Проект Конституционного закона Республики Казахстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект Закона Дата создания: 27/06/2022 00:00:00 Публичное обсуждение до: 15/07/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/07/2022 11:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/07/2022 12:05:00
Проект
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и задачи деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан
1. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (далее – Уполномоченный) является лицом, занимающим ответственную государственную должность, которая установлена в соответствии с Конституцией Республики Казахстан в целях обеспечения государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного государственного управления и самоуправления, иными организациями и должностными лицами.
Задачами деятельности Уполномоченного является содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан, поощрению и продвижению прав и свобод человека и гражданина.
2. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами и иными обязательствами Республики Казахстан.
Статья 2. Принципы деятельности Уполномоченного
Уполномоченный при осуществлении своей деятельности руководствуется принципами законности, справедливости, беспристрастности, объективности, гласности, открытости, прозрачности и другими принципами, закрепленными в Конституции Республики Казахстан.
Глава 2 СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО, ПОРЯДОК ЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ
Статья 3. Гарантии деятельности Уполномоченного
1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. Условия и порядок производства по делам об административных правонарушениях или досудебного расследования в отношении Уполномоченного определяются соответствующими законами Республики Казахстан.
3. Уполномоченный в течение срока своих полномочий не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
4. Права Уполномоченного не подлежат ограничениям, кроме случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.
Вмешательство либо воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан, и отражаются в ежегодном докладе Уполномоченного;
5. Уполномоченный не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с выполнением своих должностных обязанностей.
6. Уполномоченному гарантируется право на обеспечение безопасности при осуществлении своей деятельности в соответствии с законами Республики Казахстан.
7. Порядок выдачи и описание служебного удостоверения Уполномоченного определяются в порядке, установленном Президентом Республики Казахстан.
Уполномоченный имеет право при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать учреждения и другие объекты на всей территории Республики Казахстан.
Во время посещения особо важных государственных и стратегических объектов Уполномоченный соблюдает установленные требования пропускного и внутриобъектового режимов
8. В случае введения режима чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях Уполномоченный осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Порядок избрания Уполномоченного
1. Уполномоченный избирается на должность сроком на пять лет Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан.
2. Лицо, избираемое на должность Уполномоченного, должно отвечать следующим требованиям:
1) обладать гражданством Республики Казахстан и постоянно проживать на ее территории последние десять лет;
2) иметь высшее образование;
3) обладать опытом работы по защите прав и свобод человека и гражданина не менее пяти лет;
4) быть не моложе тридцати лет;
5) владеть государственным языком;
6) быть дееспособным.
3. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:
«Вступая в должность Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, торжественно клянусь честно и добросовестно защищать права и свободы человека и гражданина и исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Республики Казахстан, иным законодательством Республики Казахстан, а также справедливостью и совестью. Обязуюсь действовать независимо, беспристрастно, объективно в интересах прав и свобод человека и гражданина.
Статья 5. Освобождение от должности Уполномоченного
1. Уполномоченный освобождается от должности Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан.
2. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан.
3. Основаниями досрочного освобождения от занимаемой должности Уполномоченного являются:
1) несоблюдение требований и ограничений, установленных настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан;
2) вступление в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
3) вступление в законную силу решения суда о признании Уполномоченного недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
4) прекращение гражданства Республики Казахстан;
5) назначение, избрание на другую должность или переход на другую работу;
6) выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;
7) совершение уголовных проступков, несовместимых с занимаемой должностью;
8) заявление о сложении своих полномочий.
Статья 6. Ограничения, связанные с деятельностью Уполномоченного
1. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью.
На период осуществления своих полномочий Уполномоченный приостанавливает свое членство в политической партии.
2. Уполномоченный не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
3. Уполномоченному запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов. Он должен принимать меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов.
4. Уполномоченный не может быть депутатом представительного органа.
