Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 198 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан»

Краткое содержание: Проектом постановления предусмотрено совершенствование стресс-тестирования рисков страховых (перестраховочных) организаций.
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 29/07/2022
Публичное обсуждение до: 12/08/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/08/2022 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/08/2022 18:30:00
Приложенные документы:

«ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ

ҚАРЖЫ НАРЫҒЫН РЕТТЕУ ЖӘНЕ ДАМЫТУ АГЕНТТІГІ»

 

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

 

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

 

 

 

БАСҚАРМАСЫНЫҢ

ҚАУЛЫСЫ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВЛЕНИЯ

 

 

________________________________

Алматы қаласы

 

________

 

   город Алматы

           

 

 

 

 

 

О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 198 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов

Республики Казахстан»

 

 

Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 198 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17462) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с законами Республики Казахстан «О страховой деятельности», «О государственной статистике» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:»;

в Правилах формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В Правилах используются следующие понятия:

1) андеррайтинг - комплекс процедур по принятию на страхование или перестрахование заявленного объекта страхования на основе оценки страховых рисков с целью определения страхового покрытия, условий страхования, уровня франшизы и страхового тарифа в пределах, установленных актуарием;

2) управленческая отчетность - инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности организации;

3) гэп-анализ - методы измерения процентного риска и риска ликвидности на основе сравнения объема активов и обязательств организации, подверженных изменениям ставок вознаграждения или подлежащих погашению в течение определенных сроков;

4) лимитирование - установление качественных, количественных ограничений принимаемых рисков, установление ограничений на сделки (операции) организации.

При лимитировании определяются следующие параметры:

показатель, на который устанавливается лимит;

метод расчета показателя, на который устанавливается лимит;

предельное (максимальное, минимальное) значение показателя;

5) конфликт интересов - ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью должностных лиц организации и (или) его работников и надлежащим исполнением ими своих должностных полномочий или имущественными и иными интересами организации и (или) его работников и (или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для организации и (или) его клиентов;

6) политика - совокупность внутренних документов, включающих в себя политику и (или) иные внутренние документы, определяющие необходимые критерии, параметры, подходы, принципы, стандарты, процедуры и механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование организации и соответствие ее деятельности стратегии и допустимому уровню риска;

7) стресс-тестирование - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение организации исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность организации;

8) риск - возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов деятельности организации, возникновения расходов (убытков);

9) система оценки рисков - совокупность коэффициентов, предназначенных для комплексного анализа финансового состояния организации;

10) система управления рисками - постоянный структурированный процесс, установленный советом директоров и правлением организации, осуществляемый в рамках всей организации в целях выявления, оценки, мониторинга, снижения рисков и их последствий, влияющих на достижение целей организации;

11) карта риска - графическое и текстовое описание рисков организации, расположенных в таблице, по одной "оси" по которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения;

12) лимит риска - средство количественного либо качественного ограничения принимаемого риска;

13) идентификация риска – процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска;

14) измерение риска - определение степени вероятности риска и размеров потенциальных расходов (убытков), которые осуществляются посредством оценки последствий и вероятности наступления события математическим путем с помощью применения теории вероятностей и закона больших чисел на основе статистических данных;

15) уполномоченный орган - уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

16) внутренний аудит - неотъемлемый элемент управленческого контроля, посредством которого служба внутреннего аудита оценивает финансовую отчетность, а также другие данные и информацию, поддающиеся количественной и качественной оценке деятельности организации в целях дальнейшего отражения степени ее соответствия законодательству Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внутренним документам, международным профессиональным стандартам внутреннего аудита;

17) внутренний контроль - это процесс, осуществляемый советом директоров, коллегиальными органами, правлением, работниками организации, направленный на обеспечение достижения целей по следующим категориям:

эффективность деятельности;

надежность, полнота и своевременность финансовой отчетности и иной управленческой отчетности;

соблюдение законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

18) система внутреннего контроля - совокупность контрольных процедур, мероприятий и методик, обеспечивающая:

надлежащее и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации;

соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

эффективное разделение ответственности;

своевременное и надлежащее исполнение работниками организации требований внутренних документов;

обеспечение сохранности имущества;

предотвращение и выявление фактов мошенничества и управленческих ошибок;

своевременность подготовки, достоверность и полноту финансовой отчетности и иной управленческой отчетности.

