Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении требований к системе управления рисками и внутреннего контроля в акционерном обществе «Фонд гарантирования страховых выплат

Краткое содержание: Проектом постановления предусмотрены требования к системе управления рисками и внутреннего контроля в АО «Фонд гарантирования страховых выплат
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 01/07/2022
Публичное обсуждение до: 18/07/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/07/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/07/2022 18:30:00
Приложенные документы:

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ

ҚАРЖЫ НАРЫҒЫН РЕТТЕУ ЖӘНЕ ДАМЫТУ АГЕНТТІГІ»

 

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

 

БАСҚАРМАСЫНЫҢ

ҚАУЛЫСЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЯ

 

 

№  _________________                                                            от «___»    __________  20___  года

 

       Алматы қаласы                                                           город Алматы

 

 

Об утверждении требований к системе управления рисками

 и внутреннего контроля в акционерном обществе «Фонд гарантирования страховых выплат»

 

 

В соответствии с Законами Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности», от 3 июня 2003 года «О Фонде гарантирования страховых выплат» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемые требования к системе управления рисками и внутреннего контроля Фонда гарантирования страховых выплат.
  2. Департаменту страхового рынка и актуарных расчетов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

3. АО «Фонд гарантирования страховых выплат» в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления в силу настоящего постановления обеспечить приведение своей деятельности в соответствие с требованиями к системе управления рисками и внутреннего контроля.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Должность                                                                             ФИО

 

Утвержден

постановлением Правления

Агентства Республики Казахстан

 по регулированию и развитию

финансового рынка

от «___» ________ 2022 года № ___

 

 

Требования к системе управления рисками и внутреннего контроля акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат»

 

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Настоящие требования к системе управления рисками и внутреннего контроля акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат» (далее - Требования) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности», от 3 июня 2003 года «О Фонде гарантирования страховых выплат» и определяют порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля Фонда гарантирования страховых выплат (далее - Фонд).
  2. В Требованиях используются следующие понятия:

1) управленческая отчетность – инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности Фонда;

2) лимитирование – установление качественных и количественных ограничений принимаемых рисков, установление ограничений на сделки (операции) Фонда.

При лимитировании определяются следующие параметры:

показатель, на который устанавливается лимит;

метод расчета показателя, на который устанавливается лимит;

предельное (максимальное, минимальное) значение показателя;

3) конфликт интересов – ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью должностных лиц Фонда и (или) его работников и надлежащим исполнением ими своих должностных полномочий или имущественными и иными интересами Фонда и (или) его работников, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для Фонда;

4) резервы гарантирования – резерв возмещения вреда и резерв гарантирования страховых выплат, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат»;

5) политика по управлению рисками – совокупность внутренних документов, включающих в себя политику и (или) иные внутренние документы, определяющие необходимые критерии, параметры, подходы, принципы, стандарты, процедуры и механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование Фонда и соответствие его деятельности стратегии и допустимому уровню риска;

6) стресс-тесты – методы измерения потенциального влияния на финансовое положение Фонда и сохранность средств резервов гарантирования, исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность Фонда;

7) риск – возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов деятельности Фонда, возникновения расходов (убытков) по собственным активам и резервам гарантирования;

8) система оценки рисков – совокупность коэффициентов, предназначенных для комплексного анализа финансового состояния Фонда и сохранность средств резервов гарантирования;

9) система управления рисками - совокупность взаимосвязанных элементов: процедур, методик, информационных систем, объединенных в единый процесс по управлению реализованными и потенциальными рисками в рамках приемлемого для акционера уровня риска и направленных на достижение целей и задач по управлению рисками. В процессе выявления и управления реализованными и потенциальными рисками, влияющими на деятельность Фонда, участвуют совет директоров, правление, руководители и сотрудники структурных подразделений в пределах закрепленной компетенции и ответственности;

10) карта риска – графическое и текстовое описание рисков Фонда, включая риски снижения резервов гарантирования, расположенных в таблице, по одной «оси» по которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения;

11) лимит риска – средство количественного либо качественного ограничения принимаемого риска;

12) идентификация риска – процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска;

13) измерение риска – определение степени вероятности риска и размеров потенциальных расходов (убытков), которые осуществляются посредством оценки последствий и вероятности наступления события математическим путем с помощью применения теории вероятностей и закона больших чисел на основе статистической информации;

14) уполномоченный орган – уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

15) внутренний аудит – неотъемлемый элемент управленческого контроля, посредством которого служба внутреннего аудита (внутренний аудитор) оценивает финансовую отчетность, а также другие данные и информацию, поддающиеся количественной и качественной оценке деятельности Фонда в целях дальнейшего отражения степени ее соответствия законодательству Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах, внутренним документам, международным профессиональным стандартам внутреннего аудита;

16) внутренний контроль – это процесс, осуществляемый советом директоров, коллегиальными органами, правлением, работниками Фонда, направленный на обеспечение достижения целей по следующим категориям:

