Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 11 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций»

Краткое содержание: Жоба ҚР ЕАТ-ты өзара бағалаудың 2-ші раундына дайындық шеңберінде ІБҚ-ны ФАТФ-тың халықаралық стандарттарына сәйкес келтіру мақсатында дайындалған
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 29/06/2022
Публичное обсуждение до: 14/07/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/07/2022 11:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/07/2022 18:30:00
Приложенные документы:

 

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ

ҰЛТТЫҚ БАНКІ»

 

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

 

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

 

БАСҚАРМАСЫНЫҢ
ҚАУЛЫСЫ

 

_____________________________

 

Нұр-Сұлтан қаласы

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЯ

 

№_____________

 

город Нур-Султан

 

О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 11 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций»

 

 

Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 11 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27075) следующие изменения и дополнение:

в Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций, утвержденных указанным постановлением:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ) осуществляется организацией в целях:

1) обеспечения выполнения организацией требований Закона о ПОД/ФТ;

2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для принятия мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) или иной преступной деятельности (далее – управление рисками ОД/ФТ), а также сопряженными рисками, связанными с преднамеренным или непреднамеренным вовлечением организации в процессы (далее – риски ОД/ФТ);

3) исключения вовлечения организации и работников в процессы ОД/ФТ.»

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Требованиями к ответственному работнику являются:

1) наличие высшего образования;

2) наличие стажа работы в финансовых и (или) платежных организациях не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);

3) наличие безупречной деловой репутации.»;

пункты 13 и 14 изложить в следующей редакции:

«13. В целях организации управления рисками ОД/ФТ организация разрабатывает программу управления рисками (оценки рисков) ОД/ФТ.

Программа управления рисками ОД/ФТ включает, но не ограничивается:

1) порядок организации управления рисками ОД/ФТ организации в разрезе его структурных подразделений;

2) методику оценки рисков ОД/ФТ с учетом основных категорий рисков (по типу клиента, страновому риску и риску услуг/продуктов) в отношении уровня риска клиента, а также степени подверженности услуг (продуктов) организации рискам ОД/ФТ;

3) порядок осуществления регулярного мониторинга, анализа и контроля за рисками клиентов и степенью подверженности продуктов (услуг) организации рискам ОД/ФТ, предусматривающий перечень предупредительных мероприятий, порядок и сроки их проведения, контроль за результатами в соответствии с принятыми мерами;

4) порядок присвоения, сроки и основания для пересмотра уровней рисков клиентов;

5) порядок взаимодействия с независимым аудитом в случае наличия решения организации на проведение независимого аудита по вопросу оценки эффективности системы внутреннего контроля организации в целях ПОД/ФТ;

6) порядок принятия мер по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска, а также иных категорий рисков, устанавливаемых организацией;

7) порядок определения и оценки рисков легализации ОД/ФТ, возникающих при разработке новых продуктов и новой деловой практики, включая новые механизмы передачи, а также использовании новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов.

14. «Итоги (результаты) Ежегодной оценки документируется в соответствии с внутренними документами и процедурами платежной организации, о которых уведомляется уполномоченный орган по финансовому мониторингу и уполномоченный орган не позднее первого квартала, следующего за календарным годом.»;

пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. В целях реализации требований Закона о ПОД/ФТ по надлежащей проверке клиента организация разрабатывает программу идентификации клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников.

Идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника заключается в проведении организацией мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений или разовой операции (сделки), а также получению и фиксированию иных предусмотренных Требованиями сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых организацией мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников путем проведения стандартной, упрощенной либо углубленной идентификации клиентов (его представителей), бенефициарных собственников, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.

Идентификации бенефициарного собственника осуществляется путем принятия надлежащих (разумных) мер для проверки личности бенефициарного собственника клиента, в том числе путем запрашивания у клиента дополнительных сведений и (или) документов о конечном бенефициаром собственнике клиента.»;

пункт 23 изложить в следующей редакции:

«23. Упрощенная идентификация проводится организацией при:

1) установлении деловых отношений с банками второго уровня, страховыми (перестраховочными) организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами Республики Казахстан;

2) присвоении клиенту пониженного уровня риска ОД/ФТ.

