Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Консультативный документ регуляторной политики касательно внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира

Краткое содержание:
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: КДРП
Дата создания: 02/09/2022 12:05:49
Публичное обсуждение до: 23/09/2022
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

Консультативный документ регуляторной политики

касательно внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира

 

1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:

 

Мировой опыт показал, наиболее надежный путь охраны животного мира - организация эффективного охотничьего хозяйства. Совмещение охраны животных с экономической рентабельностью использования в Северной Америке, Западной Европе и в ряде африканских стран привело к поразительным результатам в воспроизводстве и сохранении диких животных, постоянно поддерживаемой на наивысшем уровне численности, соответствующем предельной емкости угодий.

Нужно осознать также, что при всевозрастающем антропогенном прессе сохранить биоразнообразие запретами охоты и посредством создания только особо охраняемых природных территорий (ООПТ) нереально. Наиболее надежный путь охраны животного мира - организация эффективного охотничьего хозяйства, в сочетании с государственной системой контроля и развитием сети ООПТ.

Не менее важным направлением охотничьей отрасли является вольерное разведение животных. Фермерское разведение диких копытных могло бы стать важнейшим элементом охотничьего и сельского хозяйства (альтернативным традиционному животноводству), а также экологического туризма в Казахстане. К тому же это наиболее реальный путь сохранения и восстановления ценнейших биологических ресурсов.

Процесс ведения фермерского хозяйства, дичеразведения требуют значительных финансовых вложений. Во всех странах Европы практикующим дичеразведение государством предусматривается субсидирование. При этом, поддержка со стороны государства необходима только в начале деятельности, а затем хозяйство перейдет на самоокупаемость.

В отличие от многих стран, у нас неограниченные возможности для размещения охотничьих парков – заброшены и никак не используются миллионы гектаров пахотных земель, не говоря уже о кустарниковых пустошах.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, животный мир принадлежит государству.

На субъекты охотничьего хозяйства возложены обязанности по охране и воспроизводству животного мира. Они обременены различными платежами (за лесопользование, за изъятие объектов животного мира, за внутрихозяйственное охотоустройство и другие). На них возложены обязанности по охране и воспроизводству охотничьих, а также редких и исчезающих видов животных. Существует явный экономический и правовой перекос, не позволяющий вести устойчивый бизнес в этой хозяйственной сфере. В республике экономические показатели охотхозяйственной деятельности не достигли самоокупаемости и абсолютное большинство охотничьих хозяйств являются убыточными. 

Согласно статистическим данным, затраты на ведение охотничьего хозяйства в 6,6 раз превышают доходы от охотохозяйственной деятельности. Субъекты охотничьего хозяйства направляют ежегодно на развитие охотхозяйственной деятельности 2,3-2,8 млрд. тенге, а также в республиканский бюджет в виде платежей за пользование животным миром 150,0-190,0 млн. тенге.

Законопроектом планируется внести поправки в законодательство Республики Казахстан по следующим направлениям:

1) совершенствование механизма управления охотохозяйственной отраслью;

2) усиления правовой защищенности субъектов охотничьего хозяйства и закрепления за ними права  на возмещение понесённых ими затрат;

3) совершенствование механизма управления популяциями диких животных и их изучения;

4) привлечение частных инвестиций в ООПТ и воспроизводство редких и исчезающих видов животных;

5) развитие иностранного охотничьего туризма;

6) государственная поддержка дичеразведения охотничьих, редких и исчезающих видов диких животных.

Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 84-1 Регламента Правительства Республики Казахстан, внеплановыми законопроектными работами Правительства Республики Казахстан на 2022-2023 годы.

 

2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:

 

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1

Существующий механизм управления охотничьим хозяйством в части определения оптимальных сроков охоты, утверждения лимита на изъятие охотничьих животных, процедура получения разрешения на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию, не позволяет оперативно реагировать на изменения условий обитания диких животных (климатические, антропогенные и другие), на локальные изменения их численности, а также принимать срочные меры при нападении хищников на сельскохозяйственных животных и людей.