При применении требований Правил к филиалу страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан:

под советом директоров понимается соответствующий орган управления страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;

под правлением понимаются руководящие работники филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;

под капиталом подразумевается сумма счета головного офиса, резервов и результатов деятельности филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;

под финансовой отчетностью понимается отчетность по данным бухгалтерского учета филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан.

Требования Правил не распространяются на филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан в части соблюдения требований законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, а также пунктов 13-1, 13-2 Правил.»;

пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Процесс управления рисками включает следующие этапы:

1) определение рисков:

оценка рискообразующих факторов и риска (систематическое и постоянное отслеживание, анализ всех возможных причин расходов (убытков), их вероятности и размеров);

классификация рисков (осуществляется по результатам исследования специфики рисков и факторов, которые приводят к их возникновению, влияют на их развитие, экспертных оценок исторических данных, анализа карты рисков);

2) измерение рисков, периодичность проведения которых устанавливается советом директоров в зависимости от значимости риска, но не реже двух раз в год;

3) осуществление регулярного стресс-тестирования и анализа рисков;

4) выбор и применение метода управления рисками;

5) корректирование системы управления рисками.»;

пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Организация на основании финансовой и иной отчетности организации на отчетную дату осуществляет стресс- тестирование по рискам.

Организация представляет в уполномоченный орган стресс-тестирование по рискам по форме согласно приложению 3 к Правилам на ежеквартальной основе не позднее 15 (пятнадцатого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

К стресс- тестированию по рискам прилагается заключение руководителя подразделения по управлению рисками, содержащее:

анализ подверженности организации рискам;

определение рисков, влияющих в большей степени на финансовое положение организации.»;

пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. В функции подразделения по управлению рисками входят:

1) организация эффективной системы управления рисками, включая:

разработку политики по управлению рисками;

разработку карты рисков, включая качественный и количественный подходы;

участие в процессе принятия управленческих решений;

постоянный мониторинг выполнения управленческих решений и определения эффективности принятых управленческий решений;

контроль за выполнением установленных лимитов по страховым, инвестиционным и иным сделкам (операциям);

2) идентификация и оценка рисков, включая определение описательных и количественных значений показателей рисков, связанных с деятельностью организации, а также определение максимально допустимых значений показателей рисков;

 3) анализ коэффициентов системы оценки рисков организации на основании годовой финансовой и иной отчетности по форме согласно приложению 3-1 к Правилам для организации, осуществляющей деятельность по отрасли "общее страхование", и приложению 3-2 к Правилам для организации, осуществляющей деятельность по отрасли "страхование жизни";

4) принятие мер по управлению рисками, возникающими в процессе деятельности организации;

5) мониторинг, оценка и контроль идентифицированных (обнаруженных) рисков, в том числе:

принятие мер совместно с другими структурными подразделениями организации по идентификации рисков;

оценка рисков, включая оценку частоты возникновения рисков, последующая классификация воздействий, оказанных данными рисками, и установление лимитов рисков;

мониторинг рисков, включающий мониторинг изменений значений показателей рисков и максимально допустимых значений показателей рисков, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков;

незамедлительное представление отчетности правлению и совету директоров о любых значительных случаях, способных повлечь за собой ущерб и (или) повлиять на деятельность организации, или носящих незаконный характер;

6) организация процесса по разработке соответствующими структурными подразделениями организации детального плана мероприятий по минимизации выявленных рисков (планы предоставляется структурными подразделениями и общий план мероприятий по минимизации выявленных рисков организации разрабатывается подразделением по управлению рисками) и дальнейший мониторинг утвержденного советом директоров плана мероприятий по минимизации рисков организации;

7) организация мероприятий по исполнению плана на случай чрезвычайных обстоятельств и обеспечения непрерывности деятельности организации;

8) регулярный анализ:

финансовых показателей (в рамках стресс-тестирования и регулярного мониторинга уровня принятых рисков);