При наличии подозрения на высокий риск ОД/ФТ организацией не применяется упрощенная идентификация.»;

пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27. Программа идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника включает:

1) процедуру принятия клиентов на обслуживание, включая процедуру и основания для отказа в установлении деловых отношений и (или) в проведении операции, а также прекращения деловых отношений;

2) процедуру идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента;

3) описание мер, направленных на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц и принятие таких клиентов на обслуживание (с письменного разрешения должностных лиц организации);

4) процедуру проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в Перечне ФТ и Перечне ФРОМУ;

5) особенности идентификации при дистанционном установлении деловых отношений (без личного присутствия клиента или его представителя);

6) особенности обмена сведениями, полученными в процессе идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в рамках выполнения требований по ПОД/ФТ, установленных юридическим лицом, которое имеет контроль над организацией (при наличии);

7) описание дополнительных источников информации, в том числе предоставляемых государственными органами, в целях идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

8) процедуру проверки достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике;

9) требования к форме, содержанию и порядку ведения досье клиента, обновления сведений, содержащихся в досье, с указанием периодичности обновления сведений;

10) процедуру обеспечения доступа работников организации к информации, полученной при проведении идентификации;

11) процедуру оценки уровня риска клиента, основания оценки такого риска;

12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным собственником;

13) дополнительные меры (при наличии) по идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, включенные в программу организацией.

Если организация в соответствии с Законом о ПОД/ФТ на основании договора поручила иному лицу применение в отношении клиентов организации мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 2-2) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, организация разрабатывает правила ее взаимодействия с такими лицами, которые включают:

процедуру выявления возможных (потенциальных) рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, также финансирования распространения оружия массового уничтожения;

процедуру заключения организацией договоров с лицами, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных заключать такие договоры;

процедуру идентификации клиента-физического лица, его представителя, выгодоприобретателя в соответствии с договорами между организацией и лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру и сроки передачи организации сведений, полученных при проведении идентификации, лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру осуществления организацией контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также меры, принимаемые организацией по устранению выявленных нарушений;

основания, процедуру и сроки принятия организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных принимать такое решение;

положения об ответственности лиц, которым организация поручила проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи организации полученных сведений;

процедуру взаимодействия организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, по вопросам оказания им методологической помощи в целях выполнения требований по идентификации;

дополнительные условия (при наличии), включенные в правила взаимодействия организацией.»

дополнить пунктом 27-1 следующего содержания:

«27-1. С учетом требований статьи 6 Закона о ПОД/ФТ организация проводит идентификацию клиента (его представителя) и бенефициарного собственника до установления деловых отношений.»;

пункт 29 изложить в следующей редакции:

«29. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов организацией проводятся мероприятия по обновлению и (или) получению дополнительных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, а также по изучению операций клиентов и выявлению пороговых и подозрительных операций.

Частота, глубина и интенсивность изучения операций клиента определяется с учетом уровня риска клиента, на основе анализа сведений о размере, значимости, характере, масштабе и сложности деятельности клиента, а также сведений об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и (или) степени подверженности услуг, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытка совершения) клиентом операций (операции), подлежащих финансовому мониторингу, а также с учетом имеющихся у организации сценариев (схем) ОД/ФТ и (или) признаков необычных и подозрительных операций.

Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются организацией для ежегодной оценки степени подверженности услуг организации рискам ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов.

Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и хранятся в организации на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет со дня их окончания либо совершения разовой операции (сделки).»;

пункт 33 изложить в следующей редакции:

«33. Целью Программы подготовки и обучения работников по вопросам ПОД/ФТ (далее – Программа обучения) является получение работниками организации знаний и формирование навыков, необходимых для исполнения ими требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также правил внутреннего контроля и иных внутренних документов субъекта в сфере ПОД/ФТ.