эффективность деятельности;

обеспечение сохранности средств резервов гарантирования и их целевого использования;

надежность, полнота и своевременность финансовой отчетности и иной управленческой отчетности;

соблюдение законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах и внутренних документов Фонда;

17) подразделение по управлению рисками - структурное подразделение Фонда либо работник (риск-менеджер), являющийся штатным сотрудником Фонда, осуществляющее (осуществляющий) функцию мониторинга, обеспечения и отслеживания рисков, внедрения эффективной практики управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие (соответствующий) требованиям подпункта 3) пункта 16 настоящих Требований;

18) система внутреннего контроля – совокупность контрольных процедур, мероприятий и методик, обеспечивающая:

надлежащее и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности Фонда;

соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах и внутренних документов Фонда;

эффективное разделение ответственности;

своевременное и надлежащее исполнение работниками Фонда требований внутренних документов;

обеспечение сохранности имущества;

предотвращение и выявление фактов мошенничества и управленческих ошибок;

своевременность подготовки, достоверность и полноту финансовой отчетности и иной отчетности.

 

 

Глава 2. Порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля

 

3. Риски Фонда классифицируются следующим образом:

1) риск недостаточности резерва гарантирования страховых выплат – риск возникновения недостаточности резерва Фонда по случаям, предусмотренным пунктом 2-2 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат», вследствие принятия уполномоченным органом решения о лишении лицензии страховой организации-участника(ов).

2) инвестиционные риски – риски, возникающие в процессе инвестиционной деятельности.

К инвестиционным рискам относятся:

кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие несостоятельности дебиторов, изменения кредитных рейтингов эмитентов облигаций, имеющихся в инвестиционном портфеле Фонда;

риск ликвидности – риск, связанный с невозможностью быстрой реализации активов Фонда для исполнения обязательств, в т.ч. предусмотренных Законом Республики Казахстан «О фонде гарантирования страховых выплат»;

рыночный риск – вероятность расходов (убытков), связанных с неблагоприятными движениями финансовых рынков, вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов, процентных ставок, курсов иностранных валют, стоимости драгоценных металлов.

К рыночному риску относятся:

валютный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют;

ценовой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен финансовых инструментов и производных финансовых инструментов под влиянием рыночных факторов;

процентный риск - риск возникновения финансовых расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам организации;

3) операционный риск – риск возникновения убытков вследствие недостатков (ошибок) в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны руководящих и других работников, ненадлежащего функционирования информационных систем (технологий), а также вследствие внешних событий;

4) стратегический риск – риск возникновения убытков вследствие неверных управленческих решений, ненадлежащей реализации принятых управленческих решений и (или) неспособности Фонда адаптироваться к изменениям бизнес-среды;

5) сопутствующие риски:

аудиторский риск – субъективно определяемая аудитором вероятность признания по итогам аудиторской проверки, что финансовая отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности либо содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет;

системный риск – риск, связанный с возникновением расходов (убытков) Фонда в результате лишения лицензии страховой организации и (или) нескольких страховых организаций, прекращения деятельности филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан и (или) нескольких филиалов страховой организации-нерезидента Республики Казахстан;

риск мошенничества – риск, связанный с возможностью возникновения расходов (убытков) в результате мошеннических действий работников и третьих лиц;

репутационный риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к Фонду;

страновой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по своим обязательствам.

4. Совет директоров и правление обеспечивают наличие адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля и создают условия для исполнения работниками Фонда своих обязанностей в области управления рисками и внутреннего контроля, а также обеспечивают функциональную и организационную независимость службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора).

5. Совет директоров Фонда исключает конфликт интересов при создании комитетов Совета директоров и иных коллегиальных органов.

6. В целях формирования адекватной системы управления инвестиционными рисками в Фонде создается инвестиционный комитет (инвестиционные комитеты).

Решения инвестиционного комитета принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, и оформляются в письменном виде.

Решения инвестиционного комитета протоколируются с детальным отражением процесса принятия решения и приложением документов, на основании которых было принято решение, с указанием:

перечня и детальным описанием рассматриваемых вопросов;

перечня документов, представленных инвестиционному комитету для принятия решения, включая рекомендации подразделения по управлению рисками;

итоги голосования по каждому рассматриваемому вопросу;

мнения членов с обоснованием, в том числе в случае их несогласия с принятым решением и наличия особого мнения.

Протокол подписывается председателем и всеми членами инвестиционного комитета, участвовавшими на заседании, и хранится в Фонде.

Совет директоров оценивает работу инвестиционного комитета и правления на основании их ежегодных отчетов о результатах работы.

7. Процесс управления рисками включает следующие этапы:

1) определение рисков:

оценка рискообразующих факторов и риска (систематическое и постоянное отслеживание, анализ всех возможных причин расходов (убытков), их вероятности и размеров);

классификация рисков (осуществляется по результатам исследования специфики рисков и факторов, которые приводят к их возникновению, влияют на их развитие, экспертных оценок исторических данных, анализа карты рисков);

2) измерение рисков, периодичность проведения которых устанавливается советом директоров в зависимости от значимости риска, но не реже двух раз в год;

3) осуществление регулярного стресс-тестирования и анализа рисков;

4) выбор и применение метода управления рисками;

5) корректирование системы управления рисками.

