Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 319 «Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава»

Краткое содержание: Проект постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 25/07/2022
Публичное обсуждение до: 08/08/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 08/08/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 08/08/2022 18:30:00
Приложенные документы:

О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 319 «Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава»

 

 

 

 

Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 319 «Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18169) следующие изменения и дополнение:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Правил и условий признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, Правил создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава»;

пункт 1 изложить с следующей редакции:

«1. Утвердить:

  1. Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
  2. Правила создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав согласно приложению 2 к настоящему постановлению.»;

Правила признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава, изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

дополнить приложением 2 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Департаменту рынка ценных бумаг в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Национальный Банк Республики Казахстан

 

 

 

 

 

Приложение 1

к постановлению

 

 

Приложение 1 к постановлению Правления

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка от
            28 декабря 2018 года № 319

 

 

Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования

на рынке ценных бумаг

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и устанавливают порядок и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг.

2. Мониторингу и анализу на предмет выявления манипулирования на рынке ценных бумаг подлежат действия субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц (включая заключение сделок и объявление заявок в торговой системе фондовой биржи, распространение информации) в отношении ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, обращающихся на площадках фондовой биржи, создание и функционирование которых регламентируется внутренними документами биржи.

 

 

Глава 2. Порядок и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования

на рынке ценных бумаг

 

3. Мониторингу и анализу на предмет выявления действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг подлежат следующие действия (с учетом положений пункта 4 Правил):

1) заключение сделки на организованном рынке ценных бумаг на основании встречных приказов (заказов) на продажу и приобретение ценных бумаг одного выпуска, поданных одним клиентом через двух или более брокеров, которое повлияло на существенное изменение цены, спроса, предложения или объема торгов по данным ценным бумагам;

2) заключение на организованном рынке сделки (серии сделок) с ценными бумагами и (или) производными  финансовыми инструментами, в результате которых цена, спрос, предложение и (или) объем торгов ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами отклонились от уровня и (или) поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;

3) создание ложного и (или) вводящего в заблуждение представления о ликвидности ценной бумаги и ее цене путем совершения следующих действий:

заключение отдельными участниками серии сделок в торговой системе фондовой биржи с данной ценной бумагой, не имеющих экономического смысла и (или) не приводящих к существенному изменению количества ценных бумаг на счетах таких участников;

и (или) объявления на организованном рынке ценных бумаг заявок на заключение сделок с ценными бумагами существенно выше или ниже предыдущих заявок по данным ценным бумагам с дальнейшим их удалением (отзывом) до заключения сделки;

и (или) объявления в торговой системе фондовой биржи необоснованного с точки зрения экономического смысла большого количества заявок на заключение сделок незначительного объема, что способно привести к заключению множества небольших по объему сделок, создающих вид активности торгов;

и (или) распространения недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации в отношении данной ценной бумаги;

4) распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации недостоверных и (или) вводящих в заблуждение сведений о ценных бумагах и (или) сделках с ними, их эмитентах и (или) ценах, включая информацию, представленную в рекламе, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов в торговой системе фондовой биржи с этими ценными бумагами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

5) покупка или продажа ценных бумаг или производных финансовых инструментов в торговой системе фондовой биржи перед закрытием торговой сессии фондовой биржи с целью введения в заблуждение участников рынка относительно цен, которые сложились в конце торговой сессии;

6) заключение на организованном рынке серии сделок с ценными бумагами небольшими объемами, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов ценными бумагами отклонились от уровня, существенно отличающегося от того уровня, который сформировался бы без таких сделок, с последующим заключением сделки (сделок) в большом объеме (больших объемах) по данной цене;

7) объявление брокером в торговой системе фондовой биржи заявки (заявок) на заключение сделок с ценными бумагами по собственному счету в опережение заключения сделки (сделок) с данными ценными бумагами по счету его клиента, повлиявшей (повлиявших) на изменение цены на эти ценные бумаги;

8) заключение на организованном рынке сделки либо несколько сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами с целью прикрытия другой сделки;

9) заключение на организованном рынке ценных бумаг сделки либо несколько сделок, соответствующих дополнительным условиям, определенным внутренними документами фондовой биржи.

Параметры, порядок и условия для мониторинга и анализа вышеуказанных действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, в том числе критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения, количества или объема торгов ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, определяются внутренними документами фондовой биржи, в том числе конфиденциальными, в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, если иное не установлено Правилами.

4. Не подлежат мониторингу и анализу на предмет выявления действий субъекта рынка ценных бумаг или иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг действия соответствующие следующим условиям:

изменение цены долевых инструментов сложилось в результате проведения дробления (сплита) по акциям и (или) пересмотра количества акций, являющихся базовым активом одной депозитарной расписки;

заключение сделок с ценными бумагами по цене, сложившейся под влиянием принятого решения совета директоров эмитента этих ценных бумаг об их размещении по новой цене и (или) внесения (внесенных) поправок в условия (проспект) их выпуска, способных значительно повлиять на цену и (или) доходность данных ценных бумаг;

изменение цены и (или) доходности долговых ценных бумаг связано с приближением даты купонной выплаты или погашения ценных бумаг. Величина такого изменения и порядок его расчета определяются внутренними документами фондовой биржи.