Программа подготовки и обучения субъектов по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников субъектов, утверждаемыми уполномоченным органом по финансовому мониторингу в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ.»;

2. Департаменту платежных систем (Ашыкбеков Е.Т.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом (Касенов А.С.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном
интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Шолпанкулова Б.Ш.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзаца шестого пункта 1 настоящего постановления, который вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня первого официального опубликования настоящего постановления.

 

 

Председатель

Национального Банка                                                              Г.О. Пирматов

 

 

СОГЛАСОВАНО

Агентство Республики Казахстан

по финансовому мониторингу

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 11 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций»

 

№ п/п

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая

редакция

Обоснование

  1.  

Пункт 3

3. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) осуществляется организацией в целях:

1) обеспечения выполнения организацией требований Закона о ПОД/ФТ;

2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для принятия мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) или иной преступной деятельности (далее – управление рисками ОД/ФТ), а также сопряженными рисками, связанными с преднамеренным или непреднамеренным вовлечением организации в процессы (далее – риски ОД/ФТ);

3) исключения вовлечения организации и работников в процессы ОД/ФТ.

3. Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ) осуществляется организацией в целях:

1) обеспечения выполнения организацией требований Закона о ПОД/ФТ;

2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для принятия мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) или иной преступной деятельности (далее – управление рисками ОД/ФТ), а также сопряженными рисками, связанными с преднамеренным или непреднамеренным вовлечением организации в процессы (далее – риски ОД/ФТ);

3) исключения вовлечения организации и работников в процессы ОД/ФТ.

Редакционное уточнение, связанное с имплементацией Рекомендации 7 ФАТФ «Целевые финансовые санкции в отношении распространения оружия массового уничтожения».

В целом, целевые финансовые санкции в отношении распространения оружия массового уничтожения предусмотрены Требованиями к ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ платежных организаций (см. П.14 и П.25 Требований № 11).

  1.  

Пункт 6 

6. Требованиями к ответственному работнику являются:

1) наличие высшего образования;

2) наличие стажа работы в финансовых организациях не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);

3) наличие безупречной деловой репутации.

6. Требованиями к ответственному работнику являются:

1) наличие высшего образования;

2) наличие стажа работы в финансовых и (или) платежных организациях не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);

3) наличие безупречной деловой репутации.

Предлагается расширить квалификационные критерии к ответственному работнику по вопросам ПОД/ФТ в части наличии стажа работы в платежных организациях.

  1.  

Новые подпункты 5), 6)  и 7) пункта 13

13. В целях организации управления рисками ОД/ФТ организация разрабатывает программу управления рисками (оценки рисков) ОД/ФТ.

Программа управления рисками ОД/ФТ включает, но не ограничивается:

1) порядок организации управления рисками ОД/ФТ организации в разрезе его структурных подразделений;

2) методику оценки рисков ОД/ФТ с учетом основных категорий рисков (по типу клиента, страновому риску и риску услуг/продуктов) в отношении уровня риска клиента, а также степени подверженности услуг (продуктов) организации рискам ОД/ФТ;

3) порядок осуществления регулярного мониторинга, анализа и контроля за рисками клиентов и степенью подверженности продуктов (услуг) организации рискам ОД/ФТ, предусматривающий перечень предупредительных мероприятий, порядок и сроки их проведения, контроль за результатами в соответствии с принятыми мерами;

4) порядок присвоения, сроки и основания для пересмотра уровней рисков клиентов.

13. В целях организации управления рисками ОД/ФТ организация разрабатывает программу управления рисками (оценки рисков) ОД/ФТ.

