Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан»

Краткое содержание: Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 01/07/2022
Публичное обсуждение до: 21/07/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 29/07/2022 11:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 29/07/2022 15:30:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

Проект Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» (далее – проект Закона).


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Проект Закона разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», озвученного 1 сентября 2020 года, где отражены необходимые меры по развитию местного самоуправления, в том числе с усилением его финансовой самостоятельности. Поручение по разработке данного законопроекта также озвучено Главой государства на пятом заседании Национального совета общественного доверия (согласно пункту 21 «Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении» плана мероприятий).

Вместе с тем, построение эффективной системы местного самоуправления декларировано в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732, в целях обеспечения эффективного решения вопросов на местном уровне.

Кроме того, необходимость развития и повышения самостоятельности местных сообществ отмечена в Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636.

В настоящее время действующая система государственного управления в Казахстане требует большего вовлечения граждан в процесс принятия решений. Ускорение данного процесса будет отвечать сложившимся ожиданиям граждан быть вовлеченными в принятие наиболее важных вопросов на местах.

Следует отметить, что в Республике Казахстан уже сформирована и развивается собственная модель местного самоуправления, основанная на следующих базовых моментах:

1) совмещение региональными и местными представительными и исполнительными органами власти функций и полномочий государственного управления и самоуправления;

2) участие граждан как членов местных сообществ в решении вопросов местного значения непосредственно или через выборные органы.

Становление местного самоуправления как многоэтапного процесса, связанного с развитием институтов государства и гражданского общества, отражено в Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438.

В рамках реализации данной Концепции в период с 2013 по 2020 годы достигнуты следующие результаты:

1. Организованы органы местного самоуправления в городах районного значения, сельских округах, поселках и селах, не входящих в состав сельского округа (далее – сельские округа), регламентированы порядок формирования, проведения собраний и сходов местных сообществ, а также их полномочия;

2. Введена выборность акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов маслихатами соответствующих районов и городов областного значения;

3. Созданы территориальные советы местного самоуправления в качестве консультативно-совещательных органов по вопросам взаимодействия с населением при акиматах столицы, городов республиканского и областного значения;

4. Принят комплекс мер, направленный на оптимизацию и укрепление институциональных и экономических основ местного самоуправления;

5. Внедрены самостоятельный бюджет и коммунальная собственность местного самоуправления.

В рамках Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года предусмотрены меры по дальнейшему развитию местного самоуправления.

1. Начиная со второго полугодия 2021 года введены прямые выборы акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов. Данная реформа предоставила гражданам право самим избирать своего акима и усилит доверие к местной власти.

2. Дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления.

3. Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении в Республике Казахстан.

Будут приняты меры по поэтапному разграничению полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления путем расширения имущественных прав, и увеличения доходов бюджетов сельских округов.

С внедрением самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления необходимо придание большей самостоятельности как сельскому акиму, так и органам местного самоуправления.

В свою очередь, для повышения эффективности института местного самоуправления требуется расширение самостоятельности сельских акимов и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, учитывая потенциал института местного самоуправления, значительным шагом будет передача с вышестоящих уровней на уровень села функций, обеспечивающих самостоятельное решение непосредственных вопросов местного значения, а также направленных на повышение качества жизни населения, что является базой для формирования функций местного самоуправления.

Передача части функций на уровень местного самоуправления создаст условия для своевременного выявления и решения текущих проблем, с расширением возможностей общественного самоуправления, а также определения конкретных задач, направленных на социально-экономическое развитие сельского округа.

Разграничение полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления приведет к закреплению за каждым уровнем присущих ему полномочий и позволит повысить ответственность каждого уровня управления, исключить дублирование функций и полномочий между уровнями, эффективно использовать ресурсы для решения задач местного значения и расширить самостоятельность органов местного самоуправления.

4. Вовлечение граждан в местное самоуправление.

Повышение гражданской активности, в том числе через интернет ресурсы, со временем обеспечит прозрачную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В этих целях будут приняты меры по усилению контроля над процессом утверждения местных бюджетов через механизмы прохождения общественной экспертизы, включая применение онлайн-опросов в части общественно значимых расходов, направленных на инфраструктурные и социальные инициативы.

