Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект концепции проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики»

Краткое содержание: Проект концепции ПЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 11/07/2022
Публичное обсуждение до: 01/08/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 04/08/2022 10:05:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 04/08/2022 11:05:00
Приложенные документы:

1. Название проекта закона

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики


 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

В программных и стратегических документах Республики Казахстан, в том числе в стратегии развития Казахстана до 2030 года отмечается важнейшее значение энергетического сектора и энергетической инфраструктуры для экономики и жизни населения.

Кроме того, в последние годы имеют место высокие темпы гражданского строительства, за которыми не успевают развиваться тепловые мощности и сети.

Соответственно, для решения сложившихся в отрасли проблем и достижения задач по опережающему развития энергетики, необходимо формирование современной и эффективной нормативно-правовой базы.

В свою очередь, действующие подходы по регулированию вопросов, связанных с государственным контролем в области электроэнергетики, не дают должного эффекта необходимого для обеспечения энергетической безопасности страны.

В этой связи, в целях обеспечения безопасного, надежного и стабильного функционирования электроэнергетического комплекса Республики Казахстан необходимо усиление функций органа по государственному энергетическому контролю. 

В дополнение к вышеуказанным проблемам, за последние годы существенно увеличились риски для энергетической безопасности Республики Казахстан, связанные с увеличивающимися объемами отклонений субъектов рынка электрической энергии РК, приводящими к значительным отклонениям фактических сальдо-перетоков электрической энергии на границе с энергосистемой Российской Федерацией от плановых значений, что вызывает недовольство со стороны российской энергосистемы по работе в параллельном режиме энергосистемы Республики Казахстан.

Одной из основных причин данных отклонений является отсутствие финансовой ответственности за создаваемые дисбалансы (отклонения часовых фактических объемов производства-потребления электрической энергии от часовых плановых значений) и экономических стимулов к балансированию у субъектов рынка, приводящие к незаинтересованности данных субъектов в оптимальном планировании графика производства-потребления электроэнергии и участия в покрытии отклонений.

В настоящее время балансирующий рынок электрической энергии
(далее БРЭ) работает в режиме имитации без процедуры реальных денежных взаиморасчетов за дисбалансы. Данный режим длится около 13 лет, и за время своего действия достиг своей цели.

Целью имитационного режима работы балансирующего рынка являлась отработка участниками рынка механизма взаимодействия с оператором балансирующего рынка, определения реальных величин дисбалансов производства-потребления электрической энергии в ЕЭС РК, уточнения потребности в резервах мощности, определение диапазонов цен на балансирующую электроэнергию.

Необходимо отметить, что не выставление счетов при работе БРЭ в имитационном режиме не означает, что допускаемые в реальности участниками рынка дисбалансы никем не урегулируются, и никто за них не платит. Все физические дисбалансы, допускаемые участниками рынка в период имитации, урегулируются системным оператором, как за счет внутренних возможностей, так и за счет содействия ЕЭС РФ. Все это имеет свою цену. В частности, урегулирование, оказанное российской стороной, имеет свою рыночную стоимость, и зачастую довольно высокую, определяемую по рыночным законам балансирующего рынка России. Казахстанские участники рынка всегда платили и продолжают платить за допущенные ими дисбалансы по рыночным ценам. Но данная плата за дисбалансы, ввиду работы казахстанского БРЭ в режиме имитации, имеет свои особенности, заключающиеся в том, что все затраты за дисбалансы по ЕЭС РК, допущенные какими-либо участником рынка, распределяются на всех участников рынка, т.е. происходит равномерное распределение ответственности определенных участников рынка сразу на всех участников рынка, и все платят по средней цене пропорционально сумме своего потребления и своей генерации, независимо от того, большой или малый, существенно или несущественно влиявший дисбаланс был допущен. Соответственно, те субъекты, которые допускают существенные дисбалансы в ЕЭС РК, фактически не чувствуют полной ответственности за это. Как следствие, те участники рынка, которые не допускают больших дисбалансов либо как минимум стараются правильно планировать и (или) не допускать дисбалансы, несут ответственность за дисбалансы других участников рынка.

