих Правил не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечен... посмотреть текст 27/05 - 15:08

«Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные требования, обязанности или иное увеличение нагрузки на субъектов предпринимательства в связи с введением или использованием регуляторных инструментов, в том числе формы и средства государственного регулирования предпринимательства, не могут быть введены в действие ранее шестидесяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, необходимых им для подготовки к исполнению обязанностей.» (часть третья пункта 4-1 статьи 42 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

20/06 - 10:53

Добрый день Суханов Андрей! В проекте НПА не предусматриваются новые требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства. Данные работы по благоустройству и так проводятся субъектами предпринимательства по умолчанию. Ранее данные требования не были регламентированы в НПА.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Типовые правила благоустройства территорий городов... посмотреть текст 27/05 - 15:08

«В случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. Ужесточением регулирования является установление дополнительных обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъектов предпринимательства.» (см. пункт 1 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года).

20/06 - 10:53

Добрый день Суханов Андрей! В проекте НПА не предусматриваются новые требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства. Данные работы по благоустройству и так проводятся субъектами предпринимательства по умолчанию. Ранее данные требования не были регламентированы в НПА.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

15. Физические и юридические лица, осуществляющие ... посмотреть текст 27/05 - 15:07

«Введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности в порядке, определенном правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований...» (см. пункт 2 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года). Аналогичные замечания и по другим пунктам проекта с новыми требованиями.

20/06 - 10:53

Добрый день Суханов Андрей! В проекте НПА не предусматриваются новые требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства. Данные работы по благоустройству и так проводятся субъектами предпринимательства по умолчанию. Ранее данные требования не были регламентированы в НПА.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Внести в приказ Министра национальной экономики... посмотреть текст 27/05 - 15:02

Подобные проекты подзаконных НПА должны размещаться на интернет-портале открытых НПА для их публичного обсуждения вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (см. часть третью пункта 4 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

20/06 - 10:48

Добрый день СУХАНОВ АНДРЕЙ! Сравнительная таблица приложена к проекту НПА.