5. Уполномоченный не вправе:
1) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
2) участвовать в действиях, препятствующих функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки;
3) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 7. Компетенция Уполномоченного
Уполномоченный в своей деятельности:
1) представляет Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан предложения по разработке проектов законов, совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам поощрения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) готовит и распространяет ежегодный доклад о своей деятельности, а также специальные доклады;
3) участвует по приглашению в совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента Республики Казахстан в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», заседаниях рабочих групп Палат Парламента Республики Казахстан и иных мероприятиях с участием депутатов Парламента Республики Казахстан;
4) участвует по приглашению на пленарных заседаниях сессии маслихатов областей, городов республиканского значения или столицы в соответствии с законами Республики Казахстан;
5) участвует по приглашению на заседаниях Правительства Республики Казахстан, Конституционного Суда Республики Казахстан, коллегиальных и иных органов, образуемых в государственных органах;
6) представляет Правительству Республики Казахстан и иным государственным органам, органам местного государственного управления и самоуправления, иным организациям и должностным лицам рекомендации и восстановление прав и свобод человека и гражданина;
7) вносит предложения Президенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, депутатам Парламента Республики Казахстан и государственным органам Республики Казахстан в соответствии с задачами, указанными в настоящем Конституционном законе;
8) координирует деятельность участников национального превентивного механизма в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 10 декабря 1984 года;
9) рассматривает жалобы о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в порядке, установленном настоящим Конституционным законом;
10) вносит предложения о ратификации международных договоров в области прав и свобод человека или ином способе выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международного договора;
11) участвует по приглашению уполномоченных органов в подготовке и обсуждении национальных докладов, которые представляются органам и комитетам Организации Объединенных Наций, а также региональным учреждениям во исполнение договорных обязательств Республики Казахстан, и выражает независимое мнение по этим вопросам в соответствии с процедурами об указанных органах и комитетах;
12) сотрудничает с международными, региональными и иными организациями, а также национальными правозащитными учреждениями других государств, в том числе путем заключения соглашений (меморандумов), в целях содействия поощрению и защите прав и свобод человека и гражданина;
13) содействует разработке учебных и исследовательских программ по правам человека и гражданина, принимает участие в их реализации в организациях образования и иных организациях;
14) утверждает:
правила рассмотрения жалоб;
положение о Координационном совете при Уполномоченном;
положение об экспертном совете при Уполномоченном;
правила отбора участников национального превентивного механизма;
правила формирования групп из участников национального превентивного механизма для превентивных посещений;
методические рекомендации по превентивным посещениям;
положение и описание символа и флага Уполномоченного;
15) обращается в Конституционный суд по вопросу соответствия Конституции Республики нормативных правовых актов, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина;
16) выступает в качестве наблюдателя за соблюдением прав и свобод человека в других государствах;
17) поручает компетентным и уполномоченным государственным органам и научным учреждениям, ведомствам о предоставлении экспертных и аналитических исследований;
18) запрашивает и получает письменные или устные объяснения от должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов государственной власти, правоохранительных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, за исключением судей и Президента Республики Казахстан, а также получает указанные объяснения от граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства;
19) снимает копии либо производит фото фиксацию материалов уголовных, административных, гражданских дел, производства по делу о правонарушениях и любых материалов или документов находящихся в государственных органах, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от их формы собственности;
20) без специального разрешения посещает и производит аудио запись, фото и видеосъемки осужденных, задержанных и иных лиц, а также проводит их интервьюирование с использованием доступных средств фиксации;
21) представляет Президенту Республики Казахстан предложения, связанные с решением вопросов помилования, гражданства, предоставления политического убежища;
22) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Доклады Уполномоченного
1. Уполномоченный ежегодно представляет на рассмотрение Президента Республики Казахстан доклады о своей деятельности, содержащие результаты анализа нормативных правовых актов, рассмотрения жалоб и реализации других полномочий в соответствии с настоящим Конституционным законом.
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан Уполномоченный может готовить и распространять специальные доклады.
3. Доклады Уполномоченного направляются уполномоченным государственным органам для рассмотрения по вопросам, входящим в их компетенцию.
Уполномоченные государственные органы в течение трех месяцев со дня получения доклада Уполномоченного в установленном порядке информируют его о результатах рассмотрения доклада.
4. Уполномоченный утверждает порядок подготовки и распространения докладов, указанных в настоящей статье.
