Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


«Об утверждении Справочника по наилучшим доступным техникам «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» и Заключения»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 28/07/2022
Публичное обсуждение до: 11/08/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/08/2022 17:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/08/2022 18:30:00
Приложенные документы:

«Об утверждении Справочника по наилучшим доступным
техникам
«Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» и Заключения»

 

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 113 Экологического кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемые Справочник по наилучшим доступным техникам «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» и Заключение к нему.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

 

 

   Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

А. Смаилов

Комментарий

Акционерное общество "Алматинские электрические станции"

Премьер-Министр Республики Казахстан ... посмотреть текст 10/08 - 13:20

Физический и моральный износ основного оборудования угольных ТЭЦ, введённых в эксплуатацию в 80-х годах (например Алматинские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3), более 80% и внедрение НДТ без значительных финансовых влияний невозможно. Стеснённая компоновка оборудования не позволяет принимать какие – то типовые решения по внедрению систем газоочистки. Установка электрофильтров и рукавных фильтров неприменимо. Пороговые уровни выбросов НДТ от твердого топлива, указанные в разделе №2 неприемлемы, так, как состояние существующих энергетических котлов и вспомогательного оборудования физически и морально устарели и не позволяют достичь данного порога. К 2026 году АО "АлЭС" реализует проект строительства новых ТЭЦ, с полной их газификацией, который требует колоссальных финансовых затрат. До окончания строительства и введения в эксплуатацию новых ТЭЦ, действующие угольные будут функционировать, а соответственно, должны будут получать КЭР и внедрять НДТ, что тоже финансово затратно, учитывая тот факт, что функционировать после включения в работу новых станций они не будут.

12/08 - 16:09

Переход на НДТ является добровольным, существующим электроэнергетическим предприятиям не обязателен одномоментный перехода на КЭР в 2025 году. Это значит, что есть возможность поэтапного внедрения НДТ. При этом, действующие предприятия, как и в настоящее время, вправе получать экологическое разрешение. Оценка потребностей в инвестирование и финансирование модернизации производств предприятий, связанных с переходом на НДТ, их применимости, является исключительно индивидуальной для каждого предприятия и требует проработки и принятия решения с привлечением научных и проектных институтов.

КНАУС НАТАЛЬЯ

техникам «Сжигание топлива на крупных установках в... посмотреть текст 08/08 - 13:47

Разработанный справочник содержит агрессивные пороговые уровни выбросов, соответствующие, а где-то и превышающие, текущие нормативы стран ЕС; для их достижения ТЭС необходимы десятки миллиардов тенге, а высвобожденных средств от уплаты экологических платежей хватает только на операционные расходы для нового очистного оборудования. Европейский Союз шел к настоящим экологическим показателям поэтапно, в течение 20-ти лет, строя новые электростанции, увеличивая долю возобновляемой электроэнергетики, выводя из эксплуатации старые генерирующие источники, где экономически нецелесообразно было проводить модернизацию. Полагаем, что и Казахстану, при достаточном финансировании и наличии государственной программы модернизации электроэнергетической отрасли, также понадобится не менее 20-30 лет для достижения существующего уровня выбросов загрязняющих веществ, принятых в настоящее время в ЕС. Целесообразно ли устанавливать столь агрессивные пороговые уровни выбросов? Почему при принятии ПУВ не учитывалась разница в экономическом, социальном развитии ЕС и Казахстана, не учитывались отличительные особенности организации теплоснабжения населенных пунктов? Для электроэнергетического сектора данные пороговые уровни недостижимы, ввиду ряда технологических ограничений и существующей системы тарифообразования, которая не позволяет внедрять НДТ из-за отсутствия окупаемости.

10/08 - 11:26

В проекте Справочника по НДТ установлены пороговые уровни для существующих предприятий с учетом применения одной или нескольких наилучших доступных техник, с учетом требований пп.13 п.3 ст.113 Кодекса. Уровни эмиссий маркерных веществ, связанные с применением НДТ установлены: - для новых установок – в пределах технологических нормативов Европейского справочника; - для существующих установок, на уровне технологических нормативов Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О промышленных выбросах»; Однако, учитывая особенности качества локального твердого топлива, сжигаемого на станциях Республики, в Справочнике по НДТ были установлены менее строгие уровни выбросов твердых частиц (пыли) как для новых, так и для существующих установок. Проект Справочника по НДТ разработан в соответствии с нормами Кодекса и Правил, а также с ориентиром на Европейский справочник по НДТ (BREF EU 2017), однако, с учетом национальных особенностей электроэнергетической отрасли. Кроме того, существуют различные инструменты финансирования для перехода на принципы НДТ - целевое использование средств на реализацию плана природоохранных мероприятий из областных акиматов для государственных и коммунальных предприятий, рынок электрической мощности, собственные и заемные средства (льготные кредиты, гранты банков развития и второго уровня для целей реализации «зеленых» проектов согласно норм ст.130 Кодекса и Государственной программой поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025", утв.Постановлением Правительства Республики Казахстана от 24 декабря 2019 года №968). В соотвествии с пунктом 4 статьи 418 Кодекса переход существующих объектов на КЭР является добровольной процедурой для действующих операторов объектов I категории. Тем самым, существующим электроэнергетическим предприятиям не обязателен одномоментный перехода на КЭР в 2025 году, и есть возможность поэтапного внедрения НДТ. При этом, действующие предприятии, как и в настоящее время вправе получать экологическое разрешение.