8. Система внутреннего контроля представляет собой систему организации, политики, процедур и методов, принятых Фондом для:

1) обеспечения эффективности деятельности Фонда, включая эффективность управления собственными активами и обязательствами Фонда, обеспечение сохранности собственных активов Фонда и средств резервов гарантирования;

2) обеспечения полноты, достоверности и своевременности финансовой и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности;

3) обеспечения выполнения Фондом законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и внутренних документов Фонда, решений органов Фонда;

4) недопущения вовлечения Фонда и его работников в осуществление противоправной деятельности, в том числе мошенничества, ошибок, неточностей, обмана.

9. Фонд для проверки и объективной оценки эффективности функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля по всем аспектам деятельности Фонда обеспечивает проведение внутреннего аудита.

10. Фонд обеспечивает соблюдение требований к внутренним документам системы управления рисками и внутреннего контроля, согласно приложению 1 к Требованиям.

11. Процедуры внутреннего контроля в Фонде осуществляются руководящими работниками Фонда в соответствии с возложенными на них полномочиями.

12. Работники Фонда в рамках своих функциональных обязанностей соблюдают требования к системе управления рисками и внутреннего контроля, норм профессиональной этики и внутренних документов.

13. Фонд ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган сведения об оценке системы управления рисками и внутреннего контроля по форме, согласно приложению 2 к Требованиям.

14. Фонд на основании финансовой и иной отчетности Фонда на отчетную дату осуществляет стресс-тестирование по рискам и представляет для сведения совету директоров стресс-тестирование по рискам по форме, утвержденной правлением Фонда.

К стресс-тестированию по рискам прилагается заключение руководителя подразделения по управлению рисками, содержащее:

анализ подверженности Фонда рискам;

определение рисков, влияющих в большей степени на финансовое положение Фонда.

      

Глава 3. Порядок формирования системы управления рисками

 

15. В целях организации эффективной системы управления рисками совет директоров:

1) утверждает политику по управлению рисками и иные внутренние документы, разрабатываемые в соответствии с Требованиями;

2) принимает меры по снижению вероятности конфликтов интересов в функциональных обязанностях руководящих работников;

3) рассматривает отчет внутренних (внутреннего), внешних аудиторов по результатам проведенной ими проверок с указанием выявленных несоответствий, а также их рекомендации;

4) в части управления рисками:

осуществляет регулярный мониторинг деятельности Фонда посредством созданных коллегиальных органов, службы внутреннего аудита в целях исключения возможности совершения операций, противоречащих корпоративной стратегии, политикам, процедурам и иным внутренним документам, а также в целях их корректировки;

обеспечивает организационную независимость функций службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора), подразделения по управлению рисками;

осуществляет контроль выполнения мер уполномоченного органа, в том числе плана мероприятий по устранению недостатков;

осуществляет контроль за исполнением инвестиционных решений и рекомендаций подразделения по управлению рисками;

утверждает лимиты принимаемых рисков и ограничения на сделки (операции);

утверждает планы мероприятий по минимизации рисков Фонда;

рассматривает отчеты о рисках Фонда, предусмотренные настоящими Правилами.

16. Политика по управлению рисками, разрабатывается подразделением по управлению рисками и предусматривает регулярное проведение стресс-тестирования, сценарных анализов и определяет, но не ограничивается следующим:

1) наличие в составе организационной структуры Фонда инвестиционного комитета, подразделения по управлению рисками;

2) квалификационные требования к руководящим работникам;

3) квалификационные требования к работникам, имеющим непосредственное отношение к управлению рисками, включая требования по наличию высшего образования, международного сертификата в области управления рисков (FRM (Financial Risk Manager) - Финансовый риск-менеджер, PRM (Professional Risk Manager) - Профессиональный риск-менеджер, CFA - Сертифицированный финансовый аналитик) для руководителя подразделения по управлению рисками и(или) стажа работы не менее 3-х (трех) лет в сфере управления рисками в финансовых организациях;

4) полномочия и функциональные обязанности по управлению рисками коллегиальных органов, службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора), правления, подразделения по управлению рисками;

5) внутренние процедуры предоставления отчетности и порядок по обмену информацией, необходимой для управления рисками, между коллегиальными органами, правлением, и советом директоров Фонда;

6) процедуры по идентификации, оценке, мониторингу и контролю рисков, включая порядок определения количественных значений показателей рисков, связанных с деятельностью Фонда;

7) процедуры постоянного мониторинга выполнения управленческих решений и определения эффективности принятых управленческий решений;

8) внутренние критерии оценки эффективности системы управления рисками;

9) порядок разработки карты рисков, включая качественный и количественный подходы;

