Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «Об аквакультуре»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 10/06/2022
Публичное обсуждение до: 01/07/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 06/09/2022 15:10:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 06/09/2022 18:30:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

    «Об аквакультуре»


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Аквакультура, как одно из направлений рыбного хозяйства, состоит из ряда обособленных составляющих, имеющих свои специфические особенности, но связанные между собой тем, что их основой является процесс искусственного выращивания в полностью или частично контролируемых условиях.

В частности, это товарное рыбоводство, когда рыба и другие водные животные целенаправленно выращиваются до товарных размеров в целях их переработки или иных коммерческих целях.

Другой составляющей аквакультуры является выращивание молоди рыб и зарыбление водоемов в целях воспроизводства в целях частичной или полной компенсации нанесенного вреда рыбным ресурсам, либо для использования в качестве стартового материала при товарном рыбоводстве.

Еще одним направлением аквакультуры является выращивание экзотических видов рыб и других водных гидробионтов для содержания в аквариумах, океанариумах и в других специальных условиях с целью удовлетворения эстетических, культурных и иных нематериальных потребностей человека.

Программой развития рыбного хозяйства на 2021-2030 годы в разделе «Развитие нормативной правовой базы» предусмотрено: «В целях обеспечения нормативного правового регулирования развития аквакультуры, как составной части рыбного хозяйства, направленной на увеличение запасов ценных промысловых видов рыб, сохранение генофонда редких и исчезающих видов гидробионтов, а также товарного выращивания рыб и других гидробионтов, в том числе в искусственно созданных условиях, будет разработан отдельный Закон Республики Казахстан «Об аквакультуре».

В этой связи разработана Концепция данного законопроекта, который призван регулировать общественные отношения в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и направлен на обеспечение условий сохранения животного мира и его биологического разнообразия, устойчивого использования объектов животного мира в целях удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

 

  1. Товарное рыбоводство

Товарное выращивание рыб и других водных животных в коммерческих целях является наиболее востребованным в мире трендом в вопросах, как обеспечения пищевой безопасности, так и снижения антропогенной нагрузки с водных биологических ресурсов естественных водоемов.

Казахстан обладает значительным потенциалом для развития товарного рыбоводства, так как располагает водными ресурсами в шести рыбоводных зонах, из имеющихся на континенте семи рыбоводных зон. Однако, при этом Казахстан производит всего 0,0032% от объема мировой продукции аквакультуры, производимой во внутренних водоемах, хотя имеет порядка 5% от общей площади поверхности внутренних водоемов.

В период с 2017 по 2021 годы в Казахстане выращено свыше 37 тысяч тонн товарной рыбы. Сведения об объемах выращенной товарной рыбы отражены в таблице 1.

таблица 1 - Сведения об объемах выращенной товарной рыбы в Казахстане

Виды рыб

тонн

2017

2018

2019

2020

2021

форель

480

538

760

913,2

1434,6

карп

329

1802

1900,2

1014,0

6447,6

осетровые

556

555

141,3

74,7

324,020

прочие виды

1410,7

2757,8

4131,8

4783,7

6787,7

Итого:

2776

5653

6933,1

6797,9

14 994,0

Надо отметить, что в Казахстане объем продукции аквакультуры в 2018 году составлял менее 10% от объема выращивания рыбы в Узбекистане (57 384 тонны).

Потенциал данного направления аквакультуры по оценке экспертов составляет порядка 270 тысяч тонн товарной продукции, который позволит поднять уровень потребления на душу населения до объемов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, а также увеличить объем глубоко переработанной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь позволит поднять налогооблагаемую базу и привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов.

Для достижения столь масштабной цели предполагается в рамках Программы развития рыбного хозяйства до 2030 года выработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки, включающий субсидирование основных составляющих себестоимости, таких как приобретение кормов, рыбопосадочного материала (далее – РПМ), приобретение и содержание ремонтно-маточного стада (далее – РМС) ценных видов рыб, лекарственных препаратов, разработка рыбоводно-биологических обоснований (далее – РБО), а также инвестиционных субсидий для всех видов рыбоводных хозяйств: озерно-товарных рыбоводных хозяйств (далее – ОТРХ), садковых рыбоводных хозяйств (далее – СРХ), прудовых рыбоводных хозяйств (далее – ПРХ) и рыбоводных хозяйств с замкнутым циклом водообеспечения (далее – УЗВ).