 

Утверждение лимита на изъятие охотничьих животных, процедура получения разрешения на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию, перенос сроков охоты, в настоящее время входят в компетенцию уполномоченного орган.

Местный исполнительный орган владеет ситуацией на местах и более оперативно может реагировать на изменения условий обитания диких животных (климатические, антропогенные и другие) и на локальные изменения их численности, а также учитывать интересы предпринимателей и граждан региона. В связи с этим необходимо к его компетенции отнести перенос сроков охоты, утверждение лимитов на изъятие охотничьих видов животных и принятие решение на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию.

2

В республике экономические показатели охотхозяйственной деятельности не достигли самоокупаемости и абсолютное большинство охотничьих хозяйств являются убыточными. Существует явный экономический и правовой перекос, не позволяющий вести устойчивый бизнес в этой хозяйственной сфере.

На субъекты охотничьего хозяйства возложены обязанности по охране и воспроизводству животного мира. Они обременены различными платежами (за лесопользование, за изъятие объектов животного мира, за внутрихозяйственное охотоустройство и другие). На них возложены обязанности по охране и воспроизводству охотничьих, а также редких и исчезающих видов животных, за счет собственных средств.

 

 

В охране животного мира значительную роль играют общественные объединения охотников, на территории которых проводится массовая любительская (спортивная) охота и частные охотохозяйственные организации, за которыми закреплено более половины охотничьих угодий Республики. Общественные объединения охотников и субъекты охотничьего хозяйства осуществляют мероприятия по охране и воспроизводству животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Их потенциал позволяет значительно улучшить систему охраны диких животных. Но при этом необходимо повысить правовую защищенность охотохозяйственных организаций и предусмотреть меры их дальнейшего развития.

3.

Ныне действующий порядок формирования и утверждения лимита не отвечает биологическим основам не истощительного использования животного мира и не позволяет охотничьим хозяйствам управлять охотничьими популяциями диких животных.

В соответствии с действующим законодательством, порядок формирования и утверждения лимита, в настоящее время, основан на долгосрочном прогнозе. Лимит текущего сезона охоты опирается на данные учёта, полученные за 1 год, а по некоторым видам животных – за 1,5-2 года до их изъятия.

При утверждение лимита, данные учёта численности, предоставленные субъектами охотничьего хозяйства обезличиваются и при распределение квот, охотпользователи получают разрешение на изъятие животных, без учёта  результатов по воспроизводству диких животных в их угодъях.

В настоящее время, утверждаемый Министром сельского хозяйства, лимит текущего сезона охоты опирается на данные учёта, полученные за 1 год, а по некоторым видам животных – за 1,5 года до их изъятия. Причём по копытным животным лимит определяется по половым и возрастным категориям популяции (самцы, самки, сеголетки), а основан на данных зимнего маршрутного учёта, т.е. сеголетки ещё не родились. Учётные данные по перелётной дичи подаются ещё до её подлёта и соответственно могут быть представлены только прошлогодние, т.е. за 2 года до её добычи. Численность большинства видов животных подвержена резким колебаниям и во многом зависит от климатических условий. Так если пересыхают водоёмы, то численность ондатры, бобра, выдры, водоплавающей и болотной дичи будет сокращаться. При чередовании оттепелей и морозов в зимний период погибает в большом количестве боровая дичь, зайцы, а при многоснежье и многие копытные и т.п. При желании охотпользователя восстановить численность, он не может закрыть охоту на отдельные виды (куропатка, заяц и др.) или разрешить добычу только сеголеток копытных, запретив добычу самок. Терринспекции требуют освоение лимита, а при его не освоении на следующий год снижают квоту. Субъекты охотничьего хозяйства учёт численности проводят ежегодно. Однако  КЛХиЖМ, при подготовке проекта лимита изъятия охотничьих животных, объеденяет учётные данные в разрезе областей (не по отдельным охот. хозяйствам). А при распределении квот невозможно определить у кого из охотпользователей численность растёт, а кого снижается. В результате добросовестный охотпользователь (вкладывающий средства в охрану и воспроизводство диких животных) не имеет гарантии, что получит квоту в полном объёме и не может планировать добычу охотничьих животных заранее, в том числе и заключать договора с иностранными охотниками, т.к. ежегодно получает квоту добычи по факту.

