Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственно-частного партнерства»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 01/08/2022 04:52:38
Публичное обсуждение до: 22/08/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения: 25/08/2022 10:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/08/2022 15:00:00
Приложенные документы:

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики

Основанием необходимости разработки консультативного документа регуляторной политики являются поручения Главы государства.
В своем Послании народу Казахстана «НОВЫЙ КАЗАХСТАН: ПУТЬ ОБНОВЛЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ» 16 марта 2022 года, Президентом Республики Казахстан поставлены следующие задачи:
 «На системном уровне нужно искоренить чрезмерную бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны. (…)
Кроме того, следует срочно приступить к разработке нового пакета структурных реформ в экономике и государственном управлении с учетом стратегии политической модернизации.
Фундамент Нового Казахстана должен базироваться на гармоничном сочетании политических и экономических реформ.
Это обеспечит поступательный прогресс нашей страны и повышение уровня жизни граждан.»
Президент Казахстана на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан, прошедшего 10 июля 2020 года, выразил обеспокоенность относительно обязательств государства при реализации проектов 
государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). В частности, Глава государства отметил, что более 90 % стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства. Причем около 30 % выплат всех обязательств предстоит в ближайшие годы.
На встрече с представителями бизнеса 21 января 2022 года Глава государства К. К. Токаев отметил: «Еще одним направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственно-частного партнерства. Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством».
Также 1 февраля 2022 года Глава государства, выступая по вопросам противодействия коррупции, дал следующее поручение: «… необходимо усилить антикоррупционный контроль в сфере государственно-частного партнерства. По результатам работы Правительство должно рассмотреть вопрос кардинального обновления закона 
«О государственно-частном партнерстве».
В Концепции инвестиционной политики РК до 2026 года, утвержденной постановлением правительства РК от 15 июля 2022 года № 482 (далее – Концепция инвестиционной политики), с учетом анализа текущей ситуации, глобальных трендов и заложенного в Концепции видения инвестиционного развития и основных принципов для достижения поставленной цели одним из направлений реализации задач предполагается содействие росту инвестиционной активности частного сектора, в том числе через привлечение инвестиций к проектам ГЧП.
«В Республике Казахстан реализация проектов ГЧП будет осуществляться исключительно в конкурентной среде с соблюдением принципа прозрачности и открытости.
В данном направлении также будет пересмотрен подход к механизму прямых переговоров, в том числе по усилению оснований инициирования и поэтапному переходу к конкурсному отбору частного партнера при частной финансовой инициативе.
Кроме того, в соответствии с поручением Главы государства предстоит выработать новые современные подходы к государственному частному партнерству.
При планировании проектов ГЧП как республиканских, так и местных с учетом уровня нагрузки на бюджет будут определены схемы реализации проектов: бюджетный инвестиционный проект, бюджетные инвестиции, бюджетный кредит или ГЧП с дальнейшим формированием сводного Pipeline проектов ГЧП. Наличие сводного перечня позволит оптимизировать процесс планирования выплат государственных обязательств, в том числе по проектам ГЧП. Тем самым будет обеспечена приоритизация проектов ГЧП, в основе которой будет заложен принцип соответствия стратегическим целям развития страны и потребностям общества.»
Концепцией инвестиционной политики предусмотрен также ряд иных вопросов, которые будут урегулированы новым законопроектом.
В ходе совещания по новым подходам к механизмам государственно-частного партнерства под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилова А.А. (Протокол № 20-04/ от 14 апреля 2022 года), Министерству национальной экономики совместно с министерствами финансов, юстиции, агентствами по стратегическому планированию и реформам (по согласованию), по защите и развитию конкуренции (по согласованию), АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (по согласованию) было дано протокольное поручение по выработке  конкретных предложений по ряду вопросов, включая объединение законов «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях».
В рамках исследования, осуществленного АО «Казахстанский центр ГЧП» в 2021 году на тему «Выработка рекомендаций по развитию институциональной среды и методологии ГЧП (4 этап)», основанного на анализе международного опыта в сфере сотрудничества государства и бизнеса, а также действующего законодательства Республики Казахстан в области ГЧП, были сделаны следующие выводы.
Существующая система нормативного регулирования отношений в области государственно-частного партнерства, состоящая из двух базовых, частично дублирующих друг друга законов «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», а также множественных иных законодательных актов, предусматривающих отраслевые особенности ГЧП и концессии, и, соотвественно, десятков подзаконных актов, громоздка в правоприменительной практике, что порождает ошибки и возможность неоднозначного, некорректного толкования норм права. В целях снижения рисков применения законодательства, а также в целях исполнения Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана 16 марта 2022 года, полагаем целесообразным пересмотреть данную систему, унифицировать законы, уменьшить количество нормативных правовых актов в сфере ГЧП.
В текущих условиях бюджетной ограниченности необходима дальнейшая проработка вопросов предоставления нефинансовых инструментов стимулирования частного партнера для обеспечения коммерциализации проектов ГЧП, и не менее важно установление правильного паритета обязательств государства и бизнеса. Необходимо избежать накопления обязательств, связанных с ГЧП, отдавать приоритет проектам, которые могут окупиться за счет рынка либо за счет тарифов на оказание услуги. Повсеместное применение механизма ГЧП обуславливает совершенствование норм законодательства по расширению применения арбитража, как привлекательного для инвесторов способа разрешения споров в проектах ГЧП. Необходимо дать возможность инвестору самостоятельно выбирать: в какой суд обращаться (государственный или арбитраж, инстанции МФЦА), что позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов ГЧП. В результате снимутся существующие ограничения в ГЧП и создастся законодательная база, направленная на широкое применение механизмов ГЧП и снижение бюджетной нагрузки с привлечением частного сектора. Проекты ГЧП должны быть ориентированы на продуктивность товаров, работ и услуг, которая приводит к экономической эффективности, необходимо принимать во внимание воздействие на смежные отрасли экономики.
Предлагаются также меры по усовершенствованию нормативного регулирования в части уточнения признаков ГЧП и видов договоров ГЧП для четкого разграничения с договорами государственных закупок и иными сделками с государственным имуществом. Кроме того, в целях обеспечения максимального вовлечения общественности в работу по разработке, планированию и реализации проектов ГЧП, обеспечения гласности и прозрачности процессов, предлагается ввести цифровизацию процессов.