5. Доклады подлежат опубликованию на интернет-ресурсе Уполномоченного и распространению в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Национальный превентивный механизм
Уполномоченный координирует деятельность участников национального превентивного механизма по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принимает меры для обеспечения необходимого потенциала и профессиональных знаний участников национального превентивного механизма, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан в целях обеспечения эффективной деятельности национального превентивного механизма.
Статья 10. Правовое просвещение в области прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие с общественными объединениями, экспертами и специалистами
1. Уполномоченный содействует правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина, участвует в разработке образовательных программ и повышении уровня знания населением законодательства Республики Казахстан и важнейших международных актов о правах и свободах человека и гражданина.
2. Уполномоченный может инициировать создание научно-образовательного центра и иных организаций в целях продвижения знаний о правах и свободах человека и гражданина, организации научно-прикладных исследований, а также регулярного повышения знаний и навыков в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Уполномоченный взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями и иными организациями в рамках информационных кампаний и проектов по продвижению и поощрению прав и свобод человека и гражданина.
4. Уполномоченный вправе привлекать на договорной основе организации и специалистов к подготовке докладов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Предложения по совершенствованию законодательства и заключению международных договоров
Уполномоченный в рамках своей деятельности по вопросам прав и свобод человека и гражданина и в порядке, установленном законами Республики Казахстан «О правовых актах» и «О международных договорах Республики Казахстан»:
1) разрабатывает и направляет в заинтересованные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства или заключению международных договоров Республики Казахстан;
2) рассматривает предложения государственных органов, организаций и граждан.
Статья 12. Консультативно-совещательные органы при Уполномоченном, а также его участие в консультативно-совещательных органах при государственных органах и организациях
1. При Уполномоченном создается экспертный совет с консультативно-аналитическими функциями, состоящий из лиц, имеющих опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. При Уполномоченном создается Координационный совет в целях обеспечения эффективной координации деятельности национального превентивного механизма.
3. Уполномоченный может создавать рабочие группы и комиссии с участием представителей заинтересованных государственных органов и организаций, граждан.
4. Уполномоченный может участвовать самостоятельно или через своих представителей в консультативно-совещательных и наблюдательных органах при государственных органах и организациях по собственной инициативе или по приглашению.
Глава 4. СОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 13. Рассмотрение жалобы
1. Уполномоченный в пределах своей компетенции в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления жалобы рассматривает жалобы граждан Республики Казахстан и находящихся на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, поданных лично и (или) через представителей (далее – заявители).
В целях защиты прав гражданина и с его письменного согласия к Уполномоченному могут обращаться общественные объединения.
2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения Президента Республики Казахстан.
3. Жалоба должна содержать сведения о фамилии, имени, отчестве (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и месте жительства или работе заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе прилагаются документы и иные материалы, подтверждающие доводы заявителя.
4. Получив жалобу, Уполномоченный принимает одно из следующих решений:
1) принимает жалобу к рассмотрению в порядке, утверждаемом Уполномоченным;
2) разъясняет способы и средства, которые заявитель может использовать для защиты своих прав и свобод;
3) направляет обращения в компетентные государственные органы или должностным лицам о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
4) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, что должно быть мотивировано. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
5. Срок рассмотрения жалобы может продлеваться мотивированным решением Уполномоченного на разумный срок, но не более чем до двух месяцев, о чем извещается заявитель в течение трех рабочих дней со дня продления срока. О принятом решении Уполномоченный уведомляет заявителя и соответствующие государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
Статья 14. Права Уполномоченного при рассмотрении жалобы
1. Уполномоченный при рассмотрении жалобы вправе:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, иных организаций и должностных лиц документы, материалы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением дел и материалов, находящихся в производстве суда;
2) получать доступ в установленном порядке к документам государственных организаций и общественных объединений, касающимся вопросов прав и свобод человека и гражданина;
3) организовывать оперативный прием заявителей жалоб, в том числе с приглашением представителей государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, а также иных организаций (совместные приемы);
4) по собственной инициативе рассматривать вопросы, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина, если имеются сведения о их массовом нарушении либо такое нарушение имеет общественное значение или связано с необходимостью защиты интересов таких лиц, которые не могут самостоятельно воспользоваться правовыми средствами защиты своих прав и свобод;
5) направлять государственным органам, органам местного государственного управления и самоуправления и организациям, должностным лицам рекомендации и ходатайства по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
2. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 15. Особенности рассмотрения жалобы
1. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного государственного управления и самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе рассмотрения.