Сохранение БРЭ в режиме имитации уже негативно сказывается на самой энергосистеме. Участники рынка, и потребители и энергопроизводящие организации, понимая отсутствие реальной финансовой ответственности за допускаемые ими дисбалансы, не принимают со своей стороны должных мер по их предотвращению или смягчению. Накладываясь друг на друга в один и тот же момент времени, такие дисбалансы еще сильнее ухудшают положение в энергосистеме.

Сохранение балансирующего рынка в течение более 13 лет в имитационном режиме без финансовых обязательств субъектов рынка привело к антирекордным отклонениям с Российской Федерацией более 1500 МВт (допустимый переток 150 МВт).

Само отсутствие каких-либо реальных финансовых стимулов для энергопроизводящих организаций, не позволяют в полной мере задействовать имеющийся потенциал электрических станций в суточном регулировании, что позволило бы снизить, а в некоторых случая исключить определенные дисбалансы в энергосистеме.

Как следствие вышеприведенных аргументов, без реализации механизма БРЭ в Казахстане невозможно будет задействовать все существующие сегодня резервы участников рынка (как потребителей, так и электростанций) по оптимизации кривизны их графиков потребления и вовлечения данных участников в процесс регулирования энергосистемы, что позволило бы чисто организационными методами, без вливания существенных средств в энергосистему, снизить в определенном объеме потребность энергосистемы в строительстве новых маневренных мощностей, и тем самым, снизить стоимость затрат республики на покрытие данной потребности. Это сразу же также отразится и на затратах участников рынка, которые уже будут платить сравнительно меньше за такие маневренные мощности, чем могли бы. Таким образом, сгладится влияние вновь вводимых маневренных электростанций на конечных потребителей РК.

Также, без введения БРЭ не будут созданы условия для полноценного задействования для нужд энергосистемы и потребителей новых маневренных электростанций, которые планируются к строительству в Казахстане в ближайшие годы. Обусловлено это тем, что для полной реализации переменного режима работы таких электростанций, в рамках которого данные станции будут задействованы системным оператором очень часто, практически ежечасно, изменять режим выработки электрической энергии, что требует механизма финансового урегулирования дисбалансов, возникающих при таком режиме работы.

В этой связи целях обеспечения стабильного функционирования электроэнергетической системы, требуется обеспечить ввод балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени (с финансовыми взаиморасчетами) в кратчайшие сроки, что требует внесения соответствующих изменений в законодательство об электроэнергетике.

Еще одним проблемным вопросом на рынке электроэнергии является действующий механизм осуществления купли-продажи электрической энергии.

На сегодня Министерством энергетики утверждаются предельные тарифы энергопроизводящим организациям, которые варьируются от 2 до 17 тенге.

Ряд энергопроизводящих организаций (далее – ЭПО) ограничивают доступ потребителей к дешевой электроэнергии, реализовывая их через свои аффилированные энергоснабжающие организации (далее – ЭСО), тем самым получение сверхприбыли и рост конечного тарифа для населения и МСБ за счет разницы покупки продажи электроэнергии. При этом, получаемая прибыль ЭСО не направляется на развитие отрасли.

Более того, в настоящее время в стране цены на электрическую энергию, как базовый товар, сильно отличается между регионами, что в свою очередь создает неравные условия для населения и бизнеса.

Существует необходимость системного решения вопроса удовлетворения суточного графика нагрузки потребителей - исключения «плановых» дисбалансов потребителей (сейчас станции принимают только ровный график, по факту имеются большие отклонения, как следствие отклонение на границе с Россией).

Наряду с этим, в период острого дефицита электрической энергии возникала необходимость покупки российской электрической энергии. Однако, в виду дороговизны импортной электроэнергии, субъекты нашего рынка не заинтересованы в ее приобретении.

С целью урегулирования и решения указанных проблем предлагается принять модель Единого закупщика на рынке электрической энергии по аналогии Единого закупщика на рынке ВИЭ и рынке электрической мощности.