При этом, будет предусматриваться соответствующая норма и компетенция уполномоченного органа по проведению государственного контроля и надзора в области аквакультуры в целях проведения ежегодного выборочного мониторинга рыбоводных хозяйств.

В целом, развитие аквакультуры окажет позитивное влияние на развитие среднего и малого бизнеса в агропромышленном секторе, даст мультипликативный эффект для решения проблем регионального характера в части создания дополнительных рабочих места преимущественно в сельской местности и повышения уровня занятости населения.

 

  1. Воспроизводство рыбных ресурсов

Действующим законодательством под воспроизводством видов животных подразумевается естественное размножение в естественных условиях и их искусственное разведение.

Искусственное воспроизводство осуществляется путем выращивания личинок и молоди рыб для последующего зарыбления и адаптации в естественных водоемах самовоспроизводящихся популяций рыб и других водных гидробионтов.

Данное направление осуществляется в основном для частичной или полной компенсации вреда, наносимого, нанесенного и неизбежного вреда ихтиофауне водоемов в результате хозяйственной деятельности.

В 2021 году государственными рыбоводными предприятиями выращено и выпущено в рыбохозяйственные водоемы 74,4 млн штук молоди ценных видов рыб (молодь осетровых, личинки сиговых и карпа, сеголетки и двухлетки карпа и растительноядных видов рыб (белый амур, толстолобик).

В целях создания условий для естественного воспроизводства ценных видов рыб с 2018 по 2020 годы в пределах Атырауской области реализованы проекты по улучшению гидрологического режима рек Жайык и Кигаш.

Для обеспечения устойчивого развития аквакультуры при товарном выращивании и воспроизводстве рыбных ресурсов важными являются вопросы создания племенных и селекционно-генетических центров, основными функциями которых являются выведение наиболее адаптированных к климатическим условиям видов рыб с наиболее улучшенными продукционными качествами.

В этой связи, Концепцией законопроекта племенные и селекционно-генетические центры рассматриваются как инфраструктурные объекты, призванные обеспечить:

проведение научно-исследовательских работ по разработке новых технологий товарного выращивания рыб совместно с научно-исследовательскими организациями;

проведение совместно с научно-исследовательскими организациями племенных и селекционно-генетических работ по поддержанию чистых линий и видов рыб, а также выведению новых видов, адаптированных к климатическим условиям Казахстана;

разработку новых технологий искусственного воспроизводства, содержание ремонтно-маточного стада охраняемых видов рыб;

производство рыбопосадочного материала высокого качества и его реализацию субъектам рыбного хозяйства;

оказание образовательных и консультационных услуг субъектам рыбного хозяйства.

Таким образом, племенные и селекционно-генетические центры призваны обеспечить сохранение биологического разнообразия эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб и других водных животных.

Кроме того, необходимо предусмотреть компетенцию уполномоченного органа по разработке и утверждению методики по определению объемов зарыбления водоемов, а также рыбоводно-технологических нормативов по выращиванию рыбопосадочного материала частными рыбопитомниками.

 

3.      Научное и кадровое обеспечение

В соответствии с законодательством на местные исполнительные органы возложена работа по организации паспортизации водоемов местного значения, где наряду с паспортными данными на основании научных рекомендаций определяется статус водоемов на предмет их возможного использования для товарного рыбоводства. Вместе с тем, актуальность приобрели научные исследования, направленные на разработку технологий искусственного воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб, а также биотехники товарного выращивания ценных видов рыб. Однако, рыбохозяйственная наука в настоящий момент испытывает дефицит квалифицированных кадров, что не может не сказываться на качестве проведения научных исследований.

Результаты научных исследований надо ориентировать на адаптацию в производственный процесс. Они должны быть общедоступны субъектами рыбного хозяйства, а также их следует переориентировать в прикладную плоскость с выдачей научно-обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

Кроме того, в целях обеспечения рыбоводных хозяйств квалифицированными кадрами необходима повысить уровень обучения рыбоводству в действующих ВУЗах и других учреждений образования. При этом предлагается осуществить переориентацию традиционных учебных программ ВУЗов по направлению «Рыбное хозяйство и промышленное рыболовство» на более актуальное «Аквакультура и водные биологические ресурсы» с акцентом и усилением учебных дисциплин по различным направлениям аквакультуры.