 


 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование

 


 

Проблемный вопрос Основные причины возникшей проблемы Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы
1 Некорректное применение нормативных правовых актов из-за сложной структуры НПА в сфере ГЧП. Сложная система НПА в сфере ГЧП, включающая два, частично дублирующих друг друга закона «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», десятки иных законодательных и подзаконных актов.

Планирование и реализация концессионных проектов осуществляется отдельно от проектов ГЧП. В целом, тексты законов дублируют друг друга: общие положения в части мер государственной поддержки, содержания конкурсной документации, порядка проведения конкурса по выбору частного партнера, по содержанию договора и др.  Имеются точечные нормы, конфликтующие друг с другом: например, в части эксплуатации объекта, объект концессии может эксплуатироваться только в соответствии с его назначением, в то время как в ГЧП эксплуатационный этап может содержать только техническое обслуживание объекта, обеспечение инфраструктурной доступности, в то время как функциональная эксплуатация осуществляется государственным партнером. В этой связи, необходимо отрегулировать взаимосвязь и приоритет норм законов.

Кроме того, разница в отдельных положениях, например, в квалификационных требованиях о наличии собственных средств у участника конкурса (10% – по проектам концессии и 20% – по ГЧП), при том, что концессия является видом ГЧП, может повлечь риски некорректного применения того или иного закона.

Объединение законов также необходимо в целях предотвращения риска коллизии норм права и риска применения норм права не того закона или подзаконного акта, в рамках дальнейшего упрощения процедур применения механизма ГЧП, оптимизации и унификации законодательства в области ГЧП. 
2 Проблемы идентификации отдельных видов договоров ГЧП в виде доверительного управления, аренды. Виды контрактного ГЧП, сходные с  иными сделками с государственным имуществом (доверительное управление, аренда, лизинг и т.д.)