5. Не являются совершенными с целью манипулирования следующие сделки купли-продажи ценных бумаг, исполнение которых не привело к существенному изменению количества таких ценных бумаг, находящихся у сторон этих сделок:

1) сделки открытия и закрытия репо, которые относятся к одной и той же операции репо, осуществляемой в предназначенном для таких операций секторе торговой системы фондовой биржи;

2) две сделки одного и того же объема с одними и теми же ценными бумагами, вторая из которых заключена в целях исправления технической ошибки, допущенной при заключении первой из данных сделок на организованном рынке;

3) сделки с ценными бумагами, заключенные в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих дате заключения сделки, но не менее чем в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня из этого периода, с ценными бумагами данного наименования были заключены сделки суммарным объемом не менее 35 000 000 (тридцати пяти миллионов) тенге, сторонами которых являлись не менее 7 (семи) членов фондовой биржи. Торговая система фондовой биржи предусматривает настройки, позволяющие участникам торгов отдельно по каждой ценной бумаге отслеживать количество членов фондовой биржи, являвшихся сторонами сделок, которые были заключены по данной ценной бумаге в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих текущей дате торгов;

4) сделка, условия совершения которой признаны несущественными на основании критериев, определенных внутренними документами фондовой биржи.

6. Фондовая биржа осуществляет мониторинг и анализ действий по заключению серий 2 (двух) и более сделок с валютной парой доллар Соединенных Штатов Америки и тенге в течение 1 (одного) торгового дня, при их соответствии следующим условиям:

1) сделки заключены в результате подачи в торговую систему фондовой биржи одной заявки на покупку или продажу, вызвавшей автоматическое удовлетворение двух и более встречных заявок, при этом цена одной из таких сделок отклоняется более чем на 10 (десять) процентов от цены последней сделки, заключенной до подачи такой заявки;

2) сделки по повышающейся или понижающейся цене, исполнение которых не привело к существенному изменению количества иностранной валюты, находящейся у сторон этих сделок при условии, что каждая из таких сделок заключена в результате подачи двумя участниками торгов встречных заявок, разница в объеме которых составляет не более 5 (пяти) процентов и во времени подачи не более 1 (одной) секунды;

3) сделки, в результате которых брутто-оборот участника торгов составляет не менее 30 (тридцати) процентов от общего брутто-оборота всех участников по данной иностранной валюте по итогам торгового дня и разница между брутто-оборотом и нетто-оборотом участника торгов по указанной иностранной валюте составляет 70 (семьдесят) и более процентов от брутто-оборота данного участника.

Для целей настоящего пункта:

существенным изменением количества иностранной валюты признается отличие на 10 (десять) процентов и более от первоначального количества иностранной валюты, находящейся у сторон сделок;

под брутто-оборотом понимается сумма объемов покупок и продаж участника торгов, выраженная в иностранной валюте;

под нетто-оборотом понимается абсолютное значение разницы между объемом покупок и объемом продаж участника торгов определенной иностранной валютой в течение торгового дня, выраженное в иностранной валюте;

под серией сделок по повышающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых выше цены предыдущей сделки из этой же серии;

под серией сделок по понижающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых ниже цены предыдущей сделки из этой же серии.

Мониторингу и анализу не подлежат действия Национального Банка Республики Казахстан, связанные с заключением сделок, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

7. Выявление действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, осуществляется:

1) уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) на основании информации, которая содержится в отчетах фондовой биржи и профессиональных участников рынка ценных бумаг, обращениях (заявлениях, жалобах) субъектов рынка ценных бумаг, государственных органов и иных физических и юридических лиц, публикациях средств массовой информации, результатах проверок деятельности субъекта рынка ценных бумаг;

2) структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи.

8. При выявлении структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, соответствующих пунктам 3 и 6 Правил, с учетом положений, установленных пунктами 4 и 5 Правил, отчет о таких действиях направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня, следующего за днем выявления таких действии.

При выявлении структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, в отношении которых есть основания полагать, что данные действия совершены в целях манипулирования, в том числе соответствующих подпункту 9) пункта 3 Правил, отчет о таких действиях направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней со дня, следующего за днем выявления таких действий.

9. Признание действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг осуществляется уполномоченным органом по итогам рассмотрения заключения экспертного комитета, осуществляющего рассмотрение вопросов признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования, и оформляется приказом заместителя первого руководителя уполномоченного органа.

10. Уполномоченный орган письменно уведомляет субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, чьи действия признаны как совершенные с целью манипулирования, о таком признании в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания приказа, указанного в пункте 9 Правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к постановлению

 

 

Приложение 2 к постановлению Правления

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка от
           28 декабря 2018 года № 319 

 

 

Правила создания и работы экспертного комитета,

а также его количественный состав

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и устанавливают порядок создания и работы экспертного комитета, осуществляющего рассмотрение вопросов признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования (далее – экспертный комитет), а также его количественный состав.