Уполномоченный вправе обратиться в государственный орган, орган местного государственного управления и самоуправления или к должностному лицу за содействием в выяснении обстоятельств, ставших предметом жалобы.
2. Рекомендации и ходатайства Уполномоченного подлежат рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня их получения, о результатах рассмотрения сообщается Уполномоченному в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения, срок рассмотрения рекомендации и ходатайства Уполномоченного продлевается субъектом, к которому они направлялись, не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается Уполномоченному в течение трех рабочих дней со дня продления срока рассмотрения.
3. Материалы, полученные при рассмотрении жалобы, до вынесения Уполномоченным окончательного решения разглашению не подлежат.
4. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Статья 16. Результаты рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный в зависимости от принятого им решения:
1) направляет в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, должностным лицам, государственным служащим, действиями (бездействием) которых нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
2) обращается в уполномоченный государственный орган или к должностному лицу с ходатайством об осуществлении дисциплинарного или административного производства либо производства по уголовному правонарушению в отношении лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;
3) обращается в суд с исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Исковое заявление (иск), направляемое (направляемый) Уполномоченным, не облагается государственной пошлиной в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Обобщение итогов рассмотрения жалоб
1. По результатам обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный:
1) направляет в государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, а также должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;
2) обращается к субъектам, принявшим (издавшим) правовые акты, с предложениями о внесении в них изменений и дополнений, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются в силу его несовершенства или существующих пробелов либо противоречия законодательства Республики Казахстан международным договорам или иным обязательствам Республики Казахстан.
2. В случаях, имеющих особое общественное значение либо связанных с массовым нарушением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, Уполномоченный принимает следующие меры:
1) направляет обращение непосредственно Президенту Республики Казахстан, Палатам Парламента Республики Казахстан или Правительству Республики Казахстан;
2) обращается в Верховный Суд Республики Казахстан с предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 18. Обязанности государственных органов, органов местного государственного управления и самоуправления, организаций
1. Государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, организации, их должностные лица обязаны в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предоставлять Уполномоченному необходимые материалы, документы, сведения и разъяснения.
2. Запрошенные Уполномоченным материалы, документы, сведения должны направляться ему в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса, если в его запросе не указан другой срок.
3. Уполномоченный и его представители в области, городе республиканского значения и столице, а также сотрудники Национального центра по правам человека (далее-Национальный центр) в рамках своих полномочий пользуются правом оперативного приема в государственных органах, органах местного государственного управления и самоуправления, организациях и должностными лицами. По требованию Уполномоченного указанные органы и должностные лица обязаны оказывать Уполномоченному и его представителям или сотрудникам Национального центра незамедлительное содействие.
4. Уполномоченные государственные органы, органы местного государственного управления и самоуправления, учреждения и организации, их должностные лица обязаны обеспечить Уполномоченному и его представителю в области, городе республиканского значения, столице, а также сотрудникам Национального центра возможность беспрепятственного посещения и общения с лицами, находящимися в соответствующих организациях и учреждениях, оказывающих специальные социальные услуги, обеспечивающих временную изоляцию от общества или предназначенных для исполнения наказания. Уполномоченный и его представитель в области, городе республиканского значения, столице, а также сотрудники Национального центра проводят беседу с использованием аудио записи, фото и видеосъемок, с указанными лицами без свидетелей, лично или при необходимости через переводчика, а также с любым другим лицом, которое может предоставить соответствующую информацию.
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ, ГОРОДЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, СТОЛИЦЕ, НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Статья 19. Представитель Уполномоченного в области, городе республиканского значения, столице
1. Уполномоченный имеет представителя в области, городе республиканского значения, столице (далее – представитель), назначает и освобождает его от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
2. Представитель является государственным служащим и руководит деятельностью представительств Национального центра по правам человека.