Неоднократные обращения потенциальных государственных и частных партнеров с просьбой разъяснения различий данных видов контрактного ГЧП от сделок с государственным имуществом.

Например, НПП РК «Атамекен» в письме № 04042/11 от 14.06.2022 указывает, что вид контракта «доверительное управление госимуществом без компенсации инвестиционных затрат (далее – КИЗ)» уже предусмотрен Законом
«О государственном имуществе», правилами передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), др.

Полагаем необоснованным отождествление понятий «доверительное управление госимуществом без компенсации инвестиционных затрат (далее – КИЗ)» и «доверительное управление госимуществом без инвестиций».

Доверительное управление является одним из способов реализации проекта ГЧП, который должен отвечать обязательным признакам, установленным статьей 4 Закона о ГЧП, включая, например, внесение инвестиций частным партнером.  При этом, договоры ГЧП с доверительным управлением могут включать компенсацию операционных затрат, вознаграждение за управление, плату за доступность, в отличие от договора доверительного управления государственным имуществом, заключенным на основании Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе». Отсутствие в проекте ГЧП КИЗ не означает отсутствие инвестиций частного партнера.
3 На практике имеет место сложность определения способа реализации государственного инвестиционного проекта посредством ГЧП или иным образом.  Отсутствие жестких и оцениваемых критериев отбора проектов ГЧП.

 

По результатам оценки реализации проектов, а также проверок, проведённых уполномоченными органами, были выявлены случаи, когда применение ГЧП являлось не обоснованным и не эффективным.

Вопрос бюджетной эффективности по отдельным проектам и в целом по применению института ГЧП поднимался на уровне проверок контрольно-надзорными органами, а также на уровне Президента Республики Казахстан. На расширенном заседании Правительства Республики Казахстан, прошедшем 10 июля 2020 года, Глава государства выразил обеспокоенность относительно обязательств государства при реализации проектов ГЧП. В частности, было отмечено, что более
90 % стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства. Причем около 30 % выплат всех обязательств предстоит в ближайшие годы.

4 Обход процедур и ограничительных мер государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом. Отсутствие четких критериев разграничения проектов ГЧП от государственных закупок и иных сделок с государственным имуществом.

На сегодняшний день наблюдаются факты заключения мнимых сделок посредством проведения государственных закупок под видом договора ГЧП.

На встрече с представителями бизнеса 21 января 2022 года Президент Республики Казахстан также отметил: «Еще одним направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственно-частного партнерства. Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством».

В отличии от ГЧП договор госзакупок, включает только строительство объекта (без эксплуатации), или только закупку услуг (без создания объекта) и предусматривает переход рисков, связанных с эксплуатацией объекта на государство в момент передачи имущества.

Вместе с тем, на практике, имеет место разработка проектов по которым разделение рисков партнерами является номинальным: например, первоначальные параметры проекта по созданию центра позитронно-эмиссионной томографии, предусматривали возложение на частного партнера строительства здания, поставки и монтажа оборудования (инвестиционный период) и исключительно обеспечение технической готовности оборудования к эксплуатации в течение 7 лет (эксплуатационный период), иные риски эксплуатации центра принимал на себя государственный партнер. При этом производитель оборудования предоставлял в рамках договора поставки гарантийное техническое обслуживание на 7-летний период. Таким образом, данный проект по содержанию отвечает признакам государственных закупок.
5 Некачественная подготовка документов проекта ГЧП на стадии планирования. Отсутствие на законодательном уровне обязанности создания межведомственной проектной группы (далее – МВПГ) с привлечением специалистов всех заинтересованных структур, органов, организаций, экспертов.  Допускаются срывы долгосрочных проектов ввиду некорректного планирования проекта, ошибок или недоработок проектной документации (бизнес-план, финансово-экономическая модель, матрица рисков, проект договора и т.д.).
6 Несвоевременная актуализация информации по проектам ГЧП и недостаточная осведомленность инвесторов о ГЧП в стране. Отсутствие оперативных механизмов взаимодействия между Центром ГЧП, ЦГО и ведомствами Республики Казахстан, внешними консультантами. Негативное влияние на качество подготовки и реализации проектов ГЧП, а следовательно, низкий уровень конкуренции и отсутствие должного обеспечения оптимального соотношения цены и качества проектов для Казахстана.
7 Некачественное планирование и формирование конкурсной документации. Применимость конкурса двухэтапных процедур исключительно к уникальным и технически сложным проектам.  Применение одноэтапных процедур, не позволяющих осуществить выбор наилучших технических решений для проекта, предусматривающего строительство (создание) объекта ГЧП.