 

 

Глава 2. Порядок создания и работы экспертного комитета,

а также его количественный состав

 

2. Экспертный комитет создается при уполномоченном органе по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) в составе не менее десяти членов:

не менее пяти представителей уполномоченного органа;

не менее одного представителя Национального Банка Республики Казахстан;

не менее двух представителей фондовой биржи;

не менее одного представителя центрального депозитария;

не менее одного независимого эксперта.

Независимый эксперт (независимые эксперты) включается (включаются) в состав экспертного комитета на основании предложения объединения юридических лиц, консолидировано выражающего интересы финансового сектора Казахстана, после согласования с уполномоченным органом.

В заседании экспертного комитета, при приглашении уполномоченным органом на основании решения экспертного комитета, принимают участие в качестве экспертов без права голоса представители субъектов финансового рынка для выражения мнения по рассматриваемому вопросу.

3. Заседания экспертного комитета проводятся в очной, заочной либо смешанной формах по мере необходимости.

Кворум для проведения заседания экспертного комитета составляет не менее двух третей его членов. Каждый член экспертного комитета имеет один голос. При равенстве голосов, голос председателя экспертного комитета является решающим.

Решения экспертного комитета принимаются простым большинством голосов членов экспертного комитета, участвовавших на заседании.

Решение посредством заочного голосования признается принятым при наличии кворума в полученных в установленный срок бюллетенях, если за принятие решения проголосовало простое большинство голосов членов экспертного комитета.

Заочное голосование в случае необходимости применяется вместе с голосованием членов экспертного комитета, присутствующих на заседании (смешанное голосование). При определении кворума, решения которого принимаются посредством смешанного голосования, учитываются бюллетени членов экспертного комитета, проголосовавших заочно, представленные до начала проведения заседания экспертного комитета.

Решения экспертного комитета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем экспертного комитета в срок не позднее пятого рабочего дня после проведения заседания экспертного комитета, и экспертным заключением, подписываемым всеми членами экспертного комитета, принимавшими участие в голосовании.

Вопросы, касающиеся действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц в отношении иностранной валюты как совершенных в целях манипулирования, рассматриваются на заседании экспертного комитета, если на данном заседании принимает участие представитель Национального Банка Республики Казахстан.

4. Субъекты рынка ценных бумаг или иные лица, информация о чьих действиях вынесена на рассмотрение экспертного комитета, по запросу уполномоченного органа предоставляют письменные разъяснения обстоятельств совершения указанных действий.

По рекомендации экспертного комитета такие лица приглашаются на заседание экспертного комитета с целью предоставления разъяснений обстоятельств совершения указанных действий. При изъявлении такими лицами желания принять участие на заседании экспертного комитета заседание экспертного комитета проводится в очной либо смешанной форме.

5. Заключение экспертного комитета является выражением его мнения относительно того, имеются ли необходимые и достаточные основания для признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования.

 

 

Сравнительная таблица

к проекту постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка

«О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 319 «Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава»

 

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1

Заголовок постановления

Об утверждении Правил признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава.

Об утверждении Правил и условий признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, Правил создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава

В целях приведения в соответствие с поправками в статью 56 Закона РК «О рынке ценных бумаг», вносимых проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности»

2

Пункт 1 постановления

1. Утвердить прилагаемые Правила признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав.

1. Утвердить:

1)    Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2)    Правила создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав согласно приложению 2 к настоящему постановлению.»;

В связи с внесением изменений в статью 56 Закона о рынке ценных бумаг в части признания действий субъектов рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования

3

Приложение 1 к Постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28 декабря 2018 года № 319

Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 28 декабря 2018 года № 319

 

Правила признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав.

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) и устанавливают порядок и условия признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования, а также порядок создания и работы экспертного комитета, осуществляющего рассмотрение вопросов признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, как совершенных в целях манипулирования (далее – экспертный комитет), а также его количественный состав.

2. Мониторингу и анализу на предмет выявления сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, как совершенных в целях манипулирования, подлежат сделки, заключенные с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами из секторов «акции», «долговые ценные бумаги», «банковские депозитные сертификаты», иных секторов, создание и функционирование которых осуществляется в соответствии с внутренними документами фондовой биржи на площадке «Основная» и из секторов «исламские ценные бумаги», «ценные бумаги инвестиционных фондов», «производные ценные бумаги», «ценные бумаги международных финансовых организаций», «государственные ценные бумаги», иных секторов, создание и функционирование которых осуществляется в соответствии с внутренними документами фондовой биржи на площадке «Смешанная», а также на иных площадках, создание и функционирование которых осуществляется в соответствии с внутренними документами фондовой биржи.

