Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования к проекту Постановления Правительства РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним»

Краткое содержание: Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 06/07/2022
Публичное обсуждение до: 20/07/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 20/07/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 20/07/2022 18:30:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования к проекту Постановления Правительства  РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд 

и взыскания по ним»

 

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателей предусмотрено в Концепции по дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года. На законодательном уровне введение ОПВР должно было начаться с 1 января 2018 года.

Однако, учитывая планирующееся внедрение обязательного социального медицинского страхования, сроки введения в действие данных поправок были перенесены на 2020 год. В 2019 году по поручению Главы государства были приняты законодательные поправки, в соответствии с которыми сроки введения ОПВР были перенесены на 2023 год.

Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Накопительный компонент в структуре действующей пенсионной системы призван снизить зависимость системы пенсионного обеспечения от демографических трендов и доходов бюджета, а также повысить привлекательность пенсионной системы.

Текущий уровень замещения утраченного трудового дохода пенсией (включая базовую, солидарную и накопительную составляющую), постепенно снижается и достигнет 39% к 2040 году, и 32% уже к 2050 году (т.е. ниже минимально стандарта в 40%, рекомендуемого Международной организацией труда).

3.

Какова цель вводимого регулирования

Формирование полноценной пенсионной системы с обязательным участием в ней государства, работодателей и самих работников.

Обеспечение    коэффициент замещения утраченного дохода пенсионными выплатами на уровне не ниже 40%, рекомендованного Международной организацией труда.

 

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете - необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов, представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

 

Введение обязательных пенсионных взносов на индивидуальные пенсионные счета для пополнения личных пенсионных накоплений

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1. (Существующая практика по поэтапному повышению ставок по социальным отчислениям в ГФСС)

Поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей, начиная с 1,5% с 2023 года,  2,5% с 2024 года, 3,5% с 2025 года, 4,5% с 2026 года и 5% к 2027 году.

Альтернатива 2. (Рекомендуемая) НПП

Отмена введения обязательных пенсионных взносов работодателей или их введение  поэтапно, начиная с 1% с 2023 года, 1% с 2024 года, 2% с 2025 года, 3% с 2026 года, 4% с 2027 года и 5% к 2028 году.

Альтернатива 3.

Введение обязательных пенсионных взносов работодателей в качестве личных сбережений на индивидуальных пенсионных счетах в ЕНПФ, а не как условно-накопительный компонент.

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей, начиная с 1,5% с 2023 года, 2,5% с 2024 года, 3,5% с 2025 года, 4,5% с 2026 года и 5% к 2027 году.

1. нет

2. Повышение размеров пенсионных выплат, улучшение благосостояния пенсионеров

3.Вовлечение занятого населения в накопительную пенсионную систему.

4. частично

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

 

Альтернатива 2

Отменить введение обязательных пенсионных взносов работодателей или ввести поэтапно, начиная с 1% с 2023 года, 1% с 2024 года, 2% с 2025 года, 3% с 2026 года, 4% с 2027 года и 5% к 2028 году

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

1. нет

2. Снижение совокупных размеров пенсионных выплат, снижение коэффициента замещения утраченного дохода пенсионными выплатами

3.

4.

 

Альтернатива 3

Ввести ОПВР в качестве пополнения личных пенсионных накоплений на индивидуальные пенсионные счета в ЕНПФ, а не как условно-накопительный компонент.

1. нет

2. Увеличение пенсионных накоплений граждан

3. Вовлечение занятого населения в накопительную пенсионную систему.

4. частично

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

 

Альтернатива 2

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

 

Альтернатива 3

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

1. нет

2. нет

3. нет

4. нет

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

 

Альтернатива 2

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

 

Альтернатива 3

1.нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

1. нет

2.нет

3. нет

4. нет

5. нет

6. нет

7. нет

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 - поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 - поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 - поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 - поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 - поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

5

Учитывая интересы субъектов предпринимательства  в целях недопущения одномоментного роста финансовой нагрузки на работодателей, а также,  принимая во внимание обстоятельство, что введение ОПВР по согласованию с Главой государства уже переносилось  дважды, предлагается введение ОПВР поэтапно, начиная со ставки взноса  1,5 %  с 2023 года, 2,5% - с 2024 года, 3,5% - с 2025 года, 4,5% - с 2026 года и 5% - к 2027 году в течении 5 лет.

 

Альтернатива 2

1

Отмена ОПВР нецелесообразна.

ОПВР вводятся в целях сохранения адекватности пенсионного обеспечения и направлены на усиление трехсторонних трудовых отношений в пенсионном обеспечении граждан, а также стимулированию граждан по участию в пенсионной системе, повышению ответственности работодателей по формализации трудовых отношений.

  Будет сформирована полноценная пенсионная система с обязательным участием в ней государства, работодателей и самих работников.

Это позволит обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы, а коэффициент замещения пенсионными выплатами после выхода на пенсию будет составлять на уровне не ниже 40%, рекомендованного Международной организацией труда.

Альтернатива 3

3

Согласно заложенного в 2014 году принципа формирования условно-накопительной компоненты условные пенсионные накопления на счетах вкладчиков не будут собственностью вкладчиков, не будут наследоваться, а призваны обеспечивать пожизненные выплаты по распределительному принципу – от «богатых» к «бедным», от «умерших» к «оставшимся».