5. Дальнейшее совершенствование органов местного самоуправления в сельских округах.

Основным органом местного самоуправления будет сход местного сообщества, чьи полномочия расширятся по вопросам согласования плана развития местного сообщества, предложенного акимом; изменения административно-территориального устройства.

Сход местного сообщества в сельских округах будет формироваться из представителей местного сообщества в отдельных населенных пунктах или составных частях населенного пункта.

Введение прямых выборов акимов сельских округов и предоставление самостоятельного бюджета требуют создания представительного органа, который будет принимать непосредственное участие в управлении сельским округом от лица всех его жителей.

В сельских округах путем преобразования действующего собрания местного сообщества будет создан представительный орган местного самоуправления с соответствующими функциями – кенес.

Обеспечение деятельности кенеса будет осуществляться аппаратом акима сельского округа.

Состав кенеса будет формироваться представителями местного сообщества на сходах из числа кандидатов, делегированных сходом местного сообщества путем открытого голосования сроком на четыре года.

Кенес будет состоять из членов и его председателя. Председатель кенеса будет определяться из числа членов кенеса открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов кенеса. Председатель кенеса избирается на срок полномочий кенеса. При этом должность Председателя кенеса будет постоянной оплачиваемой должностью.

Состав кенеса будет зависеть от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы.

Кенес будет принимать правовые акты, имеющие силу на соответствующей территории. Все принятые кенесом правовые акты в обязательном порядке будут публиковаться в электронном виде в средствах массовой информации.

Вместе с тем, в полномочия кенеса будут входить утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом местного сообщества, утверждение бюджета, а также осуществление контроля над его исполнением.

Кенесом также будут регулироваться вопросы благоустройства населенных пунктов, проведения праздничных мероприятий, конкурсов и т.д.

Кенес будет иметь возможность регулировать размер оплаты труда работников аппарата акима, нанимаемых по трудовому договору.

Таким образом, образование кенеса станет основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к гражданам.

Полная регламентация деятельности органов местного самоуправления, с определением статуса членов органа, порядка их избрания, сроков полномочий, функций, прав и обязанностей, порядка издания правовых актов будет предусмотрена в проекте Закона.

6. Функции акима сельского округа.

Аким будет обеспечивать организацию исполнения решений Кенеса и реализацию стратегических задач на местном уровне.

В основные функции акима сельского округа будут входить: регулирование земельных отношений, обеспечение водоснабжения населенных пунктов, учет и организация помощи социально уязвимым слоям населения, организация работ по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов и др.

Аким сельского округа будет нести ответственность за реализацию возложенных на него функций перед Кенесом.

Аким сельского округа продолжит взаимодействовать с акимом района (города областного значения) по вопросам государственного управления в части организации тепло-, водо-, энергоснабжения, транспортного сообщения с районным центром, сноса аварийного жилья, а также по достижению целей и задач, согласно документам системы государственного планирования, в пределах компетенции.

7. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

На сегодня работа аппарата акима сельского округа в связи с ограниченными возможностями не может в полной мере обеспечить жителей всеми услугами для комфортного проживания.

Ограниченное финансирование, лимитированная штатная численность, высокая зависимость от вышестоящего акимата и низкий кадровый потенциал является повсеместной проблемой аппаратов акимов сельских округов. В этой связи, будет расширяться компетенция аппарата акима.

Так аппарату акима предоставляется право оказывать ряд услуг по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества, в том числе платных услуг, определяемых кенесом.

Это позволит оптимизировать многие бизнес-процессы в деятельности аппарата акима для обеспечения гибкости, оперативности и эффективности их деятельности по решению вопросов местного значения.

Штатная численность административных государственных служащих аппарата акима останется в рамках, определенных лимитом штатной численности для сельских округов. При этом аким сельского округа сможет принимать дополнительных работников по согласованию с кенесом.

8. Расширение полномочий маслихатов всех уровней.