4.

Государственные памятники природы, государственные природные заказники и государственные заповедные зоны не имеют статуса юридического лица и находятся под охраной государства.

В тоже время финансирование на их содержание не выделяется, а право оперативного управления объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности на особо охраняемой природной территории, не являющейся юридическим лицом, передается природоохранному учреждению или государственному учреждению лесного хозяйства, без дополнительного финансирования.
 

В законодательстве Казахстана не предусмотрено создание частных ООПТ и  в целях привлечения инвестиций, возможность передачи ООПТ без статуса юридического лица под управление частным инвесторам.

Расширение списка, специализирующихся природоохранных учреждений, за счёт частных предприятий в рамках государственного и частного партнёрства позволит привлечь частные инвестиции в охрану особо охраняемых природных территорий.

Данные поправки позволят частным инвесторам заниматься охраной угодий и  дичеразведением  на территории специально выделенных для этого зон ООПТ, повышая их привлекательность для туристов.

При этом статус ООПТ не меняется и все контролирующие функции остаются за государством.

5

Одним из перспективных направлений развития въездного туризма в Казахстане является иностранный охотничий туризм.

Но его развитию мешает ряд законодательных проблем.

 

-необоснованно завышенный платёж за изъятие охотничьих животных в целях проведения охотничьего тура для иностранцев;

- ежегодно возникающей в регионах проблемы с открытием и закрытием охоты, разработкой и утверждением лимита и распределением квот изъятия объектов животного мира;

- запрет на использование луков и арбалетов в охотничьих целя;

- запрет на передачу ведомственного оружия (принадлежащего охотпользователю) охотнику;

- отсутствие в Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему нормы указывающей порядок хранения оружия охотника-туриста, во время проведения охотничьего тура;

- сложная процедура получения ветеринарного разрешения на ввоз и вывоз охотничьих собак;

- ввоз своих ловчих птиц для проведения охоты с ними запрещен;

- наличие нормы, обязывающей иностранных охотников, иметь при себе удостоверение охотника;

- сложная и требующая больших временных затрат процедура получения ветеринарного разрешения на вывоз охотничьих трофеев;

- отсутствие механизма по применению природоохранной инициативы по сохранению редких и исчезающих видов животных на основе их ограниченного использования для организации трофейной охоты с привлечением иностранных охотников-туристов.

 

Необходимо в Законодательство Республики Казахстан внести соответствующие поправки, направленные на создания благоприятных условий для развития охотничьего туризма. В том числе дать возможность выдавать субъектам охотничьего хозяйства квоту на ограниченное использование редких и исчезающих видов животных, численность которых стабильно возрастает в результате охотохозяйственной деятельности.

В Законе Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» ввести нормы, определяющие порядок приобретения и использования оружия охотохозяйственной организацией, а также позволяющие предоставлять охотникам, в том числе и иностранным, охотничье оружие во временное пользование для охоты. А так же, для развития охотничьего туризма разрешить использование лука и арбалета

6

В Казахстане перспективное направление охотничьего хозяйства – дичеразведение практически не получило должного развития.

Отсутствует правовог механизма для привлечения частного инвестора для восстановления численности диких животных путем их искусственного разведения.

 

Опыт целого ряда стран, достигших значительных успехов в сохранении и восстановлении диких животных, прежде всего видов, отнесенных к объектам охоты, а также редких, свидетельствует, что в основе этого лежит государственная поддержка частных инициатив на законодательном, природоохранном и экономическом уровнях. В Казахстане перспективное направление охотничьего хозяйства – дичеразведение практически не получило должного развития, поскольку отсутствует правовой механизм для привлечения частного инвестора для восстановления численности диких животных путем их искусственного разведения.

В этой связи необходимо в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан внесение дополнений в компетенцию уполномоченного в части разработки и утверждения правил субсидирования искусственного разведения диких животных и их выпуска в природу.