10) лимиты на допустимые размеры рисков;

11) меры по управлению рисками, возникающими в процессе деятельности Фонда;

12) процедуры по мониторингу, оценке и контролю идентифицированных (обнаруженных) рисков, составлению карты рисков Фонда, в том числе:

меры, предпринимаемые подразделением по управлению рисками совместно с другими коллегиальными органами, работниками Фонда, по идентификации рисков;

оценка рисков, осуществляемая подразделением по управлению рисками, включая оценку частоты возникновения рисков, последующую классификацию воздействий, связанных с данными рисками, и установление лимитов рисков;

мониторинг рисков, проводимый подразделением по управлению рисками, включающий мониторинг изменений значений показателей рисков и максимально допустимых значений показателей рисков, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков лимитам рисков;

механизм незамедлительного представления отчетности совету директоров о любых значительных случаях, способных повлечь за собой расходы (убытки) и (или) повлиять на деятельность Фонда, или носящих незаконный характер;

13) процедуры стресс-тестирования и моделирования оценки рисков;

14) порядок предоставления подразделением по управлению рисками совету директоров отчета по управлению рисками, включая:

текущее состояние по управлению рисками (проводимая работа по минимизации и исключению рисков);

выявленные риски и план мероприятий по минимизации данных рисков, а также результаты проведенной работы по их снижению либо предотвращению;

риски, которые могут возникнуть в процессе ведения текущей деятельности Фонда, и пути их снижения и предотвращения;

контроль и мониторинг рисков, которые могут возникнуть на текущем этапе реализации корпоративной стратегии Фонда, и пути их минимизации и предотвращения;

адекватность и эффективность системы управления рисками;

15) порядок осуществления контроля за выполнением установленных лимитов по инвестиционной деятельности и любым другим сделкам (операциям) Фонда с указанием перечня должностей лиц, ответственных за осуществление контроля.

16) механизмы приема-передачи полномочий при смене руководящих работников, службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора), подразделения по управлению рисками, юридической службы, корпоративного секретаря (при его наличии), включая письменное оформление актов приема-передачи.

17. Правление в целях обеспечения надлежащего функционирования системы управления рисками:

1) осуществляет ежедневное руководство Фондом в соответствии с установленными целями и методами в части управления рисками и внутреннего контроля;

2) утверждает порядок передачи информации между советом директоров, коллегиальными органами, правлением и подразделением по управлению рисками, обеспечивающего эффективное управление рисками и внутренний контроль;

3) осуществляет реализацию указаний совета директоров, рекомендаций и замечаний службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора), рекомендации подразделения по управлению рисками, требований и мер уполномоченного органа;

4) утверждает внутренние документы в целях реализации политики по управлению рисками и внутреннего контроля, утвержденной советом директоров;

5) разрабатывает лимиты рисков по видам операций для утверждения советом директоров;

6) разрабатывает методики расчета ставок обязательных, дополнительных взносов и условных обязательств с учетом особенности отрасли страхования, оценки риск-профиля страховой организации, её бизнес-стратегии, занимаемой доле на рынке страхования;

7) обеспечивает принятие эффективных мер контроля соблюдения указанных лимитов на основе ежемесячных расчетов подразделения по управлению рисками;

8) готовит и выносит на рассмотрение совета директоров ежеквартальные отчеты по исполнению инвестиционных решений и рекомендаций подразделения по управлению рисками;

9) предоставляет рекомендации совету директоров в части составления годовых бюджетов, стратегических планов с учетом текущей и будущей экономической среды, нормативной правовой базы;

10) контролирует выполнение планов мероприятий по деятельности Фонда;

11) контролирует соблюдение политик в управлении возможными и потенциальными рисками, размеров рисков в пределах установленных лимитов;

12) обеспечивает проведение анализа изменения доходов (расходов) от операций с финансовыми инструментами с учетом динамики их рыночной стоимости;

13) обеспечивает улучшение системы учета и отчетности с учетом рекомендаций внутреннего и внешних аудиторов;

14) проводит анализ аудиторских отчетов, и представление совету директоров предложений по принятию соответствующих мер по устранению выявленных недостатков.

18. В функции подразделения по управлению рисками входят:

1) организация эффективной системы управления рисками, включая:

разработку политики по управлению рисками;

разработку карты рисков, включая качественный и количественный подходы;

участие в процессе принятия управленческих решений;

постоянный мониторинг выполнения управленческих решений и определения эффективности принятых управленческий решений;

контроль за выполнением установленных лимитов по инвестиционным сделкам (операциям);

2) идентификация и оценка рисков, включая определение описательных и количественных значений показателей рисков, связанных с деятельностью Фонда, а также определение максимально допустимых значений показателей рисков;

3) принятие мер по управлению рисками, возникающими в процессе деятельности Фонда;

4) мониторинг, оценка и контроль идентифицированных (обнаруженных) рисков, в том числе:

принятие мер совместно с другими работниками Фонда по идентификации рисков;