В международной практике можно наблюдать, что страна принимает ту модель рынка электрической энергии, которая продиктована текущими условиями. Многие страны при становлении рынка электрической энергии и в процессе роста экономики принимали модель Единого закупщика, так как данная модель является прозрачной и предсказуемой. После достижения достаточного уровня развития электроэнергетической отрасли и насыщения потребности экономики достаточным количеством электроэнергии и, особо важно отметить, после достижения опережающего темпа роста генерации электроэнергии над темпом потребления экономики страны переходили к полной конкуренции рынка электроэнергии с постепенным отпуском государственного регулирования. При этом, необходимо отметить, что в странах с минимальным государственным регулированием, цены на электроэнергию сегодня в десять раз дороже, чем цены Казахстана.

На сегодня модель Единого закупщика применяется в следующих странах: Южная Корея, Китай, Сингапур, Малайзия, ОАЭ, Италия, Португалия, Северная Ирландия, Узбекистан и т.д.

Помимо разработки законопроекта «О теплоэнергетике», реализация вышеуказанных положений требует одновременного внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года – в части сокращения срока подачи в суд требования о признании бесхозяйной недвижимой вещи, поступившей в коммунальную собственность; в настоящее время пунктом 3 статьи 242 ГК РК предусмотрен срок в 1 (один) год;
  2. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, в части:

- указания, что формирование тарифов на регулируемые услуги субъектов естественной монополии осуществляется не только в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, но и законодательством о теплоэнергетике;

- исключения требования о проведении анализа регуляторного воздействия до и после введения регуляторного инструмента и (или) требования, ужесточения регулирования в отношении субъектов предпринимательства в сфере электроэнергетики в части электрических станций и сетей;

         - исключения порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций и сетей из Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

  1. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении» - в части расширения полномочий местных исполнительных органов по планированию, мониторингу, сбору и опубликованию информации, в том числе отчетов, согласованию вывода в ремонт и из эксплуатации объектов теплоэнергетики, утверждению нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, утверждению показателей надежности, и местных представительных органов в части утверждения документов о планировании в сфере теплоэнергетики в части соответствующей области, города, района области;
  2. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике», в части:

         - исключения некоторых норм, касающихся теплоэнергетики, и ссылки на законодательство о теплоэнергетике;

         - введения следующих контрольных функции:

         - за вводом в эксплуатацию, выводом в ремонт, капитальным ремонтом энергетического оборудования электрических и тепловых источников и сетей;

         - за осуществлением оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

         - за строительством, реконструкцией объектов, не являющихся объектами капитального строительства электрических и тепловых источников и сетей;

         - за соблюдением собственниками или иными законными владельцами электрических и тепловых источников нормативных запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;

         - за соблюдение собственниками или иными законными владельцами электрических и тепловых источников требований о наличии резервного топливного хозяйства или подаче газа на электрические и тепловые источники и обеспечении готовности оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе в случаях, установленных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики;

         - за исполнением инвестиционных соглашений и программ на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление энергопроизводящих и энергопередающих организаций;

         - введение норм, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения субъектами контроля предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики выданных государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю обращаться с иском в суд о понуждении совершить действия, указанные в предписании;

         – регламентации порядка функционирования балансирующего рынка электрической энергии, включая:

         – основные положения и порядок работы балансирующего рынка электрической энергии;

         – наделение уполномоченного органа компетенциями в рамках балансирующего рынка электрической энергии;

         – закрепление прав и обязанностей субъектов оптового рынка электрической энергии, в том числе системного оператора и расчетно-финансового центра, на балансирующем рынке электрической энергии,

         – закрепление ответственности субъектов оптового рынка электрической энергии, в том числе осуществляющих экспорт и (или) импорт электрической энергии, за допущенные (совершенные) дисбалансы;

         – закрепление порядка участия субъектов оптового рынка электрической энергии, в том числе системного оператора, расчетно-финансового центра и энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, на балансирующем рынке электрической энергии;

         – закрепление товаров, покупаемых и продаваемых на балансирующем рынке электрической энергии: балансирующая электроэнергия и отрицательный дисбаланс, их ценового регулирования и порядка оплаты;

         – определение расчетного центра балансирующем рынке электрической энергии и его функций;

         – введение ставок к предельным тарифам на электрическую энергию для энергопроизводящих организаций;

         – изменение порядка купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии, в том числе порядка купли-продажи электрической энергии от возобновляемых источников энергии между расчетно-финансовым центром и традиционными электростанциями (условными потребителями и квалифицированными условными потребителями);

