КОНЦЕПЦИЯ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Проект концепции проекта закона Дата создания: 01/07/2022 Публичное обсуждение до: 25/07/2022 Дата запуска онлайн-обсуждения: 05/08/2022 15:55:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 05/08/2022 16:55:00
1. Название проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Разработка Концепции проекта Закона Республики «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» (далее – Концепция проекта Закона) обусловлена необходимостью реализации Послания Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» и «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».
1. В 2021 году впервые на законодательном уровне введен институт подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказов, в рамках которых обеспечивается функционирование спортивных секций и творческих кружков для детей и юношества за счет средств местных бюджетов. В реализацию инициативы разработаны и утверждены методика и правила подушевого финансирования, правила размещения государственного творческого и спортивного заказов и правила определения рейтинга творческих кружков и спортивных секций.
Реализация государственного творческого и спортивного заказов запущена с 1 мая 2021 года. Финансирование обеспечено за счет местных бюджетов.
Процесс выдачи ваучеров полностью автоматизирован. Разработана информационная система Artsport.edu.kz, к которой подключены все областные центры республики и города республиканского значения.
На сегодняшний день государственным спортивным и творческим заказом охвачены более 496 460 детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет, занимающиеся в 14 516 кружках и секциях.
Справочно:
В спортивных секциях бесплатно занимаются 249 611 детей, выделенная сумма – 17,5 млрд тенге, в творческих кружках занимаются 246 849 детей, выделенная сумма – 15,1 млрд. тенге, общая суммая - 32,6 млрд. тенге.
Однако, итоги первого года реализации проекта выявили множество пробелов:
- отсутствие статуса информационной системы Artsport.edu.kz, согласно Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» №418-V ЗРК и ее интеграции с государственными порталами данных, что создает создает риски мошеннических действий со стороны поставщиков;
- не соблюдение требований к помещениям;
- не соответствие документальных и фактических данных по посещаемости детей;
- фиктивная работа некоторых тренеров и преподавателей. Так представляя данные одного тренера или преподавателя, фактически работали другие люди и т.д.
Учитывая, что размещение государственного спортивного и творческого заказа было инициировано депутатским корпусом и конечными благополучателями являются дети, чья безопасность должна быть в приоритете необходим постоянный контроль за его реализацией на уровне регионов.
Данное предложение соответствует пункту 1 статьи 130 Предпринимательского кодекса РК, где одними из задач государственного контроля и надзора указаны обеспечение предупреждения обманной практики и защита конституционных прав, свобод и законных интересов физических лиц.
В связи с чем, необходимо введение государственного контроля за размещением государственного спортивного и творческого заказа в спортивных секциях и творческих кружках для детей и юношества и их функционирования, который будет осуществляться местным исполнительным органом в области физической культуры и спорта, и культуры.
Данная норму необходимо предусмотреть в статьях 156-2, 409, 729 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного спортивного и творческого заказа для детей и юношества и их функционирования.
2. Кроме того, в связи с провальным выступлением членов национальных сборных команд по летним олимпийским видам спорта на Олимпийских играх в Токио был проведен государственный аудит эффективности использования средств, выделенных на подготовку к Олимпийским играм 2021 года (Токио, Япония), по итогам которого Правительству Республики Казахстан были рекомендации, в том числе по закреплению ответственности за местными исполнительными органами в случае несоблюдения республиканского и регионального перечней приоритетных видов спорта.
Законодательством в области спорта внедрено понятие приоритетного финансирования видов спорта на основе ранжирования.
Так, согласно подпункту 44-1) статьи 1 Закона о физической культуре и спорте приоритетные виды спорта – виды спорта, определенные по результатам ранжирования как первоочередные для государственного финансирования.
Согласно подпункту 35-1) данной статьи ранжирование видов спорта – определение уровня развития видов спорта в зависимости от спортивных достижений на международных спортивных соревнованиях, национально-культурной традиционности, наличия кадрового потенциала, материально-технической базы, массовости и др.
Таким образом, за анализируемый период из направленных на развитие спорта средств государственного бюджета и квазигосударственного сектора в сумме 645,9 млрд.тенге, выделены с соблюдением приоритетности 179,3 млрд.тенге или всего 28% (см.таблицу).