Функциональные обязанности представителей утверждаются Уполномоченным.
3. Представитель от имени Уполномоченного осуществляет полномочия в рамках своих функциональных обязанностей и по его поручению в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.
Статья 20. Национальный центр по правам человека
1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий орган – Национальный центр по правам человека, который является государственным учреждением, имеет печать и бланки с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и указанием своего наименования на государственном и русском языках, а также соответствующие счета в банковских учреждениях.
2. Положение о Национальном центре и структура Национального центра, а также представительств утверждается Уполномоченным.
3. Руководитель Национального центра и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Уполномоченным.
4. Национальный центр осуществляет информационно-аналитическое, организационно-правовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
5. Сотрудники Национального центра являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы.
6. Денежное содержание сотрудников Национального центра и его представительств, их медицинское и социально-бытовое обеспечение определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
7. Национальный центр по поручению Уполномоченного оказывает содействие для осуществления деятельности Уполномоченного, предусмотренных в Главе 3 настоящего Конституционного закона.
8. Сотрудники Национального центра не подлежат допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах частной жизни по обращениям граждан, лишенных свободы и ограниченных в свободе лиц, которые стали известны им во время бесед с ними.
Статья 21. Финансовое и материально-техническое обеспечение
Финансирование деятельности Уполномоченного и его представителей, а также рабочего органа осуществляется за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления деятельности по обеспечению государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Бюджетная заявка Уполномоченного включается в проект республиканского бюджета без изменений, рассматривается и утверждается Парламентом в порядке, установленном подпунктом 1) пункта 1 статьи 54 Конституции.
Выделенные Уполномоченному средства сокращению, секвестированию не подлежат. Смета расходов Уполномоченного не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Для администратора бюджетных программ Уполномоченного не устанавливается лимит текущих административных расходов, предусмотренный Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Статья 22. Акты Уполномоченного и руководителя Национального центра
1. В целях реализации настоящего Конституционного закона Уполномоченный и руководитель Национального центра издают приказы.
2. Уполномоченный имеет свой бланк установленного образца с изображением Государственного Герба Республики Казахстан, указанием наименования должности на государственном и русском языках.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона
1. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» со дня введения в действие настоящего Конституционного закона.
Президент
Республики Казахстан
- 8
- Министерство юстиции РК
- 1 0
- 507
- 4
- 0
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Об Уполномоченном по правам человека в Республике ... посмотреть текст 27/10 - 15:09
Заключение НПЭ
Прикреплённые файлы:     Итог1.pdf
02/11 - 08:53
Благодарим Вас за ответ.
Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Институт законодательства и правовой информации)
Проект... посмотреть текст 15/07 - 16:18
Заключение ИЗПИ на проект Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан"
Прикреплённые файлы:     Заключение на ПКЗ Об Уполномоченном по правам человека.docx
16/07 - 14:38
Сообщаем, что рекомендации, содержащиеся в заключении ИЗПИ приняты в работу.
ТАКАБАЕВА АИДА (Другие)
3. Қылмыс орнында ұстап алынған не ауыр немесе аса... посмотреть текст 27/06 - 17:10
Сәлеметсіз бе! Мына үшінші баптың үшінші бөлімінде қазақ тіліндегі нұсқада Бас прокурордың келісімінсіз деп тұр. Ал орыс тіліндегі нұсқасында ҚР парламенті сенатының келісімінсіз деп тұр. Қайсысы дұрысы? Кім келісім беруі керек сенат па прокурор ма?
01/07 - 18:09
Құрметті Аида! Біріншіден, Сізге азаматтық белсенділік танытқаныңыз үшін алғыс білдіреміз. Заң жобасын аудару кезінде кеткен қате міндетті түрде пысықталатын болады. Дұрыс нұсқасы "Парламент Сенатының келісімінсіз" болып табылады.
СУХАНОВ АНДРЕЙ
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казах... посмотреть текст 27/06 - 17:02
«При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется.» (часть третья пункта 5 статьи 25 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).
01/07 - 18:03
Уважаемый Андрей! Благодарим за проявление гражданской активности и сообщаем, что замечания по юридической технике будут доработаны в обязательном порядке.