В этой связи, в рамках намеченных Правительством мер по развитию рыбного хозяйства Концепцией законопроекта предлагается предусмотреть комплекс правовых мер по поддержке научного и кадрового обеспечения отрасли.

 

4.      Развитие нормативной правовой базы

Для эффективного и поступательного развития рыбной отрасли в долгосрочной перспективе необходимо предпринять ряд мер, направленных на совершенствование правовой базы отрасли путем внесения изменений и дополнений законодательство в сфере охраны, воспроизводства и устойчивого развития рыбного хозяйства.

В этой связи необходимо внести поправки в Водный, Предпринимательский, Земельный и Лесной кодексы Республики Казахстан, а также в Законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

Так, в Лесной кодекс РК и Закон «Об особо охраняемых природных территориях» Концепцией законопроекта намечено внести нормы, регулирующие развитие рыбоводства (аквакультуры) на участках государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территориях, так как там имеются перспективные водоемы для ведения рыбоводства и использование которых позволит значительно увеличить объемы выращивания рыб.

Кроме того, учитывая, что рыбоводные хозяйства возвращают воду обратно в водоемы, необходимо проработать вопрос по оплате ими только потерь в виде фильтрации и испарения при использовании водных ресурсов для выращивания рыбы.

В целом, для обеспечения нормативного правового регулирования в сфере развития аквакультуры, как составной части рыбного хозяйства, направленной на увеличение популяции ценных промысловых видов рыб, сохранение генофонда редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биологических ресурсов, на сегодня созрела острая необходимость в разработке и принятии отдельного Закона «Об аквакультуре».

 

5. Международный опыт

Аквакультура является одной из наиболее востребованных и бурно развивающихся в мире трендов в области обеспечения белкового питания населения и продовольственной безопасности. На сегодня в мировом масштабе продукция аквакультуры достигла 60% от общей массы рыбы, добываемой из природной среды, при этом большая часть выращиваемой рыбы приходится на страны Юго-восточной Азии, примерно 40-45%.

Практический опыт ряда стран свидетельствует, что для устойчивого развития аквакультуры важным аспектом являются вопросы создания правовой основы и гарантии государства на безопасность ведения бизнеса в данном секторе экономики.

В этой связи Концепцией законопроекта намечено обеспечить гарантии со стороны государства в целях привлечения частных инвестиций и создания привлекательных условий для ведения бизнеса с учетом мирового опыта.

Китайская Народная Республика, являющаяся крупнейшим в мире производителем аквакультуры, предстает примером международного опыта регулирования данного вопроса[1].

Впервые в Китае Закон о Рыболовстве был принят в 1986 году и затем изменён в 2000 году и 2004 годах[2].

Согласно Закона о Рыболовстве Китайской Народной Республики государство составляет единые планы использования акваторий и определяет акватории и отмели, которые могут быть использованы для аквакультуры. Любой желающий использовать акватории или приливные отмели должен обратиться в административный отдел рыболовства. Таким образом, использование водных объектов для целей аквакультуры регулируется в рамках отдельного законодательного акта[3].

Статья 47 Закона о Рыболовстве КНР регулирует вопрос ущерба экологической среде рыбопромысловых вод. Согласно данной статье, любой наносящий экологический ущерб аквакультуре подлежит судебному преследованию в соответствии с Законом КНР об охране морской среды и Законом КНР о предотвращении загрязнения воды. Данная статья дает отсылку к другим законодательным актам, которые более глубоко рассматривают вопрос нанесения ущерба аквакультуре[4].

Опыт Норвегии также является важным для рассмотрения ввиду того, что страна является одним из главных производителей аквакультуры в мире. В 2006 году страна заменила Закон о рыболовстве и Закон о морском разведении единым Законом об Аквакультуре. Отличительным моментом в норвежском Законе об Аквакультуре является наличие лицензий на занятие аквакультурой. Лицензия на аквакультуру разрешает производство определенных видов в ограниченных географических районах (участках) с учетом установленных ограничений объема. Министерство рыболовства и прибрежных дел выдает лицензии на аквакультуру если заявитель является экологически ответственным. Статьи 10 и 12 данного Закона регулируют условия создания и эксплуатации объектов аквакультуры, а также оборудования, которые используются для деятельности аквакультуры. Согласно данным статьям, объекты и оборудования, использующиеся для деятельности аквакультуры, должны быть экологически ответственными и спроектированы надлежащим образом[5].