Практическое применение данной компетенции уполномоченного органа позволит внедрить финансовый механизм привлечения частного инвестора в процесс развития отрасли экономики-охотничьего хозяйства путем   субсидирования части расходов, понесенных субъектом, осуществляющим разведения животных и их выпуск в природу.

В целях создания благоприятных условий для создания охотничьих ферм, сафари парков, диче-ферм направленных на разведение в вольерах диких животных в том числе и редких, необходимо внести поправки в соответствующие статьи Земельного, Налогового и Экологического кодексов и в Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», направленные на предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков, налоговых льгот и исключение норм, позволяющие чиновникам  постоянно вмешиваться в их предпринимательскую деятельность. Также имеется необходимость внесения дополнений в компетенцию уполномоченного органа в части разработки и утверждения правил субсидирования искусственного разведения диких животных и их выпуска в природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

 

Видение разработчика

Необходимо совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан в сфере охраны, воспроизводства и использования животного мира, охотничьего хозяйства и ООПТ, а также экологического, земельного и иного смежного законодательства по вопросам, касающихся животного мира, для создания устойчивого правового и финансового механизма по охране и воспроизводству животного мира

 

Негативные последствия:

 

 

Положительные последствия:

Совершенствования действующего законодательства в части устойчивого пользования объектами животного мира (интенсивное ведение охотничьего хозяйства, создание охотничьих ферм, развитие иностранного охотничьего туризма, организация спортивной охоты и промысловой добычи) позволит экономить государственные средства на охрану животного мира и среды его обитания, контролировать эпидемиологическую ситуацию среди плотоядных животных и грызунов на больших территориях, а так же снизит пресс со стороны охотников на популяции диких копытных и редких животных, обитающих на воле, создать генетические резерваты в виде вольерных популяций охотничьих и редких диких животных, обеспечить занятость населения в отдалённых от городов, малоперспективных населённых пунктах, создать инфраструктуру для развития экологического, охотничьего туризма и организации отдыха для граждан.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив):

   

Анализ возможных альтернатив не проводилась.

 

5. Целевые группы для публичного обсуждения:

В разделе указывается исчерпывающий перечень целевых групп предполагаемого регулирования, на которых окажут воздействие предлагаемые разработчиком решение проблем.

Целевые группы законодательного регулирования:

Субъекты предпринимательства: природопользователи (охотопользователи), землепользователи, природоохранные учереждения.

6. Способы уведомления целевых групп:

1) адресная рассылка приглашений посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет-ресурсе государственного органа – организатора обсуждения.

3) размещение проекта концепции законопроекта со всеми предлагающимися материалами, в том числе Консультативный документ и предварительный текст законопроекта на интернет-портале открытых нормативных правовых актов и в информационной системе «Е-заңнама»

7. Способ публичного обсуждения:

 

Планируется размещения Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.

 

8. Анализ текущей ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:

 

Текущая ситуация

Международный опыт

Предлагаемое регулирование

 

На субъекты охотничьего хозяйства возложены обязанности по охране и воспроизводству животного мира. Они обременены различными платежами (за лесопользование, за изъятие объектов животного мира, за внутрихозяйственное охотоустройство и другие). На них возложены обязанности по охране и воспроизводству охотничьих, а также редких и исчезающих видов животных. В то же время, охотпользователи наделены минимумом прав и практически беззащитны от вмешательства государственных органов в их деятельность (запрет охоты, изъятие угодий для государственных нужд без компенсации). Существует явный экономический и правовой перекос, не позволяющий вести устойчивый бизнес в этой хозяйственной сфере. В республике экономические показатели охотхозяйственной деятельности не достигли самоокупаемости и абсолютное большинство охотничьих хозяйств являются убыточными.

Охота, любительское рыболовство, охотничье-рыболовный и экологический туризм – важнейшие составляющие культуры и экономики многих стран и нашего государства. Даже экономически развитые страны уделяют большое значение охотничьему хозяйству.