влияния изменений цен на финансовые инструменты на показатели ликвидности, платежеспособности, достаточности маржи платежеспособности (в рамках стресс-тестирования и регулярного мониторинга уровня принятых рисков);

9) прогнозирование воздействия макроэкономических факторов на рентабельность, ликвидность, достаточность маржи платежеспособности;

10) предоставление совету директоров и правлению на ежеквартальной основе отчета по оценке и анализу системы управления рисками по следующим направлениям:

текущее состояние управления рисками (проводимая работа по минимизации и исключению рисков);

выявленные риски и план мероприятий по минимизации данных рисков, а также результаты проведенной работы по их снижению либо предотвращению;

риски, которые могут возникнуть в процессе ведения текущей деятельности организации, и пути их снижения и предотвращения;

контроль и мониторинг рисков, которые могут возникнуть на текущем этапе реализации корпоративной стратегии организации и пути их минимизации и предотвращения;

адекватность и эффективность системы управления рисками;

краткий анализ финансовых показателей за отчетный период;

оценка и анализ карты рисков;

адекватность и эффективность применяемых процедур тестирования и моделей оценки рисков;

11) предоставление на утверждение совету директоров:

не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, анализа коэффициентов системы оценки рисков (с пояснениями по коэффициентам, выходящим за пределы стандартного диапазона);

плана мероприятий по улучшению коэффициентов системы оценки рисков в случае наличия четырех и более отклонений коэффициентов системы оценки рисков организации от утвержденных пределов стандартного диапазона;

12) предоставление годовому общему собранию акционеров анализа коэффициентов системы оценки рисков (с пояснениями по коэффициентам, выходящим за пределы стандартного диапазона), и утвержденного советом директоров плана мероприятий по улучшению коэффициентов системы оценки рисков (при наличии);

13) обеспечение выполнения:

 требований к управлению риском андеррайтинга согласно приложению 5 к Правилам;

 требований к управлению риском перестрахования согласно приложению 6 к Правилам;

 требования к управлению риском страховых выплат согласно приложению 7 к Правилам;

 требований к управлению риском недостаточности страховых резервов согласно приложению 8 к Правилам;

 требований к управлению инвестиционным риском согласно приложению 9 к Правилам;

 требований к управлению операционными и сопутствующими рисками согласно приложению 10 к Правилам;

 требований к управлению комплаенс-риском согласно приложению 11 к Правилам;

14) в целях корректировки корпоративной стратегии и внутренней политики по управлению рисками совместно с подразделением стратегического планирования и анализа либо иным структурным подразделением с аналогичными функциями представление правлению не реже одного раза в год:

отчета, содержащего детальный обзор текущего состояния организации с учетом количественных и качественных данных обо всех рисках, степени их вероятности, степени готовности организации, проведенных мероприятиях по их минимизации, мер реагирования;

отчета, содержащего детальный обзор финансового состояния и результатов деятельности организации, а также изменений в законодательстве актах Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, способные повлиять на финансовое состояние организации, карту рисков организации.

При применении положений настоящего пункта к филиалу страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан:

положения подпунктов 1) и 2) настоящего пункта применяются к функциональным обязанностям подразделения по управлению рисками страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;

положения подпунктов 3), 11) и 12) настоящего пункта не распространяются на филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан.»;

приложение 3 изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;

пункт 3 приложения 9 изложить в следующей редакции:

«3. При передаче активов в управление управляющему инвестиционным портфелем правление обеспечивает указание в договоре с управляющим инвестиционным портфелем требований по:

1) неукоснительному соблюдению управляющим инвестиционным портфелем инвестиционной политики организации;

2) эффективному обмену информацией для осуществления мониторинга рисков, в том числе для осуществления стресс-тестирования;

3) ответственности управляющего инвестиционным портфелем за причинение убытков организации в результате управления инвестиционным портфелем в результате преднамеренных действий.».