В 2021 году Кыргызская Республика также заменила Закон «О рыбном хозяйстве» Законом «Об аквакультуре, рыболовстве и охране водных биологических ресурсов». Закон регулирует вопросы создания и эксплуатации рыбоводной инфраструктуры в статье 13, согласно которой использование земель должно соответствовать требованиям Земельного кодекса Кыргызской Республики, а здания должны соответствовать требованиям законодательства в сфере градостроительства[6].

Также, закон включает в себя регулирование вопроса возмещения полного ущерба, причиненного ихтиофауне водоемов при осуществлении рыбохозяйственной деятельности. В свою очередь статья 36 Закона «Об аквакультуре, рыболовстве и охране водных биологических ресурсов» закрепляет положения о компенсации ущерба:

  • нанесенного рыбохозяйственным водоемам и рыбным запасам при проведении работ на водоемах, эксплуатации водозаборов и других гидротехнических сооружений;
  • нанесенного рыбохозяйственным водоемам и рыбным запасам при осуществлении хозяйственной деятельности, оказывающей вредное влияние на состояние водоемов и водных биоресурсов.[7]

Закон об Аквакультуре Украины закрепляет обязательства государства поддерживать сферу аквакультуры созданием и поддержанием инфраструктур для устойчивого развития деятельности. В вопросах пользования объектов аквакультуры, статья 14 Закона делает отсылку к Водному кодексу Украины. В свою очередь, вопрос ответственности за нарушение законодательства в сфере аквакультуры регулируется статьей 23 Закона. Согласно статье, «нарушение требований настоящего Закона влечет за собой̆ дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законом», которая, в свою очередь, не освобождает лиц, виновных в нарушении требований настоящего Закона, от возмещения убытков[8].

 

[1] Обзор рынка аквакультуры государств-членов Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/agroprom/Documents/Обзор%20аква.pdf

[2] Закон «О рыболовстве Китайской Народной Республики» http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Law/2007-12/12/content_1383934.htm  

[3]  Ibid.

[4]  Ibid.

[6] Закон Кыргызской Республики «Об аквакультуре, рыболовстве и охране водных биологических ресурсов» http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112193

[7] Ibid.

[8] Закон Украины «Об аквакультуре» https://urst.com.ua/ru/act/ob_akvakulture

 

 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1

 

Разработать проект ЗРК «Об аквакультуре»

Положительное

2 Разработать проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам аквакультуры

Положительное

4. Цели принятия проекта закона

Основной целью разработки и принятия проекта Закона «Об аквакультуре» является необходимость создания нормативной правовой основы регулирования правоотношений, возникающих в процессе культивирования и искусственного выращивания рыб и водных гидробионтов в частично или полностью контролируемых условиях, выращивания молоди рыб для различных целей, включая зарыбление естественных водоемов в воспроизводственных целях, и выращивания рыбопосадочного материала для товарного рыбоводства.

 Кроме того, имеет место разобщенность норм, регулирующих данные отношения в разных законодательных и нормативных правовых актах. К примеру, отдельные вопросы аквакультуры частично регулируются в рамках Водного, Экологического и Налогового Кодексов, Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», Закона «Об ООПТ», Закона «Об АПК и сельских территорий», Закона «О ветеринарии» и других НПА.

В этой связи предлагается в рамках единого законодательного акта осуществить формирование нормативной правовой базы развития и функционирования аквакультуры, как сегмента агропромышленного комплекса страны, устранить имеющиеся пробелы действующего законодательства и таким образом обеспечить необходимые условия для решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности и доступности граждан к высококолорийной белковой продукции в пределах рекомендованных Всемирной Организации Здравоохранения норм потребления рыбной продукции на душу населения.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта Закона «Об аквакультуре» являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по разведению, выращиванию объектов аквакультуры (рыбоводства).


 

6. Структура и содержание проекта закона

Предлагается следующая структура проекта закона «Об аквакультуре»

Общая часть

Глава 1. Общие положения

Статья    1.    Основные понятия, используемые в Законе.

Статья 2. Законодательство о государственном регулировании развития аквакультуры.

Глава 2. Компетенция государственных и уполномоченных органов, а также органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития аквакультуры

Глава 3. Государственное регулирование развития аквакультуры

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования аквакультуры создания, развития и деятельности хозяйств по производству и (или) пользованию аквакультурой.