Внедрение условно накопительной системы  позволит перераспределить накопившиеся взносы в пользу вкладчиков с низкими доходами.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Будет сформирована полноценная пенсионная система с обязательным участием в ней государства, работодателей и самих работников.

Это позволит обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы, а коэффициент замещения пенсионными выплатами после выхода на пенсию будет составлять на уровне не ниже 40%, рекомендованного Международной организацией

отсутствует

Альтернатива 2

отсутствуют

Введение ОПВР обязательно, это  позволит по достижении пенсионного возраста, при наличии стажа участия в условно-накопительной пенсионной системе не менее 5 лет (60 месяцев) получать дополнительную (условно-накопительную) пенсию.

Альтернатива 3

отсутствуют

Согласно принципа формирования условно-накопительной компоненты условные пенсионные накопления на счетах вкладчиков не будут собственностью вкладчиков, не будут наследоваться, а призваны обеспечивать пожизненные выплаты по распределительному принципу – от «богатых» к «бедным», от «умерших» к «оставшимся».

Внедрение условно накопительной системы  позволит перераспределить накопившиеся взносы в пользу вкладчиков с низкими доходами.

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

(описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

 

Альтернатива 1 рекомендуемая

отсутствуют

1. Поэтапное введение с 2023 г., начиная с  1,5% до 5% в 2027 году

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов

МТСЗН РК, НБ

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Размеры дополнительной пенсии за счет условно-накопительной (после 5 лет участия)

 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 * - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

 

Подпись____________ дата «___»________2022_г.

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Х

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Х

Иное (определить)

 

Х

 

 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

-

-

-

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

-

-

-

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

-

-

-

Расходы за 5 лет

-

-

-

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

-

-

-

Расходы за 5 лет

-

-

-

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

-

-

-

Расходы за 5 лет

-

-

-

Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ___тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

 

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

 

 

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

(согласование уведомлений)

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

информационная кампания

 

 

Итого за 5 лет

 

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ _____ .

Комментарий

АРЫСТАНОВА ТОМИРИЗ

Аналитическая форма анализа регуляторного воздейст... посмотреть текст 20/07 - 16:45

С введением 5% обязательных пенсионных взносов работодателей (далее – ОПВР) государство хочет обеспечить социальную защиту своим пожилым гражданам за счет дополнительной нагрузки на бизнес. Введение ОПВР нецелесообразно и приведет к следующим рискам: 1) роста объема социальных отчислений (за каждого наемного работника предприниматели, как налоговые агенты, делают пять платежей: ИПН, социальный налог, взносы в ЕНПФ, ГФСС, ФСМС); 2) увеличение стоимости товаров, работ и услуг; 3) сокращение издержек для минимизации собственных затрат (сокращение фонда оплаты труда, социальных пакетов, уменьшение численности работников и т.д.); 4) риски ухода реальных заработных плат; 5) рост инфляции; 6) риски ухода работодателей малый и средний бизнес и т.д. Кроме того, условно-накопительный принцип ОПВР в части отсутствия капитализации, не наследования пенсионных взносов и расходования их на выплату текущих пенсий, меняют сущность заработной платы и демотивируют работников. Следует отметить, что увеличение пенсионных выплат на 20-30 тысяч тенге за счет работодателя не улучшит качество жизни человека, а увеличит стоимость товаров, работ и услуг, ухудшит условия труда, сократит количество предпринимателей, что приведет к безработице и т.д. Таким образом, считаем, что АРВ составлено не корректно, а введение ОПВР не решит проблем безработиц и низких доходов населения. В связи с чем, считаем необходимым доработать АРВ с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе с НПП "Атамекен" и отраслевыми ассоциациями.

22/07 - 16:43

Введение обязательных 5% пенсионных взносов работодателей предусмотрено в Концепции по дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года еще в 2014 году, а законодательно закреплено в 2015. Введение ОПВР должно было начаться с 1 января 2018 года. Однако, учитывая планирующееся внедрение обязательного социального медицинского страхования, сроки введения в действие данных поправок были перенесены на 2020 год. В 2019 году по поручению Главы государства были приняты законодательные поправки, в соответствии с которыми сроки введения ОПВР были перенесены на 2023 год. Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен. Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тыс. человек, за которых работодатели уплачивают 5% профессиональные пенсионные взносы. Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние 5 лет увеличился с 13% до 30%, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10% взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18%, в Сингапуре – 37% (20% из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22%, в Республике Беларусь 28% и еще 1% уплачивается работником. Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей. Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам. При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения. Вместе с тем, учитывая интересы субъектов предпринимательства, в целях недопущения одномоментного роста финансовой нагрузки на работодателей, а также, принимая во внимание обстоятельство, что введение ОПВР по согласованию с Главой государства уже переносилось дважды, предлагается введение ОПВР поэтапно, начиная со ставки взноса 1,5 % с 2023 года, 2,5% - с 2024 года, 3,5% - с 2025 года, 4,5% - с 2026 года и 5% - к 2027 году. Что касается исключения условно-накопительного характера пенсионных накоплений за счет ОПВР и реализации права собственности работников в отношении данных накоплений, необходимо отметить следующее. Согласно заложенного в 2014 году принципа формирования условно-накопительной компоненты условные пенсионные накопления на счетах вкладчиков не будут собственностью вкладчиков, не будут наследоваться, а призваны обеспечивать пожизненные выплаты за счет перераспределения накопившихся взносов в пользу вкладчиков с низкими доходами.