2. Департаменту страхового рынка и актуарных расчетов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном
интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;

3) в течение десяти дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом
2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Должность

                          ФИО

 

 

 

  •  

Бюро национальной статистики

Агентства по стратегическому

планированию и реформам

Республики Казахстан

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

 

Приложение 3

к Правилам формирования системы

управления рисками и

внутреннего контроля для

страховых (перестраховочных)

организаций, филиалов

страховых (перестраховочных)

организаций-нерезидентов

Республики Казахстан

 

 

Форма

 

Форма, предназначенная для сбора административных данных

 

Представляется: в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций

 

Форма административных данных размещена на интернет-ресурсе: http:// https://www.gov.kz

 

Стресс-тестирование по рискам

 

Индекс формы административных данных: 1-STRESS-TEST

 

Периодичность: ежеквартальная

 

Отчетный период: по состоянию на «___» _______________ 20___ года

 

Круг лиц, представляющих информацию: страховые (перестраховочные) организации

 

Срок представления: ежеквартально, не позднее 15 (пятнадцатого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Стресс-тестирование по ценовому риску

 

Наименование эмитента

Наименование ценной бумаги

Международный идентификационный номер (ISIN)

Балансовая

стоимость финансового инструмента (в тыс. тенге)

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Итого убыток 

2

Норматив достаточности маржи платежеспособности после стресс-тестирования

3

Норматив достаточности остаточности высоколиквидных активов после стресс-тестирования

 

продолжение таблицы:

Сценарий снижения текущей стоимости финансового инструмента (в тыс. тенге)

Убыток при снижении стоимости финансового инструмента (в тыс. тенге)

на 20%

на 30%

на 40%

на 20%

на 30%

на 40%

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1. В столбце 2 указывается наименование эмитента долевых инструментов (акции, депозитарные расписки, базовым активом которых являются акции, паи Exchange Traded Funds (ETF) (Эксчейндж Трэйдэд Фандс).

2. В столбцах 3 и 4 указывается наименование ценной бумаги и его международный идентификационный номер (ISIN).

3. В столбце 5 указывается балансовая стоимость финансового инструмента на отчетную дату.

4. В столбцах 6, 7 и 8 указывается балансовая стоимость финансового инструмента при снижении ее на 20%, 30% и 40%, соответственно.

5.  В столбцах 9, 10 и 11 указывается разница между балансовой стоимостью финансового инструмента и ее прогнозной сниженной стоимостью.

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

Таблица 2

 

Стресс-тестирование по процентному риску

 

Наименование эмитента

Балансовая стоимость финансового инструмента в тыс. тенге (факт.)

Ставка доходности (факт.)

Прогнозное значение ставки доходности (+1%)

Прогнозное значение ставки доходности

(-1%)

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Итого убыток 

 

 

2

Норматив достаточности маржи платежеспособности после стресс-тестирования

 

 

3

Норматив достаточности остаточности высоколиквидных активов после стресс-тестирования

 

 

 

продолжение таблицы:

Прогнозная стоимость финансового инструмента при ставке доходности (+1%)

Прогнозная стоимость финансового инструмента при ставке доходности

(-1%)

 

Сумма убытка при ставке доходности

(-1%) в тыс. тенге

Сумма убытка при ставке доходности

(-1%) в тыс. тенге

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1. В столбце 2 указывается наименование эмитентов облигации.

2. В столбце 3 указывается балансовая стоимость финансового инструмента на отчетную дату, учитываемых по следующим статьям бухгалтерского баланса: «Ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которых отражаются в составе прибыли или убытка» и «Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи (за вычетом резервов на обесценение)»

3. В столбце 4 указывается фактическая ставка доходности к погашению по облигации на отчетную дату.

4. В столбце 5 и 6 указывается прогнозное значение ставки доходности облигации при увеличении/уменьшении ее на 1%.

5. В столбце 7 и 8 указывается прогнозное значение суммы убытка при увеличении/уменьшении ставки доходности облигации.