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы

Видение разработчика
1. Объединение законов «О государственно-частном партнерстве» (внесение изменений и дополнений) и 
«О концессиях» (признать утратившим силу).
Возможные положительные последствия: исключение дублирующих норм, упрощение правоприменительной практики, уменьшение количества подзаконных актов в сфере ГЧП в два раза.
Выгоды для участников регулируемых процессов: снижение рисков некорректного использования законодательства, повышение качества проектов.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
Дополнительные затраты: не требуются
2. Введение новой классификации договоров ГЧП, разделение на концессионные, инфраструктурные и сервисные. Исключение иных видов договоров, близких к смешению с другими видами договоров с государственным имуществом. 
Возможные положительные последствия: исключение заключения мнимых сделок, упрощение правоприменительной практики.
Выгоды для участников регулируемых процессов: снижение рисков некорректного использования законодательства.
Выгоды для уполномоченных государственных органов, осуществляющих экспертизу, согласование, контрольно-надзорные функции: наличие четких критериев разграничения схожих для выявления мнимых сделок 
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
Дополнительные затраты: не требуются
3. Изменение подходов применения двухэтапных и одноэтапных конкурсов. Предлагается перевести все проекты ГЧП, предусматривающие строительство (создание) объекта ГЧП (концессия) на двухэтапные процедуры выбора частного партнера.
Возможные положительные последствия: качественная разработка проекта ГЧП, конкурсной документации, с выбором наилучшего технико-технологического решения.
Выгоды для участников регулируемых процессов: снижение риска срыва проекта, достижение целевых индикаторов, получение социально-экономических эффектов, запланированной прибыли.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
Дополнительные затраты: не требуются
4. Пересмотр порядка формирования, реализации и изменения договора ГЧП.
Возможные положительные последствия: повышение качества формирования договора ГЧП, снижение рисков срыва реализации проекта в связи с ошибками договора ГЧП.
Выгоды для участников регулируемых процессов: снижение риска срыва проекта, достижение целевых индикаторов, получение социально-экономических эффектов, запланированной прибыли.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
Дополнительные затраты: не требуются
5. Цифровизация бизнес-процессов ГЧП.
Возможные положительные последствия: обеспечение гласности и прозрачности всех процессов инициирования и планирования проектов ГЧП, повышение качества планирования и разработки проектов, обеспечение общественного контроля.
Выгоды для участников регулируемых процессов: снижение коррупции, достижение высоких социально-экономических эффектов.
Возможные негативные последствия: отсутствуют.
Дополнительные затраты (уполномоченный государственный орган): закупка услуг по разработке сайта, интеграции с информационными ресурсами государственных органов.
Затраты пользователей (частные и государственные партнеры, инвесторы, выгодоприобретатели, заинтересованные органы и организации): снижение расходов за счет замены бумажного документооборота на электронный, экономия человеко-часов за счет цифровизации процессов разработки, экспертизы, согласования, конкурса и т.д. 
 
Общий прогноз финансово-экономических последствий принятия предлагаемых решений:
Финансово-экономические последствия:
1) для соответствующего бюджета – количественного изменения объема прямых и косвенных доходов и расходов не прогнозируется. Повышение качества планирования бюджетной нагрузки, а также снижение риска увеличения финансовых обязательств в следствие дефолта проектов;
2) для правоприменителей и иных субъектов реализации (стейкхолдеров) - количественного изменения объема доходов и расходов не прогнозируется;
3) развитие конкуренции, снижение риска коррупции, недобросовестной конкуренции, улучшение инвестиционного климата, повышение доверия потенциальных кредиторов, снижение безработицы, улучшение качества ТРУ, предоставляемых населению.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив)

отсутствуют.