Так в США, например, любительской охотой занимаются около 14 млн человек, любительской рыбной ловлей – 45 млн и 63 млн ведут наблюдение за животными в природе. Они ежегодно вкладывают в экономику страны 100 млрд долл., а их обслуживание создает более 2 млн рабочих мест (Дежкин и др., 2009; Сафонов, 2014). При этом не только не уничтожены, а, напротив, восстановлены ресурсы большинства охотничьих видов животных, и их численность и добыча продолжает возрастать.

В Монголии и Таджикистане таким правом наделена местная власть, в России к компетенции федеральной власти отнесено право управления редкими и исчезающими видами, а охотничьими видами управляют субъекты федерации. В Турции предусмотрено делегирования этого права физическим и юридическим лицам. В большинстве Европейских государств (Англии, Германии, Австрии, Чехии и др.) собственность на животный мир связана с правом землевладения, это связано с тем, что в некоторых государствах Евросоюза практически не осталось государственных земель. Соответственно и количество добычи охотничьих животных определяется землевладельцем и охотхозяйственной организацией.

В Англии, Чехии, Словакии, Австрии, отчасти Германии большинство охотничьих хозяйств представлено огороженными охотничьими угодьями с разведёнными в вольерах животных и небольших по площади охотничьих хозяйств, арендуемых охотничьими коллективами на частных землевладениях.  В Турции, Украине, Белоруссии, России, Западной и Центральной Азии, Канаде, Африки большая часть охотничьих хозяйств организована на государственных землях с различными формами землевладения.

Во многих государствах сочетаются охотничьи хозяйства и охотничьи фермы. На фермах разводят как  охотничьи виды животных так и редких и исчезающих животных, которые являются частной собственностью владельцев ферм и правила пользования этими животными определяет владелец, соблюдая правила гуманного обращения при их содержании и использовании. В Туркмении право собственности на животных, разведённых в вольерах и выпущенные на волю, остаётся за организациями и учреждениями их выпустившими.

Исходя из сложившейся ситуации в различных государствах и различный подход к институционному устройству управлением животного мира, его охране и развитию охотничьего хозяйства.

Совершенствования действующего законодательства в части устойчивого пользования объектами животного мира (интенсивное ведение охотничьего хозяйства, создание охотничьих ферм, развитие иностранного охотничьего туризма, организация спортивной охоты и промысловой добычи) позволит экономить государственные средства на охрану животного мира и среды его обитания, контролировать эпидемиологическую ситуацию среди плотоядных животных и грызунов на больших территориях, а так же снизит пресс со стороны охотников на популяции диких копытных и редких животных, обитающих на воле, создать генетические резерваты в виде вольерных популяций охотничьих и редких диких животных, обеспечить занятость населения в отдалённых от городов, малоперспективных населённых пунктах, создать инфраструктуру для развития экологического, охотничьего туризма и организации отдыха для граждан.

 

 

 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:

 

Текущие показатели

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона)

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона)

 

  Большинство охотничьих хозяйств являются убыточными в связи с  несовершенством законодательства в части устойчивого использования животного мира

 Снижение показателей на 15%

Снижение негативных показателей на 25%

Снижение негативных показателей на 35%

Снижение негативных показателей на 40%

 Снижение негативных показателей на 50%

 

  • 5
  • Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан
  • 1 0
  • 1097
  • 0
  • 0

Комментарий

КУРМАНАЛИ АРСЛАН

Жануарлар дүниесі объектілерін тұрақты пайдалану б... посмотреть текст 13/09 - 08:48 / Подписаться /

Бұл саладағы басты проблемалардың бірі- жер мәселесі. Мемелекеттік инспекция мен орман шаруашылық мамандары, аң шаруашылығымен айналысып отырған ұйымдардың құзырлығы тек сол мекеннің аңы-құсы мен балығына ғана қатысты деп айта отырып, өздерінің көп мәселеде дәрменсіздігін көрсетіп отыр. Яғни тексеруші емес, халықтың назарынан қорғаушы қызыметін атқарып отырғандай. Сол жердің иесі сол жердің елі болғандықтан, жергілікті аңшылар ұйымдарының құрылуы мен жұмыс жасауына өкіметтік ықпал етіп, қауымдастықтың монополялық басқаруын болдырмау қажет!