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

Таблица 3

 

Стресс-тестирование по валютному риску

 

Наименование иностранной валюты

Текущая стоимость активов и обязательств, номинированных в данной иностранной валюте в тенге

Сценарий снижения тенге по отношению к иностранной валюте

Сценарий укрепления тенге по отношению к иностранной валюте

Активы

Обязательства

Активы

Обязательства

Активы

Обязательства

1

2

3

4

5

6

7

USD

 

 

 

 

 

 

EURO

 

 

 

 

 

 

RUB

 

 

 

 

 

 

Иные валюты

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

продолжение таблицы:

Убыток (доход) по сценарию снижения тенге по отношению к иностранной валюте

Убыток (доход) по сценарию укрепления тенге по отношению к иностранной валюте

По результатам снижения тенге по отношению к иностранной валюте

По результатам укрепления тенге по отношению к иностранной валюте

Активы
(2-4)

Обязательства
(3-5)

Активы
(2-6)

Обязательства
(3-7)

НМП

НВЛА

НМП

НВЛА

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1. НМП – норматив достаточности маржи платежеспособности после стресс-тестирования;

ВЛА - Норматив достаточности остаточности высоколиквидных активов после стресс-тестирования.

2. Стресс-тестированию подлежат активы и обязательства страховой организации. 

3.  Сценарий для проведения стресс-тестирования: USD, EURO – ±20%; RUB – ±10%; иные валюты – ±10%. 

4. В столбцах 2 и 3 указывается текущая стоимость активов и обязательств, номинированных в данной иностранной валюте в тенге на отчетную дату.

5. В столбцах 4, 5, 6 и 7 указывается прогнозная балансовая сумма активов и обязательств при сценариях снижения и укрепления тенге по отношению к иностранной валюте, соответственно.

6. В столбцах 8, 9, 10 и 11 указывается прогнозный убыток (доход) по сценарию снижения и укрепления тенге по отношению к иностранной валюте, соответственно (разница между фактическими и прогнозными значениями активов и обязательств).

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

Таблица 4.1

 

Стресс-тестирование по рискам, связанным с осуществлением страховой деятельности

 

Наименование статьи

Сценарий приостановления сбора страховых премий

 

На отчетный квартал

1-ый прогнозный квартал

2-ой прогнозный квартал

3-й прогнозный квартал

4-ый прогнозный квартал

1

2

3

4

5

6

7

1

Итого чистая прибыль (убыток) после уплаты налогов (тыс. тенге)

 

 

 

 

 

2

Норматив достаточности маржи платежеспособности

 

 

 

 

 

3

Норматив достаточности остаточности высоколиквидных активов

 

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1. В целях проведения стресс-тестирования по приостановлению сбора страховых премий страховой (перестраховочной) организации необходимо осуществить прогноз изменения финансовых показателей и значений пруденциальных нормативов с учетом отсутствия доходов по страховой части и сохранения постоянных расходов и расходов по страховым выплатам.

2. По данному сценарию страховой (перестраховочной) организации необходимо предусмотреть осуществление страховых выплат по имеющимся в портфеле договорам страхования (перестрахования) на отчетную дату (отсутствие новых поступлений, соответственно, страховых выплат по ним).

3. Форма по данному стресс-тестированию заполняется на 4 (четыре) прогнозных квартала (год в разрезе кварталов).

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

Таблица 4.2

 

Наименование статьи

Сценарий увеличения резерва непроизошедших убытков по договорам аннуитета ввиду роста ставки индексации

Значение показателя на отчетную дату

Значение показателя после стресс-тестирования

1

2

3

4

1

Ставка индексации страховых выплат

 

8,25%

2

Резерв не произошедших убытков (по договорам аннуитета, заключенные в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»)

 

 

3

Норматив достаточности маржи платежеспособности

 

 

4

Норматив достаточности высоколиквидных активов

 

 

 

Примечание:

 

1. Сценарий увеличения резерва непроизошедших убытков по договорам аннуитета, заключенным в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», рассчитывается на отчетную дату при использовании ставки индексации на уровне 8,25%.

2. К форме стресс-тестирования прикладывается отчет по действующим договорам аннуитета, заключенным в рамках обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (с учетом новой индексации 8,25%) (представляется в электронной форме).

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

Таблица 4.3

 

Наименование статьи

Фактическая сумма на отчетную дату

Сценарий расторжения договоров страхования (перестрахования) на:

10%

20%

30%

1

2

3

4

5

6

1

Страховые премии по действующим договорам страхования (перестрахования)

 

 

 

 

2

Сумма комиссионного вознаграждения по договорам страхования (перестрахования), по которым произойдет расторжение  

Х 

 

 

 

3

Итого сумма убытка (строки 1+2)

Х

 

 

 

4

Норматив достаточности маржи платежеспособности

 

 

 

 

5

Норматив достаточности остаточности высоколиквидных активов

 

 

 

 

 

Примечание:

 

1. Стресс-тестирование по риску расторжения договоров страхования предусматривает сценарий расторжения договоров страхования (перестрахования) от 10% до 30%.