НУРГАЛИЕВА ДИНАРА

техникам «Сжигание топлива на крупных установках в... посмотреть текст 05/08 - 16:56

1. Пороговые уровни выбросов в атмосферу NOx, SO2, золы при сжигании твердого топлива (таблица 6.18, 6,20, 6,22), являются недостижимыми для новых и существующих установок действующих станций в связи со следующим: 1.1 Установленные пороговые уровни гораздо жестче, чем уровни выбросов, установленные для европейских стран в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/75/ЕС от 24 ноября 2010 г. о промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроле над ним) (новая редакция). Так, например, массовая концентрация NOx в выбросах от новой установки тепловой мощностью 100-300 МВт согласно проекту справочника НДТ составляют 80-130 мг/м3, а согласно директиве ЕС 210/75/ЕС составляет 200 мг/нм3. При этом для существующих устаревших установок в справочнике устанавливаются пороговые уровни 200-210 мг/нм3, то есть как для ЕС, в которой ТЭС такого срока эксплуатации, как в Казахстане не существует. Аналогичная ситуация по иным загрязняющим веществам и установкам иной тепловой мощности. 1.2 Не приняты во внимание результаты комплексного технологического аудита, проведенного НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» на ТЭС РК в 2021 году. Например, в качестве ограничений для внедрения НДТ на действующих установках отмечены следующие: -Стесненность застройки и конструктивные ограничения; -Изношенность основного и вспомогательного оборудования; -Отсутствие строительства новых и/или расширения действующих источников тепловой генерации в городе при росте тепловых нагрузок; -На государственном уровне для энергетической отрасли не определен источник и механизм финансирования внедрения НДТ; -Наличие временного ограничивающего фактора (ТЭЦ являются основным источником теплоснабжения населенных пунктов, в связи с чем периоды проведения работ ограничены неотопительным периодом года). 2. Отсутствие синхронизации перехода на НДТ с программами низкоуглеродного развития РК. Необходимо принимать во внимание существующую климатическую повестку и принятые Республикой Казахстан обязательства в рамках Парижского соглашения. В настоящее время разработан проект Доктрины достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года, принятие которой предполагает исключение угольной генерации для производства энергии и замену на альтернативные виды энергии до 2060 года. Таким образом, часть предприятий (при определении источника финансирования) обязаны будут согласно экологическому кодексу РК инвестировать средства на внедрение НДТ для снижения воздействия в течение 10 лет, а далее должны будут выведены из эксплуатации, как не соответствующие по выбросам парниковых газов, согласно доктрине достижения низкоуглеродной нейтральности Таким образом, отсутствие взвешенного системного подхода к развитию электроэнергетической отрасти создает риск обеспечения надежного, качественного и экологически безопасного производства тепловой и электрической энергии на перспективу для Республики Казахстан.

09/08 - 10:05

1. В проекте Справочника по НДТ установлены пороговые уровни для существующих предприятий с учетом применения одной или нескольких наилучших доступных техник, с учетом требований пп.13 п.3 ст.113 Кодекса. Уровни эмиссий маркерных веществ, связанные с применением НДТ установлены: - для новых установок – в пределах технологических нормативов Европейского справочника; - для существующих установок, на уровне технологических нормативов Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О промышленных выбросах»; В этой связи, установленные уровни маркерных веществ в национальном справочнике по НДТ для новых установок следует сравнивать c аналогичными уровнями для новых установок Европейского справочника, а для существующих станций с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О промышленных выбросах», так утверждение что «Установленные пороговые уровни гораздо жестче, чем уровни выбросов, установленные для европейских стран» не является правдой. Кроме того, главной целью Справочников по НДТ является обеспечение достижения предприятиями высокого качества окружающей среды в целом и минимизация воздействия на здоровье населения. Оценка применимости той или иной из техник, либо совокупно вместе взятых, а также процедура внедрения НДТ является исключительно индивидуальными процедурами, требующих проработки и принятия решения каждым оператором с привлечением научных и проектных институтов. 2. В проекте «Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года» (далее - Доктрины) указаны два альтернативных сценария развития углеродной нейтральности (базовый сценарий и сценарий углеродной нейтральности). При базовом сценарии описывается гипотетический путь развития экономики Республики без дополнительных усилий и действий к углеродной нейтральности. Тогда, как в сценарии углеродной нейтральности указан гипотетический путь снижения угольной генерации с возможным снижением парниковых газов на 90%. Хотелось бы отметить, что согласно проекту Справочника по НДТ, парниковые газы не являются маркерным веществом, в соответствии с чем уровни выбросов с применением НДТ для парниковых газов не устанавливаются. Учитывая вышеизложенное, Министерство считает, что проект Доктрины необходимо «увязать» с отраслевой программой/концепцией развития электроэнергетической отрасли разрабатываемой Министерством Энергетики РК.