 

5. Целевые группы для публичного обсуждения

граждане, центральные и местные исполнительные органы, субъекты предпринимательства, НПП «Атамекен», саморегулируемые организации, АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».
Государственные органы являются ключевыми участниками по реализации вводимых норм.
Все вышеперечисленные субъекты являются основными субъектами, применяющими в своей деятельности вводимые нормы.
Консультации будут проводиться с гражданами, представителями предпринимательства, квазигосударственного сектора, государственных органов.

 


 

6. Способы уведомления целевых групп

обсуждение на портале «Открытые НПА», пресс-релиз на сайтах Министерства национальной экономики Республики Казахстан, АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», в социальных сетях «Facebook», «Telegram», «Twitter», адресная рассылка целевым группам.


 

7. Способ публичного обсуждения

размещение информационного сообщения в СМИ, а также размещение КДРП и прилагающих к нему материалов на интернет-портале «Открытые НПА». Направление в НПП и экспертные советы уведомления о размещении КДРП на интернет-портале открытых НПА для получения экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами. Проведение публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА».


 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования

 


 

Текущая ситуация Международный опыт Предлагаемое регулирование
1

Сложная система правового регулирования в сфере ГЧП – одновременное действие Закона Республики Казахстан
«О государственно-частном партнерстве» и
«О концессиях». Учитывая, что концессии являются одним из видов ГЧП, нормы указанных законов в большей части дублируют друг друга, сферой регулирования является сходный круг правоотношений, что порождает проблемы правоприменительной практики в части выбора применяемого закона. Кроме того, двойное регулирование на уровне законодательных актов порождает двойную систему подзаконных документов: Правила планирования и реализации проектов ГЧП, аналогичные правила в отношении концессионных проектов, методики, порядок передачи объекта в государственную собственность и т.д. Имеет место неоднозначное толкование преимущественной силы того или иного закона в отношении концессии.

Помимо изложенного следует отметить, что Закон о ГЧП был принят в 2015 году. Институт ГЧП являлся на тот момент принципиально новым видом правоотношений, ранее в стране отсутствовали регуляторные акты. За время его действия накоплен определенный опыт, исследование которого дает возможность внесения существенных корректировок в НПА. 

Бенчмаркинг развития инфраструктуры 2020, проведенный по инициативе Группы Всемирного банка по финансированию инфраструктуры, ГЧП и гарантиям (IPG) , обновляет оценку ГЧП в 140 странах (далее – Бенчмаркинг 2020). Бенчмаркинг 2020 показал, что надлежащая и эффективная нормативно-правовая база по-прежнему имеет решающее значение для обеспечения стратегического и эффективного осуществления инвестиций в инфраструктуру. 
В 2018 году в общей сложности 104 из 140 стран (74 процента) внесли некоторые изменения, которые повлияли на их правила ГЧП. Например, Испания приняла новый закон о государственных закупках, который также регулирует концессии.  В 2017-2018 годах в Ливане, в Республике Чад, в Грузии были приняты новые законы о ГЧП, что привело к значительному улучшению качества их нормативно-правовой базы, измеряемой с помощью Бенчмаркинга развития инфраструктуры 2020. Наконец, в 87 странах реформы продолжались или планировались после даты окончания опроса 30 июня 2019 года. 

 

 