2. В столбцах 4, 5 и 6 указываются прогнозные значения статей Таблицы. 

3.      По строке 2 формы стресс-тестирования указывается сумма комиссионного вознаграждения по договорам страхования (перестрахования), по которым произошло расторжение (пропорционально к страховой премии).

4.      Для расчета прогнозных значений пруденциальных нормативов необходимо учитывать сумму расходов, связанных с расторжением договора страхования (перестрахования), и сумму расходов по выплате комиссионного вознаграждения по данным договорам.

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

Таблица 5.1

 

Стресс-тестирование по кредитному риску

 

Наименование статьи

Сценарий снижения рейтинговой оценки по финансовым инструментам, перестраховщикам, учитываемых при расчете пруденциальных нормативов

 

Фактическое значение отчетную дату

Прогнозное значение

Убыток/Разница

1

2

3

4

5

1

Фактическая маржа платежеспособности, рассчитанная с учетом классификации активов по качеству и ликвидности в тыс. тенге

 

 

 

2

Минимальный размер маржи платежеспособности

 

 

 

3

Норматив достаточности маржи платежеспособности

 

 

 

4

Сумма высоколиквидных активов в тыс. тенге

 

 

 

5

Норматив достаточности высоколиквидных активов

 

 

 

 

Примечание:

 

1. Для проведения данного стресс-тестирования необходимо осуществить расчет норматива достаточности маржи платежеспособности и расчет норматива достаточности высоколиквидных активов страховой (перестраховочной) организации (далее – расчеты) с учетом снижения рейтингой оценки финансовых инструментов, перестраховщиков, учитываемых при расчете пруденциальных нормативов на 1 пункт (one notch) (уан ноч). Снижение рейтинговой оценки осуществляется по тем строкам расчетов, по которым установлено требование по рейтинговым оценкам, в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2016 года № 304 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации и страховой группы и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, требований к приобретаемым страховыми (перестраховочными) организациями, дочерними организациями страховых (перестраховочных) организаций или страховых холдингов акциям (долям участия в уставном капитале) юридических лиц, перечня облигаций международных финансовых организаций, приобретаемых страховыми холдингами, минимального требуемого рейтинга для облигаций, приобретаемых страховыми холдингами, и перечня рейтинговых агентств, а также перечня финансовых инструментов (за исключением акций и долей участия в уставном капитале), приобретаемых страховыми (перестраховочными) организациями», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14794.

2. Фактическая маржа платежеспособности является наименьшей из двух величин, рассчитанных с учетом статей капитала и с учетом их классификации по качеству и ликвидности после снижения рейтинговой оценки финансовых инструментов, перестраховщиков, учитываемых при расчете пруденциальных нормативов на 1 пункт (one notch) (уан ноч).

3. По паям, имеющим рейтинговую оценку рейтингового агентства Morningstar (Морнинстар), необходимо снизить оценку на 1 звезду.

4. Минимальный размер маржи платежеспособности страховой (перестраховочной) организации должен увеличиваться на сумму премий, передаваемых (переданных) в перестрахование страховым (перестраховочным) организациям - резидентам и нерезидентам Республики Казахстан по действующим договорам перестрахования, в зависимости от сниженной рейтинговой оценки перестраховщика или значения норматива достаточности маржи платежеспособности перестраховочной организации-резидента Республики Казахстан на предыдущую отчетную дату.

5. В комментариях к стресс-тестированию по риску снижения рейтинговой оценки финансовых инструментов, перестраховщиков, учитываемых при расчете пруденциальных нормативов, указывается основная причина образования убытка по итогам проведения стресс-тестирования (разницы между фактическими и прогнозными значениями пруденциальных нормативов).