3. Сделкой с ценными бумагами, совершенной по цене, существенно отличающейся от цен на данные ценные бумаги, которые сложились на организованном рынке ценных бумаг до заключения такой сделки, признается сделка, если:

1) при заключении сделки с акциями на организованном рынке ценных бумаг отклонение цены данной сделки с акциями от средневзвешенной рыночной цены этих акций, рассчитанной в соответствии с пунктом 5 Правил, составляет 30 (тридцать) и более процентов;

2) при заключении сделки с облигациями на организованном рынке ценных бумаг отклонение доходности этих ценных бумаг к погашению в соответствии с ценой данной сделки от средневзвешенной рыночной доходности этих ценных бумаг к погашению, рассчитанной в соответствии с пунктом 6 Правил, составляет 5 (пять) и более процентных пункта.

4. Не являются совершенными с целью манипулирования следующие сделки купли-продажи ценных бумаг, исполнение которых не привело к существенному изменению количества таких ценных бумаг, находящихся у сторон этих сделок:

1) сделки открытия и закрытия «репо», которые относятся к одной и той же операции «репо», осуществляемой в предназначенном для таких операций секторе торговой системы фондовой биржи;

2) две сделки одного и того же объема с одними и теми же ценными бумагами, вторая из которых заключена в целях исправления технической ошибки, допущенной при заключении первой из данных сделок на организованном рынке;

3) сделки с ценными бумагами, заключенные в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов, соответствующие следующим условиям или одному из следующих условий:

в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих дате заключения сделки, но не менее чем в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня из этого периода, с ценными бумагами данного наименования были заключены сделки суммарным объемом не менее 35 000 000 (тридцати пяти миллионов) тенге, сторонами которых являлись не менее 7 (семи) членов фондовой биржи. Торговая система фондовой биржи предусматривает настройки, позволяющие участникам торгов отдельно по каждой ценной бумаге отслеживать количество членов фондовой биржи, являвшихся сторонами сделок, которые были заключены по данной ценной бумаге в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих текущей дате торгов;

на момент заключения сделки данные ценные бумаги были включены в представительский список индекса фондовой биржи, который рассчитывается в соответствии с внутренними документами фондовой биржи по ценам наиболее ликвидных акций, допущенных к обращению на данной фондовой бирже.

Для целей Правил существенным изменением количества ценных бумаг признается отличие на 10 (десять) и более процентов от первоначального количества ценных бумаг, находящихся у сторон сделок.

5. Средневзвешенная рыночная цена акций рассчитывается как отношение суммарного объема сделок с акциями (в деньгах), которые заключены на торгах, проведенных фондовой биржей методом открытых торгов, в течение последних 5 (пяти) рабочих дней, к суммарному размеру таких сделок (в ценных бумагах), с учетом особенностей, установленных частями второй и третьей настоящего пункта.

Если количество сделок с акциями, заключенных в течение указанного периода, составляет менее 5 (пяти), то средневзвешенная рыночная цена этих акций рассчитывается как отношение суммарного объема последних 5 (пяти) сделок с этими акциями (в деньгах), которые заключены на торгах, проведенных фондовой биржей методами открытых торгов в течение последних 60 (шестидесяти) календарных дней, к суммарному размеру таких последних 5 (пяти) сделок (в ценных бумагах).

Если количество сделок с акциями, заключенных в течение последних 60 (шестидесяти) календарных дней, составляет менее 5 (пяти), то средневзвешенная рыночная цена этих акций не рассчитывается.

6. Средневзвешенная рыночная доходность облигаций к погашению рассчитывается по формуле:

https://adilet.zan.kz/files/1365/99/0.jpg

где:

Ү - средневзвешенная рыночная доходность облигаций к погашению, в процентах годовых;

Үi - доходность облигаций к погашению в соответствии с ценой і-той сделки с этими облигациями, в процентах годовых;

Vi - объем i-той сделки с облигациями, в деньгах;

n - количество сделок с облигациями, которые заключены на торгах, проведенных фондовой биржей методом открытых торгов, в течение последних 5 (пяти) рабочих дней.

Если количество сделок с облигациями, заключенных в течение последних 5 (пяти) рабочих дней, составляет менее 5 (пяти), то n равно 5 (пяти) при условии, что количество сделок с облигациями, которые заключены на торгах, проведенных фондовой биржей методом открытых торгов, в течение последних 60 (шестидесяти) календарных дней, составляет 5 (пять) и более.

Если количество сделок с облигациями, заключенных в течение последних 60 (шестидесяти) календарных дней, составляет менее 5 (пяти), то средневзвешенная рыночная доходность этих облигаций к погашению не рассчитывается.

Глава 2. Порядок и условия признания сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, заключенных на организованном и неорганизованном рынках ценных бумаг, как совершенных в целях манипулирования.

7. Мониторингу и анализу на предмет выявления сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, как совершенных в целях манипулирования в торговой системе фондовой биржи и (или) неорганизованном рынке ценных бумаг, помимо сделок, соответствующих одному из условий, перечисленных в пункте 5 статьи 56 Закона о рынке ценных бумаг, подлежат следующие сделки:

1) сделка, предусмотренная пунктом 3 Правил;

2) сделка, заключенная в торговой системе фондовой биржи или на неорганизованном рынке ценных бумаг, при которой в качестве покупателя и продавца ценных бумаг выступает одно и то же лицо, действующее самостоятельно либо путем передачи приказов на заключение сделки организации, обладающей лицензией уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности;

3) сделка либо несколько сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;

4) сделка либо несколько сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, совершенных с целью прикрыть другую сделку.