Программа управления рисками ОД/ФТ включает, но не ограничивается:

1) порядок организации управления рисками ОД/ФТ организации в разрезе его структурных подразделений;

2) методику оценки рисков ОД/ФТ с учетом основных категорий рисков (по типу клиента, страновому риску и риску услуг/продуктов) в отношении уровня риска клиента, а также степени подверженности услуг (продуктов) организации рискам ОД/ФТ;

3) порядок осуществления регулярного мониторинга, анализа и контроля за рисками клиентов и степенью подверженности продуктов (услуг) организации рискам ОД/ФТ, предусматривающий перечень предупредительных мероприятий, порядок и сроки их проведения, контроль за результатами в соответствии с принятыми мерами;

4) порядок присвоения, сроки и основания для пересмотра уровней рисков клиентов;

5) порядок взаимодействия с независимым аудитом в случае наличия решения организации на проведение независимого аудита по вопросу оценки эффективности системы внутреннего контроля организации в целях ПОД/ФТ;

6) порядок принятия мер по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска, а также иных категорий рисков, устанавливаемых организацией;

7) порядок определения и оценки рисков легализации ОД/ФТ, возникающих при разработке новых продуктов и новой деловой практики, включая новые механизмы передачи, а также использовании новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих продуктов.

В целях обеспечения технического соответствия критериям 15.1 и 15.2 Рекомендации 15 ФАТФ, предлагается ввести требования определять и оценивать риски ОД/ФТ/ФРОМУ, которые могут возникнуть в связи с разработкой и внедрением новых продуктов (технологий) и/или новой деловой практики.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 18.1 (d) Рекомендации 18 ФАТФ, предлагается закрепление возможности проведения независимого аудита по вопросу оценки эффективности системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ организации.

  1.  

Абзац третий пункта 14

 

14. Итоги (результаты) Ежегодная оценка документируется в соответствии с внутренними документами и процедурами платежной организации.

 

14. Итоги (результаты) Ежегодной оценки документируется в соответствии с внутренними документами и процедурами платежной организации, о которых уведомляется уполномоченный орган по финансовому мониторингу и уполномоченный орган не позднее первого квартала, следующего за календарным годом.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 1.10 (d) Рекомендации 10 ФАТФ, предлагается ввести требование по представлению итогов оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ в АФМ (уполномоченный орган по финансовому мониторингу) и компетентный орган (Национальный Банк).

  1.  

Новый абзац четвертый пункта 20

20. В целях реализации требований Закона о ПОД/ФТ по надлежащей проверке клиента организация разрабатывает программу идентификации клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников.

Идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника заключается в проведении организацией мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений или разовой операции (сделки), а также получению и фиксированию иных предусмотренных Требованиями сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых организацией мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов путем проведения стандартной, упрощенной либо углубленной идентификации клиентов (его представителей), бенефициарных собственников, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.

 

20. В целях реализации требований Закона о ПОД/ФТ по надлежащей проверке клиента организация разрабатывает программу идентификации клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников.

Идентификация клиента (его представителя) и бенефициарного собственника заключается в проведении организацией мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений или разовой операции (сделки), а также получению и фиксированию иных предусмотренных Требованиями сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых организацией мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников путем проведения стандартной, упрощенной либо углубленной идентификации клиентов (его представителей), бенефициарных собственников, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.

Идентификации бенефициарного собственника осуществляется путем принятия надлежащих (разумных) мер для проверки личности бенефициарного собственника клиента, в том числе путем запрашивания у клиента дополнительных сведений и (или) документов о конечном бенефициаром собственнике клиента.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 10.10 (а-b-c) Рекомендации 10 ФАТФ, предлагается установить требования для платежной организации по проведению разумных мер для проверки личности конечных бенефициарных собственников клиента, являющегося юридическим лицом.   

Также данной поправкой предусмотрено редакционное уточнение в целях приведения в соответствие с пунктом 3 статьи 3 Закона о ПОД/ФТ.  

  1.  

Пункт 23

23. Упрощенная идентификация проводится организацией при установлении деловых отношений с банками второго уровня, страховыми (перестраховочными) организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами Республики Казахстан.

23. Упрощенная идентификация проводится организацией при:

1) установлении деловых отношений с банками второго уровня, страховыми (перестраховочными) организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг - резидентами Республики Казахстан;

2) присвоении клиенту пониженного уровня риска ОД/ФТ.