Внесение поправок в Закон Республики Казахстан 
«О государственно-частном партнерстве» и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования концессионных проектов. 
Признание утратившими силу Закон Республики Казахстан «О концессиях» и подзаконных НПА в сфере регулирования концессий.
Внесение изменений и дополнений в иные нормативные правовые акты в целях унификации нормативного регулирования сделок ГЧП и концессии.
2 Действующим Законом Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» предусмотрено, что контрактное ГЧП может осуществляться посредством заключения договоров ГЧП, в том числе в следующих видах:
1) концессии; 
2) доверительного управления государственным имуществом;
3) имущественного найма (аренды) государственного имущества;
4) лизинга;
5) договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, 
опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
6) контракта жизненного цикла;
7) сервисного контракта;
8) иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.
Вышеизложенная классификация допускает неоднозначное толкование в правоприменительной практике и влечет проблемы идентификации отдельных видов договоров в сопоставлении с иными договорами с государственным имуществом (доверительное управление, лизинг, аренда).
В международной практике применяются следующие основные типы инвестиционных моделей ГЧП: 
 Build – Operate – Transfer (строительство – эксплуатация – передача) (BOT);
 Build – Transfer – Operate (строительство – передача – эксплуатация) (BTO);
 Build – Own – Operate (строительство – владение – эксплуатация) (BOO);
 Build – Transfer – Lease (строительство – передача – аренда) (BTL);
 Build – Lease – Transfer (строительство – аренда – передача) (BLT).
Пример – новый закон о ГЧП Вьетнама от 2020 года.
Таким образом, в отличие от иных договоров с государственным имуществом, проекты ГЧП включают в себя стадию строительства (либо существенной реконструкции, модернизации) объекта и его эксплуатации, что позволяет возложить технические эксплуатационные риски на сторону, создавшую объект. 
 
Введение новой классификации договоров ГЧП, исключающей смешение с иными договорами с государственным имуществом, введение отличительных идентификационных признаков.
Данная мера также позволит исключить возможность обхода процедур государственных закупок посредством ГЧП.
3 Анализ правоприменительной практики показывает, что большинство срывов долгосрочных проектов, не только ГЧП, связаны, в первую очередь, с неправильным планированием проекта, ошибками или недоработками документации (бизнес-план, ФЭМ, матрица рисков, проект договора и т.д.). Качество разработки проекта ГЧП должно быть обеспечено посредством повышения квалификации специалистов потенциальных партнёров и привлекаемых ими консультантов. 
На сегодняшний день также наблюдаются несвоевременная актуализация информации по проектам ГЧП и недостаточная осведомленность инвесторов о ГЧП в стране, отсутствие оперативных механизмов взаимодействия между Центром ГЧП, министерствами и ведомствами Республики Казахстан, внешними консультантами. 
Одним из способов выявления наилучших условий проекта является предоставление потенциальному частному партнеру права по изменению предложения государственного партнера или инициирование проекта с правом внесения поправок, если конкурсные заявки иных потенциальных частных партнеров более привлекательны. Такая система более прозрачна и определенно более обоснована с точки зрения бюджетных инвестиций, поскольку предполагает выбор проекта на наиболее выгодных условиях и равное положение участников конкурса. Такая система применяется, например, в Италии, Аргентине. Предлагается пересмотреть подходы к существующей системе конкурсов по определению частного партнёра. 
Проекты контрактного ГЧП, которые будут включать проектирование и строительство (модернизацию, реконструкцию) объекта ГЧП предлагается осуществлять только через двухэтапный конкурс независимо от сложности и уникальности. Это обеспечит более высокий качественный уровень разработки конкурсной документации с учётом альтернативных предложений по проектам, которые ранее осуществлялись по одноэтапному конкурсу. По одноэтапному конкурсу предлагается выбирать частного партнера только в случаях, когда имеется в наличии акутальное ТЭО/ПСД.
Кроме того, для обеспечения объективного всестороннего рассмотрения проекта, предлагается на законодательном уровне обязать потенциального государственного партнёра создавать межведомственную проектную группу.
Также предлагается перевести все процессы планирования и реализации проектов ГЧП на цифровую платформу с обеспечением доступа к информации для общественности, заинтересованных лиц.
Публичность процессов, возможность мониторинга со стороны общественных организаций, третьих лиц должна способствовать повышению качества проекта.

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты

 


 