8. Фондовая биржа осуществляет мониторинг и анализ серий 2 (двух) и более сделок с валютной парой доллар Соединенных Штатов Америки и тенге, заключенных в течение 1 (одного) торгового дня, при их соответствии следующим условиям:

1) сделки заключены в результате подачи в торговую систему фондовой биржи одной заявки на покупку или продажу, вызвавшей автоматическое удовлетворение двух и более встречных заявок, при этом цена одной из таких сделок отклоняется более чем на 10 (десять) процентов от цены последней сделки, заключенной до подачи такой заявки;

2) сделки по повышающейся или понижающейся цене, исполнение которых не привело к существенному изменению количества иностранной валюты, находящейся у сторон этих сделок при условии, что каждая из таких сделок заключена в результате подачи двумя участниками торгов встречных заявок, разница в объеме которых составляет не более 5 (пяти) процентов и во времени подачи не более 1 (одной) секунды;

3) сделки, в результате которых брутто-оборот участника торгов составляет не менее 30 (тридцати) процентов от общего брутто-оборота всех участников по данной иностранной валюте по итогам торгового дня и разница между брутто-оборотом и нетто-оборотом участника торгов по указанной иностранной валюте составляет 70 (семьдесят) и более процентов от брутто-оборота данного участника.

Для целей настоящего пункта:

существенным изменением количества иностранной валюты признается отличие на 10 (десять) процентов и более от первоначального количества иностранной валюты, находящейся у сторон сделок;

под брутто-оборотом понимается сумма объемов покупок и продаж участника торгов, выраженная в иностранной валюте;

под нетто-оборотом понимается абсолютное значение разницы между объемом покупок и объемом продаж участника торгов определенной иностранной валютой в течение торгового дня, выраженное в иностранной валюте;

под серией сделок по повышающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых выше цены предыдущей сделки из этой же серии;

под серией сделок по понижающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых ниже цены предыдущей сделки из этой же серии.

Мониторингу и анализу не подлежат действия Национального Банка Республики Казахстан, связанные с заключением сделок, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

9. Внутренние документы фондовой биржи, содержащие правила выявления и предотвращения случаев неправомерного использования инсайдерской информации, манипулирования на рынке ценных бумаг, содержат дополнительные условия, определенные экспертным комитетом, не противоречащие требованиям статьи 56 Закона о рынке ценных бумаг и Правил, в соответствии с которыми сделки, заключенные в торговой системе данной фондовой биржи, подлежат мониторингу и анализу на предмет выявления как совершенных в целях манипулирования.

10. Внутренними документами фондовой биржи устанавливаются критерии, в соответствии с которыми сделки, соответствующие подпункту 1) пункта 5 статьи 56 Закона о рынке ценных бумаг, исключаются из сделок, подлежащих мониторингу и анализу на предмет выявления сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, как совершенных в целях манипулирования.

11. Выявление сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, параметры и условия заключения которых дают основания предполагать, что данные сделки совершены в целях манипулирования в торговой системе фондовой биржи и неорганизованном рынке ценных бумаг (далее – подозрительные сделки), осуществляется:

1) уполномоченным органом на основании информации, которая содержится в отчетах фондовой биржи и профессиональных участников рынка ценных бумаг, письмах (заявлениях, жалобах, обращениях) субъектов рынка ценных бумаг, государственных органов и иных физических и юридических лиц, публикациях средств массовой информации, результатов проверок деятельности субъектов рынка ценных бумаг;

2) структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи.

12. В случае выявления структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, сделок, соответствующих пунктам 7 и 8 Правил, с учетом положений, установленных пунктом 4 Правил и (или) внутренними документами фондовой биржи, отчет о таких сделках направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня, следующего за днем заключения таких сделок.

В случае выявления структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, сделок, соответствующих пункту 9 Правил, а также иных сделок, в отношении которых есть основания полагать, что данные сделки совершены в целях манипулирования, отчет о таких сделках направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней со дня, следующего за днем заключения подозрительной сделки или последней подозрительной сделки, входящей в состав группы взаимосвязанных подозрительных сделок.

13. Признание сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, как совершенной с целью манипулирования, осуществляется уполномоченным органом по итогам рассмотрения заключения экспертного комитета и оформляется приказом заместителя первого руководителя уполномоченного органа.

14. Уполномоченный орган письменно уведомляет стороны сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, признанной как заключенной с целью манипулирования, о таком признании в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания приказа, указанного в пункте 13 Правил.

Глава 3. Порядок создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав

15. Экспертный комитет создается при уполномоченном органе в составе не менее восьми членов:

не менее пяти представителей уполномоченного органа;

не менее одного представителя Национального Банка Республики Казахстан;

не менее одного представителя фондовой биржи;

не менее одного независимого эксперта.

Независимый эксперт (независимые эксперты) включается (включаются) в состав экспертного комитета на основании предложения объединения юридических лиц, консолидировано выражающего интересы финансового сектора Казахстана, после согласования с уполномоченным органом.