оценка рисков, включая оценку частоты возникновения рисков, последующая классификация воздействий, оказанных данными рисками, и установление лимитов рисков;

мониторинг рисков, включающий мониторинг изменений значений показателей рисков и максимально допустимых значений показателей рисков, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков;

незамедлительное представление отчетности правлению и совету директоров о любых значительных случаях, способных повлечь за собой ущерб и (или) повлиять на деятельность Фонда, или носящих незаконный характер;

5) организация процесса по разработке плана мероприятий по минимизации выявленных рисков Фонда и дальнейший мониторинг утвержденного советом директоров плана мероприятий по минимизации рисков Фонда;

6) организация мероприятий по исполнению плана на случай чрезвычайных обстоятельств и обеспечения непрерывности деятельности Фонда;

7) регулярный анализ:

финансовых показателей (в рамках стресс-тестов и регулярного мониторинга уровня принятых рисков);

влияния изменений цен на финансовые инструменты, на показатели ликвидности, достаточности собственных активов и резервов гарантирования страховых выплат, классификации финансовых инструментов по категориям в соответствии с учётной политикой Фонда (в рамках стресс-тестов и регулярного мониторинга уровня принятых рисков);

структуры инвестиционного портфеля, сформированного за счет собственных активов Фонда и средств резервов гарантирования, на соответствие перечню финансовых инструментов, разрешенных к приобретению, установленному нормативным правовым актом уполномоченного органа;

8) прогнозирование воздействия макроэкономических факторов на рентабельность, ликвидность, достаточность собственных активов и резервов гарантирования страховых выплат;

9) предоставление совету директоров и правлению на ежеквартальной основе отчета по оценке и анализу системы управления рисками по следующим направлениям:

текущее состояние управления рисками (проводимая работа по минимизации и исключению рисков);

выявленные риски и план мероприятий по минимизации данных рисков, а также результаты проведенной работы по их снижению либо предотвращению;

риски, которые могут возникнуть в процессе ведения текущей деятельности Фонда, и пути их снижения и предотвращения;

контроль и мониторинг рисков, которые могут возникнуть на текущем этапе реализации корпоративной стратегии Фонда и пути их минимизации и предотвращения;

адекватность и эффективность системы управления рисками;

краткий анализ финансовых показателей за отчетный период;

оценка и анализ карты рисков;

адекватность и эффективность применяемых процедур тестирования и моделей оценки рисков;

анализ по исполненным инвестиционным решениям и рекомендациям подразделения по управлению рисками;

10) в целях корректировки корпоративной стратегии и внутренней политики по управлению рисками представление правлению не реже одного раза в год:

отчета, содержащего детальный обзор текущего состояния организации с учетом количественных и качественных данных обо всех рисках, степени их вероятности, степени готовности Фонда, проведенных мероприятиях по их минимизации, мер реагирования;

отчета, содержащего детальный обзор финансового состояния и результатов деятельности Фонда, а также изменений в законодательстве актах Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, способные повлиять на финансовое состояние Фонда, карту рисков Фонда;

11) предоставление правлению и инвестиционному комитету на ежеквартальной основе отчета содержащего обзор:

влияния изменений цен на финансовые инструменты, на показатели ликвидности, достаточности собственных активов и резервов гарантирования страховых выплат, классификации финансовых инструментов по категориям в соответствии с учётной политикой Фонда (в рамках стресс-тестов и регулярного мониторинга уровня принятых рисков);

по соответствию структуры инвестиционного портфеля, сформированного за счет собственных активов Фонда и средств резервов гарантирования, перечню финансовых инструментов, разрешенных к приобретению, установленному нормативным правовым актом уполномоченного органа;

19.Подразделение по управлению рисками подотчетно совету директоров.

20. Подразделение по управлению рисками получает от всех коллегиальных органов и работников Фонда любые документы и информацию, необходимую для осуществления своих функций, в сроки, указанные в запросе подразделения по управлению рисками.

21. Руководящие работники и иные работники Фонда ответственны за своевременное и полное доведение до сведения подразделения по управлению рисками всей необходимой информации, связанной с оценкой рисков.

22. Правление не участвует в оценке работы подразделения по управлению рисками. Оценка подразделения по управлению рисками осуществляется советом директоров. 

 

 

Глава 4. Порядок формирования системы внутреннего контроля

 

23. Система внутреннего контроля в Фонде создается для целей обеспечения:

1) операционной и финансовой эффективности деятельности Фонда, что предполагает проверку эффективности управления собственными активами Фонда и средств резервов гарантирования определения вероятности убытков;

2) надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой отчетности, что предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности и других финансовых документов, используемых Фондом при принятии решений;

3) соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, о Фонде гарантирования страховых выплат, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, внутренних документов Фонда и решений органа управления Фонда и исполнительного органа Фонда.