Таблица. Государственное финансирование спортивной деятельности с учетом ранжирования
№ |
Виды спорта |
2018 |
2019 |
2020 |
ВСЕГО |
1 |
Летние Олимпийские виды спорта |
41 501,3 |
49 216,9 |
37 126,3 |
127 844,5 |
2 |
Зимние Олимпийские |
8 556,7 |
8 365,7 |
8 104,4 |
25 026,8 |
3 |
Неолимпийские виды спорта |
3 091,3 |
4 364,9 |
12 273,8 |
19 730,0 |
4 |
Национальные виды спорта |
1 605,6 |
2 048,7 |
1 543,9 |
5 198,2 |
5 |
Паралимпийские виды спорта |
306,4 |
496,7 |
289,1 |
1 092,2 |
6 |
Сурдлимпийские виды спорта |
143,2 |
198,6 |
109,3 |
451,0 |
|
ВСЕГО, из них по группам |
55 204,5 |
64 691,6 |
59 446,7 |
179 342,8 |
|
А |
30 367,4 |
36 682,3 |
30 679,4 |
97 729,1 |
|
В |
22 321,5 |
24 978,9 |
18 931,2 |
66 231,7 |
|
С |
2 515,6 |
3 030,3 |
9 836,1 |
15 382,0 |
В отдельных случаях допускались факты финансирования с несоблюдением приоритетности, где расходы на виды спорта, относящиеся к группе В (плавание, баскетбол и т.д.), превышали расходы на виды спорта группы А (бокс, вольная борьба, дзюдо, тяжёлая атлетика и т.д.).
Таблица. Факты несоблюдения приоритетности финансирования спортивной деятельности
№ |
Наименование региона |
Финансирование видов спорта по группам (млн.тенге) |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
В |
А |
В |
А |
В |
А |
||
1 |
Акмолинская |
435,2 |
421,9 |
534,9 |
441,8 |
||
2 |
Атырауская |
2 394,2 |
2 349,6 |
||||
3 |
Кызылординская |
3 274,1 |
1 548,4 |
4 481,2 |
1 760,8 |
1 706,9 |
549,8 |
4 |
Павлодарская |
1 542,7 |
1 449,2 |
||||
5 |
Дирекция развития спорта |
125,3 |
84,2 |
В частности, в 2018 году не обеспечена приоритетность финансирования местными исполнительными органами Акмолинской, Атырауской, Кызылординской, Павлодарской областей, а также Дирекцией развития спорта. В 2019 году Акмолинской и Кызылординской областей, в 2020 году Кызылординской областью.
В связи счем, необходимо предусмотреть в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части ответственности местных исполнительных органов за несоблюдение Правил ранжирования видов спорта и республиканского перечня приоритетных видов спорта.
3. Результаты публичного обсуждения
№ | Предлагаемое решение | Отношение общественности (целевых групп) |
4. Цели принятия проекта закона
Целью принятия проекта Закона является установление ответственности за нарушение законодательства в области физической культуры и спорта, и культуры.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта Закона выступают общественные отношения, вытекающие в рамках законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях.
6. Структура и содержание проекта закона
Законопроект состоит из 2 статьей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также порядок введения в действие законопроекта.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие проекта Закона повлечет соблюдение законодательства Республики Казахстан, что положительно отразится на развитии массового спорта, количество занимающихся физической культурой и спортом.
Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия проекта Закона не предполагает.
Последствия криминогенного характера в результате принятия законопроекта не предполагаются.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из республиканского бюджета.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствии с разработанным законопроектом отсутствует.
- 6
- Министерство культуры и спорта РК
- 2 0
- 248
- 3
- 0
"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы
Данная норму необходимо предусмотреть в статьях 15... посмотреть текст 22/07 - 15:17
Обращаем ваше внимание на норму, изложенную в Законе Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон) внесены поправки в статью 82 Кодекса касательно специфики разработки и принятия нормативных правовых актов, предусматривающих введение регуляторных, предусматривающих введение регуляторных инструментов и (или) требований, ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства. В предыдущей редакции Кодекса требование о проведении анализа регуляторного воздействия не распространялось на случаи введения юридической ответственности. Однако, на данный момент, внесенные Законом изменения предусматривают случай, в которых, государственные органы планируют ввести административную и (или) уголовную ответственность в отношении субъектов предпринимательства, соответственно они должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия. Следовательно, согласно пункту 1 Статьи 82 Кодекса, в случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. В свою очередь, ужесточением регулирования является установление дополнительных требований, обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъекты предпринимательства в связи с введением или использованием регуляторных инструментов. Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 82 Кодекса, введение административной и (или) уголовной ответственности или пересмотр существующей административной и (или) уголовной ответственности субъектов предпринимательства в сторону ужесточения, помимо анализа регуляторного воздействия, должны предусматривать: 1) недопустимость карательного характера мер юридической ответственности; 2) разумное соотношение размеров юридической ответственности в случае введения за одно и то же правонарушение нескольких видов юридической ответственности; 3) конкретизацию требований, нарушение которых влечет юридическую ответственность в рамках анализа регуляторного воздействия. Более того, необходимо отметить, что введение административной ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного спортивного и творческого заказа для детей и юношества и их функционирования, а также ответственности местных исполнительных органов за несоблюдение Правил ранжирования видов спорта и республиканского перечня приоритетных видов спорта является преждевременной инициативой. Сама процедура контроля за государственным спортивным и творческим заказом не получила и предварительного одобрения. Из этого следует, что введение ответственности является несвоевременной инициативой. Вместе с тем, разработчиком предлагается ввести новую статью 156-2 КоАП, предусматривающую ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного творческого заказа для детей и юношества и их функционирования, совершенное в виде: 1) нарушение правил размещения государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и юношества и их функционирования; 2) нарушение правил подушевого нормативного финансирования творческих кружков для детей и юношества; 