16. Заседания экспертного комитета проводятся в очной, заочной либо смешанной формах по мере необходимости.

Кворум для проведения заседания экспертного комитета составляет не менее двух третей его членов. Каждый член экспертного комитета имеет один голос. При равенстве голосов, голос председателя экспертного комитета является решающим.

Решения экспертного комитета принимаются простым большинством голосов членов экспертного комитета, участвовавших на заседании.

Решение посредством заочного голосования признается принятым при наличии кворума в полученных в установленный срок бюллетенях, если за принятие решения проголосовало простое большинство голосов членов экспертного комитета.

Заочное голосование в случае необходимости применяется вместе с голосованием членов экспертного комитета, присутствующих на заседании (смешанное голосование). При определении кворума, решения которого принимаются посредством смешанного голосования, учитываются бюллетени членов экспертного комитета, проголосовавших заочно, представленные до начала проведения заседания экспертного комитета.

Решения экспертного комитета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем экспертного комитета в срок не позднее пятого рабочего дня после проведения заседания экспертного комитета, и экспертным заключением, подписываемым всеми членами экспертного комитета, принимавшими участие в голосовании.

Стороны рассматриваемых подозрительных сделок по изъявлению желания принимают участие на заседании экспертного комитета с целью предоставления разъяснений обстоятельств совершения указанных сделок. При изъявлении сторонами рассматриваемых подозрительных сделок желания принять участие на заседании экспертного комитета заседание экспертного комитета проводится в очной либо смешанной форме. В случае невозможности принятия участия на заседании экспертного комитета стороны рассматриваемых подозрительных сделок предоставляют экспертному комитету письменные разъяснения обстоятельств совершения данных сделок.

Вопросы, касающиеся подозрительных сделок с иностранной валютой, рассматриваются на заседании экспертного комитета, если на данном заседании принимает участие представитель Национального Банка Республики Казахстан.

17. Заключение экспертного комитета является выражением его мнения относительно того, имеются ли необходимые и достаточные основания предполагать, что подозрительные сделки с ценными бумагами или иными финансовыми инструментами совершены в целях манипулирования.

Приложение 1 к постановлению Правления

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка от
28 декабря 2018 года № 319

 

Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и устанавливают порядок и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг.

2. Мониторингу и анализу на предмет выявления манипулирования на рынке ценных бумаг подлежат действия субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц (включая заключение сделок и объявление заявок в торговой системе фондовой биржи, распространение информации) в отношении ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, обращающихся на площадках фондовой биржи, создание и функционирование которых регламентируется внутренними документами биржи.

Глава 2. Порядок и условия признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг

3. Мониторингу и анализу на предмет выявления действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг подлежат следующие действия (с учетом положений пункта 4 Правил):

1) заключение сделки на организованном рынке ценных бумаг на основании встречных приказов (заказов) на продажу и приобретение ценных бумаг одного выпуска, поданных одним клиентом через двух или более брокеров, которое повлияло на существенное изменение цены, спроса, предложения или объема торгов по данным ценным бумагам;

2) заключение на организованном рынке сделки (серии сделок) с ценными бумагами и (или) производными  финансовыми инструментами, в результате которых цена, спрос, предложение и (или) объем торгов ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами отклонились от уровня и (или) поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;

3) создание ложного и (или) вводящего в заблуждение представления о ликвидности ценной бумаги и ее цене путем совершения следующих действий:

заключение отдельными участниками серии сделок в торговой системе фондовой биржи с данной ценной бумагой, не имеющих экономического смысла и (или) не приводящих к существенному изменению количества ценных бумаг на счетах таких участников;

и (или) объявления на организованном рынке ценных бумаг заявок на заключение сделок с ценными бумагами существенно выше или ниже предыдущих заявок по данным ценным бумагам с дальнейшим их удалением (отзывом) до заключения сделки;

и (или) объявления в торговой системе фондовой биржи необоснованного с точки зрения экономического смысла большого количества заявок на заключение сделок незначительного объема, что способно привести к заключению множества небольших по объему сделок, создающих вид активности торгов;

и (или) распространения недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации в отношении данной ценной бумаги;

4) распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации недостоверных и (или) вводящих в заблуждение сведений о ценных бумагах и (или) сделках с ними, их эмитентах и (или) ценах, включая информацию, представленную в рекламе, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов в торговой системе фондовой биржи с этими ценными бумагами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

5) покупка или продажа ценных бумаг или производных финансовых инструментов в торговой системе фондовой биржи перед закрытием торговой сессии фондовой биржи с целью введения в заблуждение участников рынка относительно цен, которые сложились в конце торговой сессии;

6) заключение на организованном рынке серии сделок с ценными бумагами небольшими объемами, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов ценными бумагами отклонились от уровня, существенно отличающегося от того уровня, который сформировался бы без таких сделок, с последующим заключением сделки (сделок) в большом объеме (больших объемах) по данной цене;

7) объявление брокером в торговой системе фондовой биржи заявки (заявок) на заключение сделок с ценными бумагами по собственному счету в опережение заключения сделки (сделок) с данными ценными бумагами по счету его клиента, повлиявшей (повлиявших) на изменение цены на эти ценные бумаги;

8) заключение на организованном рынке сделки либо несколько сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами с целью прикрытия другой сделки;

9) заключение на организованном рынке ценных бумаг сделки либо несколько сделок, соответствующих дополнительным условиям, определенным внутренними документами фондовой биржи.