Статья 5. Формы собственности субъектов аквакультуры

Статья 6. Лицензирование деятельности в сфере аквакультуры.

Статья 7. Предоставление водных объектов для целей аквакультуры.

Статья 8. Предоставление земельных участков для целей аквакультуры.

Статья 9. Субсидирования аквакультуры.

Статья 10. Племенные и селекционно-генетические требования в сфере аквакультуры.

Статья 11. Ветеринарно-санитарные требования в аквакультуре.

Статья 12. Научное обеспечение и подготовка кадров в области аквакультуры.

Глава 4. Ограничения деятельности в области производства и (или) пользования аквакультуры

Глава 5. Порядок (заготовки) приобретения рыб, других водных гидробионтов в пользование для целей аквакультуры

Глава 6. Товарное рыбоводство и воспроизводство

Статья 13. Искусственное воспроизводство объектов аквакультуры.

Статья 14. Озерно-товарное рыбоводное хозяйство.

Статья 15. Садковое рыбоводное хозяйство.

Статья 16. Прудовое рыбоводное хозяйство.

Статья 17. Рыбоводное хозяйство с замкнутым циклом водообеспечения.

Статья 18. Рекреационная аквакультура.

Глава 7. Рыбохозяйственная мелиорация

Статья 19. Капитальная мелиорация.

Статья 20. Текущая мелиорация.

Глава 8. Сохранение редких и исчезающих видов рыб и других водных животных

Глава 9. Искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов

Глава 10.     Интродукция и реинтродукция объектов аквакультуры

Особенная часть

Глава 11. Об использовании трансграничных водных объектов в целях аквакультуры

Глава 12. Об использовании в целях аквакультуры видов рыб и других гидробионтов, находящихся на грани исчезновения и занесенных в Красную Книгу МСОП

Глава 13. Ответственность за нарушение законодательства в области аквакультуры

Глава 14. Международное сотрудничество

Глава 15. Заключительные положения


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Правовые последствия:

правовое регулирование деятельности в области аквакультуры, формирование нормативной правовой базы;

концептуальное обновление нормативной основы регулирования отношений между заинтересованными субъектами, возникающими в процессе осуществления рыбоводства;

правовое урегулирование отвода акваторий водных объектов и прибрежных земель для расширения и строительства новых рыбоводных хозяйств;

развитие общественных отношений в области аквакультуры.

Социально-экономические и экологические последствия:

возмещение пищевой рыбной продукции, получаемой от рыболовства (в условиях снижения естественных рыбных ресурсов) за счёт объектов рыбоводства;

снижения эксплуатационного нагрузки на популяции естественных водных объектов, за счет искусственного выращивания;

развитие науки в области рыбного хозяйства, кадрового потенциала, престижа и роли в обществе специалистов рыбоводов;

развитие и рост смежных производств, таких как производство кормов, кормовых добавок, рыбоводного инвентаря и оборудования;

стимулирование внедрения современных мировых достижений и технологий и применение современных цифровых технологий;

укрепление социальной сферы за счет увеличения рабочих мест в процессе развития хозяйствующих субъектов, занимающихся рыбоводством, улучшения благосостояния и качества питания населения, его оздоровления, развития рекреационной деятельности;

повышение устойчивости финансового положения хозяйствующих субъектов, занимающихся рыбоводством, создание условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие данного вида деятельности;

улучшение снабжения населения продукцией из гидробионтов по доступным ценам, повышение среднедушевого потребления рыбной продукции в пределах научно обоснованных норм, обеспечение оздоровления населения и продовольственной безопасности страны.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Финансовые затраты из государственного бюджета предполагаются в рамках существующих бюджетных и государственных программ.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

1) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года;

2) Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года;

3) Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года;

4) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

5) Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании»;

6) Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года;

7) Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;

8) Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

9) Лесной Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003года;

10) Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»;

11) Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;

12) Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях»;

13) Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»;

14) Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве» от 9 июля 1998 года.


 

 

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

1. Название проекта закона... посмотреть текст 23/06 - 14:32

Замечания ИЗПИ РК на проект Концепции проекта Закона Республики Казахстан «Об аквакультуре»


Прикреплённые файлы:     Замечания ИЗПИ.pdf

06/09 - 15:08

«Акваөсіру туралы» және «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне акваөсіру мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Заңының жобасы тұжырымдамаларына берілген ұсыныстар мен ескертулерді орынды екенін және қабылдайтынын хабарлайды.