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

Таблица 5.2

 

Наименование класса страхования

Сценарий несвоевременного осуществления выплаты перестраховщиком

 

Номер договора страхования

Страхователь

Перестраховщик

Лимит ответственности (страховая сумма)

Сумма ответственности перестраховщика

5% от суммы ответственности перестраховщика

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого убыток:

 

Норматив достаточности маржи платежеспособности после стресс-тестирования

 

Норматив достаточности высоколиквидных активов после стресс-тестирования

 

 

Примечание:

 

1. В столбцах 1-6 указывается информация по договору перестрахования с наибольшей страховой суммой. По данному договору перестрахования сумма ответственности, переданной перестраховщику, в размере 5% обнуляется. 

2. Норматив достаточности маржи платежеспособности и норматив достаточности высоколиквидных активов рассчитывается с учетом вычета суммы ответственности перестраховщика по договору перестрахования в размере 5%.

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

Таблица 5.3

 

Наименование страхователя

Сценарий с учетом вероятности дефолта (перестраховочной организации)

 

Номер договора (полиса) страхования и (или) дополнительного соглашения

Наименование перестраховщика

Резерв незаработанных премий

Кредитный рейтинг перестраховщика

Вероятность дефолта (PD) в соответствии с Таблицей вероятности дефолта

Убыток по выбранному сценарию (EL) (в тенге)

Резерв незаработанных премий с учетом вероятности дефолта (PD) 

1

2

3

4

5

6

7 = 4*6

8 = 4+7

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

Норматив достаточности маржи платежеспособности после стресс-тестирования

 

Норматив достаточности высоколиквидных активов после стресс-тестирования

 

 

Примечание:

 

1. Расчет по кредитному риску перестраховщика осуществляется согласно Таблице вероятности дефолта (PD) посредством снижения рейтинга перестраховщика на 1 категорию и, соответственно, возможное влияние на показатели пруденциальных нормативов страховой организации:

 

S&P, Fitch

Moody’s

PD в %

ААА

Ааа

0

АА+

Аа1

0

АА

Аа2

0

АА-

Аа3

0

А+

А1

0

А

А2

0,06

А-

А3

0,1

ВВВ+

Ваа1

0,14

ВВВ

Ваа2

0,18

ВВВ-

Ваа3

0,48

ВВ+

Ва1

0,76

ВВ

Ва2

1,06

ВВ-

Ва3

2,44

В+

В1

3,82

В

В2

5,2

В-

В3

10,07

ССС+

Саа1

14,93

ССС

Саа2

19,79

ССС-

Саа3

46,52

С

Са

73,26

D

D

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий к стресс-тестированию

 

 

 

 

 

 

Наименование _________

Адрес ________________________________

Телефон ________________________________________

Адрес электронной почты _____________________________________________

 

Первый руководитель или лицо, уполномоченное им на подписание стресс-тестирования
____________________________________________________ _______________
фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон
 

Руководитель подразделения по управлению рисками
____________________________________________________ _______________
фамилия, имя и отчество (при его наличии) подпись, телефон
Дата «____» ______________ 20__ года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к форме стресс-тестирования

по рискам

 

Пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных

 

Стресс-тестирование по рискам (индекс – 1-STRESS-TEST, периодичность – ежеквартальная)

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Настоящее пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных (далее – Пояснение) определяет единые требования по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных «Стресс-тестирование по рискам» (далее – Форма).
  2. Форма заполняется организацией ежеквартально по состоянию на конец отчетного периода.
  3. Страховые (перестраховочные) организации, осуществляющие деятельность по отрасли «общее страхование», заполняют Таблицы 1 - 3, 4.1, 4.3, 5.1 - 5.3 Формы.
  4. Страховые (перестраховочные) организации, осуществляющие деятельность по отрасли «страхование жизни», заполняют Таблицы 1 - 3, 4.1 - 4.3, 5.1 Формы.
  5. Единица измерения, используемая при заполнении Формы, устанавливается в тенге и в процентах (до второго знака после запятой). Сумма менее 500 (пятисот) тенге округляется до 0 (нуля), а сумма, равная 500 (пятистам) тенге и выше, округляется до 1000 (тысячи) тенге.
  6. Форму подписывают первый руководитель или лицо, уполномоченное им на подписание Формы, а также руководитель подразделения по управлению рисками.