В целях повышения статуса местные представительные органы будут наделены следующими дополнительными полномочиями:

мониторинг решения акиматами проблем, поднятых на отчетной встрече акима с населением;

контроль и анализ выполнения планов развития коммунальных государственных предприятий;

участие депутатов в работе бюджетных комиссий акимата;

предоставление права инициировать уточнение бюджета по мере необходимости и др.

9. Усиление деятельности ревизионных комиссий.

Будет применен отдельный порядок финансирования ревизионной комиссий через постоянную комиссию маслихата по аналогии с порядком финансирования Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета через профильные комитеты Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

В целях повышения уровня квалификации членов ревизионных комиссий их назначение будет осуществляться по представлению председателя ревизионной комиссии маслихатом по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.


 

3. Результаты публичного обсуждения

 


 

Предлагаемое решение Отношение общественности (целевых групп)
1 Дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления нейтральное
2 Вовлечение граждан в местное самоуправление нейтральное
3 Упрощение бюджетных процедур нейтральное
4 Расширение функций акима сельского округа нейтральное
5 Расширение полномочий маслихатов всех уровней нейтральное

4. Цели принятия проекта закона

Проект Закона разработан в целях создания полноценной правовой основы местного самоуправления (с исключением разночтений, двоякого толкования отдельных понятий), где будут предусмотрены необходимые законодательные нормы по обеспечению:

условий для участия граждан в процессе принятия решений по вопросам местного значения и осуществления контроля за их исполнением;

выборности органов местного самоуправления;

прозрачности, открытости и подотчетности органов местного самоуправления перед населением;

организационной, экономической и финансовой самостоятельности органов местного самоуправления;

взаимодействия органов местного самоуправления и государственного управления на основе разграничения функций и полномочий, сотрудничества и взаимной ответственности за развитие городских и сельских населенных пунктов страны.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования проекта Закона является регулирование отношений, возникающих при рассмотрении вопросов местного значения и принятии по ним решений.


 

6. Структура и содержание проекта закона

Проект Закона состоит из 9 глав.

Оглавление.

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Правовое регулирование в сфере местного самоуправления.

Глава 3. Вопросы местного значения.

Глава 4. Делегирование осуществления государственных функций органам местного самоуправления.

Глава 5. Формы осуществления местного самоуправления.

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Глава 7. Нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления

Глава 8. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Глава 9. Заключительные и переходные положения.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие предлагаемого проекта закона не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация данного проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета в части внедрения постоянной должности Председателя кенеса.

Проводятся соответствующие расчеты.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

В соответствии с разрабатываемым законопроектом, необходимо внести изменения и дополнения в:

Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»;

Бюджетный кодекс Республики Казахстан;

Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»;

Закон «О правовых актах»;

Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле»;

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;

Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»;

Закон Республики Казахстан «Об общественных советах»

Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений»;

Закон Республики Казахстан «О медиации»;

Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О пастбищах»;

Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» и др.


 

 

 

Комментарий

КАРСУНЦЕВА ЗОЯ (Другие)

Проводятся соответствующие расчеты.... посмотреть текст 20/07 - 12:05

Неплохо бы сначала посчитать затраты, а потом уже рассматривать целесообразность изменений. Как всегда, выглядит, на процесс откачки бюджетных средств не по существу ((((((

21/07 - 14:48

Согласно Правилам законотворческой работы Правительства РК утвержденных Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года №907, на интернет-портале открытых НПА для обсуждения размещен проект Концепции к проекту Закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» со всеми предлагающимися материалами и предварительным текстом проекта Закона. В настоящее время законопроект на стадии разработки. Все нормы, которые повлекут увеличение расходов или сокращение поступлений местных бюджетов, будут в обязательном порядке внесены на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии в соответствии с Бюджетным кодексам РК и Правилами законотворческой работы Правительства РК. В последующем проект Закона будет отдельно официально опубликован в открытых источниках для обсуждения с общественностью. Выражаем Вам благодарность за оставленный отзыв и проявленную гражданскую активность.