3) нарушение методики подушевого нормативного финансирования государственного творческого заказа, при этом размеры штрафов вовсе не указаны. Разработчиком, не представлены обоснования о необходимости введения данных составов, не проведен анализ действующего законодательства в соответствующей области правового регулирования, отсутствует информация о недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, отсутствует обобщение и анализ статистической и иной необходимой информации, а также изучение международного опыта, проведение сравнительно-правового анализа. Согласно части 2 статьи 55 КоАП РК административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя. При наложении административного взыскания должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. В этой связи, НПП полагает введение данной ответственности без проведения соответствующей прогнозно-аналитической работой не оправданным, нарушающим принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению. Кроме того, предлагаемая статья 156-2 КоАП содержит «формальный» состав, в котором нет четкого состава правонарушения, а предусмотрена ответственность за нарушение законодательства (правил, методики) в целом, без их уточнения. Нормативные правовые правила либо иные требования законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность, содержат множество обязательств и требований, в том числе не связанных с безопасностью человека или окружающей среды, по которым предусмотрена одна санкция. Концепцией правовой политики до 2030 года (утверждена 15 октября 2021 года) отмечаются вопросы усиления инструментов профилактики и разъяснения, регламентации вины юридического лица, исключения составов административных правонарушений, содержащих санкции за неконкретизированные требования нормативных правовых актов. В этой связи, предлагаемую статью необходимо исключить, либо конкретизировать требование.
05/08 - 15:44
Спасибо за Ваш отзыв, Ваши замечания будут рассмотрены!
"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы
В связи с чем, необходимо введение государственног... посмотреть текст 22/07 - 15:14
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Статьи 130 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) задачей государственного контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Следовательно, предлагаемый подход полностью противоречит принципам ведения государственного контроля и надзора. Более того, следует отметить, что данное дополнение касательно государственного спортивного и творческого заказа соответствует признакам договорных отношений. В свою очередь, обращаем ваше внимание на подпункт 3) пункта 6 Статьи 129 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан», который гласит, что отношения в сфере государственного контроля и надзора не распространяется на государственный контроль, связанный с исполнением договорных отношений в части государственного контроля за исполнением договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Следовательно, введение предлагаемого дополнения о введении государственного контроля над размещением государственного спортивного и творческого заказа в спортивных секциях для детей и юношества и их функционирования, который будет осуществляться местным исполнительным органом в области физической культуры и спорта, и культуры, не представляется возможным, так как указанная форма контроля противоречит основным положениям о государственном контроле и надзоре за предпринимательской деятельностью. Особо следует отметить и то, что Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» (далее - Указ) с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года введен мораторий на проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, со стороны центральных и местных исполнительных органов, за исключением случаев предусмотренных в статье 1 Указа. На данный момент, во исполнение поручений Президента Республики Казахстан по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса от 19 мая 2022 года Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан прорабатывается вопрос продления моратория на проверки субъектов микро- и малого предпринимательства.
05/08 - 15:43
Спасибо за Ваш отзыв, Ваши замечания будут рассмотрены!
"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы
Учитывая, что размещение государственного спортивн... посмотреть текст 22/07 - 15:14
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Статьи 130 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) задачей государственного контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Следовательно, предлагаемый подход полностью противоречит принципам ведения государственного контроля и надзора. Более того, следует отметить, что данное дополнение касательно государственного спортивного и творческого заказа соответствует признакам договорных отношений. В свою очередь, обращаем ваше внимание на подпункт 3) пункта 6 Статьи 129 Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан», который гласит, что отношения в сфере государственного контроля и надзора не распространяется на государственный контроль, связанный с исполнением договорных отношений в части государственного контроля за исполнением договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Следовательно, введение предлагаемого дополнения о введении государственного контроля над размещением государственного спортивного и творческого заказа в спортивных секциях для детей и юношества и их функционирования, который будет осуществляться местным исполнительным органом в области физической культуры и спорта, и культуры, не представляется возможным, так как указанная форма контроля противоречит основным положениям о государственном контроле и надзоре за предпринимательской деятельностью. Особо следует отметить и то, что Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» (далее - Указ) с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года введен мораторий на проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, со стороны центральных и местных исполнительных органов, за исключением случаев предусмотренных в статье 1 Указа. На данный момент, во исполнение поручений Президента Республики Казахстан по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса от 19 мая 2022 года Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан прорабатывается вопрос продления моратория на проверки субъектов микро- и малого предпринимательства.
05/08 - 15:43
Спасибо за Ваш отзыв, Ваши замечания будут рассмотрены!