При наличии подозрения на высокий риск ОД/ФТ организацией не применяется упрощенная идентификация.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 10.18 Рекомендации 10 ФАТФ, предлагается предусмотреть случаи при которых проводится упрощенная идентификация клиента.

  1.  

Абзац первый пункта 27

27. Программа идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника включает:

1) процедуру принятия клиентов на обслуживание, включая процедуру и основания для отказа в установлении деловых отношений и (или) в проведении операции, а также прекращения деловых отношений;

2) процедуру идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента;

3) описание мер, направленных на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц;

4) процедуру проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в Перечне ФТ и Перечне ФРОМУ;

5) особенности идентификации при дистанционном установлении деловых отношений (без личного присутствия клиента или его представителя);

6) особенности обмена сведениями, полученными в процессе идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в рамках выполнения требований по ПОД/ФТ, установленных юридическим лицом, которое имеет контроль над организацией (при наличии);

7) описание дополнительных источников информации, в том числе предоставляемых государственными органами, в целях идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

8) процедуру проверки достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике;

9) требования к форме, содержанию и порядку ведения досье клиента, обновления сведений, содержащихся в досье, с указанием периодичности обновления сведений;

10) процедуру обеспечения доступа работников организации к информации, полученной при проведении идентификации;

11) процедуру оценки уровня риска клиента, основания оценки такого риска;

12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным собственником;

13) дополнительные меры (при наличии) по идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, включенные в программу организацией.

Если организация в соответствии с Законом о ПОД/ФТ на основании договора поручила иному лицу применение в отношении клиентов организации мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, организация разрабатывает правила ее взаимодействия с такими лицами, которые включают:

 

 

 

 

процедуру заключения организацией договоров с лицами, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных заключать такие договоры;

процедуру идентификации клиента-физического лица, его представителя, выгодоприобретателя в соответствии с договорами между организацией и лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру и сроки передачи организации сведений, полученных при проведении идентификации, лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру осуществления организацией контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также меры, принимаемые организацией по устранению выявленных нарушений;

основания, процедуру и сроки принятия организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных принимать такое решение;

положения об ответственности лиц, которым организация поручила проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи организации полученных сведений;

процедуру взаимодействия организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, по вопросам оказания им методологической помощи в целях выполнения требований по идентификации;

дополнительные условия (при наличии), включенные в правила взаимодействия организацией.

27. Программа идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника включает:

1) процедуру принятия клиентов на обслуживание, включая процедуру и основания для отказа в установлении деловых отношений и (или) в проведении операции, а также прекращения деловых отношений;

2) процедуру идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в том числе особенности процедур применения упрощенных и усиленных мер надлежащей проверки клиента;

3) описание мер, направленных на выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц и принятие таких клиентов на обслуживание (с письменного разрешения должностных лиц организации);

4) процедуру проверки клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в Перечне ФТ и Перечне ФРОМУ;

5) особенности идентификации при дистанционном установлении деловых отношений (без личного присутствия клиента или его представителя);

6) особенности обмена сведениями, полученными в процессе идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, в рамках выполнения требований по ПОД/ФТ, установленных юридическим лицом, которое имеет контроль над организацией (при наличии);

7) описание дополнительных источников информации, в том числе предоставляемых государственными органами, в целях идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

8) процедуру проверки достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике;

9) требования к форме, содержанию и порядку ведения досье клиента, обновления сведений, содержащихся в досье, с указанием периодичности обновления сведений;

10) процедуру обеспечения доступа работников организации к информации, полученной при проведении идентификации;

11) процедуру оценки уровня риска клиента, основания оценки такого риска;

12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарного собственника клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным собственником;

13) дополнительные меры (при наличии) по идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, включенные в программу организацией.