         – переход на куплю-продажу и оплату плановых объемов электрической энергии, включенных в суточный график;

         – регламентация вопросов передачи электрической энергии по электрическим сетям на балансирующем рынке электрической энергии;

         – введение обязанности для энергопроизводящих организаций, получающих оплату на рынке электрической мощности, по обязательному участию на балансирующем рынке электрической энергии в пределах обязательств, вытекающих из рынка электрической мощности;

         – введение обязанности для энергопроизводящих организаций, получающих оплату на рынке электрической мощности, по обязательному участию на централизованных торгах электрической энергии (торги за сутки вперед, торги внутри суток) в пределах обязательств, вытекающих из рынка электрической мощности, до наступления момента их участия на балансирующем рынке электрической энергии;

         – введение запрета для энергопроизводящих организаций продавать электрическую энергию субъектам розничного рынка электрической энергии;

         – введение запрета для энергопроизводящих организаций продавать электрическую энергию при отсутствии автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии и систем телекоммуникаций;

         – провайдеры и вопросы их функционирования;

         – введение ответственности для энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, за допущенные (совершенные) дисбалансы;

         – введение ответственности для энергопередающих организаций за дисбалансы, возникшие у субъектов оптового рынка электрической энергии, по причине аварий на сетях энергопередающих организаций, к которым подключены субъекты оптового рынка электрической энергии;

         - введение для расчетно-финансового центра общего порядка участия на балансирующем рынке электрической энергии и исключение для него права участия на данном рынке по тарифу на поддержку возобновляемых источников энергии, а также включение затрат и доходов расчетно-финансового центра на балансирующем рынке электрической энергии в затраты на поддержку использования возобновляемых источников энергии;

         – основные положения и порядок работы единого закупщика электрической энергии;

- наделение компетенцией уполномоченного органа (Министерства энергетики) по назначению Единого закупщика;

- наделение компетенцией уполномоченного органа (Министерства энергетики) по разработке и утверждению правил организации и функционирования рынка электрической энергии с моделью Единого закупщика;

- введения обязанности в покупке электроэнергии только у Единого закупщика;

- введение запрета осуществления купли-продажи электрической энергии между энергопроизводящими организациями и энергоснабжающими, энергопередающими организациями и оптовыми потребителями;

- наделение компетенциями местных исполнительных органов по адресной социальной помощи уязвимых слоев населения.

  1. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» - в части сокращения срока подачи в суд требования о признании бесхозяйной недвижимой вещи, поступившей в коммунальную собственность; в настоящее время пунктом 1 статьи 23 данного Закона предусмотрен срок в 1 (один) год;
  2. Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» - в части введения либо усовершенствования обязанностей и требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
  3. Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» - в части совершенствования государственного регулирования сфер естественных монополий в области теплоэнергетики;
  4. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» - в части:

         - изменения порядка купли-продажи электрической энергии от возобновляемых источников энергии между расчетно-финансовым центром и традиционными электростанциями (условными потребителями и квалифицированными условными потребителями);

         - переход на куплю-продажу и оплату плановых объемов электрической энергии, включенных в суточный график;

         - введение для расчетно-финансового центра общего порядка участия на балансирующем рынке электрической энергии и исключение для него права участия на данном рынке по тарифу на поддержку возобновляемых источников энергии, а также включение затрат и доходов расчетно-финансового центра на балансирующем рынке электрической энергии в затраты на поддержку использования возобновляемых источников энергии;

         - введение ответственности для энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, за допущенные (совершенные) дисбалансы;

         - закрепление порядка участия расчетно-финансового центра и энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, на балансирующем рынке электрической энергии;

         - дополнения по отбору через аукционные торги и поддержке новых объектов по использованию возобновляемых источников энергии, оснащенных системами накопления электрической энергии;

         - урегулирования взаимоотношений между субъектами рынка в рамках двусторонних договоров на поставку электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии.