Параметры, порядок и условия для мониторинга и анализа вышеуказанных действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, в том числе критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения, количества или объема торгов ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, определяются внутренними документами фондовой биржи, в том числе конфиденциальными, в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, если иное не установлено Правилами.

4. Не подлежат мониторингу и анализу на предмет выявления действий субъекта рынка ценных бумаг или иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг действия соответствующие следующим условиям:

изменение цены долевых инструментов сложилось в результате проведения дробления (сплита) по акциям и (или) пересмотра количества акций, являющихся базовым активом одной депозитарной расписки;

заключение сделок с ценными бумагами по цене, сложившейся под влиянием принятого решения совета директоров эмитента этих ценных бумаг об их размещении по новой цене и (или) внесения (внесенных) поправок в условия (проспект) их выпуска, способных значительно повлиять на цену и (или) доходность данных ценных бумаг;

изменение цены и (или) доходности долговых ценных бумаг связано с приближением даты купонной выплаты или погашения ценных бумаг. Величина такого изменения и порядок его расчета определяются внутренними документами фондовой биржи.

5. Не являются совершенными с целью манипулирования следующие сделки купли-продажи ценных бумаг, исполнение которых не привело к существенному изменению количества таких ценных бумаг, находящихся у сторон этих сделок:

1) сделки открытия и закрытия репо, которые относятся к одной и той же операции репо, осуществляемой в предназначенном для таких операций секторе торговой системы фондовой биржи;

2) две сделки одного и того же объема с одними и теми же ценными бумагами, вторая из которых заключена в целях исправления технической ошибки, допущенной при заключении первой из данных сделок на организованном рынке;

3) сделки с ценными бумагами, заключенные в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих дате заключения сделки, но не менее чем в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня из этого периода, с ценными бумагами данного наименования были заключены сделки суммарным объемом не менее 35 000 000 (тридцати пяти миллионов) тенге, сторонами которых являлись не менее 7 (семи) членов фондовой биржи. Торговая система фондовой биржи предусматривает настройки, позволяющие участникам торгов отдельно по каждой ценной бумаге отслеживать количество членов фондовой биржи, являвшихся сторонами сделок, которые были заключены по данной ценной бумаге в течение последних 30 (тридцати) рабочих дней, предшествующих текущей дате торгов;

4) сделка, условия совершения которой признаны несущественными на основании критериев, определенных внутренними документами фондовой биржи.

6. Фондовая биржа осуществляет мониторинг и анализ действий по заключению серий 2 (двух) и более сделок с валютной парой доллар Соединенных Штатов Америки и тенге в течение 1 (одного) торгового дня, при их соответствии следующим условиям:

1) сделки заключены в результате подачи в торговую систему фондовой биржи одной заявки на покупку или продажу, вызвавшей автоматическое удовлетворение двух и более встречных заявок, при этом цена одной из таких сделок отклоняется более чем на 10 (десять) процентов от цены последней сделки, заключенной до подачи такой заявки;

2) сделки по повышающейся или понижающейся цене, исполнение которых не привело к существенному изменению количества иностранной валюты, находящейся у сторон этих сделок при условии, что каждая из таких сделок заключена в результате подачи двумя участниками торгов встречных заявок, разница в объеме которых составляет не более 5 (пяти) процентов и во времени подачи не более 1 (одной) секунды;

3) сделки, в результате которых брутто-оборот участника торгов составляет не менее 30 (тридцати) процентов от общего брутто-оборота всех участников по данной иностранной валюте по итогам торгового дня и разница между брутто-оборотом и нетто-оборотом участника торгов по указанной иностранной валюте составляет 70 (семьдесят) и более процентов от брутто-оборота данного участника.

Для целей настоящего пункта:

существенным изменением количества иностранной валюты признается отличие на 10 (десять) процентов и более от первоначального количества иностранной валюты, находящейся у сторон сделок;

под брутто-оборотом понимается сумма объемов покупок и продаж участника торгов, выраженная в иностранной валюте;

под нетто-оборотом понимается абсолютное значение разницы между объемом покупок и объемом продаж участника торгов определенной иностранной валютой в течение торгового дня, выраженное в иностранной валюте;

под серией сделок по повышающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых выше цены предыдущей сделки из этой же серии;

под серией сделок по понижающейся цене понимаются сделки, цена каждой из которых ниже цены предыдущей сделки из этой же серии.