Если организация в соответствии с Законом о ПОД/ФТ на основании договора поручила иному лицу применение в отношении клиентов организации мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 2-2) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, организация разрабатывает правила ее взаимодействия с такими лицами, которые включают:

процедуру выявления возможных (потенциальных) рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, также финансирования распространения оружия массового уничтожения;

процедуру заключения организацией договоров с лицами, которым поручено проведение идентификации, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных заключать такие договоры;

процедуру идентификации клиента-физического лица, его представителя, выгодоприобретателя в соответствии с договорами между организацией и лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру и сроки передачи организации сведений, полученных при проведении идентификации, лицами, которым поручено проведение идентификации;

процедуру осуществления организацией контроля за соблюдением лицами, которым поручено проведение идентификации, требований по идентификации, включая процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также меры, принимаемые организацией по устранению выявленных нарушений;

основания, процедуру и сроки принятия организацией решения об одностороннем отказе от исполнения договора с лицами, которым поручено проведение идентификации, в случае несоблюдения ими требований по идентификации, в том числе процедуру, сроки и полноту передачи организации полученных сведений, а также перечень должностных лиц организации, уполномоченных принимать такое решение;

положения об ответственности лиц, которым организация поручила проведение идентификации, за несоблюдение ими требований по идентификации, включая порядок, сроки и полноту передачи организации полученных сведений;

процедуру взаимодействия организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, по вопросам оказания им методологической помощи в целях выполнения требований по идентификации;

дополнительные условия (при наличии), включенные в правила взаимодействия организацией.

В целях привидения в соответствие с подпунктом 3) пункта 1 статьи 8 Закона о ПОД/ФТ необходимо предусмотреть получение разрешения руководящего работника (должностного лица*) организации на установление, продолжение деловых отношений с клиентами, являющимися ПДЛ.

платежные организации образуются в организационно-правовой форме ТОО (см. ст.41 ЗРК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях привидения в соответствие с пунктом 8 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ необходимо предусмотреть требование по наличию у организации процедур выявления потенциальных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ при взаимодействии с третьими лицами, которым делегировано на основе договорных проведение мер предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 2-2) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.

 

 

 

 

 

  1.  

Новый пункт 27-1

Отсутствует

27-1. С учетом требований статьи 6 Закона о ПОД/ФТ организация проводит идентификацию клиента (его представителя) и бенефициарного собственника до установления деловых отношений.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 10.15 Рекомендации 10 ФАТФ, предлагается предусмотреть обязанность платежных организаций по проведению идентификации клиента в рамках его надлежащей проверки до установления деловых отношений и (или) проведения операции.

  1.  

Новый абзац второй пункта 29

29. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов организацией проводятся мероприятия по обновлению и (или) получению дополнительных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, а также по изучению операций клиентов и выявлению пороговых и подозрительных операций.

Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются организацией для ежегодной оценки степени подверженности услуг организации рискам ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов.

Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и хранятся в организации на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет со дня их окончания либо совершения разовой операции (сделки).

 

29. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов организацией проводятся мероприятия по обновлению и (или) получению дополнительных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, а также по изучению операций клиентов и выявлению пороговых и подозрительных операций.

Частота, глубина и интенсивность изучения операций клиента определяется с учетом уровня риска клиента, на основе анализа сведений о размере, значимости, характере, масштабе и сложности деятельности клиента, а также сведений об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и (или) степени подверженности услуг, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытка совершения) клиентом операций (операции), подлежащих финансовому мониторингу, а также с учетом имеющихся у организации сценариев (схем) ОД/ФТ и (или) признаков необычных и подозрительных операций.

Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются организацией для ежегодной оценки степени подверженности услуг организации рискам ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов.

Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и хранятся в организации на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет со дня их окончания либо совершения разовой операции (сделки).

В целях обеспечения технического соответствия критерию 10.7 (а) Рекомендации 10 ФАТФ, предлагается ввести требование по обязательному проведению оценки степени риска ОД/ФТ/ФРОМУ и анализа сделок (операций) клиента с учетом бизнес-профиля клиента (размера, значимости, характера, масштаба и сложности деятельности клиента).

  1.  