Текущие показатели Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)
1 Низкая квалификация ответственных сотрудников в области ГЧП, ответственных за планирование и реализацию проектов ГЧП. До 10 единиц сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, вовлеченных в планирование и реализацию проектов ГЧП и сертифицированных в соответствии с международными стандартами. До 20 единиц сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, вовлеченных в планирование и реализацию проектов ГЧП и сертифицированных в соответствии с международными стандартами. До 30 единиц сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, вовлеченных в планирование и реализацию проектов ГЧП и сертифицированных в соответствии с международными стандартами. До 40 единиц сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, вовлеченных в планирование и реализацию проектов ГЧП и сертифицированных в соответствии с международными стандартами. До 50 единиц сотрудников государственных и квазигосударственных организаций, вовлеченных в планирование и реализацию проектов ГЧП и сертифицированных в соответствии с международными стандартами.
2 Некорректное применение нормативных правовых актов из-за сложной структуры НПА в сфере ГЧП. 
Внесение изменений и уточнений в 5 методик:
• Методика распределения и оценки рисков между государственным и частным партнерами;
• Методика отбора проектов ГИП;
• Методика реализации программного ГЧП;
• Методика оценки социально-экономической эффективности ГЧП;
• Методика определения стоимости создания объекта ГЧП, суммарной стоимости гос. поддержки (включая методику гарантии потребления), источников возмещения затрат и получения доходов. 
Разработка не менее 2 методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка не менее 2 методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка не менее 2 методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год. Разработка не менее 2 методических рекомендаций (рекомендательный характер) в год.
3 Наличие договоров, имеющих признаки государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом. Использование новой классификации договоров ГЧП в 100% планируемых проектах ГЧП: концессионные, инфраструктурные и сервисные.  Отсутствие договоров ГЧП, имеющих признаки государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом. Отсутствие договоров ГЧП, имеющих признаки государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом. Отсутствие договоров ГЧП, имеющих признаки государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом. Отсутствие договоров ГЧП, имеющих признаки государственных закупок, а также сделок с государственным имуществом.
4 Низкое качество проработки проектов ГЧП
(в 2021 г.  расторгнуто 23 договора ГЧП).
Снижение количества расторгнутых договоров ГЧП на 10% в год относительно показателя 2022 года. Снижение количества расторгнутых договоров ГЧП на 10% в год относительно показателя 2023 года. Снижение количества расторгнутых договоров ГЧП на 10% в год относительно показателя 2024 года. Снижение количества расторгнутых договоров ГЧП на 10% в год относительно показателя 2025 года. Снижение количества расторгнутых договоров ГЧП на 10% в год относительно показателя 2026 года.
5 Отсутствует единая цифровая платформа для проведения процедур ГЧП. Запуск пилотной версии платформы.

Переход процессов инициирования и планирования проектов ГЧП в цифровой формат:

  1. 1.  республиканских проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов;
2. местных проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов.

Осуществление процессов инициирования и планирования проектов ГЧП в цифровом формате:

  1. 1. республиканских проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов;
2. местных проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов.

Осуществление процессов инициирования и планирования проектов ГЧП в цифровом формате:

  1. 1. республиканских проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов;
2. местных проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов.

Осуществление процессов инициирования и планирования проектов ГЧП в цифровом формате:

  1. 1. республиканских проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов;
2. местных проектов ГЧП – 100% инициируемых и планируемых проектов.
6 Отсутствует единая цифровая платформа для формирования реестра проектов ГЧП для актуализации информации, сбора и анализа статистических данных. 

Переход на электронный формат сбора и анализа данных:

  1. инициируемых и планируемых проектов ГЧП – 100%;
реализуемых проектов – 10%. 

Переход на электронный формат сбора и анализа данных:

  1. инициируемых и планируемых проектов ГЧП – 100%;
реализуемых проектов – 20%.

Переход на электронный формат сбора и анализа данных:

  1. инициируемых и планируемых проектов ГЧП – 100%;
реализуемых проектов – 30%.

Переход на электронный формат сбора и анализа данных:

  1. инициируемых и планируемых проектов ГЧП – 100%;
реализуемых проектов – 40%

Переход на электронный формат сбора и анализа данных:

  1. инициируемых и планируемых проектов ГЧП – 100%:
реализуемых проектов – 50%.

 

Комментарий

Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінің "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорны

1. Основания разработки Консультативного документа... посмотреть текст 25/08 - 11:15

Заключение Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан на КДРП к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственно-частного партнерства»


Прикреплённые файлы:     Заключение ИЗПИ.pdf

22/09 - 20:26

Благодарим за комментарий! Ваши замечания и предложения будут учтены в дальнейшей работе по внесению изменений и дополнений в законодательство в области ГЧП.