24. Система внутреннего контроля Фонда представляет собой постоянный процесс, состоящий из пяти взаимосвязанных компонентов:

1) управленческий контроль;

2) выявление и оценка рисков;

3) осуществление контроля и разделение полномочий;

4) информационный обмен и взаимодействие;

5) мониторинг (оценка эффективности системы внутреннего контроля) и исключение нарушений и несоответствий (недостатков).

25. Функционирование системы внутреннего контроля происходит по принципу непрерывного поочередного прохождения следующих трех этапов:

1) формирование системы внутреннего контроля (с учетом результатов оценки эффективности) путем включения процедур во внутренние документы Фонда;

2) исполнение внутренних документов Фонда в работе;

3) проведение оценки эффективности системы внутреннего контроля.

26. Процедурами внутреннего контроля являются:

1) ежеквартальная проверка процесса достижения поставленных в корпоративной стратегии Фонда целей и задач посредством представления структурными подразделениями в рамках возложенных на них функций совету директоров и правлению отчетов о текущих результатах финансовой деятельности с приложением плановых показателей финансовой деятельности;

2) проведение периодической инвентаризации имущества, а также сверки финансовых инструментов;

3) проверка соблюдения установленных лимитов риска и реализации мероприятий по устранению выявленных несоответствий;

4) проверка условий операций и результатов применения моделей управления рисками;

5) проверка своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций в учете и отчетности.

 

 

Глава 5. Внутренний аудит

 

27. Совет директоров в целях обеспечения эффективности системы внутреннего контроля Фонда, обеспечения функциональной и организационной независимости службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора):

1) утверждает политику внутреннего аудита;

2) утверждает положение о службе внутреннего аудита;

3) утверждает годовой план внутреннего аудита;

4) назначает работников службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора);

28. Политика внутреннего аудита включает, но не ограничивается следующим:

1) цели и задачи внутреннего аудита;

2) требования к профессиональным качествам работников службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора), их (его) полномочия и ответственность;

3) порядок и процедуры осуществления внутреннего аудита, в том числе включающие методику оценки системы управления рисками и внутреннего контроля, корпоративного управления с указанием критериев оценки;

4) порядок взаимодействия и обмена информацией с другими комитетами и работниками Фонда;

5) бюджет службы внутреннего аудита.

29. При разработке политики внутреннего аудита учитываются, следующие факторы:

стратегия Фонда;

уровень и виды рисков, присущих деятельности Фонда.

30. Коллегиальный орган по вопросам внутреннего аудита:

1) обеспечивает разработку и согласовывает политику внутреннего аудита, положения о службе внутреннего аудита, годового плана и программу внутреннего аудита;

2) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением Фондом и ее работниками политики внутреннего аудита.

3) осуществляет отбор кандидатуры для внутреннего аудитора.

31. Служба внутреннего аудита создается в целях предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля, системы управления рисками, корпоративного управления и рекомендаций по их совершенствованию.

32. Служба внутреннего аудита (внутренний аудитор) в своей деятельности руководствуется уставом Фонда, положениями об организации системы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита Фонда, а также другими внутренними документами, регламентирующими деятельность Фонда, и требованиями.

33. Служба внутреннего аудита (внутренний аудитор) составляет план внутреннего аудита и программу внутреннего аудита.

План внутреннего аудита основывается на риск - ориентированном подходе, определяющем приоритетные направления внутреннего аудита в соответствии с целями Фонда.

Для реализации плана внутреннего аудита разрабатывается программа внутреннего аудита, которая утверждается руководителем службы внутреннего аудита.

34. В задачи службы внутреннего аудита (внутренний аудитор) входит рассмотрение и обсуждение следующих вопросов:

1) функционирование системы внутреннего контроля;

2) подготовка отчетности для совета директоров о деятельности службы внутреннего аудита;

3) области риска в сделках (операциях) Фонда, которые в текущем году необходимо подвергнуть внутреннему и внешнему аудитам;

4) достоверность и точность финансовой информации, предоставляемой менеджменту;

5) любые существенные недостатки в бухгалтерском учете или внутреннем аудите, выявленные внешними или внутренними аудиторами.

35. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

1) разработка и предоставление на утверждение совету директоров политики, положения, бюджета, плана деятельности службы внутреннего аудита, аудиторского заключения, критериев оценки деятельности Фонда;

2) проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля, а также содействие в постоянном совершенствовании системы внутреннего контроля;

3) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков Фонда и системы управления рисками организации;

4) проверка деятельности подразделений и предоставление отчета совету директоров по ее результатам;

5) проверка достоверности, полноты раскрытия, объективности, своевременности предоставления подразделениями Фонда соответствующей отчетной или запрашиваемой информации уполномоченному органу, руководству и другим заинтересованным сторонам;

6) обеспечение эффективности и независимости процессов аудита (внутреннего, внешнего);

7) формирование контрольной среды, соответствующей международным профессиональным стандартам внутреннего аудита и требованиям законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, посредством проведения регулярных проверок в соответствии с утвержденным планом;

8) контроль за ведением бухгалтерского учета;

9) предоставление рекомендаций совету директоров по совершенствованию внутреннего аудита;

10) оценка принятых управленческих решений в части управления активами и обязательствами;

11) проверка своевременности, правильности, полноты и точности отражения деятельности организации в финансовой отчетности и ее соответствия международным стандартам финансовой отчетности;

12) анализ информации, в том числе:

финансовой отчетности в сравнении с предыдущим периодом и запланированными финансовыми показателями;

отчета об инвестициях по видам финансовых инструментов в разрезе инвестиционных портфелей и с указанием балансовой и рыночной стоимости, доходности и общей суммы покупок (продаж);

13) оценка адекватности и эффективности контроля за рисками в сфере корпоративного управления, операционной деятельности организации и ее информационных систем;

14) иные функции в пределах компетенции службы внутреннего аудита, предусмотренные внутренними документами организации.

36. Служба внутреннего аудита (внутренний аудитор) имеет неограниченный доступ ко всем материалам, сведениям, документам (файлам), информации необходимых для осуществления своих функций, в том числе находящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, без права внесения в них изменений.

37. Не допускается вмешательство Правления Фонда в деятельность внутреннего аудита и внесения корректировок в результаты проверок внутреннего аудита.

38. Правление не участвует в оценке работы службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора). Оценка службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора) осуществляется советом директоров. 

39. Руководитель службы внутреннего аудита (внутренний аудитор):

1) утверждает программу внутреннего аудита;

2) не менее одного раза в год подтверждает совету директоров факт организационной независимости и объективности внутреннего аудита;

3) доводит до сведения совета директоров информацию о фактах нарушения независимости службы внутреннего аудита (возникновение конфликта интересов, ограничения полномочий доступа к материалам, сведениям, документам (файлам) организации);

4) не позднее, чем за месяц до начала проведения аудиторской проверки запрашивает письменные заявления от руководящих работников о нижеследующем:

полном раскрытии результатов оценок риска существенного искажения финансовой отчетности;

раскрытии информации о мошеннических действиях или подозрениях в мошенничестве со стороны работников (в том числе уволенных), выполняющего важную роль в системе внутреннего контроля, и других лиц, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

40. Работники службы внутреннего аудита (внутренний аудитор) в процессе ежедневной работы:

1) соблюдают (соблюдает) требования законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и внутренних документов Фонда;

2) руководствуются (руководствуется) международными профессиональными стандартами внутреннего аудита;

3) выявляют (выявляет) искажения отчетности в результате мошенничества;

4) документируют (документирует) аудиторские решения и доказательства;

5) соблюдают (соблюдает) конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих полномочий;

6) в ходе оценки полученных аудиторских доказательств выполняют (выполняет) процедуры проверки сделок (операций), на предмет мошенничества и несоответствующих основной цели Фонда;

7) руководствуются (руководствуется) принципами оценки надежности аудиторских доказательств:

доказательства, полученные из внешних официальных источников, надежнее полученных из внутренних источников;

доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если ведение бухгалтерского учета и внутреннего контроля эффективны;

доказательства, собранные аудитором, надежнее доказательств, предоставленных структурным подразделением;

доказательства в форме документов и письменных заявлений надежнее заявлений, представленных в устной форме.

В случае противоречивости доказательств служба внутреннего аудита проводит дополнительные процедуры с целью выяснения достоверного положения дел.

40. Руководитель и работники службы внутреннего аудита (внутренний аудитов) не могут (не может) одновременно являться руководителем и (или) работниками (работником) иных структурных подразделений, а также быть членами коллегиальных органов.

41. Работники организации информируют службу внутреннего аудита о следующих сделках (операциях):

1) любых сделках (операциях) на сумму более 1 (одного) миллиона тенге с оплатой в наличной форме;

2) других сделках (операциях), вызывающих сомнения в их законности.

 

 

Приложение 1 к Требованиям к системе управления рисками и внутреннего контроля акционерного общества

«Фонд гарантирования страховых выплат»

 

 

 

Требования к внутренним документам системы управления рисками и внутреннего контроля

 

1. Объем информации, охватываемый внутренними документами, должен быть достоверным и достаточным для оценки деятельности Фонда и принятия эффективных решений советом директоров, коллегиальных органов, правлением и руководящими работниками.

2. Совет директоров в целях эффективного управления рисками и внутреннего контроля утверждает следующие внутренние документы:

1) корпоративную стратегию;

2) положение об организационно-функциональной структуре Фонда;

3) внутреннюю политику по оплате труда, начислению денежных вознаграждений, а также других видов материального поощрения руководящих работников;

4) учетную политику;

5) положение о сроках и формах представления управленческой отчетности.

3. Корпоративная стратегия разрабатывается правлением и:

1) определяет краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 (одного) года до 3 (трех) лет) и долгосрочные (от 3 (трех) и более лет) цели Фонда;

2) содержит:

основные цели Фонда;

прогнозные значения финансовых и иных показателей деятельности Фонда;

иные вопросы.

5. Положение об организационно-функциональной структуре Фонда разрабатывается правлением и содержит:

1) структуру, полномочия, коллегиальных органов, правления, службы внутреннего аудита, руководящих работников;

2) квалификационные требования к работникам;

3) порядок взаимодействия и подотчетности;

4) недопущение возложения на работников службы внутреннего аудита, подразделения по управлению рисками функций других подразделений;

5) критерии оценки эффективности деятельности правления, структурных подразделений и работников, в том числе порядок применения мер за невыполнение (ненадлежащее, несвоевременное выполнение) возложенных на них функций и задач.

6. Внутренняя политика (правила) по оплате труда, начислению денежных вознаграждений, а также других видов материального поощрения руководящих работников разрабатывается правлением и регламентирует:

1) принципы, критерии подбора кандидатов на должность членов совета директоров, правления, иных руководящих работников, определения размера вознаграждения;

2) виды, компоненты, основания осуществления вознаграждений (размер фиксированного вознаграждения, другие виды вознаграждений, компенсационных выплат);

3) критерии оценки работы руководящих работников и применения вознаграждений;

4) форму и периодичность отчета правления, предоставляемого совету директоров, касательно освоения бюджета в части произведенных вознаграждений и других компенсационных выплат, обеспечения соответствия руководящих работников квалификационным требованиям уполномоченного органа и требованиям должностной инструкции;

5) иные вопросы.

7. Учетная политика:

1) разрабатывается правлением в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) содержит принципы, основы, условия, правила и практику ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

3) определяет подразделение, ответственное за ежемесячное отслеживание доходов (расходов) в динамике;

4) регламентирует:

требования к оценке стоимости финансовых инструментов на основе модели оценки риска и приведения текущих цен к рыночным;

методику осуществления тестов на обесценение финансового инструмента в случае отсутствия рыночной стоимости финансового инструмента в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

иные вопросы.

8. Положение о сроках и формах представления управленческой отчетности разрабатывается правлением и регламентирует порядок представления правлением и подразделением по управлению рисками совету директоров и акционерам Фонда управленческой отчетности, которая включает, но не ограничивается следующим:

финансовую отчетность (в том числе в сравнении с предыдущим периодом прошлых лет и запланированные показатели деятельности);

отчеты об инвестициях (по видам финансовых инструментов, с указанием балансовой и рыночной стоимости, доходности, общей суммы покупок и продаж);

отчет о сравнении объема активов и обязательств;

анализ карты риска Фонда;

иная отчетность по требованию совета директоров и акционеров Фонда.

 

 

Приложение 2
к Требованиям к системе управления рисками и внутреннего контроля акционерного общества

«Фонд гарантирования страховых выплат»

 

 

Сведения об оценке системы управления рисками и внутреннего контроля

акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат»

по состоянию на

 

Указание соответству-ющего абзаца, подпункта, пункта Правил

Оценка соответствия требованиям Правил

Выявленные недостатки

Принятые (планируемые) мероприятия по устранению недостатков (содержание мероприятия, сроки исполнения)

Ответственные исполнители (фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность, контактная информация)

1

2

3

4

5

6

 

Общая оценка соответствия требованиям к системам управления рисками и внутреннего контроля _______________________________________________
 

Первый руководитель организации или лицо, уполномоченное им на подписание сведений
______________________________________________________ ______________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
 

Руководитель подразделения по управлению рисками
______________________________________________________ ______________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
 

Руководитель службы внутреннего аудита ______________________________________________________ ______________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (подпись)
 

 

Дата подписания "_____" ___________________ 20___ года

 

Приложение к форме сведений об оценке системы управления рисками и внутреннего контроля акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат»

 

Пояснения к заполнению сведений об оценке системы управления рисками и внутреннего контроля

 

Оценка соответствия системы управления рисками и внутреннего контроля Фонда требованиям Правил осуществляется исходя из следующих критериев:

1) ПС – «полностью соответствует»

при выполнении критерия требования без значительных отклонений;

2) ЧС – «частично соответствует»

при обнаружении отклонений от критерия требований (недостатков), которые не считаются достаточными для серьезных сомнений относительно способности организации в достижении соблюдения данного критерия и будут в скором времени устранены;

3) НС – «не соответствует»

при невыполнении критерия требований к системам управления рисками и внутреннего контроля;

 

Комментарий

"Атамекен" Қазақстан Республикасының Ұлттық кәсіпкерлер палатасы

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҚАРЖЫ НАРЫҒЫН РЕТТЕ... посмотреть текст 07/07 - 12:38

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»


Прикреплённые файлы:     ЭЗ НПП (фг) каз.pdf     ЭЗ НПП (фг) рус.pdf

07/07 - 16:25

принято для дальнейшей работы

СУХАНОВ АНДРЕЙ

В соответствии с Законами Республики Казахстан от ... посмотреть текст 01/07 - 19:50

«При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, а также дат их принятия не требуется.» (часть третья пункта 5 статьи 25 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах»).

04/07 - 19:55

проект доработан с учетом комментариев