Новый абзац второй пункта 33

33. Целью Программы подготовки и обучения работников по вопросам ПОД/ФТ (далее – Программа обучения) является получение работниками организации знаний и формирование навыков, необходимых для исполнения ими требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также правил внутреннего контроля и иных внутренних документов субъекта в сфере ПОД/ФТ.

 

33. Целью Программы подготовки и обучения работников по вопросам ПОД/ФТ (далее – Программа обучения) является получение работниками организации знаний и формирование навыков, необходимых для исполнения ими требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также правил внутреннего контроля и иных внутренних документов субъекта в сфере ПОД/ФТ.

Программа подготовки и обучения субъектов по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников субъектов, утверждаемыми уполномоченным органом по финансовому мониторингу в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ.

В целях обеспечения технического соответствия критерию 18.1 (с) Рекомендации 18 ФАТФ, предлагается ввести отсылочную норму на нормативный правовой акт уполномоченного органа по финансовому мониторингу в части требований по подготовке и обучению работников субъектов.  

Пояснительная записка

к проекту постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 11 «Об утверждении Требований к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для платежных организаций» (далее – Проект)

 

№ п/п

Перечень сведений о проекте нормативного правового акта

Информация подразделения-разработчика

1.

Подразделение-разработчик

Департамент платежных систем Национального Банка Республики Казахстан

2.

Обоснование необходимости принятия проекта нормативного правового акта

Проект подготовлен в целях приведения Требований к ПВК в соответствие с Международными стандартами ФАТФ в рамках подготовки Республики Казахстан ко 2-ому раунду Взаимной оценки ЕАГ

3.

Краткая характеристика проекта нормативного правового акта

Проект предусматривает:

- расширение квалификационных требований к ответственному работнику по вопросам ПОД/ФТ в части наличия стажа работы;

- введение требования по определению рисков ОД/ФТ/ФРОМУ

- проведение независимого аудита по вопросу оценки эффективности системы внутреннего контроля;

- установление требования по проведению проверки конечных бенефициарных собственников клиента, являющегося юридическим лицом;

- обязанность платежных организаций по проведению идентификации клиента в рамках его надлежащей проверки.

4.

Сведения о  согласовании проекта  нормативного правового акта  с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Национального Банка, а также с филиалами Национального Банка и/или иными государственными органами

Согласован с Юридическим департаментом НБРК.

Согласование с территориальными филиалами НБРК не требуется.

Проект требует согласования с Агентством Республики Казахстан по финансовому мониторингу

5.

Сведения о согласовании проекта нормативного правового акта с финансовыми организациями, иными заинтересованными юридическими лицами

Экспертное заключение Ассоциации финансистов Казахстана – № ____ от __.__.2022г.

 

Экспертное заключение Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» - № ____ от __.__.2022г.

 

Экспертное заключение Ассоциации платежных организаций – № ____ от __.__.2022г.

6.

Сведения об экспертных заключениях аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и Национальной палаты Республики Казахстан, о результатах рассмотрения на Экспертном совете по вопросам предпринимательства при Национальном Банке (для нормативных правовых актов Национального Банка, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства)

Протокол Экспертного совета по вопросам предпринимательства при Национальном Банке Республики Казахстан – от №____ от __.__.2022г.

 

 

7.

Результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта (для нормативных правовых актов Национального Банка, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства)

Не требует

8.

Сведения о результатах размещения и публичного обсуждения проекта нормативного правового акта на интернет-портале открытых нормативных правовых актов

__.__.2022 г. проект размещен на интернет-портале открытых нормативных правовых актов. _______ 2022г. опубликован окончательный отчет публичного обсуждения.

9.

Сведения о результатах проведения научной антикоррупционной экспертизы

Заключение антикоррупционной экспертизы КАЗГЮУ - от __.__.2022г.

 

10.

Иные сведения

Нет

 

 

 

Директор Департамента

платежных систем                                                                                      Е. Ашыкбеков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Бименов Е.Б.

тел. +7 717 277-55-77, вн. 1319