 

3. Результаты публичного обсуждения

№п/п

Предлагаемое решение

Отношение общественности (целевых групп)

1

формировании эффективной системы государственного управления отраслью (включающей в себя планирование, мониторинг, государственный контроль)

Поддерживается

2

создании комплекса рычагов воздействия на субъектов и потребителей (комплекс должен предусматривать не только запреты и ответственность за нарушение, но и стимулы, и показатели)

Поддерживается

3

повышении инвестиционной привлекательности отрасли

Поддерживается


 

     
     
     

4. Цели принятия проекта закона

Целью принятия Законопроекта является обеспечение комплексного правового регулирования отрасли теплоэнергетики и электроэнергетики.


 

5. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования Законопроекта являются общественные отношения в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики.

Законопроект в том числе урегулирует/определит:

  1. ответственность потребителей тепловой энергии;
  2. совершенствование политики тарифообразования в области теплоэнергетики;
  3. обеспечение контрольных функций государственных органов в области теплоэнергетики;
  4. усовершенствование норм по энергосбережению и энергоэффективности в сфере теплоэнергетики;
  5. компетенцию иных государственных органов, в том числе Правительства Республики Казахстан, местных государственных органов;
  6. дальнейший правовой статус бесхозяйных объектов в области теплоэнергетики;
  7. усиление контрольно-надзорных функций органа по государственному энергетическому контролю в сфере электроэнергетики;
  8. порядок функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени с финансовыми взаиморасчетами, включая права, обязанности и ответственность субъектов данного рынка;
  9. порядок организации и функционирования рынка электрической энергии с моделью Единого закупщика;
  10. изменение механизмов взаимодействия источников ВИЭ с рынком, связанные с вводом балансирующего рынка электрической энергии;
  11. регламентация двухсторонних контрактов в сфере ВИЭ;
  12. пересмотр механизма бесплатной передачи электрической энергии, произведенной объектами ВИЭ по сетям энергопередающих организаций.

 

6. Структура и содержание проекта закона

Структура Законопроекта состоит из 2-х статей:

Статья 1. Внесение изменений и дополнений в:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть).
  2. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.
  3. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении».
  4. Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике».
  5. Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе».
  6. Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».
  7. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях».
  8. Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».

Статья 2. Порядок введения Закона в действие.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

С принятием Законопроекта предполагается формирование комплексной законодательной базы для регулирования отрасли теплоэнергетики, усиление функций органа по государственному энергетическому контролю в сфере электроэнергетики, повышение эффективности государственного регулирования отрасли, введение комплекса мер для успешного развития отрасли темпами, соответствующими темпам гражданского строительства, привлечения инвестиций с учетом баланса интересов потребителей, государства и хозяйствующих субъектов, повышение надежности и безопасности теплоснабжения и электроснабжения, повышение энергоэффективности и энергосбережения при производстве, передаче, снабжении и потреблении тепловой энергией, рост использования возобновляемых источников энергии в теплоэнергетике, снижение часовых дисбалансов с сопредельными государствами и повышение энергетической безопасности Республики Казахстан, улучшение планирования субъектами рынка своего производства-потребления электрической энергии, создание эффективных экономических стимулов для субъектов рынка, в том числе потребителей, в покрытии дисбалансов в единой электроэнергетической системе Казахстана и выравнивании суточного графика системы, оптимизация (снижение) финансовой нагрузки на конечных потребителей электроэнергии при введении новых маневренных электрических станций, создание полноценного правового поля для нормальной работы новых маневренных источников, выравнивание разных тарифов между регионами, исключение спекулятивных сделок по купли-продажи электрической энергии, распределение дорогой импортной электроэнергии во время дефицита.

С принятием Законопроекта отрицательных правовых и социально-экономических последствий не предполагается.


 

8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из республиканского бюджета.


 

9. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Одновременно с внесением в рамках Законопроекта изменений и дополнений в законодательные акты потребуется внесение соответствующих дополнений и изменений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

Учитывая особый порядок внесения изменений и дополнений в указанный Кодекс, соответствующие поправки будут внесены в него отдельным законопроектом.


 

 

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны (Член МВК)

1. Название проекта закона... посмотреть текст 29/07 - 18:10

замечание ИЗПИ


Прикреплённые файлы:     Замечание ИЗПИ.pdf

04/08 - 09:57

Ресми жауап қосымшаға сәйкес тіркелген. Официальный ответ прикреплен.

Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  •