Мониторингу и анализу не подлежат действия Национального Банка Республики Казахстан, связанные с заключением сделок, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

7. Выявление действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, осуществляется:

1) уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) на основании информации, которая содержится в отчетах фондовой биржи и профессиональных участников рынка ценных бумаг, обращениях (заявлениях, жалобах) субъектов рынка ценных бумаг, государственных органов и иных физических и юридических лиц, публикациях средств массовой информации, результатах проверок деятельности субъекта рынка ценных бумаг;

2) структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи.

8. При выявлении структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, соответствующих пунктам 3 и 6 Правил, с учетом положений, установленных пунктами 4 и 5 Правил, отчет о таких действиях направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня, следующего за днем выявления таких действии.

При выявлении структурным подразделением фондовой биржи, осуществляющим деятельность по надзору за сделками, совершаемыми в торговой системе фондовой биржи, действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, в отношении которых есть основания полагать, что данные действия совершены в целях манипулирования, в том числе соответствующих подпункту 9) пункта 3 Правил, отчет о таких действиях направляется в уполномоченный орган в сроки, установленные внутренними документами фондовой биржи, но не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней со дня, следующего за днем выявления таких действий.

9. Признание действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования на рынке ценных бумаг осуществляется уполномоченным органом по итогам рассмотрения заключения экспертного комитета, осуществляющего рассмотрение вопросов признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования, и оформляется приказом заместителя первого руководителя уполномоченного органа.

10. Уполномоченный орган письменно уведомляет субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц, чьи действия признаны как совершенные с целью манипулирования, о таком признании в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания приказа, указанного в пункте 9 Правил.

Новая редакция

В связи с внесением изменений в статью 56 Закона о рынке ценных бумаг в части признания действий субъектов рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования

4

Приложение 2 к Постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28 декабря 2018 года № 319

Отсутствует.

Приложение 2 к постановлению Правления

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка от
28 декабря 2018 года № 319

 

Правила создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав

 

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила создания и работы экспертного комитета, а также его количественного состава (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и устанавливают порядок создания и работы экспертного комитета, осуществляющего рассмотрение вопросов признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования (далее – экспертный комитет), а также его количественный состав.

Глава 2. Порядок создания и работы экспертного комитета, а также его количественный состав

2. Экспертный комитет создается при уполномоченном органе по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) в составе не менее десяти членов:

не менее пяти представителей уполномоченного органа;

не менее одного представителя Национального Банка Республики Казахстан;

не менее двух представителей фондовой биржи;

не менее одного представителя центрального депозитария;

не менее одного независимого эксперта.

Независимый эксперт (независимые эксперты) включается (включаются) в состав экспертного комитета на основании предложения объединения юридических лиц, консолидировано выражающего интересы финансового сектора Казахстана, после согласования с уполномоченным органом.

В заседании экспертного комитета, при приглашении уполномоченным органом на основании решения экспертного комитета, принимают участие в качестве экспертов без права голоса представители субъектов финансового рынка для выражения мнения по рассматриваемому вопросу.

3. Заседания экспертного комитета проводятся в очной, заочной либо смешанной формах по мере необходимости.

Кворум для проведения заседания экспертного комитета составляет не менее двух третей его членов. Каждый член экспертного комитета имеет один голос. При равенстве голосов, голос председателя экспертного комитета является решающим.

Решения экспертного комитета принимаются простым большинством голосов членов экспертного комитета, участвовавших на заседании.

Решение посредством заочного голосования признается принятым при наличии кворума в полученных в установленный срок бюллетенях, если за принятие решения проголосовало простое большинство голосов членов экспертного комитета.

Заочное голосование в случае необходимости применяется вместе с голосованием членов экспертного комитета, присутствующих на заседании (смешанное голосование). При определении кворума, решения которого принимаются посредством смешанного голосования, учитываются бюллетени членов экспертного комитета, проголосовавших заочно, представленные до начала проведения заседания экспертного комитета.

Решения экспертного комитета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем экспертного комитета в срок не позднее пятого рабочего дня после проведения заседания экспертного комитета, и экспертным заключением, подписываемым всеми членами экспертного комитета, принимавшими участие в голосовании.

Вопросы, касающиеся действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц в отношении иностранной валюты как совершенных в целях манипулирования, рассматриваются на заседании экспертного комитета, если на данном заседании принимает участие представитель Национального Банка Республики Казахстан.

4. Субъекты рынка ценных бумаг или иные лица, информация о чьих действиях вынесена на рассмотрение экспертного комитета, по запросу уполномоченного органа предоставляют письменные разъяснения обстоятельств совершения указанных действий.

По рекомендации экспертного комитета такие лица приглашаются на заседание экспертного комитета с целью предоставления разъяснений обстоятельств совершения указанных действий. При изъявлении такими лицами желания принять участие на заседании экспертного комитета заседание экспертного комитета проводится в очной либо смешанной форме.

5. Заключение экспертного комитета является выражением его мнения относительно того, имеются ли необходимые и достаточные основания для признания действий субъекта рынка ценных бумаг и иных лиц как совершенных в целях манипулирования.

Новая редакция

В целях приведения в соответствие с поправками в статью 56 Закона РК «О рынке ценных бумаг», вносимых проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности»